Оглавление
Введение. 3
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. 5
1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. 5
1.2 Сущность и содержание понятий здоровье и здоровый образ жизни. 11
1.3 Особенности организации физической активности младших школьников как основы здорового образа жизни. 15
2 Кружок «Подвижные игры» как средство формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста. 19
2.1 Подвижные игры в системе физического воспитания. 19
2.2 Подвижная игра – средство воспитания к здоровому образу жизни. 22
2.3 Методика проведения подвижных игр.
3. Опытно – педагогическая работа. 47
3.1 Содержание, организация и методика проведения опытно-педагогической работы
3.2. Анализ результатов опытно-педагогической работы..
Заключение…………………………………………………………….……………
Список использованных источников.
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В последнее десятилетие становятся более заметными отклонения в состоянии здоровья школьников на фоне значительного снижения двигательной активности подростков, их низкой мотивации к урокам физической культуры, росте психоэмоционального напряжения. Поэтому приоритетными задачами физического воспитания школьников являются: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, приобщение подрастающего поколения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Доказано, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека.
Наиболее полно взаимосвязь здоровья и образа жизни выражена в понятии «здоровый образ жизни». В традициях российской педагогики забота о здоровье детей всегда была в центре внимания исследователей. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания детей, особенно начальных классов. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни.
Проблема исследования заключается в поиске условий, при которых занятия кружка будут способствовать формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – процесс формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте посредтвом занятий кружка «Подвижные игры».
Цель - выявить условия, при которых занятия кружка «Подвижные игры» будут способствовать формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Гипотеза: занятия кружка будут способствовать формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте, если:
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников, посещающих кружок;
-работа по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте будет проводиться на диагностической основе;
- занятия кружка будут представлять систему;
- содержание занятий кружка должно быть направлено на формирование здорового образа жизни.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать теоретические положения по заявленной теме.
2. Разработать занятия кружка «Подвижные игры» по спортивно-оздоровительному направлению и проверить их эффективность при проведении опытно-педагогической работы по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
3. Разработать методические рекомендации по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.
Методы исследования
Теоретические – анализ, сравнение, обобщение, теоретических положений.
Эмпирические – наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ полученных результатов ОПР
Практическая значимость работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию здорового образа жизни в младшем школьном возрасте на занятиях кружка.
Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.
Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенно старшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг [7, с. 130].
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [7, с. 131].
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека. Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт.ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [7, с. 132].
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому преподавателю физкультуры необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
Поэтому при занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию «мышечного корсета» и предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал [7, с. 134].
Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова.
Большое значение для развития функции мышления имеют игры, требующие проявления силы, ловкости, быстроты, как самих движений, так и реагирования на различные обстоятельства и ситуации игры. Воспитательное значение подвижных игр велико: в процессе игровой деятельности развиваются буквально все психические функции и качества ребенка: острота ощущений и восприятия, внимание, оперативная память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако такое положительное влияние достигается лишь при правильном педагогическом руководстве играми. Подвижные игры полезны и для развития способностей младших школьников регулировать свои эмоциональные состояния. Интерес к играм связан у детей с яркими эмоциональными переживаниями. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.
Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.
Ознакомившись с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, необходимо обратить внимание на правильную организацию и построение дополнительных занятий физическими упражнениями с детьми младшего школьного возраста. Упражнения должны даваться с учетом физической подготовленности учеников. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Обучение должно носить наглядный характер с простым и доходчивым объяснением.
Нужно обратить особое внимание на формирование правильной осанки у детей и обучение правильному дыханию при выполнении физических упражнений. На занятиях широко использовать подвижные игры, как незаменимое воспитательное средство развития морально-волевых и физических качеств младшего школьника.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [5, с. 172].
Попытаемся раскрыть данное понятие более подробно.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья. Итак, физическое здоровье [13, с. 55]:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье [13, с. 56]:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека [13, с. 57].
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе [13, с. 57].
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений [13, с. 58].
Как видим, в характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
- Показатели роста и развития.
- Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия [1, с. 15]:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни включает [17, с. 41]:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие [11, с. 7].
Здоровый образ жизни – это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия [12, с. 10].
Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека [11, с. 10].
Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества [11, с. 11].
Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов [11, с. 12].
Формирование здорового образа жизни - сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Младший школьный возраст (6-10 лет) характеризуется значительными изменениями в физическом и двигательном развитии ребенка. К шести годам дети активно осваивают все жизненно важные, в том числе переместительные, движения; их окончательное становление наступает лишь в подростковом возрасте. Продолжается рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела. Особенности психики ребенка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового, содержания. Недопустимы перегрузки ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, утомлением.
В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни. Процесс формирования здорового образа жизни младшего школьника и школьника вообще является сложным и противоречивым. Поэтому двигательная активность рассматривается как средство профилактики воздействия отрицательных факторов на здоровье школьников. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма [4, с. 29].
Одной из особенностей ребенка младшего школьного возраста является потребность в движении. Построение и коррекция двигательного навыка - это ценное смысловое действие, состоящее из целого ряда последовательных фаз, качественно различных, но логически связанных.
В это время закладывается основа всех будущих сложных движений, и чем большим оказывается арсенал возможных сочетаний работы мышц при выполнении одного движения, тем более будет подготовлен ребенок к дальнейшему освоению рабочих или спортивных движений.
Период обучения в начальной школе совпадает с процессом морфофункционального созревания и роста организма ребенка и становления его личности. А двигательная активность способствует, по мнению ученых, совершенствованию нескольких функций организма человека [2, с. 99]:
- побудительной функции, при которой двигательная активность является врожденной биологической потребностью, удовлетворение которой в определенном объеме и качестве точно так же необходимо, как и любой другой, например, врожденной пищевой.
- моторной функции, которая является основным внешним проявлением жизнедеятельности организма, включая мыслительную функцию мозга. Благодаря двигательной активности организм взаимодействует как с социальной, так и с внешней биологической средой;
- творческой функции. Сущность заключается в том, что в цикле обмена веществ «трата – восстановление» двигательная активность приводит к избыточному анаболизму, который служит основой прогрессивного развития организма;
- стимулирующей функции. Самым главным активатором мозга являются работающие скелетные мышцы. Стимуляция текущей умственной деятельности возможна только благодаря механизму обратной связи проприоцептивной афферентации работающих мышц;
- тренирующей функции. При систематический занятиях физическими упражнениями повышаются физический и энергетический потенциалы организма человека в целом, вызывая глубинные системные, функциональные, биохимические, структурные преобразования организма через активацию функции генетического аппарата клеток;
- защитной функции, повышающей иммунитет с помощью систематических физических упражнений, способствующих выработке биологически активных веществ, и «исправлению» дефектов механизмов саморегуляции больного организма, а также повышающих его стрессоустойчивость;
Важную роль на этом этапе играет дифференцированный подход к подбору методов и средств при проведении учебных и внеклассных занятий с учащимися: знание их антропометрических показателей и уровня физического развития. Высокая суммарная нагрузка на организм младшего школьника требует постоянного контроля за состоянием здоровья учащихся и организацией мероприятий, способствующих улучшению жизнедеятельности различных органов и систем ребенка.
Основными задачами физического воспитания в младшем школьном возрасте являются: укрепление здоровья, обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование практических навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности; воспитание морально-волевых качеств; воспитание устойчивого интереса к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, помощь в выборе спортивной специализации и оптимального пути развития физического потенциала ребенка, подходящей формы общеразвивающих и спортивных занятий [15, с. 25].
Разнообразные формы физкультурно-оздоровительных занятий в режиме дня младшего школьника способствуют улучшению жизнедеятельности органов и систем организма. Укрепляется и развивается нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная системы, опорно-двигательный аппарат. В занятиях физкультурой и спортом есть и еще одна важная сторона - воспитательная. Занимаясь спортом, каждый учится ценить дружбу, отстаивать общие интересы, тренирует волю, становится более смелым, решительным и инициативным.
Специфическими задачами физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками являются [15, с. 28]:
1) активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления школьников; 2) содействие улучшению здоровья, повышению уровня физического развития и физической подготовленности; 3) обеспечение общей физической подготовки, направленной на развитие двигательной координации и индивидуальных физических способностей.
Оптимизация физического воспитания в школьном учреждении должна осуществляться в нескольких направлениях. Для формирования личности и коррекции физического развития учеников начальной школы необходимы определенные благоприятные условия: четкое и обязательное выполнение общего учебно-воспитательного режима; реализация в полном объеме программ физического воспитания в школьном учреждении; укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости; коррекция и компенсация отставания физического развития и небольших нарушений психомоторики; поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне; формирование познавательных интересов, преподнесение доступных теоретических сведений по физической нагрузке;
Таким образом, приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье
Система работы по физическому воспитанию предусматривает занятия как в урочное, так и во внеурочное время. Спортивные секции и кружки есть в любой школе. Кружок — основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Его можно рассматривать как своеобразную лабораторию, в которой происходит формирование определенных качеств развивающихся школьников, принятие им навыков и умений, необходимых для успешного участия в творческой деятельности в условиях современного производства.
Школьные кружки являются составной частью системы образования и воспитания детей, так как они успешно объединяют триединую функцию ―обучение, воспитание и развитие личности, ориентированные на свободный выбор. Активная работа любого кружка способствует воспитанию трудолюбия учащихся, способствует расширению кругозора, развивает способности учащегося. Занимаясь в кружках, учащиеся могут углубить свои знания, умения по интересующему их делу и применить их в жизни[18, с.29].
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, видом спорта. Игра – основной вид деятельности во внеурочной работе.
Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой-либо конечной задачи игры, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.
Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетается два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают познания окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгай через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей.
Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. В культурно – историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Педагогические наблюдения и эксперименты, заключившиеся во включении в школьную программу преимущественно народных подвижных игр, физических упражнений и проведении уроков на их основе, показали, прежде всего, активизацию отношения учащихся к этим занятиям, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурной и спортом в целом.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физические развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метание, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитывается основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей всех возрастов. Она способствует физическому, умственному, нравственному т эстетическому развитию ребенка. Разнообразие движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну [15, с.220].
Игра есть деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в лагерях и на базах отдыха, в походах и экскурсиях.
Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. По окончанию игры необходимо поощрить малыша, отметив его ловкость, силу, инициативу[10, с.66].
В формировании разносторонней развитой личности ребенка, подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе [21, с. 30].
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности [21, с. 34].
Таким образом, подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями [22, с. 10].
Игра - исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у подростка постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности [18, с. 15].
Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на уроках физкультуры в отличие от других форм занятий главное внимание надо обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.
Руководящая роль при проведении игр должна принадлежать педагогам, воспитателям, учителю физической культуры, родителям. В процессе проведения игр руководитель должен:
- укреплять здоровье занимающихся;
- воспитывать, мотивацию к ЗОЖ;
- содействовать формированию жизненно важных навыков и умений;
- воспитывать детей морально – волевые и физические качества;
- прививать учащихся организаторские навыки.
Процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Руководитель должен хорошо знать коллектив играющих, правила игры и владеть педагогическим мастерством в руководстве игрой, должен предотвратить недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.
Подготовка к проведению игры.
Выбор подвижной игры зависит:
- от педагогических задач, которые ставятся перед занятиями;
- подбора игрового материала, который определяют многие факторы – это возрастные особенности детей, их развитие, физическая подготовленность, количество детей и условия проведения игры;
- при выборе игры надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник). На уроке и перемене время ограничено: задачи и содержание игр на перемене иные, чем на уроке. На праздниках проводятся массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и подготовленности.
Выбор игры непосредственно зависит то места её проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды.
Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Для того чтобы игра прошла без задержки, необходимо заранее подготовить нужный инвентарь: флажки, скакалки, и т.д. Желательно, чтобы инвентарь был красочным (флажки, палки, цветные повязки, мячи, кегли, обручи, скакалки и др.)
Руководитель обязан не только подготовить обстановку, но и предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей то ли иное настроение. Зная очень шумных и энергичных детей, заранее наметить им роли, чтобы они не мешали поведению игры.
Организация играющих. Разместить играющих на площадке и правильно выбрать место для объяснения игры – перовое важное условие. Прежде всего чем объяснить игру. Необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего они построить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру.
Если игра начинается с движениями в рассыпную (типа «Салок»), то можно построит, играющих в шеренгу. Размещать играющих надо быстро, без излишнего использования строевых порядков. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам.
Объяснение игры. Объяснение игры проводится не в строю, а когда участники стоят в исходном положении. Рассказ должен быть кратким, логичным, последовательным.
Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения[3, с.31]:
- название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
- цель игры (определение побудителя);
- ход игры;
- роль играющих и расположение их на площадке;
- правила игры.
Следует
помнить, что объяснение игры надо сопровождать показом.
Это помогает лучше понять игру, и после объяснения, у участников не возникнет
лишних вопросов. Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы, на которые
надо отвечать громко, обращаясь при этом ко всем играющим.
Выделение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выделить водящих можно разными способами:
1. по назначению руководителя (этот способ используется, когда руководитель еще не знает группы)
2. способ выбора по жребию (жребий может быть путем «считалки», дети часто употребляют этот способ в самостоятельных играх, т.к. он не вызывает у них споров;
3. по выбору играющих (он позволяет выявить коллективное желание детей, которые обычно выбирают наиболее достойных водящих);
4. по результатам предыдущих игр.
Перечисленные способы выбора водящих надо чередовать в зависимости от поставленных задач, условий занятий, характера игры, количества играющих.
Распределение на команды производится различными способами:
5. по усмотрению руководителя;
6. путем расчёта (на 1-2);
7. путём фигурной маршировки или расчёта движущейся колонны;
8. по назначению капитанов.
В организации командных игр важная роль отводится капитанам, которые отвечают за поведение всей команды. Они непосредственные помощники руководителя, организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.
Помощники, выбранные руководителем, наблюдают за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь.
Руководство процессом игры. «Руководство играми составляют очень трудную задачу», - много лет назад писал П.Ф.Лесгафт. Руководитель коллективом играющих, решать образовательные задачи и осуществлять воспитательное влияние в процессе организации игры – дело непростое, требующее подготовки и опыта.
Необходимо начать игру организованно и своевременно. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах руки или флажком).
Затем руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия.
В процессе игры следует содействовать развитию творческой инициативы играющих. Руководитель должен заинтересовать детей игрой.
По ходу игры руководитель может упростить или усложнить отдельные правила (в зависимости от подготовки играющих). Нельзя допускать пререканий, грубой игры. Воспитание выдержки, справедливости. Взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная забота руководителя игры.
Судейство.
Большое значение для успешного проведения игры имеют правила. Игра теряет свою
педагогическую ценность, если не соблюдать ее правила. В связи с этим особое
внимание следует уделять судейству игр.
Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил, приемов в игре.
Следует помнить. Что необъективный судья теряет доверие, авторитет его падает,
играющие перестают с ним считаться. Правильное судейство в подвижных играх
способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам.
Дозировка в процессе игры.
Существуют различные методические приемы для изменения нагрузки:
· установление кратковременных перерывов или проведения игры без перерывов;
· увеличение ил уменьшение количества повторений игры или ее отдельны эпизодов;
· увеличение или уменьшение общего времени игры;
· -удлинение ил сокращение дистанций при перебежках, расширение или уменьшение площадки для игры;
· увеличение или сокращение числа игроков в командах;
· Окончание игры. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся, от количества участников, их возраста, содержания игры, от места проведения и т.д.
· Очень важно закончить игру своевременно. Преждевременное окончание игры нежелательно. Так же как и затягивание её. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от неё удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т.д.
· Неожиданное окончание, непредвиденный конец игры может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворительное отношение играющих.
· Подведение итогов игры. Определение результатов игры, выявление ошибок, не верных действий имеет большое воспитательное значение. Для этого он создает спокойную обстановку, собирает сведения у помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах.
· При определении результатов игры надо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения задания. Полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке.
· Необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в технических приемах и тактике. При разбое лучше усваивается правила, уточняется детали игры, улаживаются конфликты. К разбору полено привлекать самих занимающихся. Это приучает участников критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, усиливает интерес к дальнейшим играм.
Заключение
В результате исследования процесса использования подвижных игр для формирования ЗОЖ школьников младшего школьного возраста, был сделан вывод о том, что при систематическом применении подвижных игр в практике учителя, при учете психологических и индивидуальных особенностей школьников в выборе игр, при использовании теории и методики физического воспитания и спорта - подвижные игры оказывают большое влияние на формирование ЗОЖ школьников начальной ступени обучения.
Для младшего школьного возраста характерны значительные изменения в физическом развитии детей. Продолжается рост скелета, увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела. Особенности психики ребенка этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового, содержания. Недопустимы перегрузки ребенка упражнениями, связанными с большим силовым напряжением, утомлением. Одной из особенностей ребенка младшего школьного возраста является потребность в движении. В это время закладывается основа всех будущих сложных движений, и чем большим оказывается арсенал возможных сочетаний работы мышц при выполнении одного движения, тем более будет подготовлен ребенок к дальнейшему освоению рабочих или спортивных движений.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.
Одним из основных элементов образа жизни, определяющих его качество является двигательная активность. В младшем школьном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижным играм, создать все условия для освоения многих видов движений, действий и закаливающих процедур и заложить основы здорового образа жизни. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию и является средством увеличения биологических резервов организма.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, видом спорта. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей всех возрастов. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Существует методика проведения подвижных игр, направленная на получение максимального оздоровительного эффекта школьников. Она включает следующие важные моменты: подготовка к проведению игры, организация играющих, объяснение игры, выделение водящих, руководство процессом игры, судейство, дозировка в процессе игры, окончание игры, подведение итогов игры.
Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения соревновательного характера в парах и др. Игровые комплексы в силах составить содержание целого урока. Можно применять их и только в конкретной части урока в зависимости от поставленных задач. Также для младшего школьного возраста будут эффективны дидактические и музыкально-ритмические подвижные игры. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проявления личной активности и инициативы, повышают интерес к занятиям физическими упражнениями и мотивирует к ведению здорового образа жизни.
С целью улучшения здоровья детей младшего школьного возраста в систему физического воспитания должны быть включены различные формы занятий физические упражнениями, повышающие уровень двигательной активности детей (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, игры, спортивные праздники, дни здоровья и др.).
Физкультурно-оздоровительная работа планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности.
Эффективность оздоровительной работы с детьми младшего возраста будет зависеть от использования средств оздоровления и уровня владения педагогами методикой организации и проведения традиционных (закаливание водой, воздухом, солнцем в сочетании с «тропой здоровья» и физическими упражнениями), а также нетрадиционных способов оздоровления (ароматерапия, фитотерапия, цветотерапия, игротерапия, и т.д.). Поэтому наша гипотеза подтвердилась - подвижные игры будут являться эффективным средством формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
1. 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: с изменениями и дополнениями на 2011 год. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
2. Грачев, О.К. Физическая культура: Учебное пособие/О.К. Грачев – М.: ИКЦ «Март», 2015. – 5-10 с.
3.Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов/В.И. Лях, Е.Н. Литвинов. – М.: Просвещение, 2006. – 27-36 с.
4. Ашмарин, Б.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов/Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский. – М.: Просвещение, 2011. – 121-123 с.
5. Курашина, Е.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие/Е.В. Курашина – М.: Советский спорт, 2014. – 6-10 с.
6. Макаренко, А.С. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися/А.С. Макаренко – М.: Просвещение, 2010. – 36 с.
7. Матвеев, П.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры/П.П. Матвеев, А.Д. Новиков. – М.: Просвещение, 2012. – 13-50 с.
8. Николаев, Г.Г. Введение в физическую культуру/Г.Г. Николаев – К.: Просвещение, 2014. – 30-62 с.
9. Шерстеникина, В.А. Внеклассные работы/В.А. Шерстеникина – М.: Просвещение, 2010. – 21-25 с.
10. Гужаловский, М.А. Развитие двигательных качеств школьников/М.А. Гужаловский – М.: Просвещение, 2011. – 3-6 с.
11. Ушинский, К.Д. Формирование у школьников умение и навыки/К.Д. Ушинский – М.: Просвещение, 2014 – 12-15 с.
12. Калечиц, Т.Н. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися/ Т.Н. Калечиц – К.: Просвещение, 2011. – 10 с.
13. Кукулевсий, Г.М. Физическая подготовленность школьников/Г.М. Кукулевский, Н.Д. Граевская, В.Л. Карпман. – М.: Учебное пособие, 2010. – 20-22 с.
14. Лебедева Т.Н. Двигательная активность и вопросы обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. – Минск, 2011. – 189с.
15. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2011. – 320с.
16. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников/Г.П. Сальникова. – М.: Просвещение, 2011. – 85-110 с.
17. Харламова, М.А. физическая культура/М.А. Харламова. – М.: Учебное пособие, 2015. – 96 с.
18. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания/а.А. Тер-Ованесян. – М.: ФИС. – 2009. – 236-240 с.
19. Прокопенко, В.И. Физкультурно-оздоровительная работа в школе/В.И. Прокопенко, Л.Н. Волошина, Ю.И. Громыко. – Е.: Учебное пособие. – 2012. – 37 с.
20. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического развития и воспитания ребенка/Э.Я. Степаненкова. – М.: Учебное пособие, 2011. – 206 с.
21. Богословский, М.Н. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе/М.Н. Богословский, В.П. Давыденко, В.И. Дробышев. – М.:. Просвещение, 2015. – 151-160 с.
22. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении/В.К. Бальсевич – М.: Просвещение, 2010. – 30 с.
23. Зациорский, В.М. Физкультура в школе/В.М. Зациорский – Е.: Учебное пособие, 2013. 2-10 с.
24. Каменцер, М.Г. Урок физической культуры в школе/М.Г. Каменцер. – М.: Учебное пособие, 2009. – 32 с.
25. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию/В.П. Богословский. – М.: Просвещение, 2009. – 13-20 с.
26. Каменцер, М.Г. Урок после урока/М.Г. Каменцер. – М.: Учебное пособие, 2012. – 32 с.
27. Богданова, Г.П. Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе/Г.П. Богданова. – М.: Просвещение, 2010. – 36-40 с.
28.Яблонский, И.М. Развитие двигательных качеств школьников/И.М. Яблонский, М.В. Серебровская. – М.: Просвещение, 2009. – 5 с.
29. Дубровский, В.И. Антропометрия: Оценка физического развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fiziolive.ru/html/fiz/statii/physical_growth.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.Рус.
30. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/205134, свободный. – Загл. с экрана. – Яз.Рус.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.