Курсовая работа (проект) профессиональному модулю ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Особенности организации трудовой деятельности дошкольника посредством проектной деятельности

  • docx
  • 14.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая садик.docx

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

 

 

 

Курсовая работа (проект)

профессиональному модулю ПМ 01. Преподавание по программам начального общего

образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и

коррекционно-развивающего образования

 

Особенности организации трудовой деятельности дошкольника посредством проектной деятельности

 

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

 

 

 

 

Исполнитель:

Семенова И.О.,

студент(ка) 3а группы

Руководитель:

Иванова Г.Н.,

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

Камышлов, 2020

Оглавление

 

Введение……............................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические аспекты организации трудовой деятельности старшего дошкольника  6

1.1.         Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание………... 6

1.2.    Особенности организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации. 19

Глава 2. Проект – как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ.. 25

2.1. План опытно-поисковой работы по проектной деятельности в дошкольном образовании  25

2.2. Способы оценки процесса и результатов формирования трудовой деятельности старших дошкольников в ходе реализации проекта «Без труда не проживешь». ………………………………………………………………………...32

Заключение.. 36

Список литературы. 39

Приложение 1. 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Трудовое воспитание в ДОУ – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством приобщения детей к доступной им трудовой деятельности и ознакомления с трудом взрослых. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

В настоящее время в ФГОС ДО усилен акцент на содержании образовательной области «Труд». В данном документе труд рассматривается многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, как средство социализации дошкольника, как средство формирования личности. Таким образом, актуальность проблемы приобщения дошкольника к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности; связан с педагогическим потенциалом труда как природосообразного и естественного средства личностного развития ребенка, является фактором успешной социализации дошкольника в современном мире.

Одним из современных инновационных методов обучения является проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность объединить содержание образования из различных областей знаний, в том числе трудовой.

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС ДО. Об актуальности использования метода проектов в трудовом воспитании дошкольников свидетельствует то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированным и деятельностным подходами. Метод проектов очень помогает в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов. Используя эту технологию, педагог ведет ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, эпизодическое участие в ней, затем партнерство и наконец сотрудничество [8, с. 64].

В разработку проблемы воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста свой вклад внесли многие ученые из разных областей знаний. На важность трудового воспитания с дошкольного возраста обращали внимание еще Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. О том, что начальные формы трудовой деятельности развиваются уже в дошкольном возрасте  подтверждаются  исследованиями    психологов   А.В. Запорожца, Н.Д. Левитова, Е.А. Климова, В.И. Тютюкина, Д.Б. Эльконина.

Объект исследования: трудовое воспитание старших дошкольников.

Предмет исследования: организация трудовой деятельности старших дошкольников посредством проектной деятельности.

Цель исследования – изучение особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Задачи исследования:

– проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросам организации трудовой деятельности и организации проектной деятельности в ДОУ;

– охарактеризовать формы и виды организации трудовой деятельности в ДОУ;

– раскрыть особенности организации проектной деятельности в ДОУ;

– предложить проект для старших дошкольников, направленный на расширение знания детей о профессиях.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической; изучение педагогического опыта.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, разбитых на несколько параграфов, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты организации трудовой деятельности старшего дошкольника

1.1.     Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание

 

Трудовая деятельность является важным средством развития личности. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Уже в дошкольном возрасте развиваются начальные формы   трудовой   деятельности.   Это   подтверждается     исследованиями А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.А. Климова. Как указывают психологи, это происходит в двух направлениях: формирование предпосылок трудовой деятельности и становление собственно трудовой деятельности, в формировании общественных мотивов поведения.

Ушинский говорил о труде дошкольников так: «Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются семейные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и коллектива. Относится к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [27, с. 69]. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Поэтому закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учебных задач, их отличия от практических задач; осознание способа выполнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия. Цель и задачи трудового воспитания дошкольников схематично показаны на рисунке 1 [15, с. 7].

 

Рисунок 1 - Цель и задачи трудового воспитания дошкольников

 

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей дошкольного возраста отражены в ФГОС ДО, в соответствии с которым трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи [1]:

– формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни;

– формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков;

– воспитание уважительного отношения к любому труду;

– воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

– развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.

Исходя из сказанного дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников, которое заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

При организации труда воспитатель, как правило, руководствуется образовательной программой, принятой в детском саду. Программа определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Различают четыре основных вида детского труда, осуществляемого в ДОУ соответствии с ФГОС: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание – труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с тем, что они ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности).

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду).

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем, он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Хозяйственно-бытовой – труд, направленный на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их; помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок; помогают собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения. При этом, воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев, со стеллажей, помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно, подметают дорожки на участке и т.д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате, оказывают помощь младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца, ремонтируют игрушки, книги и т.д. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату.

Труд в природе – уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка. Особое значение этот вид труда имеет для развития воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети самостоятельно поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (насыпать корм в кормушки белкам, хомякам, кроликам, курам). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить.

Для старшей группы труд становится систематичным, объем его увеличивается. В уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя – подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц).

В подготовительной группе в процессе труда в природе повышается самостоятельность детей: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т.д.). У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника.

Ручной труд – осуществляется в старших группах детского сада, направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей, фантазию, выдумку.

Ручной труд предполагает изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п., изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам.

В подготовительной группе дети самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов), сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий, делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Труд детей в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Формы организации трудовой деятельности детей в ДОУ

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате и т.п.).

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки и, т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. По мере накопления дошкольниками опыта участия в выполнении поручений воспитатель усложняет их содержание.

В средней группе он поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.). Число поручений в средней группе значительно возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными. Педагог имеет теперь возможность давать поручения сразу нескольким дошкольникам, хотя каждому из них определяется конкретное дело. Таким образом, в труде все чаще начинают принимать участие одновременно несколько детей, что дает возможность чаще и более систематично включать их в полезную работу. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле, т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.

Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками. В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение – они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу, приходит им на помощь, учит детей доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется с помощью ряда средств.

Необходимым средством трудового воспитания является – собственная трудовая деятельность детей. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Как можно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности? Однако в практике можно встретиться с такими фактами, когда воспитатель решает задачи трудового воспитания не в труде, а в игре. Например, планируя игру в парикмахерскую, воспитатель пишет: «Формировать у детей умение пользоваться расческой, аккуратно причесываться». В данной записи сразу две педагогические ошибки. Во-первых, воспитатель не знает природы и особенностей детской игры: в игре ребенок действует «как будто» – он как будто причесывается, как будто делает красивую прическу. Игра исходно появилась из потребности ребенка выполнять трудовые действия взрослых, которые в реальной жизни ему недоступны. Если же он начнет делать все всерьез – игра пропадет. Во-вторых, всякое «формирование умений» всегда требует показа, объяснения, упражнений, повторений. Однако, этого нельзя сделать в процессе игры, именно трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В практике возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первый подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Коллективный труд – общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику). Коллективный труд может быть общим, – группе детей поручается общее дело, и совместным (старший дошкольный возраст) – дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним (один стирает, другой полощет, третий развешивает белье и т.д.).

Условия организации коллективного труда:

– Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

– Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо общее задание.

– Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо,

– Трудом должны быть охвачены все дети.

Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников (рис. 3).

 

Рисунок 3 - Содержание работы по ознакомлению с трудом взрослых

 

Все названные средства трудовой деятельности эффективны, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом.

Итак, труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание, на протяжении дошкольного возраста труд детей усложняется. При этом, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что трудовое воспитание – процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.

 

1.2. Особенности организации проектной деятельности детей в дошкольной образовательной организации

 

Проектная деятельность дошкольников среди установленных нормативными документами видов детской деятельности, таких как игровая, познавательная, коммуникативная, художественно-творческая и др., по праву занимает особое место. Хотя применение проектной деятельности в дошкольном образовательном процессе уже нельзя назвать незнакомым, только осваиваемым видом деятельности детей дошкольного возраста, а, напротив, метод широко используется во взаимосвязи со всеми видами деятельности, следует признать, что чаще всего предъявляется как средство познавательного развития детей дошкольного возраста, и в этом смысле характеризуется различной направленностью, целями, способами организации детей, временными рамками [30].

В       работе  с  детьми  дошкольного  возраста  применяют  три  вида проектов: исследовательско-творческие; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты [30].

Специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста определяется тем то, что для воплощения ее в действие в процессе образования детей в детском саду взрослым необходимо моделировать ситуации, вызывающие у ребенка вопросы, активизирующие его познавательный интерес и пытливость, желание не только задавать вопросы, но и самостоятельно искать на них ответы, разрешать возникающие проблемы, осуществляя требуемую деятельность на практике [27].

Главное предназначение проектной деятельности в работе с детьми состоит в том, чтобы была в наличии благоприятная образовательная среда, побуждающая ребенка к реализации своего познавательного и личностного потенциала личности, обеспечивая освоение культуры. Не надо забывать, метод проектов содействует «активному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, побуждает активность мышления и вызывает познавательный интерес» [7].

В       проектной деятельности в полной мере осуществляются основные педагогические принципы: независимость, сотрудничество детей и взрослых, принятие во внимание возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В основании проекта находится идея, в которой и содержится сущность понятия «проект», определяемая его практической нацеленностью на результат, достигаемый при нахождении ответа в процессе разрешения той или иной общественно и личностно важной проблемы [7].

Преимущество в том, что полученный результат становится видимым, понимаемым, используемым в действительной практической деятельности.

Проектная деятельность имеет непосредственную ориентированность на независимую деятельность участвующих в ней людей, будь то индивидуальная, парная, групповая, выполняемая ими в продолжение намеченного промежутка по времени [7].

Для того, чтобы управлять организацией проектной деятельности от педагога требуется готовность к интенсивному взаимодействию со всеми участвующими в проекте, способность увлечь, побудить их на совместную деятельность, ясно представлять этапы проекта, выполнять необходимые указания к осуществлению данного метода в образовательном процессе.

Осуществление проектной деятельности с детьми дошкольного возраста неизменно влечет за собою перемены в педагогической позиции. Из передающего готовую информацию он преобразуется в сопровождающего ребенка человека на пути познания, связанного с самостоятельным исследованием воспитанниками окружающего мира, что, безусловно, приводит к рождению новой атмосферы, характеризующейся комфортностью климата в группе, при которой преимущества отдаются самостоятельности и творческим проявлениям.

Проектная деятельность дает возможность становления у детей личностным качествам, возникающими и развивающимся исключительно при участи ребенка в деятельности, а не осваиваются при передаче словесных указаний. Первоочередно, речь идет о групповых проектах, осуществляемых в маленькой группе, создающей общий продукт. Среди вырабатываемых характеристик следует прежде всего назвать умение действовать в команде, отвечать за выбранное решение, сочетать свою деятельность с деятельностью остальных участников команды, производит анализ итогов деятельности, чувствовать себя членом команды, уметь подчинить собственные потребности интересам коллективного дела [22].

Надо понимать, что проектная деятельность в дошкольной применяется еще не слишком длительно. Ее применение предопределено реализацией в образовательном процессе дошкольного образования системы развивающего обучения. При   умелой         организации        работы       дети  с увлечением присоединяются к исследовательской деятельности коллективной работе, желая получить практический результат [22].   

Важное место в дошкольной организации могут отводится социальным проектам, представляющим собою программу конкретных практических действий,  в  глубине которой содержится актуальная общественная проблема, нуждающаяся в решении. Выполнять социальный проект предоставлено детям различного возраста, педагогам и специалистам организации, и даже социальным партнерам. Его осуществление поможет позитивному развитию общественной ситуации в определенном социуме. Участие в реализации социальных проектов, дети получают опыт социально-полезной и поощряемой окружающими деятельности, приобретают развитые коммуникативные умения, проявляют общественную активность, помогающую обеспечить личностный и социальный рост ребенка, становление важных компетентностей, включая социальную [27]. Социальный проект, претворяемый в жизнь в дошкольной организации, непременно имеет ясно поставленную цель, конкретизированную в развивающих и воспитательных задачах различного характера, включая становление общественно полезных умений, навыков, план осуществления действий, требуемые ресурсы, планируемые результаты [27].

Особая важность в деле социального совершенствования ребенка отводится проектам, связанным с участием людей, которых дети хорошо знают, но так же важно и участие представителей общественности и отдельных социальных институтов и людей, являющихся социальными партнерами дошкольной организации. Привлечение их к совместной деятельность с детьми дошкольного возраста должно быть подготовленным. Подбор претендентов и определение доли их сотрудничества происходит в соответствии с целями и задачами дошкольной организации. Оно, непременно, должно помогать осуществлению возникающих в детском саду проблем или устранению обнаруженных недочетов в управлении воспитательно-образовательным процессом [41].

Реализация проектов должна предусматривать, непременно, развивающий эффект, содержащий в себе постепенное рождение значимых перемен в эмоционально-личностной, интеллектуальной, коммуникативной сферах личности всех кто принимает участие в проектной деятельности. Для детей дошкольного возраста, безусловно, обязательным становится существенным воспитательный эффект, содержащий в себе становление гражданской позиции, развитие общественной активности [41].

Специфика  проектной  деятельности  в  дошкольной  образовательной организации предусматривает обучающий эффект, включая сформированность понятий, расширение представлений об окружающем мире, о социальных взаимных отношениях, тренировку навыков общения и совместной деятельности с социальными организациями [34].

Значение приобретает административно-институциональный эффект, вызывающий совершенствование процесса взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, как представителей детского сада, так и социальных партнеров, рост качества образовательных услуг, которые предоставлены детским садом, формирование в дошкольной образовательной организации ранее несуществующих органов управления и предоставление общественности принимать участие в жизнедеятельности детсада [34].

Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации инициируется взрослыми и направляется на разрешение обозначенных проблем, выявленных из реальной жизни, знакомой и важной для ребенка дошкольного возраста.

Участие детей дошкольного возраста в социальных проектах наряду с другими социальными партнерами различного уровня становится один из главных способов их привлечения к общественной жизнь, средством наполнения общественного опыта детей, это процесс, активизирующий социальное становление ребенка дошкольного возраста, формирующий социальные качества и навыки, появляющиеся исключительно в ситуации совместной деятельности.

К первоочередным можно отнести умение работать в команде, проявлять доброжелательность и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, потребность по мере своих сил оказывать помощь, уметь подчинить свои потребности интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость.

Формируются также общительность, открытость, уверенность в себе, любознательность, служащая основой познавательной деятельности будущего школьника, креативность, активность и инициатива в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие решения, анализировать итоги деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проект – как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ

2.1. План опытно-поисковой работы по проектной деятельности в дошкольном образовании

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение ДОУ № города Камышлова Свердловской области можно смело назвать не просто дошкольным учреждением, а местом, где ребенок приобретает умение общаться со сверстниками, развивает свое мышление и умение формулировать и отстаивать собственную точку зрения. Квалифицированные педагоги в увлекательной форме преподносят образовательную деятельность, позволяющую детям не получать готовые знания и научиться считать или рисовать, но и самостоятельно осваивать способы познания окружающего мира, проявить свои индивидуальные способности и таланты.

Цель основной общеобразовательной программы заключается в создании социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Наш детский сад посещает 232 воспитанника, штатная численность педагогов, включая музыкального, медицинского работника, младший персонал, насчитывает 46 человек. Контингент детей составляет 12 групп: включая 4 группы раннего возраста, 3-й год жизни, насчитывают 64 ребенка, 8 групп дошкольного возраста, от 3х до 7-8 лет – 168 детей.

Знакомство с деятельностью применения проектной деятельности в дошкольной образовательной организации осуществлялось посредством анализа образовательных программ воспитателей всех групп, планов работы педагога дополнительного образования в МБДОУ.

Анализ позволяет констатировать, что всеми педагогами применяется в своей воспитательной работе с детьми дошкольного возраста проектная деятельность, что обеспечивает развития ребенка по всем направлениям, дает эффективные положительные результаты, как в достижении детьми необходимого уровня освоения программы, так и в работе с их родителями, приближая их к роли полноправных участников образовательного процесса, учитывая, что проектная деятельность реализуется в группах различной возрастной категории.

В младшем дошкольном возрасте педагогами реализованы ролево-игровые проекты: «Любимые игрушки», «Мойдодыр» и другие, так как одним из направлений самореализации ребенок младшего дошкольного возраста представляется практическое освоение основного содержания гигиенической культуры, выступающей на данном возрастном этапе одной из составляющих общей культуры здоровья человека.

В       ходе реализации проекта был апробирован комплекс игр и практических упражнений, создана пространственно-развивающая среда, способствующая освоению детьми основ гигиенической культуры, включая:

1.      Схему процесса умывания, одевания, стирки кукольного белья, раздевания.

2.      Дидактические игры: «Поможем кукле Даше собраться на прогулку» и др.

3.      Сюжетно-ролевые игры: «Гости к нам пришли»; «Научим куклу мыть посуду» и др.

4.      Упражнения: «Мыло пушистое», «Постираем кукле платье», «Умоем куклу»; игры-путешествия: «Путешествие в страну Чистюль».

Проведенные мероприятия способствовали ориентации детей на систематическое выполнение культурно гигиенических действий. Например, игра «Умоем куклу» формирует начальные предпосылки поисковой деятельности, благодаря приему, использованному воспитателем, когда, начиная игру, воспитатель из множества разложенных перед детьми предметов попросила выбрать только те, которые помогут куле очистить свое лицо способом умывания

В       итоге проекта в качестве продуктов проектной деятельности детей младшей группы появились творческие работы: рисунки на тему: «Расчески для кукольной прически», «Зубные щетки для семьи», аппликация на тему «Носовой платочек для лучшего друга», поделки «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!».

Существенным достижением реализации проекта «Мойдодыр» стало формирование способности детей работать совместно в группах по два-три человека. Тренировка навыка групповой работы помогло уменьшению количества      ссор  между  детьми,  появления   конфликтных  ситуаций, усилению     дружелюбной  атмосферы,  становлению  бережливости  детей, сохранению предметов, поддерживающих красоту и уют в группе.

Для   детей   среднего   дошкольного   возраста   характерно   наличие предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативности, при которой роль взрослого дифференцируется, поэтому для них воспитателем средней группы организовано проведение информационных проектов на тему «Бабочки» и «Кем быть».

Идея проекта «Бабочки» родилась на прогулке, когда дети, остановившись на полянке, направляемые педагогом, обратили внимание на разнообразие        летающих         разноцветных      бабочек.     Наблюдая  за ними, побуждаемые воспитателем, дети проявили к летающим бабочкам живой интерес. Они сами решили узнать о жизни бабочек подробнее. В ходе осуществления проекта дети с любопытством искали сведения о внешнем виде бабочек, рассматривали картинки с ними, интересовались, как живут бабочки, где их дом, как они появляются на свет, могут ли они вредить человеку или приносят пользу, надо ли о них заботиться и как это делают другие люди. Главное назначение проекта, состоящее в обеспечении расширения у детей представлений о жизнедеятельности бабочек в окружающей природе и в жизни человека, достигалось путем привлечения каждого ребенка к поиску интересующей информации.

Участвуя в описываемой проектной деятельности, дети играли в дидактическую игру: «Помоги бабочке долететь до цветка», где сначала надо было вместе изобразить на картоне цветочное поле, а затем изготовить бабочек, равных количеству игроков, принимающим участие в игре. Нарисовав каждый свою бабочку на листе бумаги и вырезав ее по контуру, дети установили ее на место старта к цветку, ставшему местом финиша. Расположив бабочек в один ряд, дети по очереди дули каждый на свою бабочку, стараясь как можно быстрее довести ее до своего цветка. Выигрывал тот, у кого это получалось быстрее всего.

Конечным продуктом проектной деятельности детей средней группы стало появление иллюстрированного каталога о бабочках, где описывался вид бабочки, место ее обитания, продолжительность жизни, чем питается и др. Дети вместе с родителями были изготовлены карточки с названиями видов бабочек, обитающих на Урале. Под руководством воспитателя дети вытаскивали одну из таких карточек. Собрав сведения о своем виде, дети совместно с родителями и воспитателем оформили иллюстрированный каталог о бабочках, обитающих на Урале, украсив его своими рисунками и аппликациями, поместив краткую, напечатанную родителями информацию.

Благодаря участию родителей в результате в Центре чтения появилась книг на тему «Гости на цветке», включающая сказки и стихи о бабочках. Состоялось и заседание клуба, где родители рассказывали детям о «волшебном» превращении гусеницы в бабочку, о бережном отношении к ним, о фермах, которые специально создают люди для размножения исчезающих видов бабочек и др., а дети показали театрализованное представление «Царство бабочек».

Для воспитанников старших групп  воспитателями были организованы исследовательские проекты: «Зачем нам нос», «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога».

Учитывая, что концу пятого года жизни дети у детей накоплен социальный опыт, позволяющий им освоить развивающий уровень проектирования, при котором взрослый уже становится партнером в проекте,  а дети отыскивают дорогу к решению проблемы самостоятельно, если необходимо советуясь, договариваясь, споря, но помогая друг другу.

Учитывались и возрастные изменения у детей, связанные с развитием независимости, повышение контроля над своими импульсивными проявлениями, становлением умения выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности.

Без всякого сомнения, позитивным стало развитие у детей старшего дошкольного возраста культуры мыслительной деятельности, умение обозначить выявленную проблему, видеть и формулировать гипотезы, задавать вопросы. Например, проект: «Зачем нам нос» родился из наблюдения одного из детей за сверстниками на прогулке, которые на холоде часто шмыгали носами и вопроса, что же такое происходит с носом и почему. Обсуждение продолжилось в группе. Услышав разговор ребят, воспитатель и предложила им заняться исследованием, возник исследовательский проект.

Назначение проекта предусматривало привитие детям культуры здорового образа жизни, поэтому целью деятельности воспитанников стало формирование бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих людей. Принимая во внимания, что проблема исследования призвана обусловливать метод деятельности, помогающий в поиске решения, а целью проектной деятельности обозначается поиск способов решения проблемы, то, следовательно, задачи ставятся в качестве способ достижения цели с учетом специфики обстоятельств.

В       описываемом проекте обозначилась проблемная ситуация, связанная с общим исследовательским направлением. В процессе проектной деятельности дети то утихая, то возобновляясь, увлекательно и активно разворачивалась дискуссия «Зачем человеку нужен нос?». О носе дети и стихи декламировали, и загадывали и разгадывали загадки, проводили в игровые эксперименты, тренировались в проведении дыхательных упражнений, оформили стенгазету «Зачем человеку нос?». Завершился проект коллективной презентацией «Какие функции выполняет наш нос?», представляющей творческий итог, подготовленный детьми в сотрудничестве с родителями, позволивший всем участникам проявить такие качества, как коммуникативность, артистичность, искусство позитивного общения с взрослыми и со сверстниками.

Проект «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» появился как вид профилактической работы по безопасности дорожного движения, формирующего у детей навыки личной безопасности, активизируя познавательный интерес, вырабатывая соответствующие различным ситуациям на дороге схемы поведения. В ходе проектной деятельности воспитателем проводились познавательные беседы: «Можно ли цвета красный, желтый и зеленый назвать три цвета жизни?», «Как пешеходу избежать неприятностей?»; в процессе которых детьми обсуждались проблемные ситуации «Как перейти правильно дорогу»; проговаривались пословицы и поговорки, отгадывались загадки.

Итогом проекта стало создание буклетов по безопасности дорожного движения детьми совместно с родителями, где содержалась информация по правилам дорожного движения, как для пешеходов, так и для водителей. Но главным результатом стало повышенное внимание детей к теме дорожного движения, способствующий становлению безопасного поведения на дороге.

Проект показал, что родители, присоединяясь к реализации проекта, превращаются из передающих информацию, в оказывающих реальную помощь и поддержку ребенку и воспитателю в процессе проектной деятельности, непосредственно участвуя в образовательном процессе, пополняют свой педагогический опыт, проживают чувство сопричастности и удовлетворения от собственных успехов и достижений ребенка.

Опыт проведения проектной деятельности позволяет утверждать, что досуговые мероприятия как форма завершения проектной деятельности стали в детском саду наиболее увлекательной и приветствуемой итоговой формой, требующей тщательной организации и подготовки. Сложность связана с необходимостью и подготовить коллективное мероприятие, и с возможностью для родителей, обнаруживших трудности своего ребенка, пробуя разные способы, обмениваясь опытом, достичь результата.

Привлекательными можно назвать праздники, веселые конкурсы и эстафеты, такие как: «Папа, мама я – мы спортивная семья», «Моя любимая сказка», «Дядя Степа в гости к нам пришел» и другие, участие в которых позволяет получить и детям и взрослым социальный опыт совместной деятельности и развивать отношения, формирующие чувство общности и доверия, основанные на принятии во внимание как собственных интересов, так и интересов окружающих людей. После названных мероприятий родители и дети с увлечением обмениваются полученными впечатлениями и демонстрируют группе свои достижения, испытывая гордость за выполненное коллективное дело.

В ходе проектной деятельности идеи детей нашли отклик у родителей, совпали с их интересами, увлекли всех разнообразием, возможностью увидеть необычное в привычных ситуациях, а        реализация проектов обогатила содержание образовательной познавательной деятельности, укрепила детско-родительские отношения.

Художественное творчество можно отнести к одному из любимых видов детской деятельности. Важной задачей становится совершенствование креативных способностей ребенка дошкольного возраста, из чего следует, что организация творческих проектов, связанных с изобразительной деятельностью, предъявляет к педагогу повышенные требования. Кроме специфики проектной деятельности, необходимы сведения о детском творчестве, особенностях его становления, предусматривающих умения осторожно и ненавязчиво сопровождать процесс проявления творческой инициативы и независимости ребенка.

Анализ показал, что в детском саду созданы все необходимые условия для реализации творческих проектов, связанных с всесторонним творческим становлением воспитанников. Успешно функционирует музыкальный зал, оборудованный разнообразной видео – и аудио – аппаратурой, такой как синтезатор, музыкальный центр, телевизор, мультимедийный проектор, украшена сцена, удобная для постановки музыкально-театральных спектаклей, в системе обновляется фонотека.

2.2. Способы оценки процесса и результатов формирования трудовой деятельности старших дошкольников в ходе реализации проекта «Без труда не проживешь»

 

Как было сказано ранее одной из наиболее эффективных форм работы по образовательной области «Труд» является организация проектной деятельности, в ходе которой у старших дошкольников формируются интегративные качества личности, в том числе положительное отношение к труду.

Чтобы легче ориентировать проект на освоение содержания проблемы и помочь воспитанникам сконцентрироваться на важных аспектах решаемой проблемы; подбираем литературу, наглядный и дидактический материал, проектируем план оценивания; придумываем задания, где будут учитываться потребности, которые будут связывать воспитанников с внешним миром, и будут включать развивающие и исследовательские задания и т. п.

Использование метода проекта как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он может проходить через все виды детской деятельности, дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно- поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных, рефлексивных навыков, что является составляющими успешной личности, способствует повышению самооценки ребенка. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе; участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым среди сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Опыт работы с детьми показывает, что они отдают предпочтения исследовательской и творческой проектной деятельности. Данные проекты способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка в сферу его интересов. Так, в процессе проведения исследовательских проектов дети учатся видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, классифицировать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. При этом, в ходе проектной деятельности у детей происходит:

– расширение кругозора, знаний об окружающем мире;

– развитие стремления отражать свои представления и впечатления в продуктивной деятельности: сочинении рассказов, стихотворений, сказок, загадок, реклам и в сюжетно-ролевых играх;

– развитие фантазии, наблюдательности, любознательности, речи;

– подержание у детей желания подражать взрослым, их умению проявлять активность в трудовой деятельности.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка и соответствует социальному заказу на современном этапе. Главными достоинствами проектного метода является:

– актуальность. В центре деятельности – ребёнок, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

– создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества педагог – ребёнок, ребёнок – ребёнок, становится фактором развития и самоопределения личности;

– формирование исследовательских умений;

– навыки совместной (групповой) деятельности.

Таким образом, в ходе проекта при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования старшие дошкольники овладевают основными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.

При этом, проектный метод побуждает и педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, а также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В первой главе нами рассмотрены теоретические аспекты организации трудовой деятельности старшего дошкольника. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Ведущим средством трудового воспитания является трудовая деятельность: дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считая его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности и первой жизненной потребностью. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической  литературе  (Я.А. Коменский,  Дж. Локк, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) и современных исследованиях     (Р.С. Буре,    Г.Н. Година,    В.И. Логинова,   В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств. Основные формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду: поручения, дежурства и коллективная трудовая деятельность.

В соответствии с ФГОС различают четыре основных вида детского труда, осуществляемого в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. При этом, трудовая деятельность детей в дошкольном учреждении может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

При этом, сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – специально организованная взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Поэтому вторая глава посвящена особенностям дидактической игры – как основы развития воображения у старших дошкольников.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В современных ДОУ используются следующие виды проектов:

– ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

– исследовательские/творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).

– информационно-практические: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, отдельных уголков).

– творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна – спектакль, сказка, постановка).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка и соответствует социальному заказу на современном этапе. Использование проектов в ДОУ имеет огромное значение:

– в центре деятельности – ребёнок, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

– участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует повышению самооценки ребенка и развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей;

– происходит смена стиля общения взрослого с ребенком;

– родители становятся активными участниками образовательного процесса, что позволяет добиться наибольших результатов.

Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.   Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384): Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета от 25.11.2013. № 265.

2.   Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 141 с.

3.   Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.

4.   Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 208 с.

5.   Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

6.   Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. – М.: Сфера, 2006. – 64 с.

7.   Зайцева Т.Ю. Проектная деятельность в детском саду / Т.Ю. Зайцева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – № 1. – С. 179.

8.   Залешина С.А. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в ДОУ / С.А. Залешина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 64-67.

9.   Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети [Текст] / М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

10.        Касьянова А.Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.Н. Касьянова // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2016. – С. 210-213.

11.        Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. / Л.С. Киселёва и др. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.

12.        Коваль А.Н. Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности / А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина, Е.А. Жесткова // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 537-540.

13.        Крулехт М.В. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое     пособие   /   М.В.   Крулехт,   А.А.    Крулехт;    науч.    ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 176 с.

14.        Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: методическое пособие / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 135 с.

15.        Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

16.        Михайлова И.В. Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология / И.В. Михайлова, Е.А. Каликова, М.А. Колодяжная // Молодой ученый. – 2016. – № 23.2. – С. 74-76.

17.        Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.

18.        Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

19.        Мусиенко С.И. Школа волшебников: Уч.-наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста / С.И. Мусиенко. – М.: Просвещение, 2006. – 64 с.

20.        Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.

21.        Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании, учебно-методическое пособие / С.М. Оберемок. – Новосибирск: НИИПКиПРО, 2005. – 48 с.

22.        Проблемы дошкольного образования на современном этапе: / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

23.        Сайгушева Л.И. Социально-педагогическая деятельность с семьей в ДОУ:   учеб.  пособие / Л.И. Сайгушева, И.В. Фадеева. – М.: Флинта, 2015. – 172 с.

24.        Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учеб. пособие / Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221 с.

25.        Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2010. – 80 с.

26.        Тебенёва Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. / Т.Н. Тебенёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1. – С. 64-73.

27.        Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: Труд в его психологическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – 496 с.

28.        Циценко В.С.   Организация    проектной   деятельности  в ДОУ / В.С. Циценко, Т.Н. Красноперова // Молодой ученый. – 2016. – № 16. – С. 384-387.

29.        Шатрова С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного   возраста   в   процессе   ознакомления с социальным миром / С.А. Шатрова, С.А. Слизова // Концепт. – 2014. – № 12. – С. 71-75.

30.        Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного   возраста / И.В.   Штанько // Управление  ДОУ. – 2004. – № 4. – С. 99-101.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конспект трудовой деятельности (самообслуживающий труд) для детей 4-5 лет.

 

Цель:

  у детей самостоятельного навыка ухода за своим внешним видом и состоянием одежды.

Труд по самообслуживанию формирует культуру быта это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Задачи:

— сформировать умение видеть необходимость работы по самообслуживанию и исполнение данной работы по собственной инициативе;

— развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность ее выполнения. Формирование умения самостоятельно излагать план действий в уже освоенных процессах, с помощью вопросов педагога во вновь вводимых занятиях;

— совершенствовать умения, выработать привычку к труду;

— сформировать привычку самостоятельности в организации и исполнении освоенных трудовых процессов;

— поддерживать  привычку бережного отношения к вещам и предметам, экономного обращения с материалами в быту.

результаты: овладение навыками самообслуживания в быту.

 

1 План по направлению

и форма мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Обучение самостоятельности в гигиене (форма игровая)

Сентябрь и далее повторение

Воспитатель

2. Обучение самостоятельному одеванию (форма презентации и игры)

Октябрь и далее повторение

Воспитатель

3. Обучение самостоятельного одевания верхней одежды (демонстрация и повторение)

Ноябрь и далее повторение

Воспитатель

4. Формирование навыка уборки кровати после сна (демонстрация и повторение)

Декабрь и далее повторение

Воспитатель

5. Проведение обобщающего урока по отработке навыков (игровая форма)

Ноябрь

Воспитатель

 

Тема урока: «Самообслуживающий труд»

Цели урока:

самостоятельного труда по обслуживанию себя в быту.

с способами труда и видами.

самообслуживающему труду.

Сформировать привычку самообслуживающего труда

урока:

1.     Куклы «Три кота».

2.     Кровать с постельными принадлежностями.

3. Расчески, заколки, зеркало.

4. 4 бумажных куклы и 4 комплекта одежды по сезону.

5. Зубные щетки и паста.

Методика руководства: беседа, игровая презентация, помощь, совместные действия, художественное слово.

 

Дети находятся в группе, перед ними выставляем ширму для театрального представления кукол – нарукавников. Для демонстрации понадобятся четыре куклы из мультфильма «Три кота» – мама кошка, Карамелька и Компот. Помощник воспитателя находится за ширмой. Перед уроком воспитатель находится перед детьми.

Воспитатель:

Где каждый день бывает

Не убрана кровать?

На окнах пыль такая,

Что можно рисовать.

Подушек нет на месте,

Тарелки на полу,

Они с коньками вместе

Валяются в углу.

Если кто сюда войдёт —

Упадёт от страха!

Сразу видно, здесь живёт…

Кто живёт? – Неряха!

В квартире отчего-то

Все вещи кверху дном.

Здесь, видно, бегемоты

Играли со слоном.

Нет, можете поверить,

В такой грязи, как тут,

Не смогут даже звери

Пробыть пяти минут.

Если кто сюда зайдёт,

Упадёт от страха!

Сразу, видно, здесь живёт…

Кто живёт? — Неряха!

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как важно уметь чистить зубки, одеваться самому, заправлять кровать и исполнять домашние дела. Ведь только взрослые ребятки могут сами следить за своим внешним видом, прежде чем мы начнем с вами урок, расскажите мне что Вы уже умеете делать сами.

Дети отвечают, при этом каждого ребенка давшего ответ нужно похвалить, сделать акцент на том, какой он молодец, самостоятельный, взрослый, лучший помощник и т.д.

После ответов детей, из за ширмы раздается шорох, и звук «Мяу».

Воспитатель: Ой, кто это? Пойду посмотрю. А вы ребята посидите на стульчиках и подождите.

Воспитатель заходит за ширму, одевает на руку куклу Мамы кошки, помощник воспитателя работатет с куклами «Карамельки и Компота».

Мама кошка: Ох, котятки, вот беда, проспала я, проспала. Надо Коржику в больницу, сможете вы потрудиться? Сами лапоньки умыть? Постель заправить, не шалить? Скоро папа к вам придет, да и в садик отведет?

Карамелька и Компот: Даааааа.

Мама кошка уходит, воспитатель выходит из за ширмы.

Воспитатель: Ну и ну ребята, кто же это к нам пришел?

Дети отвечают. В это время котята плачут, трут глазки.

Воспитатель: Здравствуйте Компот и Карамелька? Что у Вас случилось?

Компот: Мама ушла, а нам с Карамелькой нужно собраться в садик, а мы не умеем. ААААА.

Карамелька: Я знаю, что надо делать! Нужно спросить совета у ребят!

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Карамельке и Компоту, что нужно сделать перед тем, как пойти в детский сад?

Ребята отвечают.

Воспитатель: Какие вы у меня умные и самостоятельные, все все знаете. Правильно, сначала нужно заправить кроватку. Давайте пройдем в спальню и посмотрим, все ли кроватки там заправлены, а Компот и Карамелька пойдут и заправят свои кроватки.

В помещении спальни одна кровать расправлена, постельное разбросано, смято.

Воспитатель: Ой ей ей, и кто же здесь спал, ну что за неряха. Ребята, кто же поможет мне заправить кроватку.

Выбираем 4 детей, дети рассказывают порядок расположения постельных принадлежностей и демонстрируют вместе, как нужно заправить кровать, воспитатель контролирует их действия и подсказывает. По окончании хвалит детей.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы. Все правильно сделали и так аккуратно заправили кровать. Ой, слышите, кто то снова зовет нас на помощь.

В группе помощник воспитателя кричит «Мяу, ребята, помогите».

Воспитатель и дети возвращаются в группу и занимают места.

Воспитатель: Карамелька, что случилось?

Карамелька: Кроватки мы заправили, а что же нам делать дальше? Одеваться?

Воспитатель: Карамелька, нет, нет. Ведь мы же еще не почистили зубки. Ребятки давайте покажем Карамельке, как нужно чистить зубки. Кто мне поможет?

Выбираем двух ребят, даем им две щетки и две зубные пасты (Дети условно Маша и Ваня).

Воспитатель: Маша и Ваня, сначала мы свами послушаем ребят, как нужно правильно чистить зубки, а потом Маша и Ваня будут показывать Карамельке.

Ребята рассказывают как чистить зубы, воспитатель задает наводящие вопросы, какое количество пасты нужно, какие движения щеткой необходимо делать. После рассказа ребят, воспитатель обращается к Маше и Ване.

Воспитатель: Машенька и Ванюша, покажите нам какие движения мы будем совершать щеткой, когда чистим зубки. Молодцы. А теперь покажите нам, какое количество пасты нужно наносить на щетку? Умнички, спасибо. Как говорил великий Мойдодыр, моем моем трубочиста, как ???

Дети: Чисто чисто!!!

Воспитатель: Детки, как вы думаете? А можно пойти в детский сад умытым, но не расчесанным?

Дети: Нееет.

Воспитатель: Правильно, нужно причесывать волосики, а девочкам еще и заплетать косички или хвостики, если волосы длинные, потому что мы же с вами не неряхи!!!! Кто поможет мне показать Карамельке и Компоту, как нужно правильно расчесать волосы и сделать заколки?

Выбираем девочку и мальчика, мальчику даем расческу, девочке расческу и заколки (должны быть либо личные детей, либо новые!!!!!). Дети расчесываются, поворачиваются к ребятам говорят «Ах, какой я пригожий, красивый». Воспитатель хвалит детей за их умения.

Если дети страшего дошкольного возраста возможно игровая форма, разделяем на группы девочек и мальчиков, кладем условный реквизит, а именно большие игрушечные расчески, ребята с стартовой черты подбегают к стульчику или столу с расческой, проводят два раза по голове, говорят «Ах, какой я молодец!», разварачиваются и бегут снова на старт, где передают эстафету. После эстафеты воспитатель хвалит ребят, награждает символическими подарками (медальки с надписью: самый быстрый, самый чистый, самый смелый и т.д.)

Компот: Ой, я даже не знал, что Вы ребята такие молодцы, все все умеете.

Карамелька: А я знаю, что нужно теперь делать! Сейчас мы будем одеваться, ведь скоро придет папа и мы пойдем в детский сад. Пойду одену сапоги, потом на них пижаму, потом конечно же носки, а позже и панаму.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что говорит Карамелька??? Разве можно так одеваться?

Дети: Неееет.

Воспитатель: Правильно! Одежду нужно подбирать по сезону: осень, лето, весна или зима за окном, очень влияют на наш выбор одежды. А также очередность одевания. Сейчас я предлагаю вам разделиться на четыре команды и каждая команда в зависимости от сезона правильно оденет своего бумажного человечка.

Воспитатель разделяет ребят на команды, дает каждой комнаде куколку и комплет одежды (при этом кладет и лишние элементы одежды, «грязные» и не по сезону), говорит одеть, по окончании конкурса проверяет и обсуждает с ребятами правильность и причину, по которой одежда подходит либо не подходит.

С детьми младшего возраста берем одну куклу и демонстрируем ребятам очередность, беседуя с ними и обсуждая выбранный предмет, рассказывая, что теплые штанишки нужно одевать на колготочки, разъясняя как отличить лицевую сторону от изнанки, парность обуви и варежек и т.д.

Воспитатель: Ребята, вы у меня совсем большие, помогли Карамельке и Компоту!! Я вами горжусь, предлагаю проводить Карамельку и Компота, а нам самим пойти одеваться на прогулку, где Вы еще раз покажете мне, как вы здорово все умеете делать!

 

Занятие окончено.

 

 

 

.

 


 

Скачано с www.znanio.ru