Курсовая работа специальности 19.02.10.

  • docx
  • 17.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Курсовая VANDIN.docx

Содержания

Введения                                                                                                    2

1 История ислама и его распространение                                             5

2 Пищевые предписания и питания в исламе                                      7

3 Ритуальная еда                                                                                       14      

Заключения                                                                                             23

Список литературы                                                                               25

Приложения                                                                                            27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                     

 Введения

Актуальность: Ислам - это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии Арабо-мусульманская культурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной культуры.. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Связь веры с традиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, но особенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики, выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявить мусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.

Объект исследования- история ислама.                                                   

Предмет исследования-пищевые предпочтения в исламе.                                      

Цель работы-рассмотреть культуру питания в исламе.                                 

Задачи исследования состоят в следующем:                                                            

1)Изучить историю ислама и его распространения.                                       

2)Иследовать пищевые предписания и запреты в исламе.                               

3)Проанализировать ритуальные блюда в исламе.                                                           

Хронологические рамки охватывают период с возникновения ислама до наших дней.                                                                                                   

Историография исследования. Выбранная тема широко изучена в исторической науке. Темой питания в исламе интересовались  Мухаммеда Садык-и-Кашгари «Адаб-ул-салихан» («Кодекс приличий на Востоке»), Рукайя Максуд "Ислам". Сегодня наряду с трудами историков древних лет можно отметить исследования  современных авторов: Лимэн О. (Введение в классическую исламскую философию.), М. А. Родионов. (Ислам классический.).  

Методологическая основа индивидуального проекта. В работе используются традиционные научные принципы историзма, который позволяет изучить культуру питания в исламе с учетом конкретно-исторических условий того времени. Принципы научной достоверности и объективности дают возможность все стороне изучать используемый материал.                                                 

Практическая значимость исследования. Основные положения индивидуального проекта и содержащийся в нем фактический материал могут быть использованы на занятиях по дисциплине «История», а также на занятиях кружков и клубов ответствующей направленности.                                                                              Структура работы. Индивидуального проекта состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложения.               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 История ислама и его распространение

1.1 Понятия и зарождения ислама

Ислам- одна из трёх  мировых религий, возникшая на Ближнем Востоке. Она преобладает на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Центральной Азии, Индонезии и Малайзии. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам.

Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом, более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином.

В исламе считается, что распространению главным образом поспособствовал пророк Мухаммед. Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди своих друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие.

В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину.

Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда.

1.2 Распространения Ислама

К VII началось активное распространения ислама. К концу жизни пророка Мухаммада было основано первое исламское теократическое государство – Арабский халифат, занимавший всю территорию Аравийского полуострова. В 30-х годах VII века халифат добился значимых успехов в извечном противостоянии с Византией и могущественным государством Сасанидов. А в 639 году начался триумфальный поход арабов-мусульман в Египет, который завершился его подчинением.

После убийства двоюродного брата Мухаммада, халифа Али, в 661 году столица халифата была перенесена в Дамаск, а трон заняла династия Омейядов. Последующее распространение ислам получил в ходе успешных арабских завоеваний. В этот же период времени новая религия стала известна и почитаема в странах Ближнего и Среднего Востока, в Африке и Юго-Восточных регионах Азии. Население покоренных земель охотно принимало новую веру, что существенно упрощало им жизнь и позволяло пользоваться некими льготами при обложении повинностями.

В 711 году мусульмане заняли Пиренеи, но поражение в битве близ Пуатье в 732 году остановило их победное шествие вглубь Европы и вынудило повернуть обратно. В начале IX века арабы завладели Сицилией, но в самом конце XI  века были вытеснены из этого региона нормандскими племенами. Начало X века ознаменовалось отколом от халифата Пиренейского полуострова, Северной Африки и ряда восточных территорий.

В XI-XVIII веках ислам получил широкое распространение в Северной Индии.   Но в XIII веке в связи с нашествием монголов, в конце концов положившим конец существованию халифата. Но уже во второй половине XIII века монголы-завоеватели приняли ислам, а в XIV веке их государство прекратило свое существование.

В XV веках ислам стал главенствующей религией в Индонезии. Этому в немалой степени поспособствовали индийские и арабские купцы. В это же время ислам проник к народам Причерноморья, Западной Сибири и Северного Кавказа.  Но в это же время была образована Османская империя, в XVI-XVII веках поглотившая страны ближнего Востока, Балканского полуострова, Северной Африки и Малой Азии и продолжившая распространять ислам. А так же с начала XVI  века с периода правления султана Явуз Салима, Османские султаны приняли титул халифа мусульман. Это продолжалось вплоть до последнего султана Вахдетдина, который был насильно низложен в 1920 годах.. К концу XIX века ряд исламских стран превратился в европейские колонии или так либо иначе в какой-то мере стали зависеть от Европы. Интенсивная борьба против колонизации и колонизаторов привела к политизации ислама, процесс которой длился на протяжении практически всего XX века. Итогом этой борьбы стало появление так называемого политического ислама – исламизма. Это течение особенно укрепило свои позиции в мире после исламской революции 1978-1979 годов в Иране.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1.6 миллиарда мусульман, т.е. порядка 23% населения планеты. В 35 странах из 120 мусульмане составляют основную часть населения, а в 28 – ислам является государственной религией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Пищевые предписания и питания в исламе

2.1.Харам и халал. Основные предписания в исламе.

В исламе немало пищевых предписаний, что накладывает свой отпечаток на питание мусульман. Своеобразие исламских предписаний заключается в следующем. Во-первых, имеются продукты, употребление в пищу которых одобряется, что соответствует понятию "халал" – разрешенное. Во-вторых, часть продуктов подпадает под категоричный и абсолютный для мусульман всего мира запрет – "харам" – запретное". В-третьих, некоторые пищевые продукты можно отнести к категории условно-запретных или условно-допустимых (порицаемые или неодобряемые продукты). Такие продукты чаще всего используются мусульманами тех стран, где условия и образ жизни, а отсюда и национальные традиции в питании существенно отличаются от таковых у арабов Аравии – основателей классического ислама.

Ислам утверждает: на своих жизненных путях верующие руководствуются заповедями Аллаха, и даже такая насущная потребность человека, как потребность в пище, строго регулируется определенными предписаниями. Это нашло свое отражения в священной книге Коране . Например: "Верующие! Ешьте из тех благих снедей, какими Мы наделяем вас, и благодарите Бога, если вы Ему поклоняетесь. Он запретил вам в пищу мертвечину, кровь, свиное мясо и то, над чем при заклании призывался кто-либо другой, а не Бог" (Коран, сура 2:167, 168).

"Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, мясо свиньи; скотина удавленная, умершая от удара, убившаяся падением с высоты, забоданная рогом; та, которую заел хищный зверь, кроме той, которую очистите; приносимое в жертву идолу" (Коран, сура 5:4).

Как указано выше, пищевые запреты в исламе включены в понятие "харам". В харам входят: греховные, порочные, запретные поступки; семейно-брачные отношения с близкими родственниками, причем молочное родство, то есть питание некровных младенцев грудным молоком одной женщины, приравнено к кровному; азартные игры; особые запреты, налагаемые на паломников во время хаджжа – паломничества в Мекку; перечень запретных пищевых продуктов и напитков.

Пищевые предписания несколько различаются в зависимости от мазхаба (араб. – "путь") – богословско-правовой школы, или толка, ислама.

Безусловно запрещено употреблять в пищу свинину, кровь животных и птиц, мясо павших или растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, а также если этого мяса коснулся иноверец. В шариате оговорено, какие части тела животных нельзя употреблять в пищу: половые органы, щитовидные железы, спинной мозг и жир с обеих его сторон, желчный и мочевой пузыри, селезенку.

Пищевых предписаний ислама гибкие . Так, выше указан запрет на мясо животных, убитых хищниками. Однако этот запрет можно обойти, если животное убито на охоте прирученным хищником, как сказано в Коране:

"Они спрашивают тебя: что им дозволено? Скажи: Дозволены все блага и то, чему вы научили хищных животных, дрессируя их, как собак… Ешьте то, что они схватят для вас, и поминайте над этим имя Аллаха" (Коран, сура 5:4).

2.2 Мясо животных и рыбы употребления в пищу в исламе

"В исламе нет единого мнения об употреблении в пищу мяса осла, слона, зайца и ряда других животных, а также пресмыкающихся и земноводных, например крокодилов и черепах. В целом мясо хищных животных и птиц относится к категории запрещенных. Рыбу тех пород, которая лишена чешуи (осетровые, угорь и др.), в одних мазхабах считают запрещенной в питании, в других – только порицаемой пищей. Мусульмане-шииты не едят икры осетровых рыб. Употреблять в пищу мясо сокола, коршуна или удода нельзя, а журавля – можно. Нельзя питаться мясом змей и лягушек, но можно есть ящериц и саранчу, хотя в отношении ящериц полного согласия нет. Порицается или просто не одобряется, но не запрещается употребление в пищу конины или мяса мула. Такой подход появился в шариате под влиянием тюркских и монгольских народов. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыса. Также поступают и те тюркские народы, которые приняли ислам еще в VIIIIX вв. и отошли от обычаев питания предков.

Мусульмане полагают, что перерезание глотки – самый гуманный метод забоя животных, к тому же благодатно отражающийся на качестве получаемого мяса. По их утверждению, у животных, которые забиты, например, после электрошока, накапливается и сворачивается кровь, в то время как перерезание яремной вены вызывает у животного мгновенную потерю сознания и благоприятствует свободному стоку крови. Кровь забитого животного должна полностью истечь. Важное место в исламе занимает запрет на употребления свинины.

Запрет на употребление свинины относится к непререкаемым предписаниям ислама и более древней религии – иудаизма .                                                         

Существует легенда, объясняющая запрет на свиное мясо: «Всевышний» показал неверующим чудо перевоплощения, превратив девушку в свинью. С тех пор к синому мясу никто не прикасается, поскольку считают, что это может быть человек, обращенный в свинью много лет тому назад.

В книге Рукайя Максуд "Ислам" (2003) по поводу свинины сказано: "Свинья справедливо считается нечистым животным, ибо она склонна к поеданию нечистот. В некоторых местах свиней специально используют как своеобразных "утилизаторов", скармливая им пищевые отходы и помои. Кроме того, свинина – источник многих болезней, свиное мясо часто бывает заражено различными гельминтами… Поэтому ни один правоверный мусульманин не может представить себе, как можно есть блюдо, приготовленное из столь нечистого, отвратительного существа… Некоторые мусульмане заболевают только лишь от вида свинины".

2.3 Макрух

Категория «макрух» занимает важное место в исламской этике, создавая переходную зону между запрещенными (харам) и разрешенными действиями. Однако переходную зону нельзя рассматривать как вседозволенность, так как существует понятие «джанаба» (араб. — осквернение) — ритуальная нечистота в результате оскверняющих действий или состояний, перечень которых весьма обширен. Осквернение предметов обихода может происходить, если в посуду правоверного мусульманина положили свинину или изделия из нее (колбаса, сало и т. п.) или налили вино. Если осквернение последовало в результате обстоятельств, которые не связаны с прегрешением (работа мясника и т. п.), то очищение производится простым ритуальным омовением. Если же имело место недозволенное и умышленное действие, например злоупотребление вином до состояния опьянения, то, кроме омовения, должно быть принесено специальное покаяние и совершены искупительные действия — денежные пожертвования на благочестивые цели, раздача пищи неимущим и т. д. Оскверненные предметы обихода и помещения тщательно чистятся, промываются и проветриваются. При этом произносят специальную молитву, подтверждающую намерение очиститься от осквернения. Однако и в отношении самой «пищевой джанабы» мусульманские подходы достаточно гибкие: представления об осквернении и оценка оскверняющих свойств различных продуктов и напитков отличаются в зависимости от мазхаба и конкретных условий жизни. Поэтому разнообразие мира ислама — мусульманских стран и народов — вносит свои коррективы в пищевые предписания и, следовательно, в питание. Приведем несколько примеров.

  Однако в Тунисе мусульмане готовят особый продукт «кадид» — сухую баранину. Кадид приготовляют из правой лопатки барана, в том числе жертвенного, которого режут во время праздника разговенья. Кусок баранины солят, сдабривают специями и подвешивают для просушки. Сухое мясо используют только через три недели в день Нового года, который отмечается не как религиозный, а как народный праздник.

В связи с отсутствием единого мнения об употреблении в пищу мяса некоторых животных практическое решение этого вопроса зависело от особенностей питания того или иного народа. Характерным примером является использование конины. Для мусульман казахов и киргизов конина была и остается национальным видом мяса, употребляют конину и исповедующие ислам татары и башкиры России. Роль конины в питании казахов такова, что названия большинства мясных блюд связаны не с составом сырья или способом приготовления, а с наименованием частей, на которые в соответствии с традициями разделывается конская туша. И знаменитые казахские и киргизские бешбармаки делают из конины и баранины. Это положение относится и к внутренностям животных, не рекомендуемых мусульманам. Для казахской кухни типично сочетанное использование конины или баранины с внутренними органами этих животных, например, куырдан — жаркое из бараньего мяса, печени, легких и сердца. Общим в питании всех четырех указанных народов Центральной Азии является абсолютное исключение свинины, что соответствует категоричному предписанию ислама. Даже у арабов Аравии, где сформировался ислам и прочны его устои, встречаются отдельные отступления от религиозных пищевых предписаний. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. Более того, бараньи почки считаются наиболее вкусными частями и ими в первую очередь угощают гостей. Бедуины так искусно умеют перерезать горло скотине, что в несколько минут выпускают всю кровь, чтобы она в соответствии с запретом не попала в пищу. Однако некоторые племена используют кровь в питании. Имеются сведения, что еще в недавние времена бедные слои кочевников ели ящериц, змей, лисиц и других хищных зверей.

2.4. Традиционные блюда в исламе.

Исламские традиционные блюда тесно связаны с их ней религией и местом проживания. Основными ингредиентами, из которых состоит добрая половина всех блюд, является баранина и рис. Особой популярность пользуются шурпа и плов. В них добавляется огромное количество пряностей, делающие вкус великолепным. Ислам категорически запрещает употреблять в качестве еды свинину. Для мусульманской кухни не свойственны блюда из яиц и сыра. Кухня Ислама славится обилием различных пряностей в пище. Основными приправами являются такие: кориандр; тмин; базилик; корица; шафран; сумахом. Также лепешки считаются одним из главных блюд мусульман. Разнообразные рецепты данного блюда уже давно перевалили за сотню. Особой популярностью пользуются напитки. Чай и специальный кофе всегда находятся на обеденном столе. Часто используются и молочные напитки. К столу принято подавать сладости, чтобы сделать чаепитие приятным. Десерты мусульманской кухни в основном представлены пахлавой и халвой. Хлеб в мусульманской кухне представлен лавашем, реже лепешками.

В любой национальной кухне присутствуют изделия из пресного теста. Жители Средней Азии из простого теста готовят манты, лагман, чучвару или те же самые пельмени, но только с использованием баранины, а форма их лепки "ушками", несколько отличается от их "русских собратьев". Технология замеса теста ни чем не отличается от основной рецептуры, для его приготовления используют муку высшего сорта, яйцо, солёную воду. Пропорция зависит от количества семьи. Выглядят они вот так:

В основе мусульманской кухни лежит большое разнообразие блюд из мяса (баранины, говядины, козлятины, конины и субпродуктов), шашлык, люля-кебаб, а также отличная домашняя колбаса (тухум хасип, димлама хасип, гуруч хасип).

Холодные закуски и блюда на основе овощей, риса, сала в республиках Средней Азии являются неотъемлемой частью узбекских блюд. Казы, кавурдак, плов, тандыр барра, кумма корин, блюда на основе обжаривания ягнёнка или целого барана - особенно популярны на крупных праздниках с большим количеством народа.

2.5 Повседневный стол мусульманина

Повседневный стол разных мусульманских народов имеет общие традиции —продиктованные как нормами шариата, так и климатическими условиями каждой страны. Очень многие блюда схожи по названиям, составу, особенностям приготовления. Общими чертами обладают традиции чаепития и сладкий стол. Приготовление мяса, риса, мучных изделий в разных мусульманских странах хоть и обладает национальным своеобразием, но тоже сохраняет общие черты, как и поведение во время еды и прием гостей, В быту повседневном, как и в праздники, традиционно сохраняется гостеприимство и почтительное уважение к старшим по возрасту. Значительное место как Элемент гостеприимства занимает чайная церемония. Причем заваривание чая и разливание его гостям является исключительной прерогативой хозяина.

Принято всегда принимать приглашения на обед или ужин и приходить вовремя. Направляясь в гости, желательно захватить с собой сувениры или сладости для детей хозяина. За руку здороваются обычно только с мужчинами. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, здороваются,

изделия. Уже одно это обстоятельство затрудняет приготовление среднеазиатских мучных изделий в иных условиях (например, в духовке газовой плиты), когда нельзя достигнуть необходимой температуры и, следовательно, получить изделие такой консистенции и вкуса, как в тандыре.

Узбеки особенно любят домашнюю лапшу, используя ее и как самостоятельное блюдо, и как заправку для супов. Самыми распространенными блюдами из лапши считаются лагман — длинная отваренная в воде лапша, заправленная соусом из мяса с большим количеством овощей, и нарын — лапша, нарезанная из отваренных в воде кусочков тонко раскатанного теста и залитая бульоном. Нарын прежде подавали в особо торжественных случаях, а также тогда, когда в доме собирались одни мужчины.

Три других способа выпечки мучных изделий, применяемых в узбекской и таджикской кухнях, доступны и вне Средней Азии: выпечка в котле — без масла и с масляной смазкой; выпечка между двумя сковородами на углях; жарение в перекаленном масле.

3 Ритуальная еда      

3.1 Еда и обычаи на Ураза-Байрам

Главный продукт, из которого готовится большинство праздничных блюд на Ураза-Байрам – баранина. Из нее делают наваристые супы, жаркое, плов, шашлыки, закуски и даже мясные салаты. Праздничный стол каждой мусульманской страны зависит от народных традиций. Например, в Татарстане пекут блины, а на праздничном столе обязательно присутствуют пироги. В республиках Средней Азии неотъемлемым блюдом является плов с бараниной.

В Саудовской Аравии с утра едят только восточные сладости, финики и свежие фрукты. Зато в полдень нужно поесть обильно и многообразно, чтобы стол в следующем году не пустовал. В Кыргызстане каждый мусульманин должен посетить семь домов, отведать все приготовленные блюда и прочитать в каждом доме молитвы о благоденствии хозяев.

В Турции на праздник также сначала лакомятся сладостями, а позже приступают к главной трапезе. Целый день самые молодые турки посещают всех старших родственников и разносят им сладости в подарок. Кроме того, существуют определенные правила для приема праздничной пищи:

Перед началом трапезы мусульмане говорят: «Во имя Аллаха милосердного и милостивого» или «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада». А закончив еду, произносят: «Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами».

До и после еды обязательно следует вымыть руки. В отличие от западных стран, в исламских странах моют руки, не вставая с места - над тазиком. А воду гостям сливают из кувшина дети хозяина – так выказывается особый почет.

Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и последним заканчивает.

Брать пищу полагается руками, но только не двумя пальцами. Можно пользоваться ложкой или вилкой. Столовый прибор следует держать в правой руке.

Как только на столе появляется хлеб (или лепешки), его начинают не спеша есть, не дожидаясь подачи блюда. Резать хлеб ножом нельзя, поэтому его отламывают по кусочкам руками.

В некоторых исламских странах принято, чтобы из одной тарелки ели сразу несколько человек. Каждый берет пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. Но когда подают поднос или вазу со сладостями, орехами и фруктами, гости и хозяева могут выбирать любые из них.

Перед началом чаепития следует сказать: «Во имя Аллаха», а по окончании: «Слава Аллаху».

Сосуд для питья (чашку, пиалу, стакан) надо держать правой рукой. Воду или прохладительный напиток нужно пить медленно и маленькими глотками. Нельзя пить прямо из бутылки или кувшина.

Очень горячий чай или кофе не принято остужать, мешать ложкой или дуть на него. Нужно спокойно подождать, пока он остынет сам.

Крайне важным предписанием праздника является следующий ритуал: в этот день мусульмане одаривают всех бедняков и нищих обязательным пожертвованием, которое называется «закят уль-фитр». Также обязательно следует навестить родителей, пожилых и больных родственников и друзей. Необходимо посетить кладбища, поминая усопших, а над могилами прочитать отрывки из Священного Корана и попросить Всевышнего об облегчении их участи.

3.2 Курбан-байрам

Важную роль в жизни мусульманина играет  Курбан-байрам. История обряда (жертвоприношения) начинается еще со времен Пророка Ибрагима (мир ему). Всевышний Аллах для того, чтобы испытать Пророка Ибрагима (мир ему) и показать всем мусульманам пример покорности, повелел ему принести в жертву его сына Исмаила (мир ему). Когда Пророк Ибрагим (мир ему) был уже готов принести в жертву сына, Всевышний Аллах, испытав его покорность, послал ему барана для жертвоприношения и сохранил жизнь Исмаила (мир ему).

Сегодня, совершая жертвоприношение делают это в знак памяти о том, какую огромную жертву готов был принести наш господин, пророк Ибрагим (мир ему). Также делают это в знак благодарности за то, что Аллах сохранил жизнь Исмаилу (мир ему).

Первые десять дней месяца зуль-хиджа считаются очень благословенными днями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Самые любимые дни для совершения поклонения перед Аллахом - первые десять дней месяца зуль-хиджа,  каждый день поста равен году, а ночь, проведенная в поклонении, равна Ляйлятуль-Кадр (т.е ночи предопределения)». (Тирмизи)

Поэтому, в эти дни желательно совершать поклонение и держать пост.  Можно отметить пост в день Арафа (9 число месяца зуль-хиджа, который в этом году выпадает на 23 октября).

В хадисе, который передал имам Муслим, Пророк (мир ему и благословение): «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». В исламе существует определённый список жертвенных животных. (Приложения 1)

Мясо жертвенного животного желательно (мустахаб) разделить на три части. Одну часть оставить себе (на нужды семьи), вторую часть оставить в качестве угощения для гостей, третью желательно раздать неимущим. Однако, можно полностью раздать мясо животного.3.3 Мусульманские поминки

Особое место в исламе занимает правильность проведения поминок усопшего. 

По шариату запрещается, по крайней мере в первые три дня траура, забивать любой скот и устраивать угощения, а после позволяется лишь устраивать благотворительные угощения для обездоленных и нуждающихся стариков и сирот или раздавать им мясо жертвенного скота. Именно это шариат разрешает, но не заставляет делать.

Каждый должен проводить обряды по своей воле и возможностям. Кормите бедных - цель этих мероприятий, а не устраивайте в связи с похоронами и поминками "прием гостей". Да, похороны и поминки - не повод для угощений посещающих. Родственники покойного не обязаны это делать! "Ла акара фил ислам" - что в переводе означает: "Нет в исламе обычая по покойному резать скот". Фазиль Хаммам в "Основах правильного пути" пишет: "Готовить еду и устраивать угощения родственниками покойного есть грех. Нехорошо в дни траура устраивать угощения". Они, так называемые зыяпаты, согласно исламу, допустимы только в дни радости и довольства, то есть в праздники. Когда объявили Мухаммеду о смерти Джафара бин Абу Талиба, Пророк (алейхие-салам) сказал: "Приготовьте что-нибудь для (членов) семьи Джафара, ибо сейчас им не до этого". Как видим, Пророк призывал накормить семью покойного.

Вообще, шариат требует облегчать любые мероприятия, устраивать их с минимальными затратами, не отяжелять. Они не должны носить обременительный характер для хозяев. Тем более осуждается проведение обрядов в долг, за счет средств и имущества наследников и т. д.

Проводят похороны и поминки узбеки. Они, если устраивают угощение, то это - легкоприготовляемая пища (как сказали бы на современном языке, символическая), на которую не требуется больших расходов, не забивается скот. Здесь главное -- участие посещающих в молитвах по покойному, а не еда.

Современные мусульманские поминки обычно проводятся в день похорон, на 7 или 9,

40 день и в годовщину дня смерти. Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки.

Первые включают в себя поминки в третий день после похорон, на седьмой, сороковой, и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть при угощении подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда. Но специальный порядок поминальных трапез строго соблюдается. Главное, они кратковременны. Мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Если помещение одно, то в поминках участвуют только мужчины. На поминках сначала подаются сладости, чай с сахаром, затем плов. Перед поминками читается молитва, а собственно поминки проходят в молчании. Трапеза проводится быстро, по её окончании все молча встают и уходят вновь на кладбище.

Вторые проводят, обычно, каждый четверг до сорокового дня. Для этих поминок готовится халва из муки, масла и сахара. Трапеза заключается в кратковременном чаепитии, после которого все уходят.

Поминальные сладости символизируют сладкую загробную жизнь для окончившего земной путь мусульманина.

3.4 Ифтар

Также в исламе широко распространён ифтар.

На торжественную вечернюю трапезу — ифтар — собираются вместе, угощая близких, друзей и тех, кто нуждается. Говорят, что гости в доме, пришедшие на ифтар, принесут благословение Аллаха его хозяину.

Семейный ифтар проводится в кругу семьи, близких родственников. На него приглашают родителей, братьев, сестер, близких родственников, детей, даже самых маленьких. Стараются никого не забыть, чтобы никого не обидеть и не поставить в неловкое положение тех, кто придет, перед теми, кто отсутствует. Самых старших приглашают в первую очередь, проявляя к ним должное уважение и почтение.

Если между кем-либо из родственников не заладились отношения, время Рамадана — лучшее для их примирения. А если во время проведения семейного ифтара в дом неожиданно пришли другие гости, их обязательно приглашают присоединиться к столу.

Если число приглашенных невелико и все они являются близкими родственниками, то рассадить их за праздничной трапезой можно в произвольном порядке. В любом другом случае нужно учесть, что мужчины и женщины должны сидеть отдельно друг от друга. Такое расположение соответствует шариату.

Если гостей достаточно много и площадь дома позволяет, можно разместить их в разных комнатах: в одной — мужчин, в другой — женщин и детей. Предпочтительно, чтобы мужчинам на стол подавал хозяин дома, а женщин обслуживала хозяйка.

Важно найти место для совместной молитвы. Если в большом доме им может стать отдельное помещение, то в условиях городской квартиры, скорее всего, придется освободить от мебели часть гостиной, чтобы как можно большее число гостей смогло участвовать в коллективном намазе.

Если гости будут впоследствии сидеть за столом, то стол ставят ближе к двери, а место для намаза располагают так, чтобы не мешать молящимся, когда хозяйка будет накрывать на стол или просто выходить из комнаты. Если же гости расположатся на полу, то аналогично поступают и с расстеленной на нем скатертью.

Приготовленная нища, конечно, должна относится к категории «халяль». При подготовке к ифтару не стараются удивить гостей изысканностью и разнообразием блюд. Во-первых, на их приготовление уходит много сил и времени, которое, возможно, придется как раз на те часы, когда вы будете поститься, а во-вторых, задача хозяев — объединить гостей для совместной беседы об исламе и Рамадане, а не поразить их своим кулинарным мастерством. Гости приходят обычно еще до начат времени ифтара, и они, постившиеся весь день, не должны пойдя в квартиру, сразу почувствовать запах готовящейся пищи. Перед началом трапезы им надо дать возможность пообщаться между собой, немного отдохнуть с дороги. Затем на стол ставя! воду, финики. Когда приходит время заката солнца, глава семейства читает молитву и приступает к пище первым.

Поскольку время вечернего намаза проходит быстро, то после легкой закуски гостей приглашают к чтению коллективной молитвы. После нее сразу подают на стол горячее.

Традиционно на ифтар готовят плов. Для легкой закуски подают овощной салат и хлеб. К плову также подаются соленья, зелень. Можно приготовить национальные блюда, которые принято подавать по праздникам. Не принято предлагать гостям все новые и новые порции, если они уже насытились.

Следуя сунне Пророка Мухаммеда, блюдо за ифтаром, как и за обычной трапезой, предлагают гостю не более трех раз.

Когда большая часть угощения закончится, готовят чай. Лучше одновременно подготовить достаточно кипятка, чтобы одним гостям не пришлось пить чай на глазах у тех,

кому его пока не досталось. К чаю можно подать неограниченное количество сластей. Не обязательно все их печь самостоятельно, сегодня многое можно купить в магазинах. Чем больше на празднике будет детей, тем разнообразнее стараются сделать сладкий стол. Финики, курага, фрукты, конфеты, сладкая выпечка— все это вполне уместно за ифтаром. Перед уходом гостей им раздают сласти. Красивые, яркие пакеты со сластями для детей можно приготовить заранее.

3.5 Сабантуй

Широко в исламе на территории России распространился праздник сабантуй национальный праздник башкир и татар. В прежние времена у татар существовал большой праздник Жиен («сбор») — день встречи с родственниками, проживающими в разных селениях. Нередко проводили общий Жиен для одной группы сел, затем для другой и т. д. Гости приезжали в разукрашенных подводах, под звон колокольчиков, одаривали сластями детвору на улицах. Полагаюсь иметь гостинец для хозяев, в составе которого должны были быть два каравая белого хлеба, один-два вяленых гуся. Особый интерес представлял Жиен для молодежи. Она праздновала на лугах, просторах; в песнях и плясках состязались молодые люди села и приезжие гости. Нередко в этот праздник организовывали также различные спортивные состязания.

Со временем Жиен слился с другим древним праздником, который проводится в период относительного затишья в ходе сельскохозяйственных работ, между окончанием сева и началом сенокоса. Речь идет о знаменитом празднике Сабантуй (Праздник плуга). Место для Сабантуя выбирается просторное, уважаемые жители села определяют день его проведения. Организуется сбор призов на Сабантуй. Группа сборщиков с длинным шестом и ведрами обходит улицы села. Каждый хозяин стремится выделить что-нибудь на праздник: деньги, отрезы материи, яйца и т. д.

Обычно Сабантуй проходит весело: и взрослые и дети с самого утра ходят по домам и собирают раскрашенные яйца, а потом на майдане устраивают с ними всевозможные игры. Здесь же готовится каша «на весь мир» — в котел попадает все съестное, что принесут жители деревни.

Гости праздника могут отведать и вкусные блюда национальной татарской кухни. Обычно это сладкие блюда (кюш куе — хворост, урама и другие сладости), мясные.

 

 

 

 

 

 

Заключения:                                                                                             

 Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься. Но никакая религия не может существовать такой же, как и была создана. Начал трансформироваться и Ислам.

За последние десятилетия Ислам очень изменился: стал образованнее, цивилизованнее. Но по-прежнему большое влияние имеют духовные наставники, Ислам продолжает давить на поступательное движение общества. Из всех религиозных систем современного мира ислам остается одной из наиболее значительных сил. Сила ислама не в количестве его последователей, а прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины, основы которой были заложены еще Мухаммедом. Ислам сегодня в условиях изменившейся политической картины мира - имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.                                                                                                                               

 

 

 

 

Список литературы                                                                               

1 Рукайа Максуд «Ислам» Москва: «Издательско торговый дом Гранд». 2002

2История религии. В 2 т. Т. 2. Учебник / В.В. Винокуров, А. П. Забияко, 3. Г Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. -М.: Высш. шк., 2002.-639 с.

3 Коран. Двуязычное издание. Перевод смыслов Э.Кулиев -РИПОЛ КЛАССИК, 2003

4Гайнутин Р.И. "Ислам в 21 веке, или как жить мусульманину по Корану в России"-, изд. Исламская книга, 2009- 142 с.

5 Ньюби Г. "Краткая энциклопедия ислама" (пер. с англ.)- Фаир-Пресс- 2007, 384 с

6 Поляков С. "Ислам", -Книга Вайланд, 2000 – 219с

7 Щапова Я. Н. "Религии Мира" -Просвещение, 2001

8 Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. и др. Культурология. М., 2007. С. 712.

9 Ислам на современном Востоке. М., 2007 С. 440

10 Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. М., 2006. С. 192.

11  Солонин Ю. Н., Каган М. С. Культурология. М., 2007. С. 568.

12 Хашнми Мухаммед Али. Личность мусульманина согласно Корану и Сунне. М., 2000.

13 Шахнович М.М. Религии мира. - СПб, 2006г.

14 Юрчук В.В. Ислам: мораль и принципы ислама. - М., 2004г.

15 Крывелев И.А. История религий. - М., 2000г.

Интернет  источники

16 Magickey.com Электронный ресурс: URL: http://magickey.com.ua/index.php?id=753 (дата обращения 11.01.2017)  

17  Profilib электронная библиотека Электронный ресурс: URL: http://profilib.com/chtenie/99358/boris-smolyanskiy-svyaschennaya-kukhnya-3 religiya-i-pitanie-51.php (дата обращения 01.11.2016)  

 

18 Оптимист Электронный ресурс: URL: http://oppps.ru/uraza-bajram-ili-ramazan-xaji-ili-id-al-fitr.html (дата обращения 10.02.2017)  

 

19 Анниса Электронный ресурс: URL: http://annisa-today.ru/raznoe/islamskij-kalendar/zertvoprinosenie-i-prazdnik-kurban-bajram-v-voprosah-i-otvetah-1900/ (дата обращения 1.12.2016)  

 

20  Ислам сегодня Электронный ресурс: URL: http://islam

today.ru/obsestvo/raznoe/musulmanskaa-kuhna/  (дата обращения 13.12.2016)  

 

21 Ислам сегодня Электронный ресурс: URL:  http://islam-today.ru/veroucenie/nacinausim/rasprostranenie-islama/юда из птицы (дата обращения 9.10.2016)  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложения 1

.К жертвенным животным относятся:

1. Овцы и козы;

2. Коровы, быки и буйволы;

3. Верблюды.

Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот - двухлетнего, а верблюды - пятилетнего.

Эти животные должны быть полностью здоровыми и не иметь никаких изъянов, таких как:

1. слепоты на один или оба глаза;

2. слабости и истощения;

3. отсутствие уха или хвоста (более одной трети),  зубов ( половины и более).

4. если оба или один из рогов сломан;

5. хромоты;

6. явной болезни;


Скачано с www.znanio.ru