Представление о роли Руси в христианском мире начали формироваться после принятия Киевской Русью христианства. Теория «Москва - Третий Рим» известна из двух сохранившихся посланий старца Филофея. Эта теория имеет две стороны: политическую и религиозную. Политическая состоит в признании «византийского наследства» великих московских князей, а религиозная развивает идею религиозного представительства, перенесения центра истинного православия из Византии в Россию.
Москва - третий Рим.doc
1
Содержание:
1. Введение …………………………………………………………..2.
2. Предпосылки теории……………………………………………...4
3. Наследие Византии………………………………………………..6
4. Трудности молодого государства………………………………...8
5. Возникновения учения о Третьем Риме…………………………11
6. Историческое значение теории в образовании единого Русского
государства………………………………………………………..13
7. Заключение ……………………………………………………….17
8. Список литературы………………………………………………20 2
1. Введение.
Возникшая на Руси в XVI в. доктрина, объявившая Москву «Третьим
Римом», вызывает растущий интерес у историков, но, несмотря на
скрупулезные изыскания М.А. Дьяконова, В.Н. Малинина и Х. Шедер,
источники этой доктрины остаются недостаточно изученными.
«Москва – третий Рим» историософская доктрина, лежащая в основе
церковнополитической идеологии Московского государства в 15—17 вв. и
сформировавшаяся на основе воспринятого от Византии учения о вселенском
христианском царстве. Возникла под влиянием крупных исторических
событий: объединения русских земель под московским единодержавием,
отхода Константинопольской Церкви от ортодоксального православия
(Флорентийская уния, 1439), крушения Византийской империи.
Представление о роли Руси в христианском мире начали формироваться
уже вскоре после принятия Киевской Русью христианства, но в дальнейшем
они претерпели существенные изменения. Правда, словесные формулы,
отражавшие эти представления, изменялись гораздо медленнее, нежели их
содержание, и это побудило некоторых исследователей рассматривать
утверждение о «богоизбранности Руси», вошедшее в русскую книжность еще
со времен Иллариона, как нечто однородное и однозначное. Между тем
понятие «богоизбранности», уходящее своими корнями в ветхозаветную
легенду, использовалось на первых порах лишь для причисления Руси к 3
православному миру. Русь, порвавшая с язычеством, объявлялась «избранной
страной», как и другие христиансткие страны, и в этом качестве
противопоставлялась своим степным соседям, а в последующие века – татаро
монгольским поработителям.
С середины XV в. слова об особом назначении «избранной богом»
Русской земли приобрели новый смысл. Трансформация прежних
представлений явилась следствием происшедших в это время важных
политических и церковных событий. Содержащиеся в памятниках 1440—
1490х годов определения роли русской церкви можно правильно попять
лишь в свете заключения константинопольским патриархатом
Флорентийской унии с римскою церковью (1439 г.), установления явочным
порядком автокефалии московской митрополии (1448 г.), перехода
Константинополя под власть турок (1453 г.) и утверждения
константинопольским патриархом литовского владыки в сане
митрополита «всея Руси»: (1470 г.). На протяжении многих последующих
десятилетий связь русской митрополии с верховными главами
православия осуществлялась при посредстве иерусалимской
патриархии, в обход традиционных связей, проходивших через
Константинополь.
Теория «Москва – Третий Рим» известна из двух сохранившихся в
книжной традиции посланий старца Филофея (около 1465–1542): «Послания
монаха псковского Елиазарова монастыря Филофея дьяку М.Г. Мисюрю
Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и
с изложением концепции “Третьего Рима”» и «Послания московскому
великому князю Василию Ивановичу о «Третьем Риме», обязанностях
правителя, обряде крестного знамения», составленных между 1514–1521
годами 4
Теория «Москва — третий Рим» имеет две стороны: политическую и
религиозную. Политическая состоит в признании «византийского наследства»
великих московских князей. В религиозном плане теория «Москва — третий
Рим» развивала идею религиозного представительства, перенесения центра
истинного православия из Византии в Россию.
2. Предпосылки теории.
Прежде, чем перейти к московской концепции, следует кратко
которая была усвоена и
охарактеризовать имперскую доктрину,
трансформирована в Москве. Идея вселенской монархии имеет древнее,
возможно, иранское происхождение, однако достаточно обратиться к ее
изложению в книгах древнееврейских пророков, в частности в книге Даниила.
Вселенская история до наступления царства Мессии (древнееврейское
слово «мессия» означает помазанник) показана пророком как
последовательность четырех царств, символизируемых частями тела
истукана, который приснился царю Навуходоносору, либо видением четырех
зверей Даниилу; традиция толкует их как Вавилонскую, Персидскую,
Македонскую и Римскую империи.
В одних случаях христианство, развивавшееся в пределах Римской
империи, считало это четвертое царство Даниила царством антихриста, в
других – силой, удерживающей появление антихриста. 5
После утверждения Константином Великим (ок. 285–337 г.ж.) союза
христианства и имперского Рима концепции римскохристианской империи
суждено было наложить глубокий отпечаток на европейскую историю. На
Западе империя была низвергнута варварами и восстановлена лишь в 800г.,
когда коронация Карла Великого (742814г.ж.) обозначила глубокий разлом
прежде существовавшего мирового единства.
Восточная империя, избежавшая варварского завоевания, на Босфоре
продолжала поддерживать традиции Римской империи, справедливо считая
себя ее законной преемницей. Восточные носители имперской власти считали
должным пожаловать своей столице имя Вечного Рима. В 324330г.г.
Константин Великий основал новую столицу Константинополь на месте г.
Византий, который становится «новым Римом».
Византийская идеология, усвоившая некоторые римские формы, была
отмечена известным «мессианизмом», расцвет которого, видимо, пришелся на
эпоху Македонской династии, что совпало с началом распространения
христианства у славян.
Неудивительно поэтому, что мессианская идея вскоре проникает и в
славянский мир, тем более что Византия рассматривала эту доктрину как
чрезвычайно важную. Она получила распространение благодаря учению и
каноническим актам греческой церкви либо посредством усвоения славянами
византийских трудов (некоторые новеллы Юстиниана, толкования на
Апокалипсис св. Андрея Кесарийского, различные пророчества).
Русские знакомились с византийской доктриной как непосредственно, так
и через южных славян, адаптировавших ее в собственных национальных
интересах. 6
Русский митрополит подчинялся константинопольскому патриарху, за
немногими исключениями, митрополиты были греками, поставленными в
царственном городе.1
Русь получила православие из Константинополя (Второго Рима), который
после откола западного христианства от Православия стал несомненным
С крещением Руси в 988г.
удерживающим центром мира.
Константинопольский Вселенский Патриарх был каноническим главою
Русской Церкви, и до падения Византии Русь являлась в церковном смысле ее
частью с общей столицей Царьградом. Не удивительны, поэтому сведения, что
египетский султан называл византийского Императора, среди прочего, также
и «Царем Руссов» и что византийские источники XIV в. присваивают
русскому правителю титул «стольника» византийского Императора.2
3. Наследие Византии.
Основная геополитическая концепция Руси была сформулирована после
брака Ивана III (14401505г.г.) с дочерью брата последнего византийского
императора – Софьей Палеолог.
Русь была тесно связана с Византией династическими браками.
Креститель Руси святой князь Владимир взял в жены византийскую царевну
Анну.
От дочери византийского Императора родился великий князь Киевский
Владимир Мономах, которому византийский Император в начале XII в.
прислал крест из животворящего древа, сердоликовую чашу, принадлежавшую
его предку Императору Августу, правившего Римом с 27г. до н.э. по 14 г. н.э.
1 Д. Стремоухов. Из истории русской культуры. Т.II Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М.: Языки
славянской культуры, 2002г.
2 С. и Т. Фомины Россия перед вторым пришествием. – М.: 1998г. 7
(Рюрик был также потомком Августа в 14 колене), Царские бармы и царский
венец (шапку Мономаха), которым с тех пор венчались на княжение Великие
Князья и Цари.
От его ветви пошли последующие русские самодержцы. Отметим также
брак сестры Василия II Анны с византийским царевичем Иоанном (1411
1414г.г.). А в конце этого периода – наиболее важный брак Иоанна III с
племянницей последнего, убитого при турецком штурме Константинополя,
византийского Императора Софьей Палеолог (1472г.); после пресечения всего
потомства Палеологов она осталась единственной наследницей Византийского
Царства (что напомнил Иоанну III венецианский сенат).
Великого князя Московского стали именовать по византийскому образцу
царем и автократором (самодержцем).
Гербом Русского государства стал византийский двуглавый орел, в
котором можно видеть знак «симфонии» двух властей. Его связывали с
Константином Великим, принявшим этот герб в 326г., Софья Палеолог
привезла его с собой в Россию на своих регалиях, и поэтому в России
двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное
значение преемственности от Византийского Царства. (Двуглавый орел
известен у хеттов и в Месопотамии 2 тысячелетие до н.э., в Индии 2 в. до н.э.
и т.д. На Руси двуглавый орел впервые появился еще в языческих курганах
Смоленщины – у сел Шиловцы (89 вв.) и Грездово (10 в.). Позже, в 1214 вв.
он появляется на монетах Твери, суздальских вратах и т.д.).
Катастрофа 1453г. положила конец тысячелетней империи раньше, чем
были определены и урегулированы отношения между Москвой и
Константинополем. Падение Византии повергло весь мир в ужас: его считали
возмездием. На Западе папа Николай V увидел в нем наказание за отказ от
унии, заключенной во Флоренции. В Москве, напротив, митрополит Иона в
1458г. связал его именно с унией, ибо, пока Константинополь придерживался 8
истинной веры, он противостоял всем вторжениям, а предав ее и
объединившись с латинянами, подпал под иго неверных.
Падение Константинополя,
мыслившегося как вечный город
христианства, и исчезновение империи, которую считали важной
составляющей Церкви, повергло души восточных христиан в глубокое
отчаяние. Как может Церковь продолжать существовать без империи? И
каково теперь будет место Москвы в истории? Эти вопросы возникли в том
самый момент, когда великое княжество московское, постепенно
превращавшееся в могущественное государство, осознало себя последним
защитником православия, сохранявшим независимость.
В XV в. московское летописание утратило локальный характер, став
общерусским и развивая идею русского единства; таким образом, оно имело
тенденцию приписать Москве центральное место в истории. Чтобы сохранить
традиционную структуру христианства, включавшую христианскую империю,
и определить место Руси в истории, можно было предложить три решения. Во
первых, можно было допустить, что падение Византии не было окончательным
и что царственный град будет освобожден русскими. Вовторых, можно было
признать верховенство западной Священной Римской империи. Или, наконец,
втретьих, представить саму Москву как настоящую империю, преемницу
Византии.
Именно первое из этих решений, сохранявшее исходную концепцию
мироздания, отвечало на первых порах умонастроениям московитов.
4. Трудности молодого русского государства.
Создание единого православного русского государства произошло в
скором времени после окончательного падения Константинополя (1453г.).
Русское государство как бы приняло эстафету от Византийской империи,
физическое падение которой произошло вскоре после падения духовного. 9
Пытаясь спастись от разгрома в войне с турками, Константинопольская
церковь в 1439г. в лице патриарха и высшего духовенства при активном
участии императора заключила унию с католиками во Флоренции. Это было
фактически капитуляцией перед католичеством.
Скоро на Русь,
которая в церковном плане подчинялась
Константинопольской церкви, прибыл униатский митрополит Исидор. Но в
Москве уже были хорошо осведомлены о деяниях Флорентийского собора и
оказали митрополиту соответствующую встречу. Роль обличителя нечестия
митрополита взял на себя Великий князь Василий, который в храме прилюдно
назвал изменника лжепастырем, губителем душ, еретиком. Лжеиерарху ничего
не оставалось, как бежать в Рим. Вместо него собор русских епископов
поставил митрополитом рязанского епископа Иону.
Таким образом, в период создания централизованного государства на
Руси возникает самоуправляемая Русская Православная Церковь, которая
становится хранительницей православия.
Тем не менее, если принять во внимание усилившиеся контакты с
Западом, вследствие которых через греков на Русь проникают униатские
настроения, то представляется очевидным, что положение в Русской церкви
становиться весьма сложным.
Униаты прибыли также с Софьей Палеолог, но хотя Софья и жила долгое
время в Риме, надежды Святого престола на ее участие в католической
программе оказывались тщетными. Софья начинает вводить через мужа на
Имеют место интриги,
княжеском дворе византийские обычаи.
подозрительность, жестокие расправы с недовольными боярами и князьями.
Но прозелитизмом княгиня не занимается. Однако у папы есть другие, более
надежные, каналы для проникновения к великокняжескому двору. В это
время усиливается политическое общение Руси с Западной Европой и в 10
Москве бывает достаточно много католиков. Некоторые из них помимо
государственных и личных дел выполняют задания и самого папы.
В 1513г. посланник датского короля беседует с Великим князем
Василием III (14791533гг.) о целесообразности соединения церквей. В 1519г.
папа Лев X присылает Дитрихса Шонберга к Василию Ивановичу с
предложением принять от него титул короля. Разумеется, коронование
состоится только при условии церковного соединения. В предлагаемом
проекте не забыт и митрополит, который при благоприятном для папы
развитии событий станет патриархом. В 1525г. Климент VII через посредника
снова предлагает Василию Ивановичу титул короля, если тот отвергнет
догматы православной церкви.
В этот переломный период при княжеском дворе действует и партия
греков, оставшихся верными православию. По просьбе князя в Москву
патриархом Феоклитом был прислан в качестве переводчика замечательный
богослов, обличитель латинской ереси и борец с агарянской верой
преподобный Максим Грек. Но в Москве отстаивает интересы
Константинопольского патриарха и греческого народа. Всеми силами он
пытается подвигнуть Великого князя на военную авантюру. Он предлагает
Великому князю выступить на войну с турками, дабы освободить Второй Рим.
Но, с точки зрения православного человека, Второй Рим пал по воле Божьей
изза унии и внутригосударственных распрей, чего греки, с уязвленной
национальной гордостью, понять не могли. Преподобный Максим, вероятно,
имел необходимые полномочия от Константинопольского патриарха и
поэтому обещал Василию III поставить во главе освобожденного государства
одного их родственников Великого князя. Но русский правитель довольно
трезво смотрел на свои возможности, и отвергает стратегические планы
богослова, тем самым, вызывая последнего на нелицеприятные высказывания 11
в адрес русского народа, церкви и т.д. Эти высказывания ему впоследствии
напомнят на суде.
И все же прогреческая политика – не самое страшное, чем занимается
преподобный Максим Грек. В своих писаниях он фактически излагает учение:
«Второй Рим пал, а Третьему не бывать», которое было весьма патриотично
для грека, но принесло много вреда на Руси. Вопервых, оно вводило в
смущение, вовторых, уничтожало идеологическую основу образования
русского централизованного государства. Но еще хуже было требование
подчинения Константинопольскому патриарху в сложившейся ситуации
(уния, власть турок).
Страшно представить, что творилось бы в Русской Церкви, не получи она
самостоятельность. Стамбульское церковное настроение перекочевало бы на
просторы Руси, а русский народ через константинопольских патриархов
вынужден был бы финансировать жадных до денег султанов.
Можно понять патриотизм преподобного Максима, но он был в тот
момент вреден для православия. И святые могли заблуждаться в некоторых
вопросах. Таким образом, у концепции «Москва – Третий Рим» было много
врагов, причем совершенно разного сорта. Были врагами не только паписты и
грекипатриоты, но и удельные князья, и вольные республики: Новгородская,
Псковская, Вятская, которые тоже хотели жить постарому. Не малую роль в
создании Русского государства сыграла Церковь. Ведь только страх
церковного отлучения заставил новгородцев подчиниться власти Великого
князя. Кстати, сама Церковь даже организационно была заинтересована в
централизованном государстве. Ведь под властью удельных князей было
гораздо больше возможностей для произвола в отношении церквей и
священнослужителей. Да и еретические учения, полностью отрицавшие
догмат православной веры – ту же «ересь жидовствующих», значительно легче
было искоренять, опираясь на светскую власть. 12
5. Возникновение учения о Третьем Риме.
Именно в такое сложное для русской земли время рождается учение о
Московском государстве как наследнике Византийской империи. Учение это
было вызвано к жизни самим временем. Так, митрополит Зосима, при
составлении пасхалии на восьмую тысячу лет, предположительно впервые
произнес эту формулу. Но наиболее четкое выражение учение «Москва –
Третий Рим» нашло в посланиях старца псковского СпасоЕлизарова
монастыря Филофея «Великому князю Василию».
«Сие же ныне Третьего нового Рима державного твоего царствия… и да
весть твоя держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя
христианской веры снидошася в твое царство. Един ты во всей поднебесной
Христианам царь. Не преступай царю, заповеди еже положиша твоя прадеды:
великий Константин и блаженный Владимир и великий богоизбранный
Ярослав и прочии блаженнии святи, ихже корень и до тебе… блюди и внемли,
благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино,
яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии…».3
Старец Филофей родился около 1465г. и скончался в 1542г. Он жил в
княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV.
Из всех творений Филофея главное значение имели послания, в которых
он формулировал идею Москвы – Третьего Рима, теорию московского
единодержавия. Старец Филофей предполагает, что царствование Василия III
может быть вполне благополучным, и не страшно, что мир перешагнул
3 Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» т.XXIX. – Л., 1974г. 13
семитысячный рубеж. Чтобы оно таковым было, старец увещевает его
многолетием и дает Великому князю следующие советы: «Пусть же Бог
миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами Пречистой
Богоматери и святых чудотворцев и всех святых – преисполнит твое
державное царствование!» «Одни ты во всей поднебесной христианам царь. И
следует тебе, царь, это блюсти со страхом Божьим, убойся Бога, давшего тебе
это, не надейся на золото и богатство, и славу: все это здесь собирается и
здесь, на земле, остается».4 То есть надо в первую очередь ревновать о
небесном, духовном устроении государства, потому что в этом и состоит его
обязанность, как правителя единственного православного государства,
окруженного со всех сторон врагами. Филофей не призывает князя вообще
отказаться от заботы о материальном, но поставить во главу угла духовное по
простой причине, что все дается Богом и царствование в могучей державе
тоже дано Богом. Конечно такой «государственной программе» российские
правители не следовали, но усиление и расширение Руси – это факты
объективные.
Другая заповедь: «Наполни святые соборные церкви епископами, пусть
не вдовствует святая Божия церковь в твое царствование!... Не обижай, царь,
святых Божьих церквей и честных монастырей, как данных Богу в наследство
вечных благ на память последующим родам, на что и священный великий
Пятый собор строжайший запрет наложил».5 Одним словом: «Не ущемляй
церковь, способствуй ее расширению». Ведь при Великом князе Иване III была
проведена секуляризация земель. После присоединения Новгорода многие
монастырские земли перешли в царское владение. Хоть царь и имел на это
право, но не следовало так притеснять Церковь. Об этом и напоминает старец
сыну Ивана III Великому князю Василию.
4 Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» т.XXIX. – Л., 1974г.
5 Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» т.XXIX. – Л., 1974г. 14
«О третьей же заповеди пишу и с плачем горько говорю, чтобы искоренил
ты в своем православном царстве сей горький плевел, о котором и ныне еще
свидетельствует серный пламень горящего огня на площадях Содомских, о
котором пророк Исайя, рыдая, повествовал: «Вслушайтесь в слово Божие,
князья Содомские, и вспримите Божий глагол, люди Гоморры: «Что мне тук
жертв ваши и подношений ваших, переполнен я всесожжениями. И если
принесете мне кадило – мерзко мне это, и праздники ваши ненавидит душа
моя!» Так прими, благочестивый царь, что пророк не мертвым, уже погибшим
содомлянам такое говорил, но живым, творящим злые дела». В тот
переломный период имело место подобное явление и что правителям надо
иметь особое попечение о нравственности народа.
В посланиях инока Филофея, как правило, обращают внимание на
формулу «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать». Но в них
содержится и свод правил, следуя которым правитель Третьего Рима будет
сохранять свою державу.
Третий Рим – это очевидно, но то, что четвертому не бывать, требует
обоснования. «Все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима
пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И свое христианское царство
другим не сменится, по слову великого Богослова», пишет старец Великому
князю Василию. О каких предшественниках Третьего Рима говорит он?
Два Рима пали в ересях и суетных соблазнах мира сего, не сумев
сохранить благовейную чистоту веры, чистое и светлое мироощущения
апостольского Православия.
Первый – наследник мировой империи языческого Рима – отпав в
гордыню католицизма. Второй (Византия) – поступившись чистотой Церкви
ради сиюминутных политических выгод, отданный Богом на попрание
иноверцам, последователям Магомета. 15
6. Историческое значение теории в образовании единого
Русского государства.
Третий Рим не нужно было специально пропагандировать – это была
очевидная для русских историческая обязанность после падения Первого
Рима в католическую ересь, а Второго под ударами агарян; обязанность
продолжить существование Римской империи.
Значение Москвы как Третьего Рима выразилось позже и во
внешнеполитическом признании русского Великого Князя Царем (венчание на
Царство с таинством миропомазания Иоанна Грозного в 1547г.; признание
и в каноническом установлении
Константинополем в 1561г.),
константинопольским Патриархом русского Патриаршества (1589г.). Все это
было важно именно с точки зрения соблюдения канонов, несмотря на
несвободное положение Константинопольской кафедры под турками. В
Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью
его
Константинопольского (Вселенского) патриарха Иеремии
собственными словами специально упоминается «великое Российское
II,
царствие, Третий Рим».
Это было подтверждено Собором всех Патриархов поместных Церквей, а
русский Царь – единственный их всех православных властителей стал
поминаться Патриархами как покровитель вселенского Православия.
Покровительство было и финансовым, что помогло выжить христианам в
Османской империи.
Причем в России «не столько подражали действительной Византии» (где
было немало ересей и борьбы даже с Императорамиеретиками, политических
эксцессов и частых нарушений симфонии, отсутствовали законы о
престолонаследии), «сколько идеализировали ее и в общей сложности 16
создавали монархическую власть в гораздо более чистой и более строго
выдержанной форме, нежели в самой Византии».6
Причин было две. Вопервых, к тому времени само Православие
находилось не в начальной стадии раскрытия догматов и преодоления ересей
(чему были посвящены Вселенские Соборы), а уже в виде стройного
законченного учения, в том числе о государственной власти. Вовторых,
русский народ не имел античного правового и философского «багажа»
(который был основой многих ересей в Византии и на Западе), поэтому
Православие стало для русских не надстройкой над древним мыслительным
богатством, а первым всеобъемлющим мировоззрением, заполнившим чистое
пространство русской души и давшим ей ответы на все вопросы.
Сам русский быт стал настолько православным, что в нем невозможно
было отделить труд и отдых от богослужения и веры, все было едино. Этот
быт московской Руси, сравнимый с монастырским, отличался от западного
индивидуалистического и тем, что в нем не делалось исключений даже для
Царя. Его распорядок церковной жизни был таким же, как у всех, и его
важнейшей частью были ежедневные богослужения. Перед смертью русские
правители часто принимали монашество.
Всем этим развитием, от Крещения до осознания себя Третьим Римом,
определился и русский общенациональный идеал – Святая Русь (для
сравнения: Англия величает себя «старой», Германия – «ученой», Франция –
«прекрасной», Испания – «благородной»). В этом идеале было не проявление
русской гордыни, а готовность жертвенно служить Божьему замыслу.
Иван III официально принял царский титул, в 1498г. он венчал на
царство своего внука Дмитрия; в 1547г. церемония была возрождена с гораздо
большей торжественностью Иваном IV. Несколько позднее Восточная церковь
признала его василевсом. Таким образом, уже в конце XV в. идея единой
6 Л. Тихомиров «Монархическая государствнность» 17
христианской монархии оказалась одним из важных факторов истории
великого княжества московского, становящегося великой державой
Восточной Европы.
Теория Третьего Рима идеологически обосновывает и оправдывает
действия правительства по созданию сильного централизованного
государства; она была призвана сформировать идеологический облик
Москвы. В сфере внутренней политики централизация власти в руках царя
самодержца оказала влияние на социальное развитие в целом. В сфере
внешней политики создание Московского царства влекло за собой поддержку
восточных христиан, колонизацию и христианизацию земель на Востоке и,
наконец, оно придало больший вес московским дипломатам в их отношениях
со странами Запада. Теократический характер царской власти позволял
государю контролировать церковные дела. Это не помешало Церкви развивать
апостолическую традицию, канонизировать многочисленных святых, а в
1589г. ее глава получил столь желанный сан патриарха.
Если смотреть на это с практической точки зрения, то становятся
очевидными положительные черты христианской религии для
государственного строительства: христианство наднационально, оно не
стирает существующих национальных различий, но устанавливает приоритет
веры над ними, способствует образованию империи; христианство не отрицает
власти, но считает ее необходимой для существования не только общества, но
и церкви, христианство не имеет какогото тайного учения, оно открыто для
всех и не уничтожает классовых различий, но стремится к справедливому
устройству общества и поэтому не является тормозом при неизбежных
изменениях в обществе.
Церковь и государство нуждаются друг в друге, и это положило начало
христианской Римской Империи. Церковь города Рима, так же как и Второго
Рима Константинополя, получила особый статус, что было отражено в 18
церковном законодательстве, святых канонах. В образовавшейся системе
отношения стремились к равновесию двух властей: духовной и мирской. Они
должны активно и плодотворно сотрудничать, но духовная власть занимается
духовными делами, мирская – мирскими. Постепенно в Византийской
Империи сложилось учение о симфонии властей. Согласно ему, христианское
работать вместе, не сливаясь и не
государство и церковь должны
разъединяясь. Если государство обеспечивало материальную часть: защиту,
поддержание в физическом смысле церкви, то церковь должна быть
сосредоточена на истине. В этом отличие от языческого Рима, где религия
обеспечивала функционирование
была государственным придатком,
государства и вне римского государства существовать не могла.
Христианская церковь может существовать и сама по себе, но при своем
развитии всегда вызывает к жизни империю.
Церковь в нашем Символе Веры называется Единой, Святой, Соборной и
Апостольской. Это значит, что она обладает истиной, и в случае разделений
по тем или иным вопросам в ней неизбежно должна восторжествовать истина,
а значит, и единство, что особенно хорошо иллюстрирует эпоха Вселенских
Соборов. Все впадшие в заблуждение либо осознавали свою неправоту, либо
отделялись от церкви. После некоторой борьбы ереси чаще всего сходили на
нет, не сумев приобрести заметного влияния на массы. В этом смысле церковь
была очень полезна государству, так как ее соборность обеспечивала
единомыслие, а значит, и религиозное единство всех граждан империи. Ясно,
что всякая отдельная церковь может впасть в заблуждение, тогда она
отпадает от Вселенской церкви. Вслед заколеблются и устои государства, и
он быстро падет, как Византийская империя в 1453г. В качестве другого
примера можно привести гибель Российской империи под натиском
безбожниковреволюционеров. 19
Еще есть один аспект христианского вероучения о государстве, согласно
которому в конце времен должен явиться в мир противник Христа –
антихрист; он попытается завладеть миром и отвести людей от Христа. Время
его появления неизвестно. Государственная христианская власть является
удерживающей, то есть охраняющей мир от него. Пришествие антихриста
возможно только после падения христианской империи, державы, поэтому и
период заката Византии был связан в общественном сознании с ожиданием
антихриста. Но не только разрушение империи является предвестником
последних времен, но и отступление от веры. Поэтому усиливались
эсхалотические ожидания и в эпоху Петровских реформ, когда значительная
часть населения России увидела в них отступление от веры.
7. Заключение.
На протяжении веков Москва собирала вокруг себя русские земли,
созидая сильное и могучее Государство Российское. Все больше крепла ее
мощь, и в недрах национального самосознания, родилась идея, что столь
великому государству суждено великое предназначение. В основе идеологии
Третьего Рима лежит представление о Богохранимом и Богоизбранном
государстве, призванном осуществить историческую миссию и тем выполнить
Божественную Волю.
В русской трактовке эта идея имела глубоко христианскую основу:
мировой миссией Богоизбранной Руси стало сохранение Православной
Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим – грядущее
Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство
осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская Держава,
защищающая своей властью и силой православие. Церковь же была не только
целью, но и основой, залогом исторического существования России.
Этой идеи характерны следующие постулаты: 20
Исключительное значение Православной Церкви в осмыслении
исторической миссии и существования России как национального
государства и мировой цивилизации.
Исключительная роль государства в сохранении и защите Церкви и
непреложный принцип симфонии.
Восприятие истории православной России как части Священной
истории и истории христианского мира.
Осмысление России как Богохранимой цивилизации.
Мессианская роль России (в образе православной столицы Москвы)
в мировой истории под сенью Православной Церкви.
Освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких
уделов в большое московское государство; женитьба великого князя Иоанна
на Софье Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего
III
византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского
и Астраханского) – все это оправдывало в глазах современников
представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился
обычай коронования московских государей, принятие царского титула и
византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение легенд: о
бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от
византийского императора Константина; о происхождении Рюрика от
римского кесаря Августа; о белом клобуке (символе церковной
независимости, император Константин Великий вручил римскому папе
Сильвеству, а преемники последнего в сознании своего недостоинства,
передали его константинопольскому патриарху; от него он перешел к
новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам). Первые два
Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать. Литературное
выражение мысль эта нашла у старца псковского Елизарова монастыря 21
Филофея, в посланиях к великому князю Василию III, и Иоанну Грозному.
Новое положение вызвало новые обязательства.
Теория «Москва – Третий Рим» означала, что Русское государство самим
ходом истории, как единственное тогда православное государство, призвано
оказывать покровительство вселенскому Православию перед лицом опасности
с Запада и Востока.
Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу
национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в
святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и
совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и
Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего
величия; во всемогуществе Бога и его Промысле — источник правды на
земле. 22
Список литературы.
1. Гольдберг А.Л. Три «послания Филофея» т.XXIX. – Л., 1974г.
2. Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. – М.,
«Наука», 1976г.
3. Д. Стремоухов. Из истории русской культуры. Т.II Кн. 1. Киевская и
Московская Русь. М.: Языки славянской культуры, 2002г.
4. Л. Тихомиров «Монархическая государствнность»
5. С. и Т. Фомины Россия перед вторым пришествием. – М.: 1998г.
6. Энциклопедия «Религия» под. ред. Грицанова А.А. Издательство «Книжный
Дом», 2007г.
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Курсовая работа "Москва - третий Рим".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.