Курсовая работа по методике преподавания русского языка
Оценка 4.6

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
Взрослым
29.12.2017
Курсовая работа по методике преподавания русского языка
Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей школьника; овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; формировании умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике. Морфология - один из важнейших разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей.Целью работы являлось выявление особенностей формирования грамматических умений у младших школьников на примере использования грамматических заданий и грамматических сказок.
5 курс Топчиева С.И. курсовая мет.русского языка.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет педагогического образования и биологии Кафедра педагогики Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения русскому языку и чтению»  Тема «Формирование грамматических умений младших школьников при изучении раздела «Морфология» 5 семестр Выполнила студентка 3 курса направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование» заочной формы обучения Топчиева С.И. _________________ Проверил: к.п.н., доцент кафедры педагогики   Аюшова Ц. Н._______________ 0 Элиста, 2017 СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...1 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2­4 ГЛАВА  I  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ   ИЗУЧЕНИЯ   РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ…………………………...5­12 1.1 Предмет морфологии и ее место в грамматике…………………………...5­7 1.2 Методика изучения морфологии в начальных классах…………………7­12 ГЛАВА  II  ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   НАПРАВЛЕННЫХ   НА ПО   ИСПОЛЬЗОВАНИЮ   УПРАЖНЕНИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ   У   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ   ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ……………………………………………………………………..13­26 2.1   Определение   уровня   сформированности   грамматических   умений   у учащихся экспериментального класса…………………………………….. 13­18 2.2 Реализация заданий на уроках русского языка для 3 класса………….18­26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27­28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………29­30 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31­34 1 ВВЕДЕНИЕ             Одна из важнейших задач начальной школы в области грамматики – научить детей ориентироваться в этой массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике.            Грамматические формы слов и их значения разнообразны; они связаны со звуковым и морфологическим составом слов, с их ролью в словосочетании и предложении. Раздел морфологии рассматривает части речи, которые имеют общие   признаки   для   классификации,   а   проявление   этих   признаков индивидуально для каждой из частей речи. Многочисленные и разнообразные окончания   слов,   которые   имеются   в   процессе   речи,   подчиняются определенным правилам, опирающимся на понятие части и их грамматические формы.                       Основные   цели   обучения   русскому   языку   в   школе   состоят   в интенсивном   развитии   речемыслительных,   интеллектуальных,   творческих способностей   школьника;   овладении   знаниями   об   устройстве   и функционировании   языка   как   коммуникативной   системы;   формировании умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей речевой практике. Морфология ­ один из важнейших разделов школьного   курса   русского   языка,   от   успешности   усвоения   которого   во многом зависит достижение этих целей.             Одним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования.   Планирование   результатов   начального   образования   в   полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. [11]. 2 Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам   русского   языка.   Поэтому,   казалось   бы,   вопросы   содержания   и методики   изучения   этого   раздела   не   актуальны.   Однако   изменение   целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.            Как известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим   потенциалом.   Усвоение   грамматических   сведений   оказывает   способствует огромное   влияние   на   общее   развитие   школьников, интеллектуальному развитию учащихся, создает благоприятные условия для формирования   теоретического   мышления   детей.   Знания   по   морфологии служат   фундаментом   для   формирования   правописных   умений   и   навыков, подготавливают   учащихся   к   изучению   школьного   курса   синтаксиса, открывают   возможности   для   использования   уроков   грамматики   в   целях развития речи учащихся и усвоения правил словоупотребления.                       На   сегодня   одной   из   самых   актуальных   проблем   в   практике преподавания   морфологии   в   начальных   классах   является   формализация процесса усвоения грамматических знаний: ученики механически заучивают лингвистические   определения   и   правила.   В   результате   для   учащихся типичным   оказывается   ограниченность,   неполнота   осознания   изучаемых морфологических   признаков   на   практике,   смешение   собственных грамматических и неграмматических свойств слов, подмена одних признаков другими. Усваиваемые сведения быстро забываются и не становятся прочной основой дальнейшего изучения этого раздела в основном звене школы.  3 Актуальность проблемы и ее практическая значимость обусловили выбор   темы   курсовой   работы:   «Формирование   грамматических   умений младших школьников при изучении раздела «Морфология»».            В соответствии с темой был определен объект исследования: языковое образование младших школьников.             Предмет исследования: комплекс упражнений, грамматических сказок направленных   на   эффективное   формирование   у   младших   школьников грамматических умений при изучении раздела «Морфология»».    Гипотеза   исследования    :  если   применять   комплекс   грамматических сказок,   упражнений   в   равной   степени,   то   формирование   грамматических умений у младших школьников будет успешным.            Целью данной работы является: подобрать и теоретически обосновать совокупность упражнений, направленных на формирование грамматических умений.           Задачи курсовой работы: ∙ выделить основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы; ∙   подобрать   задания,   способствующие   эффективному   формированию грамматических умений, связанных с изучением раздела «Морфология. ­ выяснить   достоинства   использования   грамматических   упражнений   и грамматических сказок на уроках русского языка; ­  дать   методические   рекомендации  по   работе   с  грамматическими   сказкам, грамматическими упражнениями. 4 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «МОРФОЛОГИЯ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ            1.1 Предмет морфологии и ее место в грамматике            Проблема изучения морфологии младшими школьниками находится в центре   внимания   исследований   таких   ученых   как   Л.   И.   Айдарова,   Д.   Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, М. Р. Львов, В. П. Озерская, А. М. Орлова и другие. [4]            В толковом словаре Д.Н. Ушакова [10]                       Морфология — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки. В задачи морфологии, таким образом, входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.             Морфология (от др.­греч. μ ορφή  — «форма» и  λόγος   — «слово, учение»)              Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию   её   задач,   описывает   не   только   формальные   свойства   слов   и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические   значения,   которые   выражаются   внутри   слова   (или «морфологические значения»).  5 В результате морфологию можно определить, как раздел грамматики, в котором   описываются   части   речи,   их   грамматические   (морфологические) формы   и   грамматические   значения.   Такую   морфологию   В.В.Виноградов назвал «грамматическим учением о слове». [2]                Морфология является   одним   из   разделов   грамматики. Грамматика представляет собой множество правил об изменении       слов,   сочетании   и   порядке   слов   в   предложении,   а   также   общих закономерностей, относящихся к структуре словосочетаний и предложений. Грамматика подразделяется на два раздела: морфологию – собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах, и синтаксис – собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения.             Таким образом, морфология – это раздел грамматики, который изучает классы слов с точки зрения присущих им грамматических форм (части речи), а также грамматические значения грамматических категорий, выражающиеся в этих формах.            Предметом морфологии является учение о частях речи и их функциях в грамматическом строе русского языка. К      задачам морфологии     относятся:   1. Определение слова как единицы грамматической системы русского языка; 2. Выявление и формулирование принципов грамматической классификации слов, выделение на их основе лексико­грамматических классов, или частей речи; 6 3.   Описание   всех   грамматических   значений,   свойственных   разным   частям речи.            Морфология связана с другими разделами науки о языке: фонетикой, лексикой,   словообразованием,   синтаксисом.   Так,   знание   фонетических законов   русского   языка   позволяет   грамотно   выделять   формообразующую основу   и   аффиксы   (думаj­ут);   закрепление   ряда   морфем   за   словами определенных   частей   речи   помогает   в   установлении   их   частеречной принадлежности и способствует более точному описанию их грамматических характеристик.   Словоформы   (единицы   морфологической   системы), сочетающиеся по грамматическим законам языка образуют словосочетания и предложения (единицы синтаксиса).                      Особенно тесно морфология соприкасается со словообразованием. Проблема заключается в том, что не всегда можно четко определить, где лишь словоформа, а где уже новое лексическое значение слова, например, (мыть – смыть). Такие вопросы можно рассматривать как в области морфологии, так и словообразования.            Объектом изучения в морфологии являются отдельные слова, однако в морфологии   слова   изучаются   не   так,   как   в   лексикологии.   Лексикология изучает   лексическое   значение   слова,   его   происхождение,   функционально­   а   морфология   изучает стилистические   свойства,   употребляемость, грамматические свойства слова.              Основными понятиями морфологии являются понятия формы слова (словоформы),   грамматического   значения,   грамматической   категории, морфологической   парадигмы   и   части   речи.   С   опорой   на   эти   понятия описывается морфологический строй русского языка. Младшие школьники на 7 уроках   русского   языка   оперируют   практически   всеми   морфологическими понятиями, хотя не используют соответствующую научную терминологию. [9]             1.2 Методика изучения морфологии в начальных классах            Морфология русского языка – это одна из сторон его грамматической системы, представляющая грамматические формы слов в их взаимосвязях и отношениях.            Ведущая роль грамматики в общей системе занятий по русскому языку определяется тем, что изучение других разделов может протекать успешно лишь тогда, когда они находятся в неразрывной связи с грамматикой.            Ведущим направлением школьного изучения морфологии должно быть не изолированное ознакомление с отдельными морфологическими классами слов и их формами.            Изучение морфологии следует начинать с яркого языкового образца. Так как основные морфологические понятия – явления абстрактные. Цель изучения  – помочь освоить морфологическую систему русского языка как совокупность средств оформления мысли человека. Задачи: 1) выработать представление о морфологической системе родного языка 2) познакомить с составом частей речи и критериями их распределения на знаменательные служебные 3) обеспечить усвоение морфологических понятий и научить использовать их в коммуникативных целях 8 4)   выработать   ортологические   умения,   которые   опираются   на   знание морфологии            При изучении морфологии развиваются: ­ абстрактное мышление ­ логическое мышление                       Ученики   получают   представление   о   возможности   выразить определенное содержание различными частями речи или их формами ­ коммуникативные умения, т. к. ученикам нужно выбрать более уместную форму слова в данной речевой ситуации                      Дети усваивают классы слов, которые отсутствуют в их речевой практике.             Осваиваются основы грамотного письма, жанры письменной речи, в которых морфологические явления являются жанрообразующими. [15]                       М.Р. Львов выделяет три этапа формирования грамматических понятий:             Первый этап ­ эмпирический ­ предполагает выделение и называние важнейших   признаков   и   свойств   языкового   явления,   первичное   обобщение накопленного   эмпирического   материала,   выделение   главных,   наиболее существенных, признаков и свойств.                      Второй этап ­ теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия. 9 Третий этап ­ дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых   признаков,   свойств   изучаемого   явления,   которые   лежат   в   основе формируемого понятия. [6]                       В   начальных   классах   далеко   не   все   понятия   в   процессе   их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться   в   последующих   классах   средней   школы.  Обучение морфологии   в   начальной   школе   строится,   учитывая   психологические особенности   детей:   у   детей   возраста   6­7   лет   невелика   выносливость, неустойчиво   внимание,   невысоки   возможности   само   регуляции,   большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.             Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся   образного   и   логического   мышления.   Успешное   обучение школьников   требует   от   учителя   хорошего   владения   теоретическим материалом, понимания сложности раздела "Морфология", знания проблемы изучения   частей   речи   и   возрастных   особенностей   младшего   школьного возраста.            Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом.   Усвоение   грамматического   материала   оказывает   огромное влияние   на   общее   развитие   школьников,   способствует   интеллектуальному развитию учащихся. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как   его   изучение   предполагает   сформированность   определенных мыслительных   операций,   способности   к   обобщению,   к   абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также   знаний   из   области   лексики   (значение   слова),   синтаксиса (функционирование слова в предложении).  10 В условиях появления нового образовательного Стандарта второго поколения для начальной и основной школы, смены ведущих целей обучения, особое значение в построении системы преподавания приобретает системно ­ деятельностный подход.              Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной   школе   должен   обладать   устойчивым   познавательным   интересом, необходимыми   знаниями,   владеть   основами   осуществления   учебной деятельности:   уметь   использовать   учебный   материал,   позволяющий обучающимся решать учебные и учебно­практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.                           В   разделе   «Морфология»   выпускник   научится:   определять грамматические   признаки   имён   существительных   –   род,   число,   падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов – число, время, род   (в   прошедшем   времени),   лицо   (в   настоящем   и   будущем   времени), спряжение.                       Выпускник   получит   возможность   научиться:   проводить   морфологический   разбор   имён   существительных,   имён   прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы: И, А, НО, частицу НЕ при глаголах. [8]             Внимание учителя должно быть направлено на осознание учениками общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей. В 11 начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико­грамматических   групп.   Такой   подход   создает   благоприятные условия   для   сравнения   частей   речи,   что   способствует   более   четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.                       Три крупнейшие темы: существительное, прилагательное, глагол ­ представлены в каждом из I­IV классов. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во II классе вводятся понятия "частей речи", сообщаются некоторые признаки частей   речи,   в   III   и   IV   классах   ­   склонение   имен   существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значений падежей, временных и личных форм. По программам углубленного изучения   вводятся   наклонения   ­   повелительное,   сослагательное   и   пр.; местоимения  ­  притяжательные,  указательные,  вопросительные, возвратное; наречия   времени,   места,   образа   действия.   Предлоги   в   начальных   классах изучаются   в   связи   со   склонением   имен   существительных   и   личных местоимений, а также в плане противопоставления, при различении приставок и предлогов. Союзы ­ в связи с изучением однородных членов предложения и сложных  предложений.  Слова   категории  состояния  при  разборе  по  частям речи квалифицируются как наречия. Модальные слова, частицы, междометия используются без их грамматического осознания.           В разграничении, в различении частей речи школьники руководствуются следующими критериями: ­ лексическое значение слова ­ предметность, признак или свойство, действие, количество и пр.; ­ роль в предложении, или синтаксическая функция; 12 ­ наличие тех или иных категориальных признаков; признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности/неодушевленности ­ только имени существительному; ­ изменяемость/неизменяемость: для изменяемых частей речи ­ характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).           Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением   в   орбиту   овладения   таких   наиболее   гибких   выразительных категорий,   форм,   как   виды   глаголов,   отвлеченные   (абстрактные) существительные,   степени   сравнения   прилагательных   (в   программах углубленного изучения). [14]. ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ                      2.1 Определение уровня сформированности грамматических умений у учащихся экспериментального класса                      Умения — освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые   совокупностью   приобретённых   знаний   и   навыков.   Умения могут быть как практическими, так и умственными.            В отличие от навыков, умения может образовываться и без специальных упражнений   в   выполнении   какого   ­   либо   действия.   В   этих   случаях   оно 13 опирается   на   знания   и   навыки,   приобретённые   ранее,   при   выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения   навыком.   Высокий   уровень   умения   означает   возможность пользоваться   разными   навыками   для   достижения   одной   и   той   же   цели   в зависимости   от   условий   действия.   При   высокоразвитом   умении   действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума. [1]                      Исследование проводилось в МБОУ КСОШ № 32 имени Героя Советского   Союза   М.Г.Владимирова   в   3   «а»   классе   по   УМК   "Начальная школа   21   века",   авторы:   С.В.Иванов,   А.О.Евдокимова,   М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.            В ходе опытно – экспериментальной работы мы выделили ряд задач:  ­   диагностировать   исходный   уровень   грамматических   умений   у   учащихся данного класса;  ­ проанализировать полученные результаты;  ­ по итогам анализа результата диагностики составить комплекс упражнений, направленных на формирование у учащихся 3 класса грамматических умений в процессе изучения раздела «Морфология»  ­ провести контрольный эксперимент            Основным объектом контроля являются грамматические умения, ибо только   они   свидетельствуют   о   способности   правильного   выполнения определенных действий. Перейдем к краткому рассмотрению умения.  14 Контроль и учёт умений при обучении русскому языку является необходимым компонентом учебного процесса. Контроль должен определить уровень сформированности у учащегося умений по всем видам деятельности на данном этапе обучения, эффективность тех или иных приёмов обучения, программу   действий   на   будущее.   Он   даёт   возможность   преподавателю рационально   распределить   время,   необходимое   для   развития   всех   видов учебной  деятельности, а  также внести  изменения в учебный процесс, если возникает такая потребность. Контроль грамматических умений охватывает различные организационные формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой и парный.                      Совершенно очевидно, что для того, чтобы проводить контроль в условиях   дефицита   времени,   в   рамках   ограниченного   количества   часов, материалы контроля должны быть организованы так, чтобы за минимальное время учитель смог проверить достаточно большой материал[3].                       Для диагностики мы выбрали следующие грамматические умения, формируемые в процессе изучения имен существительных:  ­ умение определять род имени существительного;  ­ умение изменять существительное по числам Критериями умений стали:  ­ полнота;  ­ качество выполняемых действий.             По каждому критерию были выделены показатели, которые помогут нам   определить   уровень   сформированности   грамматических   умений   у младших школьников. 15 Таблица   №1.  Критерии   и   показатели   уровня   сформированности грамматических умений Полнота Качество   выполняемых действий Количество выполняемых действий. Правильность: соответствие языковой норме. Глубина:   выполнение   действий   на   материале разного уровня сложности. Самостоятельность:   выполнение   действий   без посторонней помощи. Оперативность: быстрота в выполнении действий.            За каждый показатель при диагностике грамматических умений будет начислять по 2 балла, максимум 8 баллов за каждое умение. При отсутствии, какого либо показателя количество баллов будет уменьшаться.             Для диагностики качества выполняемых действий мы использовали задания, на основе которых нам удалось выявить уровень сформированности исходных грамматических умений.                      Для диагностики  качества  выполняемых действий (по показателю правильность) детям предлагалось выполнить задания. (Приложение 1).             Работа проверяла умение детей правильно и точно применять свои знания на практике.                      Для диагностики второго показателя  «глубина», детям было дано задание (Приложение 2).            Данное задание было немного усложнено, так как детям нужно было использовать все свои знания и умения при выполнении данного задания. 16 Для диагностики показателя «самостоятельность», характеризующегося умением   выполнять   действия   без   посторонней   помощи,   детям   было   дано задание (Приложение3)                      При выполнении данного задания ученик должен выполнить все действия самостоятельно, без помощи учителя. Тем самым можно выявить самостоятельность при работе каждого ученика.            Для диагностики показателя «оперативность» (быстрота выполнения действий), детям дается текст, в котором им необходимо подчеркнуть имена существительные и определить их род и число. (Приложение 4)                      Задание достаточно легкое, следовательно, можно утверждать, что дети,   которые   выполнят   его   быстро   и   достаточно   хорошо,   усвоили полученные знания и умеют применять их на практике. Таблица   №2.   Результаты   проведения   диагностического   исследования   по выявлению уровня сформированности умений Список класса Max 8 б. У1 Max 8б. У2 Всего Max 8б. У3 Дима Ф Люда С. Лида Д. Люба Р. Слава Т. Рома М. Катя И. Марина М. Соня Г. Кирилл Б. 6 2 3 5 4 3 7 7 5 4 5 4 6 7 4 5 7 6 6 5 19 11 11 20 12 14 22 19 18 15 8 5 3 8 4 6 8 6 7 6 17 Зухра Н Богда Л Федор Л Стас Ф Никита Г Ваня И 2 2 2 2 3 3 2 2 2 3 3 2 2 2 2 2 2 2 6 6 6 7 8 7                       Анализируя   данные   диагностики,   можно   сделать   вывод,   что предложенные задания оказались сложны для детей, так как грамматические умения   еще   не   сформированы   в   полной   мере,   так   как   это   подтверждает таблица №2. Общее количество баллов, полученное за эксперимент должно составлять 24, но никто из детей не набрал максимального количества баллов Таблица № 3. 3 а Процент выполнения (31%) (37%) (32%) Уровень  высокий средний низкий            На основании критериев и результатов диагностики можно выделить следующие   уровни   сформированности   грамматических   умений   у   младших школьников:  ­ 24­16 баллов (высокий уровень): ребенок выполняет действия без ошибок и без   явной   помощи   со   стороны   учителя   и   одноклассников,   поэтому   может логически объяснить выбор той или иной операции. В текстах ученик всегда может найти имена существительные и выполнить с ним все предлагаемые действия. 18 ­   15­8   баллов   (средний   уровень):   ребенок   выполняет   действия самостоятельно,   но   при   их   выполнении   допускает   неточности,   с   помощью дополнительных вопросов исправляет их.  ­ 7­0 баллов (низкий уровень): ребенок выполняет действия несамостоятельно или не выполняет вообще.             Результаты можно представить в виде диаграммы (Приложение 5).            2.2 Реализация заданий на уроках русского языка для 3 класса            Таким образом, грамматические умения в данном классе находятся на достаточно низком уровне. Необходимо проводить работу по продолжению их формирования.             Вышеперечисленные проблемы в нашем классе можно устранить при использовании специального комплекса упражнений и грамматических сказок на уроках русского языка. [5] , [7].                          На   своих   уроках     стараюсь   использовать   различные   приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю сказке.                        В   силу   психолого­физиологических   особенностей   дети   очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. В то же время дети не   могут   долго   слушать   объяснения   учителя,   подолгу   писать:   внимание многих   недостаточно   устойчиво.   По   этой   причине   при   их   обучении приобретает известное значение элемент занимательности. Так что едва ли не один из главных инструментов познания мира у детей этого возраста – сказка.            Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные 19 игровые   моменты,   вызывающие   у   учеников   положительную   мотивацию   к изучению русского языка.            Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания. Занимательность,   выступая   первоначальным   толчком   в   проявлении познавательного интереса, выступает как средство создания положительного фона всего урока, является опорой для развития профессиональной памяти.                       Подача   нового   материала  через  сказку   может  дать  словеснику прекрасную возможность вырастить из "не развернувшейся почки" детского разума   прекрасный   цветок   сознания   грамотного   языковеда.   "Сказочный" дидактический материал придает уроку яркую эмоциональную окрашенность, иллюстрируя "сухие" правила учебника.             Итак, сказка повышает эффективность урока на всех этапах изучения материала. В данной работе показано то, как можно использовать сказки при изучении морфологии.            Сказки на уроках русского языка можно использовать по­разному: ­ в качестве дидактического материала;  ­   как   средство,   помогающее   организовать   объяснение   нового   материала   и воспроизведение усвоенного ранее;  ­   как   вид   работы   по   развитию   речи   (сочинение   детьми   сказок   при прохождении той или иной темы).             Чаще всего грамматическую сказку я использую при объяснении нового материала.   Проблемный   вопрос   может   быть   задан   до   или   после прослушивания   сказки.   А   уже   после   того,   как   ученики   отвечают   на 20 проблемный вопрос, опираясь на иллюстрацию (схематическое изображение правила), они актуализируют полученные знания.                       Как показывает практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее   важной   для   формирования   орфографических   навыков,   является морфология. Именно на изучение данного раздела науки о языке отведено наибольшее   число   часов.   Для   более   успешного   усвоения   материала,   его закрепления   и   повторения,   на   мой   взгляд,   можно   использовать   систему грамматических   сказок,   подача   материала   в   такой   форме   вполне соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся.              С учетом полученных в результате констатирующего эксперимента данных нами проводилась работа, цель которой заключалась в составлении комплекса упражнений, направленных на формирование у учащихся 3 класса грамматических   умений   в   процессе   изучения   рода   и   числа   имен существительных. Упражнения для коллективной работы: Упражнение 1. Подчеркни только имена существительные: Жук, обед, идёт, мама, сын, говорит, стол, ножка, милая, пошёл, немножко, кресло, буфет, алый, аппетит, бабушка, бантик, белый, берег, билет, вагон, вкусный. Упражнение 2. Укажи, существительные мужского рода Брат,   ванна,   вкус,   вода,   Валя,   глаз,   год,   гадюка,   голова,   городок,   гриб, дедушка, день, ёж, дикобраз, дождь, подорожник, дочь, ель, журавль, зверь, котик, медведь, мёд. Упражнение 3. Распредели слова в три столбика. 21 Конь,   капуста,   лёд,   мир,   нора,   орёл,   орлица,   осень,   кино,   остров,   чудо, варенье, роза, рыба, сапог, смех желание, море, лето, стена, сосед, сторож, купание, золото, трава, флаг, мнение, звание, шуба, час. м. р                                           ж.р                                                 с.р Упражнение 4. Выпиши из текста существительные, определи их род и число. Однажды   зимой   мы   пошли   в   лес.   В   сосновом   лесу   было   тихо.   Всё   было покрыто   белым   покрывалом.   В   холодном   воздухе   носились   мелкие   белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем. Задания повышенной сложности 1. Спиши предложение, укажи части речи. В саду с ветки на ветку перепрыгивает шустрая птичка. 2. К данным существительным подбери прилагательные. Рояль, шампунь, тюль, фамилия, пюре, картофель. 3. Определи, что общего у данных слов, по какому(им) признаку(ам) можно разделить их на две группы. Оно, лакал, или, дом, дед, как, шалаш. 4. Сколько существительных женского рода представлено в списке? Туфли, ботинки, овации, тюль, вуаль, рояль. 5. Поставь слова во множественное число. Человек ­ …; лист (бумаги) ­ …; лист (дерева) ­ …; зуб (волка) ­ …; зуб (пилы) ­ …. 22 6.   Составь   словесный   портрет   знакомого   человека,   используя   как   можно больше прилагательных к данным именам существительным. Лицо ­ …, лоб  ­ …, нос ­ …, волосы ­ …, взгляд ­ …, улыбка ­ …. 7.   Сгруппируй   слова   в   три   столбика   по   общему   признаку.   Укажи   этот признак. Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофер, озеро, горох, балерина, водоросли, биолог. [13]. Карточки для индивидуальной работы Карточка 1. Спиши   слова,   вставляя   пропущенные   буквы.   Подчеркни   только   имена существительные. Ч...йник, заботливый,  кр...чать, крокодил, Митя,  кр...сивый, н...ра, дождик, скука, картина, соскучилась, пр...гулка, мягкий. Карточка 2. К данным существительным подбери синонимы и запиши их парами. Перстень ­ ......, зной ­ ......, граница ­ ......, мрак ­ ......, удача ­ ......, безмолвие ­ ......, ненастье ­ ......, ученик ­ ....... Обозначь род имен существительных. Составь и запиши предложение с одним из слов. Карточка 3. Запиши слова в три столбика: в первый ­ имена существительные женского рода, во второй ­ мужского, а в третий ­ среднего. Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие. Карточка 4. 23 Прочитай текст. Это была странная комната. В ней жили удивительные (вещь): соломенные (стул)   и   резиновый   (мяч),   плюшевые   (тигр)   и   старые   (кукла).   В   пустых (коробка) поселились (мышь), а в книжных (полка) ютились (гном). Спиши,   раскрывая   скобки   и   вставляя   существительные   в   нужном   числе. Выдели окончания. Карточка 5. Запиши названия цветов в единственном числе, определи их род. Розы, ромашки, крокусы, ландыши, васильки, незабудки, лютики, кувшинки, лилии, фиалки, подснежники, орхидеи, тюльпаны. Допиши  по 2­3  имени существительных  того рода,  который  не  встретился среди записанных слов. Карточка 6. Прочитай текст. Лесная глуш(?). Ни ветерка. Солнечный луч(?) едва проникает сквозь густые лапы елей. Под ними светятся маленькие белые колокольчики. Это цветет ландыш(?). Кругом тиш(?). Высокий камыш(?) замер над спокойной гладью озера. Спиши, вставляя, где нужно, мягкий знак. Карточка 7. Запиши слова в два столбика: в первый ­ слова с ь, во второй ­ слова без ь. Малыш(?),   нож(?),   печ(?),   борщ(?),   помощ(?),   дич(?),   шалаш(?),   чиж(?), сторож(?), вещ(?), гараж(?), доч(?), товарищ(?), полноч(?), дрож(?), этаж(?), страж(?), ключ(?), матч(?), лож(?). 24 Карточка 8. Спиши, вставляя слова с шипящими на конце, укажи род. Колосится золотистая ...... . У моего отца большой ...... работы на заводе. Для черчения   нужна   хорошая   ......   .В   зеленой   чаще   журчит   ......   .От   холода   у девочки   началась   ......   .По   радио   звучал   веселый   ......   .   Мы   построили   из веток ...... . [12]. Грамматические сказки.  Сказка   о   существительных   с   шипящими   на   конце   (ж,   ш,   ч,   щ)                       Жили­были   три   рода:   Мужской,   Женский   и   Средний.  Однажды средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить Ь знак среди шипящих согласных букв Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины­ рычари!   Уступите   мягкий   знак   Женскому   роду».   Спор   окончился   мирно. Мужской Ь.    Женскому уступил роду род         С тех пор в именах существительных Женского рода единственного числа на конце после шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ пишется Ь, а у Мужского рода – мягкий знак отсутствует. [7] Иностранное Слово      В   словарь   русского   языка   прибыло   Иностранное   Слово. Наш   язык   всегда   поддерживал   дружеские   отношения   с   другими   языками, поэтому   Иностранное   Слово   встретили   очень   любезно   и,   поскольку   оно оказалось   Существительным,   предложили   ему   на   выбор   любое   склонение. — Только   сначала   нужно   выяснить,   какого   вы   рода, —   объяснили   ему. — Пардон, — сказало Иностранное Слово. — Я изъездило столько стран, что давно род. позабыло свой       — Но как же вы тогда будете склоняться? — стали в тупик все Параграфы. — Склоняться? склоняться? Перед кем       25 — Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте,   а   также   в   знак   признания   Единых   Правил   Грамматики. — Мерси, —   сказало   Иностранное   Слово, —   я   хоть   и   безродно,   но   не   правилах. привыкло — Тогда   мы   не   сможем   вас   принять, —   сказали   Иностранному   Слову склоняться.   моих   Это не в       Склонения. Существительные — И   мы   не   сможем, —   сказали   Существительные   Второго   Склонения. Первого                 Существительные Третьего Склонения ничего не сказали. Они были очень   мягки,   потому   что   все   принадлежали   к   женскому   роду.   Но   их   вид достаточно красноречиво говорил, что и они отказываются от Иностранного Слова. — В таком случае вы не сможете принять наше гражданство, — предупредил Иностранное   Слово   строгий   Параграф, —   Придется   вам   быть   лицом   без гражданства. — О'кэй! —   обрадовалось   Иностранное   Слово. —   Для   меня   это   самое лучшее. Я презираю любое гражданство, поскольку оно ограничивает свободу Слова.                       Так  Иностранное Слово  поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого.             Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному   Слову   захотелось   поближе   познакомиться   с   глаголами, прилагательными, частицами. И, узнав их, Иностранное Слово очень быстро   культурные   слова. убедилось,   какие   это   простые,   отзывчивые, Ради   него   спрягались   глаголы,   с   ним   согласовались   местоимения,   ему служили   предлоги   я   другие   служебные   слова.   Это   было   так   приятно,   что Иностранному   Слову   Постепенно оно     склоняться   перед   ними. речи. нашей культуру     захотелось   переняло   26 В русском языке Иностранное Слово нашло свой род и оценило его по настоящему. Здесь оно обрело родину, как и другие иностранные слова — Прогресс, Гуманность, Космос, — которые давно уже стали в русском языке гражданами. полноправными              Такими же полноправными, как наши родные слова — Наука, Мечта, Справедливость. [5]                  После проведенной работы я провела контрольный эксперимент. В контрольном   эксперименте   применялась   та   же   методика,   что   и   в констатирующем. Таблица №4. 3 а Процент выполнения (41%) (48%) (11%) Уровень  высокий средний низкий Результаты можно представить в виде диаграммы (Приложение 6). ЗАКЛЮЧЕНИЕ                      Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского   народа,   поэтому   как   учебный   предмет   он   имеет   первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе   который   формируются   практические   навыки,   но   и   важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся. Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала.  27 Учет   возрастных   особенностей   и   установление   хороших   взаимоотношений   с   учащимися   является   важным   фактором,   влияющим   на успешность   процесса   обучения   русскому   языку.   Роль   данного   фактора проявляется   в   возможности   определения   наиболее   адекватных   путей повышения   мотивации   учения,   а   также   в   выборе   адекватных   средств   и приемов обучения. Знание психологического аспекта помогает осуществить индивидуальную   работу   с   каждым   учащимся. Младшие   школьники любознательны, восприимчивы ко всему новому. В формировании интереса к предмету "Русский язык" огромную роль играет   личность   учителя.   Поэтому   залогом   успешного   овладения   русским языком   младшими   и   старшими   школьниками   является   профессионализм учителя, который должен в своей работе не только учитывать методические принципы, лежащие в основе обучения, но и находиться в постоянном поиске новых   приемов   и   средств   обучения,   которые   оживят   урок,   сделают   его увлекательным, познавательным и запоминающимся. Целью   работы являлось   выявление   особенностей  формирования грамматических  умений  у младших школьников  на примере  использования грамматических заданий и грамматических сказок. Анализ   методической   литературы   показал,   что   существует   комплекс   способствующих   эффективному   усвоению   младшими упражнений, школьниками умений, связанных с изучением раздела «Морфология» Практическая   ценность   данной   работы   состоит   в   том,   что   данные методические   рекомендации   и   многие   задания   и   упражнения   могут   быть применены учителями в младших классах.                    В проведенной экспериментальной работе мы наглядно доказали необходимость   диагностики   сформированности   грамматических   умений   у 28 младших   школьников,   а   также   показали   результаты   проведенного эксперимента,   полностью   подтвердившего   гипотезу   курсовой   работы,   что если   применять   комплекс   грамматических   сказок,   упражнений   в   равной степени, то формирование грамматических умений у младших школьников будет успешным. (Приложение 7)             Представленная методическая разработка обладает теоретической и практической значимостью.              Практика показала, что у детей формируется общее положительное отношение к этому предмету, а также высокая познавательная активность; детям нравятся трудные задания, они стремятся самостоятельно справиться с ними и очень ждут этих занятий.            Таким образом, формированию грамматических умений, необходимо уделять больше внимания, чем это предусматривается в учебниках начальной школы.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бим­Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 295) 2.Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове):   Учеб. пособие   для   вузов/Отв.   ред.   Г.   А.   Золотова.  –  3­е   изд.,   испр.  – М.: Высш. шк., 1986. – 640 с.  29 3.   Зайцева,   Л.А.   Практикум   по   решению   профессиональных   задач:   Учеб.­ метод. Пособие для студентов­ бакалавров пед. Вузов / Л.А. Зайцева, Е.В. Гревцова, Т.А. Тяглова. – Тула: Изд­во Тул. гос. пед. ун­та им. Л.Н. Толстого, 2009. – с.116.  4.Карпова   Н.Л.,   Граник   Г.Г.,   Кабардов   М.К.     Исследования   чтения   и грамотности в Психологическом институте за 100 лет. Хрестоматия.  Москва. 2013 — 432 с. 5.Кривин   Феликс.   Карманная   школа.   Издательский   дом:   Закарпатское книжное издательство 1962г. 6.Львов М.Р. “Школа творческого мышления” ­ М., 1993.  7.Носкова Н. Ю. Сборник грамматических сказок для начальной школы 2015г. 8.Примерная   основная   образовательная   программа   образовательного учреждения. Начальная школа.   – М.: «Просвещение», 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения), с. 40. 9.Русская грамматика. М., 1980, т.1 М.: Наука, 1980. — 789 с. Электронные ресурсы: 10.ushakovdictionary.ru  Толковый словарь Ушакова.  11.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.  ФГОС второго поколения.    12.infourok  .  ru   ›…   po   …   klassa      ­  po   …   imya  ­  suschestvitelnoe    …   Индивидуальные карточки по русскому языку. 30 13.nsportal.ru›…zadaniya­po­russkomu­yazyku…3­klassa  Задания повышенной сложности.    .  php   .  ru   ›  wievjob 14.5  fan  Методика обучения морфологии в начальных классах  ?  id   =27396    15.StudFiles.net  Методика изучения морфологии.   ›  preview/6175977/page:7/ Приложение1 ПРИЛОЖЕНИЯ 31 1)   Закончите   определение   имени   существительного   как   части   речи   и представьте теоретические сведения о нем: Имя существительное – это ….., которая обозначает…..и отвечает на …. Имя существительное не изменяется по ….. Имя существительное изменяется по ….  2) Подчеркните в каждом ряду имя существительное. Сила, сильный, сильно. Терпеливый, терпение, терпеть. Бег, бегом, бежать. Дружно, дружба, дружить. 3) Запиши по три имени существительных каждого рода. 4) Составь и запиши два предложения с имена существительными во  множественном  числе.  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5) Разбери имена существительные по схеме. Апрель дышит весенним теплом. Имя сущ. род число падеж 32 Приложение2 В каждой группе найди лишнее слово, подчеркни его. Яблоня, земля, кенгуру, семья, песня. Поле, шимпанзе, солнце, село, здоровье. Урожай, кофе, мост, шоссе, орден. Приложение 3 Запиши предложения, изменяя число имен существительных в скобках. Белка спрятала ( орех) в дупло. На вешалке висели ( плащ). Для индейцев наступили   сложные   (   время).   Я   учусь   проводить   тонкие   (линия).   Учитель сделал важные ( объявление). Приложение 4 Прочитай текст. Подчеркни имена существительные одной чертой. Обозначь их род и число. Спит   зимний   лес.   Застыли   могучие   дубы.   Липы   раскинули   гибкие   ветви. Дремлют шумные сосны. Но пригреет солнце, и все враз проснется. Приложение 5         Констатирующий эксперимент 33 37 31 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 высокий средний низкий Приложение 6         Контрольный эксперимент 48 41 60 50 40 30 20 10 0 32 11 высокий средний низкий Приложение 7 Результаты проведенного эксперимента 34 60 50 40 30 20 10 0 37 31 32 48 41 11 высокий средний Ряд 3 35

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка

Курсовая работа по методике преподавания русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2017