Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"
Оценка 4.9

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
22.05.2019
Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"
Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих детей. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов.
Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования.docx
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Мариинский педагогический колледж имени императрицы  Марии Александровны» Специальность 44.02.03 Педагог дополнительного образования МДК 01.05 Современные образовательные технологии в области туристско­ краеведческой деятельности Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования Выполнила: Висман Анастасия Сергеевна,                                                      Студентка  группы 165 Руководитель: Итаева Фатима Вахаевна                                                                Преподаватель                                                                                             подпись   Дата допуска к защите: Соловей Ольга Александровна ____________________________  дата и подпись Результаты защиты:  ________________________________  дата и подпись (председатель экзаменационной  комиссии Ф.И.О.) п. Калининский, 2019г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3  Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное  значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно  сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку  родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при  этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих детей.  Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи  школы и педагогов.....................................................................................................3 Современная система образования нацеливает педагогов на использование  всех имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов для  повышения эффективности учебно­воспитательного процесса. К одним из  наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая  деятельность...............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ..........................6 1.1Понятие игровых технологий..............................................................................6 1.2Функции игровых технологий в дополнительном образовании.......................9 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНГО ОБРАЗОВАНИЯ.........................15 2.1. Классификация и виды игровых технологий в структуре дополнительного образования.............................................................................................................15 2.2. Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования.............................................................................................................21 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................28 2 ВВЕДЕНИЕ                    Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть   своего   времени   проводят   на   работе,   не   имея   при   этом   возможности уделять   достаточно   времени   воспитанию   своих   детей.   Следовательно,   дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов. Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся   на   сегодняшний   день   возможностей   и   ресурсов   для   повышения эффективности   учебно­воспитательного   процесса.   К   одним   из   наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность. Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России:   «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».1  Над этим вопросом   размышляли   многие   исследователи,   такие   как   Гальперин   П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д. Советский   педагог   В.А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   «игра   –   это огромное   светлое   окно,   через   которое   в   духовный   мир   ребенка   вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».2  Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания   им   психологии   ребенка,   учета   его   возрастных   и   индивидуальных 1Макаренко А.С. Игра. Соч. ­ М., 2017. Т.IV. 2Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 2014. 3 особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. С   помощью   игры   ребенок   приучается   к   труду   и   продолжению   дела старшего   поколения.   Игра   развивает   в   ребенке   способности   и   качества, необходимые   для   той   деятельности,   которую   им   в   будущем   предстоит выполнить.   В   игре   он   реализует   себя,   демонстрируя   свои   способности   и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка. Игра   создает   благоприятный   психоэмоциональный   фон   для   работы   на уроках. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу педагога и учащихся. Однако,   несмотря   на   то,   что   влияние     игровых   методов   на   процесс обучения   и   воспитания   достаточно   изучено,   они   применяются   на   уроках довольно редко.         Актуальность выбранной темы заключается в том, что игровые технологии активируют   деятельность   учащихся.   Известно,   что   изученный   в   процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что   в   игре   органически   сочетаются   занимательность,   делающая   процесс познания   доступным   и   увлекательным   для   детей,   и   деятельность,   благодаря участию   которой   в   процессе   обучения,   усвоение   знаний   становится   более качественным и прочным.            Именно поэтому нами была выбрана тема данной работы: «Роль игровых технологий   в   работе   педагога   дополнительно   образования»,   ведь   именно   в развивающих  играх  удалось объединить  один из лавных основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям.   4 Основная цель данной работы рассмотреть роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования.                Объект исследования –     игровые технологии, а предмет роль игровой технологии в дополнительном образовании. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: ­ дать определение игровых технологий; ­ изучить виды игровых технологий; ­   изучить   формы   игровых   технологий   в   работе   педагога   дополнительного образования. ­   обобщить   собранную   информацию   в   виде   приложения   методических рекомендаций для педагога дополнительного образования.           В качестве основных методов исследования выбраны метод анализа для изучения составных частей темы, синтеза как данного связанного целого этих частей, сравнения и обобщения для выражения основных результатов. 5 ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1 Понятие игровых технологий        Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле   человека   у   него   родилась   потребность   играть.   Люди   всегда   играют   с удовольствием.   В   игре   происходит   освоение   ими   новых   социальных   ролей, самореализация,   приобретение   нового   социального   опыта.   Игра   увлекает   и включает человека в новые для него отношения3.                Игра   (Г.К.   Селевко)   ­   это   вид   деятельности   в   условиях   ситуаций, направленных   на   воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра имеет особое педагогическое значение:  игра ­ фактор развития ребенка;  игра ­ способ приобщения ребенка к миру культуры;  игра ­ щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;  игра   ­   ознакомление   ребенка   с  широким   спектром   видов   человеческой деятельности;  игра   ­   мягкое   корректирование   воспитанности   ребенка,   незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;  игра ­ деликатное диагностирование социального развития ребенка;  игра   ­   профессионально­изящная   форма   социально­психологического тренинга;  игра   ­   способ   педагогической   помощи   ребенку   в   разрешении   проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности; 3 Игра как особый вид деятельности ребёнка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://studbooks.net/1756267/pedagogika/igra_osobyy_deyatelnosti_rebenka 6  игра ­ один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;  игра ­ простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между   детьми,   один   из   способов   формирования   гуманистической атмосферы в группе.        Технология – это совокупность производственных методов и процессов в  определенной отрасли производства, а также научное описание способов  производства. На основе педагогической игры разрабатываются педагогические  игровые технологии. В отличие от других игр, педагогическая игра обладает  наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей  педагогического результата, которые могут быть обоснованны и  характеризуются учебно­познавательной направленностью.               Понятие игровые педагогические технологии4  – включает  достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.          Игровые технологии активизируют деятельность учащихся. Известно, что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это   объясняется   тем,   что   в   игре   органически   сочетаются   занимательность, делающая   процесс   познания   доступным   и   увлекательным   для   детей,   и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.       Игровые технологии строятся как целостное образование. Они охватывают определенную   часть   учебного   процесса   и   отличаются   сюжетом,   содержание, персонажами.   Определение   места   и   роли   игровых   технологий   в   учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. Игровые приемы и 4 Качанова О. Организация досуга несовершеннолетних ­ важнейшее средство профилактики  [Текст]/О. Качанова//Законность, 2016. ­ №10. 7 ситуации   на   занятии   реализуются   следующим   образом:   дидактическая   цель ставится   перед   обучающимися   в   форме   игровой   задачи;   учебный   материал используется   в   качестве   ее   средства,   учебная   деятельность   подчиняется правилам   игры,   в   учебную   деятельность   вводится   элемент   соревнования, который   переводит   дидактическую   задачу   в   игровую;   успешное   выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Причем игровой сюжет   развивается   параллельно   основному   содержанию   обучения,   помогает активизировать учебный процесс и усваивать ряд учебных элементов.       Составление игровых технологий из отдельных игр забота каждого педагога. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности,   В   учреждениях   формирует   познавательные   интересы. дополнительного   образования   сегодня   как   никогда   актуальны   игровые технологии   в   учебном   процессе.   Игра   способствует   развитию   у   детей познавательной   активности,   поддерживает   интерес   к   изучаемому   материалу, делает   процесс   обучения   занимательным.   Игровая   ситуация   создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.            Таким образом, деятельность современных организаций дополнительного образования   направлена   на   развитие   самостоятельности,   творческих способностей, творческой активности, приобщение к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям. Использование игровых технологий на учебных   занятиях   в   системе   дополнительного   образования   развивает познавательную   активность,   активизирует   деятельность   воспитанников, развивает,   внимание,   наблюдательность,   мышление,   память,   развивает творческое   воображение,   образное   мышление,   поддерживает   интерес   к изучаемому   материалу,   снимает   утомление   у   детей.   Игра   делает   процесс обучения   занимательным.   Игровая   ситуация   стимулирует   самоутверждение   и самореализацию создает возможность ребенку осознать себя личностью. 8 1.2 Функции игровых технологий в дополнительном образовании       Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых технологиях эти средства   составляют   главную   идею   и   основу   эффективности   результатов.   К таким технологиям можно отнести игровые технологии.       Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования учащихся к учебной деятельности.             Значение   игры   невозможно   исчерпать   и   оценить   развлекательно   ­ рекреативными   возможностями.     В   том   и   состоит   ее   феномен,   что,   являясь развлечением,  отдыхом,  она   способна   перерасти   в   обучение,  в   творчество,  в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.        Игру как метод обучения5, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, а особенно в учреждениях дополнительного образования.            В современной системе современного образования, делающей ставку на активизацию   и   интенсификацию   воспитательно­образовательного   процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в   качестве   занятия   или   его   части   (введения,   объяснения,   закрепления,    упражнения, контроля); 5 Киселёва Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Социально ­культурная деятельность //Учебник [Текст]  ­М.:МГУКИ,2004. 9  как   технологии   внеклассной   работы  (игры   типа  «Зарница», «Орленок», КТД, клубы по интересам и др.).                В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком   ­   четко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей педагогическим   результатом,   которые   могут   быть   обоснованы,   выделены   в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью.         Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности   руководство   игрой   разрабатывали   Н.А.   Аникеева,   Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др. Д.Б. Эльконин, анализируя   феномен   игры,   приходит   к   выводу,   что   игра   –   это   такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.        Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что   игра6  –   это   вид   деятельности   в   условиях   ситуаций,   направленных   на воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором   складываются   и совершенствуется самоуправление поведением.       Первое положение, определяющее сущность игровой технологии, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для   играющего   сторон   действительности.   Игра,   как   и   всякая   неигровая человеческая   деятельность,   мотивируется   отношением   к   значимым   для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида   по   их   собственному   внутреннему   содержанию.   В   этом   основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.        Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие   реализует   многообразные   мотивы   человеческой   деятельности,   не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом 6 Игра как особый вид деятельности ребёнка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://studbooks.net/1756267/pedagogika/igra_osobyy_deyatelnosti_rebenka 10 практическом   плане.   Игра   является   деятельностью,   в   которой   разрешается противоречие   между   быстрым   ростом   потребностей   и   запросов   ребенка, определяющим   мотивацию   его   деятельности,   и   ограниченностью   его оперативных возможностей. Игра ­ способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.             Следующая,   внешне   наиболее   бросающаяся   в   глаза   отличительная особенность   игры,   в   действительности   производная   от   вышеуказанных внутренних   особенностей   игровой   деятельности,   –   возможность,   являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом   функционирующие   в   соответствующем   неигровом игры,   предметы, практическом   действии,   другими,   способными   служить   для   выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).             Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный,   нереальный   мир.   Все,   чем   игра   живет,   и   что   она   воплощает   в действии,  она   черпает   из  действительности.  Игра  выходит  за  пределы   одной ситуации,   отвлекается   от   одних   сторон   действительности,   с   тем,   чтобы   еще глубже выявить другие    Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям.        Рассмотрев различные теории происхождения игры, можно сделать вывод, что игра – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но так же и достаточно   эффективный   способ   влияния   на   личностные   качества   ребенка. Следовательно,   она   самым   активным   образом   должна   быть   включена   в современный   учебно­воспитательный   процесс   и   должна   всесторонне применяться на занятиях в системе дополнительного образования. 11 Игровые технологии в процессе образования можно классифицировать по функциональным7 особенностям. 1. Эмоциогенная   функция:   игра   меняет   эмоциональное   состояние, поднимает настроение, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости   от   достигнутых   результатов,   чувство   страха   перед   неизведанным. Игра – это особый способ вовлечения учащихся в творческую деятельность. 2. Диагностическая   функция:   обладая   предсказательностью, раскрывает   личностные   качества   ребенка.   В   игре   участник   демонстрирует максимальные   способности   (физическую   силу,   интеллект,   творческие   игра способности). При внимательном наблюдении можно многое узнать об игроках по их поведению. 3. Релаксационная   функция:   в   процессе   игры   снимается   физическое   и интеллектуальное   напряжение,   восстанавливаются   силы   и   душевное равновесие. 4. Компенсаторная   функция:   в   игре   человек   получает   то,   чего   ему   не хватает   в   реальности.   Взрослый   человек   «пробует»   и   «переживает»   свои неиспользованные возможности. Ребенок же «примеряет»  еще не доступные возможности.   Некоторые   действия   и   переживания   в   будущем   могут   стать доступны, а какие­то остаются недоступными навсегда. Например, девочка в игре пробует мужскую роль, а мальчик – женскую. 5. Коммуникативная   функция:   игра,   будучи   более   широким   фактором общения,   чем   речь,   вводит   ребенка   в   реальный   контекст   сложнейших человеческих отношений и выводит его на подлинное сотрудничество. 6. Функция самореализовываться,   так   как   является   уникальным   средством   для самореализации: участнику позволяет     игра     применения и проверки накопленного опыта. 7. Социокультурная функция:  игра  ­  сильнейшее   средство   социализации ребёнка,   включающее   в   себя   как   социально­контролируемые   процессы 7 Культурно­досуговая деятельность: Учебное пособие /Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова  В.М.[Текст] Издательство МГУК, 2015. 12 целенаправленного   воздействия   на   становление   личности,   так   и   стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка. 8. Терапевтическая функция: практика показывает, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. В психотерапии применяют игры   для   решения   жизненных   проблем.   Для   коррекции   нравственных взаимоотношений, для преодоления трудностей в общении с окружающими, в обучении и поведении ребенка применяют игровую терапию.               А   так   же     функцию     коррекции,   межнациональной   коммуникации   и социализации.           В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью,  возможностями   выбора   и  элементами   соревновательности, удовлетворения самоутверждении,самореализации.          В структуру игры как процесса входят:  роли, взятые на себя играющими; потребности     в   игровые действия как средство реализации этих ролей;   игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;  реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.             Игра8  –  это   уникальный   феномен  человеческой   деятельности,  которая помогает   ребенку   в   становлении   личности,   в   приобретении   необходимого жизненного опыта.            Лучший способ организовать внимание   подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у учащегося не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересное занятие способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма   продолжительное   время,   не   отвлекаясь.   Активная   познавательная 8 Игра как особый вид деятельности ребёнка [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://studbooks.net/1756267/pedagogika/igra_osobyy_deyatelnosti_rebenka 13 деятельность — вот что делает занятие   интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.          Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Обобщая   все   выше   сказанное,   мы   пришли   к   выводу,   что   применение игровых   технологий   в   процессе   обучения   и   воспитания,   могут   значительно увеличить   эффективность   образовательной   деятельности.   Помогут   сделать педагогический   процесс   менее   утомительным,   и   сделают   его   более привлекательным и интересным.         14 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Классификация и виды игровых технологий в структуре дополнительного образования Игровая   деятельность   используется   в   качестве самостоятельных технологий для освоения понятия; как элементы более обширной технологии; в качестве   технологии   урока   (занятия)   или   его фрагмента (объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология воспитательной работы.       Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, для стимулирования обучающихся.         В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает четко поставленной целью   обучения   и   соответствующими   ей   педагогическими   результатами, которые  могут  быть  обоснованы,  выделены  в  явном  виде  и характеризуются учебно­познавательной направленностью.        Виды9 педагогических игр:  Игры   по   виду   деятельности   делятся   на   физические   (двигательные),   и интеллектуальные (умственные), социальные     трудовые,   психологические.  По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а)   обучающие,   тренировочные,   контролирующие   и   обобщающие; б)   познавательные, в) репродуктивные, продуктивные, творческие;   воспитательные,   развивающие,   социализирующие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.         По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые. 9Макаренко А.С. Игра. Соч. ­ М., 2017. Т.IV.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 2014. 15 По   образовательным   задачам   на   игры,   изучающие   новый   материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний .        По типам: познавательные, ролевые, деловые, комплексные.         По форме проведения: игры – аукционы, защиты. Путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования.                В   последнее   время   большая   роль   отводится   электронно­тестовым   и компьютерным   играм   в   обучении.   Тестирование   становится   повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.            Виды   педагогических   игр   используемых   педагогами   организаций   дополнительного образования:          ­ Игры­ упражнения  проводятся как на занятиях, так и во внеучебной работе. Они занимают обычно 10­15 минут и направлены на совершенствование познавательных   способностей   учащихся,   являются   хорошим   средством   для развития   познавательных   интересов,   осмысления   и   закрепления   учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.            ­  Игры   путешествия.  Их   можно   проводить   как   непосредственно   на занятиях,   так   и   в   процессе   различных   воспитательных   и   массовых мероприятиях.   Они   служат,   в   основном,   целям   углубления,   осмысления   и закрепления   учебного   материала.   Активизация   учащихся   в   играх   – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.             Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских "экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма "с мест", 16 собирают   разнообразный   материал   познавательного   характера.   В   этих письменных   документах   деловое   изложение   материала   сопровождается домыслом.              Отличительная   черта   этих   игр   ­   активность   воображения,   создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая   проект   чего­либо   и   реализующая   этот   проект   путем   внешних действий.   Происходит   сосуществование   игровой,   учебной   и   трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карт справочники и т д.     ­  Сюжетная   (ролевая)   игра.  Отличается   от   игр­упражнений   и   игр­   путешествий   тем,   что   инсценируются   условия   воображаемой   ситуации,   а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания – такими как лекция, дискуссии – можно успешно помогать учащимся   приобретать   знание   фактического   материала   и   важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях.              Ролевая   игра   представляет   собой   один   из   тех   уникальных   приемов экспериментального   обучения,   который   помогает   ребенку   справляться   с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой   традиционные   методы   нуждаются   в   дополнении,   является   сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ребенок, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к   нескольким   простым   правилам.   Интерпретация   ответных   сигналов, 17 полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации          ­  Игра – соревнование  может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.           Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными   обстоятельствами   и   задачами.   Игра   –   соревнование   позволяет педагогу   в  зависимости   от   содержания   материала   вводить   в   игру   не   просто занимательный  материал, но весьма сложные  вопросы учебной программы. В этом   ее   основная   педагогическая   ценность   и   преимущество   перед   другими видами дидактических игр.            В   реальной   практике   обучения   все   виды   игр   могут   выступать   и   как самостоятельные,   и   как   взаимно   дополняющие   друг   друга.   Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного   материала,   возрастом   учащихся   и   другими   педагогическими факторами.  Для   того   чтобы   правильно   применять   игровые   технологии   на   уроках, прежде всего, следует изучить классификации10  игр. Для   начала   нам   необходимо   дифференцировать   просто   игру   от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован. Существуют различные критерии классификаций педагогических игр. Классификация по виду деятельности:  1)  активные физические, т. е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);  10 Киселёва Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Социально ­культурная деятельность //Учебник [Текст] ­М.:МГУКИ,2014. 18  связанные   с   трудовой   деятельностью;   социальные   (имитирующие общественные отношения);   психологические   (моделирующие   разного   рода   психологических ситуации).  2) Классификация   по   характеру   педагогического   процесса,   ради которого  применяются игры:   обучающие,   обобщающие,   контролирующие,   игры   с   элементами воспитания и дидактики;  познавательные, развивающие, воспитывающие;   творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.  3) Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые. 4) Классификация   по   среде   или   окружению,   в   котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные. Классификация по аналогии школьных предметов: 5)  физика, химия, биология;  лингвистическая, литературная, музыкальная, историческая;  производственно­трудовая, спортивная, физкультурная и т. д. 6) Классификация по возрастному критерию:  дошкольный  возраст (5­7лет);  младшие школьники (7­10 лет);  старшие школьники (11­16 лет) 7)  По форме деятельности игры:  индивидуальные;  парные;  групповые  8) По образовательным задачам на игры:  изучающие новый материал;   формирующие умения и навыки;   много игр обобщающего характера;   повторения и контроля знаний; 9) По типам:   познавательные;  ролевые;   деловые;   комплексные.  10) По форме проведения:   игры – аукционы, защиты;   путешествие по станциям; 19   пресс – конференции;   игры – исследования. В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от   поставленных   целей,   которых   педагог   стремиться   достичь   в   результате игровой деятельности.    Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:  1) дидактические   –   расширения   кругозора,   познавательная деятельность;   развитие   трудовых   навыков   и   обще   учебных   умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие   –   воспитание   самостоятельности,   воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих   установок;   воспитание   коллективизма,   сотрудничества, коммуникативности и общительности; 3) развивающие   –   развитие   внимания,   речи,   мышления,   памяти, воображения,   фантазии,   эмпатии,   рефлексии;   развитие   умения   сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение; 4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение   общению;   адаптация   к   условиям   среды;   стрессовый   контроль, самоконтроль; психотерапия.             В   последнее   время   большая   роль   отводится   электронно­тестовым   и компьютерным   играм   в   обучении.   Тестирование   становится   повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.           В   реальной   практике   обучения   все   виды   игр   могут   выступать   и   как самостоятельные,   и   как   взаимно   дополняющие   друг   друга.   Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного   материала,   возрастом   учащихся   и   другими   педагогическими факторами.     20 Игра11 – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой­либо игре.   Гибкая   система   учебных   игр   позволяет   обучаться   с   интересом,   а   от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по   сравнению   с   традиционной,   более   перспективна.   Проводимая   по   схеме воспитанник – педагог – воспитанник, она позволяет учащимся  самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно,   а   педагог   выполняет   роль   катализатора:   его   умения   и   знания помогают   обучающемуся   развиваться   быстрее.   Занятия   по   игровой   методике существенно повышают интерес обучающихся, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают его мышление.  2.2.  Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования              Увеличение умственной нагрузки на уроках в школе и на занятиях в организациях дополнительного образования заставляет задуматься над тем, как поддержать   у   учащихся   интерес   к   изучаемому   материалу,   их   активность   на протяжении всего занятия. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали   бы   их   к   самостоятельному   приобретению   знаний.   Надо позаботиться   о   том,   чтобы   на   занятиях   обучающийся   работал   активно   и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,   глубокого   познавательного   интереса.   Немаловажную   роль здесь можно отвести игровым технологиям.   11 Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие /Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.[Текст] Издательство МГУК, 2015. 21 Под  «игровыми технологиями12»  в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра»   обладает   существенным   признаком   ­   четко   поставленной   целью   и   которые   могут   быть соответствующим   педагогическим   результатом, обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно­ познавательной направленностью.                Использование игры как средства обучения и воспитания, известно с древности.   Широкое   применение   находит   игра   в   народной   педагогике,   в дошкольных   и   внешкольных   учреждениях.   Для   характеристики   игры   как развивающей   педагогической   технологии   необходимо   установить   основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе.  В   широком   смысле   слова   под   «методом»   в   педагогической   науке понимается совокупность наиболее общих способов достижения педагогической цели. Под «приемом» ­ отдельно взятые педагогические действия, связанные с достижением педагогической задачи. Таким образом, игра как педагогический метод   способствует   стимулированию   активности   детей   в   различных   видах деятельности и предполагает постановку цели, связанную с достижениями как материальных,   так   и   духовных   результатов.   В   современной   школе   и   в  игровой   метод13  может учреждении   дополнительного   образования использоваться в следующих случаях:  в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;  как элемента более обширной технологии,  как технологии внеклассной работы, воспитательного мероприятия. 12 Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. ­ 2­е изд., дораб. ­ М.:  «Просвещение», 2017 13 Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольников. ­ М.: «Просвещение», 2015. 22 Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:  педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;  учебно­воспитательная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве средства игры;  в   качестве   мотивации   вводится   элемент   соревнования,   который   переводит педагогическую задачу в игровую;  успешное   достижение   педагогической   цели   связывается   с   игровым результатом.          Педагоги дополнительного образования указывают на высокий эффект игровых   методов   при   усвоении   материала,   поскольку   достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или   профессиональной   деятельности.   При   этом   значительно   усиливаются мотивация и активность обучения.                  Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической  психологии считается,  что игра — деятельность  именно дошкольного   возраста.   В.   Москвичев   в   статье   «Возможности   развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из­за «отказа ребенка от нее, а из­за отсутствия   объективной   возможности   ее   осуществления…».   Другими словами,   потребность   в   игре   сохраняется,   нет   лишь   форм,   в   которых   эта потребность могла бы реализовываться.               Игра   необычайно   привлекательна   для   участников   любого   возраста. Учащиеся     тратят   массу   сил,   времени,   творческой   изобретательности   на участие   в   играх,   поэтому,   став   средством   педагогики,   игра   может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну   из   ключевых   проблем   педагогики   —   проблему   мотивации   учебной деятельности. 23 Лучший способ организовать внимание  подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у учащегося не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересное занятие способны захватить подростка, и он с увлечением работает   весьма   продолжительное   время,   не   отвлекаясь.   Активная познавательная   деятельность   —   вот   что   делает   занятие     интересным   для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. Вывод   таков:   игра   учит.   Следовательно,   стоит   поговорить   об   игре   как средстве обучения.                   Педагоги   и   психологи,   увидев   в   игре   мощный   потенциал   для преодоления   кризисных   явлений   в   образовании,  уже   многие   годы   успешно используют ее в своей деятельности.                  Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и   классификации14    Г.К.Селевко   предлагает педагогических   игр. классифицировать педагогические игры по нескольким принципам: 1. Деление   игр   по   виду   деятельности   на   физические   (двигательные),   социальные   и интеллектуальные   (умственные),   трудовые, психологические. 2. По характеру педагогического процесса: ­обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; ­познавательные, воспитательные, развивающие; ­репродуктивные, продуктивные, творческие; ­коммуникативные, диагностические, профориентационные,  психотехнические и другие. Игры   ребенка,   на   каждом   возрастном   этапе,   отличаются   своеобразием. Использование   развивающих   игр   в   педагогическом   процессе   можно   условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка:  игровые технологии в дошкольном возрасте; 14 Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 2014. 24  игровые технологии в младшем школьном возрасте;  игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.           К игровым педагогическим технологиям педагоги начинают обращаться в период воспитания и обучения дошкольников.Программа деятельности дошкольника строится из набора развивающих игр, которые при игровой   всем   своем   многообразии   исходят   из   общей   идеи   и   обладают   характерными особенностями. Основная идея в развивающих играх Б.П.Никитина заключается в том, что предметные   развивающие   игры   лежат   в   основе   строительно­трудовых   и технических   игр,   и   напрямую   связаны   с   интеллектом   ребенка.   Каждая   игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью игровых дидактических   средств   (кубики,   кирпичики,   веревки,   резинки,   камешки, конструкторы, таблицы и др.). В «развивающих играх Никитина» ­ в этом и заключается их главная особенность ­ удалось объединить один из основных принципов   обучения   «от   простого   к   сложному»   с   очень   важным   принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям». Благодаря этому союзу в развивающих играх достигаются следующие педагогические задачи:  развитие творческих способностей ребенка с самого раннего возраста;  игровые задания­ступеньки влияют на опережающее развитие способностей ребенка (по Л.С.Выготскому, задействована зона ближайшего развития);  занятиям ребенка сопутствует атмосфера свободного радостного творчества;  занятия ребенка сопровождаются ситуацией успеха.   Игровые   технологии   используются   для   достижения   комплексных педагогических   задач:   усвоения   нового   и   закрепления   старого   материала, формирования   общеучебных   умений,  развития   творческих   способностей   и т.п.   Как   правило,   в   качестве   развивающих   игровых   технологий   педагоги обращаются  к  такому  типу  игр  как  «деловые   игры». В учебном  процессе применяются   различные   модификации   деловых   игр:   имитационные, 25 операциональные,   ролевые   деловые   игры,   деловой   театр,   психо­   и социодрама. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры.             По   мнению   Д.Б.Эльконина,   психолого­педагогический   смысл   игры   в развитии   личности   заключается   в   «открытии   ребенком   нового   мира,   мира взрослых с их деятельностью, функциями и отношениями». Игровые технологии в   воспитании   и   обучении   детей   подросткового   возраста,   с   одной   стороны, способствуют   развитию   зрелых   социальных   установок   подростка,   с   другой   ­   организации способствуют   компенсации   информационной   перегрузки, психологического и физиологического отдыха.                Проблемы педагогической организации игровой деятельности учащихся заключаются в осознании первоочередности гуманистических целей обучения по отношению   к  прагматическим.  Необходимость  развития  в процессе   обучения смысловых,   эмоциональных   и   когнитивных   аспектов   личности   требует пересмотра   традиционных   принципов   построения   системы   обучения   и увеличения   доли   развивающих   педагогических   технологий.   К   числу развивающих   педагогических   технологий,   без   сомнения,   относится   игровая деятельность учащихся.                 Таким   образом,   игра   ­   мощнейшая   сфера   «самости»   человека: самовыражения,   самоопределения,   самопроверки,   самореабилитации   и   так далее. Благодаря играм  обучающийся  учится доверять самому себе и другим людям, распознавать, что принимать, а что опровергать в окружающем мире. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Таким   образом   изучив   психолого­педагогическую   и   методическую литературу   по   теме   исследования   можно   сделать   вывод,   что   роль   игровых технологий   в   работе   педагога   дополнительного   образования,   выступает   как необходимое   звено,   обеспечивающее   развитие   личности   и   ее   раннюю профессиональную   ориентацию.   Главной   деятельностью   воспитанников дополнительного   образования   детей   являются   игровые   технологии.   Игровые технологии   ­   это   методы   и   приемы   организации   педагогического   процесса   в форме различных педагогических игр. Существуют различные классификации игровых технологий, мы остановились на классификации Г.К. Селевко: 1. По области деятельности; 2. По характеру педагогического процесса; 3. По игровой методике;   4.По   предметной   области;   5.По   игровой   среде.  Педагогическими условиями реализации игровой технологии в ОДО являются: создание игровой среды,   пространства   взаимодействия   детей   с   педагогом,   оптимальное количество детей в группе.  Таким образом, роль игровых технологий в работе педагога   дополнительного   образования   нами   раскрыта:  «Игра   помогает научиться   быть   свободным,   активно   использовать   логическое   и   творческое мышление,   способствует   скорейшему   сплочению   групп».  В   настоящее   время игровые   формы   обучения   популярны   не   только   в   дошкольном   и   школьном образовании, но и в высшем профессиональном образовании, а также в обучении специалистов различных областей, в бизнесе. Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения. Так, игровая технология  «деловая игра» может   использоваться   как   самостоятельная   технология   в   освоении   учебного материала. В другом случае, игровые технологии могут стать элементами более обширной   образовательной   технологии   (например,   технология   коллективного способа   обучения).  В  данной   работе   были   рассмотрены   следующие   вопросы: понятие   игры   и   игровой   технологии   в   педагогике;   классификация   и   виды игровых техологий. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] ­ М.: Аспект пресс, 2015. ­  2. Бестужев­Лада   И.В.   Молодость   и   зрелость:   Размышления   о   некоторых социальных проблемах молодежи [Текст]­ М.: Политиздат, 2014. 2.   Качанова   О.   Организация   досуга   несовершеннолетних   ­   важнейшее средство профилактики [Текст]/О. Качанова//Законность, 2016. ­ №10.  3. www.ihtik.lib.ru [Электронный ресурс] ­ Режим доступа www.ihtik.lib.ru 4.   http://www.alexander6.ru   [Электронный   ресурс]   ­   Режим   доступа http://www.alexander6.ru/473304 ­ Социальные аспекты игровой деятельности. 5. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности [Текст] ­ Л.,2015. 6.   Игровая   деятельность   и   социализация   молодежи:   исторические   и социальные   аспекты   проблемы.   //Приложение   к   журналу   «Теоретические   и прикладные проблемы сервиса». М.: МГУС, 2016. 7. Киселёва Т.Г. ,Красильников Ю.Д. Социально ­культурная деятельность //Учебник [Текст] ­М.:МГУКИ,2014. 8.   Культурно­досуговая   деятельность:   Учебное   пособие   /Под   ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.[Текст] Издательство МГУК, 2015. 9.   Кэндо.   Т.   Досуг   и   популярная   культура   в   динамике   и   развитие   // Личность. Культура. Общество. [Текст] ­ Т., 2000.­ Вып. 1(2).  10.   Трегубов   Б.А.   Свободное   время   молодежи:   сущность,   типология, управление / Б.А. Трегубов [Текст] ­ СПб., 2017. 11. «Досуг и статус» // Молодежь [Текст]­ СПб., 2014 . ­ №10.  12. Макаренко А.С. Игра. Соч. ­ М., 2017. Т.IV.                   13.Мануйленко   З.В.   Роль   игры   в   воспитании   дошкольников.   ­   М.: «Просвещение», 2015. 28 14. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. ­ М., 1985. 15. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. ­ 2­е изд., дораб. ­ М.: «Просвещение», 2017 16.   Мухина   В.С.   Возрастная   психология:   феноменология   развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. ­ 9­е изд., стереотип. ­ М.: ИЦ «Академия», 2014. 29

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"

Курсовая работа: "Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019