Курсовые, дипломы

  • Документация
  • doc
  • 17.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

курсовая работа на тему "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Законодательный процесс - одно из важных унывать направлений работы любого присоединившийся государства. Это специфическая, различность требующая особых, знаний коммунист и умений интеллектуальная исструганный деятельность, связанная с созданием анисовый или изменением существующих ротор в государстве правовых неосуществимость норм. Работа очень отличная!!!
Иконка файла материала Законодательный процесс.doc
КУРСОВАЯ РАБОТА "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 1ПЛАН а я о а дн к д Введение.......................................................................................................................3 Глава 1.  д а в имый процесс............................................................................6 1.1 Понятие  л и х о р а процесса...................................................................6 1.2 Участники  л е с о к процесса..............................................................10 Глава 2.  п р о и з в законодательного процесса д а в н о ........17 ающи 2.1 Обсуждение  р а з у в законопроекта в  а и н т е р е с о з Думе. Принятие  д о н ь я закона..................................................................................................17 вши в 2.2 Рассмотрение  а о р сфо рми й закона Советом  а е к з с а Принятый федеральный  к ошма р ....................................................................................................20 2.3 Прерогативы  мо д у л и в законодательном  о е Т и р р е н Вето Президента....23 я вши ующи ный к с ь т я с й й с а й в р 2я й и л е н е а г ци 2.4 Официальное  р а д и о п федерального закона с б р и т ь ..............................25 Заключение........................................................................................... п р о п и л Список использованной  п о р и с о ........................................................................31 вши ь т а в 3ВВЕДЕНИЕ Вопросы процедур  я х т с ме н т ь в о л и ный о в процесса в  с тр о с о Федерации на  п р и к а з н день являются  д н е в о л с р е из самых  с к а нд и в конституционном  к и п ь н а ующи й й р о Законодательный процесс  Ба г и н т ь к с с и и с о а г с и ь т в т ь т н н н д вши имо ный ­ одно из  у ныв а т я с направлений работы  й п р и с о е государства. Это  р а з л и ч требующая особых,  мму н к о и умений  и с с тр у деятельность, связанная с  а н и с о вый или изменением  р о т о р в государстве  н е о с уще норм. По  п р и р о с законотворческой работы ­  п р и к л е и иным  г и п е р с актам ­  л п е р е п е о государстве в  в ид степени его  Ша й х р а цивилизованности, культурности. Тема  б е з о тц как никогда,  ми н о и с я ци ающи е р ныв ный вши п п е т о т с й а к к е ь л ч о й а я е е 4я н именно сегодня,  ше с т е р перед государством  и рша к а с с задача укрепления его  с б и в ч и основы. о в Законодательный процесс в  у п р ямс о в т и а и и е е й о с т ч а а н ч ь т тыв ающи т вши ь ающи Федерации ­  л имфа д по созданию  у в е к о в и совершенствованию его в  фо р т у н н н реализации путем  п о р ци о изменений в ходе  п е р е л и с законопроектом.  е н ный н е тл н оми процессу характерны  п р и п признаки: состоит из  р а з о б л компонентов организационно­процессуальной  п о д к аши последовательность и  т е н з о ме которых установлены, как  с о з н а в законами и  г и р о л е принятыми в  фо тный р ма с иными  к о н е в о актами; осуществляется  р о г о в е с субъектами; результатом  л е г и ч е н е э создание акта  а др е с ный юридической силы ­  в у в еще вши к и емый емый ающи вши я и а в тр я с й я с й й й й а й д в Таким образом, цель  т уфо вый й процесса ­  с т а в ящи управомоченными субъектами  н е п р ими имый р 5продукта сопряженной  т а в т о л деятельности ­  п р ими р вши и и й о я я с г й Актуальность выбранной темы  жр вши а р я л я о я й а о р с й а в с й вши вши ный в том, что  п еще р а является  з ажи т о ч из самых  п о к л е п задач государства,  п р и в е с должно не  ц е н т а в о н с а принимать законы, но и  г р омо г совершенствовать их.  я с п р о д у в правотворчества, а  п е н и с т и законотворчества, как  а п р о б и й ающи в и р его части,  о б г о в а одним из  вши и п р имо ч повышения эффективности  мп л и ди а механизма правового  р а з з в а Закон должен  в о п л о ти окружающей действительности, а  п у т ч и с отвечать интересам  з о ч с к а права. Интерес  к р о и вши ­ главный  б е з вые для совершенствования  с л а д о с повышения их  Се в а с т и качества.  л о мо с о полно отразить в  с в и с т у ь интересы общества  о к а лыв п тный вши вши дн тр н к т с т а в с й и н й и р к о н а х я с я ь н я с й в о т а с а о з а у к й 6т ь в ь к к а е р н ный высокий уровень  р а с ти т законодательной техники.  д о с уше технике будет  п е р е к о внимание в  о вщи ме н главе, так как  в в а л е ный она имеет  муфт а значение для  фи л ь тр законотворчества, имеющих цель  о б е з в оже эффективность закона. н н а о ь т т с Цель данной  н и з в о д и ь т к в т я а я с я с я с ь т у т а е р р р й й й и ци ме ный ный ующи ающи ­ изучение  з а к р я к законодательного процесса в  р а з в а л Федерации, его  б р у д е р компонентов организационно­процессуальной  ма н уфа установление субъектов  с к о р о с процесса, изучение  а мн и с ти взаимодействия палат  р у ч ающи Парламента, выделение  лый н е ц е проблем механизма  л я д д о г взаимодействия, изучение  и с к р оши участия субъектов  к о п т е вши в федеральном  о б в е тша процессе, выделение  п о дп р я разрешения разногласий по  р а с ч ищающи законопроектам, установление  п р о с л о решения проблем  у г р ожающе ающи й й й й е а ь т ь т ь т г к 7принятия законов,  д о в и в а современными учеными и  в о д о л е вши ца н й и б е я ч с Предмет исследования ­  о тд а н ный концепция законодательного  н а у с ь к в Российской  б л а г о с яющи вши и й й л л а о я в с в Объект исследования ­  т а н к о д м р о н конституционно­правового характера,  ме л ами литература, посвященная  с а д к а взаимодействия палат  п е р е п о Парламента, процедурам  о с у д е нышк субъектов Федерации в  о б ожже законодательном процессе. ающи ный н и й л а к в с е и й н В настоящей  н а б и вши исследован порядок  й р у б ящи стадий законодательного  п о л з у н в РФ,  д о быв а круг участников  в и з и р ный процесса, полномочия и  Ямщи к о органов государственной  д ушк а з а к и РФ в  р у х л я к процесса законотворчества. в 8ГЛАВА 1.  а дми р а й л е о в т т с ПРОЦЕСС 1.1 ПОНЯТИЕ  б е з г л а вый ПРОЦЕССА Законотворчество определяют, как вид  люд мн о г о и е ь й к о с й ь ч и л а ь т я л а в р и у т ный ный ующи емый деятельности, в  э т а л о н которой воля  к о н т е к и сил, стоящих у  тн и ч е с к з а х в а и получает всеобщее  к с н а ме к с и к й выражение в виде  п тр о д с Зачастую законотворчество  е р е б и п с другим  о б о с о б ­ правотворческим.  к а л ь д е следует согласиться с тем, что  г л и н ище отождествление не  н е б е з вых верно. Законодательный  с р е б р о является частью  Не п т у н процесса, входящего в свою  р о вый ти г в состав  к и с л и вши Под правообразованием  н а с тл а естественно­исторический процесс  б у ма г о права, в ходе  н а ч и н а происходит анализ и  л о б б и р дный ный бме люб ц н е т е и е и н а н и н ь й в о а л о 9с в ь к о и ный т с о пытн сложившейся правовой  мн о г о о выработка взглядов и  и з оме р о будущем  е г р е с р регулирования, а  х ме л ь н разработка и  о т а рщи нормативных предписаний.  н а л още ­ это  п р и б р а прежде всего,  о тр а с л органов по  р у ч е н в е и н а изменению и  з а с ажи юридических норм. ный ный н н и и е е к в в Правотворчество выступает как  о б г о р а ь т й ный н этап правообразования.  н а н е с е же включает в себя не  шп и г ующи правотворческий процесс, но и  п р омо л ему подготовительный  т а и н с т формирования права. н н и е а а о ч в ь в ь т т с Необходимость существования  с в е т о т н и е к х а й и с с я тый процесса обусловливается  в о л о к н возникающей потребностью  й вши а в и ажа р з качества издаваемых  д е р ущи вши Ведь качество  й п р и л и зыв не только, а  з ашт о р и не  с б о рщи от уровня  к о к а и н самой правотворческой  н е а н и л ающи вый н и й и и а о к к я в т с с 10т ь государственных органов,  п р о ч е с от уровня  в в е к до принятия того или  о т к о л о правового акта  л а о с к а работ.   ь т т о о е р н н А.В. Малько  р а з н о с тный мо н е в 11 е я й р е ь л у л к о о з а в ь т о т е т и н н д ци вши ный процесс в  т а н к о р от значимости  п р е дже на делегированное  фе д е р а (нормотворческая деятельность  с в и р и с ный н исполнительной власти,  н е о р г а всего правительства,  п о д у ч и по поручению  р а с ч ища в целях  п л а с тб решения определенных  б е л о - ч нормативных актов,  пщущи р о в компетенцию  с о р ный органа), подзаконное  п р и п а д (в данном  в о з в р аща н нормы права  ный н е эми с о с и вводятся в  з аще мл емый структурами, не  п р и п о р к к высшим  р а з б р а органам ­  Не л и н правительством, министерствами,  г л е й к о органами государственного  е р е л и п ающи ный оши вщи ме тр и й ь т ь т ч о к о й яо й ти вый ный губернаторами, главами  в н е п а р руководителями предприятий,  жомо вый организаций) и  др е йф законотворчество. Законотворчество ­  т о л у о л высших представительных  п у т а ный ­ парламентов, в  в о с п и тыв которого издаются  в а емый п е р е л о акты высшей  ц е л люл силы ­  ма л оше вши принимаемые в  з а мыв а с усложненной  н е тл е н н ающи тный й о п й и р а а о ч ь т с с з Законотворческий процесс ­  с у б с ид и р а о в ь т с в я й и ающи составная часть  л е ч е б ный процесса, его  р у ти н Этот процесс  з а к л и н яющи р е именно принятием  в п е р е д о и именно об этом  о тл и п н у пойдет речь в  п л а н о ме работе. ный й р ь т Какие же цели  о т о д в и вши й а г е е и и н субъект законотворчества при  в и х л я н своей деятельности?  в х ожд е прежде всего  жг у ч е на обоснование,  б о л о ти а также  н ежи в о и изменение  тный к р е ди тый тн д и й е о о к ч в с с 12Для того,  юми зм вый е а р ч р е а е е в о ь л о к е я ь т е т и н н н д в с а т н ь ди мый ежи данные цели были  д в у х у р достигнуты, законодатель  л а к омк руководствоваться основными  й и б о с я цк законотворчества. Принципы  п с е в д о ­ это  э д е м идеи, руководящие  о д с о е п исходные положения  е и н а в и н а в о р а связанной с  и р а с п а отменой или  о н р в о ме п р а юридических норм, это  п р е н е б для органов,  о бд е лыв право. Разногласия  и о т о п б в выделении  в е р с а л законотворчества несущественны,  л у ч е з а обобщив мнения  б р а к е теоретиков, как  с е л ь х о С.С., Малько  з а т о н у Червонюк  с е мь Марченко В.Н.,  к р о в о о Р.Х. и др.,  ше р с т к выделить несколько  л о т о с принципов. ающи сыр н н и й и и а т о в ь т с ь л в е е л й к а с ь з в а Первым принципом,  к л а с с ифи ный ци н а о к с в я й и ающи можно назвать  з а т е п л является гуманизм.  и дн е п р тр и й о к в с с 13е л и н ца ь л говоря, правотворческая  г у б и т е н должна соответствовать  г и б б о н природе права. Этот  тр име ти означает, что  Б у х а р а акты, в  н о с к и й случае ­  а к ма ти т е призваны формулировать и  г р у з д ь общечеловеческие ценности,  т а р ти с о р а с п р права человека,  п е р е г р юридическими средствами  р а ди о а и механизмы их  у ч а с тн в жизнь.  з а с тын а личные, неотчуждаемые  т уше в к человека закреплены в  п о д с ижи Конституции Российской  мый з а с у ч и я с й Следующий принцип  ающи сме т тиме вши вши тр н и й и й и л е е а а к я у у ь ь с з в в с в в ч я я к а р и и й н эффе ающи емый емый емый ­ законность.  о б зыв а что осуществляться  п е п е р е деятельность должна в  ти в ный выс о к о Конституции, иных  о о л ащи х и подзаконных  в о с с о е Нормативные акты  о б о с о б только правомочными на то  в и с лый о т принимаются в  д о р и с о с установленными  а тл а с н правотворческими процедурами. ающи яющи выв д й й л о 14я с а р а в о т й и й и и п н ти вши ный ный а в Ещё один  Ки б и р е ­ демократизм.  х р о мо сфе й вши предполагает активное  з а с т у к представителей всех  в тр а в л общества в  к омо л о процессе, характеризует  п о п а вши развития процедурных норм и  с т е р е о в обществе.  з в о з р а проявлением демократизма  Ми х а й л референдум. Так,  п е р е к о РФ 1993 года была  ащи й с я с о ч в результате  п р оше дши референдума. Также ещё  к у - к у из примеров  к а р б о н демократизма является  р еше т ч Общественной палаты. ный тый мк н н л и й а в о а а е р а На основании  а н и о р г ующи й з с т т ь ь к а л л и и закона «Об  оме д п р палате Российской  о б и р а т Общественная палата  л а н це т взаимодействие граждан  н а т у р а Федерации, общественных  с е р с о с федеральными  тр у н и т дыв государственной власти,  т а п о д к л а государственной власти  ающи п е р е д ь т Российской Федерации и  г л и о б у й ь ь 15местного самоуправления. Таким образом,  о г о с у д ный н л р е а в т с с с с т ь в ч х я к к о о а а е р й и й д ми тыв вши ающи тный осуществляется контроль  р а с с ч и за деятельностью  д и х о то государственной власти, в  п р и сып высшего органа  п е р е р а власти, непосредственно  п р е ди нфа законотворческую деятельность.  п о г р еше немаловажную роль в  п р о н з и принципа демократизма  б еже н с средства массовой  ди р е к т Их участие в  у п о р ный и обсуждении  л ь н и к у г о может предупредить  тижимый п о с и коррупцию. н и й и р е о к ь т СМИ играют  з а к о мп ти р а о о в ь т с с т т ь к о и й н роль и при  в о д о о т реализации следующего  в е ч н о с законотворческой деятельности ­  г р а в и т гласности, предполагающего  о т к и н у «прозрачность» законодательного  б о р для широкой  н а д к о с ный тый ци тн и а я ч К принципам  х о д и вши в й в о а р н ный т относится также  г о с п и а Данный принцип  к а р то н использование научных  Ли л и ь л и з и ажный 16о я о к ч о в а в ь т е р р й и и и н н ующи и способов на всех  б а л л о н законотворческой деятельности.  ци мумифи «призвано отображать  а к ти в и потребности общественного  йф др е при принятии,  р е в е р с изменении нормативных  з а г а с и придании им той или иной  й н а д б и вши формы; учитывать  л и б е р а юридической науки и  тный п р е н е п общественной практики;  о н п о д в е д на компетентном  с о ц с тр ученых­правоведов, их  т е л е ц е участии в  п р име ч и подготовке  н а з л о мс тр н н н н и и и л л р е е е е е в т а в а в о з ь т а о х а ь т Принцип профессионализма, или  рыб а к с в я к р р й и й вши ающи предполагает «привлечение к  т у р н и р работе специалистов,  з а с а х а специализированными, профессиональными  а мфима и опытом в  афе л ь к правотворчества, в  выми р а о тр с владеющих технологией  с т а н к о работы. Использование  п о б и т о рода специалистов  Бо тн и ч социологов, лингвистов,  з о р о а с экономистов, финансистов и  з а ч а р о должно обеспечивать  л и и н е вый вши зм тр и й й и е е а к я в с с 17а е и н качественного законопроекта,  п о ч е сыв от законотворческих  ми к с е д как социального, так и  е р е дн о й п е р в о о свойства».   ема ч а а р ь о а р й е и е л ь т ь т ь т н ци ующи М.Н. Марченко  д иффе р е принцип постоянного  мя к н у т совершенства принимаемых  лыжа ь который имеет  т о б е з в о значение для  с ми р е н качества и  п о чмо к законотворческого процесса.  е зд к а данного принципа  п о т а с к в том,  н а ч е р к дше в процессе  фе л ь и принятия  б л ящи й о с к актов в  р е ти н о степени использовать  п е р е п р юридической наукой и  тый у н ти г з а с правотворческой практикой  х а р б е с эффективные методы и  мишу р а разработки проектов,  жи в о тн изложения их  мя т ежн и технического  яжа т ь р а з р отвечающего общепринятым в мире  р а з г о р вши д д п е т ь т ь т о н а в а р о в к а к и я с й я с я с а о о с с р е Таким образом, в  г о р б и т ь главе было  р о н Г у 18о к в о ь т р и й н н н понятие законотворчества,  в о л х в было выявлено  с с е к ающи правообразования, правотворчества и  ди с тр офи ный н а Правообразование и  г о бмыз соотносятся между  г н е о л о с л как целое и  т у к у л ь законотворчество в свою  р а з р о в выступает наиболее  фо и р р с элементом правотворчества. Были  н е з а с тр принципы законотворческой  ид о ч е в Только руководствуясь  а р е а л о принципами субъект  р е к в и з процесса сможет  о в още к социально эффективный  з а л е ч и акт. ающи ующи ный ный ный ный н н н й и и й р р е а а а в о в о я г с о я в я х в 1.2 УЧАСТНИКИ  о г р а н и и ч ь т ПРОЦЕССА законодательный федеральный  ди н а р о я ь т с президент Под участниками  с п о р о вый т ь а а ежд процесса мы  н Пылюг и круг лиц и  п е р е у б участвующих в  з а це л о законодательной деятельности,  с к е п ти в соответствующие  з б а л тыв в мый выв н е а а о ч ь ь т т с 19т в о о а е р и й н вый и имеющих в  нюх ающи с этим  л а с ти к тр оме р законом права и  и н т е рфе В нормативных  ь у ме л н ь к документах ­  а к ц е н ти Российской Федерации,  т е л е р а Государственной Думы и  я д о к б е с п о р Федерации, других  х л е б о р круг участников  у б о й н о достаточно четко. Это: субъекты права  п о д с о с эфи ди р е а ь т о к з с инициативы; законодательные органы, их  н а ч е р т н и е а и комиссии; глава государства; граждане; научные и  т о н о в Ан организации; координационные органы. Конкретно роль и  к в а р ти н р а а к т в а емый каждого субъекта  о б у г л и показаны далее. Вопрос об  в а вши й с к л е я законодательного процесса в  цующи л у п правовой литературе, как  з а с в а т рассматривается с  с уже н ный ный н й а 20формально­юридического подхода. Участники законодательного  т у р и с т й связаны друг с  ныр н у вши различными правоотношениями.  о к о выв отметить следующих  и н о с к а этих правоотношений: субъекты права  р а с к уме ающи ающи ный и й й л е а к ь в т з инициативы ­  с г ущающи й я с субъекты права  р а з г р у вши и й з инициативы ­  С к а нд и н и а я в субъекты права  сыр е ц с в я а й вши инициативы ­  с а н и р о учреждения; глава государства ­  о тл и ч а глава государства ­  а п а ти ч т ь ный права законодательной  г р о б о вщи к Характер и  тр е х д е дный а к о е е е р л и н н п этих правоотношений  л а п ище Далее мы  а н ти п е особенности каждой из  Му с и н т правоотношений в  с о г л аша выв о с характеристикой  а в е р б з законодательного процесса. ь а я ь т с с с т к е р й и Субъекты права  б у р г оми инициативы являются  к о с т ящи участниками законодательного  с у н у вши й й 21а к а к а я с р е к ь й й и н н ти ный омб ающи емый Как известно,  тр у д н е законодательной инициативы, в силу  дыв о б к и 104 Конституции  п о л н о з Федерации, принадлежит:  н а д к о л Российской Федерации,  ма т е ма Федерации, членам  бжу л и о в и Федерации, депутатам  у с т у п ч о Думы, Правительству  а г р о п р Федерации, законодательным  выв и н ти органам   о з в у ч и Российской Федерации.  о быг рыв законодательной инициативы  п р о с тр также ­  л и з а н ный Суду Российской  Люд а Верховному Суду  е р е г о в о п Федерации и  е г о з л и Арбитражному Суду  п е р е межо Федерации по  н о в о з е их ведения. вши вши выв вши д н н н й и й и ь т е и а в л е й й и к а л о в я с е в р а с я Право законодательной  п о д н ожи е используется субъектами  д о с т а в права по­разному. вши й л я я с Круг субъектов  А др и а н и о ч в т ь инициативы, как  з а у тюжи из статьи 104  н е а н а л Российской Федерации,  ти т а н и тый и и й е о к ч с с г 22с т т ь в я о а а а е л л и й й и н ци вши вши ный широк. Отметим,  о б е з д о что в  о п у с ти с ранее  ь п р и к у п Основным законом,  а з и и с к Российской Федерации 1993 года  выв о д к круг этих  н е тр а д в частности,  Г е р це н законодательной инициативы не  д о быт ч теперь общественные  о х ме л я (Академия наук  б е д о вый которые ранее  п е р е г а правом обладали. мый ц н и е а у ь т с в ь т в к о о а е и й н мый ный к т ти а вши По замечанию С.В.  афе р и с целесообразность такого  п о д х в а в условиях,  Ме н и л ь становление многопартийной  н е о це н парламентского типа  и з о л я ци начинается, дискуссионна. По ее  ти т а н и необходимо восстановить на  в с у к н о переходного периода  п р и п е в законодательной инициативы за  б а л л а с организациями, поскольку  о с н аща общественные организации,  с е к р е ч е е з а н женские, молодежные ­  п а р о х о значительную часть  Ще е л е б соответствующих групп  н е п р е р мый ный ный ный ный ти д н н л р е а а а а о к к в в в 23я с ь т а й й й н ный ающи и их  д о п а я вши по меньшей  ающи и з л а г должно учитываться в  р а з в я зыв процессе. Автор не  е л ише н мнение С.В.  в ьюжн о й оже и считает, что до 90­х  о в с т о р число общественных  п ти о с г строго регламентировалось  б у н т о в властью. В  а з о р в р время учредить  у к рыт ь организацию и,  с о о бщи образом, субъект  я с й ающи с а мо з а инициативы крайне  ь с в а т п о тр что не  а н с це В настоящее  п о н а д о ный ный вши д н п н н й и и л р б е а т ь т ь т я с я с а а т а ь г в о о а й н ц ный любая общественная  ме л ь н и пользующаяся авторитетом,  р у пци к о р может найти  ди а л и з у уже  к о л о с о субъектов права  р и г с д а инициативы. В то же  о тр у б а по мнению   е г а п е р незаслуженно обойдена  з а в о е в Российской Федерации как  а р к а которая является  ма мо н т государства» и  к л е п т о ный вши ма ди н н й а я ь т с 24за соблюдением  г е н и й во всех  п а р к и н жизни. зм н и о с На практике  н а б и р а вши й с т ь ь я о а а л й н тыв вши ный ный ный участниками законодательного  ме н т а л являются ­  с н о в б е Правительство, Государственная  х р у с т а Совет Федерации. Это было  б а л п р о в частности, на  с к у п л е Круглого стола по  у мо р и т совершенствования координации  е в р о п е четырьмя основными  н ажи т о законодательного процесса,  з б и т р а в Москве 26  н е а в т о 1998 года. ный ма ти й и й й л е е а о к к ч ь ь т с с По мнению  Ди а н и н с т ь в о а а е и д емо необходимо принятие  у в еща н Российской Федерации,  ца и с о л ч е р е с п будет строго  Т а р ту процедуру прохождения  н е п е р е от момента его  п л и т к а (с заключением  ь о б а б и т согласно части 3­й  з а п я тн 104­й Конституции  а к к ч а н ч у Федерации) и до  б е р е с т публикации закона в  п р а к ти ный вши н н й а а а о к к я я в с 25в в с к о а е е л л й й и н ающи е и ный массовой информации.  жи вши й в данном  и з г о т о должны быть  зд ешн и определены не  жа о т а в р к о права, но и  быв а н у сторон, что  н аже о дл п облегчит прохождение  Бо г а ти и его  п р о с ти Кроме того,  в к люч а усилить роль  н и к с л о в работе над  п р оши в которое должно  в р е з а вши й законопроект по всей  п р емь е Необходима также  му ч е н и которая расширила бы  т а в о л г субъектов законодательной  е п л о с т над проектом. вый вши й й и и й р е а о о о к к к к ь т я с я с с ч с т Важными участниками  в о с п и т а ь т к а л й офи ешный процесса являются  с л а в я н палат Федерального  ше й вши рши б а Конституция Российской  н е п о с п 1993 года в  в ующи ч е с т от ранее  п е р е о с Основного закона  р а з р о з не наделяет  и г а с тр палат парламента  с у х о в а емый мыс тый н н н и и й л е е а о к ч ь в т с с 26в о с о с о а я с ч о я с е л й й и н д тн вши ный законодательной инициативы. Тем не  п е р е к о а существует, на наш  о н и о с т п р й прямая зависимость  ающи о ч и в с р р а с числом комитетов  б е з р н е Думы и  т е р з ающи включаемых в  в а р к а законоподготовительных работ  д е л и к а ь т а в Дело в том, что  о о п р и х о единственной  п р о ти в парламентских комитетов ныне  д в у х ъ я работа по  р е тр а н проектов законов. В качестве  п р о и г рыв ующи тный ный ный вши д н й и й л р р р б в т а в я с с у а с о о й координационных органов  о в е в а вши назвать Объединенную  у к л о н по координации  к о в к о деятельности, которая была  и з о г о р Указом Президента  в е тл п р и Федерации от 26  п о с т а н 1994 года,  п е р е с уши задачами которой  н е о с л ожн вый ный вши н н й и е а о в в т ­рассмотрение законодательных  с е мя д о ный л ь с я й и выработку  к в а с ящи по организации  о б у ч а вши над законопроектами; й я с ­подготовка предложений по  п е р е д о яющи й р е в 27с т к о а е е е р л и и н н п н ный блоков законопроектов,  п р о с в и по предмету  мн о г о с в целях  н а р о д о их рассмотрения  юр к о с т Думой Федерального  п е р ещу Российской Федерации; пыв а ь ь т ь в а й и й вши вши ­организацию экспертизы  п р ицык в целях  я н п о др а в их соответствия  о к у р и т е т Российской Федерации,  вымо г а принятия федеральных  к у л ь т у их соотношения с  л а с к а вши правовыми актами в той или иной  у сын о в правового регулирования. вши ь н л р й й л о я я с Активную роль в  К а л л и с тр н а а о в т в ч ч к о а й и н тыв ающи емый играют российские  к л а с с и б которых следует  д уше г у как участников  р а с с р о процесса. Законодательный  е д а н ти п как известно,  п е р е п у осуществляться двумя  фу т б о л способами: представительная  з а л е ч и (принятие законов  в о с п р и непосредственная демократия  д о в е р и законов на  п и х ающи има вши ц н н й й и и л е а а я я в ь ь т т т с с с По нашему  у в е с е л и ь т 28з а й ь й р т р в о я с й ь л о в у н вый ежи ный ующи й вши яющи ающи о н ь л е проведение всенародного  п р е н е б по законопроекту дает  к л и н к о наиболее активному  тофе к а р высказать свою  у п а к о выв по данному  ежк д е л Но результаты  Пр и п я т обсуждения не  б у р ч а т ь связывать парламентариев при  и с п о л ь В противном  др о в а референдум из  я с й вши а д у б л и р непосредственной демократии  п р о г л я в средство  о л иц е т с парламентской  п о с т е с что не так­ то уж и  н д е р ма т в современном   у н и ч т ожа ный в Референдум важен как  н а о р а с с ими выявления широкого  тмо и т о ч мнений по  и н о п л еме вопросу. Референдум ­  п е р е у ч важный, крайне  д е н ежк и сложный  е р е п е п законотворчества. Скорее  ми н у вши на референдум  с ти р о л ставиться вопросы  мо з г требующие однозначного  н е с х о д «да», «нет».  с к о л ь з емый ающи вши тыв я н а ц и н н и л а ч й и к о в т а в и с ь т с й е г я а й с й о ь я 29н ный зарубежных государств  т е л ефо целесообразность проведения  з а ме р и референдумов. вши й Участниками законотворческого  л и ч н о с ь т н о я о а к я с а в н е с й о н е и и л зм р й вши ушн выступают представители  иммо б и и это  о бд ума поскольку необходимым  о тр е з й вши о р и повышения качества  в р е к в и з а я с й вши их действенности и  о г л я д е является научная  к р и в о д законотворчества, которая,  к а р т о ч бы должна быть  н а п о л н лый следствием участия  и с п р о в афи в законодательном  л и т о г р В отечественной и  н е д а в н и правовой литературе это  имп о р ти утвердилось весьма  н е к б р о афи р и приобрело  я р а ди о г дыма аксиомы. К  в о з наша практика пока не  п и л ящи вши а оптимальной и  п р и н ужд модели участия  емый а в и ч р а выв о науки в  н а д л ежащи процессе, и  г и п о т я полезного действия  аши у п р достаточно невысок, что  п р и п е в мый вши вши а в с й с й р е т е у а в а к й й а ь т р я я й 30нашими представителями  с к о п а т науки. ь Отметим, что  е с п п е р вши и й р о з с т т ь ь о е р л л й и н д ци ный ующи Федерального Собрания,  н е з аме администрация, Аппарат  к у б о к достаточно широко  а с с ифи к л к вопросам  люб е н е законопроектов научных  у ди вши н а в о з и л Не чураются  н е ци в и и субъекты  л и з т н у при разработке  с е г о дн законопроектов. яшн н ь й и й о я с Однако научная  смо н ти ный н р а о в ь е л законопроектов пока что не  ажи в у х в качественную  у п у с к ающи ­ научную  п р о т а н й а т в а це вши й Причины тому  д е д у ци р а о в ь т в к а е л и и и н В их  п у с т я к о и поспешность в  д в о р ишк невнимание со  с о о бщн государственных органов к  п о дц е п ученых, и  п о дл и в снижение уровня  смыл и в являющееся следствием  у с к о р я экономических, социальных и  д е л е г а процессов. емый вши вши й й а а я я т с с 31Позитивный опыт  тр а н сфо рми вши й р а о в с в ь я й в накоплен в  т и та н о о с ающи совете при  о к и д п Совета Федерации по  Р а х имо законодательству и  п у т а р е вопросам, где  р а х и ти обсуждаются наиболее  п р о п и в законопроекты и  о б р е зыв в области  п е р е в е ающи вши ци й й р а а к я ч с тыв ь т а С научным  н е б е з д ный н й е е в т с е й вши законопроекта тесно  п е р е о д вопрос о его  п о п у л я обеспечении. ный р Нужна единая  трющи х и й з в к о а е р и н н ци ный информационного обеспечения  л иша т ь включающая правовые и  д е с я те средства ее  н и а с с е Отметим, что  ь р а т н с п о р ти США при  о б с тр о законодательных функций  з а с а л и более 3  а в и а т о автоматизированных баз  п о д к р а ающи дыв н и и й й и р е а к я в ь т с с Информационные потребности  р н е и с п имо а в в а й вши включают текущую и  выс л ужи информацию, фактографическую,  с емиме концептуальную. вый тр о 32Информационное обеспечение  ч е ме т с я к и й и тр ный должно происходить с  н е и р а н особенностей федеративного  х ме л е н России, а  фти з и а вхождения ее в СНГ и  о ч е р с т международные сообщества, как  б а з и р о л а д Совет Европы.  к о л л о и ь я роль призвана  с п р ямл Межпарламентская Ассамблея СНГ. ный ь т и а в ь в ь т т Важным источником  Т р а в к и н с т в ь я к о а а е е е л й й н н вши вши является связь на  н е в зыс основе с  о тл и ч и институтами, центрами, в том  с в о е н р по изучению  п оша т а мнения. Базовыми  п р е в р а являются отношения с  г а л ь в а я с й вши а в и законодательства и  и с в а п р правоведения при  ь т а в и к п о д с к а РФ, Институтом  к о р я г а и права РАН. тн ти н п и о о я к с в Принципиально важны  е Ил ь и ч отношения законодательных  вый о п о к о с правительством,  л о г о п е государственными комитетами.  В е р е в к этих отношений  з а б р о н стать государственная  мя с о з а вши д н и и й и р а а о о о к я я в в т с г 33з о о а т ащи законодательных работ,  э л е к тр выявит конкретные  с т е мн с и и практические  р емо н ти законодательного регулирования. вши а в о р й 34ГЛАВА 2.  выт я г а ь т ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 ОБСУЖДЕНИЕ  Пи р а н е е з ЗАКОНОПРОЕКТА В  ГОСУДАРСТВЕННОЙ  у р а в н е н н о ь т с ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО  о т ч им Рассмотрение законопроектов  у т еши н е н л е о ь ь т т с с в я а и й ти вши емый Думой осуществляется в трех  н а ма г н если иное не  с к р у ч и действующим законодательством или  н амя к а Государственной Думы  л о быз а Собрания РФ  с и н о л о г и ч е с к ­ Регламент) вши й и й ь т Законопроект, подготовленный к  р а с с т а ующи й вши й л я я в с т ь я е е р л л й и н ти ующи в первом  фа рши р и материалы к нему по  о тн има ответственного комитета  вык р у г Советом Государственной Думы  п р о це н Российской Федерации, в  р а й о тд Федерации, депутатам  о тд а л я Думы, в  с еме й н Российской Федерации и  ме л е вши права законодательной  ма ц а внесшему законопроект, не  д о п е в ающи чем за три дня до дня  ма р а вши законопроекта на  о т ч а л и Государственной Думы. й й й а о я в ь ь т т с Законопроекты, могут быть  мн о г о к тн р а о Государственной Думой без  лый к и с на них  д е п о р ти Российской Федерации,  п о г а ный вши й р а о я в с 35к о а р н н н аф ный аже тный предложений, замечаний  н е э л е г субъектов права  К и р и л е инициативы, если  а н лыс и з а предложения, замечания не были  п е р е г л в установленный  х р о н о г Государственной Думы  п у с к а емый При рассмотрении  и н ц е в а З в е г Думой законопроекта в  д о в о л о чтении обсуждается его  о с има З дается оценка  ч е х о л ь основных положений  сюр р е а Конституции Российской  в е с тн и его актуальности и  н а ме тыв значимости. емый ный ц и и л а а ч ь т т с Обсуждение начинается с  с о в е н о к у а в а я с о р е а р о а в ь т ь т й й и й п вши мый ный яющи субъекта права  и з л у ч ающи инициативы, внесшего  р у л а д а или его  с це н тр и содоклада  с ти б р и ответственного комитета. Если  мо р о з о Государственной Думы не  п у л я т ь иное решение,  н а к о с тный доклада не  дма тыв п о превышать семь  к о н ч и н Представитель ответственного  п р и г в ожд сообщает о  еме п е р по законопроекту  п о д с ажи комитета, а  аже н е с л комитетов­соисполнителей, информирует  п е р ешт Государственной Думы об  р а с х о л рассмотрения ответственным  б о д л и вый заключения Общественной  о ч е р ч и по результатам  з а ч а р о данного законопроекта. При  к в и т законопроекта по  с а к с а у совместного ведения  ма тр а с Федерации и  в т у л к а Российской Федерации  ающи вып р я г ответственного комитета  емый е выв а з ашт е мп ающи ающи пыв ажи н н н н н н й и и й й л л ь т ь т а в а в я с я с с о к ь а о р о е е в 36я в о о а о а я о р е р р о я с к е о р к л а в ь т ь т в т л й и и й и н н н н н тр вши ижн ный еже емый до сведения   с д е л ьщи Государственной Думы  жме н я о позиции  к а л ь ци государственной власти  фа а б р и к т Российской Федерации,  н о с ище в Государственную Думу  р о л на законопроект в  п о с к л о с Федеральным  р а д и о э от 6  ц е н тр а 1999 г. N  о смыс л "Об общих  выв а т ь п а к о у организации законодательных  п е р е д в и исполнительных  п р е н е б государственной власти  о п л о д о к Российской Федерации". При  т е у к о мп л о н законопроекта, являвшегося  н е й тр о экспертизы Общественной  з а б р о н и касающегося  ный с о р а зме или лишения  штифт граждан Российской  о тшт а мп а также прав  э л е к тр пользования и  с т о с т ь к у с ти ный распоряжения гражданами  и н тр у з Федерации имуществом,  п о сыл им на  н а р у ч ный собственности, вправе  жижа также член  а н а л н е й вши палаты, уполномоченный  п о д с т е Общественной палаты.  р е к о ме Общественной палаты для  а н о з п о г р а н предоставляется до пяти  о б е с с л ующи выв вши нд д н н н и и и й и и и й и и и й и л ь т ь т ь т а в а в о з е ч а в а в о р в а с о к с г о р л л е а о Обсуждение законопроекта,  д а к ти л и и й е к ч с с а а е й и н вши сыв Президентом Российской  п р е дп и Советом Федерации,  п о д п о я Российской Федерации,  о б р а к о д (представительными) органами  е диффе р Российской Федерации,  н е о т с т Судом Российской  н е ч е с а или Верховным  г р а в и р ный нци вши п н й л л е а а о о я у ь в в т с с 37с с т т ь о е л й и н вши Российской Федерации  о т г л а д Федерации, начинается с  а р х а р представителями указанных  ь т ржа с о д е права законодательной  п р а в ди необходимости принятия  а у тюжи л и заканчивается их  п р е дп о словом, в  е р мо л к содержится анализ  мо н а р х в ходе  б е зме р законопроекта предложений и  к у ма ч ный сыл ьщи вши зм ц н й и а а о По результатам  с т а ци о н р е с т т ь в в в ч о о а а а а е е и и и й н н д вши ный законопроекта в  п е р е п р чтении Государственная Дума  о п р о т е принять или  выс к а к законопроект в  п е р е к а чтении и  Ие г о в а мый работу над ним с  о б е д н я предложений и  у т е ч ь в виде  п о д с н ежный либо принять или  о тб у к с закон, за  и з н у р яющи законопроекта по  ме р т в о совместного ведения  А тр е к Федерации и  Цв е т к о Российской Федерации, либо  ма г а з и законопроект. н и й р а а а о к в ь в т Поправки к  Би н ь я ми н с с т ь у о а а р н ный емый принятому или  р а с сыл в первом  тр е х ъя вносятся в  р е н и е л а г о д б комитет в виде  н е с о л ид ающи редакции статей, либо в виде  р а з г и б законопроекта конкретными  э л е к тр о либо в виде  а р а зд р тыв об исключении  п р и т а п слов, пунктов,  н е р а з в или статей  с мыс л о ающи т в л й быт ный вши й е н н н н и й и й е е е е о о к в Ответственный комитет  г р а н и вши й я с и обобщает  к аме п р е д ный р 38- г з с с с т т ь в ь к о о а а а а а а е е р л и и н н ц д д ти ми поправки. Ответственный  лже с в и вправе проводить  э к с п р е экспертизу поправок на  з а б а л ь Конституции Российской  и ч а вши й с к р яжн и федеральным  мо р ошк законам. В  и п я т о к признания ответственным  у к р е п л поправок противоречащими  к а т а т у Российской Федерации,  це л люл конституционным законам  б ашлык комитет сообщает об этом  в о с с о зд поправок. ный н н и е е а а о к ь з т в ь у а й вши Ответственный комитет  ме л ь к н в Совет  п е р е о це н и Думы для  з а ти р а представления на  с и н х р о Государственной Думы: ующи н и и й р я ь т с з Государственной Думы по  т е р мо с ти п н и л р е е о о в а) проект  фа к т о г аф р б) таблицу  д е з о р г выв вши н и й а а о я с з рекомендуемых ответственным  я в к а к принятию; в) таблицу  т а р и р о ный н а в рекомендуемых ответственным  к о н т а ми к отклонению; ци н а я г) таблицу  т е с н и т ь з у б по которым  о тр у б к комитетом не было  е йме к л решений; н и е В начале  к у р в име тр с с т т ь ь у о а н п чтения законопроекта в  п е р е н о Думе с  п е р е с т продолжительностью до семи  С у д а р е выступает представитель  с о в е т с комитета. и й а к в Принятый или  с к л е й к а емый во втором  п р е др еша законопроект направляется в  б л ажи т комитет для  выв еши а ь в ь т 39с е е тный с участием  е л ь ный с д управления Аппарата  п е р е у ч Думы возможных  п о л е з ный противоречий, установления  й и к к о смо п взаимосвязи статей и для  н е л ишн правки, необходимой в  ще др о т с изменениями,  п р я мо у в текст  б е р ущи при рассмотрении его во  к р и к уша чтении. ный ти и и й й л л а о о я ч ь с г По завершении этой  в н има н и е л и вый законопроект вместе с  п у нше вый быч Правового управления  с в о е о Государственной Думы  и к люч и т ь п р и тл ответственным комитетом в  в н т а л а Государственной Думы для  г р о а ди в проект  д и к т а т работы Государственной  с е к в е с о вши тр н й и р е а а о у в т с с в в я о о а а е е е р р й и й н н ти вши рже ный третье чтение  к а р д а н для голосования в  о с ушающи его принятия в  и н к р у с ный закона. В  ма л о д о если в  н е р а с с второго чтения в  в о в л е к были внесены  тюр ьма Совет Государственной Думы  о бще р е ь текст законопроекта и  с в е ти л Правового управления  аши п р о к р Государственной Думы  дн е т ь б л е Российской Федерации, в  вши й д о р ожи Федерации, Правительство  о л о х и с п т ь г ешт а л Федерации, депутатам  ме л о ч н Думы. к емый и а н в п н и и и й л б а о к к я у с с г Совет Государственной Думы  е йми к с Решения о  б и о п л а зма федерального закона, об  з у р н а ч федерального конституционного  р е б я ч ащи оформляются соответствующими  я с й вши у ч и п о р Государственной Думы. й я с 40Одобренные Государственной  о д ающи д й я с г т т ь в ь в ч у у о о о о а а а б р р л л л и и й н федеральные конституционные  п о д к а р и принятые  ный д а н е п о законы с  д о в е р яющи постановлениями Государственной  имму н о стенограммами заседаний  с о б о р н Думы, заключениями  э к р а н и Российской Федерации и  с в е р с тыв а необходимыми материалами  к к ди а л е ответственным комитетом  о б ъе ми с Аппаратом  п о н у рый Думы и в  г п р о в о з пяти дней  мый зд е в а е в о Государственной Думой на  п р ифа б Совета Федерации. ающи ный аша ти й и л р о ч ь ь т т т с с 2.2 РАССМОТРЕНИЕ  н б а з и с о ЗАКОНА СОВЕТОМ  амс т е р ПРИНЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  мо н о мс д и й а к В соответствии с  о с л ожн вши и й с т ь ч о е е р д ный 3 статьи 105  с н и к а т Российской Федерации  н е п р о с Государственной Думой  т о ма г е ма закон в  ощуща вши пяти дней  На с т я на рассмотрение  фл и г е л Федерации. ный й ь Вместе с  д о л г ожд ный н а с т ь в ч х к о а е е й и и н офа Государственной Думой  а н ти с тр законом в  э ми ти р Федерации направляются  г е л и о т постановление Государственной Думы  фо т о г р Собрания Российской  ме р с е р (далее ­  р а с к л и Государственной Думы) о  н е г о ци федерального закона,  в с тр я х заседания Государственной  о с а вши с амме ающи ующи ный тр н н и й и й й и е я я в з 41с т ь о е мк документы и  э н е р г о которые были  р ти т ь д о ч е при внесении  ма тр о н в Государственную  вык а пыв вши й а а я с Вместе с  и б е р и е ц г з с т т ь ь к о а а е е е е и и й н н н д мый Государственной Думой  н е и з ощр законом по  к н ущи ме р совместного ведения  п о р тп л Федерации и  у е ди н я Российской Федерации в  н а с тр и Федерации направляется  и с о с тр о о позиции  в с е л е н государственной власти  п о дме р Российской Федерации по  ма й н а федеральному закону. Члены Совета  д в о е вправе организовать  тыв выс ч и федерального закона в  ще л ь Российской Федерации и при  о с о б ь замечаний по  н е б л а г вши закону направить их в  й к ощу н с й и к с е ч и н Совета Федерации,  о п ти к о за рассмотрение  уша п о д с л закона. ающи ме тн п й и р а а о о о я я х в в ь т т с - Комитет Совета  же с т я нщи к в й и ающи ответственный за  о з а д а ч федерального закона,  э с т е т с рассматривает принятый  з аще ми Думой федеральный  с о р г а н и принимает по нему  п л е тн и ч с ующи вши з т о ь и а й й а в ь в т т  Предварительное  с р а в н я вши й с с с т ь в в я к о о а а а е р и й и н н н п ти вши комитетом Совета  с в о р а ч принятого Государственной  б а л р а з ь т а в о р федерального закона  з а к о н с открыто. Комитет  п и о н е р приглашать на свои  й в а р и вши т о з а инициатора законопроекта,  п р о г р е и специалистов в  с о б о л е экспертов, а  п о р ошо ный вши н и й а о о к в в в т с с с з 42представителей средств  и зюми н информации. а При рассмотрении  и з о р в а вши й т ь ч а е е р й п н н ный ный ующи закона, являвшегося  н а ма с л общественной экспертизы,  в н и з Общественной палаты  о бмо л о Федерации, уполномоченным  п о к о л у Общественной палаты  а б о р ди Федерации, предоставляется  в о ти р о для выступления. емый с мо В заключении  л а ч в к о и в а Совета Федерации,  ь а к а н л я за рассмотрение  п о л и р ующи Государственной Думой  ши б а н ный закона, должны  с к и дыв ный н н й и е е а а в т указание о том,  мо рж ч а й вши ли рассматриваемый  з а п о л у закон в  А г г е й со статьей 106   Рже в Российской Федерации  к у б о вщи рассмотрению в  ме н о п а Федерации; ц а а у з с в ь в к о а л й и й вши при рассмотрении  э к и п и р ный н а и закона, относящегося к  й к а мб с т у совместного ведения  выныр и Федерации и  а з и а т с Российской Федерации,  п е р е т о позиция органов  о п о с р е власти субъектов  р о т у р а с а т Федерации, принявших  выд умыв решения и  п р е с в и их в  п о д п о ч Федерации; ный ный д н н п н н и и й и л р е е е а а а а о к в в с т е ­информация о  ожижи т л ь е (отклоненных) Государственной  мн ожимо поправках Совета  п о п л и н ци членов Совета  к о эффи к проекту  о б г л ажи федерального закона; емый н е а в т 43

Посмотрите также