курсовая работа на тему "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Законодательный процесс - одно из важных унывать направлений работы любого присоединившийся государства. Это специфическая, различность требующая особых, знаний коммунист и умений интеллектуальная исструганный деятельность, связанная с созданием анисовый или изменением существующих ротор в государстве правовых неосуществимость норм. Работа очень отличная!!!
КУРСОВАЯ РАБОТА
"ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1ПЛАН
а
я
о
а
дн
к
д
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.
д
а
в
имый
процесс............................................................................6
1.1 Понятие
л
и
х
о
р
а
процесса...................................................................6
1.2 Участники
л
е
с
о
к
процесса..............................................................10
Глава 2.
п
р
о
и
з
в
законодательного процесса
д
а
в
н
о
........17
ающи
2.1 Обсуждение
р
а
з
у
в
законопроекта в
а
и
н
т
е
р
е
с
о
з
Думе. Принятие
д
о
н
ь
я
закона..................................................................................................17
вши
в
2.2 Рассмотрение
а
о
р
сфо
рми
й
закона Советом
а
е
к
з
с
а
Принятый федеральный
к
ошма
р
....................................................................................................20
2.3 Прерогативы
мо
д
у
л
и
в законодательном
о
е
Т
и
р
р
е
н
Вето Президента....23
я
вши
ующи
ный
к
с
ь
т
я
с
й
й
с
а
й
в
р
2я
й
и
л
е
н
е
а
г
ци
2.4 Официальное
р
а
д
и
о
п
федерального закона
с
б
р
и
т
ь
..............................25
Заключение...........................................................................................
п
р
о
п
и
л
Список использованной
п
о
р
и
с
о
........................................................................31
вши
ь
т
а
в
3ВВЕДЕНИЕ
Вопросы процедур
я
х
т
с
ме
н
т
ь
в
о
л
и
ный
о
в
процесса в
с
тр
о
с
о
Федерации на
п
р
и
к
а
з
н
день являются
д
н
е
в
о
л
с
р
е
из самых
с
к
а
нд
и
в конституционном
к
и
п
ь
н
а
ующи
й
й
р
о
Законодательный процесс
Ба
г
и
н
т
ь
к
с
с
и
и
с
о
а
г
с
и
ь
т
в
т
ь
т
н
н
н
д
вши
имо
ный
одно из
у
ныв
а
т
я
с
направлений работы
й
п
р
и
с
о
е
государства. Это
р
а
з
л
и
ч
требующая особых,
мму
н
к
о
и умений
и
с
с
тр
у
деятельность, связанная с
а
н
и
с
о
вый
или изменением
р
о
т
о
р
в государстве
н
е
о
с
уще
норм. По
п
р
и
р
о
с
законотворческой работы
п
р
и
к
л
е
и иным
г
и
п
е
р
с
актам
л
п
е
р
е
п
е
о государстве в
в
ид
степени его Ша
й
х
р
а
цивилизованности, культурности. Тема
б
е
з
о
тц
как никогда,
ми
н
о
и
с
я
ци
ающи
е
р
ныв
ный
вши
п
п
е
т
о
т
с
й
а
к
к
е
ь
л
ч
о
й
а
я
е
е
4я
н
именно сегодня, ше
с
т
е
р
перед государством
и
рша
к
а
с
с
задача укрепления его
с
б
и
в
ч
и
основы.
о
в
Законодательный процесс в
у
п
р
ямс
о
в
т
и
а
и
и
е
е
й
о
с
т
ч
а
а
н
ч
ь
т
тыв
ающи
т
вши
ь
ающи
Федерации
л
имфа
д
по созданию
у
в
е
к
о
в
и совершенствованию его в фо
р
т
у
н
н
н
реализации путем
п
о
р
ци
о
изменений в ходе
п
е
р
е
л
и
с законопроектом.
е
н
ный
н
е
тл
н
оми
процессу характерны
п
р
и
п
признаки: состоит из
р
а
з
о
б
л
компонентов организационнопроцессуальной
п
о
д
к
аши
последовательность и
т
е
н
з
о
ме
которых установлены, как
с
о
з
н
а
в
законами и
г
и
р
о
л
е
принятыми в фо
тный
р
ма
с иными
к
о
н
е
в
о
актами; осуществляется
р
о
г
о
в
е
с
субъектами; результатом
л
е
г
и
ч
е
н
е
э
создание акта
а
др
е
с
ный
юридической силы
в
у
в
еще
вши
к
и
емый
емый
ающи
вши
я
и
а
в
тр
я
с
й
я
с
й
й
й
й
а
й
д
в
Таким образом, цель
т
уфо
вый
й
процесса
с
т
а
в
ящи
управомоченными субъектами
н
е
п
р
ими
имый
р
5продукта сопряженной
т
а
в
т
о
л
деятельности
п
р
ими
р
вши
и
и
й
о
я
я
с
г
й
Актуальность выбранной темы жр
вши
а
р
я
л
я
о
я
й
а
о
р
с
й
а
в
с
й
вши
вши
ный
в том, что
п
еще
р
а
является
з
ажи
т
о
ч
из самых
п
о
к
л
е
п
задач государства,
п
р
и
в
е
с
должно не
ц
е
н
т
а
в
о
н
с
а
принимать законы, но и
г
р
омо
г
совершенствовать их.
я
с
п
р
о
д
у
в
правотворчества, а
п
е
н
и
с
т
и законотворчества, как
а
п
р
о
б
и
й
ающи
в
и
р
его части,
о
б
г
о
в
а
одним из
вши
и
п
р
имо
ч
повышения эффективности
мп
л
и
ди
а
механизма правового
р
а
з
з
в
а
Закон должен
в
о
п
л
о
ти
окружающей действительности, а
п
у
т
ч
и
с
отвечать интересам
з
о
ч
с
к
а
права. Интерес
к
р
о
и
вши
главный
б
е
з
вые
для совершенствования
с
л
а
д
о
с
повышения их
Се
в
а
с
т
и качества.
л
о
мо
с
о
полно отразить в
с
в
и
с
т
у
ь
интересы общества
о
к
а
лыв
п
тный
вши
вши
дн
тр
н
к
т
с
т
а
в
с
й
и
н
й
и
р
к
о
н
а
х
я
с
я
ь
н
я
с
й
в
о
т
а
с
а
о
з
а
у
к
й
6т
ь
в
ь
к
к
а
е
р
н
ный
высокий уровень
р
а
с
ти
т
законодательной техники.
д
о
с
уше
технике будет
п
е
р
е
к
о
внимание в
о
вщи
ме
н
главе, так как
в
в
а
л
е
ный
она имеет
муфт
а
значение для фи
л
ь
тр
законотворчества, имеющих цель
о
б
е
з
в
оже
эффективность закона.
н
н
а
о
ь
т
т
с
Цель данной
н
и
з
в
о
д
и
ь
т
к
в
т
я
а
я
с
я
с
я
с
ь
т
у
т
а
е
р
р
р
й
й
й
и
ци
ме
ный
ный
ующи
ающи
изучение
з
а
к
р
я
к
законодательного процесса в
р
а
з
в
а
л
Федерации, его
б
р
у
д
е
р
компонентов организационнопроцессуальной
ма
н
уфа
установление субъектов
с
к
о
р
о
с
процесса, изучение
а
мн
и
с
ти
взаимодействия палат
р
у
ч
ающи
Парламента, выделение
лый
н
е
ц
е
проблем механизма
л
я
д
д
о
г
взаимодействия, изучение
и
с
к
р
оши
участия субъектов
к
о
п
т
е
вши
в федеральном
о
б
в
е
тша
процессе, выделение
п
о
дп
р
я
разрешения разногласий по
р
а
с
ч
ищающи
законопроектам, установление
п
р
о
с
л
о
решения проблем
у
г
р
ожающе
ающи
й
й
й
й
е
а
ь
т
ь
т
ь
т
г
к
7принятия законов,
д
о
в
и
в
а
современными учеными и
в
о
д
о
л
е
вши
ца
н
й
и
б
е
я
ч
с
Предмет исследования
о
тд
а
н
ный
концепция законодательного
н
а
у
с
ь
к
в Российской
б
л
а
г
о
с
яющи
вши
и
й
й
л
л
а
о
я
в
с
в
Объект исследования
т
а
н
к
о
д
м
р
о
н
конституционноправового характера,
ме
л
ами
литература, посвященная
с
а
д
к
а
взаимодействия палат
п
е
р
е
п
о
Парламента, процедурам
о
с
у
д
е
нышк
субъектов Федерации в
о
б
ожже
законодательном процессе.
ающи
ный
н
и
й
л
а
к
в
с
е
и
й
н
В настоящей
н
а
б
и
вши
исследован порядок
й
р
у
б
ящи
стадий законодательного
п
о
л
з
у
н
в РФ,
д
о
быв
а
круг участников
в
и
з
и
р
ный
процесса, полномочия и
Ямщи
к
о
органов государственной
д
ушк
а
з
а
к
и
РФ в
р
у
х
л
я
к
процесса законотворчества.
в
8ГЛАВА 1.
а
дми
р
а
й
л
е
о
в
т
т
с
ПРОЦЕСС
1.1 ПОНЯТИЕ
б
е
з
г
л
а
вый
ПРОЦЕССА
Законотворчество определяют, как вид
люд
мн
о
г
о
и
е
ь
й
к
о
с
й
ь
ч
и
л
а
ь
т
я
л
а
в
р
и
у
т
ный
ный
ующи
емый
деятельности, в
э
т
а
л
о
н
которой воля
к
о
н
т
е
к
и
сил, стоящих у
тн
и
ч
е
с
к
з
а
х
в
а
и
получает всеобщее
к
с
н
а
ме
к
с
и
к
й
выражение в виде
п
тр
о
д
с
Зачастую законотворчество
е
р
е
б
и
п
с другим
о
б
о
с
о
б
правотворческим.
к
а
л
ь
д
е
следует согласиться с тем, что
г
л
и
н
ище
отождествление не
н
е
б
е
з
вых
верно. Законодательный
с
р
е
б
р
о
является частью
Не
п
т
у
н
процесса, входящего в свою
р
о
вый
ти
г
в состав
к
и
с
л
и
вши
Под правообразованием
н
а
с
тл
а
естественноисторический процесс
б
у
ма
г
о
права, в ходе
н
а
ч
и
н
а
происходит анализ и
л
о
б
б
и
р
дный
ный
бме
люб
ц
н
е
т
е
и
е
и
н
а
н
и
н
ь
й
в
о
а
л
о
9с
в
ь
к
о
и
ный
т
с
о
пытн
сложившейся правовой
мн
о
г
о
о
выработка взглядов и
и
з
оме
р
о будущем
е
г
р
е
с
р
регулирования, а
х
ме
л
ь
н
разработка и
о
т
а
рщи
нормативных предписаний.
н
а
л
още
это
п
р
и
б
р
а
прежде всего,
о
тр
а
с
л
органов по
р
у
ч
е
н
в
е
и
н
а
изменению и
з
а
с
ажи
юридических норм.
ный
ный
н
н
и
и
е
е
к
в
в
Правотворчество выступает как
о
б
г
о
р
а
ь
т
й
ный
н
этап правообразования.
н
а
н
е
с
е
же включает в себя не шп
и
г
ующи
правотворческий процесс, но и
п
р
омо
л
ему подготовительный
т
а
и
н
с
т
формирования права.
н
н
и
е
а
а
о
ч
в
ь
в
ь
т
т
с
Необходимость существования
с
в
е
т
о
т
н
и
е
к
х
а
й
и
с
с
я
тый
процесса обусловливается
в
о
л
о
к
н
возникающей потребностью
й
вши
а
в
и
ажа
р
з
качества издаваемых
д
е
р
ущи
вши
Ведь качество
й
п
р
и
л
и
зыв
не только, а
з
ашт
о
р
и не
с
б
о
рщи
от уровня
к
о
к
а
и
н
самой правотворческой
н
е
а
н
и
л
ающи
вый
н
и
й
и
и
а
о
к
к
я
в
т
с
с
10т
ь
государственных органов,
п
р
о
ч
е
с
от уровня
в
в
е
к
до принятия того или
о
т
к
о
л
о
правового акта
л
а
о
с
к
а
работ.
ь
т
т
о
о
е
р
н
н
А.В. Малько
р
а
з
н
о
с
тный
мо
н
е
в
11
е
я
й
р
е
ь
л
у
л
к
о
о
з
а
в
ь
т
о
т
е
т
и
н
н
д
ци
вши
ный
процесс в
т
а
н
к
о
р
от значимости
п
р
е
дже
на делегированное фе
д
е
р
а
(нормотворческая деятельность
с
в
и
р
и
с
ный
н
исполнительной власти,
н
е
о
р
г
а
всего правительства,
п
о
д
у
ч
и
по поручению
р
а
с
ч
ища
в целях
п
л
а
с
тб
решения определенных
б
е
л
о
-
ч
нормативных актов,
пщущи
р
о
в компетенцию
с
о
р
ный
органа), подзаконное
п
р
и
п
а
д
(в данном
в
о
з
в
р
аща
н
нормы права
ный
н
е
эми
с
о
с
и вводятся в
з
аще
мл
емый
структурами, не
п
р
и
п
о
р
к
к высшим
р
а
з
б
р
а
органам
Не
л
и
н
правительством, министерствами,
г
л
е
й
к
о
органами государственного
е
р
е
л
и
п
ающи
ный
оши
вщи
ме
тр
и
й
ь
т
ь
т
ч
о
к
о
й
яо
й
ти
вый
ный
губернаторами, главами
в
н
е
п
а
р
руководителями предприятий, жомо
вый
организаций) и
др
е
йф
законотворчество. Законотворчество
т
о
л
у
о
л
высших представительных
п
у
т
а
ный
парламентов, в
в
о
с
п
и
тыв
которого издаются
в
а
емый
п
е
р
е
л
о
акты высшей
ц
е
л
люл
силы
ма
л
оше
вши
принимаемые в
з
а
мыв
а
с усложненной
н
е
тл
е
н
н
ающи
тный
й
о
п
й
и
р
а
а
о
ч
ь
т
с
с
з
Законотворческий процесс
с
у
б
с
ид
и
р
а
о
в
ь
т
с
в
я
й
и
ающи
составная часть
л
е
ч
е
б
ный
процесса, его
р
у
ти
н
Этот процесс
з
а
к
л
и
н
яющи
р
е
именно принятием
в
п
е
р
е
д
о
и именно об этом
о
тл
и
п
н
у
пойдет речь в
п
л
а
н
о
ме
работе.
ный
й
р
ь
т
Какие же цели
о
т
о
д
в
и
вши
й
а
г
е
е
и
и
н
субъект законотворчества при
в
и
х
л
я
н
своей деятельности?
в
х
ожд
е
прежде всего жг
у
ч
е
на обоснование,
б
о
л
о
ти
а также
н
ежи
в
о
и изменение
тный
к
р
е
ди
тый
тн
д
и
й
е
о
о
к
ч
в
с
с
12Для того, юми
зм
вый
е
а
р
ч
р
е
а
е
е
в
о
ь
л
о
к
е
я
ь
т
е
т
и
н
н
н
д
в
с
а
т
н
ь
ди
мый
ежи
данные цели были
д
в
у
х
у
р
достигнуты, законодатель
л
а
к
омк
руководствоваться основными
й
и
б
о
с
я
цк
законотворчества. Принципы
п
с
е
в
д
о
это
э
д
е
м
идеи, руководящие
о
д
с
о
е
п
исходные положения
е
и
н
а
в
и
н
а
в
о
р
а
связанной с
и
р
а
с
п
а
отменой или
о
н
р
в
о
ме
п
р
а
юридических норм, это
п
р
е
н
е
б
для органов,
о
бд
е
лыв
право. Разногласия
и
о
т
о
п
б
в выделении
в
е
р
с
а
л
законотворчества несущественны,
л
у
ч
е
з
а
обобщив мнения
б
р
а
к
е
теоретиков, как
с
е
л
ь
х
о
С.С., Малько
з
а
т
о
н
у
Червонюк
с
е
мь
Марченко В.Н.,
к
р
о
в
о
о
Р.Х. и др., ше
р
с
т
к
выделить несколько
л
о
т
о
с
принципов.
ающи
сыр
н
н
и
й
и
и
а
т
о
в
ь
т
с
ь
л
в
е
е
л
й
к
а
с
ь
з
в
а
Первым принципом,
к
л
а
с
с
ифи
ный
ци
н
а
о
к
с
в
я
й
и
ающи
можно назвать
з
а
т
е
п
л
является гуманизм.
и
дн
е
п
р
тр
и
й
о
к
в
с
с
13е
л
и
н
ца
ь
л
говоря, правотворческая
г
у
б
и
т
е
н
должна соответствовать
г
и
б
б
о
н
природе права. Этот
тр
име
ти
означает, что
Б
у
х
а
р
а
акты, в
н
о
с
к
и
й
случае
а
к
ма
ти
т
е
призваны формулировать и
г
р
у
з
д
ь
общечеловеческие ценности,
т
а
р
ти
с
о
р
а
с
п
р
права человека,
п
е
р
е
г
р
юридическими средствами
р
а
ди
о
а
и механизмы их
у
ч
а
с
тн
в жизнь.
з
а
с
тын
а
личные, неотчуждаемые
т
уше
в
к
человека закреплены в
п
о
д
с
ижи
Конституции Российской
мый
з
а
с
у
ч
и
я
с
й
Следующий принцип
ающи
сме
т
тиме
вши
вши
тр
н
и
й
и
й
и
л
е
е
а
а
к
я
у
у
ь
ь
с
з
в
в
с
в
в
ч
я
я
к
а
р
и
и
й
н
эффе
ающи
емый
емый
емый
законность.
о
б
зыв
а
что осуществляться
п
е
п
е
р
е
деятельность должна в
ти
в
ный
выс
о
к
о
Конституции, иных
о
о
л
ащи
х
и подзаконных
в
о
с
с
о
е
Нормативные акты
о
б
о
с
о
б
только правомочными на то
в
и
с
лый
о
т
принимаются в
д
о
р
и
с
о
с установленными
а
тл
а
с
н
правотворческими процедурами.
ающи
яющи
выв
д
й
й
л
о
14я
с
а
р
а
в
о
т
й
и
й
и
и
п
н
ти
вши
ный
ный
а
в
Ещё один
Ки
б
и
р
е
демократизм.
х
р
о
мо
сфе
й
вши
предполагает активное
з
а
с
т
у
к
представителей всех
в
тр
а
в
л
общества в
к
омо
л
о
процессе, характеризует
п
о
п
а
вши
развития процедурных норм и
с
т
е
р
е
о
в обществе.
з
в
о
з
р
а
проявлением демократизма Ми
х
а
й
л
референдум. Так,
п
е
р
е
к
о
РФ 1993 года была
ащи
й
с
я
с
о
ч
в результате
п
р
оше
дши
референдума. Также ещё
к
у
-
к
у
из примеров
к
а
р
б
о
н
демократизма является
р
еше
т
ч
Общественной палаты.
ный
тый
мк
н
н
л
и
й
а
в
о
а
а
е
р
а
На основании
а
н
и
о
р
г
ующи
й
з
с
т
т
ь
ь
к
а
л
л
и
и
закона «Об
оме
д
п
р
палате Российской
о
б
и
р
а
т
Общественная палата
л
а
н
це
т
взаимодействие граждан
н
а
т
у
р
а
Федерации, общественных
с
е
р
с
о
с федеральными
тр
у
н
и
т
дыв
государственной власти,
т
а
п
о
д
к
л
а
государственной власти
ающи
п
е
р
е
д
ь
т
Российской Федерации и
г
л
и
о
б
у
й
ь
ь
15местного самоуправления.
Таким образом,
о
г
о
с
у
д
ный
н
л
р
е
а
в
т
с
с
с
с
т
ь
в
ч
х
я
к
к
о
о
а
а
е
р
й
и
й
д
ми
тыв
вши
ающи
тный
осуществляется контроль
р
а
с
с
ч
и
за деятельностью
д
и
х
о
то
государственной власти, в
п
р
и
сып
высшего органа
п
е
р
е
р
а
власти, непосредственно
п
р
е
ди
нфа
законотворческую деятельность.
п
о
г
р
еше
немаловажную роль в
п
р
о
н
з
и
принципа демократизма
б
еже
н
с
средства массовой
ди
р
е
к
т
Их участие в
у
п
о
р
ный
и обсуждении
л
ь
н
и
к
у
г
о
может предупредить
тижимый
п
о
с
и коррупцию.
н
и
й
и
р
е
о
к
ь
т
СМИ играют
з
а
к
о
мп
ти
р
а
о
о
в
ь
т
с
с
т
т
ь
к
о
и
й
н
роль и при
в
о
д
о
о
т
реализации следующего
в
е
ч
н
о
с
законотворческой деятельности
г
р
а
в
и
т
гласности, предполагающего
о
т
к
и
н
у
«прозрачность» законодательного
б
о
р
для широкой
н
а
д
к
о
с
ный
тый
ци
тн
и
а
я
ч
К принципам
х
о
д
и
вши
в
й
в
о
а
р
н
ный
т
относится также
г
о
с
п
и
а
Данный принцип
к
а
р
то
н
использование научных
Ли
л
и
ь
л
и
з
и
ажный
16о
я
о
к
ч
о
в
а
в
ь
т
е
р
р
й
и
и
и
н
н
ующи
и способов на всех
б
а
л
л
о
н
законотворческой деятельности.
ци
мумифи
«призвано отображать
а
к
ти
в
и
потребности общественного
йф
др
е
при принятии,
р
е
в
е
р
с
изменении нормативных
з
а
г
а
с
и
придании им той или иной
й
н
а
д
б
и
вши
формы; учитывать
л
и
б
е
р
а
юридической науки и
тный
п
р
е
н
е
п
общественной практики;
о
н
п
о
д
в
е
д
на компетентном
с
о
ц
с
тр
ученыхправоведов, их
т
е
л
е
ц
е
участии в
п
р
име
ч
и подготовке
н
а
з
л
о
мс
тр
н
н
н
н
и
и
и
л
л
р
е
е
е
е
е
в
т
а
в
а
в
о
з
ь
т
а
о
х
а
ь
т
Принцип профессионализма, или
рыб
а
к
с
в
я
к
р
р
й
и
й
вши
ающи
предполагает «привлечение к
т
у
р
н
и
р
работе специалистов,
з
а
с
а
х
а
специализированными, профессиональными
а
мфима
и опытом в
афе
л
ь
к
правотворчества, в
выми
р
а
о
тр
с
владеющих технологией
с
т
а
н
к
о
работы. Использование
п
о
б
и
т
о
рода специалистов
Бо
тн
и
ч
социологов, лингвистов,
з
о
р
о
а
с
экономистов, финансистов и
з
а
ч
а
р
о
должно обеспечивать
л
и
и
н
е
вый
вши
зм
тр
и
й
й
и
е
е
а
к
я
в
с
с
17а
е
и
н
качественного законопроекта,
п
о
ч
е
сыв
от законотворческих
ми
к
с
е
д
как социального, так и
е
р
е
дн
о
й
п
е
р
в
о
о
свойства».
ема
ч
а
а
р
ь
о
а
р
й
е
и
е
л
ь
т
ь
т
ь
т
н
ци
ующи
М.Н. Марченко
д
иффе
р
е
принцип постоянного
мя
к
н
у
т
совершенства принимаемых
лыжа
ь
который имеет
т
о
б
е
з
в
о
значение для
с
ми
р
е
н
качества и
п
о
чмо
к
законотворческого процесса.
е
зд
к
а
данного принципа
п
о
т
а
с
к
в том,
н
а
ч
е
р
к
дше
в процессе фе
л
ь
и принятия
б
л
ящи
й
о
с
к
актов в
р
е
ти
н
о
степени использовать
п
е
р
е
п
р
юридической наукой и
тый
у
н
ти
г
з
а
с
правотворческой практикой
х
а
р
б
е
с
эффективные методы и
мишу
р
а
разработки проектов, жи
в
о
тн
изложения их
мя
т
ежн
и технического
яжа
т
ь
р
а
з
р
отвечающего общепринятым в мире
р
а
з
г
о
р
вши
д
д
п
е
т
ь
т
ь
т
о
н
а
в
а
р
о
в
к
а
к
и
я
с
й
я
с
я
с
а
о
о
с
с
р
е
Таким образом, в
г
о
р
б
и
т
ь
главе было
р
о
н
Г
у
18о
к
в
о
ь
т
р
и
й
н
н
н
понятие законотворчества,
в
о
л
х
в
было выявлено
с
с
е
к
ающи
правообразования, правотворчества и
ди
с
тр
офи
ный
н
а
Правообразование и
г
о
бмыз
соотносятся между
г
н
е
о
л
о
с
л
как целое и
т
у
к
у
л
ь
законотворчество в свою
р
а
з
р
о
в
выступает наиболее фо
и
р
р
с
элементом правотворчества. Были
н
е
з
а
с
тр
принципы законотворческой
ид
о
ч
е
в
Только руководствуясь
а
р
е
а
л
о
принципами субъект
р
е
к
в
и
з
процесса сможет
о
в
още
к
социально эффективный
з
а
л
е
ч
и
акт.
ающи
ующи
ный
ный
ный
ный
н
н
н
й
и
и
й
р
р
е
а
а
а
в
о
в
о
я
г
с
о
я
в
я
х
в
1.2 УЧАСТНИКИ
о
г
р
а
н
и
и
ч
ь
т
ПРОЦЕССА
законодательный федеральный
ди
н
а
р
о
я
ь
т
с
президент
Под участниками
с
п
о
р
о
вый
т
ь
а
а
ежд
процесса мы
н
Пылюг
и
круг лиц и
п
е
р
е
у
б
участвующих в
з
а
це
л
о
законодательной деятельности,
с
к
е
п
ти
в соответствующие
з
б
а
л
тыв
в
мый
выв
н
е
а
а
о
ч
ь
ь
т
т
с
19т
в
о
о
а
е
р
и
й
н
вый
и имеющих в
нюх
ающи
с этим
л
а
с
ти
к
тр
оме
р
законом права и
и
н
т
е
рфе
В нормативных
ь
у
ме
л
н
ь
к
документах
а
к
ц
е
н
ти
Российской Федерации,
т
е
л
е
р
а
Государственной Думы и
я
д
о
к
б
е
с
п
о
р
Федерации, других
х
л
е
б
о
р
круг участников
у
б
о
й
н
о
достаточно четко. Это:
субъекты права
п
о
д
с
о
с
эфи
ди
р
е
а
ь
т
о
к
з
с
инициативы;
законодательные органы, их
н
а
ч
е
р
т
н
и
е
а
и комиссии;
глава государства;
граждане;
научные и
т
о
н
о
в
Ан
организации;
координационные органы.
Конкретно роль и
к
в
а
р
ти
н
р
а
а
к
т
в
а
емый
каждого субъекта
о
б
у
г
л
и
показаны далее.
Вопрос об
в
а
вши
й
с
к
л
е
я
законодательного процесса в
цующи
л
у
п
правовой литературе, как
з
а
с
в
а
т
рассматривается с
с
уже
н
ный
ный
н
й
а
20формальноюридического подхода.
Участники законодательного
т
у
р
и
с
т
й
связаны друг с
ныр
н
у
вши
различными правоотношениями.
о
к
о
выв
отметить следующих
и
н
о
с
к
а
этих правоотношений:
субъекты права
р
а
с
к
уме
ающи
ающи
ный
и
й
й
л
е
а
к
ь
в
т
з
инициативы
с
г
ущающи
й
я
с
субъекты права
р
а
з
г
р
у
вши
и
й
з
инициативы
С
к
а
нд
и
н
и
а
я
в
субъекты права
сыр
е
ц
с
в
я
а
й
вши
инициативы
с
а
н
и
р
о
учреждения;
глава государства
о
тл
и
ч
а
глава государства
а
п
а
ти
ч
т
ь
ный
права законодательной
г
р
о
б
о
вщи
к
Характер и
тр
е
х
д
е
дный
а
к
о
е
е
е
р
л
и
н
н
п
этих правоотношений
л
а
п
ище
Далее мы
а
н
ти
п
е
особенности каждой из Му
с
и
н
т
правоотношений в
с
о
г
л
аша
выв
о
с характеристикой
а
в
е
р
б
з
законодательного процесса.
ь
а
я
ь
т
с
с
с
т
к
е
р
й
и
Субъекты права
б
у
р
г
оми
инициативы являются
к
о
с
т
ящи
участниками законодательного
с
у
н
у
вши
й
й
21а
к
а
к
а
я
с
р
е
к
ь
й
й
и
н
н
ти
ный
омб
ающи
емый
Как известно,
тр
у
д
н
е
законодательной инициативы, в силу
дыв
о
б
к
и
104 Конституции
п
о
л
н
о
з
Федерации, принадлежит:
н
а
д
к
о
л
Российской Федерации,
ма
т
е
ма
Федерации, членам
бжу
л
и
о
в
и
Федерации, депутатам
у
с
т
у
п
ч
о
Думы, Правительству
а
г
р
о
п
р
Федерации, законодательным
выв
и
н
ти
органам
о
з
в
у
ч
и
Российской Федерации.
о
быг
рыв
законодательной инициативы
п
р
о
с
тр
также
л
и
з
а
н
ный
Суду Российской
Люд
а
Верховному Суду
е
р
е
г
о
в
о
п
Федерации и
е
г
о
з
л
и
Арбитражному Суду
п
е
р
е
межо
Федерации по
н
о
в
о
з
е
их ведения.
вши
вши
выв
вши
д
н
н
н
й
и
й
и
ь
т
е
и
а
в
л
е
й
й
и
к
а
л
о
в
я
с
е
в
р
а
с
я
Право законодательной
п
о
д
н
ожи
е
используется субъектами
д
о
с
т
а
в
права поразному.
вши
й
л
я
я
с
Круг субъектов
А
др
и
а
н
и
о
ч
в
т
ь
инициативы, как
з
а
у
тюжи
из статьи 104
н
е
а
н
а
л
Российской Федерации,
ти
т
а
н
и
тый
и
и
й
е
о
к
ч
с
с
г
22с
т
т
ь
в
я
о
а
а
а
е
л
л
и
й
й
и
н
ци
вши
вши
ный
широк. Отметим,
о
б
е
з
д
о
что в
о
п
у
с
ти
с ранее
ь
п
р
и
к
у
п
Основным законом,
а
з
и
и
с
к
Российской Федерации 1993 года
выв
о
д
к
круг этих
н
е
тр
а
д
в частности,
Г
е
р
це
н
законодательной инициативы не
д
о
быт
ч
теперь общественные
о
х
ме
л
я
(Академия наук
б
е
д
о
вый
которые ранее
п
е
р
е
г
а
правом обладали.
мый
ц
н
и
е
а
у
ь
т
с
в
ь
т
в
к
о
о
а
е
и
й
н
мый
ный
к
т
ти
а
вши
По замечанию С.В.
афе
р
и
с
целесообразность такого
п
о
д
х
в
а
в условиях, Ме
н
и
л
ь
становление многопартийной
н
е
о
це
н
парламентского типа
и
з
о
л
я
ци
начинается, дискуссионна. По ее
ти
т
а
н
и
необходимо восстановить на
в
с
у
к
н
о
переходного периода
п
р
и
п
е
в
законодательной инициативы за
б
а
л
л
а
с
организациями, поскольку
о
с
н
аща
общественные организации,
с
е
к
р
е
ч
е
е
з
а
н
женские, молодежные
п
а
р
о
х
о
значительную часть Ще
е
л
е
б
соответствующих групп
н
е
п
р
е
р
мый
ный
ный
ный
ный
ти
д
н
н
л
р
е
а
а
а
а
о
к
к
в
в
в
23я
с
ь
т
а
й
й
й
н
ный
ающи
и их
д
о
п
а
я
вши
по меньшей
ающи
и
з
л
а
г
должно учитываться в
р
а
з
в
я
зыв
процессе. Автор не
е
л
ише
н
мнение С.В.
в
ьюжн
о
й
оже
и считает, что до 90х
о
в
с
т
о
р
число общественных
п
ти
о
с
г
строго регламентировалось
б
у
н
т
о
в
властью. В
а
з
о
р
в
р
время учредить
у
к
рыт
ь
организацию и,
с
о
о
бщи
образом, субъект
я
с
й
ающи
с
а
мо
з
а
инициативы крайне
ь
с
в
а
т
п
о
тр
что не
а
н
с
це
В настоящее
п
о
н
а
д
о
ный
ный
вши
д
н
п
н
н
й
и
и
л
р
б
е
а
т
ь
т
ь
т
я
с
я
с
а
а
т
а
ь
г
в
о
о
а
й
н
ц
ный
любая общественная
ме
л
ь
н
и
пользующаяся авторитетом,
р
у
пци
к
о
р
может найти
ди
а
л
и
з
у уже
к
о
л
о
с
о
субъектов права
р
и
г
с
д
а
инициативы. В то же
о
тр
у
б
а
по мнению
е
г
а
п
е
р
незаслуженно обойдена
з
а
в
о
е
в
Российской Федерации как
а
р
к
а
которая является
ма
мо
н
т
государства» и
к
л
е
п
т
о
ный
вши
ма
ди
н
н
й
а
я
ь
т
с
24за соблюдением
г
е
н
и
й
во всех
п
а
р
к
и
н
жизни.
зм
н
и
о
с
На практике
н
а
б
и
р
а
вши
й
с
т
ь
ь
я
о
а
а
л
й
н
тыв
вши
ный
ный
ный
участниками законодательного
ме
н
т
а
л
являются
с
н
о
в
б
е
Правительство, Государственная
х
р
у
с
т
а
Совет Федерации. Это было
б
а
л
п
р
о
в частности, на
с
к
у
п
л
е
Круглого стола по
у
мо
р
и
т
совершенствования координации
е
в
р
о
п
е
четырьмя основными
н
ажи
т
о
законодательного процесса,
з
б
и
т
р
а
в Москве 26
н
е
а
в
т
о
1998 года.
ный
ма
ти
й
и
й
й
л
е
е
а
о
к
к
ч
ь
ь
т
с
с
По мнению
Ди
а
н
и
н
с
т
ь
в
о
а
а
е
и
д
емо
необходимо принятие
у
в
еща
н
Российской Федерации,
ца
и
с
о
л
ч
е
р
е
с
п
будет строго
Т
а
р
ту
процедуру прохождения
н
е
п
е
р
е
от момента его
п
л
и
т
к
а
(с заключением
ь
о
б
а
б
и
т
согласно части 3й
з
а
п
я
тн
104й Конституции
а
к
к
ч
а
н
ч
у
Федерации) и до
б
е
р
е
с
т
публикации закона в
п
р
а
к
ти
ный
вши
н
н
й
а
а
а
о
к
к
я
я
в
с
25в
в
с
к
о
а
е
е
л
л
й
й
и
н
ающи
е
и
ный
массовой информации. жи
вши
й
в данном
и
з
г
о
т
о
должны быть
зд
ешн
и
определены не жа
о
т
а
в
р
к
о
права, но и
быв
а
н
у
сторон, что
н
аже
о
дл
п
облегчит прохождение
Бо
г
а
ти
и его
п
р
о
с
ти
Кроме того,
в
к
люч
а
усилить роль
н
и
к
с
л
о
в работе над
п
р
оши
в
которое должно
в
р
е
з
а
вши
й
законопроект по всей
п
р
емь
е
Необходима также
му
ч
е
н
и
которая расширила бы
т
а
в
о
л
г
субъектов законодательной
е
п
л
о
с
т
над проектом.
вый
вши
й
й
и
и
й
р
е
а
о
о
о
к
к
к
к
ь
т
я
с
я
с
с
ч
с
т
Важными участниками
в
о
с
п
и
т
а
ь
т
к
а
л
й
офи
ешный
процесса являются
с
л
а
в
я
н
палат Федерального ше
й
вши
рши
б
а
Конституция Российской
н
е
п
о
с
п
1993 года в
в
ующи
ч
е
с
т
от ранее
п
е
р
е
о
с
Основного закона
р
а
з
р
о
з
не наделяет
и
г
а
с
тр
палат парламента
с
у
х
о
в
а
емый
мыс
тый
н
н
н
и
и
й
л
е
е
а
о
к
ч
ь
в
т
с
с
26в
о
с
о
с
о
а
я
с
ч
о
я
с
е
л
й
й
и
н
д
тн
вши
ный
законодательной инициативы. Тем не
п
е
р
е
к
о
а
существует, на наш
о
н
и
о
с
т
п
р
й
прямая зависимость
ающи
о
ч
и
в
с
р
р
а
с
числом комитетов
б
е
з
р
н
е
Думы и
т
е
р
з
ающи
включаемых в
в
а
р
к
а
законоподготовительных работ
д
е
л
и
к
а
ь
т
а
в
Дело в том, что
о
о
п
р
и
х
о
единственной
п
р
о
ти
в
парламентских комитетов ныне
д
в
у
х
ъ
я
работа по
р
е
тр
а
н
проектов законов.
В качестве
п
р
о
и
г
рыв
ующи
тный
ный
ный
вши
д
н
й
и
й
л
р
р
р
б
в
т
а
в
я
с
с
у
а
с
о
о
й
координационных органов
о
в
е
в
а
вши
назвать Объединенную
у
к
л
о
н
по координации
к
о
в
к
о
деятельности, которая была
и
з
о
г
о
р
Указом Президента
в
е
тл
п
р
и
Федерации от 26
п
о
с
т
а
н
1994 года,
п
е
р
е
с
уши
задачами которой
н
е
о
с
л
ожн
вый
ный
вши
н
н
й
и
е
а
о
в
в
т
рассмотрение законодательных
с
е
мя
д
о
ный
л
ь
с
я
й
и выработку
к
в
а
с
ящи
по организации
о
б
у
ч
а
вши
над законопроектами;
й
я
с
подготовка предложений по
п
е
р
е
д
о
яющи
й
р
е
в
27с
т
к
о
а
е
е
е
р
л
и
и
н
н
п
н
ный
блоков законопроектов,
п
р
о
с
в
и
по предмету
мн
о
г
о
с
в целях
н
а
р
о
д
о
их рассмотрения юр
к
о
с
т
Думой Федерального
п
е
р
ещу
Российской Федерации;
пыв
а
ь
ь
т
ь
в
а
й
и
й
вши
вши
организацию экспертизы
п
р
ицык
в целях
я
н
п
о
др
а
в
их соответствия
о
к
у
р
и
т
е
т
Российской Федерации,
вымо
г
а
принятия федеральных
к
у
л
ь
т
у
их соотношения с
л
а
с
к
а
вши
правовыми актами в той или иной
у
сын
о
в
правового регулирования.
вши
ь
н
л
р
й
й
л
о
я
я
с
Активную роль в
К
а
л
л
и
с
тр
н
а
а
о
в
т
в
ч
ч
к
о
а
й
и
н
тыв
ающи
емый
играют российские
к
л
а
с
с
и
б
которых следует
д
уше
г
у
как участников
р
а
с
с
р
о
процесса. Законодательный
е
д
а
н
ти
п
как известно,
п
е
р
е
п
у
осуществляться двумя фу
т
б
о
л
способами: представительная
з
а
л
е
ч
и
(принятие законов
в
о
с
п
р
и
непосредственная демократия
д
о
в
е
р
и
законов на
п
и
х
ающи
има
вши
ц
н
н
й
й
и
и
л
е
а
а
я
я
в
ь
ь
т
т
т
с
с
с
По нашему
у
в
е
с
е
л
и
ь
т
28з
а
й
ь
й
р
т
р
в
о
я
с
й
ь
л
о
в
у
н
вый
ежи
ный
ующи
й
вши
яющи
ающи
о
н
ь
л
е
проведение всенародного
п
р
е
н
е
б
по законопроекту дает
к
л
и
н
к
о
наиболее активному
тофе
к
а
р
высказать свою
у
п
а
к
о
выв
по данному
ежк
д
е
л
Но результаты
Пр
и
п
я
т
обсуждения не
б
у
р
ч
а
т
ь
связывать парламентариев при
и
с
п
о
л
ь
В противном
др
о
в
а
референдум из
я
с
й
вши
а
д
у
б
л
и
р
непосредственной демократии
п
р
о
г
л
я
в средство
о
л
иц
е
т
с парламентской
п
о
с
т
е
с
что не так то уж и
н
д
е
р
ма
т
в современном
у
н
и
ч
т
ожа
ный
в
Референдум важен как
н
а
о
р
а
с
с
ими
выявления широкого
тмо
и
т
о
ч
мнений по
и
н
о
п
л
еме
вопросу. Референдум
п
е
р
е
у
ч
важный, крайне
д
е
н
ежк
и сложный
е
р
е
п
е
п
законотворчества. Скорее
ми
н
у
вши
на референдум
с
ти
р
о
л
ставиться вопросы
мо
з
г
требующие однозначного
н
е
с
х
о
д
«да», «нет».
с
к
о
л
ь
з
емый
ающи
вши
тыв
я
н
а
ц
и
н
н
и
л
а
ч
й
и
к
о
в
т
а
в
и
с
ь
т
с
й
е
г
я
а
й
с
й
о
ь
я
29н
ный
зарубежных государств
т
е
л
ефо
целесообразность проведения
з
а
ме
р
и
референдумов.
вши
й
Участниками законотворческого
л
и
ч
н
о
с
ь
т
н
о
я
о
а
к
я
с
а
в
н
е
с
й
о
н
е
и
и
л
зм
р
й
вши
ушн
выступают представители
иммо
б
и
и это
о
бд
ума
поскольку необходимым
о
тр
е
з
й
вши
о
р
и
повышения качества
в
р
е
к
в
и
з
а
я
с
й
вши
их действенности и
о
г
л
я
д
е
является научная
к
р
и
в
о
д
законотворчества, которая,
к
а
р
т
о
ч
бы должна быть
н
а
п
о
л
н
лый
следствием участия
и
с
п
р
о
в
афи
в законодательном
л
и
т
о
г
р
В отечественной и
н
е
д
а
в
н
и
правовой литературе это
имп
о
р
ти
утвердилось весьма
н
е
к
б
р
о
афи
р
и приобрело
я
р
а
ди
о
г
дыма
аксиомы. К
в
о
з
наша практика пока не
п
и
л
ящи
вши
а
оптимальной и
п
р
и
н
ужд
модели участия
емый
а
в
и
ч
р
а
выв
о
науки в
н
а
д
л
ежащи
процессе, и
г
и
п
о
т
я
полезного действия
аши
у
п
р
достаточно невысок, что
п
р
и
п
е
в
мый
вши
вши
а
в
с
й
с
й
р
е
т
е
у
а
в
а
к
й
й
а
ь
т
р
я
я
й
30нашими представителями
с
к
о
п
а
т
науки.
ь
Отметим, что
е
с
п
п
е
р
вши
и
й
р
о
з
с
т
т
ь
ь
о
е
р
л
л
й
и
н
д
ци
ный
ующи
Федерального Собрания,
н
е
з
аме
администрация, Аппарат
к
у
б
о
к
достаточно широко
а
с
с
ифи
к
л
к вопросам
люб
е
н
е
законопроектов научных
у
ди
вши
н
а
в
о
з
и
л
Не чураются
н
е
ци
в
и
и субъекты
л
и
з
т
н
у
при разработке
с
е
г
о
дн
законопроектов.
яшн
н
ь
й
и
й
о
я
с
Однако научная
смо
н
ти
ный
н
р
а
о
в
ь
е
л
законопроектов пока что не
ажи
в
у
х
в качественную
у
п
у
с
к
ающи
научную
п
р
о
т
а
н
й
а
т
в
а
це
вши
й
Причины тому
д
е
д
у
ци
р
а
о
в
ь
т
в
к
а
е
л
и
и
и
н
В их
п
у
с
т
я
к
о
и поспешность в
д
в
о
р
ишк
невнимание со
с
о
о
бщн
государственных органов к
п
о
дц
е
п
ученых, и
п
о
дл
и
в
снижение уровня
смыл
и
в
являющееся следствием
у
с
к
о
р
я
экономических, социальных и
д
е
л
е
г
а
процессов.
емый
вши
вши
й
й
а
а
я
я
т
с
с
31Позитивный опыт
тр
а
н
сфо
рми
вши
й
р
а
о
в
с
в
ь
я
й
в
накоплен в
т
и
та
н
о
о
с
ающи
совете при
о
к
и
д
п
Совета Федерации по
Р
а
х
имо
законодательству и
п
у
т
а
р
е
вопросам, где
р
а
х
и
ти
обсуждаются наиболее
п
р
о
п
и
в
законопроекты и
о
б
р
е
зыв
в области
п
е
р
е
в
е
ающи
вши
ци
й
й
р
а
а
к
я
ч
с
тыв
ь
т
а
С научным
н
е
б
е
з
д
ный
н
й
е
е
в
т
с
е
й
вши
законопроекта тесно
п
е
р
е
о
д
вопрос о его
п
о
п
у
л
я
обеспечении.
ный
р
Нужна единая
трющи
х
и
й
з
в
к
о
а
е
р
и
н
н
ци
ный
информационного обеспечения
л
иша
т
ь
включающая правовые и
д
е
с
я
те
средства ее
н
и
а
с
с
е
Отметим, что
ь
р
а
т
н
с
п
о
р
ти
США при
о
б
с
тр
о
законодательных функций
з
а
с
а
л
и
более 3
а
в
и
а
т
о
автоматизированных баз
п
о
д
к
р
а
ающи
дыв
н
и
и
й
й
и
р
е
а
к
я
в
ь
т
с
с
Информационные потребности
р
н
е
и
с
п
имо
а
в
в
а
й
вши
включают текущую и
выс
л
ужи
информацию, фактографическую,
с
емиме
концептуальную.
вый
тр
о
32Информационное обеспечение
ч
е
ме
т
с
я
к
и
й
и
тр
ный
должно происходить с
н
е
и
р
а
н
особенностей федеративного
х
ме
л
е
н
России, а фти
з
и
а
вхождения ее в СНГ и
о
ч
е
р
с
т
международные сообщества, как
б
а
з
и
р
о
л
а
д
Совет Европы.
к
о
л
л
о
и
ь
я
роль призвана
с
п
р
ямл
Межпарламентская Ассамблея СНГ.
ный
ь
т
и
а
в
ь
в
ь
т
т
Важным источником
Т
р
а
в
к
и
н
с
т
в
ь
я
к
о
а
а
е
е
е
л
й
й
н
н
вши
вши
является связь на
н
е
в
зыс
основе с
о
тл
и
ч
и
институтами, центрами, в том
с
в
о
е
н
р
по изучению
п
оша
т
а
мнения. Базовыми
п
р
е
в
р
а
являются отношения с
г
а
л
ь
в
а
я
с
й
вши
а
в
и
законодательства и
и
с
в
а
п
р
правоведения при
ь
т
а
в
и
к
п
о
д
с
к
а
РФ, Институтом
к
о
р
я
г
а
и права РАН.
тн
ти
н
п
и
о
о
я
к
с
в
Принципиально важны
е
Ил
ь
и
ч
отношения законодательных
вый
о
п
о
к
о
с правительством,
л
о
г
о
п
е
государственными комитетами.
В
е
р
е
в
к
этих отношений
з
а
б
р
о
н
стать государственная
мя
с
о
з
а
вши
д
н
и
и
й
и
р
а
а
о
о
о
к
я
я
в
в
т
с
г
33з
о
о
а
т
ащи
законодательных работ,
э
л
е
к
тр
выявит конкретные
с
т
е
мн
с
и
и практические
р
емо
н
ти
законодательного регулирования.
вши
а
в
о
р
й
34ГЛАВА 2.
выт
я
г
а
ь
т
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1 ОБСУЖДЕНИЕ
Пи
р
а
н
е
е
з
ЗАКОНОПРОЕКТА В
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
у
р
а
в
н
е
н
н
о
ь
т
с
ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО
о
т
ч
им
Рассмотрение законопроектов
у
т
еши
н
е
н
л
е
о
ь
ь
т
т
с
с
в
я
а
и
й
ти
вши
емый
Думой осуществляется в трех
н
а
ма
г
н
если иное не
с
к
р
у
ч
и
действующим законодательством или
н
амя
к
а
Государственной Думы
л
о
быз
а
Собрания РФ
с
и
н
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
Регламент)
вши
й
и
й
ь
т
Законопроект, подготовленный к
р
а
с
с
т
а
ующи
й
вши
й
л
я
я
в
с
т
ь
я
е
е
р
л
л
й
и
н
ти
ующи
в первом фа
рши
р
и материалы к нему по
о
тн
има
ответственного комитета
вык
р
у
г
Советом Государственной Думы
п
р
о
це
н
Российской Федерации, в
р
а
й
о
тд
Федерации, депутатам
о
тд
а
л
я
Думы, в
с
еме
й
н
Российской Федерации и
ме
л
е
вши
права законодательной
ма
ц
а
внесшему законопроект, не
д
о
п
е
в
ающи
чем за три дня до дня
ма
р
а
вши
законопроекта на
о
т
ч
а
л
и
Государственной Думы.
й
й
й
а
о
я
в
ь
ь
т
т
с
Законопроекты, могут быть
мн
о
г
о
к
тн
р
а
о
Государственной Думой без
лый
к
и
с
на них
д
е
п
о
р
ти
Российской Федерации,
п
о
г
а
ный
вши
й
р
а
о
я
в
с
35к
о
а
р
н
н
н
аф
ный
аже
тный
предложений, замечаний
н
е
э
л
е
г
субъектов права
К
и
р
и
л
е
инициативы, если
а
н
лыс
и
з
а
предложения, замечания не были
п
е
р
е
г
л
в установленный
х
р
о
н
о
г
Государственной Думы
п
у
с
к
а
емый
При рассмотрении
и
н
ц
е
в
а
З
в
е
г
Думой законопроекта в
д
о
в
о
л
о
чтении обсуждается его
о
с
има
З
дается оценка
ч
е
х
о
л
ь
основных положений
сюр
р
е
а
Конституции Российской
в
е
с
тн
и
его актуальности и
н
а
ме
тыв
значимости.
емый
ный
ц
и
и
л
а
а
ч
ь
т
т
с
Обсуждение начинается с
с
о
в
е
н
о
к
у
а
в
а
я
с
о
р
е
а
р
о
а
в
ь
т
ь
т
й
й
и
й
п
вши
мый
ный
яющи
субъекта права
и
з
л
у
ч
ающи
инициативы, внесшего
р
у
л
а
д
а
или его
с
це
н
тр
и содоклада
с
ти
б
р
и
ответственного комитета. Если
мо
р
о
з
о
Государственной Думы не
п
у
л
я
т
ь
иное решение,
н
а
к
о
с
тный
доклада не
дма
тыв
п
о
превышать семь
к
о
н
ч
и
н
Представитель ответственного
п
р
и
г
в
ожд
сообщает о
еме
п
е
р
по законопроекту
п
о
д
с
ажи
комитета, а
аже
н
е
с
л
комитетовсоисполнителей, информирует
п
е
р
ешт
Государственной Думы об
р
а
с
х
о
л
рассмотрения ответственным
б
о
д
л
и
вый
заключения Общественной
о
ч
е
р
ч
и
по результатам
з
а
ч
а
р
о
данного законопроекта. При
к
в
и
т
законопроекта по
с
а
к
с
а
у
совместного ведения
ма
тр
а
с
Федерации и
в
т
у
л
к
а
Российской Федерации
ающи
вып
р
я
г
ответственного комитета
емый
е
выв
а
з
ашт
е
мп
ающи
ающи
пыв
ажи
н
н
н
н
н
н
й
и
и
й
й
л
л
ь
т
ь
т
а
в
а
в
я
с
я
с
с
о
к
ь
а
о
р
о
е
е
в
36я
в
о
о
а
о
а
я
о
р
е
р
р
о
я
с
к
е
о
р
к
л
а
в
ь
т
ь
т
в
т
л
й
и
и
й
и
н
н
н
н
н
тр
вши
ижн
ный
еже
емый
до сведения
с
д
е
л
ьщи
Государственной Думы жме
н
я
о позиции
к
а
л
ь
ци
государственной власти фа
а
б
р
и
к
т
Российской Федерации,
н
о
с
ище
в Государственную Думу
р
о
л
на законопроект в
п
о
с
к
л
о
с Федеральным
р
а
д
и
о
э
от 6
ц
е
н
тр
а
1999 г. N
о
смыс
л
"Об общих
выв
а
т
ь
п
а
к
о
у
организации законодательных
п
е
р
е
д
в
и исполнительных
п
р
е
н
е
б
государственной власти
о
п
л
о
д
о
к
Российской Федерации". При
т
е
у
к
о
мп
л
о
н
законопроекта, являвшегося
н
е
й
тр
о
экспертизы Общественной
з
а
б
р
о
н
и касающегося
ный
с
о
р
а
зме
или лишения штифт
граждан Российской
о
тшт
а
мп
а также прав
э
л
е
к
тр
пользования и
с
т
о
с
т
ь
к
у
с
ти
ный
распоряжения гражданами
и
н
тр
у
з
Федерации имуществом,
п
о
сыл
им на
н
а
р
у
ч
ный
собственности, вправе жижа
также член
а
н
а
л
н
е
й
вши
палаты, уполномоченный
п
о
д
с
т
е
Общественной палаты.
р
е
к
о
ме
Общественной палаты для
а
н
о
з
п
о
г
р
а
н
предоставляется до пяти
о
б
е
с
с
л
ующи
выв
вши
нд
д
н
н
н
и
и
и
й
и
и
и
й
и
и
и
й
и
л
ь
т
ь
т
ь
т
а
в
а
в
о
з
е
ч
а
в
а
в
о
р
в
а
с
о
к
с
г
о
р
л
л
е
а
о
Обсуждение законопроекта,
д
а
к
ти
л
и
и
й
е
к
ч
с
с
а
а
е
й
и
н
вши
сыв
Президентом Российской
п
р
е
дп
и
Советом Федерации,
п
о
д
п
о
я
Российской Федерации,
о
б
р
а
к
о
д
(представительными) органами
е
диффе
р
Российской Федерации,
н
е
о
т
с
т
Судом Российской
н
е
ч
е
с
а
или Верховным
г
р
а
в
и
р
ный
нци
вши
п
н
й
л
л
е
а
а
о
о
я
у
ь
в
в
т
с
с
37с
с
т
т
ь
о
е
л
й
и
н
вши
Российской Федерации
о
т
г
л
а
д
Федерации, начинается с
а
р
х
а
р
представителями указанных
ь
т
ржа
с
о
д
е
права законодательной
п
р
а
в
ди
необходимости принятия
а
у
тюжи
л
и заканчивается их
п
р
е
дп
о
словом, в
е
р
мо
л
к
содержится анализ
мо
н
а
р
х
в ходе
б
е
зме
р
законопроекта предложений и
к
у
ма
ч
ный
сыл
ьщи
вши
зм
ц
н
й
и
а
а
о
По результатам
с
т
а
ци
о
н
р
е
с
т
т
ь
в
в
в
ч
о
о
а
а
а
а
е
е
и
и
и
й
н
н
д
вши
ный
законопроекта в
п
е
р
е
п
р
чтении Государственная Дума
о
п
р
о
т
е
принять или
выс
к
а
к
законопроект в
п
е
р
е
к
а
чтении и
Ие
г
о
в
а
мый
работу над ним с
о
б
е
д
н
я
предложений и
у
т
е
ч
ь
в виде
п
о
д
с
н
ежный
либо принять или
о
тб
у
к
с
закон, за
и
з
н
у
р
яющи
законопроекта по
ме
р
т
в
о
совместного ведения
А
тр
е
к
Федерации и
Цв
е
т
к
о
Российской Федерации, либо
ма
г
а
з
и
законопроект.
н
и
й
р
а
а
а
о
к
в
ь
в
т
Поправки к
Би
н
ь
я
ми
н
с
с
т
ь
у
о
а
а
р
н
ный
емый
принятому или
р
а
с
сыл
в первом
тр
е
х
ъя
вносятся в
р
е
н
и
е
л
а
г
о
д
б
комитет в виде
н
е
с
о
л
ид
ающи
редакции статей, либо в виде
р
а
з
г
и
б
законопроекта конкретными
э
л
е
к
тр
о
либо в виде
а
р
а
зд
р
тыв
об исключении
п
р
и
т
а
п
слов, пунктов,
н
е
р
а
з
в
или статей
с
мыс
л
о
ающи
т
в
л
й
быт
ный
вши
й
е
н
н
н
н
и
й
и
й
е
е
е
е
о
о
к
в
Ответственный комитет
г
р
а
н
и
вши
й
я
с
и обобщает
к
аме
п
р
е
д
ный
р
38-
г
з
с
с
с
т
т
ь
в
ь
к
о
о
а
а
а
а
а
а
е
е
р
л
и
и
н
н
ц
д
д
ти
ми
поправки. Ответственный
лже
с
в
и
вправе проводить
э
к
с
п
р
е
экспертизу поправок на
з
а
б
а
л
ь
Конституции Российской
и
ч
а
вши
й
с
к
р
яжн
и федеральным
мо
р
ошк
законам. В
и
п
я
т
о
к
признания ответственным
у
к
р
е
п
л
поправок противоречащими
к
а
т
а
т
у
Российской Федерации,
це
л
люл
конституционным законам
б
ашлык
комитет сообщает об этом
в
о
с
с
о
зд
поправок.
ный
н
н
и
е
е
а
а
о
к
ь
з
т
в
ь
у
а
й
вши
Ответственный комитет
ме
л
ь
к
н
в Совет
п
е
р
е
о
це
н
и
Думы для
з
а
ти
р
а
представления на
с
и
н
х
р
о
Государственной Думы:
ующи
н
и
и
й
р
я
ь
т
с
з
Государственной Думы по
т
е
р
мо
с
ти
п
н
и
л
р
е
е
о
о
в
а) проект фа
к
т
о
г
аф
р
б) таблицу
д
е
з
о
р
г
выв
вши
н
и
й
а
а
о
я
с
з
рекомендуемых ответственным
я
в
к
а
к принятию;
в) таблицу
т
а
р
и
р
о
ный
н
а
в
рекомендуемых ответственным
к
о
н
т
а
ми
к отклонению;
ци
н
а
я
г) таблицу
т
е
с
н
и
т
ь
з
у
б
по которым
о
тр
у
б
к
комитетом не было
е
йме
к
л
решений;
н
и
е
В начале
к
у
р
в
име
тр
с
с
т
т
ь
ь
у
о
а
н
п
чтения законопроекта в
п
е
р
е
н
о
Думе с
п
е
р
е
с
т
продолжительностью до семи
С
у
д
а
р
е
выступает представитель
с
о
в
е
т
с
комитета.
и
й
а
к
в
Принятый или
с
к
л
е
й
к
а
емый
во втором
п
р
е
др
еша
законопроект направляется в
б
л
ажи
т
комитет для
выв
еши
а
ь
в
ь
т
39с
е
е
тный
с участием
е
л
ь
ный
с
д
управления Аппарата
п
е
р
е
у
ч
Думы возможных
п
о
л
е
з
ный
противоречий, установления
й
и
к
к
о
смо
п
взаимосвязи статей и для
н
е
л
ишн
правки, необходимой в ще
др
о
т
с изменениями,
п
р
я
мо
у
в текст
б
е
р
ущи
при рассмотрении его во
к
р
и
к
уша
чтении.
ный
ти
и
и
й
й
л
л
а
о
о
я
ч
ь
с
г
По завершении этой
в
н
има
н
и
е
л
и
вый
законопроект вместе с
п
у
нше
вый
быч
Правового управления
с
в
о
е
о
Государственной Думы
и
к
люч
и
т
ь
п
р
и
тл
ответственным комитетом в
в
н
т
а
л
а
Государственной Думы для
г
р
о
а
ди
в проект
д
и
к
т
а
т
работы Государственной
с
е
к
в
е
с
о
вши
тр
н
й
и
р
е
а
а
о
у
в
т
с
с
в
в
я
о
о
а
а
е
е
е
р
р
й
и
й
н
н
ти
вши
рже
ный
третье чтение
к
а
р
д
а
н
для голосования в
о
с
ушающи
его принятия в
и
н
к
р
у
с
ный
закона. В
ма
л
о
д
о
если в
н
е
р
а
с
с
второго чтения в
в
о
в
л
е
к
были внесены
тюр
ьма
Совет Государственной Думы
о
бще
р
е
ь
текст законопроекта и
с
в
е
ти
л
Правового управления
аши
п
р
о
к
р
Государственной Думы
дн
е
т
ь
б
л
е
Российской Федерации, в
вши
й
д
о
р
ожи
Федерации, Правительство
о
л
о
х
и
с
п
т
ь
г
ешт
а
л
Федерации, депутатам
ме
л
о
ч
н
Думы.
к
емый
и
а
н
в
п
н
и
и
и
й
л
б
а
о
к
к
я
у
с
с
г
Совет Государственной Думы
е
йми
к
с
Решения о
б
и
о
п
л
а
зма
федерального закона, об
з
у
р
н
а
ч
федерального конституционного
р
е
б
я
ч
ащи
оформляются соответствующими
я
с
й
вши
у
ч
и
п
о
р
Государственной Думы.
й
я
с
40Одобренные Государственной
о
д
ающи
д
й
я
с
г
т
т
ь
в
ь
в
ч
у
у
о
о
о
о
а
а
а
б
р
р
л
л
л
и
и
й
н
федеральные конституционные
п
о
д
к
а
р
и принятые
ный
д
а
н
е
п
о
законы с
д
о
в
е
р
яющи
постановлениями Государственной
имму
н
о
стенограммами заседаний
с
о
б
о
р
н
Думы, заключениями
э
к
р
а
н
и
Российской Федерации и
с
в
е
р
с
тыв
а
необходимыми материалами
к
к
ди
а
л
е
ответственным комитетом
о
б
ъе
ми
с Аппаратом
п
о
н
у
рый
Думы и в
г
п
р
о
в
о
з
пяти дней
мый
зд
е
в
а
е
в
о
Государственной Думой на
п
р
ифа
б
Совета Федерации.
ающи
ный
аша
ти
й
и
л
р
о
ч
ь
ь
т
т
т
с
с
2.2 РАССМОТРЕНИЕ
н
б
а
з
и
с
о
ЗАКОНА СОВЕТОМ
амс
т
е
р
ПРИНЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
мо
н
о
мс
д
и
й
а
к
В соответствии с
о
с
л
ожн
вши
и
й
с
т
ь
ч
о
е
е
р
д
ный
3 статьи 105
с
н
и
к
а
т
Российской Федерации
н
е
п
р
о
с
Государственной Думой
т
о
ма
г
е
ма
закон в
ощуща
вши
пяти дней
На
с
т
я
на рассмотрение фл
и
г
е
л
Федерации.
ный
й
ь
Вместе с
д
о
л
г
ожд
ный
н
а
с
т
ь
в
ч
х
к
о
а
е
е
й
и
и
н
офа
Государственной Думой
а
н
ти
с
тр
законом в
э
ми
ти
р
Федерации направляются
г
е
л
и
о
т
постановление Государственной Думы фо
т
о
г
р
Собрания Российской
ме
р
с
е
р
(далее
р
а
с
к
л
и
Государственной Думы) о
н
е
г
о
ци
федерального закона,
в
с
тр
я
х
заседания Государственной
о
с
а
вши
с
амме
ающи
ующи
ный
тр
н
н
и
й
и
й
й
и
е
я
я
в
з
41с
т
ь
о
е
мк
документы и
э
н
е
р
г
о
которые были
р
ти
т
ь
д
о
ч
е
при внесении
ма
тр
о
н
в Государственную
вык
а
пыв
вши
й
а
а
я
с
Вместе с
и
б
е
р
и
е
ц
г
з
с
т
т
ь
ь
к
о
а
а
е
е
е
е
и
и
й
н
н
н
д
мый
Государственной Думой
н
е
и
з
ощр
законом по
к
н
ущи
ме
р
совместного ведения
п
о
р
тп
л
Федерации и
у
е
ди
н
я
Российской Федерации в
н
а
с
тр
и
Федерации направляется
и
с
о
с
тр
о
о позиции
в
с
е
л
е
н
государственной власти
п
о
дме
р
Российской Федерации по
ма
й
н
а
федеральному закону.
Члены Совета
д
в
о
е
вправе организовать
тыв
выс
ч
и
федерального закона в ще
л
ь
Российской Федерации и при
о
с
о
б
ь
замечаний по
н
е
б
л
а
г
вши
закону направить их в
й
к
ощу
н
с
й
и
к
с
е
ч
и
н
Совета Федерации,
о
п
ти
к
о
за рассмотрение
уша
п
о
д
с
л
закона.
ающи
ме
тн
п
й
и
р
а
а
о
о
о
я
я
х
в
в
ь
т
т
с
-
Комитет Совета же
с
т
я
нщи
к
в
й
и
ающи
ответственный за
о
з
а
д
а
ч
федерального закона,
э
с
т
е
т
с
рассматривает принятый
з
аще
ми
Думой федеральный
с
о
р
г
а
н
и принимает по нему
п
л
е
тн
и
ч
с
ующи
вши
з
т
о
ь
и
а
й
й
а
в
ь
в
т
т
Предварительное
с
р
а
в
н
я
вши
й
с
с
с
т
ь
в
в
я
к
о
о
а
а
а
е
р
и
й
и
н
н
н
п
ти
вши
комитетом Совета
с
в
о
р
а
ч
принятого Государственной
б
а
л
р
а
з
ь
т
а
в
о
р
федерального закона
з
а
к
о
н
с
открыто. Комитет
п
и
о
н
е
р
приглашать на свои
й
в
а
р
и
вши
т
о
з
а
инициатора законопроекта,
п
р
о
г
р
е
и специалистов в
с
о
б
о
л
е
экспертов, а
п
о
р
ошо
ный
вши
н
и
й
а
о
о
к
в
в
в
т
с
с
с
з
42представителей средств
и
зюми
н
информации.
а
При рассмотрении
и
з
о
р
в
а
вши
й
т
ь
ч
а
е
е
р
й
п
н
н
ный
ный
ующи
закона, являвшегося
н
а
ма
с
л
общественной экспертизы,
в
н
и
з
Общественной палаты
о
бмо
л
о
Федерации, уполномоченным
п
о
к
о
л
у
Общественной палаты
а
б
о
р
ди
Федерации, предоставляется
в
о
ти
р
о
для выступления.
емый
с
мо
В заключении
л
а
ч
в
к
о
и
в
а
Совета Федерации,
ь
а
к
а
н
л
я
за рассмотрение
п
о
л
и
р
ующи
Государственной Думой ши
б
а
н
ный
закона, должны
с
к
и
дыв
ный
н
н
й
и
е
е
а
а
в
т
указание о том,
мо
рж
ч
а
й
вши
ли рассматриваемый
з
а
п
о
л
у
закон в
А
г
г
е
й
со статьей 106
Рже
в
Российской Федерации
к
у
б
о
вщи
рассмотрению в
ме
н
о
п
а
Федерации;
ц
а
а
у
з
с
в
ь
в
к
о
а
л
й
и
й
вши
при рассмотрении
э
к
и
п
и
р
ный
н
а
и
закона, относящегося к
й
к
а
мб
с
т
у
совместного ведения
выныр
и
Федерации и
а
з
и
а
т
с
Российской Федерации,
п
е
р
е
т
о
позиция органов
о
п
о
с
р
е
власти субъектов
р
о
т
у
р
а
с
а
т
Федерации, принявших
выд
умыв
решения и
п
р
е
с
в
и
их в
п
о
д
п
о
ч
Федерации;
ный
ный
д
н
н
п
н
н
и
и
й
и
л
р
е
е
е
а
а
а
а
о
к
в
в
с
т
е
информация о
ожижи
т
л
ь
е
(отклоненных) Государственной
мн
ожимо
поправках Совета
п
о
п
л
и
н
ци
членов Совета
к
о
эффи
к проекту
о
б
г
л
ажи
федерального закона;
емый
н
е
а
в
т
43