В семинаре для родителей по теме: «ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.В семинаре для родителей по теме: «ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА», говорится о том, что возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска
КУРСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Семинар
для родителей воспитанников старшего
дошкольного возраста
по теме:
«ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: Познакомить родителей с возрастными особенностями
детей 56 лет, обучать родителей видеть успехи и неудачи, любить своих
детей, стараться повышать компетентность родителей в развитии
и воспитании детей.
К
1Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е. М. Бондарь
Ноябрь 2015г.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада Вас приветствовать на семинаре, который посвящен
«Возрастным и
психологическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста».
Сегодня я прошу Вас уйти от суеты повседневной жизни и побыть самим собой. Для
начала давайте мы с вами познакомимся.
1. Игровое упражнение «Клубочек» (слайд №3)
(Родители сидят на ковре полукругом. Знакомство при помощи клубочка.)
Инструкция: У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кру
гу, и каждый, у кого в руках он окажется, будет называть свое имя, имя своего
ребенка и группу, которую посещает ваш сын или дочь. Я начну, а продолжит тот,
кто сидит слева от меня.
Психолог обматывает вокруг пальца ниточку и представляется:
меня зовут Елена Михайловна, и передает клубочек следующему! и т.д.
Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто
ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении оставшихся 2 лет.
Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и
счастья наших детей! Думаю, вы со мною все согласитесь!
(слайд №4)
Возраст 56 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка.
Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие
личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 56
лет.
(слайд 5) ///Этот возраст является
началом активной подготовки детей к
и является
важнейшим периодом формирования личности
школе
ребенка.
У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в
сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать
прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой
природы.
Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить,
каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как
говорил, как спал.
2Детей волнуют важнейшие вопросы жизни, они умеют сдерживать
чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им нужен собеседник,
с которым они могли бы обсудить волнующие их темы.
Пятилетние дети очень влюбчивы. Объектом влюбленности может
стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и
ревность.
Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочка
наоборот. Это порождает агрессивные выпады у ребенка.
Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир,
то в пять лет к последнему присоединяется интерес к взаимоотношениям
людей. Под воздействием этих интересов представления ребенка о «Я»
реальном и
«Я» идеальном дифференцируются уже более четко.///
ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию
.
В 56 лет
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько он не запомнит потом никогда в своей жизни.
В этом возрасте ребенку
интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.
Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской
энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается
любая информация об окружающем мире.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот
период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения.
(слайд 6) Возраст 56 лет характеризуется активизацией ростового
Этот возраст называют
изменяются пропорции тела.
активно
При этом девочки имеют некоторое
процесса: за год ребенок может вырасти на 510 см.
«периодом
Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется,
развиваются двигательные способности.
преимущество перед мальчиками.
первого вытяжения
». У ребенка
Дети проявляют
интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем
организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения
по уходу за ним.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности
. В течение
основные нервные процессы – возбуждение
шестого года жизни совершенствуются
и особенно торможение.
Это благотворно сказывается на возможностях
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся
саморегуляции ребенка.
более стабильными, уравновешенными
. Ребенок не так быстро утомляется, но
становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической
выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от
нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей
активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
3 ///Возраст 57 лет называют «периодом первого вытяжения». За год
ребенок может вырасти на 510 см, но у детей шестого года жизни чуть ниже.
По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106107см,
масса тела 1718 кг.
На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц
составляет 200,0 г, а роста 0,5 см.
На шестом году жизни у ребенка совершенствуются основные нервные
процессы: возбуждение и особенно торможение. Но свойства нервных
процессов, особенно подвижность, развиты еще недостаточно. Поэтому
ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу.
К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и
конечностей, но попрежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Позвоночный столб ребенка пяти семи лет чувствителен к деформирующим
воздействиям. Поэтому необходимо следить
за посильностью нагрузок,
следить за осанкой ребенкаобязательное условие его нормального развития!
У детей этого возраста наблюдается и незавершенность строения стопы.
Необходимо прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при
ходьбе и стоянии.///
Развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая внимание,
мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления запускает процесс
припоминания, восприятие и воображение. (слайд 7)
Этот период называют
сензитивным (особеннно
чувствительным) для
развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти,
воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и
рассуждать. В таких играх как («Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Кто
наблюдательнее», «Найди отличия» и т.д) на логику прослеживается и личностный
аспект дошкольника. Правильно выполнив задание игры или упражнения, ребенок
радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать
.
///Этот период называется сензитивным (особеннно чувствительным)
Для развития используется более усложненный игровой материал (палочки
Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм» и др.).
Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже
использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные
звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в
начале, середине, конце слова).
Хорошо развивает логическое мышление у ребенка – это конструктор,
кубики, пазлы, различные головоломки, где задания строятся на видовой,
тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное
восприятие и мышление ребёнка.///
возможности. По своим характеристикам
У детей старшего дошкольного возраста расширяются интеллектуальные
головной мозг шестилетнего ребенка
4приближается к показателям мозга взрослого человека.
Ребенок не только
выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает
устанавливать причинноследственные связи между ними, пространственные,
временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных
представлений:
раньшепозже;
ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев,
относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в
пространстве и на плоскости: слеванаправо, вверхувнизу, впередисзади, близко
далеко, вышениже и т.д.
утроденьвечерночь;
вчерасегоднязавтра,
2. Игровое упражнение Мозговой штурм (слайд 8)
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и
воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в
крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о
семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Какой явор такой забор, какой отец – такой и сын.
Яблоко от яблони не далеко падает.
(слайд 9)
Расширяется общий кругозор детей
. Интересы старших
дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и
семьи.
С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» дети
начинают интересоваться о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего.
Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую
деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные
задачи, самостоятельно делают маленькие «открытия»
и т.д.
, возникает намеренное
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности
памяти
запоминание в целях последующего
устойчивым становится внимание
.
воспроизведения материала,
более
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию
.
Также происходит развитие всех познавательных психических процессов.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
За
. Дети могут правильно
год словарь у ребенка увеличивается на 10001200 слов
воспроизводить шипящие,
Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический
строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы
5
свистящие и сонорные звуки.и антонимы. Развивается связная речь.
Ребенок без помощи взрослого может
передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события,
свидетелем которых он был.
Воображение это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в
основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и
взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что
. Благоприятный период для развития
воображение важнее, чем знание
воображения это именно дошкольный возраст.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску
решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных
усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.
. Воображение будет активно
Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех
развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его
активизации.
Творчество
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные
впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и
книгам.
Восприятие окружающего мира
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины, строения предметов; представления детей систематизируются.
Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти
различных предметов.
Мышление
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные
причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
(слайд 10) САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДАННОГО
ВОЗРАСТА:
ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
6 в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,
осознать временную перспективу,
удерживать в сознании одновременно
цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или
процесса;
ведущее значение приобретает развитие воображения;
ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них
или придумать свою версию ответа;
Все время проверяет взрослого на прочность, желая получить то, что хочется;
С трудом может соизмерять собственное хочу с потребностями окружающих.
Родители для ребёнка до 56 лет являются главными в познании
окружающего мира.
(слайд 11) 3. Игровое упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается
указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены
устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети
маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем
изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».
Например:
Не бери карандаш в рот / карандашом рисуют
Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда,
когда светит зеленый свет светофора.
Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Не заходи в ботинках в лужу / Нужно идти по сухой дороге.
Не отнимай игрушку у детей / Предложи поиграть вместе.
Обсуждение:
Сложно было выполнить задание?
Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не
провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных
правил.
(слайд 12)
У детей формируются «Высшие чувства»: моральные,
интеллектуальные, эстетические.
К моральным чувствам можно отнести:
чувство гордости
чувство стыда
чувство дружбы
7К интеллектуальным чувствам можно отнести:
любознательность
чувство умора
удивление
К эстетическим чувствам можно отнести:
чувство прекрасного
чувство героического
Важным показателем этого возраста 56 лет является оценочное отношение
ребенка к себе и другим.
Дети могут критически относиться к некоторым своим
недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам,
подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но
родители продолжают оставаться примером для детей.
В этом возрасте
у детей старшего дошкольного возраста
складывается
Через общение со сверстниками дети
механизм управления своим поведением.
Не маловажную роль в этом имеет игра.
учатся правилам взаимодействия.
В таких
Постепенно из сюжетноролевой она переходит в игру поправилам.
играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но
и по чужим правилам, учатся договариваться, уступать друг другу. Любят играть во
взрослые дела, подражая при этом значимым для них взрослым людям.
Продолжительность игры увеличивается.
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может
многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том,
что ему не интересно.
У детей в этом возрасте формируются социальные представления
морального плана. Постепенно происходит
переход от импульсивного,
ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами.
Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со
Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие
.
сверстниками
имеют представление о добре и зле, могут привести
поступки
,
соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы
. В
оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении
собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
новые образования
.
(слайд 13) Возраст пяти лет последний из дошкольных возрастов, когда в
Это
психике ребенка появляются принципиально
произвольность психических процессов внимания, памяти, восприятия и др
. и
вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в
Появление
представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке.
решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней
произвольности
становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение
собственным поведением.
Существенно меняется представление ребенка о себе, его
8образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те
качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка
начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том,
каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.
Существенным
побудителем учения, овладения новыми знаниями и
умениями является желание видеть себя «умным», «знающим»,
«умеющим».
(слайд 14) Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со
. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по
для ребенка. До этого центральной фигурой в
взрослый
.
сверстниками
настоящему серьезное значение
жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался
Причин тому несколько.
До трех лет
сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным
либо интересным объектом.
На четвертом году жизни
ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с
которыми действует сверстник, чем он сам. Совместная игра важнейшая основа
детских взаимоотношений понастоящему еще недоступна детям, и попытки
наладить ее порождают множество недоразумений.
На пятом году
дети начинают переходить к совместной игре и к
эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями,
информацией, демонстрации своих знаний.
На шестом году
жизни ребенка разные линии психического развития,
соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа
взаимоотношений со сверстниками.
Это, вопервых
, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как
правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию.
Вовторых
, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений
об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми
он жаждет поделиться с окружающими.
Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное
развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и
осуществлять совместную игру. У ребенка развивается представление о себе,
благодаря этому он начинает более дифференцированно воспринимать сверстников и
приводит к двум существенным
проявлять к ним интерес. Все это, вместе взятое,
изменениям в жизни детей
.
вопервых
Это,
, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в
его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.
, появление интереса к личности и личным качествам других детей.
Вовторых
(слайд 15) Родительское внимание и любовь формируют личность ребенка
и играют важную роль в социализации дошкольника
. Родители дают первые
образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на них. Когда
9родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности
ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом
способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания
человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
4. Игровое упражнение «Семья – в лучах солнца» (слайд 16)
Цель: установка на реализацию поставленных целей.
Инструкция. Звучит мобилизирующая музыка. Участникам предлагается
нарисованное на листе ватмана одно огромное солнце (символизирует семью), а на
лучах его написать фразыустановки, позитивные намерения каждого, пожелания
для семьи. В конце занятия все участники дарят свои фразы пожелания их друг
другу.
5. Притча – Наши дети. (слайд 17)
Ведущий. Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь полученную
извне. Если детей одаривают в семье любовью, то и они ее вам вернут. Если им
ничего не дается, то им нечего и возвращать. Говорите своим детям чаще
ласковые слова, слова любви к ним! Чаще обнимайте, искренне и с интересом
расспрашивайте о прошедшем дне. Дети должны точно знать, что его Семья всегда с
ним, в любых ситуациях окажет поддержку, поймут. Он – единственный и
неповторимый, личность!
6. Итоговое упражнение «Пирамида» (слайд 18)
Цель: закрепление материала семинарапрактикума; определение, что нового
почерпнули родители из данного мероприятия, желания использовать те или иные
игры с детьми дома.
Ход
: родители, психолог стоят в кругу. Психолог протягивает руку и говорит,
что важного она почерпнула из данного семинара сегодня. Родители по очереди
кладут свою руку сверху и сообщают, что важного для себя они почерпнули из
проведенного семинара.
Я приготовила для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам
в воспитании ваших детей.
(слайд 19) ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ
И БОЛЬШОМ ЖЕЛАНИИ РАЗОБРАТЬСЯ В РАЗВИТИИ И
ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ!
10Используемая литература
1. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников:
система работы образовательных учреждений. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – Спб.Питер, 2003 (Серия
эффективный тренинг).
3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов,
педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.: ил. (Серия «Практическая
психология»).
4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во
Института Психотерапии, 2003. – 319.
5. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого – педагогическое
сопровождение, коррекция: Справочные материалы / Авт. – сост. Т.А.
Шишковец. – М.: 5 за знания, 2006. – 192с. – (Классному руководителю).
2. Игровое упражнение Мозговой штурм
Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и
воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в
крылатых фразах, афоризмах.
Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о
семейном воспитании?
Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
Когда отец говорит «так», а мать «сяк», растет ребенок, как сорняк.
Что учат дома дети, то знают и соседи.
Умел дитя родить, умей и научить.
Какой явор такой забор, какой отец – такой и сын.
11Яблоко от яблони не далеко падает.
3. Игровое упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается
указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены
устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети
маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем
изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».
Например:
Не бери карандаш в рот / карандашом рисуют
Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда,
когда светит зеленый свет светофора.
Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Не заходи в ботинках в лужу / Нужно идти по сухой дороге.
Не отнимай игрушку у детей / Предложи поиграть вместе.
Обсуждение:
Сложно было выполнить задание?
Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не
провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных
правил.
4. Игровое упражнение «Семья – в лучах солнца»
Цель: установка на реализацию поставленных целей.
Инструкция. Звучит мобилизирующая музыка. Участникам предлагается
нарисованное на листе ватмана одно огромное солнце (символизирует семью), а на
лучах его написать фразыустановки, позитивные намерения каждого, пожелания
для семьи. В конце занятия все участники дарят свои фразы пожелания их друг
другу.
12