КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Оценка 4.6

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
5 кл—7 кл
27.11.2017
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Цель исследования - изучение, характеристика и классификация словообразовательных моделей для названий русских игрушек и народных кукол. Задачи: 1) изучить специальную литературу по теме исследования; 2) сформировать представление о количественном многообразии названий кукол и игрушек; 3) установить связь между названием игрушки, её предназначением и, возможно, способом изготовления; 4) выявить характерные особенности словообразования для названий кукол и игрушек; 5) классифицировать названия по словообразовательным моделям; 6) выявить наиболее продуктивный словообразовательный тип для названий игрушек и кукол; 7) выявить наиболее продуктивные словообразовательные морфемы. Объект исследования – названия русских игрушек и народных кукол. Предмет исследования – способы словообразования названий русских игрушек и народных кукол.
Куватка....docx
Исследовательская работа КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ Автор:    Дергунов Дмитрий Игоревич, обучающийся 5Г класса Научные руководители:    Ролдугина Ольга Николаевна,  Дергунова Татьяна Николаевна СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ I. «ПОЧЕМУ   ИГРУШКИ   ПОЛУЧИЛИ   ТАКИЕ НАЗВАНИЯ?» II. МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ III.  ЧУЖАЯ «МАРИОНЕТКА» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы Страницы 3 5 8 12 13 14 2 ВВЕДЕНИЕ Самый   главный   атрибут   детства     –   это   игра.   Игра   развивает,   вдохновляет,   обучает, заставляет думать, переживать, радоваться и веселиться. Игра делает ребёнка счастливым.  Все дети играют в игрушки и куклы. Сейчас –  в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с конвейеров игрушечных фабрик. Раньше – в тех, которые  делали  заботливые материнские или бабушкины руки.  Куклы – это не просто забава.  «Традиционные народные куклы учили жить в обществе и взаимодействовать с миром, и каждая из них несла определённый образ». [6] «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит народная мудрость. Кукла всегда была   знаком   продолжения   рода,   залогом   семейного   счастья   и   благополучия.   Кукла   –   зримый посредник между миром детства и миром взрослых.  На Руси  детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ»,    т.е. «раб», «работник») уже в 11­12 лет считался  полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из глины и дерева. Вместе   с   тем  в   жизни   славян   изготовление   игрушек   не   было   чем­то   второстепенным. Большинство игрушек ­ самоделки, они изготовлены родителями или самими детьми с душой, а потому являются результатом индивидуального творчества наших далёких предков.   В народных игрушках и куклах – тепло рук, душа, настроение, творчество, любовь и добро. Нас   будут   интересовать   не   сами   куклы   и   игрушки   как   явления   культурного   игрового наследия русского народа. Мы обратимся к их названиям.  Откуда появились названия игрушек? Что они обозначают? Как образовывались эти слова?  В нашем исследовании используются   понятия  «игрушка»  и  «кукла».  «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для игры» [2, с. 236]. Под «куклой» будем понимать «сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги,  дерева подобие человека, а иногда и животного». [1, т.2, с.213] Для   нас   не   принципиально   смысловое   отличие  игрушки  от  куклы:   они   в   нашей   работе синонимичны, хотя мы признаем, что понятие игрушки более широкое: оно включает себя куклу как более частный вариант игрушки. Слова  «игрушка»  и  «играть»  известны   давно.  В.И.   Даль   в   «Толковом   словаре   живого великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чем­то ­ шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем­то для забавы, от скуки, безделья; издавать и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою. Играть  в горелки, в  гулючки, в  отгадышки, в свинки, в  кости, в  бабки.  Игорщик, игровщик, игральщик ­ играющий, кто тешится, забавляется чем­либо, участвует в игре.   Игрун, игрунок, игруша,   игрунья,   игрунишка,   игрунчишка   ­   шалун,   баловник,   шутник.  Игрушка,   игрушечка   – 3 вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка, вост. балушка, потешка, баловка; южн. Цацка». [1, т.2, с. 6­7] Цель исследования   ­   изучение, характеристика и классификация словообразовательных моделей для названий русских игрушек и народных кукол. Задачи: 1) изучить специальную литературу по теме исследования; 2) сформировать представление о количественном многообразии названий кукол и игрушек; 3) установить связь между названием игрушки, её предназначением и, возможно, способом изготовления; 4) выявить   характерные   особенности   словообразования   для   названий   кукол   и игрушек; 5) классифицировать названия по словообразовательным моделям; 6) выявить   наиболее   продуктивный   словообразовательный   тип   для   названий   игрушек   и кукол; 7) выявить наиболее продуктивные словообразовательные морфемы.  Объект исследования –  названия русских игрушек и народных кукол.  Предмет исследования – способы словообразования названий русских игрушек и народных Гипотезы:   1) в названии игрушки (куклы) содержится ключ к пониманию её смысла, предназначения и, как правило, способа её изготовления; 2) самым   продуктивным   способом   словообразования   игрушечных   (кукольных)   названий кукол. является суффиксация. Методы исследования:  1) описательный, 2) сравнительный, 3) исторический, 4) аналитический, 5) практико­ориентированный.  Новизна исследования ­ в классификации  названий русских игрушек  и народных кукол в зависимости от способа их словообразования.  Актуальность  настоящего   исследования   очевидна.    Во­первых,     в   последнее   время   всё больше   возрастает   интерес   наших   современников   к   народным   традициям,   народной   игровой культуре,   старинным   игрушкам   и   куклам.   Изучение   названий   кукол   и   игрушек   способствует повышению общей культуры детей и взрослых. Через старинные игрушки познаётся история  своего народа. Во­вторых,   только внимательное отношение к слову позволит сохранить наш родной язык. В каждом  названии – память веков, традиции, музыка и поэзия русского слова. В каждом слове – душа   народа.    В­третьих,  знание   морфемного   строения   слова   на   примере   названий   кукол   и игрушек поможет школьникам избежать орфографических ошибок. Быть грамотным, культурным и эрудированным  – это очень актуально.  4 I. «ПОЧЕМУ ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ?»  Настоящее исследование началось с решения автором  любопытной лингвистической задачи (из   олимпиады   по   русскому   языку):   «Подмосковье   издавна   славилось   своими   народными промыслами,   в   том   числе   и   изготовлением   игрушек.   Определите,   почему   игрушки  дергýн (дергýнчик),   кормúлица   (кормúлка),   кувыркáн,   люботá,   моргáлка,   седочóк,   щелкýн  получили такие названия».   Сразу   же   обратил   на   себя   внимание   тот   факт,   что   все   эти   слова   ­   отглагольные существительные.  На  этом  словообразовательном  явлении  построена  лингвистическая  задача,  и решающий её школьник должен догадаться, что у «дергунчика» дёргаются ручки и ножки, если их привести в движение ниткой; «кормилица»  кого­то кормит;  «кувыркан» – это игрушка, которая кувыркается; «моргалка» ­ моргает, «седочок» ­ сидит, «щелкунчик», конечно же, щёлкает орехи. Как выглядит игрушка «люботá», если однокоренное ему слово  ­  «любовь»? Предположим, что это влюбленная парочка.  Без   дополнительных   знаний   больше   ничего   о   назначении   и   внешнем   виде   этих   игрушек сказать, пожалуй, нельзя. Лишь изучение специальной литературы позволило нам выяснить, что дергýн  (дергýнчик)  — фигурка  человека  или  животного, из   дерева  или  бумаги,  с подвижными конечностями,   соединенными   друг   с   другом   конструкцией   из   ниток;   если   дёрнуть   за   нитку, фигурка придёт в движение, будет дёргаться.  Кормúлица (кормúлка) — кукла, изображающая женщину с младенцем.  Кувыркáн  — кукла, качающаяся из стороны в сторону и при наклоне вновь принимающая вертикальное положение (ср. неваляшка, Ванька­Встанька).  Люботá — игрушка, изображающая кавалера с барышней.  Моргáлка — кукла с подвижным глазным механизмом.  Седочóк — игрушка в виде сидящего верхом на коне человека.  Щелкýн  — игрушка, изображающая мужскую фигурку с подвижной челюстью, служащей щипцами для раскалывания орехов.  Следует признать, что языковое чутьё автора не подвело. Догадаться о внешнем облике старинной игрушки и её основных свойствах стало возможным благодаря выразительным и точным названиям. Итак,   первый   вывод,   сделанный   нами:   игрушка   получала   от   человека   своё   название   по действию,   которое   она     совершала   (или   её   отдельные   части).   Действие   (движение)   игрушки   – главный определяющий фактор в определении её названия. Безусловно, 7 слов­названий из олимпиадной задачи ­ это лишь малая толика игрушечного наследия наших предков. Широко известны дымковская, филимоновская, романовская игрушка, богородские мужик и медведь, куклы­обереги, обрядовые куклы и другие. Вспомнилась  русская 5 народная   сказка о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай   ей   поесть   и   спроси   у   нее   совета».   И   на   протяжении   всей   сказки   куколка   неоднократно выручала девушку из беды.  В поисках новых примеров названий игрушек автор обратился к специальной литературе.  Много интересного мы нашли в книге С.Лавровой «Русские игрушки, игры, забавы» [4]. С.Лаврову игрушки интересуют с исторической и культурной точек зрения, а также с позиции их предназначения и роли в жизни русских людей. Так, С.Лаврова подробно знакомит читателя с куклами­оберегами, обрядовыми, лечебными куклами, механическими игрушками, первым русским конструктором  из   бумаги   и  т.п.  (Кстати,   игрушки  дергýн  (дергýнчик),  кормúлица  (кормúлка), кувыркáн,   люботá,   моргáлка,   седочóк,   щелкýн  из   олимпиадной   задачи   в   названной   книге   не упомянуты). Названия,   которыми   народ   наградил   свои   творения,   удивляют     многообразием   и поэтичностью:  кукла­подорожница, кубышка­травница, Спиридон­солнцеворот, кукла Макоша (Мокоша   ­   символ   материнского   начала),   кукла   Малая   Медведица,   кукла­ведучка,   кукла­ благополучница,   кукла­колокольчик,   зайчик­на­пальчик,   шестиручница,   десятиручка,   кукла­ перевёртыш Девка­баба, стригушка, младенчик, неразлучники, куянчик, желанница, Берегиня рода,   Богач   (Багуч),   Житная   Баба,   мартинички,   кукла   «День­ночь»,   Кострома,   Колода, Морена, Купала, Русалка, Кукушечка, Костробунько и пр.  Все   эти   куклы   сопровождали   человека   в   течение   жизни.   Самая   первая   кукла,   которая появлялась   у   младенца,   ­   это  куватка.  Название   происходит   от   глагола  «кувакать»  (гулить, плакать).  Куклу­нянюшку делали   малышам,   которые  уже   начинали   ходить  и  выходить  из  дома   на улицу.   Считалось,   что   эта   куколка   убережёт   ребёнка   от   нечаянных   страхов,   от   встречи   с неведомым. Кукла нянчила малыша.  А вот кукла ­ Каша – эдакий мешочек с ножками­ручками, красной ниткой перетянутый, ростом с горшочек. На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала уровень  крупы   в  горшке)  и  рукодельничать  (наряды   для  раздетой  куклы  маленькая  мастерица делала сама).  Куклу Убоженьку  делали для детских игр. Однако и в этой игрушке был скрыт особый смысл. Убоженька  выглядела как завернутая в тряпье нищенка – худенькая, на ножках­ниточках. Играя этой куколкой, дети жалели ее, защищали, кормили. «Убоженька» учила их сострадать, протягивать руку помощи нуждающимся.  Раньше по городам и селам часто ходили бедные люди: нищие, убогие, голодные. И если ребенок видел зашедшего в их места такого человека, благодаря «Убоженьке» он понимал, что тот нуждается в сострадании и поддержке.  Кубышка­Травница  следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. В основе куклы ­ закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется  травой. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Травницу давали играть детям.  Еще её ставили около кровати больного.  Куклу­подорожницу брали с собой в дорогу.  Житная Баба  (от слова  жить) – богиня плодородия – вязалась из последнего снопа и посвящалась окончанию урожая.  6 Проанализировав   около   100   названий,   мы   пришли   к  выводу,     что   на   выбор   имени   или наименования куклы (игрушки) влияют следующие причины и факторы:  1) функциональное   назначение   куклы  (Берегиня   рода,   утешница,   ведучка, благополучница, нянюшка, подорожница и др.); 2) способ   изготовления   или   наполнение   куклы  (крестушка,   травница,   столбушка, зерновушка и др.), 3) символизм и  обрядовость  (Спиридон­солнцеворот, Купала, Маклоша,   мартинички, куклы­лихоманки и др.), 4) особенность внешнего вида куклы  (десятиручница, кубарь,  кукла­перевёртыш Девка­ баба), 5) звуковая имитация (куватка),  6) особенность закрепления игрушки в руках ребенка  (зайчик­на­пальчик), 7) обучающая цель куклы (кукла­Каша), 8) абсолютное повторение названия человека или животного (младенчик, солдатик, дама, гусар, пузан, богач, убоженька, петушок, зайчик и др.), 9) повторение имени человека без изменения или его уменьшительный вариант (Петрушка, Матрёшка, Пётр Петрович Уксусов и др.), 10) издаваемые игрушкой звуки  (свистулька, гудуха,  грематушшка, сопелка, шаркунок и др.), 11) действие (движение), выполняемое куклой (дергунчик, щелкунчик и др.). Наши наблюдения позволяют понять, почему и как игрушки получили свои названия.  Они – источник информации о жизни наших предков, а также образец поэтичности и выразительности русского слова. Связь между названием игрушки, её предназначением и способом изготовления  очевидна. Первая гипотеза доказана: в большинстве случаев в названии игрушки (куклы)  содержится ключ к пониманию   её   смысла,   предназначения   и   способа   её   изготовления.   (Хотя   и   не   все   названия оказались «говорящими». Без специальных знаний нельзя понять, что собой представляет кукла Макоша, Костробунько, Морена, куянчик, Малая Медведица  и другие. Эти названия – предмет наших будущих исследований). 7 II. МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ Названия   народных   кукол   и   игрушек   достойны   истинного   восхищения   и   пристального изучения. Волчок­кубарь, крупеничка, зернушка, куватка, гудуха, грематушка, лихоманки Огнея, Трясея, Храпуша и Пухлея. Поэтично и с добрым юмором.  Все названия народных кукол и игрушек были выписаны нами, посчитаны (около 100 слов)  и классифицированы   по   способам   словообразования,   или   словообразовательным   типам   (СТ). «Словообразовательный тип ­ это модель или общий отвлеченный образец, по которому построен ряд слов. Слова одного типа характеризуются общностью части речи и схожим семантическим значением». [7]. Таким образом, для деления слов на словообразовательные типы нами были учтены такие факторы, как: 1) семантическое значение (у всех названий это «игрушка, кукла»), 2) от какого слова (какой части речи) образовано, 3) какая морфема принимает участие в словообразовании. В первую группу    вошли названия игрушек, изображающие людей и животных без каких­ либо   изменений   внутри   слова:  лошадь,   конь­каталка,   конёк,   тройка,   конёк­скамья,   уточка, петушок,   петух,   птичка,   соловей,   дамы   и   гусары,   солдатики,   богатыри,   баба,   девка­баба, младенчик, пузан и другие.  «Пузан, пузанчик, пузатик, пузанище и др.», по словарю Даля, «пузатый человек». [1, т.3, с.536]. Игрушка пузан – игрушечный образ пузатого человека.  Интересно сочетание «девка­баба». Так называли двустороннюю игрушку, у которой юбка девушки прикрывала «замужнюю женщину» и наоборот.  В эту же группу отнесём названия игрушек, которые повторяют слова из реальной жизни. Это названия кукол:  Спиридон­солнцеворот  (по второму слову  «солнцеворот»),  кукла Малая Медведица, кукла Мировое дерево, кукла День­ночь, кукла­нянюшка, кукла­каша. Первую группу словообразовательным типом (1 СТ) мы можем назвать условно, так как новое слово не образуется, а используется уже известное существительное или словосочетание, но с другим значением: они называют не человека, а его художественное изображение, не животного – а лишь игрушку.   8 Во   вторую   группу,   или   2­ой   СТ,   объединяем   слова,   образованные   от   существительных суффиксальным способом. В названии угадываются внутреннее содержимое игрушки (что у неё внутри),   способ   изготовления   или   внешний   вид:  крупеничка,   крупушка,   зернушка,   зерновушка, горошинка, столбушка, крестушка,  кубарь (волчок), травница, шестиручница, десятиручница, зольница (золушка), кубышка и др. Активно работают суффиксы –ен­ , ­ичк­, ­ушк­, ­ов­, ­инк­, ­ниц­, ­ышк­.  Слово «кубарь» образовано от существительного «куб» с помощью суффикса –арь­. Форма игрушки напоминает не «геометрическую фигуру, ограниченную шестью плоскостями», а «сосуд, снаряд для перегонки жидкостей. Куб бывает стеклянным, глиняным, медным, разной величины и вида». [1, т.2, с.210]. «Куб рьаа , кубаря, твор. кубарём (ср. нареч. кубарем),муж.Детская игрушка в форме шара ил и цилиндра(обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он верт ится подобно волчку.«В трагическом смятеньи, плененные цари, забыв войну, сраженья, играют  в кубари.». Пушкин А.С.» [1; т. 2, с.209]. Становится ясным значение фразеологизма  «покатиться кубарем»  ­ покатиться как шар, быстро, стремглав. В третью группу, или 3­ий СТ, попадает слово «кувадка» («куватка»). Это слово­имитатор. Её название повторяет, напоминает плач ребенка ­ «куваканье». Ребёнок «кувакает», и его игрушка называется «куваткой». На наш взгляд, очень красиво и музыкально. Исстари   во   многих   губерниях   России   в   крестьянских   семьях   шили   тряпичные   куклы­ обереги. Они сопровождали наших предков с самого рождения, и даже принимали участие в судьбе еще   не   родившегося   ребенка.   Кукла   «кувадка»   была   предназначена   для   согревания   люльки ожидаемого малыша, а с его приходом в дом должна была отгонять от младенца всякие злые силы. «Куватки»   развешивали   над   колыбелью   малютки   по   несколько   штук.   Они   были   яркими   и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.  В   четвёртую   группу,   или   4­ый   СТ,   мы   включили   отглагольные   существительные, образованные   суффиксальным   способом:  погремушка,   грематушка,   громышок,   шаркунок, свистулька,   сопелка,   гудуха,   пеленашка,   закрутка,   неваляшка,   кувыркан,   дергун   (дергунчик), щелкун (щелкунчик), кормилка (кормилица), моргалка, седочок, лихоманка, любота, ведучка, стригушка и другие.  В образовании названий игрушек активно участвуют суффиксы:  ­ушк­ (погремушка           погрем­еть + ­ушк­(а));     ­ок­ (громышок        громых­ать + ­ок­); ­ ан­ (кувыркан         кувырк­аться + ­ан­); ­ун­ и ­чик­ (щелкунчик       щелк­ать + ­ун­ + ­чик­); ­иц­ (кормилица         корм­и­л­ + ­иц­); ­ульк­ (свистулька        свист ­ еть + ­ульк­);   ­к­ (сопелка           сопе­ть + ­л­ + ­к­ (а); закрутка        закрут­ить + ­к­(а)); ­ух­ (гудуха          гуд­еть + ­ух­); ­от­ (любота           любить + ­от­ (­а­)); ­ун­ и –ок­ (шаркунок         шарк­ать + ­ун­ + ­ок­). 9 Неоднозначно   можно   трактовать   образование   слова   «шаркунок»:   или   1)   от   глагола «шаркать»   –   «тереть,   шуршать,   скрести»;   или   2)   от   существительного   «шаркун»   ­   «человек, который ходит, волоча ноги, шаркает обувью по полу»;  или 3)  от существительного «шаркуны» ­ «бубенчики». [1, т.4, с.622].  Нет   в   Далевом   словаре   слова  «кувыркан».   Но   есть  «кувыркалка»  ­   это   «тот,   кто кувыркается». [1, т.2, с. 211]. Слово «моргалка» находим в статье «моргать». Там же любопытное слово  «моргота»  ­   «привычка   моргать».   [1,   т.   2,   с.345].   Тогда     можно   предположить,   что «любота» ­ это «привычка любить».  Или  состояние влюбленности?  Отсюда и название игрушки, изображающей влюбленную парочку. Мнение автора настоящего исследования может не совпадать с уже доказанными фактами, которые нам пока не известны.  В пятую группу, или 5–ый СТ, объединены названия кукол, образованных от женских   и мужских имен: Спиридон, Морена, Пётр Петрович Уксусов, Петрушка (петрушка), матрёшка, ванька­встанька (Ванька­встанька) и другие.  Петрушки известны с 17 века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века ­ марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. В эту группу могло бы попасть и слово  «марионетка», так как образовано по этой же модели: от женского имени с помощью   суффикса.   Но   оно   не   исконно   русское,   а   заимствованное.   Слово  «марионетка»    не наделено русской  благозвучностью, как, например,  матрёшка или петрушка.   «Петрушка  ­ кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» [1; т.3, с. 106].  Кстати, у Петрушки есть родственник ­ итальянский «Пульчинелла», который   дословно переводится как «цыплёнок, петушок» (наверное, из­за острого носа, похожего на клюв). От него пошли   французский   Полишинель,   английский   Панч   («пинок»),   голландский   Пиккельхерринг («копченая селедка»). В России у носатой куклы было много имён:  Пётр Иванович Уксусов, Пётр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй, Ванька Ру­тю­тю. Но в итоге оказалось короткое и весёлое имя – Петрушка. Получается, что краткость, лёгкость, юмор тоже влияют на жизнь слова. 6­ой словообразовательный тип – тоже условный. В шестой группе – названия лечебных кукол:   в   их   названии     слышится   та   «напасть»,   от   которой   кукла   будет   оберегать   и   исцелять человека   (кукла­бессонница,   кукла­костромушка  (от   одиночества))   и   13   кукол­лихоманок: Кумоха  (жаропонижающая,   от   простудной   лихорадки),  Аввареуша,   Глазея,   Глухея,   Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухлея, Трясея, Храпуша.  «Лихоманка – манящая к себе,  притягивающая зло; обманщица, мошенница, злой человек, зложелатель». [1, т.2, с.257­258].  По названию куклы­лихоманки можно догадаться, от чего защитит этот оберег: Глазея – от сглаза   и   болезни   глаз,  Глухея  –   от   глухоты,  Желтея  –   от   желтухи,  Ледея  –   от   замерзания, оледенения, Немея – от немоты, Огнея – от огня, жара, Пухлея – от пухлости, распухания, Трясея – от дрожи, тряски,  Храпуша – от храпа. Названия кукол­лихоманок образовались, скорее всего, и от существительных, и прилагательных (жёлтый, глухой, немой, пухлый).  Не выяснены значение и происхождение слов Аввареуша  и Кумоха. 10 Таким   образом,  нами   было   выделено     6   словообразовательных   моделей   для   названий русских кукол и игрушек. Эти модели, или словообразовательные типы,  представлены в таблице 1. Самыми многочисленными группами оказались 1­ая (игрушка называется тем же словом, что и её прототип) и 4­ая (отглагольные существительные). Наиболее продуктивный способ словообразования – суффиксация. Суффиксы представлены в таблице 1.  Автор не претендует на полное освещение данного вопроса. Нами были рассмотрены около 100 слов: кукол и игрушек значительно больше. Это первые шаги в науку лингвистику, но тема видится   автору   настолько   интересной   и   перспективной,   что,   возможно,   станет   объектом   для дальнейших языковедческих исследований.  В русских куклах – наша история, корни, богатое наследие прошлого. А в каждом  русском слове – сила, красота и мудрость наших предков.  Название   игрушки   или   куклы   настолько   «говорящее»,   настолько   выразительное,   что   по одному названию можно узнать, как и из чего сделана игрушка, для чего предназначена, какой звук издает и т.п.  Таблица 1 Характеристика словообразовательных типов 1 СТ 2  СТ 3  СТ 4  СТ 5  СТ  От какой части речи образовано слово? ­  (новое слово не образуется) Какая морфема участвует   в образовании названия игрушки? ­ (новое слово не образуется) От существ. От   слова­ звукопо­ дражания Суффикс  Примеры: –атк­  Суффикс Примеры: –ен­ , ­ичк­, ­ушк­,   ­ов­, ­инк­, ­ниц­, ­ышк­ От глагола От   имени собственного (новое   слово не образуется) Суффикс Примеры:   ­ушк­  ­ёшк­ Суффикс Примеры: ­ушк­, ­ок­, ­ан­,­ун­, ­чик­,­иц­, ­ульк­,­к­, ­ух­,­от­, ­ок­ 6  СТ От   имени прилагат. или существ.  Суффикс ­j­ и др. Семантическое значение Примеры  (2­4 слова) Игрушка, кукла Солдатик, конёк, петушок Крупеничка ,   зернушка, горошинка Куватка Гудуха, пеленашка , закрутка, кувыркан Петрушка, Матрёшка, Пётр Петрович Уксусов Желтея, Каркуша, Ледея, Немея 11 Сколько   слов подверглось анализу около 40 более 15 1 более 21 7 более 15 III. ЧУЖАЯ «МАРИОНЕТКА» Когда мы говорили о Петрушке, мы упомянули ещё одну куклу – марионетку.  Игрушки,   управляемые   с   помощью   нитей   или   веревок   опытными   кукловодами,   имеют древнюю историю. Считается, что первые марионетки на шарнирах появились в XIV веке. Куклы участвовали в представлениях и гораздо раньше, еще в Древнем Египте, но название «марионетки» появилось   лишь   в   Средние   Века.   Средневековые   театральные   куклы   использовались   в   первую очередь для представлений с религиозным сюжетом.  Считается, что слово  «марионетка»  происходит от названия кукол, изображавших Деву Марию и называвшихся «Mariotte» ­ уменьшительным вариантом имени Мария. Со временем такое название стали давать всем куклам, которые управлялись с помощью нитей. Некоторые источники утверждают, что название «марионетка» произошло от фамилии изобретателя кукол на шарнирах – итальянца Мариони. Со временем марионетки стали участвовать в спектаклях не только с религиозными, но и с бытовыми сюжетами.  Слово «марионетка»  «чужое», не русское: оно было заимствовано из французского языка в XVIII века. По способу словообразования, слово «марионетка» (marionette) попало бы в одну группу со словами     «Петрушка»   и   «Матрёшка»,   так   как   образовано   от   имени   Marie   пуем   добаавления суффикса. Матрёшка – от русской Матрёны, марионетка – от французской Marie. Кроме того, Marie – бывшее название фигурки, изображавшей деву Марию в средневековых представлениях. Слово   «марионетка»   со   временем   стало   нарицательным.   Сегодня  так   называют   тех,   кто действует не по собственной инициативе, а управляется кем­то извне. Переносное значение слова «марионетка»: «Человек, правительство и т. п., слепо действующие по воле других». [2, с.343] 12 Новое значение появилось со временем и у слова «петрушка». «Петрушка   –   2.   Нечто   нелепое,   странное,   смешное   (прост.шутл.)   Какая­то   петрушка получилась». [2, с.515] Появилось и дополнительное значение у слова «матрёшка».  «Матрёшка ­ перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу. [8] Появление нового значения у слова говорит о том, что язык – живой организм, способный изменяться  под  влиянием   многих   факторов.  Слово   является  социальным   историко­культурным феноменом,   находящимся   в   сложной   диалектической   взаимосвязи   с   такими   категориями,   как «духовная культура» и «история народа».  Усваивая язык посредством слов, человек не только познает мир людей, вещей и явлений, но и получает определенные ценностные ориентации, впитывает музыку родного слова, проникает в национальную культуру, приобщается к духовному богатству, хранимому языком. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  В   ходе   выполненного   нами   исследования   цель   работы   достигнута,   а   именно:  изучены   и классифицированы  названия русских игрушек и народных кукол по словообразовательным типам.  Для достижения цели была изучена специальная литература, велась работа со словарями; сформированы   представления   о   количественном   многообразии   названий   кукол   и   игрушек (предметом   нашего   исследования   стали   около   100   слов).   Автором   установлена   связь   между названием   игрушки,   её   предназначением,   а   в   отдельных   случаях   и   способом   изготовления.   В названии   игрушки   или   куклы   всегда   «читается»:  функциональное   назначение   куклы  (Берегиня рода, утешница, ведучка, благополучница нянюшка, подорожница и др.);  способ изготовления или   наполнение   куклы  (крестушка,   травница,   столбушка,   зерновушка   и   др.),  символизм   и обрядовость  (Спиридон­солнцеворот, Купала, Маклша,   мартинички, куклы­лихоманки и др.), особенность   внешнего   вида   куклы  (десятиручница,   кубарь,  кукла­перевёртыш   Девка­баба), звуковая  имитация  (куватка),  особенность  закрепления  игрушки   в  руках  ребенка    (зайчик­на­ пальчик),  обучающая цель куклы (кукла­Каша),  абсолютное повторение названия человека или животного (младенчик, солдатик, дама, гусар, пузан, богач, убоженька, петушок, зайчик и др.), повторение   имени   человека   без   изменения   или   их   уменьшительный   вариант  (Петрушка, Матрёшка,   Пётр   Петрович   Уксусов   и   др.),  издаваемые   звуки  (свистулька,   гудуха, грематушшка, сопелка, шаркунок и др.),  действие (движение), выполняемое куклой  (дергунчик, щелкунчик и др.). 13 Наши наблюдения позволяют понять, почему и как игрушки получают свои названия.  Они – источник информации о жизни наших предков, а также образец поэтичности и выразительности русского слова. Автором   выявлены   характерные   особенности   словообразования   для   названий   кукол   и игрушек, названия классифицированы по словообразовательным моделям (6), выявлены наиболее продуктивный   словообразовательный   тип   и   наиболее   продуктивные   словообразовательные морфемы. Самыми многочисленными группами оказались 1­ая, в которой  игрушка называется тем же словом, что и её прототип, и 4­ая группа с отглагольными существительными. Гипотезы, выдвинутые нами в начале исследования, полностью подтверждены: 1) в названии любой игрушки (куклы) содержится ключ к пониманию её смысла, предназначения, а иногда и способа   её   изготовления;   2)   самым   продуктивным   способом   словообразования   игрушечных (кукольных) названий является суффиксация. Теперь нам известно, кто такие ««кувадка, кувыркан, петрушка и другие»  и «как игрушки получили такие названия».    народа   Каждое слово русского языка требует к себе пристального внимания и искреннего интереса. «Язык вечно  вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».  «Обращаться  с языком кое­как — значит, и мыслить кое­как: приблизительно, неточно, неверно». [9] увядающий   —   лучший, никогда   не     и   Надеемся, что настоящая исследовательская работа будет интересна учащимся 5­6 классов, которые занимаются изучением родного языка, родного слова,  традиций и истории своего народа. Слово – кладезь мудрости, в нем – музыка и волшебство. Изучение «старины словесной» позволит развить языковое чутьё, что пригодится школьникам для решения занимательных лингвистических задач. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского слова. В 4­х томах/ В.И.Даль. – М.:  Русский язык, 1978. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук.  Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4­ое изд.доп. – М.: ООО ИТИ  ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944с.  3. Школьный этимологический словарь/ сост.Г.А.Крылов. – Изд.4­е. – Ростов­н/Д.: Феникс,  2014. – 313с. – (Учебные словари). 4. Лаврова  С. Русские игрушки, игры, забавы/ С.Лаврова. – М.: Белый город, 2007. – 48с. ИНТЕРНЕТ­ИСТОЧНИКИ 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 6. http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5­258­4 7. http://www.langust.ru/rus_gram/rus_gr06.shtml 8. http://enc­dic.com/efremova/Matreshka­44456/ 9. http://malyshlandia.ru/2011­03­21­11­24­57/2012­01­24­08­58­25/2011­11­08­04­07­47/4922 14 15

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ

КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,              или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017