КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
5 кл—7 кл
27.11.2017
Цель исследования - изучение, характеристика и классификация словообразовательных моделей для названий русских игрушек и народных кукол.
Задачи:
1) изучить специальную литературу по теме исследования;
2) сформировать представление о количественном многообразии названий кукол и игрушек;
3) установить связь между названием игрушки, её предназначением и, возможно, способом изготовления;
4) выявить характерные особенности словообразования для названий кукол и игрушек;
5) классифицировать названия по словообразовательным моделям;
6) выявить наиболее продуктивный словообразовательный тип для названий игрушек и кукол;
7) выявить наиболее продуктивные словообразовательные морфемы.
Объект исследования – названия русских игрушек и народных кукол.
Предмет исследования – способы словообразования названий русских игрушек и народных кукол.
Куватка....docx
Исследовательская работа
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие,
или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Автор: Дергунов Дмитрий Игоревич, обучающийся 5Г класса
Научные руководители: Ролдугина Ольга Николаевна,
Дергунова Татьяна Николаевна СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.
«ПОЧЕМУ ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ
НАЗВАНИЯ?»
II.
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
III.
ЧУЖАЯ «МАРИОНЕТКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Страницы
3
5
8
12
13
14
2 ВВЕДЕНИЕ
Самый главный атрибут детства – это игра. Игра развивает, вдохновляет, обучает,
заставляет думать, переживать, радоваться и веселиться. Игра делает ребёнка счастливым.
Все дети играют в игрушки и куклы. Сейчас – в плюшевые и пластмассовые, сошедшие с
конвейеров игрушечных фабрик. Раньше – в тех, которые делали заботливые материнские или
бабушкины руки.
Куклы – это не просто забава. «Традиционные народные куклы учили жить в обществе и
взаимодействовать с миром, и каждая из них несла определённый образ». [6]
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит народная мудрость. Кукла всегда
была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый
посредник между миром детства и миром взрослых.
На Руси детские игрушки были не очень разнообразны, да и пора детства у ребятишек в
старину была короче, чем в наши дни: ребёнок (от «робёнок», «робъ», т.е. «раб», «работник»)
уже в 1112 лет считался полноценным работником и помощником взрослых. Лишь маленьких
детей баловали игрушками. Их изготавливали из того, что было под рукой: из остатков ткани, из
глины и дерева.
Вместе с тем в жизни славян изготовление игрушек не было чемто второстепенным.
Большинство игрушек самоделки, они изготовлены родителями или самими детьми с душой, а
потому являются результатом индивидуального творчества наших далёких предков. В народных
игрушках и куклах – тепло рук, душа, настроение, творчество, любовь и добро.
Нас будут интересовать не сами куклы и игрушки как явления культурного игрового
наследия русского народа. Мы обратимся к их названиям. Откуда появились названия игрушек?
Что они обозначают? Как образовывались эти слова?
В нашем исследовании используются понятия «игрушка» и «кукла». «Толковый словарь
русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой отмечает: «Игрушка – 1. Это вещь, созданная для
игры» [2, с. 236].
Под «куклой» будем понимать «сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева подобие
человека, а иногда и животного». [1, т.2, с.213]
Для нас не принципиально смысловое отличие игрушки от куклы: они в нашей работе
синонимичны, хотя мы признаем, что понятие игрушки более широкое: оно включает себя куклу как
более частный вариант игрушки.
Слова «игрушка» и «играть» известны давно. В.И. Даль в «Толковом словаре живого
великорусского языка» увлеченно пишет: «Играть, игрывать чемто шутить, тешиться, веселиться,
забавляться, проводить время потехой, заниматься чемто для забавы, от скуки, безделья; издавать
и извлекать музыкальные звуки. Ребенок играет куклой, кошка мышью, а всяк любимою мечтою.
Играть в горелки, в гулючки, в отгадышки, в свинки, в кости, в бабки. Игорщик, игровщик,
игральщик играющий, кто тешится, забавляется чемлибо, участвует в игре. Игрун, игрунок,
игруша, игрунья, игрунишка, игрунчишка шалун, баловник, шутник. Игрушка, игрушечка –
3 вещица, сделанная для забавы, для игры или потехи, особ. детям; новг. бабка, арх. бабушка,
вост. балушка, потешка, баловка; южн. Цацка». [1, т.2, с. 67]
Цель исследования изучение, характеристика и классификация словообразовательных
моделей для названий русских игрушек и народных кукол.
Задачи:
1) изучить специальную литературу по теме исследования;
2) сформировать представление о количественном многообразии названий кукол и игрушек;
3) установить связь между названием игрушки, её предназначением и, возможно, способом
изготовления;
4) выявить характерные особенности словообразования для названий кукол и
игрушек;
5) классифицировать названия по словообразовательным моделям;
6) выявить наиболее продуктивный словообразовательный тип для названий игрушек и
кукол;
7) выявить наиболее продуктивные словообразовательные морфемы.
Объект исследования – названия русских игрушек и народных кукол.
Предмет исследования – способы словообразования названий русских игрушек и народных
Гипотезы:
1) в названии игрушки (куклы) содержится ключ к пониманию её смысла, предназначения и,
как правило, способа её изготовления;
2) самым продуктивным способом словообразования игрушечных (кукольных) названий
кукол.
является суффиксация.
Методы исследования:
1) описательный,
2) сравнительный,
3) исторический,
4) аналитический,
5) практикоориентированный.
Новизна исследования в классификации названий русских игрушек и народных кукол в
зависимости от способа их словообразования.
Актуальность настоящего исследования очевидна. Вопервых, в последнее время всё
больше возрастает интерес наших современников к народным традициям, народной игровой
культуре, старинным игрушкам и куклам. Изучение названий кукол и игрушек способствует
повышению общей культуры детей и взрослых. Через старинные игрушки познаётся история своего
народа. Вовторых, только внимательное отношение к слову позволит сохранить наш родной язык.
В каждом названии – память веков, традиции, музыка и поэзия русского слова. В каждом слове –
душа народа. Втретьих, знание морфемного строения слова на примере названий кукол и
игрушек поможет школьникам избежать орфографических ошибок. Быть грамотным, культурным и
эрудированным – это очень актуально.
4 I.
«ПОЧЕМУ ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ?»
Настоящее исследование началось с решения автором любопытной лингвистической задачи
(из олимпиады по русскому языку): «Подмосковье издавна славилось своими народными
промыслами, в том числе и изготовлением игрушек. Определите, почему игрушки дергýн
(дергýнчик), кормúлица (кормúлка), кувыркáн, люботá, моргáлка, седочóк, щелкýн получили
такие названия».
Сразу же обратил на себя внимание тот факт, что все эти слова отглагольные
существительные. На этом словообразовательном явлении построена лингвистическая задача, и
решающий её школьник должен догадаться, что у «дергунчика» дёргаются ручки и ножки, если их
привести в движение ниткой; «кормилица» когото кормит; «кувыркан» – это игрушка, которая
кувыркается; «моргалка» моргает, «седочок» сидит, «щелкунчик», конечно же, щёлкает орехи.
Как выглядит игрушка «люботá», если однокоренное ему слово «любовь»? Предположим, что
это влюбленная парочка.
Без дополнительных знаний больше ничего о назначении и внешнем виде этих игрушек
сказать, пожалуй, нельзя. Лишь изучение специальной литературы позволило нам выяснить, что
дергýн (дергýнчик) — фигурка человека или животного, из дерева или бумаги, с подвижными
конечностями, соединенными друг с другом конструкцией из ниток; если дёрнуть за нитку,
фигурка придёт в движение, будет дёргаться.
Кормúлица (кормúлка) — кукла, изображающая женщину с младенцем.
Кувыркáн — кукла, качающаяся из стороны в сторону и при наклоне вновь принимающая
вертикальное положение (ср. неваляшка, ВанькаВстанька).
Люботá — игрушка, изображающая кавалера с барышней.
Моргáлка — кукла с подвижным глазным механизмом.
Седочóк — игрушка в виде сидящего верхом на коне человека.
Щелкýн — игрушка, изображающая мужскую фигурку с подвижной челюстью, служащей
щипцами для раскалывания орехов.
Следует признать, что языковое чутьё автора не подвело. Догадаться о внешнем облике
старинной игрушки и её основных свойствах стало возможным благодаря выразительным и точным
названиям.
Итак, первый вывод, сделанный нами: игрушка получала от человека своё название по
действию, которое она совершала (или её отдельные части). Действие (движение) игрушки –
главный определяющий фактор в определении её названия.
Безусловно, 7 словназваний из олимпиадной задачи это лишь малая толика игрушечного
наследия наших предков. Широко известны дымковская, филимоновская, романовская игрушка,
богородские мужик и медведь, куклыобереги, обрядовые куклы и другие. Вспомнилась русская
5 народная сказка о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку,
сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе,
дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно
выручала девушку из беды.
В поисках новых примеров названий игрушек автор обратился к специальной литературе.
Много интересного мы нашли в книге С.Лавровой «Русские игрушки, игры, забавы» [4].
С.Лаврову игрушки интересуют с исторической и культурной точек зрения, а также с позиции их
предназначения и роли в жизни русских людей. Так, С.Лаврова подробно знакомит читателя с
кукламиоберегами, обрядовыми, лечебными куклами, механическими игрушками, первым русским
конструктором из бумаги и т.п. (Кстати, игрушки дергýн (дергýнчик), кормúлица (кормúлка),
кувыркáн, люботá, моргáлка, седочóк, щелкýн из олимпиадной задачи в названной книге не
упомянуты).
Названия, которыми народ наградил свои творения, удивляют
многообразием и
поэтичностью: куклаподорожница, кубышкатравница, Спиридонсолнцеворот, кукла Макоша
(Мокоша символ материнского начала), кукла Малая Медведица, куклаведучка, кукла
благополучница, куклаколокольчик, зайчикнапальчик, шестиручница, десятиручка, кукла
перевёртыш Девкабаба, стригушка, младенчик, неразлучники, куянчик, желанница, Берегиня
рода, Богач (Багуч), Житная Баба, мартинички, кукла «Деньночь», Кострома, Колода,
Морена, Купала, Русалка, Кукушечка, Костробунько и пр.
Все эти куклы сопровождали человека в течение жизни. Самая первая кукла, которая
появлялась у младенца, это куватка. Название происходит от глагола «кувакать» (гулить,
плакать).
Куклунянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на
улицу. Считалось, что эта куколка убережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с
неведомым. Кукла нянчила малыша.
А вот кукла Каша – эдакий мешочек с ножкамиручками, красной ниткой перетянутый,
ростом с горшочек. На этой кукле девочки учились варить кашу (красная нить как раз отмечала
уровень крупы в горшке) и рукодельничать (наряды для раздетой куклы маленькая мастерица
делала сама).
Куклу Убоженьку делали для детских игр. Однако и в этой игрушке был скрыт особый
смысл. Убоженька выглядела как завернутая в тряпье нищенка – худенькая, на ножкахниточках.
Играя этой куколкой, дети жалели ее, защищали, кормили. «Убоженька» учила их сострадать,
протягивать руку помощи нуждающимся. Раньше по городам и селам часто ходили бедные люди:
нищие, убогие, голодные. И если ребенок видел зашедшего в их места такого человека, благодаря
«Убоженьке» он понимал, что тот нуждается в сострадании и поддержке.
КубышкаТравница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. В основе куклы
закрутка из льняной ткани, а вместо туловища делается мешочек и наполняется травой. Она и
защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью
ребенка. Травницу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больного.
Куклуподорожницу брали с собой в дорогу.
Житная Баба (от слова жить) – богиня плодородия – вязалась из последнего снопа и
посвящалась окончанию урожая.
6 Проанализировав около 100 названий, мы пришли к выводу, что на выбор имени или
наименования куклы (игрушки) влияют следующие причины и факторы:
1) функциональное назначение куклы (Берегиня рода,
утешница,
ведучка,
благополучница, нянюшка, подорожница и др.);
2) способ изготовления или наполнение куклы (крестушка, травница, столбушка,
зерновушка и др.),
3) символизм и обрядовость (Спиридонсолнцеворот, Купала, Маклоша, мартинички,
куклылихоманки и др.),
4) особенность внешнего вида куклы (десятиручница, кубарь, куклаперевёртыш Девка
баба),
5) звуковая имитация (куватка),
6) особенность закрепления игрушки в руках ребенка (зайчикнапальчик),
7) обучающая цель куклы (куклаКаша),
8) абсолютное повторение названия человека или животного (младенчик, солдатик, дама,
гусар, пузан, богач, убоженька, петушок, зайчик и др.),
9) повторение имени человека без изменения или его уменьшительный вариант (Петрушка,
Матрёшка, Пётр Петрович Уксусов и др.),
10) издаваемые игрушкой звуки (свистулька, гудуха, грематушшка, сопелка, шаркунок и
др.),
11) действие (движение), выполняемое куклой (дергунчик, щелкунчик и др.).
Наши наблюдения позволяют понять, почему и как игрушки получили свои названия. Они –
источник информации о жизни наших предков, а также образец поэтичности и выразительности
русского слова.
Связь между названием игрушки, её предназначением и способом изготовления очевидна.
Первая гипотеза доказана: в большинстве случаев в названии игрушки (куклы) содержится ключ к
пониманию её смысла, предназначения и способа её изготовления. (Хотя и не все названия
оказались «говорящими». Без специальных знаний нельзя понять, что собой представляет кукла
Макоша, Костробунько, Морена, куянчик, Малая Медведица и другие. Эти названия – предмет
наших будущих исследований).
7 II.
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ
Названия народных кукол и игрушек достойны истинного восхищения и пристального
изучения. Волчоккубарь, крупеничка, зернушка, куватка, гудуха, грематушка, лихоманки Огнея,
Трясея, Храпуша и Пухлея. Поэтично и с добрым юмором.
Все названия народных кукол и игрушек были выписаны нами, посчитаны (около 100 слов) и
классифицированы по способам словообразования, или словообразовательным типам (СТ).
«Словообразовательный тип это модель или общий отвлеченный образец, по которому построен
ряд слов. Слова одного типа характеризуются общностью части речи и схожим семантическим
значением». [7].
Таким образом, для деления слов на словообразовательные типы нами были учтены такие
факторы, как:
1) семантическое значение (у всех названий это «игрушка, кукла»),
2) от какого слова (какой части речи) образовано,
3) какая морфема принимает участие в словообразовании.
В первую группу вошли названия игрушек, изображающие людей и животных без каких
либо изменений внутри слова: лошадь, конькаталка, конёк, тройка, конёкскамья, уточка,
петушок, петух, птичка, соловей, дамы и гусары, солдатики, богатыри, баба, девкабаба,
младенчик, пузан и другие.
«Пузан, пузанчик, пузатик, пузанище и др.», по словарю Даля, «пузатый человек». [1, т.3,
с.536]. Игрушка пузан – игрушечный образ пузатого человека.
Интересно сочетание «девкабаба». Так называли двустороннюю игрушку, у которой юбка
девушки прикрывала «замужнюю женщину» и наоборот.
В эту же группу отнесём названия игрушек, которые повторяют слова из реальной жизни.
Это названия кукол: Спиридонсолнцеворот (по второму слову «солнцеворот»), кукла Малая
Медведица, кукла Мировое дерево, кукла Деньночь, кукланянюшка, куклакаша.
Первую группу словообразовательным типом (1 СТ) мы можем назвать условно, так как
новое слово не образуется, а используется уже известное существительное или словосочетание, но с
другим значением: они называют не человека, а его художественное изображение, не животного – а
лишь игрушку.
8 Во вторую группу, или 2ой СТ, объединяем слова, образованные от существительных
суффиксальным способом. В названии угадываются внутреннее содержимое игрушки (что у неё
внутри), способ изготовления или внешний вид: крупеничка, крупушка, зернушка, зерновушка,
горошинка, столбушка, крестушка, кубарь (волчок), травница, шестиручница, десятиручница,
зольница (золушка), кубышка и др. Активно работают суффиксы –ен , ичк, ушк, ов, инк,
ниц, ышк.
Слово «кубарь» образовано от существительного «куб» с помощью суффикса –арь. Форма
игрушки напоминает не «геометрическую фигуру, ограниченную шестью плоскостями», а «сосуд,
снаряд для перегонки жидкостей. Куб бывает стеклянным, глиняным, медным, разной величины и
вида». [1, т.2, с.210].
«Куб рьаа
, кубаря, твор. кубарём (ср. нареч. кубарем),муж.Детская игрушка в форме шара ил
и цилиндра(обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он верт
ится подобно волчку.«В трагическом смятеньи, плененные цари, забыв войну, сраженья, играют
в кубари.». Пушкин А.С.» [1; т. 2, с.209].
Становится ясным значение фразеологизма «покатиться кубарем» покатиться как шар,
быстро, стремглав.
В третью группу, или 3ий СТ, попадает слово «кувадка» («куватка»). Это словоимитатор.
Её название повторяет, напоминает плач ребенка «куваканье». Ребёнок «кувакает», и его игрушка
называется «куваткой». На наш взгляд, очень красиво и музыкально.
Исстари во многих губерниях России в крестьянских семьях шили тряпичные куклы
обереги. Они сопровождали наших предков с самого рождения, и даже принимали участие в судьбе
еще не родившегося ребенка. Кукла «кувадка» была предназначена для согревания люльки
ожидаемого малыша, а с его приходом в дом должна была отгонять от младенца всякие злые силы.
«Куватки» развешивали над колыбелью малютки по несколько штук. Они были яркими и
привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.
В четвёртую группу, или 4ый СТ, мы включили отглагольные существительные,
образованные суффиксальным способом:
погремушка, грематушка, громышок, шаркунок,
свистулька, сопелка, гудуха, пеленашка, закрутка, неваляшка, кувыркан, дергун (дергунчик),
щелкун (щелкунчик), кормилка (кормилица), моргалка, седочок, лихоманка, любота, ведучка,
стригушка и другие.
В образовании названий игрушек активно участвуют суффиксы:
ушк (погремушка погреметь + ушк(а));
ок (громышок громыхать + ок);
ан (кувыркан кувыркаться + ан);
ун и чик (щелкунчик щелкать + ун + чик);
иц (кормилица кормил + иц);
ульк (свистулька свист еть + ульк);
к (сопелка сопеть + л + к (а); закрутка закрутить + к(а));
ух (гудуха гудеть + ух);
от (любота любить + от (а));
ун и –ок (шаркунок шаркать + ун + ок).
9 Неоднозначно можно трактовать образование слова «шаркунок»: или 1) от глагола
«шаркать» – «тереть, шуршать, скрести»; или 2) от существительного «шаркун» «человек,
который ходит, волоча ноги, шаркает обувью по полу»; или 3) от существительного «шаркуны»
«бубенчики». [1, т.4, с.622].
Нет в Далевом словаре слова «кувыркан». Но есть «кувыркалка» это «тот, кто
кувыркается». [1, т.2, с. 211]. Слово «моргалка» находим в статье «моргать». Там же любопытное
слово «моргота» «привычка моргать». [1, т. 2, с.345]. Тогда можно предположить, что
«любота» это «привычка любить». Или состояние влюбленности? Отсюда и название игрушки,
изображающей влюбленную парочку. Мнение автора настоящего исследования может не совпадать
с уже доказанными фактами, которые нам пока не известны.
В пятую группу, или 5–ый СТ, объединены названия кукол, образованных от женских и
мужских имен: Спиридон, Морена, Пётр Петрович Уксусов, Петрушка (петрушка), матрёшка,
ванькавстанька (Ванькавстанька) и другие.
Петрушки известны с 17 века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на
нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу
века марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками. В эту группу могло бы
попасть и слово «марионетка», так как образовано по этой же модели: от женского имени с
помощью суффикса. Но оно не исконно русское, а заимствованное. Слово «марионетка» не
наделено русской благозвучностью, как, например, матрёшка или петрушка.
«Петрушка кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном
кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» [1; т.3,
с. 106].
Кстати, у Петрушки есть родственник итальянский «Пульчинелла», который дословно
переводится как «цыплёнок, петушок» (наверное, изза острого носа, похожего на клюв). От него
пошли французский Полишинель, английский Панч («пинок»), голландский Пиккельхерринг
(«копченая селедка»).
В России у носатой куклы было много имён: Пётр Иванович Уксусов, Пётр Петрович
Самоваров, Ванька Рататуй, Ванька Рутютю. Но в итоге оказалось короткое и весёлое имя –
Петрушка. Получается, что краткость, лёгкость, юмор тоже влияют на жизнь слова.
6ой словообразовательный тип – тоже условный. В шестой группе – названия лечебных
кукол: в их названии слышится та «напасть», от которой кукла будет оберегать и исцелять
человека (куклабессонница, куклакостромушка (от одиночества)) и 13 куколлихоманок:
Кумоха (жаропонижающая, от простудной лихорадки), Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея,
Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Пухлея, Трясея, Храпуша.
«Лихоманка – манящая к себе, притягивающая зло; обманщица, мошенница, злой человек,
зложелатель». [1, т.2, с.257258].
По названию куклылихоманки можно догадаться, от чего защитит этот оберег: Глазея – от
сглаза и болезни глаз, Глухея – от глухоты, Желтея – от желтухи, Ледея – от замерзания,
оледенения, Немея – от немоты, Огнея – от огня, жара, Пухлея – от пухлости, распухания, Трясея
– от дрожи, тряски, Храпуша – от храпа. Названия куколлихоманок образовались, скорее всего, и
от существительных, и прилагательных (жёлтый, глухой, немой, пухлый).
Не выяснены значение и происхождение слов Аввареуша и Кумоха.
10 Таким образом, нами было выделено 6 словообразовательных моделей для названий
русских кукол и игрушек. Эти модели, или словообразовательные типы, представлены в таблице 1.
Самыми многочисленными группами оказались 1ая (игрушка называется тем же словом, что
и её прототип) и 4ая (отглагольные существительные).
Наиболее продуктивный способ словообразования – суффиксация. Суффиксы представлены
в таблице 1.
Автор не претендует на полное освещение данного вопроса. Нами были рассмотрены около
100 слов: кукол и игрушек значительно больше. Это первые шаги в науку лингвистику, но тема
видится автору настолько интересной и перспективной, что, возможно, станет объектом для
дальнейших языковедческих исследований.
В русских куклах – наша история, корни, богатое наследие прошлого. А в каждом русском
слове – сила, красота и мудрость наших предков.
Название игрушки или куклы настолько «говорящее», настолько выразительное, что по
одному названию можно узнать, как и из чего сделана игрушка, для чего предназначена, какой звук
издает и т.п.
Таблица 1
Характеристика словообразовательных типов
1
СТ
2
СТ
3
СТ
4
СТ
5
СТ
От какой части
речи
образовано
слово?
(новое слово
не
образуется)
Какая
морфема
участвует в
образовании
названия
игрушки?
(новое слово
не
образуется)
От существ. От слова
звукопо
дражания
Суффикс
Примеры:
–атк
Суффикс
Примеры:
–ен , ичк,
ушк, ов,
инк,
ниц,
ышк
От глагола От имени
собственного
(новое слово
не
образуется)
Суффикс
Примеры:
ушк
ёшк
Суффикс
Примеры:
ушк, ок,
ан,ун,
чик,иц,
ульк,к,
ух,от,
ок
6
СТ
От имени
прилагат.
или
существ.
Суффикс
j и др.
Семантическое
значение
Примеры
(24 слова)
Игрушка, кукла
Солдатик,
конёк,
петушок
Крупеничка
, зернушка,
горошинка
Куватка
Гудуха,
пеленашка
, закрутка,
кувыркан
Петрушка,
Матрёшка,
Пётр
Петрович
Уксусов
Желтея,
Каркуша,
Ледея,
Немея
11 Сколько слов
подверглось
анализу
около 40
более 15
1
более 21
7
более 15
III.
ЧУЖАЯ «МАРИОНЕТКА»
Когда мы говорили о Петрушке, мы упомянули ещё одну куклу – марионетку.
Игрушки, управляемые с помощью нитей или веревок опытными кукловодами, имеют
древнюю историю. Считается, что первые марионетки на шарнирах появились в XIV веке. Куклы
участвовали в представлениях и гораздо раньше, еще в Древнем Египте, но название «марионетки»
появилось лишь в Средние Века. Средневековые театральные куклы использовались в первую
очередь для представлений с религиозным сюжетом.
Считается, что слово «марионетка» происходит от названия кукол, изображавших Деву
Марию и называвшихся «Mariotte» уменьшительным вариантом имени Мария. Со временем такое
название стали давать всем куклам, которые управлялись с помощью нитей. Некоторые источники
утверждают, что название «марионетка» произошло от фамилии изобретателя кукол на шарнирах –
итальянца Мариони.
Со временем марионетки стали участвовать в спектаклях не только с религиозными, но и с
бытовыми сюжетами.
Слово «марионетка» «чужое», не русское: оно было заимствовано из французского языка в
XVIII века.
По способу словообразования, слово «марионетка» (marionette) попало бы в одну группу со
словами «Петрушка» и «Матрёшка», так как образовано от имени Marie пуем добаавления
суффикса. Матрёшка – от русской Матрёны, марионетка – от французской Marie. Кроме того,
Marie – бывшее название фигурки, изображавшей деву Марию в средневековых представлениях.
Слово «марионетка» со временем стало нарицательным. Сегодня так называют тех, кто
действует не по собственной инициативе, а управляется кемто извне. Переносное значение слова
«марионетка»: «Человек, правительство и т. п., слепо действующие по воле других». [2, с.343]
12 Новое значение появилось со временем и у слова «петрушка».
«Петрушка – 2. Нечто нелепое, странное, смешное (прост.шутл.) Какаято петрушка
получилась». [2, с.515]
Появилось и дополнительное значение у слова «матрёшка».
«Матрёшка перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую
куклу. [8]
Появление нового значения у слова говорит о том, что язык – живой организм, способный
изменяться под влиянием многих факторов. Слово является социальным историкокультурным
феноменом, находящимся в сложной диалектической взаимосвязи с такими категориями, как
«духовная культура» и «история народа».
Усваивая язык посредством слов, человек не только познает мир людей, вещей и явлений, но
и получает определенные ценностные ориентации, впитывает музыку родного слова, проникает в
национальную культуру, приобщается к духовному богатству, хранимому языком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполненного нами исследования цель работы достигнута, а именно: изучены и
классифицированы названия русских игрушек и народных кукол по словообразовательным типам.
Для достижения цели была изучена специальная литература, велась работа со словарями;
сформированы представления о количественном многообразии названий кукол и игрушек
(предметом нашего исследования стали около 100 слов). Автором установлена связь между
названием игрушки, её предназначением, а в отдельных случаях и способом изготовления. В
названии игрушки или куклы всегда «читается»: функциональное назначение куклы (Берегиня
рода, утешница, ведучка, благополучница нянюшка, подорожница и др.); способ изготовления
или наполнение куклы (крестушка, травница, столбушка, зерновушка и др.), символизм и
обрядовость (Спиридонсолнцеворот, Купала, Маклша, мартинички, куклылихоманки и др.),
особенность внешнего вида куклы (десятиручница, кубарь, куклаперевёртыш Девкабаба),
звуковая имитация (куватка), особенность закрепления игрушки в руках ребенка (зайчикна
пальчик), обучающая цель куклы (куклаКаша), абсолютное повторение названия человека или
животного (младенчик, солдатик, дама, гусар, пузан, богач, убоженька, петушок, зайчик и др.),
повторение имени человека без изменения или их уменьшительный вариант (Петрушка,
Матрёшка, Пётр Петрович Уксусов и др.), издаваемые звуки (свистулька, гудуха,
грематушшка, сопелка, шаркунок и др.), действие (движение), выполняемое куклой (дергунчик,
щелкунчик и др.).
13 Наши наблюдения позволяют понять, почему и как игрушки получают свои названия. Они –
источник информации о жизни наших предков, а также образец поэтичности и выразительности
русского слова.
Автором выявлены характерные особенности словообразования для названий кукол и
игрушек, названия классифицированы по словообразовательным моделям (6), выявлены наиболее
продуктивный словообразовательный тип и наиболее продуктивные словообразовательные
морфемы.
Самыми многочисленными группами оказались 1ая, в которой игрушка называется тем же
словом, что и её прототип, и 4ая группа с отглагольными существительными.
Гипотезы, выдвинутые нами в начале исследования, полностью подтверждены: 1) в названии
любой игрушки (куклы) содержится ключ к пониманию её смысла, предназначения, а иногда и
способа её изготовления; 2) самым продуктивным способом словообразования игрушечных
(кукольных) названий является суффиксация.
Теперь нам известно, кто такие ««кувадка, кувыркан, петрушка и другие» и «как игрушки
получили такие названия».
народа
Каждое слово русского языка требует к себе пристального внимания и искреннего интереса.
«Язык
вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». «Обращаться с языком коекак — значит,
и мыслить коекак: приблизительно, неточно, неверно». [9]
увядающий
—
лучший,
никогда
не
и
Надеемся, что настоящая исследовательская работа будет интересна учащимся 56 классов,
которые занимаются изучением родного языка, родного слова, традиций и истории своего народа.
Слово – кладезь мудрости, в нем – музыка и волшебство. Изучение «старины словесной» позволит
развить языковое чутьё, что пригодится школьникам для решения занимательных лингвистических
задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского слова. В 4х томах/ В.И.Даль. – М.:
Русский язык, 1978.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук.
Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4ое изд.доп. – М.: ООО ИТИ
ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944с.
3. Школьный этимологический словарь/ сост.Г.А.Крылов. – Изд.4е. – Ростовн/Д.: Феникс,
2014. – 313с. – (Учебные словари).
4. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы/ С.Лаврова. – М.: Белый город, 2007. – 48с.
ИНТЕРНЕТИСТОЧНИКИ
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/52584
7. http://www.langust.ru/rus_gram/rus_gr06.shtml
8. http://encdic.com/efremova/Matreshka44456/
9. http://malyshlandia.ru/20110321112457/20120124085825/20111108040747/4922
14 15
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
КУВАТКА, ПЕТРУШКА, КУВЫРКАН и другие, или КАК ИГРУШКИ ПОЛУЧИЛИ ТАКИЕ НАЗВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.