по организации заданий
экологического характера
для младших школьников
пособие
Жаренова Лариса Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1
г. Апатиты Мурманской обл.
…Нужно учить так,
чтобы люди приобретали знания не из книг,
а из неба и земли, из дубов и буков,
чтобы знали и изучали сами вещи,
а не чужие наблюдения.
Я.А Коменский.
Концепция модернизации российского образования, как известно, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и умение ими пользоваться, учиться самостоятельно добывать новую информацию. Учебная деятельность ребенка должна быть максимально приближена к исследовательской, познавательной работе.
Сколько удивительного содержится вокруг нас! Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является способность исследовать окружающий нас мир.
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов, умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они глубже, чем сведения, которые получены путём заучивания.
Дети уже по природе своей - исследователи. В произведениях, которые ученики читают на уроках окружающего мира, литературы есть много интересных научных фактов: исторических, биологических, географических, поэтому познавательный основной интерес зарождается именно на этих уроках. Формируется способность работать с исходным материалом: собирать, наблюдать, классифицировать. Научное исследование - это постановка и решение объективно новой проблемы, получение объективно новых знаний. Да, несомненно, изучаемые предметы могут больше или меньше соответствовать природным данным ученика, его интересам. Но с другой стороны, как может человек познать, если он не проверил себя в деле. Большую самостоятельность дети проявляют при выполнении практических заданий. Работа должна быть интересна и близка ребёнку. При этом никакого принуждения и насилия над личностью ребенка, только личный интерес, личная увлечённость.
В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного края, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Дети в уже привычном, знакомом открывают все новые стороны. У них начинают формироваться чувства патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.
Важно создать условия для непрерывного изучения, открытия нового. В течение последних лет мы подбирали задания экологического характера, который, на наш взгляд, оживляет работу, как учителя, так и учащихся. Данная подборка материалов позволит разнообразить формы и методы проведения уроков, внеклассных занятий.
«Удивляй!» - это «копилка» с идеями и советами по организации экологических заданий для младших школьников. Пособие может быть использовано в работе по любой действующей образовательной программе.
Главное - помнить о том, что:
· предлагаемые задания не должны казаться трудными или скучными;
· они рассчитаны на самостоятельную исследовательскую работу детей;
· учителю не стоит быть слишком строгим, требовательным и назидательным;
· важно поддержать естественный доброжелательный интерес детей;
· любой вид деятельности требует творческого подхода.
А ещё - это пособие для тех, кто хочет помочь маленьким «почемучкам» и «любознайкам» делать первые шаги в познании окружающего мира.
«Удивляй!»
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Стараться найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Важно учить детей видеть проблемы в самых простых элементарных, привычных вещах.
- Есть страна, в которой люди ходят по воде. (Дети не верят.)
- А посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег.)
Мы так привыкли к воде, что не замечаем её удивительных свойств.
«Ящик ощущений»
Дети могут исследовать предметы во время перемен. Этот вид деятельности развивает тактильную чувствительность. Заведите у себя в классе «ящик ощущений» и каждый день кладите в него какой-нибудь предмет природного происхождения, убирая вчерашний. Дети с удовольствием просовывают руку в такой ящик и стараются на ощупь определить, что туда сегодня положено. Проверяйте, правильно ли дети определили, что за предмет лежит в ящике. Можно устраивать конкурсы, например, в течение недели, и награждать победителей.
«Почемучкина поляна»
Что можно собирать в лесу? «Конечно же, ягоды, грибы…» - скажет любой. А малышам очень полезно собирать в лесу и вопросы! Отправимся на Почемучкину поляну. Там, по секрету друг от друга, дети собирают свои вопросы – как можно больше! Конкурс почемучек можно провести прямо в лесу, парке. На поставленные вопросы отвечают сами ребята. Им помогает учитель, а на отдельные вопросы предлагается найти ответы в книгах.
«Мозговой штурм» -
способ группового поиска решения проблемы с соблюдением следующих основных принципов:
- все участвуют;
- все высказываются;
- все слушают;
- все имеют равные права;
- все способствуют мирному разрешению конфликтных ситуаций.
Руководитель не принимает участия в обсуждении, но наблюдает за работой группы.
Детям младшего школьного возраста для обсуждения предлагаются очень простые вопросы. Например: «Для чего нужны деревья?»
«Мозговой штурм» можно провести до начала изучения темы, чтобы оценить начальный уровень знаний учащихся. Тот же вопрос может быть предложен для «мозгового штурма» по завершению изучения темы для оценки эффективности усвоения материала.
По мере того как учащиеся осваивают приём «мозговой штурм», вопросы для обсуждения усложняются.
«Посмотри – сравни – сделай вывод!»
Обычное яблоко может стать моделью Земли, на которой легко продемонстрировать, насколько мал слой почвы, который даёт нам пищу. Снимите кожуру с трёх четвертей яблока – такую площадь занимает на Земле Мировой океан. Снимите кожуру с половины оставшейся четверти части, соответствующей суше: эта часть символизирует все пустыни, заболоченные участки, арктические и антарктические льды, а также горные местности – иными словами, участки поверхности суши, непригодные для проживания человека. Оставшуюся осьмушку кожуры разделите ещё на четыре части: три из них символизируют местности, непригодные для земледелия. Снимите кожуру с этих частей. Оставшийся маленький кусочек кожуры, символизирует тот слой почвы, который кормит всё человечество. Во время демонстрации задавайте детям вопросы, например, какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан. Тот, кто даёт правильные ответы, получает яблоко.
«Зелёный друг»
В ходе экскурсии каждый ребёнок знакомится с каким-то деревом, и с тех пор оно становится его другом. Поэтому будет совершенно естественно, если предложить детям узнать своего «зелёногодруга» поближе, т.е. понаблюдать за жизнью этого дерева в течение года. Завести дневник для записей наблюдений. Записывать, когда у дерева набухают почки, когда оно зацветает, когда созревают семена и как они распространяются, какие животные живут на дереве или внутри его. Пусть дети отметят, когда дерево покрывается листвой, как меняется цвет листьев, когда они опадают и как дерево готовится к зиме. Можно делать на страницах дневника рисунки, наклеивать картинки и записывать свои комментарии.
«Фантастическая добавка»
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Предлагает рассмотреть изучаемый учебный материал, например, глазами инопланетянина или древнего грека, развивая тем самым мышление и творческое воображение обучающихся.
- К нам на урок пришёл учёный из Древней Греции. Хотите послушать, что он думает о форме Земли?
Учитель перевоплощается в «древнего грека», красочно и подробно рассказывает детям о плоской Земле, о твёрдом куполе – небе. Вводит учебную задачу (выяснение формы Земли) в контексте иной культуры. Дети, споря с греком, стремятся защитить свой, привычный взгляд на вещи.
Главная задача учителя – выслушать ответы, помогать ребятам выйти на своё личное знание о форме Земли. Дети перестают повторять «Земля - шар» (потому, что так в книге написано) и начинают мыслить.
«Живой урок»
Никакой поход в музей не заменит живого общения с природой, её богатствами, тайнами. Занятия в классе, сопровождаемые самыми современными наглядными пособиями, не идут ни в какое сравнение с экскурсиями под открытым небом. А потом во время физминуток под звуки волшебной музыки путешествуем по сказочному лесу: «ходим» по глубокому снегу, делаем «дождливую» зарядку.
«Лови ошибку!»
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики могут заранее предупреждаться учителем об «опасных местах» интонацией, жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки, показывая знак «ловушка» при помощи разведённых указательного и среднего пальцев. Поощряйте внимание и готовность вмешаться.
Учитель может доказывать заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача учеников – найти контраргументы. На уроке окружающего мира учитель выдвигает предположение о том, что моря становятся со временем всё более пресными. Обоснования: свои пресные воды приносят в моря впадающие реки, дожди добавляют пресной воды, морская соль постепенно выпадает на дно. Раньше вода во всех водоёмах была солёная, а сейчас в реках и озёрах она пресная. Но разный объём воды, погодные условия внесли свои поправки. Детям предлагается подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. Ответ прост: испаряется только чистая вода, что способствует увеличению солёности водоёмов…
«Следопыт»
Этот вид деятельности поможет проверить, насколько наблюдательны дети. Приведите детей в парк, лес или на полянку и обозначьте границы исследуемого участка. Раздайте списки и предложите найти то, что в них указано. Скажите, какое время отводится на поиск, и объясните правила поиска. Предупредите детей, чтобы они не причиняли вреда растениям и животным, а только отмечали свои находки в списке. По окончании необходимо показать, что удалось найти. Затем дети возвращают все находки на свои места.
«Да-нетка»
Данное задание используется для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке.
Учитель загадывает нечто (животное, растение или что-то другое). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами «да», «нет». Бывает, вопрос задаётся некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказываются от ответа заранее установленным жестом.
После игры обязательное краткое обсуждение. Ведь мы стараемся научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочном перебору вопросов.
«Удивительные тропы»
С целью развития фантазии и творческого воображения учащихся, умения видеть красоту окружающей нас природы, предлагаем детям создать карту «Удивительные тропы». Дети объединяются в группы, рисуют карту или представляют макеты тропы, по которой они передвигаются. Все те прекрасные и удивительные уголки природы фантастической страны, которые ученики якобы встречают на своём пути, отражают в своей карте, составляют увлекательные рассказы об увиденном.
«Жалобная книга природы»
Из творческих работ детей, их наблюдений оформляется «Жалобная книга природы». После прогулок - путешествий, которые проводятся с целью, наблюдения за состоянием окружающей среды, дети в рисунках отражают жалобы животных, птиц, растений и кратко комментируют их.
Фотоальбом «Эколоша»
«Экология, говорят дети, - это когда люди улыбаются…» Предложите детям на радость себе и другим учащимся в классном уголке вести рубрику «Эколоша» с забавными фотографиями, рисунками, аппликациями. Подарить людям улыбку – это значит увеличить в окружающем нас мире количество радости и добра, убрать с души тревогу, зло, печаль, сделать ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле.
«Отсроченная отгадка»
Такой вход в новую тему будет эффективнее, чем традиционное «Сегодня мы будем изучать…» В начале урока учитель озвучивает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку можно дать в конце урока, чтобы потом с неё начать новый материал. Например, учитель говорит, что на следующем уроке окружающего мира речь пойдёт об очень опасном животном. Спрашивает, о ком? (Дети отвечают: тигр, волк…). Нет, – продолжает учитель, - это животное не хищник. Но поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Это животное - … Впрочем не будем торопиться – продолжение следует… На очередном уроке учитель откроет секрет: - это животное – кролик. (Далее идёт речь об экологической катастрофе в Австралии, грызунах, их роли.)
«Работа будущего»
Ребятам интереснее работать с тем материалом, который сделан их же сверстниками. Ведь это часто их знакомые, чьи-то старшие братья и сёстры. И самим авторам-ученикам будет приятнее сочинять, составлять эти работы, если они станут использоваться в живом деле. Тем более, что каждая работа подписана автором, т.е. авторская.
В настоящее время у подрастающего поколения растёт интерес к использованию информационно-компьютерных технологий. Дети с удовольствием играют, читают электронные книги, просматривают видеофильмы и даже пробуют свои силы в создании презентаций, буклетов, веб-страниц.
Литература:
· Гин А. Приёмы педагогической техники. / Анатолий Гин. – Вита Пресс, Москва, 2004г.
· Черенкова.Е. Уроки этикета и вежливости для детей. / Е. Черенкова. – РИПОЛ Классик, 21 век, 2006г.
· Географический словарь Мурманской области. — Мурманск, 1996г.
· http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Мурманская_область
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.