Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"
Оценка 4.7

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

Оценка 4.7
docx
20.12.2022
Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_respubliki_tatarstan_0.docx

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

    ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Квалификационная работа

      Игра, её роль в обучении иностранному языку

                     детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила:

                                                                 Локотунина Наталья Васильевна

                                                                          учитель английского языка

                                                                 

                                                                 

                                   КАЗАНЬ – 2013г.

 

 

                                   Оглавление:

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Игра – один из ведущих видов деятельности в жизни дошкольников.................................................................................................4-6

1.1   Детская игра – путь в мир другой культуры……………………………7-8

Глава II. Роль дидактических игр в обучении дошкольников английскому языку…………………………………………………………9-10

2.1 Содержание и виды дидактических игр ……………………………….10-11

2.2 Организация и руководство дидактическими играми ………………...11-12

Заключение…………………………………………………………………..13

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение.

 

Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку. Актуальность проблемы заключается в том, что иностранный  язык сегодня становится в большой мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии.

Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школах и вузах, но и во многих дошкольных учреждения. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.

Иностранный язык рассматривается методистами и психологами как неотъемлемая часть широкой программы культурного и языкового развития личности ребёнка-дошкольника, поэтому проблемы раннего обучения иностранному языку продолжают оставаться в центре внимания исследователей.

Всё это доказывает актуальность овладения иностранным языком в раннем возрасте и требует поиска эффективных путей совершенствования методики преподавания. Это и мотивировало к выбору данной темы реферата.

Цель: обучение детей английскому языку на ранней ступени изучения.

Задача: обучить ребёнка:

- понимать значение слов;

- использовать их в игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Игра – один из ведущих видов деятельности в жизни дошкольников.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причём не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся в мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.(6 )

В работе «Человек как предмет воспитания» (1897) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».

В исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Р.И.Жуковой, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.).

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: "…игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего". Поэтому, по глубокому убеждению Н.К.Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.(6 )

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения (Буре Р.С., Островская Л.Ф., Лаврентьева Г.П). Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребёнка, а потому с её помощью он будет учиться с удовольствием (6).

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Благодаря играм активизируются все познавательные процессы детей: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер.(10)

В игре все равны. Она посильна даже слабым детям. Более того, слабый по языковой подготовке ребёнок может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».(3)

Игровое начало всегда помогает преодолеть трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения иностранному языку. Особенно необходимы игры на занятиях с маленькими детьми. В процессе игры новые слова и выражения усваиваются значительно быстрее, у ребёнка формируется чёткое представление о том, в какой именно ситуации произносится та или иная фраза.

Игра – это и способ постижения нового языкового материала, и способ контроля за его усвоением, а главное – проверенный способ сделать занятие разнообразным, интересным и совсем неутомительным. Если эффективность обычного урока с дошкольниками резко падает после 15-20 минут занятий, то игру на иностранном языке можно продолжать как минимум в два раза дольше.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать.(10)

Главное при проведении игры создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для детей.

В зависимости от целей и задач занятия могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи детей. Игры применяются как отдельные элементы занятия.(10)

 

1.1           Детская игра – путь в мир другой культуры.

 

Иностранный язык в детском саду – особый предмет. Как научить ребёнка понимать, что иностранный язык – не только и не столько заучивание новых слов-обозначений уже знакомых предметов окружающего мира, сколько умение по-новому видеть эти предметы, выделять в них новые существенные признаки.

Каждое занятие погружает ребёнка в мир незнакомой культуры, когда он с помощью педагога учится понимать, что слова и выражения иностранного языка отражают другую социальную реальность. Только тогда мир другой – «чужой» культуры начинает постепенно «оживать», становится своим; только тогда сформируется представление: язык тесно связан с культурой, историей страны.

Уже с первых дней обучения иностранному языку необходимо показать каждому ребёнку важность и ценность другого, «чужого» «языка как сокровищницы знаний о других людях и их культуре» (А.А.Леонтьев.), ребенка, прежде всего, должен заинтересовать мир детей страны изучаемого языка. Именно поэтому в центре внимания на занятиях иностранным языком должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры страны изучаемого языка. Мост, по которому проходит кратчайший путь постижения «чужого» языка, - игра. (7)

Традиционные детские игры делают занятие содержательным, интересным, эмоционально значимым для ребёнка. Но, самое главное, ребёнок знакомится не только с новой игрой и правилами – он на собственном опыте познаёт мир детей другой страны. Как считают исследователи, на занятиях по иностранному языку педагог должен не только сообщать детям о фактах и явлениях культуры, сколько организовывать «проживание» ими другого мира. Несомненная ценность традиционных игр, игровых правил и стихов в том, что одни и те же слова или целые фразы в них повторяются. Приём «повторения» для ребёнка всегда значим, поскольку даёт ему возможность усвоить лексический и грамматический материал как бы между прочим.

На занятиях разыгрываются игры доступные детям в психологическом, языковом и социокультурном планах. В первую очередь желательны те, с которыми они уже знакомы. На этот факт педагог обращает внимание: «Какую известную вам игру она напоминает?». Подчёркивает: «Дети, живущие в других странах, такие же, как и мы, и играют они в похожие игры» (пальчиковые игры – “finger games”, игры, сопровождаемые хлопками – “clapping games”, игры подвижные – со скакалкой “jumproping”, догонялки “chasing games”, игры с мячом – “ball games”.(7)

Наибольший интерес для дошкольников представляют пальчиковые игры – это считалки, загадки, стихи-диалоги. Прежде чем разыграть на занятии пальчиковые игры, педагог рассказывает историю пальчиков, у каждого из которых, как оказывается есть имя; обращает внимание: в эти игры играют дети в тех странах, где говорят по-английски – в Англии, Америке, Канаде, Австралии. На занятиях в ходе игры дети овладевают названиями пальцев, принятыми в английском языке, учатся произносить английские звуки. Сначала педагог знакомит с правилом игры: называет и показывает соответствующий палец, дети повторяют его движения, называют пальцы. Затем, чтобы проверить, как усвоен материал, называет слова вразнобой. Цель занятия будет достигнута в том случае, если дети узнают на слух и понимают слова.(3,7)

 

 

Глава II. Роль дидактических игр в обучении дошкольников английскому языку. 

 

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребёнка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Дидактическая игра таит в себе большие возможности в обучении английского языка. Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.(8)

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребёнка, проявляются особенности этой деятельности. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.

Умственное воспитание в игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Многие игры имеют «запрещающие» правила, которые ограничивают действия и слова играющих. В игре “What is missing?” требуется закрыть глаза и не открывать их, пока не будет дан сигнал. В игре “Simon says” дети имитируют на слова соответствующие движения, не произнося слова. Добросовестное выполнение правил приучает к честности, справедливости.

Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.(9)

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

1.                        каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2.                        в дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилии, преодоления некоторых трудностей.

3.                        дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.(9)

 

 

 

2.1 Содержание и виды дидактических игр.

 

Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причём часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «темам». Например, в игре “What is this?” приходится вспоминать животных, овощи, фрукты, одежду и т.д.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре “The Shop” есть продавец и покупатель.

Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры-инсценировки – показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача: угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку; заметить изменения, которые произошли на сцене – проиграть правильно (“The little mouse and the little cat”).

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:

- игры с предметами;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям. Эти игры служат для усвоения новой лексики. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребёнка. Например, в игре “Colours” дети учатся правильно называть и показывать цвета, находить предметы в комнате соответствующие цветам.(3)

Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание таких игр разнообразно. Они применяются на занятии как для введения новой лексики, так и для повторения пройденного материала. Картинки знакомят детей с отдельными предметами по темам «Животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты» их качествами и свойствами.

Словесные игры учат детей высказывать самостоятельные суждения, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе (“About myself”, “My toys”, “My pet”). Они развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос.(8)

 

 

2.2.Организация дидактических игр и руководство ими.

На занятиях по английскому языку дидактические игры имеют разные приёмы обучения: наглядные, словесные, практические.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры на закрепление и повторение лексики, речевых структур. Наиболее интересны детям игры-загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определять существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам (игра “ZOO”).

Самые простые загадки, доступные для малышей – определение знакомого предмета на ощупь («Чудесный мешочек»).

Важно во время игры на занятиях поддерживать у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания её задачами и правилами.(8)

Дидактические игры кратковременны 10-15 минут и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребёнок, а другие бездействовали. Например, в игре “What is missing?” можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Поэтому задача ставится всем играющим: например, они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза, а сам переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

Руководство дидактическими играми имеет некоторые особенности в разных возрастных группах. В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнаёт предмет на ощупь и т.д.

В старших группах дети до начала игры должны уяснить её задачу и правила.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания.(8)

 

 

                                        Заключение.

Без игры жизнь ребёнка невозможна. Так же без игры не представляются и занятия по иностранному языку в детском саду.

Педагог каждую минуту занятия должен поддерживать у детей интерес, вызывать радость, восторг, восхищение через подвижные игры, игрушки, дидактические игры. Игра позволяет оптимизировать процесс запоминания учебного материала, создаёт подлинную ситуацию общения, способствует развитию коммуникативной компетенции детей.(5)

Ведь, играя, дети учатся решать элементарные коммуникативные задачи и незаметно для себя овладевают новыми словами и грамматическими структурами, через различные виды игровой деятельности на языке ребёнок развивается, воспитывается, познаёт мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребёнку процесс иноязычного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Список литературы:

1.     Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения// Иностранные языки в школе. – 1996. -№3

2.     Вербовская М.Е., Шишкова И.А. английский язык для малышей. – М.,1996.

3.     Вронская И.А. Английский язык в детском саду. – СПб., 1999.

4.     Игнатова Т.Н. Английский с мамой. – М.: ООО «Вершина», Радио и связь, 1992.

5.     Козлова Р.Б. Игры в обучении иностранному языку в раннем возрасте//Мэгариф. – 2006. - №2.

6.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7.      Малкина Н. Традиционная английская детская игра – путь в мир другой культуры// Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.

8.     Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – СПб., «Детство – ПРЕСС»., 2004.

9.     Тарасюк Н.А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения     (на примере английского языка). – М.: Флинта: Наука, 1999. 

10. Шарафутдинова Т.М. Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания// Иностранные языки в школе. – 2005.-№8     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                              ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Игры на развитие внимания.

Игра в кругу.

Может проводиться при изучении различных тем для тренировки грамматических структур.

а) Речевая задача: тренировать учащихся в употреблении глагола to wear в Presens Continuous при изучении темы «Одежда».

Подготовка: повторить слова, обозначающие одежду.

Начинает игру учитель. Дети сидят на стульчиках по кругу.

T(стоит): If you are wearing shoes, change your seat.

Дети меняются местами, учитель старается занять освободившийся стул. Ребёнок, которому не досталось места, становится ведущим.

Pupil (P): If you are wearing jeans (skirts, trousers, …), change your seat.

 

б) Возможна тренировка других грамматических структур и лексики с использованием этой игры:

If you can swim (jump, run, play), change your seat. (тема «Спорт»)

If you like TV (cinema, music,…), change your seat. ( тема «Увлечения»)

If you’ve got a mother (a father, a sister, an uncle), change your seat. (тема «Семья»)

 

Игра «Animals»

Речевая задача: тренировать детей в названии различных животных, в употреблении личных местоимений с глаголом to be.

Дети стоят в кругу, каждый участник в маске животного или держит в руках игрушку.

а) Дети по очереди называют животное соседа справа (соответствующий жест в сторону соседа) и своё животное (жест с указанием на себя).

P1: He is a rabbit.

      I’m a monkey.

P2: He is a monkey.

Im an elephant.

 

б) Дети называют своё животное и бросают мяч любому участнику в кругу.

P1: I’m a monkey. You are a cat.

P2: I’m a cat. You are a crocodile.

 

 

                   Игры на память (Memory games)

Игра «У кого лучше память?»

а) Речевая задача: научить описывать внешность друг друга.

Учитель вызывает двоих детей и просит их посмотреть друг на друга внимательно в течении нескольких секунд, затем они поворачиваются друг к другу спиной и описывают внешность друг друга по очереди. Победителем становится ребёнок назвавший последнее предложение.

P1: He has got blue eyes.

P2: She has got black hair.

 

б) Речевая задача: научить задавать вопросы по теме «Mоё тело», «Одежда» и отвечать на них.

После того, как дети повернулись, друг к другу спиной все остальные ребята задают им вопросы. Победителем становится ребёнок, который даёт больше правильных ответов.

Ps: P1, what colour are P2’s (his, Petes) eyes?

P1: His eyes are blue.

Ps: P2, what colour blouse is P1 (she, Ann) wearing?

P2: She is wearing a green blouse.

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Оглавление: Введение……………………………………………………………………… 3

Оглавление: Введение……………………………………………………………………… 3

Введение. Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку

Введение. Проблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку

Глава I . Игра – один из ведущих видов деятельности в жизни дошкольников

Глава I . Игра – один из ведущих видов деятельности в жизни дошкольников

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала

Игровое начало всегда помогает преодолеть трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения иностранному языку

Игровое начало всегда помогает преодолеть трудности, неизбежно возникающие в процессе обучения иностранному языку

Каждое занятие погружает ребёнка в мир незнакомой культуры, когда он с помощью педагога учится понимать, что слова и выражения иностранного языка отражают другую социальную реальность

Каждое занятие погружает ребёнка в мир незнакомой культуры, когда он с помощью педагога учится понимать, что слова и выражения иностранного языка отражают другую социальную реальность

Наибольший интерес для дошкольников представляют пальчиковые игры – это считалки, загадки, стихи-диалоги

Наибольший интерес для дошкольников представляют пальчиковые игры – это считалки, загадки, стихи-диалоги

Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе

Всё это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе

Например, в игре “ What is this ?” приходится вспоминать животных, овощи, фрукты, одежду и т

Например, в игре “ What is this ?” приходится вспоминать животных, овощи, фрукты, одежду и т

Организация дидактических игр и руководство ими

Организация дидактических игр и руководство ими

Руководство дидактическими играми имеет некоторые особенности в разных возрастных группах

Руководство дидактическими играми имеет некоторые особенности в разных возрастных группах

Список литературы: 1. Бочарова

Список литературы: 1. Бочарова

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры на развитие внимания. Игра в кругу

Игры на развитие внимания. Игра в кругу

P1: He is a rabbit. I’m a monkey

P1: He is a rabbit. I’m a monkey

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2022