государственное казенное учреждение Самарской области
«Чапаевский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект мероприятия на тему:
«Гражданин своей страны»
Воспитатель:
Л.А. Серпович
Отделение п.г.т. Осинки,
2025 г.
Цель: сформировать у воспитанников представление о правах несовершеннолетних, о Конституции РФ, символах Российского государства.
Задачи:
Образовательные:
- расширить представления детей о Конституции РФ, о символах государства.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, делать выводы;
- развивать кругозор, познавательный интерес воспитанников.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию уважения к ценностям и социальным нормам, отражённым в Конституции РФ;
- способствовать формированию ответственного и уважительного отношения к законам и символам России;
- воспитывать у детей чувство патриотизма.
Форма проведения: правовая квест-игра.
Материалы и оборудование: презентация, наглядный материал, листы бумаги, ручки, карточки с заданиями.
Ход деятельности:
I. Вступительная часть.
Добрый день всем! В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина.
Каждый человек любит свою Родину. Россия отмечает День Конституции. А что такое конституция?
Это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
II. Основная часть.
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Конституция людей любых религий
Единит и бережет всегда!
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг РФ объединил
- Вы ещё школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает её законы. Он должен уважать их.
Когда и как была принята Конституция РФ?
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. С тех пор этот день является праздничным.
Что записано в Конституции?
В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное, определена государственная символика.
Что относится к государственной символике?
(Герб, флаг, гимн.)
Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные.
Например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы,
Государственный гимн — это торжественная песня, посвящённая Родине. Государственный гимн России исполняется во время важных государственных событий.
Государственный флаг России — это один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть «бело-сине-красным».
Глава нашего государства. В специальной статье конституции РФ сказано, кто такой глава государства и чем он должен заниматься. Кто является главой России?
Кто может быть избран президентом? Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Во-вторых, в Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование».
- Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает.
Главное понять: любые права и свободы другого — это ограничения твоих собственных прав и свобод.
В Конституции сказано:
Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Это значит, что ты никого не можешь убивать.
В Конституции сказано:
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Это значит, что ты никого не имеешь права мучить и унижать.
В Конституции сказано:
Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём неважно, как ты собирался касаться: кулаком или просто так — погладить по головке. Всё равно, без разрешения — не надо.
Конституция – это свод законов. Законом ты, если хочешь, всегда можешь воспользоваться, чтобы себя защитить.
Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право на жизнь, право на семью, на учебу и отдых.
Обязанности у школьника. Это- уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!
– Защищён ли человек законом?– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!
А теперь, ребята, приглашаю вас на квест игру: «Гражданин своей страны».
Квест - это логическая командная игра, которая проходит по заранее определенному сценарию.
Главная цель квест-игры – найти предмет, символ российского государства. Я, ведущий – координатор игры, вы – команды – поисковики. В каждой команде выбираете командира. Который будет осуществлять связь со мной – координатором. Вам предстоит обойти 5 контрольных точек. На каждой точке после прохождения и выполнения определённого задания вы получаете подсказку. После того, как соберёте все подсказки воедино, у вас в руках будет так, называемая «карта», где и будет находится символ.
На контрольных точках, вам - игрокам, будут представлены задания-головоломки. Победителем квест игры будет считаться та команда, которая пройдет все контрольные точки за меньшее время с правильными ответами. Каждое задание будет оценено, по 5- ти балльной шкале. Максимальное время на каждом пункте не более 3-х минут. Я сейчас приглашаю командиров команд. Они вытягивают маршрут движения по контрольным точкам. Командиры возвращаются к своим командам. Итак, желаю Вам удачи!!! Начинается квест игра.
Контрольная точка № 1
Блиц - вопросы по Конституции РФ
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
2. Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
|
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
|
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
|
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
|
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
|
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
|
З |
О |
М |
Н |
А |
Ц |
О |
|
И |
Д |
Е |
Н |
Т |
И |
Л |
3.
«Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда 1 января
3. День защитника Отечества 9 мая
4. Рождество Христово 1 мая
5. День Победы 8 марта
6 Международный женский день . 7 января
Контрольная точка № 2 «Вопрос – ответ»
Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
3. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
4. Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. (Супруг, близкие родственники)
2. Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.
-право - система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
-демократия - власть народа;
-амнистия - частичное или полное освобождение от наказания ;
-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
-свидетель-очевидец преступления;
-адвокат-защитник;
-преступление - особо тяжкое противоправное действие;
-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
Контрольная точка № 3 «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И
Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д
Контрольная точка № 4
Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ
-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р.Ф. ?(Президент)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
"Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
2термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
3 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
Контрольная точка № 5
Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в неё свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Отгадай сказку.
1. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
2. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
3. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
4. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
5. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
6. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
7. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
8. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Ребята вы нашли: Российский флаг, гимн и герб.
Флаг России изображён на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, полиции. В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдаётся лучшему военнослужащему.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
III. Заключительная часть.
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.