Квест-игра "Гражданин своей страны"

  • docx
  • 28.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Гражданин своей страны.docx

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект мероприятия на тему:

«Гражданин своей страны»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Воспитатель:

                                                                                                         Л.А. Серпович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отделение п.г.т. Осинки,

2025 г.

Цель: сформировать у воспитанников представление о правах несовершеннолетних, о Конституции РФ, символах Российского государства.

Задачи:

Образовательные:

- расширить представления детей о Конституции РФ, о символах государства.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, делать выводы;

- развивать кругозор, познавательный интерес воспитанников.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию уважения к ценностям и социальным нормам, отражённым в Конституции РФ;

- способствовать формированию ответственного и уважительного отношения к законам и символам России;

- воспитывать у детей чувство патриотизма.

Форма проведения: правовая квест-игра.

Материалы и оборудование: презентация, наглядный материал, листы бумаги, ручки, карточки с заданиями.

 

Ход деятельности:

 

I.     Вступительная часть.

Добрый день всем! В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина.

Каждый человек любит свою Родину. Россия отмечает День Конституции. А что такое конституция?

     Это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

 


II.  Основная часть.

Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.

Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.

Конституция людей любых религий

 

Единит и бережет всегда!

Я от души хочу вам пожелать,

Лишь счастья, независимо от нации,

И чаще толерантность проявлять.

В России нашей множество народностей,

Так пусть же между нами будет мир!

Освободиться нужно от условностей,

Чтоб всех нас флаг РФ объединил


   - Вы ещё школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает её законы. Он должен уважать их.

 Когда и как была принята Конституция РФ?

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. С тех пор этот день является праздничным.

     Что записано в Конституции?

 В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное, определена государственная символика.

Что относится к государственной символике?

(Герб, флаг, гимн.)

Государственный герб обязательно изображается на всех важных государственных бумагах, давая всем, кто видит эти бумаги, понять, что они важные и государственные.

Например, государственный герб украшает все указы Президента России. Также государственный герб украшает собой паспорта российских граждан и другие документы,

Государственный гимн — это торжественная песня, посвящённая Родине. Государственный гимн России исполняется во время важных государственных событий.

Государственный флаг России — это один из отличительных знаков (эмблем, символов) государства. Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть «бело-сине-красным».

Глава нашего государства. В специальной статье конституции РФ сказано, кто такой глава государства  и  чем он должен заниматься.  Кто является главой России?

Кто может быть избран президентом? Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Во-вторых, в Конституции записаны права наших граждан,  такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование».

- Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Конституция провозглашает права и свободы человека, но она же их и ограничивает.

Главное понять: любые права и свободы другого — это ограничения твоих собственных прав и свобод.

 В Конституции сказано:

Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Это значит, что ты никого не можешь убивать.

В Конституции сказано:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Это значит, что ты никого не имеешь права мучить и унижать.

В Конституции сказано:

Каждый имеет право на личную неприкосновенность. Значит, тебе нельзя ни к кому прикасаться без разрешения. Причём неважно, как ты собирался касаться: кулаком или просто так — погладить по головке. Всё равно, без разрешения — не надо.

Конституция – это свод законов. Законом ты, если хочешь, всегда можешь воспользоваться, чтобы себя защитить.

Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право на жизнь, право на семью, на учебу и отдых.

Обязанности у школьника. Это- уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно — гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

      – Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!

 

 А теперь,  ребята, приглашаю вас на квест игру: «Гражданин своей страны». 

Квест - это логическая командная игра, которая проходит по заранее определенному сценарию.

Главная цель  квест-игры – найти предмет, символ российского государства. Я, ведущий – координатор игры, вы – команды – поисковики. В каждой команде выбираете командира. Который будет осуществлять связь со мной – координатором. Вам предстоит обойти 5 контрольных точек. На каждой точке после прохождения и выполнения определённого задания вы получаете подсказку. После того, как соберёте все подсказки  воедино, у вас в руках будет так, называемая «карта», где и будет находится символ.

На контрольных точках, вам - игрокам,  будут представлены  задания-головоломки. Победителем квест игры будет считаться та команда, которая пройдет все контрольные точки за меньшее время с правильными ответами. Каждое задание будет оценено, по 5- ти балльной шкале. Максимальное время на каждом пункте не более 3-х минут. Я сейчас приглашаю командиров команд. Они вытягивают маршрут движения по контрольным точкам. Командиры возвращаются к своим командам. Итак, желаю Вам удачи!!! Начинается квест игра.

Контрольная точка № 1   

Блиц - вопросы по Конституции РФ

- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

2. Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

3. «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год                                                 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда                       1 января
3. День защитника Отечества                   9 мая
4. Рождество Христово                                1 мая
5. День Победы                                             8 марта
6 Международный женский день .           7 января

Контрольная точка № 2      «Вопрос – ответ»

Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

4. Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. (Супруг, близкие родственники)

2. Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право - система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия - власть народа;

-амнистия - частичное или полное освобождение от наказания ;

-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

-свидетель-очевидец преступления;

-адвокат-защитник;

-преступление - особо тяжкое противоправное действие;

-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

 

Контрольная точка № 3     «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —    к о р ё н б е

Семья – м я с ь е

Страна – а р а н с т

Документ – к у н т е м о д

Закон – к о н з а

Политика – и п о к а л и т

Жизнь – з и н ь ж и

Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

 

Контрольная точка № 4     

Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р.Ф. ?(Президент)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

"Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

2термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

3 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

 

Контрольная точка № 5     

Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1.  Сказка В.ГАРШИНА  «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в неё свой башмак?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства  личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».  Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».  Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».  Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

      ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Отгадай сказку.

1.     В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

2.     В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

3.     Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

4.     Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

5.     Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

6.     В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

7.     Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

8.     Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

 

Ребята вы нашли: Российский флаг, гимн и герб.

Флаг России изображён на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, полиции. В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдаётся лучшему военнослужащему.

 Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

 

III.           Заключительная часть.

           А напоследок  хочется сказать,

                               Что Родина - это как вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!