Использование мультимедийных технологий в ДОУ
В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях различных современных технологий, методов, средств при организации образовательной деятельности. Одним из таких средств являются мультимедийные презентации, которые имеют развивающий характер. Так как с их использованием появляется возможность интеграции разных видов искусства: анимации, графики, музыки, дизайна, что позволяет создать образ близкий субкультуре современных детей. Презентация — это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для педагогов рассказать детям об окружающем мире, не выходя из детского сада и не летая в дальние страны.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей и структурированной информацией в алгометрическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Педагогами нашего детского сада были разработаны мультимедийные презентации по следующим тематическим блокам: страны, транспорт, животные нашей страны, архитектура и другие. Условно все презентации, которые используются нами на занятиях, можно разделить на несколько групп: - обучающие презентации, т.е. ознакомительные, вводные, к ним относятся тематические презентации и презентации, разработанные в рамках проектов; - интерактивные игры-презентации; - обобщающие презентации, которые используются на этапе завершения проекта или темы. Обучающие презентации используются на начальном этапе, когда необходимо погрузить ребенка в предмет обучения. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Тематические презентации позволяют сделать занятие более интересным и динамичным. В обучающих презентациях есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Учитывая интересы детей к игре, разработан ряд интерактивных игр- презентаций, которые содержат игры, игровые упражнения, направленные на закрепление изучаемого материала. Они развивают зрительную память, логическое мышление, воспитывают интерес к изучаемым объектам, вызывают положительные эмоции. Дети самостоятельно выполняют разнообразные задания. Во время занятия дошкольникам предоставляется возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка. Именно дошкольникам с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта. Очень популярны у воспитанников Легозагадки. Опыт применения медиатехнологии в детском саду позволил выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ. За счет высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение, творческие способности. Значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных способностей. Актуальность, значимость и соответствие требованиям ФГОС ДО Мультипликация уже давно рассматривается как средство воспитания. Исследованиями влияния анимационных фильмов на развитие ребенка занимались О.В. Казачек, М.И. Медведева, Н.П. и др. В книге «Мультфильмы своими руками» Юрий Ешуанович Красный и Лина Ивановна Курдюкова сказали, что применение технологии мультипликации развивает детей «…является наиболее естественной для детского и подросткового возраста: мультипликация стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление…», «…занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности…». Приобретение мультстудии, позволило организовать работу кружка «Мультстудия», где юные мультипликаторы могут создавать свои авторские мультфильмы, проявляя свои творческие способности. Цель: внедрение мультипликационной деятельности в образовательный процесс. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: 1. организовать совместную деятельность в мультипликационной студии; 2. познакомить дошкольников с техниками и алгоритмом мультипликационной деятельности; - формировать умения воспитанников организовывать свою деятельность (ставить цель, искать и находить решение проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел); Методическая новизна пособия заключается в обновлении содержания педагогического процесса путем объединения различных видов детской деятельности в процессе создания мультфильмов. Новизна предусматривает: - изменение подходов к организации образовательного процесса: использование мультипликационной деятельности как средство достижения результата своих действий воспитанниками, что обеспечивает реализацию программы по развитию вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка; - адаптация процесса создания мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста; - преемственность на всех уровнях образования, в том числе и дошкольном, что обеспечивает реализацию региональной системы образования и воспитания; - максимальное включение воспитанника во все виды деятельности, расширение его собственного познавательного опыта. Прежде, чем приступить к процессу создания мультфильмов, необходимо изучить аннимационные техники, в которых они создаются, и выбрать наиболее оптимальные для педагога с учетом. Среди множества существующих анимационных техник, используются наиболее доступные: • анимация на основе аппликации методом перекладывания составных частей; • рисование на различных сыпучих материалах (песке, крупе и т. д.); • пластилиновая лепка путем покадровой съемки пластилиновых объектов с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами; кукольная объемная анимация, где куклы из различных материалов являются персонажами, а съемочным пространством – макетвозраста детей. Мелкими шагами по мультипликации ШАГ 1. Организация мультипликационной студии Условия, для организации мультипликационной деятельности создать не сложно. Основное оборудование для создания мультипликационных фильмов: • Цифровой фотоаппарат (может быть использована видеокамера с функцией покадровой съемки). • Штатив, на который крепится фотоаппарат или видеокамера. • Мультстанок (стол, макет и др.), приложение 3. • Лампы дневного света с подвижным механизмом, изменяющим направление освещения. • Компьютер с программой для обработки отснятого материала. • Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма). • Диктофон или микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма). • Художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие). • Диски для записи и хранения материалов. • Устройство для просмотра мультипликационных фильмов. Это могут быть: DVDпроигрыватель, проектор с экраном или монитор компьютера. ШАГ 2. Организация педагогического процесса Для того чтобы заниматься мультипликационной деятельностью необходим алгоритм действий, так как работа по созданию мультфильмов ведётся по определенному плану, который реализуется через различные виды деятельности. В своей работе применяю алгоритм, разработанный Е.Р.Тихоновой (таблица 1): ШАГ 3. Сюжет (история) мультфильма В каждом мультфильме обязательно рассказывается какая-то история. Когда ты рассказываешь историю, то слушателю должно быть интересно. Чтобы создать свою историю, педагогу необходимо организовать поиск информации, это может быть: поисково-исследовательская деятельность, чтение литературы, наблюдение на прогулке и др. После этого выбирается основная идея мультфильма и в процессе совместного с детьми обсуждения пишется сценарий: воспитанники предлагают варианты того, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает, и выбираем наиболее интересный вариант решения происходящего. ШАГ 4. Раскадровка Сюжет готов, теперь необходимо создать так называемую раскадровку, которая предполагает разбивку на эпизоды с определением их длительности и происходящего действия, планы (дальний, общий, средний крупный, сверхкрупный, деталь), описание действия, происходящего в эпизоде, картинку эпизода. ШАГ 5. Герои мультфильма В каждом мультфильме есть свои герои – звери, люди, разные чудные и диковинные существа. Показать этих героев можно по-разному: их можно нарисовать или слепить, вырезать из бумаги, все зависит от техники анимации, которую выбирают педагог с детьми. Для каждого мультфильма необходим фон, в соответствии с сюжетом. Оформление фона зависит от фантазии создателей мультфильма, его можно нарисовать, собрать из конструктора Лего, оформить из ткани и т.п. ШАГ 6. Оживающая история (монтаж мультфильма) История, рассказанная словами, отличается от истории, показанной в мультфильме, в котором используется все, что можно извлечь из слов, голоса и жестов. В мультфильме вместо слов – живые картинки, кадры. А вместо предложений – сцены. Устанавливаем героев в первоначальную позицию и подключаем программу создания анимационных фильмов, и делаем первый кадр. Во время съёмки воспитанники управляют пластилиновыми или нарисованными героями, стараются менять их позы и местоположение, каждые 10-15 кадров просматриваются в быстром темпе и неудачные тут же удаляются. Очень важно движение камеры. Оно существенно оживляет фильм. Несколько главных типов движения камеры: Панорама – камера двигается по горизонтали, по вертикали или по диагонали. Наезд – камера постепенно приближается. Отъезд – камера постепенно удаляется. Немаловажным является «правильный» источник света. Это может быть настольная лампа или небольшой прожектор. Веб-камеру закрепляем так, чтобы полностью исключить возможность сдвига. После того как все кадры сняты, начинаем монтаж мультфильма. Это делается на компьютере с использованием программ: Windows Movie Maker, Hue Animation, Мультипликатор, Corel Video. ШАГ 7. Говорящая история (озвучивание) Мультфильм готов, осталось добавить звуки, титры. В мультфильме автор работает с тремя основными типами звуков – это голос, музыка и шумы. Голос, то есть слова, которые произносят актеры, озвучивающие персонажей мультфильма. Это может быть педагог или ребенок, важно, чтобы голос передал настроение героя, его повадки, образ. Музыка и шумы отвечают за общее настроение мультфильма, они могут быть иллюстрацией событий, придавать новый, неожиданный смысл. Бывает так, что в фильме используется только один тип звука: или речь, или музыка, или шумы. Но чаще всего их используют все вместе. Звуки можно взять готовые, но детям доставляет огромное удовольствие делать это самостоятельно, при помощи микрофона. Когда все готово получившаяся работа переводится в формат видео и можно наслаждаться просмотром. Для реализации проекта «Детям о Великой Войне», мы с коллегой и с воспитанниками организовали работу по созданию своих авторских мультфильмов. Проект разрабатывали в течение всего учебного года. Каждый мультфильм был создан в течение одного месяца поэтапно. Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий: – детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога; – все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить; – ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь; – дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе. Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта. Дети сами создавали лес, слепили животных. Дети изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажамикуклами оказалась более интересной, чем зарисовка. Лес был изготовлен из подручных материалов, небо с солнышком и трава были нарисованы подгруппами детей. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир. Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку. В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки людей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания). Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку. Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста. Результат наших работ был представлен на мероприятии «Семейный киносеанс». Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства. При этом просмотром мультфильма этот вид проектной технологии не закончился, поскольку дети наперебой стали предлагать уже свои собственные сюжеты для съемки нового мультфильма. Идеи просто стали «бить ключом». Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи: – Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия. – Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них. – Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии мультстудии, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма. Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей. Заключение. Практическая значимость, транслируемость, тиражируемость и перспективность применения пособия За время реализации проекта по созданию мультфильма мы добились определенных результатов. Вовлечение дошкольников в активную совместную с воспитателем деятельность, будет способствовать развитию познавательного интереса в дальнейшей учебной деятельности дошкольников теперь уже подготовительной группы. Мною и воспитателем старшей, подготовительной группы была проведена экспериментальная работа, направленная на оценку уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшего возраста. Всего в исследовании приняло участие 20 человек. По итогам начального исследования нами был сделан вывод о необходимости внедрения корректирующей программы для развития более высокого уровня сформированности познавательного Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию подлинных познавательных интересов. В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности. В результате вклад каждого ребенка в мультфильм свой, уникальный. Юные мультипликаторы сами рисуют декорации, делают атрибуты. При создании мультфильма дошкольники закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Список использованной литературы 1. А. А. Гусакова «Мультфильмы в детском саду» ТЦ «Сфера», М. 2010 г. 2. Анна Милборн Я рисую мультфильм – М.: Эксмо, 2006 3. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. - №1. -С. 21-39. 4. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. – 2003. - №2. – 234 с. 5. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.