Квест-игра, посвящённая творчеству В. Белова.
Оценка 4.6

Квест-игра, посвящённая творчеству В. Белова.

Оценка 4.6
Игры
doc
воспитательная работа
16.11.2022
Квест-игра, посвящённая творчеству В. Белова.
Квест-игра ЛАД 2022г..doc

 МБОУ ВМР « Погореловская основная школа»

 

 

 

Квест-игра «В стихии народной жизни» ( по книге В.И. Белова «Лад»)

 

    Цель: формирование читательской компетентности учащихся по   литературному краеведению, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, грамотного и активного пользователя информации.

Задачи: 1. пробудить интерес к творчеству В.И. Белова;

              2. прививать любовь к народной культуре и  речи родного края;

              3. развивать творческие способности учащихся;

             4. создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования

                           

Участники игры: обучающиеся 5-7 классов

Подготовка к игре:

1.     За неделю до игры детям даётся задание прочитать книгу «Лад» В.И. Белова.

2.     Создаются смешанные команды из желающих участвовать в игре по 5 человек, выбирается капитан, дети придумывают название, девиз, связанные с книгой «Лад» В.И. Белова.

3.     Организаторы игры готовят задания на каждую станцию, подбирают помощников из числа старшеклассников, родителей, библиотекарей, учителей для организации работы на  каждой станции.

Перед началом игры команды собираются в актовом зале. Организаторы игры с помощью презентации знакомят с биографией и творчеством В.И. Белова. Затем команды  приветствуют друг друга, получают маршрутные листы и отправляются по станциям для выполнения заданий. После прохождения всех станций подводятся итоги, награждаются победители.

Оборудование: раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, 7 шкатулок, проектор, экран.

Станция «Застольщина»

Ведущий на станции: Русская национальная кухня имеет свои особенности. Разнообразие стола зависело от времени года, местных традиций, личного пристрастия хозяев. Во время постов ели постную пищу, скоромную себе не позволяли. Крестьянский стол целиком «вырастал» на паханой полевой полосе, на покосе, в лесу, на огороде, на реке.

Дети получают на карточке описание рецепта приготовления русского национального блюда или напитка. Нужно определить, что это за блюдо или напиток. За каждое правильно названное блюдо – 1 балл

 

1.     Ноги и голову животного палили на углях и хранили до праздников. Варили в обширном чугуне в печи. По посудинам разливали бульон и добавляли в него разделанное мясо. На стол подавали застывшим. Часто его хлебали в квасу. (Студень или холодец)

2.     Рожь мочили в мешках в реке летом, зимой в кадках дома. Разбухшую рожь тонким слоем рассыпали на полу, поливали водой,  Когда ростки проросшей ржи срастались, их растирали, мочили и укладывали опять в мешки, укрывали и солодили 4-5 дней. Когда пахло солодом, мешки выносили на овин и сушили солод, то и дело шевелили его. До конца не досушивали, веяли, мололи, варили сусло. В сусло засыпали хмель, кипятили, остужали, разливали по кадкам, добавляли мел.  Весь процесс приготовления этого напитка длился не менее двух недель. (Пиво)

3.     Варили из ободранного ячменя. Мочили и толкли в мокрой ступе зерно, добавляли горох. После варки получалось вкусное блюдо, древнейшая славянская еда, употребляемая ещё во время языческих ритуалов. (Кутья)

4.     Любимейшее русское блюдо. В обычные дни варили в чугунах. Большуха  квасила овсяные высевки, заранее пускала в ход сулой, утром процеживала и варила у огня. Горячее блюдо густело на глазах, надо есть – не зевать. Хлебали вприкуску с ржаным хлебом, заправляя сметаной или постным маслом. Блюдо остывало, и его можно было резать ножом. (Овсяный кисель)

5.     Наливали в чашку кипятка, крошили туда хлеб, лук, добавляли по вкусу льняного масла и соли. (Тюря)

Согласны – не согласны

1 балл за каждый правильный ответ. (Отвечают сразу)

1.     Губник – пирог с мясом. (Нет, с грибами)

2.     Посыпушки – пироги, политые сметаной, посыпанные крупой. (Да)

3.     Пареница – блюдо из пареной моркови. (Нет, из репы)

4.     Сущ – солёная рыба (Нет, сушёная)

5.     Подорожники – пироги, выпеченные перед отъездом кого-либо из дома. (Да)

 

Станция « Волшебная шкатулка»

В каждой шкатулке что-то находится. Об этих предметах В.И. Белов рассказывает на страницах своей книги. Команда слушает рассказ о предмете, находящемся  в шкатулке. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1 шкатулка

На протяжении многих веков – спутник женской судьбы, женская радость и женское горе. Мужские руки его почти не касались. Расстилали для просушки рядами тонким слоем . Получались длинные дорожки, словно половики. Женщины приговаривали: «Лежи, …, потом встань, да в зеркало поглядись, не улежался – так ляг и ещё полежи – только удайся белым да мягоньким». (Лён)

2 шкатулка

В 30-е годы перед Великой Отечественной войной в некоторых северных городах был обычай среди девушек  - задолго до свадьбы дарить это своим ухажёрам. Нелюбимые кавалеры могли добыть это силой – «выхватывали». (Платок)

3 шкатулка

Виртуозно с этим умели обращаться опытные хозяйки. Держа это в зубах, хозяйка могла нести два полных ведра скотине. Затем втыкала в стенную щель, пока поила животных. А в осенние тёмные ночи, в жёсткий ночной мороз из деревни в деревню ходили с этим предметом. (Лучина)

4 шкатулка

 Самое древнее и распространённое северное сырьё, использовавшееся разными мастерами. Изготовляли обувь, игрушки, посуду, маски, утварь. Легко добывается и хорошо поддаётся обработке. Материал лёгкий, прочный, не пропускает воду, полезен для здоровья. (Береста)

В 5 шкатулке находятся листочки, на которых записаны стадии обработки льна.

Расположить  по порядку стадии работы со льном.

(Теребление льна, обмолот, расстил, мятка, трёпка, очес, пряжа, обработка пряжи, тканье, выбеливание.)

6 шкатулка

Не иметь его в доме означало то же, что в нынешние времена вставать по соседскому будильнику. Он в доме главный побудчик. Первая побудка была в полночь,  и слышали её одни чуткие старики и старухи, после второй вставали хозяйки и глядели квашню, третья  побудка окончательно поднимала хозяйку на ноги. (Петух)    

7        шкатулка

Это клали между рамами в доме, чтобы убрать лишнюю влагу

                                                                                           (древесный уголь)

Станция «Родное гнездо»

 

Ведущий на станции: Родной дом, баня, двор, гумно, амбар, поля, поскотина, гари, покосы – сосредоточение хозяйственной жизни человека, центр всего крестьянского мира.

1.     задание. Объяснить, что такое поскотина, гумно, амбар, двор, овин

 (1 балл за правильный ответ)

Гумно -  помещение, сарай для  молотьбы.

 Овин - строение для сушки снопов перед молотьбой.

Амбар - помещение для хранения зерна, льна, кожи, рыбы, мяса.

Поскотина - огороженные в лесу пространства для выпаса скота.

  Двор – задняя половина дома, срубленная в двух уровнях и находящаяся под общей крышей.

 2 задание.  Чуть не половину избы занимала печь. Без неё  ни согреться, ни обед сварить, ни обсушиться, ни полечиться, ни помыться. В. И. Белов в книге «Лад» рассказывает о деревенском печнике Изохе, неподражаемо клавшем печи.

Какая печь должна быть по Изохе? (за каждый правильно названный признак – 1 балл)

 (1. не угарная; 2. большая, чтобы можно полежать ребятам и старикам;  3. жаркая, но не жадная; 4. чтобы дым не выкидывала во время ветра; 5. красива и миловидна)

2.     В нашей музейной комнате много разных старинных предметов, собранных учителями и учениками. Некоторые из них упоминаются в книге В.И. Белова «Лад». Задача команды: сказать название предмета, для чего использовался. Можно показать, как им пользовались. (1балл – правильно назвали, 1 балл – рассказали, как использовали)

(Мы брали такие предметы: серп, точильный камень, жернова, цеп, коромысло, трепало, чесало, рубель, колокольчик, прялка)

 

Станция «Игровая»

Ведущий на станции: Игры — это обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Игры пронизывали всю жизнь, проникали в каждую душу.

1 задание. Игры бывают самые разные. Продолжите:

-       взрослые и                            (детские)

-       мужские и                             (женские)

-       одиночные и                         (общие)

-       весенние  и                            (зимние)

-       полезные и                            (вредные)

-       шумные и                              (тихие)

2 задание. Назовите народные игры, о которых говорится в «Ладе».

(«Старушка», «Ворон», «Лапта», в «имальцы», «лапта», «муха», «столбушка», «ладушки», «сорока кашу варила», «на пальчика», «в уточку», «в монаха», «бабки», в лодыжки)

3.     У этой игры есть современный аналог. Раньше её называли «клетки». Как называется эта игра сейчас?         (Классики)

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

Ведущий объясняет условия  игры в «имальцы», описанной В.И. Беловым. (можно взять и другую игру) Команда играет. Ведущий оценивает активность, внимательность, соблюдение правил игры.

Игра в «имальцы»

Водящему завязывали глаза, подводили к столбу. Приговаривали:

- Где стоишь?

- У столба.

- Что пьёшь?

- Чай да ягоды.

- Лови нас два годы!

«Слепой» ловил, причём если создавалась угроза наткнуться на косяк или острый угол, ему кричали: «Огонь!» Первый пойманный сам становился «слепым».

Станция «Подмастерья и мастера»

Ведущий на станции: Коренной хлебопашец испокон веку поглядывал на кустаря, переставшего кормиться землёй. Земля — основа основ — не прощала измены худосочному мастеру. Она разрешала ходить по себе с гордым достоинством только истинным мастерам, только у них могла быть спокойной совесть, и лишь подлинные знатоки своего дела, настоящие ревнители мастерства, не маялись оттого, что оставили землю.  Остальных молва окрестила не больно почётным словцом из плотницкого багажа.

1.     Как молва называла таких людей? (Зимогоры)

2.     Команда получает задание по описанию определить профессию человека

1)    Настоящие …   экономили силу. Были неторопливы. Без однорядок-рукавиц не работали. Брёвна катали, а на волочили. Времени на точку топоров не жалели. Их кормили мясными щами даже в разгар сенокоса.   (Плотники)

2)    Вахруша - как звали его за глаза и не при родне — частью сковал себе сам, частью купил клещи, ручники, кувалду, зубилья, бродки. Он за малую плату ковал лошадей, делал ухваты, светцы, кочерги, дверные пробои, гвозди. А главное - «обувал» колёса к телегам.  (Кузнец)

3)    Вся его жизнь была на природе, поэтому он был ещё опытным лесовиком, хорошо чувствовал перемену погоды, знал множество примет, умел драть корьё, бересту, плести из них лапти и другие изделия. Питался и ночевал он у всех по очереди.  (Пастух)

4)    Сваленную далеко от дома осину он заострит с обоих концов, наметит нос и корму. Затем по всему днищу наделает «сторожков» - круглых, строго одинаковых по толщине и длине палочек. Длина их будет равняться толщине днища. Он забьёт эти сторожки в отверстие, возьмёт в руки тесло и начнёт выдалбливать, выбирать, вытёсывать внутренность заветной осины. (Лодочник)

5)    Эта профессия  появились лишь после того, как перестали строить избы « по- чёрному», когда дымоход был выведен через крышу и потолок. Трубу и кожух из глины не собьёшь, нужен кирпич, а вместе с тем и особый мастер. (Печник)

Станция «Начало всех начал»

Ведущий на станции: Пословицы не остаются неизменными. Они переосмысливаются, появляются в иной форме. На страницах «Лада» писатель часто употребляет пословицы.

1 задание. Вспомнить аналоги пословицам, которые встречаются у В.И. Белова.

1)    Не родись пригож, родись удачлив. (Не родись красивой, а родись счастливой)

2)    Живая кость мясом обрастает (Были бы кости, мясо нарастёт.)

3)    Бояться волков — быть без грибов ( Волков бояться — в лес не ходить.)

4) Одному против многих не замышлять. (Один в поле не воин)

5) Учи других, и сам поймёшь. (Повторенье – мать ученья.)

За каждую правильно названную пословицу — 1 балл

2 задание. Объясните пословицу:

 Бранятся, на мир слова оставляют.   (2 балла за полное объяснение)

(Слова годятся для мирной беседы, только в обоюдном разговоре можно избежать брани, то есть войны)

Ведущий на станции: Частушка стала популярным самым распространённым из всех живущих ныне фольклорных жанров. Она жила и живёт по своим, только ей самой известным законам.

3 задание

Спойте частушку и объясните выделенные слова:

Перебейка из-за дроли

потеряла аппетит,

У меня после изменушки

Нежёвано летит. (Перебейка-разлучница, соперница                                                  дроля - жених )

Ведущий на станции: Всегда ли частушка выражала радость, веселье?

 (Нет. Она пелась и во время горя. Например, молодая вдова пела, потеряв мужа:

Ягодиночку убили,

Да и мне бы умереть,

Ни который никоторого

Не стали бы жалеть.

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Ведущий на станции: Зимними вечерами, на беседах без пляски, загадки служили хорошим подспорьем в играх и развлечениях.

Отгадайте загадки (по 1 баллу)

1.     Криво да лукаво, куда побежало? Стрижено да брито, тебе дела нету.

    (Речка, которая течёт среди скошенного луга, поля)

2.     В круглом окошке днём стекло разбито, ночью опять цело. (Прорубь)

3.     Дважды родился, ни разу не крестился, а первый на свете певчий.                 (Петух)

4.     По какой дороге полгода ездят, полгода ходят? (Река)

5.     Сидит кошка на окошке, и хвост как у кошки, а не кошка. (Кот)


6.    

МБОУ ВМР « Погореловская основная школа»

МБОУ ВМР « Погореловская основная школа»

Ноги и голову животного палили на углях и хранили до праздников

Ноги и голову животного палили на углях и хранили до праздников

В 30-е годы перед Великой Отечественной войной в некоторых северных городах был обычай среди девушек - задолго до свадьбы дарить это своим ухажёрам

В 30-е годы перед Великой Отечественной войной в некоторых северных городах был обычай среди девушек - задолго до свадьбы дарить это своим ухажёрам

Чуть не половину избы занимала печь

Чуть не половину избы занимала печь

Чай да ягоды. - Лови нас два годы! «Слепой» ловил, причём если создавалась угроза наткнуться на косяк или острый угол, ему кричали: «Огонь!»

Чай да ягоды. - Лови нас два годы! «Слепой» ловил, причём если создавалась угроза наткнуться на косяк или острый угол, ему кричали: «Огонь!»

Не родись пригож, родись удачлив

Не родись пригож, родись удачлив
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2022