КВЕСТ-ИГРА «Нас это не коснется»
Целевая аудитория: обучающиеся 6–7 классов.
Ожидаемый эффект: (предполагаемые результаты применения активности):
а) для обучающихся старших классов – организаторов (9 класс):
- формирование навыков анализа и подбора кейсовых ситуаций, связанных с буллингом для проведения интерактивного занятия «Нас это не коснется!» (с помощью классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога);
- развитие навыков проведения интерактивных занятий в 7-8 классах;
- содействие развитию чувства ответственности в ходе подготовки к интерактивному занятию и в период его проведения;
- получение навыков коммуникативного общения с участниками занятия 7-8 классов.
- развитие коммуникативных, регулятивных и личностных УУД;
б) для целевой аудитории (обучающихся 7-8 классов):
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие умения поиска путей выхода и решения из сложных ситуаций, связанных с буллингом и понимание того, что всегда можно найти решение;
- формирование представления как «быть на месте «жертвы» и умении оказать ей помощь в выходе из ситуации, связанной с буллингом;
- содействие развитию чувства понимания «Ты не один!» и умении обратиться за помощью в прекращении травли.
- активизация знаний по теме «Буллинг»,
- развитие толерантности, навыков межличностного взаимодействия,
Время, необходимое на подготовку: 1 неделя
Время, необходимое на проведение: 60 минут.
Вспомогательные материалы: мультимедийное оборудование, маршрутные листы, задания игрокам. (см. приложения 1-7), видео (см. ссылки 1-4).
Краткое описание идеи: Подготовка и участие в квест-игре дает возможность ребенку на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Квест-игра по профилактике буллинга формирует в детях понимание того, что от их действий зависит не только их собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей.
План подготовки:
1. Для организации и проведения интерактивного квеста «Ты не один!» приглашаются обучающиеся 9 класса в количестве 6 человек (по количеству станций) .
2. Организаторы (обучающиеся 9 класса) должны подобрать несколько кейсовых ситуаций для целевой аудитории, связанных с проблемой буллинга в школе. Это могут быть ситуации, происходящие на данный момент в школе, либо ситуации связанные со своими наблюдения в школе, в столовой, либо ситуаций из СМИ, либо ситуации, представленные классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом и т.д .
3. Все подобранные кейсовые ситуации необходимо обсудить с классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом и т.д.
4. Разработка маршрутных листов.
5. Подготовка видео мультфильмов «Ну,погоди», «Теремок», «Морозко» , обзор сериала «Плакса», ролик «Отвали».
6. Разработка заданий, вопросов, ребусов
7. Предварительный просмотр сериала «Плакса».
8. Проведение инструктажа для ведущих игры.
9. Репетиция песен и стихотворений
Функции ведущих (организаторов):
1. Главный ведущий должен соблюдать время работы на станциях, инструктировать участников и подвести итоги занятия.
2. Ведущий квеста должен фиксировать всю полученную информацию от группы и следить, чтобы все принимали участие в обсуждении, поощрять высказывание идей, решений. Все идеи, решения принимаются без критики. Задавать как можно больше вопросов, провоцировать на поиск решения.
6. Подготовить вопросы для обсуждения на заключительном этапе квеста.
Подробное описание
Основной этап проведения интерактивного квеста «Нас это не коснется»
Этап. Цель этапа. Деятельность организаторов. Деятельность обучающихся
1 Мотивационно-побудительный: Создание положительного эмоционального настроя в коллективе, организация команд для участия в проведении игры.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята, начнем мы сегодня наше занятие с игры "Поменяйтесь местами". Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также лучше узнать друга».
Описание игры: Из круга убирается один стул, водящий встает в центр круга. Водящий предлагает поменяться местами тем, кто: любит сладости, умеет играть на гитаре, занимается спортом, любит рисовать и т. п. Когда кто-то встает, задача водящего — занять освободившееся место. Оставшийся в центре круга становится новым водящим. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что и о ком запомнил, а, во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем запомнили. После упражнения четверо сидящих рядом учащихся становятся членами одной малой группы. Обучающиеся играют в игру
2 Организационный Организация команд, выбор капитана Ведущий: «Сегодня мы с вами будем участвовать в квест-игре "Нас это не коснется"». Выберите капитана своей команды. Капитаны, получите маршрутные листы. Команды выбирают капитанов, капитаны получают маршрутные листы. Работа с квест-маршрутами (Приложение № 1)
Актуализация знаний о буллинге
Станция № 1 «Терминологическая». Место проведения — библиотека. Раздаются ребусы (приложение № 2), на которые обучающиеся должны дать ответы, пользуясь разнообразными источниками информации: словарями, газетными статьями, Интернет-ресурсами. В помощь ребятам раздаются карточки с расшифровкой слов, которые были зашифрованы в ребусах ( Приложение № 3)
Команда отвечает на вопросы:
• Что такое буллинг?
• Насколько он распространен в школах России?
• Какие признаки у буллинга?
• Кто является действующими лицами буллинга?
Нравственное воспитание, развитие сочувствия и милосердия
Станция № 2 «Проблемная». Место проведения — кабинет психологической разгрузки. Ведущий демонстрирует краткий обзор сериала «Плакса» (Ссылка №1)
История
Маши, подростка, переживающего сложный период адаптации в новой школьной
обстановке, освещает трудности, с которыми сталкиваются многие подростки. После
переезда с семьей в новый город, Маша оказывается в среде, где доминируют
агрессия и конфликты, сильно отличающиеся от привычной ей атмосферы престижной
гимназии. В новой школе она сталкивается с буллингом и унижениями со стороны
одноклассников, что становится серьезным испытанием для ее психологического
состояния.
Однако в середине этих трудностей, Маша находит утешение и спасение в музыке.
Это увлечение помогает ей найти друзей среди единомышленников и создать
собственную музыкальную группу. Музыка становится для нее способом
самовыражения и побегом от тяжести школьных дней. Эта история иллюстрирует
важность хобби и интересов в жизни подростков, а также показывает, как важно
найти поддержку и понимание среди сверстников в сложные моменты жизни. Важность хобби и
· О чем этот фильм?
· Как вы думаете, эта тема актуальна для нашего времени? А для нашей школы?
· Сталкивались ли вы лично с ситуацией буллинга?
· Где, когда?
· В какой роли?
· Как можно решить данную проблему?
· Обучающиеся обсуждают сериал.
· Отработка навыков конструктивного решения проблем
Станция № 3 «Кинозал» Ведущий предлагает командам посмотреть ролик «Отвали». Проводится обсуждение, как бы участники поступили на месте героев. (ссылка № 2)
Станция № 4 «Съемочная площадка» Место проведения — холл 2 этажа
Обучающиеся:
• отвечают на вопрос,
• распределяют роли;
• разыгрывают эпизоды данного ролика.
Затем ведущий предлагает командам попробовать на практике решить возникающие проблемы. Цель — прийти к примирению (за это отвечает третья сторона — наблюдатель). скрыты роли агрессора, жертвы, наблюдателя. Итоговый сбор, рефлексия Подведение итогов, рефлексия
Станция № 5 «Учимся с детства»
Ребятам предлагается просмотр видео «Буллинг в мультфильмах». После просмотра ребята вспоминают, в каких еще мультфильмах, не показанных в ролике, есть случаи буллинга и травли. (ссылка № 3)
Станция № 6 «Музыкальная». Место проведения — кабинет психологии. Песня-поддержка «Особенный такой» (Ссылка № 4) Ученики получают текст песни ( Приложение № 4) и поют все вместе, взявшись за руки.
Ведущий: «Давайте подведем итог игре. Все команды хорошо справились с заданиями. А теперь каждый участник ответит на вопрос: что мы должны делать, чтобы каждому в нашем классе было хорошо?» На экране появляются правила класса.
( Приложение № 6)
Заключительный этап квеста
Главный подводит итоги, проводит рефлексию, в ходе которой всем участникам можно задать следующие вопросы:
1. Что Вы знаете из того, чего не знали раньше до участия в квесте
2. Какая часть занятия была для Вас наиболее эффективна?
3. Как бы Вы повели себя сейчас, если бы оказались участниками одной из ситуаций связанной с буллингом?
4. Что Вы поняли и чему научились?
что мы должны делать, чтобы каждому в нашем классе было хорошо?» На экране появляются правила класса.
Предлагается разместить правила класса в классном уголке. Ребятам дарятся на память календари со смыслом сегодняшнего занятия.
( Приложение № 7)
Вывод:
Таким образом, в рамках четкой структуры и понятных правил создается непринужденная доброжелательная атмосфера. С помощью данного занятия можно за период от сорока пяти минут до 1 час. собрать информацию, объединить видение, найти пути решения на вопросы предложенных ситуаций и достичь ожидаемого эффекта как для обучающихся старших классов – организаторов (9 класса), так и для целевой аудитории (обучающихся 7- 8 классов).
Интерактивное занятие подготовила Е.М.Листратенко
Ссылка № 1 Сериал «Плакса»
http://12feb.hd.kinolimon.pro/4-plaksa-2024-02-13-19-00.html
Ссылка № 2 Ролик «Отвали»
https://vk.com/video?q=отвали&z=video-187229321_456239024%2Fpl_cat_trends
Ссылка № 3 на клип «Буллинг в мультфильмах»
https://www.youtube.com/watch?v=s9jwSwtqG38
Ссылка № 4 на клип «Особенный такой»
https://yandex.ru/video/preview/4715738643258587051
Приложение 1
Маршрутный лист
№ |
Название станции |
Место станции |
Время |
1 |
Терминологическая |
Библиотека |
10 мин. |
2 |
Проблемная |
Кабинет информатики |
15 мин |
3 |
Кинозал |
Актовый зал |
10 мин |
4 |
Съемочная площадка |
Холл |
10 мин |
5 |
Учимся с детства |
Кабинет информатики |
10 мин |
6 |
Музыкальная |
Кабинет музыки |
5 мин |
Приложение № 1
Приложение 3
Абьюз (от англ. abuse — «злоупотребление» и «плохое обращение») — проявление физического или психологического насилия по отношению к человеку, независимо от возраста и гендерной принадлежности.
Буллер (булли) – инициатор буллинга.
Клевета — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Моббинг (англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Насилие — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное на себя или иное лицо или группу лиц, которое влечет или с большой вероятностью может повлечь нанесение телесных повреждений, психологической травмы, смерть, отклонения в развитии или другой ущерб.
Сталкинг — (от англ. stalking — преследование) — нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.
Аутинг – вопреки желанию человека размещают в публичном доступе информацию о нем. По-нашему – без спросу выносят сор из избы. Бесполезно вступать в дебаты и оправдываться. Обозначьте свою позицию по поводу опубликованного и этого будет достаточно.
Стигма – социальный ярлык, имеющий негативный оттенок и приводящий к неодобрению или неприятию человека.
Травля — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого члена коллектива.
Троллинг (от англ. trolling — «ловля рыбы на блесну») — вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения; речевая провокация с целью эскалации коммуникативного конфликта.
Бодишейминг — дискриминация людей, основанная на том, как выглядит их тело.
В основе данного явления лежит несоответствие общепринятым стандартам красоты, любое отклонение от них. Жертвами бодишейминга становятся люди разных возрастов, рас,
Приложение 4
Есть ты, есть я, мы с тобою не похожи.
И ты, и я быть как все не можем –
Ты один такой!
Открой глаза и увидишь, что напрасно
Печален был, жизнь твоя прекрасна –
Ты особенный!
И если кто-то вдруг в беде
И нуждается в тебе
Помни, что ты есть -
единственный.
Не важно, как ты идёшь,
Не важно, как ты поёшь.
Во всём мире есть один -
Единственный такой.
Попробуй, пройди весь свет -
Другого такого нет,
Такое лицо одно,
Тебе оно дано.
Ты такой.
Есть ты, есть я, мы с тобою не похожи.
И ты, и я быть как все не можем –
Ты один такой!
Открой глаза и увидишь, что напрасно
Печален был, жизнь твоя прекрасна –
Ты особенный!
И если кто-то вдруг в беде
И нуждается в тебе
Помни, что ты есть -
единственный.
Не важно, как ты идёшь,
Не важно, как ты поёшь.
Во всём мире есть один -
Единственный такой.
Попробуй, пройди весь свет -
Другого такого нет,
Такое лицо одно,
Тебе оно дано.
Ты такой.
Приложение 5
Давайте
быть внимательней друг к другу,
Давайте быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку,
становимся мы сами чуть сильней.
Давайте будем чутче и мудрее
Побольше
слушать, меньше говорить.
Подобно Данко или Прометею,
другим тепло сердец своих дарить.
Но даже если в твоём сердце - стужа-
И если жизнь скатилась под откос –
Найди того, кому гораздо хуже-
И помоги. Но лишь не вешай нос!
И чьи-то благодарные улыбки-
В любой
мороз вас будут согревать!
И в этом мире - немощном и зыбком
Вам не дадут споткнуться и упасть.
Добро творите, рук не опускайте,
Цените
каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
Дарите людям больше доброты,
Однажды она к вам вдвойне вернётся.
И счастье за это улыбнётся,
И расцветут для вас весенние цветы.
Дарите людям больше доброты!..
Не только в дни рождения, и в будни,
Ведь каждому из нас бывает трудно-
От этой ежедневной суеты.
Дарите людям больше доброты!..
Им говорите чаще комплименты.
И не жалейте Вы аплодисментов,
когда заслуживает кто-то похвалы,
Пожалуйста, дарите людям больше доброты!!!
Приложение 6
Правила класса
1. Принимать мнение другого человека.
2. Уважать чувство человеческого достоинства.
3. Уважать права других.
4. Принимать другого таким, какой он есть. 5. Уметь ставить себя на место другого.
6. Уважать право быть другим.
7 Признавать многообразие людей, мнений, религий и т. д.
8. Признавать равенство других.
9. Отказаться от насилия и жестокости по отношению друг к другу.
10 Отказаться от равнодушного отношения к чужой беде.
Приложение 7
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.