УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«По следам истории Великой Отечественной войны»
Овчиян Елена Валерьевна, методист
Квест
«По следам истории Великой Отечественной войны»
Цель: гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, сохранение исторической памяти о героическом прошлом нашего народа.
Задачи:
- формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение к знаниям истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
- побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего
кругозора;
- развивать у обучающихся умение работать в команде, мотивация к познавательной деятельности;
- развивать интеллектуальные способности и коммуникативные компетенции обучающихся;
- воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Форма: игровой квест.
Участники: обучающиеся 13-15 лет. Участвуют от 2-х до 4-х команд, по 7 человек в каждой.
Оборудование и материалы:
- маршрутные листы (Приложение 1)
- материал для станции «Дорогами войны» (Приложение 2)
- материал для станции «Шифровка» (Приложение 3)
- материал для станции «Музей истории» (Приложение 4) Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники квеста! Мы рады приветствовать всех на мероприятии, посвященном Дню Победы.
22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска вероломно вторглись на территорию Советского Союза. И все: и стар, и млад встали на защиту своей страны. Вчерашние школьники добровольно уходили на фронт на защиту родной земли.
1418 дней и ночей шла самая страшная и кровопролитная война. Советский народ разгромил немцев и спас европейские народы. Война завершилась капитуляцией фашистской Германии в мае 1945 года. А 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. С того исторического события прошло 75 лет и ежегодно 9 мая мы отмечаем День Победы над немецкими захватчиками.
Мы предлагаем вам стать главными героями увлекательнейшего путешествия, изучить объекты, связанные с известными боевыми событиями Великой Отечественной войны. Ведь только знания, добытые самостоятельно, запомнятся вам надолго.
В нашем квесте 5 станций:
- станция 1 – «Дорогами войны»;
- станция 2 – «Шифровка»;
- станция 3 – «Полевой госпиталь»;
- станция 4 – «Музей истории»;
- станция 5 – «Знамя Победы».
Вам предстоит преодолеть непростые задания на смекалку, ловкость, эрудицию, внимательность, а также на слаженность команды, потому что только дружная команда сумеет справиться со всеми испытаниями и раскрыть все секреты нашего квеста.
Надеемся, что сегодня наш квест пройдет в обстановке дружеской взаимопомощи. Каждая команда получит маршрутный лист, по которому должна пройти все станции. На станциях вы выполняете задания, выданные руководителем станции, которые и будут оценивать вашу подготовку и ставить отметку о ее выполнении в баллах. Задания квеста должны выполняться быстро, четко и дружно. По количеству набранных баллов будет определен победитель.
Команды на старт! Желаем всем успеха!
СТАНЦИЯ 1. «Дорогами войны»
Задание №1 «Угадай битву или сражение»
1. Битва, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к этому городу. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября 1941 года. Первый этап битвы с 30 сентября по 05 декабря 1941 года носил оборонительный характер. Второй этап с 5 декабря 1941 года по 20 апреля 1942 года это контрнаступление Советской Армии. В этой битве немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1500 танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. (Битва за Москву).
2. Началась эта битва 17 июля 1942 года и закончилась 02 февраля 1943 года. Советские войска мужественно сражались, но приходилось отступать: у противника был численный перевес в технике и бойцах. Этот город был важным стратегическим пунктом: в нем располагались советские заводы, производившие военною вооружение, через город проходил один из торговых путей страны. Эта битва стала переломным моментом в войне. Это была первая крупная победа советских войск и первое крупное поражение немецких. Здесь впервые сдались в плен тысячи немецких солдат, офицеров, а также фельдмаршал немецкой армии. Советские воины бились до последней капли крови, сражаясь за каждый дом и за каждый метр этого города, который был полностью разрушен. Немаловажным было для народа еще и то, что город был назван в честь
руководителя страны. (Сталинградская битва).
3. Эта битва была запланирована немецко-фашистскими захватчиками под предводительством Гитлера в ответ на битву под Сталинградом, где они потерпели сокрушительное поражение. Немцы, как обычно, хотели напасть внезапно, но случайно попавшийся в плен сапер-фашист, предал своих. Он сообщил о том, что ночью 05 июля 1943 года гитлеровцы приступят к операции «Цитадель». Советской армией принимается решение начать битву первыми. 12 июля 1943 года ознаменовано величайшим танковым сражением на поле под станцией Прохоровка. После проведенного сражения гитлеровцам пришлось сменить нападение на оборону. Этот день стоил им огромных человеческих потерь (около 10 тысяч бойцов) и разгрома 400 танков. За три дня, с 16 по 18 июля Центральным фронтом была ликвидирована гитлеровская группировка. В дальнейшем они подверглись авиационному преследованию и таким образом
были отброшены на 150 км к западу. (Курская битва).
4. Битва продолжалась с 26 августа по 23 декабря 1943 года. Состояла из двух этапов. На первом этапе (в августе-сентябре) части Красной Армии освободили Донбасс, Левобережную Украину, с ходу форсировали эту реку и овладели рядом плацдармов на его правом берегу. В октябре-декабре наступил второй этап битвы, когда велась ожесточенная борьба по расширению и удержанию плацдармов. Одновременно шло подтягивание резервов, наведение мостов и наращивание сил для нового удара. К концу 1943 года битва завершилась. К тому времени Восточный фронт немецких войск на Украине был прорван почти на всем его протяжении. Советские войска захватили два крупных стратегических и десятки оперативно-тактических плацдармов. И неся огромные потери советские войска 6 ноября 1943 года взяли известную вам столицу одной из советских Республик (Битва за Днепр).
5. Битва продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Для руководства Германии захват этого города имел важное военно-политическое значение. Этот город являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море. За 900 дней погибло от пуль, снарядов и бомб, от голода, холода и болезней более 800 000 защитников и жителей города.
(Битва за Ленинград).
6. Военная операция велась на территории Европы с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в ходе которой были освобождены захваченные немцами территории и взят под контроль этот город. Эта операция стала последней в Великой Отечественной и Второй Мировой войне. Штурм города начался 16 апреля в 3 часа ночи. При свете прожекторов полторы сотни танков и пехота атаковали оборонительные позиции немецких фашистов. Ожесточённая битва велась четыре дня, после чего силами трех советских фронтов и войск польской армии удалось взять город в кольцо. В этот же день советские войска встретились с союзными войсками на Эльбе. 29 апреля советские солдаты начали штурм здания Рейхстага. 30 апреля на здании был водружен советский флаг – война закончилась, Германия была побеждена. В ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. (Битва за Берлин).
Задание № 2 Викторина-тест
1. Назовите годы начала и окончания Великой Отечественной войны? а) 1941-1945 гг.;
б) 1939-1945 гг.;
в) 1939-1941 гг.
2. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны?
а) Жуков Г.К.;
б) Сталин И.В.;
в) Ворошилов К.Е.
3. Какой из перечисленных городов-героев не носит этого почетного звания?
а) Одесса;
б) Москва;
в) Иркутск.
4. Какое из перечисленных сражений не происходило в годы Великой Отечественной войны?
а) Сталинградская битва;
б) Куликовская битва;
в) Оборона Одессы и Севастополя.
5. В честь какого полководца немецкие захватчики назвали один из своих захватнических планов?
а) Мамая;
б) Барбароссы;
в) Наполеона.
6. Чей голос звучал по Всесоюзному радио, оповещая о начале Великой Отечественной войны?
а) Сталина И.В.;
б) Левитана Ю.Б.;
в) Молотова В.М.
7. Что из перечисленного во время Великой Отечественной Войны называли «катюшами»?
а) ракетные установки;
б) бомбардировщики;
в) подводные лодки.
8. Договор о ненападении между Германией и СССР был подписан:
а) 27 августа 1940 г.;
б) 23 августа 1939 г.;
в) 29 августа 1939.
9. Операция советских войск под названием «Багратион» проводилась в 1944 году:
а) в Белоруссии;
б) на Кавказе;
в) в Крыму.
10. Самым значительным судебным процессом над нацистскими преступниками явился:
а) Потсдамский процесс;
б) Нюрнбергский процесс;
в) Берлинский процесс.
СТАНЦИЯ 2. «Шифровка»
Задание № 1
Машинистка перепечатывала данные за октябрь 1941 года для доклада генералу армии. Печатная машинка была совсем старенькой и некоторые буквы западали или печатались другим размером. Вам необходимо выписать буквы, напечатанные другим шрифтом и решить анаграмму. (Ответ: «Родина-мать зовет!»)
Вяземский котел. 2 окТября 1941 года началось наступление сил группы армий «Центр». Создав подавляющее преимущество на уЗких участках, немецкие войска прОрвали фронт советской обороны.
4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября – Юхнов. В эТот же День противник вышел в район Вязьмы. Для флангового контрудАра по наступающей группировке была создана фрОнтовая группа И.В. Болдина. Однако в результате танкового боя в районе южнее Холм-
Жирковского советские войска потерпелИ поражение. 7 октября немецкая
7-я танковая Дивизия 3-й танковой группы и 10-я танковая диВизия 4й танковой группы замкнули кольцо окружения войск Западного и
Резервного фронтов в райоНе Вязьмы.
В окружение попали 37 дивизий, 9 Танковых бригад,
31 артиллерийский полк и 19-ая, 20-ая, 24-ая и 32-ая армии (управление 16-й арМии, передав войска 19-й армии, успело выйти из окружения). До 11 октября окруженные войска прЕдпринимали попытки прорваться, только 12 октября удалось нА короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновЬ Закрыта. Всего под Вязьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеРов, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. бойцов.
Задание № 2
Вы получили шифровку от нашего разведчика. (Приложение 3)
Внимательно изучите полученные листки заданий и расшифруйте лозунг времен Великой Отечественной войны. Пресса – это отличный источник необходимой вам информации.
Далее выписываем буквы по шифровке: найдите на странице газеты «Комсомольская правда» Акт о военной капитуляции. Используя подсказки расшифруйте лозунг.
1. Номер абзаца.
2. Номер строки.
3. Номер буквы.
6-1-27 – н 3-2-45 – ш 6-2-10 – н
1-3-13 – и 4-1-5 – а 5-3-6 – а
2-1-1 – г 2-2-40 – з
1-4-31 – у 3-3-36 – а
5-1-34 – д
Ответ: «Ни шагу назад!»
СТАНЦИЯ 3. «Полевой госпиталь» Задание № 1. Перенеси раненных.
4. человека из команды переносят всю команду от одной точки к другой. Выигрывает та команда, которая перенесет всех участников команды быстрее всех (вначале организаторы квеста знакомят членов команды с приемами переноса раненых).
Задание № 2. Санитары.
Участвуют по два человека от каждой команды.
Вам необходимо перебинтовать рану, наложить косынку при переломе, наложить шину на руку. Выигрывает команда, которая выполнит задание более аккуратно, четко, грамотно.
СТАНЦИЯ 4. «Музей истории»
Задание№ 1: «Галерея»
Командам необходимо собрать пазлы портретов полководцев или маршалов времен Великой Отечественной войны и назвать фамилию, имя этих героев.
Задание№ 2: «Экскурсоводы»
В этом задании вразброс написаны названия городов-героев и памятники Великой Отечественной Войны. Вам необходимо соотнести город-герой с памятником Великой Отечественной Войны, являющимся его достопримечательностью.
Правильные ответы:
Москва – Могила Неизвестному солдату;
Ленинград (Санкт-Петербург) – Монумент «Родина-Мать» на
Пискаревском кладбище;
Одесса – Памятник неизвестному матросу;
Севастополь – Монумент «Солдат и матрос»;
Сталинград (Волгоград) – Мамаев курган, монумент «Родина-мать зовёт!»;
Киев – Монументальная скульптура «Родина-Мать»;
Минск – Мемориальный комплекс «Хатынь»;
Керчь – Обелиск Славы Бессмертным Героям на горе Митридат;
Тула – Мемориал в честь героев-защитников;
Мурманск – Мемориал «Защитникам советского Заполярья»;
Смоленск – «Памятник скорбящей матери»;
Брест – Мемориальный комплекс защитникам Брестской крепости.
СТАНЦИЯ 5. «Знамя Победы»
Следуя инструкции найти Знамя Победы.
1. Выйти из здания учреждения на улицу.
2. Повернуть налево, обойти здание.
3. На центральном входе подняться на 6 ступенек.
4. Пройти 8 шагов вперед.
5. Подняться на 3 ступеньки вверх.
6. Пройти 2 шага вперед и повернуть направо.
7. Пройти по коридору 17 шагов вперед.
8. Выйти из коридора, пройти 2 шага вперед и повернуть направо.
9. Пройти 3 шага вперед и повернуть направо.
10. Сделать 2 шага вперед и повернуть направо.
11. Подняться вверх на 13 ступенек.
12. Повернуть направо и сделать 3 шага вперед.
13. Повернуться направо и подняться на 9 ступеней вверх.
14. Пройти 5-6 шагов вперед.
И Вы окажетесь в холле, где спрятано победное знамя.
Ведущий: Вот и закончилось ваше путешествие в героическую историю времен Великой Отечественной войны. Каждый памятник, каждый обелиск пробуждает в нас сопереживание и светлую память о героях, погибших за Родину. Для сегодняшнего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.
Мы будем всегда свято хранить благодарную память о тех, кто защищал Родину, кто отдал жизнь по зову Отечества.
Подведение итогов. Подсчет баллов каждой команды, награждение.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды __________________________________________________
№ станции |
Название станции |
Лимит времени |
Макс. кол-во баллов |
Заработанные баллы |
Общее кол-во баллов |
Подпись руководителя станции |
1 |
«Дорогами войны» |
10 минут |
6 баллов |
|
|
|
2 |
«Шифровка» |
10 минут |
10 баллов |
|
|
|
3 |
«Полевой госпиталь» |
5 минут |
10 баллов |
|
|
|
4 |
«Музей истории» |
10 минут |
13 баллов |
|
|
|
5 |
«Победное знамя» |
10 минут |
10 баллов |
|
|
|
Приложение 2
Материалы для станции №1 «Дорогами войны»
Задание № 1. «Угадай битву или сражение»
|
№ п/п |
Битва или сражение |
|
1 |
|
||
2 |
|
||
3 |
|
||
4 |
|
||
5 |
|
||
6 |
|
||
|
Задание № 2. Викторина-тест
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Материалы для станции №2 «Шифровка»
Задание №1
Вяземский котел. 2 октябРя 1941 года началось наступление остальных сил группы армий «Центр». СОздав подавляющее преимущество на узких участках, немецкие войска прорвали фронт советской обороны. 4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября – Юхнов. В этот же День протИвник вышел в район Вязьмы. Для флаНгового контрудАра по наступающей группировке была создана фронтовая группа И.В. Болдина. Однако в результате танкового боя в районе южнее Холм-
Жирковского советские войска потерпели поражение. 7 октября неМецкая
7я танковая дивизия 3-й танковой группы и 10-я тАнковая дивизия 4-й танковой группы замкнули кольцо окружения войск Западного и
Резервного фронТов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 Танковых бригад, 31 артиллерийский полк и 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий (управление 16-й армии, передав войска 19-й армии, успело выйти из окружения). До 11 октября окруженные войска предпринимали попытки прорватЬся, только 12 октября удалось на короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновь Закрыта. Всего под Вязьмой и БрянскОм в плен попало более 688 тыс. СоВетских солдат и офицеров, из окружЕния удалось выйти лишь около 85 тыс. в вяземском «коТле».
Задание №2
Используя подсказки разгадайте лозунг.
Номер абзаца – номер строки – номер буквы
6-1-27 |
|
|
6-2-10 |
1-3-13 |
|
|
5-3-6 |
3-2-45 |
|
|
2-2-40 |
4-1-5 |
|
|
3-3-36 |
2-1-1 |
|
|
5-1-34 |
1-4-31
Приложение 4
Материалы для станции №4 «Музей истории»
Задание№ 2 «Экскурсоводы»
1. Керчь |
|
Скульптура «Родина-Мать» |
2. Санкт-Петербург |
|
Мемориальный комплекс защитникам Брестской крепости |
3. Смоленск |
|
Мемориал «Защитникам советского Заполярья» |
4. Волгоград |
|
Могила Неизвестному солдату |
5. Минск |
|
Мамаев курган |
6. Киев |
|
Мемориал в честь героевзащитников |
7. Севастополь |
|
Монумент «Родине-Матери» на Пискаревском кладбище |
8. Брест |
|
Мемориальный комплекс «Хатынь» |
9. Москва |
|
Монумент «Солдат и матрос» |
10. Тула |
|
«Обелиск Славы» на горе Митридат |
11. Одесса |
|
«Памятник скорбящей матери» |
12. Мурманск |
|
Памятник неизвестному матросу |
1. Грушко А.В., Гурбич А.Н. Донецкая область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) – сборник документов и материалов.
Донецк, «Донбасс» 1982. – 308 с.
2. Им было трудно, и смерть ходила рядом: воспоминания ветерановфронтовиков Киевского района г. Донецка /под общ. Ред. И.Г. Грибачева. – Донецк: Донеччина, 2014. – 352 с.
3. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.- сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.
6. Сокол И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТграмотности педагогов [Текст] И.Н. Сокол // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 36-40.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.