Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения.
Оценка 4.6

Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения.

Оценка 4.6
docx
31.05.2022
Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения.
Квест.docx

Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения.

В контексте современного подхода в образовании, ориентированного на системно-деятельностный подход, обучающийся в современной школе –это исследователь, который, благодаря помощи  своего  наставника-учителя,  обнаруживает  и  открывает  для себя  что-то  новое  путем решения  практико-ориентированных  задач. В связи с этим педагоги должны    использовать    современные образовательные    технологии деятельностного типа.  Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и др. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида учебной деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Большую роль в этом сыграли появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest.

Что же такое квест?

Квест (англ. Quest поиск, предмет поиска) или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. 

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными.

Немного истории

Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен Берни Доджем (Bernie Dodge) в 1995 году. Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет. Он предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. Изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре. Именно игры (в любом их проявлении) и стали той отправной точкой, которая послужила развитию такого направления в педагогике. С эволюцией компьютерной техники такие процессы стали интерактивными, что позволило привлечь к ним еще большую детскую аудиторию, ведь современные подростки частенько проводят за компьютерными играми намного больше времени, чем за выполнением домашнего задания и освоения учебного материала, поданного в школе.

Учителя всего мира стали использовать эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. В нашей стране данная технология только начинает своё распространение.

Квесты делятся на две группы по месту проведения: «живые» квесты в реальности и веб-квесты - с использованием ресурсов Интернет.

В настоящее время проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников сейчас наиболее актульна. В наши дни учителям трудно найти правильный подход к детям, потому что их «ничем не удивишь», их сложно заинтересовать и мотивировать. Эту проблему решает в некоторой степени использование технологии «веб-квест», которая берет на вооружение активное использование школьниками компьютерных технологий в повседневной жизни.

«Веб-квест» - особый тип поисковой деятельности, которую учащиеся смогли бы осуществлять с помощью Интернета.

Слово Web (с англ.) - паутина, сеть.

Слово Quest (с англ.) - исследование, поиски.

Следовательно, WebQuest можно перевести с английского языка, как поиски в паутине, в сети.

Таким образом, веб-квест представляет собой сайт в сети Internet, который будет содержать в себе информацию по какой-либо определенной теме или разделу учебного предмета, при этом часть или вся информация находится в виде гиперссылок на web-страницы, на которых она располагается.

Веб-квест, как образовательная технология, опирается на конструктивистский подход к обучению. Согласно данному подходу, учитель выполняет роль консультанта, организатора и координатора проблемно ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Он создает условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения. Появление Интернета и его широкое распространение заставили педагогов искать пути эффективного использования этой технологии.

Согласно критериям оценки качества веб-квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему, обоснованное использование интернет-источников.

Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

·         использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

·         самообучение и самоорганизация;

·         умение работать в команде;

·         умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

Берни Доджем были определены следующие виды заданий для веб-квестов:

·         пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

·         планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

·         самопознание - любые аспекты исследования личности;

·         компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

·         творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

·         аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

·         детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

·         достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

·         оценка - обоснование определенной точки зрения;

·         журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

·         убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

·         научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста.

Веб-квест включает в себя в качестве обязательных следующие части:

·         введение (тема и обоснование ценности проекта). Этот этап предоставляет основную информацию, вводит ключевые понятия, а также содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся;

·         задание (цель, условия, проблема и пути ее решения). Это наиболее важная часть веб-квеста. Задание направляет учащихся на ряд конкретных действий на пути решения проблемы;

·         процесс (поэтапное описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника, ссылки на интернет-ресурсы, конечный продукт). В этом разделе содержатся указания, как именно учащиеся будут выполнять задание (порядок выполнения и сортировки информации);

·         оценка (шкала для самооценки и критерии оценки преподавателя). Раздел содержит критерии оценки выполненного задания в соответствии с определенными стандартами;

·         заключение (обобщение результатов, подведение итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование темы). Здесь подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;

·         страницы для учителя (дополнительно): В них содержится информация для помощи другим преподавателям, которые будут использовать веб-квест.

Этапы работы над веб-квестом всключают в себя:

Начальный этап(командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - создания сайта.

Задачи данного этапа:

·         поиск информации по конкретной теме;

·         разработка структуры сайта;

·         создание материалов для сайта;

·         доработка материалов для сайта.

Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Виды и формы веб-квеста.

Выделяется несколько классификаций веб-квестов. Берни Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов:

1.     По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные.

2.     По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты.

3.     По типу заданий, выполняемых учащимися.

Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременным web-квестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).

На сегодняшний день различают двенадцать видов вебквестов, классификация которых основана на 12 типах заданий, определенных Берни Доджем (Bernie Dodge) (см. выше).

Например:

1.     Compilation tasks - задание по сбору данных.

Это самый простой вебквест, так как цель обучающихся заключается в следующем: просмотреть определенные ресурсы Интернета и выбрать информацию необходимую для какой-либо компиляции (кулинарной книги, гербария и т.д.).

2.     Judgient tasks - задание на мнение.

Цель данного веб-квеста заключается в сборе данных о конкретном событии для дальнейшей презентации своего мнения о нем.

3.     Retelling tasks - задание на пересказ.

Задание направлено на поиск информации с целью ее дальнейшего пересказа. Например, проходя вебквест о Британских островах, обучающийся собирает и суммирует информацию об англоговорящей стране с целью выдать конечный продукт, например, мультимедийную презентацию данной страны. При групповом прохождении вебквеста можно разделить обязанности: географ должен собрать информацию о географическом положении страны, историк должен изучить все значимые исторические события за определенный период, а социолог подготовить исследование туристических достопримечательностей для создания виртуального тура по стране.

Формы web-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:

·         Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.

·         Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.

·         Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).

Следует отметить, что разные виды веб-квестов могут комбинировать в себе похожие элементы и задания, поэтому, нет четких границ между их видами.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения

Квест-технология как один из способов повышения мотивации учения

Изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре

Изначально тогдашняя веб-квест-технология сводилась даже не к поиску логического решения, а была призвана, скорее, заинтересовать ребенка, создав некий процесс, подобный игре

Согласно критериям оценки качества веб-квеста, разработанным

Согласно критериям оценки качества веб-квеста, разработанным

Это наиболее важная часть веб-квеста

Это наиболее важная часть веб-квеста

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения

По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения

Формы web-квеста также могут быть различными

Формы web-квеста также могут быть различными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022