Квест-игра "Экологический калейдоскоп"
Оценка 4.9

Квест-игра "Экологический калейдоскоп"

Оценка 4.9
Игры
doc
воспитательная работа +1
3 кл
22.04.2018
Квест-игра "Экологический калейдоскоп"
Презентация об экологии
Публикация является частью публикации:
Квест - игра Экологический калейдоскоп.doc

Сценарий проведения квест-игры «Экологический калейдоскоп».

Цели: 
Образовательные: формировать у детей любовь к природе, к родному краю и потребность в общении с ней, способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая: развивать у ребят мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость.
Воспитательная:  воспитывать интеллектуальные интересы, вкусы детей. 
Задачи: способствовать нравственному воспитанию учащихся; прививать любовь к чтению книг по окружающему миру; воспитывать чувство сопереживания; обогащать экологический опыт детей.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить и углубить представления детей в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда», прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Тип занятия: усвоение новых знаний, закрепление имеющихся, формирование УУД
Форма организации занятия:  Работа в команде, умение помогать друг другу.

Рекомендации по проведению игры:
1. На каждой станции должно висеть название станции, напечатанное на цветных листах формата А4, чтобы команды легко их находили.
2. Станции на маршрутном листе пишутся в разной последовательности, чтобы команды по очереди прибегали на станции.

Место проведения: лагерь с дневным пребыванием во время летних каникул «Солнечный город» .

Участники : дети, посещающие лагерь с дневным пребыванием во время летних каникул «Солнечный город» (возрастная категория : 1-4 класс)

 

Участники игры собираются на СТАРТЕ игры для получения маршрутных листов и инструктажа.

Музыкальное вступление к игре песня В.Шаинского «Вместе весело шагать»

Ведущий.

Здравствуйте, всем! Видеть здесь рады

Друг друга активные наши отряды!

Для игры собрали вас.

Перекличка здесь, сейчас!

Отряды  по знаку командира произносят название, получают маршрутный лист.

Ведущий .

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь! Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.

Сегодня мы собрались для того, чтобы лучше узнать о своей малой Родине – Алтайском крае.

Начинается игра! В путь пора!

Девиз  игры собрать нам нужно

По кусочкам, очень дружно.

На каждой станции после выполнения задания вы получите кусок бумаги, на котором записано одно слово. В результате, вы должны из этих слов собрать девиз игры.

На СТАРТ! ВНИМАНИЕ! МАРШ!

 

1 станция

«Красная книга Алтая»   

2 станция

«Угадай-ка»

3 станция

«Лесная аптека»

4 станция

«Экологическая ситуация»

5 станция

«В гости к Лесовичку»

6 станция

«Природные барометры»

7 станция

«Речная долина»

8 станция

«Всезнайка»


В результате надо собрать девиз  игры :

«Береги свою планету, ведь такой на свете нету!»

 

1 станция «Красная книга Алтая»

Задание. Собрать из букв слова и сказать к какой группе относятся  .               Рассказать об одном из этих видов.

а) растения Алтая: кандык (сибирский),

                                 родиола (золотой корень,)

                                большеголовник (маралий корень)  (показать картинку или слайд)

б) птицы Алтая: дрофа,

                             сапсан (сокол),

                             скопа                     (показать картинку или слайд)

в) звери Алтая: ирбис (снежный барс),

                           манул (кот),

                           архар (горный баран)  (показать картинку или слайд)

Вывод: надо их всех беречь.

 

Станция 2. «Угадай-ка»

Задание. Выбрать  нужный ответ на вопрос.

1. Какое дерево, растущее у нас на Алтае, называется «карандашным» деревом?  (лиственница, кедр, сосна)

2. Не найдётся на свете птицы с более мрачной репутацией. В народных сказках и сказаниях она бывает и мудрой, и хитрой, но очень редко доброй

(сова, ворон, филин)

3. Какой орех самый жирный и питательный?

(земляной, кедровый, грецкий)

4. Какое масло идёт на приготовление лучших рыбных консервов?

(облепиховое, кедровое,  подсолнечное)

5. У какого дерева даже в сильную  и на солнце ствол  почти не нагревается?

(ель, тополь, берёза)

6.Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае?

(лисица, соболь ,  рысь, горностай)

7.Какую птицу в народе на Алтае называют рыбаком?

(чайку, ласточку, ворону)

8. Хозяин алтайской тайги?

(лось, медведь, волк)

9.Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом?

(малину, смородину, облепиху)

 

3 станция  «Лесная аптека»

Задание. Узнай по описанию растение, расскажи, где применяется в лечебных целях.

а) Растёт вдоль дорог, в полях, лугах. Многолетнее растение. Листья богаты каротином и витаминами. Для лечения используют как листья, так и корень. Из листьев, особенно майских, готовят салаты.

    Носит жёлтый сарафанчик.

    Подрастёт, нарядится в беленькое платьице-

    Лёгкое, воздушное ветерку послушное.

( Одуванчик. В лечебных целях применяют при заболеваниях печени, почек, желудка. Нельзя собирать вдоль автомобильных дорог.)

 

б) Красивый цветок. У него широкие продолговатые листья, на которых видны прожилки. В листьях прячутся тоненькие стебельки с цветочками нежно-белого цвета, напоминающие бубенчики, у них нежный запах. Когда отцветают, вместо цветов появляются маленькие красные горошины. Свежие цветы настаивают и получают капли. Из стебельков добывают эфирные масла. Живёт 21 год, а цветёт всего 2-3 раза.

    Беленький горошек

    На зелёной  ножке.

( Ландыш. В медицине используют при заболеваниях сердца. Очень ядовитый. У человека при отравлении им появляются тошнота, рвота, судороги.)

 

в). Растёт на обочине дороги, и прямо у тебя под ногами, часто встречается в таких сухих местах, где многим другим травам нельзя. Листья у него плотные, прочные, плотно прижаты к земле. В начале лета поднимаются стрелочки- стебельки. На вершинке каждой стрелочки – мелкие цветочки, собранные в узкий колосок. Цветочки эти совсем неприметны, да и нет в них нектара. Очень полезное растение, особенно в походах.

     Тонкий стебель у дорожки,

      На конце его серёжки.

( Подорожник. Лечит раны, нарывы, укусы насекомых. Надо приложить лист на больное место, боль пройдёт.)

 

- Какие вы ещё знаете лекарственные растения и где применяются?

( крапива - лечит спину, радикулит,

 цветы липы - простуда,

 чистотел - заболевания кожи,

 ромашка аптечная – горло,

тысячелистник – при заболеваниях желудка,

мать –и –мачеха – отхаркивающее, смягчительное средство,

кора дуба – противовоспалительное средство)

Вывод. Надо хорошо знать лекарственные растения, чтобы использовать их для своего лечения.

 

4. станция «Экологическая ситуация»

-Что такое экология? (Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой).

- Что такое безопасность? ( Это защита от опасности).

 

Задание. Разрешить экологическую ситуацию.

а). Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и употреблялись многие годы в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

( Если грибы растут около дорог или рядом заводы, где в атмосферу идут химические выбросы и потом осадками попадают на грибы).

 

б). Некоторые промышленные предприятия спускают отработанную воду в водоёмы. В ней оказываются химические вещества. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

( Отравление рыбы, она погибнет или может быть больной, зараженной).

 

в). На некоторых территориях своеобразно ведут охрану птиц. В местах, где обнаружены их гнёзда, запрещается выполнять любые хозяйственные работы на расстоянии 150 м. Объясните этот запрет.

( Чтобы не беспокоить птенцов).

 

Вывод. Человек- частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно. Помогает человеку в этом наука экология.

 

Станция 5. « В гости к Лесовичку»

Задание. По картинке определить гриб, сказать к какой группе относится (съедобные и ядовитые)

Лисички, подосиновик, маслёнок, подберёзовик, опёнок, груздь, волнушка, боровик, сыроежка, мухомор, бледная поганка, ложный опёнок, ложная лисичка, желчный гриб.

 

- Какие опасности могут быть при встрече с грибами? (отравления)

- Как избежать? Где нельзя рвать грибы? ( срезать только знакомые грибы, рвать далеко от автомобильных дорог и больших  городов).

 

Вывод. Рвать только знакомые грибы. Обязательно срезать, а не рвать с корнем, чтобы не нарушить грибницу.

 

Станция 6. «Природные барометры»

Задание. По наблюдениям за природой можно многое предсказать. Проверим, какие вы наблюдательные. Ответьте на вопросы.

- Как насекомые предсказывают хорошую погоду?

(муравьи – очень активные, кузнечики – сильно стрекочут, комары – толкутся  в воздухе, божья коровка – слетает с руки)

 

- Как определить стороны горизонта по муравейнику?

(строят свои дома с южной стороны дерева, южная сторона муравейника пологая, а северная сторона  - крутая)

 

-  Что можно предсказать, наблюдая за полётом ласточек?

(летают высоко – к хорошей погоде, а низко - к дождю)

 

Станция 7. «Речная долина»

1.Назовите крупные реки края  (Обь, Бия, Катунь, Чарыш)

2.Что называют жемчужиной горного Алтая? (Телецкое озеро)

3. Какое  озеро самое глубокое в крае?  (Ая)

4.Из данных букв собрать названия рыб, которые водятся в реках Алтайского края

майтень

таймень

лястердь

стерлядь

колен

ленок

манель

нельма

капесрь

пескарь

усхари

хариус

 

Станция 8. «Всезнайка»

1.Его орешками питаются белки? (кедр)

2.Зимняя тёплая обувь взрослых и детей в Сибири? ( валенки)

3.Мелкая бабочка, живущая в шкафах? (моль)

4.Что означает слово «Алтай»?  (золотая гора)        

5.Самый ценный из пушных зверей, встречающихся на Алтае?  (соболь)

6.Кто из известных писателей жил на Алтае? (В. Шукшин, В. Бианки, Паустовский)

7. Какая птица, живущая на Алтае, выводит птенцов зимой? (клёст)

8.Животное наших лесов, похожее на кошку (рысь)

9. Назовите курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха)

 

Отряды по мере прохождения станция собираются на ФИНИШЕ игры.

Сдают ЖЮРИ маршрутные листы и собранный девиз.

Пока жюри подводит итоги, дети смотрят презентацию «Экологическая безопасность» (приложение).

Ведущий.

Общий сбор трубите трубы!

Завершается игра! Всем участникам - УРА!

ЖЮРИ подводит итоги. Вручает дипломы участникам игры.

Ведущий.

Скажешь слово Сибирь или Родина –

Наполняется счастьем душа.

И не надо ни власти, ни ордена,

Чтобы грудью полней задышать.

Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,

В недоступные взору места,

Чтоб от солнца весеннего морщиться,

Чтоб частичкой великого стать.

  (Алексей Власов)

 

Всем спасибо за участие! Всем – крепкого здоровья, тёплого солнца, голубого  неба, чистой воды, свежего воздуха,  мира и счастья на всей планете!



 

 


Сценарий проведения квест-игры «Экологический калейдоскоп»

Сценарий проведения квест-игры «Экологический калейдоскоп»

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край

Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край

У какого дерева даже в сильную и на солнце ствол почти не нагревается? (ель, тополь, берёза ) 6

У какого дерева даже в сильную и на солнце ствол почти не нагревается? (ель, тополь, берёза ) 6

Вывод . Надо хорошо знать лекарственные растения, чтобы использовать их для своего лечения

Вывод . Надо хорошо знать лекарственные растения, чтобы использовать их для своего лечения

Как насекомые предсказывают хорошую погоду? (муравьи – очень активные, кузнечики – сильно стрекочут, комары – толкутся в воздухе, божья коровка – слетает с руки) -

Как насекомые предсказывают хорошую погоду? (муравьи – очень активные, кузнечики – сильно стрекочут, комары – толкутся в воздухе, божья коровка – слетает с руки) -

Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,

Я вхожу в эту даль, в эти рощицы,
Скачать файл