КВН "Путешествие по стране Лингва"
Оценка 5

КВН "Путешествие по стране Лингва"

Оценка 5
doc
19.01.2022
КВН "Путешествие по стране Лингва"
КВН Путешествие по стране Лингва.doc

Приложение

МОУ «Белянская средняя  общеобразовательная школа»

 

 

 

КВН – путешествие по стране Лингва.

О словах разнообразных
и одинаковых, и разных.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Путешествие по стране лингва – КВН.

 

 

 

 

 

«Внимание! Внимание!»

Объявляется экспедиция в страну ЛИНГВА. Цель экспедиции – «лингвистические  (знаковые)» раскопки в районе города Уснувших слов.

Маршрутный лист с домашним заданием можно получить у руководителя экспедиции. Итоговая встреча  участников состоится___.

Снаряжение участников экспедиции: лист бумаги, ручка, книги:

1.     Арсирий А. Т. Занимательная грамматика русского языка. Ч. 2. М., 1967.

2.     Григорян Л. Т. Язык мой -  друг мой.  – М., 1988.

3.     Иванова В. А. И др. Занимательно о русском языке. – Л., 1980.

4.     Минскин Е. М. От игры к знаниям.  – М., 1987.

5.     Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники.  – М., 1984.

6.     Успенский Л. В. Ты и твое имя. Почему не иначе?  - Любое издание.

7.     Шкатова Л. А. Подумай и  ответь.  – М., 1989.

    

 

 

 

 

Домашнее задание для участников экспедиции:

 

1.     Подобрать пословицы и загадки об азбуке, письме, грамотности.

 

2.     составить словесный портрет всем хорошо известного человека, описание его внешности, его манер.

 

3.     Подобрать из периодики или вспомнить смешные истории, выражения, слова, сказанные на уроках.

 

 

 

 

 

 

План проведения КВН.

 

1.     Разминка. «Одним словом».

 

2.     О словах разнообразных. Правильно ли мы говорим.

 

3.     На всех словах события печать.

 

4.     Превращение слов.

 

5.     Наше вам с кисточкой.

 

6.     Портрет на досуге.

 

7.     Русской речи государь, по прозванию словарь.

 

8.     Ты и твое имя.

 

9.     Вкусный разговор.

 

10. Фольклор и русский язык.

 

11. Школьный бестолковый словарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1). РАЗМИНКА.

 

«Одним словом».

 

(команды отвечают по очереди.)

 

1.                          Деятельный член, какого – нибудь коллектива, общества.    (активист)

 

2.                          Человек, начинающий какое – либо важное дело.             (зачинатель, инициатор)

 

3.                          Тот, кто беседует с кем  - нибудь.                                            (собеседник)

 

4.                          Тот, кто работает вместе с кем  -нибудь.                                 (сотрудник)

 

5.                          Человек, идущий по одному пути с кем – нибудь.                     (попутчик, спутник)

 

6.                          Писатель, создающий произведение для театра.                           (драматург)

 

7.                          Участник восстания.                                                                        (повстанец)

 

8.                          Служащий, выполняющий свои обязанности формально, не для пользы дела.                                                                                     (формалист, бюрократ)

 

9.                          Человек, живущий за чужой счет, за счет чужого труда.                    (тунеядец)

 

10.                     Тот, кто завидует другим.                                                               (завистник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что это?

 

1.        Вызов по фамилии, именам с целью проверки: все ли присутствуют. (перекличка)

 

2.        Первые буквы имени и отчества.                                                           (инициалы)

 

3.        Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля.                      (заповедник)

 

4.        Памятник в виде сужающегося кверху граненого столба.                      (обелиск)

 

5.        Движение руки, сопровождающее речь или служащее знаком.             (жест)

 

6.        Движение мышц лица, отражающее какие – либо чувства, переживания.                                                                                         (мимика)

 

7.        Жидкое лекарство для приема внутрь.                                               (микстура)

 

8.        Сквозное отверстие, образованное от удара.                                            (пробоина)

 

9.        То, что примешано, добавлено к чему – либо.                                        (примесь)

 

10.   Временное  прекращение воинских действий.                                                       (перемирие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ.

 

1 задание.  Расставить ударение в словах: (по 2 человека от команды). Можно предоставить детям в пользование словари.

         

алфавит,  агент, алиби, баловать, бомбардировать, бюрократия, вероисповедание, диспансер, донельзя, досуг, заверение, звонишь, звонят, значимость, звонить, каталог, кладовая, кулинария, обеспечение, цемент, шофер, христианин.

 

Для работы с залом (болельщиками).

Не зная орфоэпии во всем великолепии,

Не ощутить волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром, когда одним ударом

Не то, что нужно, ставишь под удар.

Ошибка в ударении граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

 

Дети должны хором (или по одному, если ведущий жестом укажет на того, кто должен отвечать), продолжить строку, поставив в слове правильное ударение:

 

Возил не шофер, а … шофер,

Не фарфор, а … фарфор.

Был оглашен не приговор –

Судебный … приговор.

Строгал не столяр, а …столяр,

Но доску – не доску.

И слушал в одиночестве

 Не «Тоску», а … тоску.

                       (Ф. Кривин).

 

А бывают слова, которые при перестановке ударения меняют свой смысл, например, атлас – это ткань, а атлас – сборник географических карт.

       В камзоле Баклажан

Был полон блеска.

На кухне утром он сказал селедке:

- Треска зазналась, ишь, как много треска

Изволила поднять на сковородке.

Косой купил ружье и через час-другой

Был серый Волк объят тревогой,

Сказал ему Косой: - Послушай, дорогой,

Ты стерегись ходить моей дорогой.

 

В лесном замке на двери нет замка.

Живет щегол здесь – первый щеголь,

И утром белка из белка

Ему сбивает гоголь-моголь.

 

Серая ворона черного ворона

Утром ругала, присев на сучок,

Новость о том разнести во все  стороны

Сплетницы кукушки, сорок сорок.

 

Сосульки как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поет весенняя капель.

 

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

 

Коса косит, а зайчишка косит,

Трусит трусишка, а ослик трусит.

 

Иголка ходит вверх и вниз.

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

 

От удивленья охнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилок

Вскачь от ножей и вилок.

 

Мне слово «чудно»

Изменить не трудно.

Поставить ударение на «о».

Исчезло «чудно»,

Родилось «чудно».

 

 

        

3) НЕ ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕЧАТЬ. (ИСТОРИЯ И РУССКИЙ ЯЗЫК).

 

1.   Азбука – к мудрости ступенька.

 

а) дать толкование слова «азбука» (выбрать вариант):

 

-         совокупность букв, какой – либо письменности;

-         алфавит, книга для начального обучения грамотности;

-         букварь, основные начала, простейшие положения чего – либо;

-         из первых букв старорусской грамматики аз + буки.

 

б) подобрать пословицы и загадки об азбуке, письме, грамотности.

 

                Примеры:

 

·        Азбука – к мудрости ступенька.

·        Аз, буки и веди страшат, что медведи.

·        Аз да буки избавят от скуки.

·        Грамоте учиться – всегда пригодится.

·        Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

·        Черные, кривые, встанут в ряд, заговорят. (буквы)

·        На странице букваря 33 богатыря.

·        Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (алфавит)

·        Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет. (книга).

·        Прилетели галки в поле

И уселись на снегу.

               Стану я учиться в школе,

               Разобраться в них смогу (буквы).

 

в) Из истории слов. Найти в словарях объяснение слов и выражений.

 

·        Анафема. Альта – матер. Аршин проглотить. Алфавит. Баклуши

бить. Белая ворона. Бирюк. Бюрократ. Барин. Боярин. Вот где собака зарыта. Гол как сокол. Говорить на ветер. Играть в бирюльки. Зонтик. Коломенская верста. И ты, Брут! Крепостной. Козел отпущения. Кричать во всю Ивановскую. Консерватизм. Купить кота в мешке. Ошеломить. Министр. Потемкинская деревня. Невзирая на лица. Прописать ижицу. Персона грата. Поприще. Потерпеть фиаско. Столбовая дорога. Принять эстафету. Ума палата. Сарделька, сардина. Филькина грамота. Яблоко раздора.

 

4) ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ.

 

1. В этих словах рассыпались буквы. Переставь их и прочти слова.

 

Лезок, кута, дашоль, лесо, оварок, сугь, путех, азок, цурика, воца. (Козел, утка, лошадь, осел, корова, гусь, петух, коза, курица, овца).

 

2.    Волшебный круг.

 

Сколько слов ты можешь в нем прочитать? Словами считаются и предлоги, и союзы. (Сто, стол, то, столько, только, кот, от, к, ко, котик, сок, око, колос, около, лось, ось, колосья, мост…)

 

ОТИКУСОКОЛОСЬЯРМОСТОЛЬК 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      

 

 

 

 

5) НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ. КАК УЧИТЬСЯ «ВЕЖЕСТВУ».

 

1.        Найти объяснение словам: вежливость, вежа, вежество.

 

2.        Вспомнить и объяснить, в каких случаях употребляются выражения:

 

      а) приветствия (привет, здравствуйте, добрый день,  приветствую вас, наше вам с кисточкой, добро пожаловать, с легким паром).

             б) пожелания (всего доброго, в добрый час, с миром, с Богом,  позвольте пожелать вам, будь спок…)

 

3.        Подбери слово.

 

             а) Никто не поверил его вздорным… (рассказам, россказням).

             б) любимым его занятием было … (писать, строчить, кропать) всяческие доносы и кляузы в вышестоящие инстанции.

             в) Кандидат в президенты во время предвыборной компании (обещал очень много, сулил золотые горы)… своим избирателям.

 

 

 

 

 

 

 

6) ПОРТРЕТ (домашнее задание)

 

Каждая команда выбирает всем хорошо известного человека (полит. деятеля, эстрадного певца, актера, спортсмена, а, возможно, одноклассника, педагога) и составляет корректное описание его внешности, манер. Команда – соперница должна узнать этого человека, назвать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7) РУССКОЙ РЕЧИ ГОСУДАРЬ ПО ПРОЗВАНИЮ СЛОВАРЬ.

 

 

1. Каждая команда получает лист бумаги с написанными на ней словами из какого – либо словаря. Нужно определить, по какому словарю будут искать объяснения данных слов.

 

С. Ожегов. Словарь русского языка (дети, занятие, кисель, памятник).

 

 Словарь иностранных слов (биржа, гороскоп, лира, сфинкс).

 

        Поспелов. Школьный  топонимический словарь ( атлас, Босфор, Ильмень, Эльбрус ).

  

 Энциклопедический словарь юного художника ( витраж, дизайн, инструкция, мольберт).

 

Энциклопедический словарь юного химика (гемоглобин, инертные газы, углеводы, щелочные металлы).

 

Энциклопедический словарь юного биолога ( бактерии, динозавры, плауны, хвощи).

 

 

 

2. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже единственного числа.

 

Проверьте по словарю.

 

Стар… фортепьяно, нов… пианино, правительствен… коммюнике, военн… атташе, натуральн… кофе, горяч… какао, шерстян… кашне.

 

 

 

3. Назовите известные фразеологические выражения со словами: голова, рука, сердце, язык.

 

(смотри  школьный фразеологический словарь русского языка)

 

 

 

 

 

8) ТЫ И ТВОЕ ИМЯ.

 

Конкурс капитанов.

 

Объясните происхождение своих имен и фамилий 9по возможности). Использовать для этого книги:

 

1.                     Введенский, Колесников. От собственных имен к нарицательным. М., 1981. С. 27 – 30.

 

2.                     Успенский Л. Ты и твое имя. (любое издание).

 

9) ВКУСНЫЙ РАЗГОВОР.

 

Конкурс болельщиков.

 

Я буду описывать какое – либо блюдо или кулинарное изделие словами, а вы попытайтесь узнать, что это такое.

 

1)                                       С немецкого языка это переводится как «хлеб с маслом» (бутерброд).

2)                                       Это слово украинское и означает оно «пузырь», «пузырек» (бубил). Напоминает оно по форме круг (бублик).

3)                                       По-французски «винэгр» - кислое вино, уксус. Это кушанье из овощей, политых уксусом (винегрет).

4)                                       В Эфиопии есть область, где появилось дерево, из плодов которого варят этот напиток. Арабы называют его «кохва» или «кава». В Англии – «каффа» (кофе).

5)                                       Греки очень любили это мучное блюдо. Название его происходит от греческого слова «макариа» - благодать, счастье. У греков это слово позаимствовали итальянцы, назвали им любимое национальное блюдо (макароны).

6)                                       По-итальянски это означает «зелень». Обычно это употребляют в пищу со сметаной, майонезом, подсолнечным маслом. Есть много рецептов этого (салат).

7)                                       В русский язык это слово пришло из французского, в котором оно значит «пастила из айвы», от испанского «мармело» - айва. А испанское родилось от латинского «мелимелули». В латинский оно попало из греческого (мармелад).

 

 

10) ФОЛЬКЛОР И РУССКИЙ ЯЗЫК.

 

1.     ВСПОМНИТЕ ИЛИ НАЙДИТЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

 

·        с местоимениями (что посеешь, то и пожнешь, у кого что болит, тот о том и говорит).

·        с числительными (ум хорошо, а два лучше, семь бед – один ответ).

·        с деепричастиями (снявши голову, по волосам не плачут, лежа на боку, не заработаешь и понюшки табаку).

·        с глаголами в повелительном наклонении (сам пропадай, а товарища выручай, нет друга – ищи, а нашел – береги, за правое дело стой смело).

·        с неопределенной формой глагола ( без дела жить – только небо коптить, горя бояться – счастья не видать, мы пахать, а он руками махать).

 

2.     ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

 

1.                            Почему мясо барана называют бараниной, свиньи – свининой, а корова дает нам говядину? (от старославянского слова «говядо» - корова или бык).

2.                            «Ни одной пяди земли не отдадим врагу!» - таков девиз защитников нашей Родины. Что это за единица измерения «пядь»? (пядь - 1/4 аршина, старорусская мера – расстояние между большим и указательным пальцами).

 

 

 

11) ШКОЛЬНЫЙ БЕСТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.

 

1.                      Вспомнить или подобрать из журналов и газет смешные  истории, которые произошли на уроках (домашнее задание).

 

Провести конкурс по теме «… И все засмеялись», или «Неполное собрание школьных сочинений» (См. журналы «Пионер», «костер» и др.)

 

2. Как можно сказать короче, проще, точнее, литературным языком:

 

·        В лучах утреннего солнца сверкали на траве атмосферные осадки (роса, иней).

·        У деревенской бабушки Ненилы были плохие жилищные условия (была ветхая избушка).

·        Когда наступила эпоха каникул (наступили каникулы), мы все разъехались кто куда.

 

3. Угадай произведение.

 

Это перевод на чукотский язык – отрывок одного из известных произведений.

«У берега, очертание которого похожи на изгиб лука, стоит дерево, из которого делают копылья для нарт. На этом дереве висит цепь из денежного металла, из того самого, из  чего два зуба у нашего директора школы. И днем и ночью вокруг этого дерева ходит животное, похожее на собаку, но помельче и очень ловкое. Это животное ученое, говорящее…» («У Лукоморья дуб зеленый…»)

 

4. Материал для работы с болельщиками.  Фразеология «высшего» качества.

 

ОЧЕНЬ:

 

·        беречь – как зеницу ока; ругать – на чем свет стоит;

·        крепко спать – как убитый; тесно – яблоку негде упасть;

·        хорошо знать – как свои пять пальцев;

·        медленно – черепашьим шагом; близко – рукой подать.

 

4.     Шуточные вопросы.

 

·        есть ли ноги у газеты, у книги?  (когда их держат вверх ногами).

·        Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли).

·        Может ли горе быть в жидком состоянии? (хлебнуть горя, испить горя).

·        В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)

·        В каком выражении даже враги именуются друзьями? (они ненавидели друг друга).

·        В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два).

·        Говорят: искать по горячим следам. Может ли след быть холодным? (и след простыл).

·        Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус? (горький опыт, горькая правда).


Приложение МОУ «Белянская средняя общеобразовательная школа»

Приложение МОУ «Белянская средняя общеобразовательная школа»

Путешествие по стране лингва –

Путешествие по стране лингва –

План проведения КВН. 1.

План проведения КВН. 1.

Одним словом». (команды отвечают по очереди

Одним словом». (команды отвечают по очереди

Что это? 1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки: все ли присутствуют

Что это? 1. Вызов по фамилии, именам с целью проверки: все ли присутствуют

Расставить ударение в словах: (по 2 человека от команды)

Расставить ударение в словах: (по 2 человека от команды)

Сказал ему Косой: - Послушай, дорогой,

Сказал ему Косой: - Послушай, дорогой,

НЕ ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕЧАТЬ. (ИСТОРИЯ

НЕ ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕЧАТЬ. (ИСТОРИЯ

ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ. 1. В этих словах рассыпались буквы

ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ. 1. В этих словах рассыпались буквы

НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ. КАК УЧИТЬСЯ «ВЕЖЕСТВУ»

НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ. КАК УЧИТЬСЯ «ВЕЖЕСТВУ»

РУССКОЙ РЕЧИ ГОСУДАРЬ ПО ПРОЗВАНИЮ

РУССКОЙ РЕЧИ ГОСУДАРЬ ПО ПРОЗВАНИЮ

ТЫ И ТВОЕ ИМЯ. Конкурс капитанов

ТЫ И ТВОЕ ИМЯ. Конкурс капитанов

ФОЛЬКЛОР И РУССКИЙ ЯЗЫК. 1

ФОЛЬКЛОР И РУССКИЙ ЯЗЫК. 1

У деревенской бабушки Ненилы были плохие жилищные условия (была ветхая избушка)

У деревенской бабушки Ненилы были плохие жилищные условия (была ветхая избушка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022