КВН
по русскому языку "Юные грамотеи"
Цели и задачи:
· развитие интереса к изучению русского языка и литературы;
· обогащение словарного запаса учащихся;
· развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
· укрепление и сплочение детского коллектива.
Музыка
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим КВН по русскому языку «Юные грамотеи».
Без знаний русского языка нигде не обойтись, русский язык учит вас писать толково и грамотно.
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело и интересно.
Грамматика, грамматика-
Наука очень трогая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье:
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рождения не поздравить
- Я очень надеюсь, что после нашего КВН вы будете чаще брать в руки учебник русского языка.
Наш сегодняшний КВН поможет вам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».
музыка
В конкурсе принимают участие сборные команды нашей старшей школы. Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать, они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Речь идет о нашем уважаемом жюри.
Представление жюри
1. Представление команд.
1 команда – «Знайки»
2 команда – «Умники»
1 конкурс «Приветствие»
2 конкурс «Разминка»
1команда:
1) Что такое сложное предложение?
( предложение, состоящие из 2 и более основ)
2) Какие бывают предложения по цели высказывания?
(повелительное, побудительное, вопросительное)
3) Найдите лишнее слово.
Звездный, поздний, вкусный, грустный.
2 команда:
1) Назовите вид тестов.
(описание, повествование, рассуждение)
2) Что является основой предложения?
(подлежащие и сказуемое)
3) Найдите лишнее слово.
Корень, союз, суффикс, приставка.
3 конкурс «Слово-Змейка»
- Представитель от каждой команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.
Адрес – собака - …
Самолет – терраса - …
4 конкурс «Орфографический диктант»
- Отгадайте загадку, объясните орфограмму
1 команда:
Течет, течет –
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит.
(Река)
В лесу у пня беготня, суетня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
Себе дом строит.
(Муравьи)
Без рук – рисует,
Без зубов – кусает.
(Мороз)
2 команда:
Он падает с грохотом,
Словно скала,
Сверкая на солнце
Как глыба стекла.
Проходят века,
Пробегают года –
И всё же ему никогда.
(Водопад)
Шило впереди,
Клубок посреди,
Ножницы сзади.
(Ласточка)
Я злодея победил
Я тебя освободил!
А теперь, душа – девица
На тебе хочу жениться!
(Комарик)
1 команда: река, муравьи, мороз
2 команда: водопад, ласточка, комарик.
5 конкурс «Конкурс капитанов»
- Определите, какой частью речи является выделенное слово:
· Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
· Снежное покрывалопокрыло всё поле.
· Ведро дало течь, и вода стала течь.
· Со стекла стекла вода
· На улице медведь не знал правил,
Не важно мотоциклом правил.
6 конкурс « Найдите лишнее слово»
1. Существительное, прилагательное, глагол, корень.
2. Дождь, снег, град, луна.
3. Земля, серая, жёлтая, зелёная.
4. Увидеть, покрасить, краска, добежать.
5. Белый, белизна, белеет, белка.
7 конкурс «Угадай пословицу»
- Команде даётся по 1 первому слову, продолжите пословицу
1 команда:
Любишь… (кататься, люби и саночки возить)
(любишь получать удовольствие, то нужно быть готовым за это платить)
Дерёному… (коню в зубы не смотрят)
Не в свои… (сани не садись)
(не берись за дело, с которым не сможешь справиться)
2 команда:
За двумя… (зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
Овчинка… (выделки не стоит)
(бестолковая работа)
Не рой… (чужому яму, сам в неё попадешь)
8 конкурс «Собери слово»
Его корень в слово «писать»
Его приставка в слове «рассказать»
Его суффикс в слове «книжка»
Его окончание в слове «вода»
(расписка)
Его корень в слово «вязать»
Его приставка в слове «замолчать»
Его суффикс в слове «сказка»
Его окончание в слове «рыба»
(завязка)
9 конкурс «Верно или неверно».
(Один балл за каждый правильный ответ).
Командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю карточку, если неверно. Утверждения:
1. Слова состоят из звуков?
2. Звуки мы можем увидеть?
3. Звуки мы слышим и произносим?
4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?
5. Гласные бывают твердые и мягкие?
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?
7. Ударный гласный слышится ясно?
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо?
10 конкурс «Крылатые выражения»
Задание: раскрыть смысл крылатых выражений:
Во весь дух – (быстро)
Рукой подать – (близко)
Прикусить язык – (замолчать)
Сломя голову – (быстро)
Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем)
Крокодиловы слезы – (фальшивые)
Знать назубок – (превосходно выучить, отлично разбираться в чем – либо)
11 конкурс «Шарады»
Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом.
1. Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем все лето,
И целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За-дача).
2. Река, две ноты и согласная
Составят овощ цвета красного. (По-ми-до-р)
3.Первое – нота, второе – игра,
Целое встретится у столяра. (До-лото).
4.Подряд три предлога возьмем,
Целое на дереве найдем. (Сук).
12 конкурс «Знаете ли вы пословицы?»
А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить.
1. Кто не работает – тот не ест.
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
1. Кончил дело – гуляй смело.
2. Поспешишь – людей насмешишь.
1. Каши маслом не испортишь.
2. После драки кулаками не машут.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Наш КВН закончен. Спасибо всем за игру. Подсчитаем, сколько баллов получила каждая команда. А команду, победившую в игре, мы награждаем почётной грамотой.
Игра со зрителями.
Учитель:
Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез
Подумав, одно из двух –
«Да» или «нет» - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй и все увидишь сам.
Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет.)
А, рассекая гладь пруда
Умеют гуси плавать? (Да.)
А если солнцем свет согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет.)
Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Нет.)
А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет.)
Неужто пятятся всегда,
Передвигаясь, раки? (Да.)
Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да.)
Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет.)
Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет.)
А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да.)
Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да.)
Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет.)
В конце спросить пришла пора,
Тебе понравилась игра? (Да.)
- А пока наши команды выполняют задание конкурс для болельщиков.
Вам необходимо от данных слов образовать имена существительные.
Хвастливый - … Храбрый - …
Сильный - … Шаловливый - …
Ленивый - … Богатый - …
Глупый -… Мудрый - …
Смелый - … Крикливый - …
Старый -… Маленький - …
Болтливый -… Добрый - …
Крепкий -… Грубый - …
Заключительное слово учителя:
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
А пока жюри подводит итоги, для вас сценка «Наши падежи»
Сценка «Наши падежи»
Действующие лица: учитель и ученик Петров.
Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.
Ученик выходит к доске и собирается писать.
Учитель (диктуя): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
Ученик пишет под диктовку на доске.
Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все существительные.
Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».
Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?
Ученик: Да.
Учитель: Начинай!
Ученик: «Папа» и «мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что натворил. Значит, у «поведения» - падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный. Ну а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и все.
Учитель: Да-а. разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, Какую отметку ты бы себе поставил?
Ученик: Какую? Конечно, пятерку!
Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятерку»?
Ученик: В предложном!
Учитель: В предложном? Почему же?
Ученик: Ну, я же ее сам предложил!
Награждение команд
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.