КВН "Юные грамотеи" к Международному дню русского языка)
Оценка 4.7

КВН "Юные грамотеи" к Международному дню русского языка)

Оценка 4.7
docx
01.03.2022
КВН "Юные грамотеи" к Международному дню русского языка)
СЦЕНАРИЙ КВН.docx

КВН

 по русскому языку "Юные грамотеи"

 

Цели и задачи:

·        развитие интереса к изучению русского языка и литературы;

·        обогащение словарного запаса учащихся;

·        развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;

·        укрепление и сплочение детского коллектива.

Музыка

 

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим КВН по русскому языку «Юные грамотеи».

Без знаний русского языка нигде не обойтись, русский язык учит вас писать толково и грамотно.

Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело и интересно.

 

Грамматика, грамматика-

Наука очень трогая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье:

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рождения не поздравить

 

- Я очень надеюсь, что после нашего КВН вы  будете чаще брать в руки учебник русского языка.

Наш сегодняшний КВН поможет вам в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык».

 

музыка

 

В конкурсе принимают участие сборные команды нашей старшей школы. Мы с вами собрались, чтобы «поболеть» за своих товарищей и просто отдохнуть. Но есть люди, которые пришли сюда работать, они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за выставленные оценки. Речь идет о нашем уважаемом жюри.

 

Представление жюри

1. Представление команд.

 

1        команда – «Знайки»

     2 команда – «Умники»

 

1 конкурс «Приветствие»

 

2 конкурс «Разминка»

1команда:

1)    Что такое сложное предложение?

( предложение, состоящие из 2 и более основ)

2)    Какие бывают предложения по цели высказывания?

(повелительное, побудительное, вопросительное)

3)    Найдите лишнее слово.

Звездный, поздний, вкусный, грустный.

2 команда:

1)    Назовите вид тестов.

(описание, повествование, рассуждение)

2)    Что  является основой предложения?

(подлежащие и сказуемое)

3)    Найдите лишнее слово.

Корень, союз, суффикс, приставка.

3  конкурс «Слово-Змейка»

- Представитель от каждой команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего.

 Адрес – собака - …

Самолет – терраса - …

                       4 конкурс «Орфографический диктант»

- Отгадайте загадку, объясните орфограмму

1        команда:

Течет, течет –

Не вытечет,

Бежит, бежит –

Не выбежит.

(Река)

В лесу у пня беготня, суетня.

Народ рабочий весь день хлопочет.

Себе дом строит.

(Муравьи)

Без рук – рисует,

Без зубов – кусает.

      (Мороз)

2 команда:

Он падает с грохотом,

Словно скала,

Сверкая на солнце

Как глыба стекла.

Проходят века,

Пробегают года –

И всё же ему никогда.

 (Водопад)

Шило впереди,

Клубок посреди,

Ножницы сзади.

      (Ласточка)

Я злодея победил

Я тебя освободил!

А теперь, душа – девица

На тебе хочу жениться!

    (Комарик)

1 команда: река, муравьи, мороз

2 команда: водопад, ласточка, комарик.

5 конкурс «Конкурс капитанов»

- Определите, какой частью речи является выделенное слово:

·        Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

·        Снежное покрывалопокрыло всё поле.

·        Ведро дало течь, и вода стала течь.

·        Со стекла стекла вода

·        На улице медведь не знал правил,

Не важно мотоциклом правил.

                                    6 конкурс « Найдите лишнее слово»

1. Существительное, прилагательное, глагол, корень.

2. Дождь, снег, град, луна.

3. Земля, серая, жёлтая, зелёная.

4. Увидеть, покрасить, краска, добежать.

5. Белый, белизна, белеет, белка.

7    конкурс «Угадай пословицу»

- Команде даётся по 1 первому слову, продолжите пословицу

1 команда:

Любишь… (кататься, люби и саночки возить)

(любишь получать удовольствие, то нужно быть готовым за это платить)

Дерёному… (коню в зубы не смотрят)

Не в свои… (сани не садись)

(не берись за дело, с которым не сможешь справиться)

2 команда:

За двумя… (зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

Овчинка… (выделки не стоит)

(бестолковая работа)

Не рой… (чужому яму, сам в неё попадешь)

 

8          конкурс «Собери слово»

Его корень в слово «писать»

Его приставка в слове «рассказать»

Его суффикс в слове «книжка»

Его окончание в слове «вода»

(расписка)

Его корень в слово «вязать»

Его приставка в слове «замолчать»

Его суффикс в слове «сказка»

Его окончание в слове «рыба»

(завязка)

 

9        конкурс «Верно или неверно».

(Один балл за каждый правильный ответ).

Командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю карточку, если неверно. Утверждения:

1. Слова состоят из звуков?

2. Звуки мы можем увидеть?

3. Звуки мы слышим и произносим?

4.Буквы нужны, чтобы записывать звуки?

5. Гласные бывают твердые и мягкие?

6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо?

7. Ударный гласный слышится ясно?

8. Парные согласные на конце слова проверять не надо?

 

10 конкурс «Крылатые выражения»

 

 Задание: раскрыть смысл крылатых выражений:

 Во весь дух – (быстро)

Рукой подать – (близко)

Прикусить язык – (замолчать)

Сломя голову – (быстро)

Оказаться у разбитого корыта – (остаться ни с чем)

Крокодиловы слезы – (фальшивые)

Знать назубок – (превосходно выучить, отлично разбираться в чем – либо)

 

 

11 конкурс «Шарады»

Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом.

1. Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживем все лето,

И целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа. (За-дача).

 

2. Река, две ноты и согласная

Составят овощ цвета красного. (По-ми-до-р)

 

3.Первое – нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра. (До-лото).

 

4.Подряд три предлога возьмем,

Целое на дереве найдем. (Сук).

 

12 конкурс «Знаете ли вы пословицы?»

 

А теперь, ребята, такое задание: я буду называть пословицу, а вы будете должны ее продолжить.

1. Кто не работает – тот не ест.

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1. Кончил дело – гуляй смело.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

1. Каши маслом не испортишь.

2. После драки кулаками не машут.

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш КВН закончен. Спасибо всем за игру. Подсчитаем, сколько баллов получила каждая команда. А команду, победившую в игре, мы награждаем почётной грамотой.

Игра со зрителями.

 

Учитель: 

Сначала я задам вопрос,

А вы затем, над ним всерьез 

Подумав, одно из двух –

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

Коль вы находчивы, то сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Терять не стоит время нам,

Играй и все увидишь сам.

 

Скажи, приветствуя рассвет,

Поет ли сом усатый? (Нет.)

 

А, рассекая гладь пруда

Умеют гуси плавать? (Да.)

 

А если солнцем свет согрет,

Он станет льдом  холодным? (Нет.)

 

Ответь, а может резеда 

Цвести в саду зимою? (Нет.)

 

А крокодил собрать букет

Из белых лилий может? (Нет.)

 

Неужто пятятся всегда,

Передвигаясь, раки? (Да.)

 

Верблюд способен – дай ответ –

Идти три дня без пищи? (Да.)

 

Бегут по рельсам поезда,

Они имеют ноги? (Нет.)

Растет ли в море лебеда?

Ну, что на это скажешь? (Нет.)

 

А верно то, что с детских лет

К нам сны во сне приходят? (Да.)

 

Скажи мне, злые холода

Для обезьян опасны? (Да.)

 

Ну, а любимая еда

У волка мед и груши? (Нет.)

 

В конце спросить пришла пора,

Тебе понравилась игра? (Да.)

 

- А пока наши команды выполняют задание конкурс для болельщиков.

Вам необходимо от данных слов образовать имена существительные.

Хвастливый - …                                      Храбрый - …

Сильный - …                                           Шаловливый - …

Ленивый - …                                            Богатый - …

Глупый -…                                               Мудрый - …

Смелый - …                                              Крикливый - …

Старый -…                                                Маленький - …

Болтливый -…                                          Добрый - …

Крепкий -…                                              Грубый - …

 

Заключительное слово учителя:

 

Русский язык – великий, богатый,

               Как много секретов хранит он, ребята!

              Вы эти секреты все разгадайте

             И с радостью русский язык изучайте.

            Тогда очень грамотным станет ваш класс,

             А русский язык будет другом для вас!

 

А пока жюри подводит итоги, для вас сценка «Наши падежи»

 

Сценка «Наши падежи»

Действующие лица: учитель и ученик Петров.

 

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

 

Ученик выходит к доске и собирается писать.

 

Учитель (диктуя): «Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».

 

Ученик пишет под диктовку на доске.

 

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своем рассказе все существительные.

 

Ученик подчеркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

 

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

 

Ученик: Да.

 

Учитель: Начинай!

 

Ученик: «Папа» и «мама». Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» - это имя. Значит падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что натворил. Значит, у «поведения» - падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж винительный. Ну а «обещание», конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и все.

 

Учитель: Да-а. разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, Какую отметку ты бы себе поставил?

 

Ученик: Какую? Конечно, пятерку!

 

Учитель: Значит, пятерку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятерку»?

 

Ученик: В предложном!

 

Учитель: В предложном? Почему же?

 

Ученик: Ну, я же ее сам предложил!

 

Награждение команд

 

 

 

 

 

 


 

КВН по русскому языку "Юные грамотеи"

КВН по русскому языку "Юные грамотеи"

Речь идет о нашем уважаемом жюри

Речь идет о нашем уважаемом жюри

Течет, течет – Не вытечет,

Течет, течет – Не вытечет,

Конкурс капитанов» - Определите, какой частью речи является выделенное слово: ·

Конкурс капитанов» - Определите, какой частью речи является выделенное слово: ·

Собери слово» Его корень в слово «писать»

Собери слово» Его корень в слово «писать»

Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом

Шарада – это загадка, в которой загаданное слово нужно отгадывать по частям, причем каждая часть слова сама является целым словом

Играй и все увидишь сам. Скажи, приветствуя рассвет,

Играй и все увидишь сам. Скажи, приветствуя рассвет,

Сильный - …

Сильный - …

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022