КВН "Битва чисел" и "Нимф"
Оценка 4.7

КВН "Битва чисел" и "Нимф"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
математика
9 кл—10 кл
25.03.2017
КВН "Битва чисел" и "Нимф"
Девиз: «Математика…выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного».(Аристотель) В игре принимают участие 2 команды 9 и 10 классов: - команда «Ра¬диус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые); - команда «Фигура» (физкультурные, инициативные, гра-мотные, умелые, развеселые, азартные). Программа: 1. Приветствие команд. 2. Разминка. 3. Математический калейдоскоп. 4. Конкурс капитанов. 5. Конкурс «Кто больше?». 6. Домашнее задание (музыкальный конкурс). 7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.Девиз: «Математика…выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного».(Аристотель) В игре принимают участие 2 команды 9 и 10 классов: - команда «Ра¬диус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые); - команда «Фигура» (физкультурные, инициативные, гра¬мотные, умелые, развеселые, азартные). Программа: 1. Приветствие команд. 2. Разминка. 3. Математический калейдоскоп. 4. Конкурс капитанов. 5. Конкурс «Кто больше?». 6. Домашнее задание (музыкальный конкурс). 7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.
КВН Битва Нимб и Чисел.docx

«Битва чисел» 
и «Нимф»

Участники—учащиеся 9 и 10 классов

МОУ СОШ с.Карасу

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Девиз: «Математика…выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного».(Аристотель)

В игре принимают участие 2 команды 9 и 10  классов:

-         команда «Ра­диус» (радостные, активные, дружные, изобретательные, умные, смелые);

-          команда «Фигура» (физкультурные, инициативные, гра­мотные, умелые, развеселые, азартные).

 

Программа:

1.  Приветствие команд.

2.  Разминка.

3.  Математический калейдоскоп.

4.  Конкурс капитанов.

5.  Конкурс «Кто больше?».

6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).

7.  Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

 

Между конкурсами - музыкальные паузы и конкурсы с бо­лельщиками.

Всю игру оценивает жюри, в состав которого входят учителя математики, члены администрации школы и по одному болельщику от каждой команды.

 

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Звучит музыка - вступление к телевизионной игре КВН.

Учитель. Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН - для кого, для чего?..».

Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здоро­вого азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А за­чем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «ма­тематика» от древне­греческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и простран­ственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика - чудесная, не су­хая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.

         1. Приветствие команд.

1-й ведущий. Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Приветствия ваши мы выслушать рады.

Команды приветствуют друг друга, зрителей. Команда «Радиус» (на мелодию народных частушек).

Математику учить.

Что по бурному морю плыть:

Коль не знаешь, как грести,

То тебе не вылезти. Ох!

Вот фигура к нам пришла,

Мы желаем ей добра.

И приветствуем мы их

Как соперников своих. Ох!

Ну а почтеннейшему нашему жюри

Справедливого решения желаем мы.

Ставьте «пять» вы дружно, вместе

Тем, кто удостоен этой чести.

А еще желаем всем

Посмотреть наш КВН,

В нем участие принять

И команды поддержать.

 

Команда «Фигура» (на мотив пес «Московские окна»).

Мы пришли сегодня к вам, друзья,

Нам без знаний жить никак нельзя.

И пусть кризисы вокруг,

Будем мы учиться, друг,

И станет шире знаний наших круг!

Мы приветствуем своих гостей,

Мы приветствуем учителей,

И, конечно, же жюри,

Справедливо чтобы они оценки ставить

Нам сейчас могли!

И, конечно, «Радиус», привет!

Будем мы сражаться - спору нет.

Наш школа дорогой

Путеводною звездой

Светить нам будет

Много-много лет!

 

2. Разминка.

2-й ведущий. Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором нахо­дятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.

 

Вопросы одной команде:

1) 1 процент от 1 тыс. рублей? (10 руб.)

2) Единица скорости на море. (Узел.)

3) Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да.)

4) Чему равен 1 пуд? (16 кг.)

5)  Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет.)

6) Наименьшее натуральное число. (1.)

7) Периметр квадрата - 20 см. Чему равна его площадь? (25 см2.)

8) Как найти неизвестное делимое?

9) Как называется вторая координата точки? (Ордината.)

10) Что больше:  или 2  (Равны.)

11) Найти третью часть от 60. (20.)

12) Найти корень уравнения: |х| = -4. (0.)

13) Как называется функция вида: у = кх + в? (Линейная.)

14) Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпенди­кулярными? (Нет.)

15)  Параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямо­угольник.)

16)  Отрезок, соединяющий противоположные вершины четы­рехугольника? (Диагональ.)

17) Отрезок, соединяющий 2 любые точки окружности? (Хорда.)

 

Вопросы другой команде:

1) Как называется сотая часть числа? (Процент.)

2) Как найти неизвестное делимое?

3) Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)

4) Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская.)

5) Назовите наибольшее отрицательное число. (-1.)

6) Площадь квадрата 49 м2. Чему равен его периметр? (28 м.)

7) Как найти неизвестное вычитаемое?

8) Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоско­сти? (Планиметрия.)

9)   Как называется утверждение, требующее доказательства? (Теорема.)

10) Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)

11) Что больше: 5 или  ?  ().

12) Разделите 100 на половину. (200.)

13) Найдите корень уравнения: х2 = -9. (Ø.)

14)  Как называется функция вида: у = ах2 + bx + с? (Квадра­тичная.)

15) В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендику­лярны? (Ромб, квадрат.)

16)  Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (Трапеция.)

17) Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр.)

Учитель. А пока жюри совещается, оценивает выступление команд, послушаем басню:

МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА

У Волка, Зайца и Медведя

Настали трудные деньки,

Крот перестал учиться в школе

И им - готовят дневники!

За всех ученый Крот трудился.

Решал задачи и примеры,

И выручал он нерадивых,

Подсказывая им без меры.

Крот заболел - у всех беда,

Уж очень строг учитель Дрозд.

На математике, пожалуй.

Получит кто-то лишний «хвост»!

Медведь решил подзаниматься:

Где подучить, а где - схитрить.

Но, в общем, в чем-то постараться

Дрозда решил перехитрить.

Дрозд вызвал Зайца отвечать:

«Скажи, любезный, что ты знаешь

О треугольнике и круге?»

Зайчишка, чтобы не молчать,

Поддержку ищет в сильном друге.

Медведь, стараясь угодить

Трусливому Зайчишке,

Повел себя перед Дроздом

Проказливым мальчишкой.

Он стал кривляться и шептать

Старательно и нудно.

 А Заяц- на доске писать,

Хотя и было трудно.

Медведю, видно, как всегда.

Не всё учить хотелось,

Его подсказка иногда

На языке вертелась.

Так и сейчас, сказав не то,

Помог он плохо другу,

Он оказал ему опять

Медвежью услугу!

Жюри объявляет каждой команде баллы.

 

3. Математический калейдоскоп.

1-й ведущий. Ну а теперь, команды, стоп –

     Математический калейдоскоп!

     Кто в терминах не знает затрудненья,

     Напишет все сейчас без промедленья.

Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны форму­лы. Необходимо указать, что это за формулы.

Формулы для одной команды:

1.x2-y2=(x-y)(x+y)

2. (х + у)2 = х2 + 2ху + у2.

З.c2=a2+b2

4. D = в2-4ас.

5.

 

6.anam=an+m

7.(ab)n=anbn.

8. S=a2.

9. S=ah.

10.an=a1+d(n-1).

11.sin30o=?

12.sin2α+cos2 α =?

 

Формулы для другой команды:

 1. (x-y)(x+y) =x2-y2

2. (х - у)2 = х2 - 2ху + у2.

З.  a2=c2-b2

4. x1,2=.

5. a2= b2+ c2-2bc cosA.

6. an :am=an-m

7. ao=?

8.S=ab

9..

10.bn=b1qn-1 .

11.cos 60o=?

12.=?

Учитель. Жюри оценивает этот конкурс, а мы предлагаем вам послушать частушки:

 

1.Мы веселые ребята ,

Очень весело живем:                                                                                                                                И задачи мы решаем,

И частушки вам споем.

2. В нашем классе все ребята

Хороши, как на подбор.

Математику не знают,

«Хорошистов» недобор.

3.  Математика поможет

Вам отличниками стать.

Научитесь вы, ребята,

Уравнения решать.

4.  Мы задачи на движенье

Порешать всегда хотим.

Наше в классе неведенье

Всем известно - не молчим.

5. «Нам нужны одни пятерки».

 -Говорят отличники.

Ну а чем другие хуже?

Ох, единоличники!

6. Двойка с Тройкой говорили.

Что они главнее всех.

Что случилось бы на свете.

Если б это был не смех?

7.Цифры все одна к другой

Важные, красивые.

Обойтись одной нельзя

-Все незаменимые.

8.Говорила Двойка Тройке,

Что она красавица,

Потому, наверное.

Ребятам очень нравится.

9. Мы подружки-хохотушки

С вами распрощаемся

И опять на КВНе

Скоро повстречаемся.

Жюри объявляет результаты калейдоскопа и общее количест­во баллов.

4. Конкурс капитанов.

2-й ведущий. Как песня не может прожить без баяна,

    Команда не может без капитана!

 

Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.

Задания для капитана одной команды:

1.     Разгадать кроссворд (5 баллов).

                                                                                                     

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

1. Зависимость одной величины от другой. (Функция.)

2.   Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб.)

3.   Тригонометрическая функция. (Косинус.)

4.   Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб.)

5... абсцисс. (Ось.)

           Отгадать загадку (5 баллов).

Я приношу с собою боль,

В лице - большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс - плюс.)

5.     Математическая шарада (5 баллов).

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

На третьем одна одинокая буква.

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котенка

На месте четвертом прочтите.

(Косинус.)

6.     Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово - 1 балл).

 

Задания для капитана второй команды:

   Разгадать кроссворд (5 баллов).

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 


1.     Абсолютная величина числа. (Модуль.)

2.     График квадратичной функции. (Парабола.)

3.     Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома.)

4.     .... определения функции. (Область.)

5.       Бином ... (Ньютона).

    Отгадать загадку (5 баллов).

Я приношу с собою боль,

В лице - большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс - плюс.)

 

5. Математическая шарада (5 баллов).

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

На третьем одна одинокая буква.

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котенка

На месте четвертом. Прочтите.

(Косинус.)

6. Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово - 1 балл).

 

Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

Задания для команд (в конвертах): 1) Разгадайте кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число. (Сокращение.)

2.  Частное двух чисел. (Отношение.)

3.  Дробь, у которой числитель и знаменатель, взаимно простые числа. (Несократимая.)

4. НОД (24 и 36) = ? (Двенадцать.)

5. Сотая часть числа. (Процент.)

По вертикали:

6.  Название дроби, у которой числитель больше или равен зна­менателю. (Неправильная.)

7.  Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД нли НОК? (НОК.)

8.  Действие, при помощи которого находится дробь от числа. (Умножение.)

9. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД.)

2) Продолжите фразу.

1. В равнобедренном треугольнике углы ... (при основании рав­ны).

2.  Сумма углов треугольника равна... (180°).

3.  Арифметической   прогрессией   называется   последователь­ность... (каждый член которой, начиная со второго, равен преды­дущему, сложенному с одним и тем же числом).

4.  Квадратичным уравнением называется уравнение вида... (ах2 + вх + с = 0, где а, в и с - некоторые числа, причем а = О,

а х – переменная)

5.  Синусом острого угла прямоугольного треугольника называ­ется отношение... (противолежащего катета к гипотенузе).

6.   Медиана, проведенная из вершины равнобедренного тре­угольника к его основанию, является... (высотой и биссектрисой).

7.  Геометрической   прогрессией   называется   последователь­ность... (каждый член которой, начиная со второго, равен преды­дущему члену, умноженному на одно и то же число).

8.  Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника назы­вается отношение... (противолежащего катета к прилежащему).

9.  Средняя линия треугольника - это... (отрезок, соединяющий середины двух сторон).

10.  Косинусом острого угла прямоугольного треугольника на­зывается отношение... (прилежащего катета к гипотенузе).

11.   Сумма корней приведенного квадратного уравнения рав­на. .. (второму коэффициенту, взятому с противоположным зна­ком), а их произведение равно... (свободному члену).

3) Ребус.

                                        Л       ОН

                                        К        Я

                                                           (Наклонная.)

2-й ведущий. В это время болельщикам предлагаем послу­шать сказку-вопрос,

1)  Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллело­грамм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольни­ков. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырех­угольников осталась на берегу, а остальные переправились и по­шли дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путе­шественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дош­ли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем?                         

                                                                                                      (Квадрат.)

2) Ответьте на вопросы. Назовите имена:

а)  Трех поросят из сказки «Три поросёнка». (Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф.)

б)  Трех толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без имен.)

в) Трех мушкетёров (и их слуг) из романа А. Дюма «Три муш­кетера». (Атос, Портос, Арамис [Гримо, Муитетон, Базеи],)

г) Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три богатыря». (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)

д)  Трех медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя». (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)

3) Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.

4) Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет матема­тический термин.

Трое детей под аккомпанемент исполняют небольшие от­рывки музыкальных произведений:

1.  «Учат в школе». (к 4 + 2.)

2.  «Вместе весело шагать по просторам» (Раз - дощечка, два - дощечка.)

3.  «Крокодил Гена». (И подарит 500 эскимо.)

4.  «В траве сидел кузнечик». (Он ел одну лишь травку.)

5.  «Дважды два - четыре». (дважды два – четыре)

6.  «Там вдали за рекой». (Сотня юных бойцов.)

7.  «Золотая свадьба». (40 правнуков и 25 внучат.)

8.  «Жили у бабуси». (2 весёлых гуся.)

9.  «Три белых коня».

10.  «Песенка про зарядку» (1, 2, 3, 4-хобот выше, уши шире.)

 

5) Ответьте на вопросы:

1.  Какой    известный    русский    писатель    окончил    физико-математический факультет университета? (А. С. Грибоедов.)

2.  Назовите фамилию крупного русского математика XIX века, который был поэтом. (Буняковский.)

3.  Кому принадлежат слова: «Математик должен быть поэтом в душе»? (Софья Ковалевская.)

4.  Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л. Н. Толстой.)

Капитаны команд и команды сдают выполненные задания. Жюри про­веряет правильность ответов и оценивает команды.

Учитель. А пока жюри работает, мы предлагаем посмотреть инсценировку басни.

БАСНЯ О МАРТЫШКЕ И МЕДВЕДЕ

На сцене за партой вертится Мартышка с зеркалом, а рядом Медведь пытается что-то писать.

Учитель.

Раз в школе лесной был трудный урок:

Делили весь день, умножали.

А двое тихонько за старой сосной

Беседой себя развлекали.

Мартышка.

Смотри, дорогой, разве я не умна?

И как благородны манеры.

Медведь.

По-моему, ты что-то слишком шумна

И говорлива без меры.

Мартышка.

Ох, Мишка, какой ты чудак.

Зачем тебе иксы и меры?

Мы жили без них, и не плохо, ведь так?

А ты все примеры, примеры.

Медведь.

Послушай, задачи хочу я решать

И стать семьянином примерным.

А ты все, кума, хочешь мне помешать,

Стоишь на пути моем верном.

Мартышка.

Ах, верно? Ты что говоришь?!

Кому ты мозги «забиваешь»?

Ты сам на уроках частенько спишь

И часто уроки не знаешь!

Медведь.

Бывает, скрывать я не буду сейчас,

Да ты разболтала всем сразу.

Хотя на уроке любимом моем

Еще не уснул я ни разу.

Мартышка.

Ни разу? Кому говоришь!

Меня не обманешь ты, право!

Вчера поглядела - ты спишь.

Проспал ты примеров не мало.

 

Медведь.

Ну, что ты, кума?

Я думал, пригревшись на солнце.

Я думал, вот скоро зима,

Заделать бы надо оконце.

 

 

Мартышка.

Вот-вот, я тебе говорю.

Что ты ученик никудышный.

Пойдем по домам! Я обед наварю,

И мед будет тоже не лишний.

(Уходят.)

 Учитель.

Ушли, не подумав. Как знать?

Учиться, ребята, всем нужно:

Делить, умножать и задачи решать.

Простим мы зверят этих дружно,

Пусть Мишка с Мартышкой займутся делами,

Их строго судить мы не будем.

А в школе учиться нужно ребятам,

О том мы теперь не забудем!

( Жюри объявляет результаты конкурса капитанов)

5. Конкурс «Кто больше?».

2-й ведущий.

Нелегкий вопрос-то,

Но верь одному:

Все сложно и просто,

Считай по уму!

(Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ -1 балл.)

Вопросы для одной команды:

1) В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном.)

2) Число десятков в тысяче. (100.)

3) Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома.)

4) Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.)

5)  В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написа­нии? (Сто.)

6) Дробь, меньшая единицы? (Правильная.)

7) НОД взаимно простых чисел? (I.)

8) Сумма противоположных чисел? (0.)

9) Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°.)

10)  Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение.)

11) Модуль нуля? (0.)

12) Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5.)

13) Какую часть числа составляют 25 %? (1/4.)

14) Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)

15) Цифры третьего разряда? (Сотни.)

16) Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса.)

17) Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)

18) Непересекающиеся прямые на плоскости? (Параллельные.)

19) Наименьшее семизначное число? (1 000 000.)

20) Сколько вершин у куба? (8.)

21) Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов? (7.)

22) Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3.)

23) Число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)

24) Цифра, которая никогда не может быть первой в записи на­турального числа? (0.)

25) Прибор для измерения углов на местности? (Астролябия.)

26) Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедрен­ный.)

27) Треугольник со сторонами 3, 4 и 5? (Египетский.)

28) Направленный отрезок? (Вектор,)

29) Угол, на который поворачивается солдат по команде «кру­гом»? (180°.)

30) Наименьшее значение функции у = |х|? (0.)

 

Вопросы для другой команды:

1) Сколько кг в половине тонны? (500 кг.)

2)  Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр.)

3)  Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр.)

4) Количество делителей простого числа? (2.)

5) Значение переменной при решении уравнения? (Корень.)

6) Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, от­личное от нуля? (Сокращение.)

7) Два числа, произведение которых равно 1? (Взаимно обрат­ные.)

8) Самое простое маленькое число? (2.)

9) Географическая координата на земной поверхности? (Долгота.)

10) Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный.)

11) Число, на которое делят? (Делитель.)

12) Результат сложения чисел? (Сумма.)

13)   В обыкновенной дроби число, записанное над чертой? (Числитель.)

14) Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10.)

15)  Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)

16) Угол  в 1о рассматривают в лупу, дающую трехкратное уве­личение.      

       Какой величины окажется угол? (1°.)

17) Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок.)

18) Результат деления одного числа на другое? (Частное.)

19) Модуль числа - 5? (5.)

20) Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ниче­го»? (0.)

21)  Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспор­тир.)

22)  Произведение трех измерений прямоугольного параллеле­пипеда? (Объем.)

23)  Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные.)

24) Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол.)

25)  Сколько градусов содержит угол, если он составляет поло­вину развернутого угла? (90°.)

26) Угол в 180°? (Развернутый.)

27) Вид графика х2 + у2 = г2? (Окружность.)

28) Равенство двух отношений? (Пропорция.)

29) Тысячная доля килограмма? (Грамм.)

30) Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произ­ведение крайних членов равно произведению средних членов про­порции.)

Учитель.

Пока жюри подсчитывает баллы, у нас несколько интересных сообщений с подсказками.

2-й ведущий.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает

Тот вечно хнычет и скучает.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте ее. Подсказки:

1.  Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из

важнейших теорем курса.

2.   Теорема используется на каждом шагу при изучении гео­метрических вопросов.

3.  Ученый,  сформулировавший данную  теорему, родился  на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астро­номию и астрологию у халдейских жрецов.

4.  Этому ученому, кроме данной теоремы, приписывается еще ряд замечательных открытий,  в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

5.  Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам еще до ее открытия.

6.  В строительной практике египтяне использовали так назы­ваемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3,4 и 5.

(Египтяне знали, что указанный треугольник является прямо­угольным и для него выполняется соотношение 32 + 42 = 52, т. е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора.)

У математиков арабского Востока эта теорема получила назва­ние «теорема невесты», за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел сло­во «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

Жюри объявляет результаты конкурса.

6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).

Учитель.

 И у нас последний конкурс «Домашнее задание» (музыкальный). Каждой команде необходимо спеть песню и пока­зать сценку.

Первая часть домашнего задания.

1-й ведущий.

Сказку не простую, а математическую

Вам сейчас покажут без прикрас.

Может быть, там будет что-то фантастическое.

Что ж, мы начинаем слушать их рассказ.

Одна команда показывает инсценировку сказки «Легенда о шахматах».

Действующие  лица:

Ведущий - старшеклассник

Шах        

Визирь        

Мудрец       

Счетовод  

(На сцене полумрак, на ковре, на подушках лежит шах. Ему скучно. Стража шаха обмахивает его опахалами. Из-за занавеса слышен голос ведущего.)

Ведущий.

Один мудрец придумал игру, которую мы сейчас называем «шахматы». Объяснил он шаху правила игры, и игра ему очень понравилась. Шах решил щедро наградить мудреца.

Шах (громко кричит). Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Слушаю и повинуюсь, мой господин.

Шах. Награди Мудреца, дай ему все, что он захочет. Я доста­точно богат, чтобы быть щедрым.

Визирь (кричит). Позвать Мудреца! (Появляется Мудрец, похожий на звездочета.) Что ты хочешь, Мудрец, за свою игру?

Мудрец. О, Великий шах! Я не буду просить золото и драго­ценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски поло­жили одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно удваивая число зерен предыдущей клетки.

Шах (смеется). Я, что, похож на нищего? Что, я не могу ода­рить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое.

Мудрец. О, могущественный повелитель! Не гневайся, но больше мне ничего не надо.

Шах (недовольно махнув рукой). Визирь, дай ему то, что он просит.

Ведущий. Прошло несколько дней. Шах целыми днями играл в шахматы и вспоминал о Мудреце.

Шах. Визирь! Визирь!

Визирь (вбегает и падает на колени). Я здесь, мой повели­тель!

Шах. Наградили Мудреца?

Визирь. О нет, Великий шах! Все счетоводы государства счи­тают зерно.

Шах. Как вы могли ослушаться? Позвать сюда Счетовода! (На коленях вползает Счетовод, непрерывно кланяясь.) Почему еще Мудрец не награжден?

Счетовод. О, великий и светлейший государь! Во всем твоем государстве нет столько зерен, на всей Земле не растет такого ко­личества зерна, которое хочет получить Мудрец.

Шах. Сколько же ему нужно дать?

Счетовод. Вот это число: 18446744073709551615. Если 10 зерен весят один грамм, то ты должен ему отдать 184 миллиарда 467 миллионов 440 тысяч 737 тонн 95 килограммов и 516 граммов пшеницы, мой повелитель! Если на всей Земле за год выращивают 2 миллиарда тонн, то, чтобы отдать ему все зерно, его нужно вы­ращивать 92 года. А ведь на Земле еще никогда не выращивали по 2 миллиарда тонн пшеницы, о повелитель!

Шах. Мудрец всегда мудрец!

Ведущий. Индусский царь Шерам (индийский принц Сирем) научился играть в шахматы и восхищен остроумием и разнообра­зием положений в этой игре.

18 446 744 073 709 551 615 - восемнадцать квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона 709 миллионов 551 ты­сяча 615. (S64=18,5*1018)

Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверх­ности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыню, и Аркти­ку с Антарктикой, и получить удовлетворительный урожай, то, по­жалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться. (Архимед.)

 

Другая команда показывает инсценировку сказки «Мужик и купец».

Действующие лица:

Ведущий - старшеклассник

Купец 

Жена      

На сцене стол, на столе самовар, лавка, у окна сидят купчиха и ее дочь, входит купец.

Купец. Послушай, жена, на базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.

Жена. Какую?

Купец. Он каждый день будет приносить мне по 100 000 руб­лей, а я ему в 1-й день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100 000 рублей! Во 2-й день - 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить каждый день по 100 000 рублей.

Жена. Откуда у этого глупца столько денег?

Купец. Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил до­говор только на 1 месяц. Боюсь, что этот чудак поймет, что его об­манывают, и не принесет свои деньги.

Раздается стук. Жена выглядывает в окно.

Жена. Там кто-то пришел.

Купец (выглядывает в окно). Это он!

Входит мужик.

Мужик. Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку!

Взяв свою копейку, уходит.

Купец. Как я боялся, что он не придет. А вдруг завтра он не придет? Или придет и заберет свои деньги?

Жена. Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманы­вают, не думаю, что он поймет это завтра. Говорят же: «Если ду­рак, то надолго».

Купец. Так-то оно так, да все равно боязно.

Ведущий. Каждый день мужик приносил по 100 000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдает мужику. На 24-й день он отдал 83 000, а на 25-й - 166 000, а на 27-й день - 671 000 рублей.

Купец. О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп. Ведь он отдал мне всего 3 миллиона, а получил от меня 10 миллионов руб­лей! Какой я глупец! Разве можно было заключать сделки на базаре!

Ведущий. Видите, как неожиданны бывают результаты, ко­гда ты не знаешь математику. Вероятно, ни шах, ни купец не ока­зались бы в безвыходном положении, знай они хоть чуть-чуть ма­тематику.

Вторая часть домашнего задания.

1-й ведущий.

И стоит в стране чудесной

Новый город со дворцом,

А в дворце том златоглавом

Знаки дружно там живут,

Знаки терем стерегут,

Вместе песенку поют.

Исполняет первая команда на мотив песни «Зайка моя».

Плюсик ты мой, я - твой минус,

Косинус ты, я - твой синус,

Ты аксиома, я - теорема,

Следствие ты, а я - лемма.

Ма-те-ма-ти-ка моя...

Припев:

Я ночами плохо сплю,

Математику я так люблю.

Математику я так давно, давно люблю,

Я и днем теперь не сплю,

Я и вечером не сплю,

Все учу, учу, учу, учу, учу.

2. Знание ты, я - шпаргалка.

Если ты нуль, то я - палка.

Ты ордината, то я - абсцисса,

Ты уголок, я - биссектриса.

Ма-те-ма-ти-ка моя...

3. Частное ты, я - делитель.

Ты знаменатель, я - числитель.

Ты мой кружок, я - твой сектор,

Ты модуль мой, я - твой вектор.

Ма-те-ма-ти-ка моя...

4. Сумма моя, а я - разность,

Дольная ты, а я — кратность,

Гипотенуза ты, я - твой катет,

Терминов нам с тобой хватит.

Ма-те-ма-ти-ка моя...

2-й ведущий.

За высокими горами.

За синими морями,

В тридесятом государстве

Живет прекрасная страна Математика.

Вторая команда исполняет песню на мотив песни «Комму­нальная квартира».

1.       Эх, страна моя родная,

Край загадок и чудес!

Где еще такое счастье.

Где еще такой прогресс?!

Под одной огромной крышей

И просторней, и светлей.

Ни к чему нам дом отдельный.

Вместе будет веселей.

Припев:

Это математики, математики квартира.

Это математики, математики страна.

2.По утрам шурша листами.

Собирается народ,

Пифагор штаны стирает,

Эйлер интеграл берет,

Гаусс корни извлекает,

Ньютон делает бином.

Кто-то оси расставляет,

Архимед сидит с числом.

К вечеру им всем не спится,

В логарифмы Бригг глядит,

Брадис возится с таблицей,

Измеряет мир Евклид.

Сам Везу там без остатка

Делит сложный многочлен.

Ни к чему нам дом отдельный.

Вместе будет веселей.

И отныне ежедневно

Вместе будем непременно

Математику прославлять

И почет ей воздавать.

 

Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе?).

ГИМН МАТЕМАТИКЕ

Уравнения решать, радикалы вычислять

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,                                                                                                                                                   

Дробь делить и умножать                                                                                                                   

Постараешься - придет к тебе удача

Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела - не разберешься.

Аксиомы там нужны,                                                                                                                                                  

Теоремы так важны,                                                                                                                                                                   

Их учи - и результата ты добьешься!

Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,     

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.                                                            J

7. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

 

Ш. Заключительное слово учителя.

Учитель. Математика - это орудие, с помощью которого че­ловек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни дру­гих людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите ма­тематику!

Приветствия командам от учащихся в зале. Выходят четыре ученика.

I. Мы сегодня в этом зале

Встречались с шутками, друзья.

Посмеялись с вами, помечтали,

Многое узнали для себя.

2.  Мы подумали и вместе порешили.

Находили верный мы ответ.

И от вcех, сидящих в этом зале

Я передаю вам всем привет.

3.  Здесь смекалку вашу всю познали,

И мы поклоняемся все ей.

Я приветствую от всех сидящих в зале

Клуб веселых и находчивых друзей.

4.  Вы еще не раз скрестите шпаги,

И не раз победа к вам придет.

КВНа поднимите флаги. Бросьте клич:

«К познанию! В путь! Вперед!»

Жюри объявляет результаты КВН. Награждаются команды за победу и участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      За страницами учебника математики (И.Я.Депман, Н.Я.Виленкин).

2.     Учимся рассуждать и доказывать (И.Л.Никольская, Е.Е.Семенов).

3.     Удивительный мир чисел (Б.А.Кордемский, А.А.Хадов).

4.     Ох, эта математика! (Златко Шпорер)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Участники—учащиеся 9 и 10 классов

Участники—учащиеся 9 и 10 классов

Девиз: «Математика…выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного»

Девиз: «Математика…выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного»

Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

Единица скорости на море. (Узел

Единица скорости на море. (Узел

Настали трудные деньки, Крот перестал учиться в школе

Настали трудные деньки, Крот перестал учиться в школе

Формулы для одной команды: 1

Формулы для одной команды: 1

Вам отличниками стать. Научитесь вы, ребята,

Вам отличниками стать. Научитесь вы, ребята,

Параллелограмм с равными сторонами

Параллелограмм с равными сторонами

Математическая шарада (5 баллов)

Математическая шарада (5 баллов)

Сотая часть числа. (Процент.)

Сотая часть числа. (Процент.)

Часть четырех­угольников осталась на берегу, а остальные переправились и по­шли дальше

Часть четырех­угольников осталась на берегу, а остальные переправились и по­шли дальше

Капитаны команд и команды сдают выполненные задания

Капитаны команд и команды сдают выполненные задания

Ну, что ты, кума? Я думал, пригревшись на солнце

Ну, что ты, кума? Я думал, пригревшись на солнце

Какую часть числа составляют 25 %? (1/4

Какую часть числа составляют 25 %? (1/4

Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспор­тир

Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспор­тир

При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел сло­во «нимфа» как «невеста», а не «бабочка»

При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел сло­во «нимфа» как «невеста», а не «бабочка»

Визирь (вбегает и падает на колени)

Визирь (вбегает и падает на колени)

Жена . Там кто - то пришел

Жена . Там кто - то пришел

Ма-те-ма-ти-ка моя... 3. Частное ты, я - делитель

Ма-те-ма-ти-ка моя... 3. Частное ты, я - делитель

И отныне ежедневно Вместе будем непременно

И отныне ежедневно Вместе будем непременно

Вы еще не раз скрестите шпаги,

Вы еще не раз скрестите шпаги,

Литература 1. За страницами учебника математики (И

Литература 1. За страницами учебника математики (И
Скачать файл