Предлагаемые методические материалы предназначены для организации и проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности для педагогов дополнительного образования, организаторов внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательной организации. Могут быть использования для организации и проведения экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций и других формах работы.
ЛЕС
ВВЕДЕНИЕ
Есть у людей зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он всем протянет сотни рук
И тысячи ладошек!
(Лес.)
Лес – это огромный мир, без которого жизнь на земле погибла бы. Лес – это
кладовая солнца, как сказал замечательный писатель Михаил Пришвин. Лес –
это дом для множества самых разных животных. Лес хранит воду и постепенно,
понемногу отдает ее родникам, ручьям и рекам. Лес – это кормилец птиц,
насекомых и человека.
Лес – это общая радость для всех.
Послушайте голос кукушки, соловьиную песню гденибудь у ручья, стук
дятла по стволу дерева – это голоса леса. Вспомните летний запах цветов, хвои,
грибов – это все лес. Вспомните зеленую дымку первой весенней листвы и
красный с золотом осенний наряд – это все лес. Его мир манит нас красотою,
тайнами и загадками, дарит здоровье всему живому.
Для человека лес – первейшее из всех богатств. Дом, изгородь, мебель, книги
и тетради, бесчисленные изделия из древесины сопровождают человека в его
истории, начиная с пещерных времен. Всего, что дает лес, невозможно
перечислить. Русская пословица гласит кратко: «Лес – богаче царя!» И это
богатство, возобновляемое природой. Надо только лес хорошо знать, бережно
обращаться с ним и всегда помнить: там, где лес исчезает, образуются пустоши и
пустыни. В нашем степном, засушливом краю погибший лес возобновить
необыкновенно сложно, поэтому чрезвычайно важно сберечь от истребления,
засухи и пожаров те немногие лесные массивы, что еще уцелели.
Лес имеет огромнейшее значение для нормализации экологической
обстановки на нашей планете, ставшей в настоящее время катастрофической.
Ведь лес – это не только поставщик древесины и других важных ресурсов, он
защищает почву от эрозии, водохранилища – от заиления, обеспечивает
полноводность и чистоту рек, очищает атмосферу и регулирует ее газовый
состав, улучшает климат, кардинально оздоровляет природную среду, а в целом
– улучшает условия для жизни людей на Земле.Лес – это сложное растительное сообщество, поэтому очень важно знать
особенности образующих его видов, их взаимодействие и взаимозависимость.
Чтобы осознанно помогать лесу, надо людям разных возрастов и занятий глубоко
понимать его природу. Знакомство с необыкновенно интересным миром леса, с
его сложнейшими и мудрыми взаимосвязями будет полезным и сделает нас менее
равнодушными к жизни нашего зеленого друга, заставит понастоящему бережно
относиться к нему.
Познание леса делает человека духовно богатым.
Беречь этот благодатный источник жизни – наше общее дело, дело всех
людей на Земле!
Сегодня у нас КВН – это командное соревнование, когда все задачи
решаются сообща, методом «мозгового штурма». Каждый должен проявить свои
способности, а задача капитана – быстро выбрать лучшее решение. Поэтому мы
начинаем с выбора капитана. Это значит, что вы проголосуете сейчас за самого
уважаемого вами товарища, которому согласны подчиниться во все время игры.
Без этого не будет дисциплины, значит, не получится и КВН. Все вопросы и
недоразумения мы обязательно обсудим, но после игры.
Счет пойдет на секунды: на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд.
СЦЕНАРИЙ СОРЕВНОВАНИЯ
(в скобках – регламент)
Вступление ведущего или педагога (5 мин).
1. Конкурс капитанов. Капитаны команд тянут билетыбейджики и
описывают изображенных на них насекомых, затем обмениваются загадками (№
1–6) и вопросами (№ 1–6) (10 мин).
2. Конкурсразминка: считалки, скороговорки и пословицы о лесе (10
мин).
3. Конкурс домашних заданий (экологических плакатов) (5 мин).
4. Конкурс загадок (№ 7–17) (10 мин).
5. Конкурс физпауз (5 мин).
6. Конкурс эрудитов (по изображению назвать насекомого) (5 мин).
7. Конкурс вежливости: найти добрые слова для друга, попавшего в беду (5
мин).
8. Конкурсигра «Экоручеек» (10 мин).
9. Викторина (вопросы 1–10) (10 мин).
10. Конкурсконцерт (10 мин).11. Подведение итогов. Вручение призов. Демонтаж украшений кабинета
ребятами, ответственными за оформление (10 мин).
ИТОГО: 90 мин.
12. На следующем занятии кружка – подробный анализ соревнования.
ПРИМЕЧАНИЯ
10 конкурсов – это максимальное количество, не следует затягивать игру
более 1,5 часов, поэтому надо выбрать только 5–7 подходящих конкурсов.
Наличие болельщиков резко ухудшит дисциплину, поэтому лучше
задействовать в соревновании всех присутствующих детей, разбив их на 2, 3 или
4 команды. Старшеклассников лучше назначить в жюри или ассистенты.
При небольшом количестве детей жюри может заменить сам педагог, сразу
после ответа вручая талоны или фантики по числу полученных очков.
Лучший способ добиться тишины в зале – снимать баллы за шум.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КВН
Подготовительный этап.
Оформление кабинета.
Проведение игры по сценарию.
Подведение итогов конкурсов.
Вручение призов.
Анализ на следующем занятии.
Подготовительный этап.
1. Разработка хронометрированного планасценария.
2. Выдача домашнего задания командам.
3. Изготовление бейджиков с изображением животных.
4. Изготовление украшений для кабинета.
5. Назначение ответственных оформителей.
Проведение игры (схема сценария).
Вступление ведущего, инструктаж судей.
1. Конкурс капитанов (по бейджикам).
2. Конкурсразминка.
3. Конкурс домашних заданий (плакатов).
4. Конкурс загадок.
5. Конкурс физпауз.6. Конкурс эрудитов.
7. Конкурс вежливости.
8. Конкурсигра «Экоручеек».
9. Конкурсвикторина.
10. Конкурсконцерт.
11. Подведение итогов. Вручение призов.
Демонтаж украшений кабинета.
КАРТОЧКА СУДЬИ
Очки команды 1
Очки команды 2
Наименование конкурса
№
п/п
1 Конкурс капитанов
2 Разминка: считалочки; скороговорки;
пословицы
3 Домашнее задание: экоплакат
4 Конкурс загадок
5 Конкурс физпауз
6 Конкурс эрудитов: «Чей портрет?»
(узнай животное)
7 Конкурс вежливых: найди добрые
слова для друга в беде
8 Конкурсигра «Экоручеек»
9 Конкурсвикторина
10 Конкурсконцерт
ИТОГИ
Командапобедитель
Лучший капитан
Лучший игрок
ФИЗПАУЗЫМИНУТКИ
ЗАЙКА
Зайка серенький, косой,
Не ходи гулять босой!
Лапочки закутай
И ходи обутый.
ЛЯГУШАТА
Пять веселых лягушат
По своим делам спешат:
Пока мокро, пока лужно,
До реки допрыгать нужно.Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет его медведь,
И лисе не одолеть!
С. Маршак
ТОПОЛЬ
Возле нашей школы (Руки вверх.)
Высоковысоко (Встать на цыпочки.)
Выше всех деревьев (Раскачиваясь.)
Вырос стройный тополь!
(Хлопнем в ладоши.)
ВЯЗ
Раздва! Раздва! (Встать,
руки над головой «в замок».)
Колет старший брат дрова!
(«Рубим дрова».)
В чурбаке топор увяз:
Не расколешь вязкий вяз!
ЯСЕНЬ
Ясный ясень, ясный ясень, (Встать.)
Ясень строен и прекрасен!
К солнцу ветви протянул! (Потянуться.)
С листиков росу стряхнул!
(Тряхнуть кистями.)
Если встретишь лягушат,
Не мешай! Они – спешат!
Гайда Лагдзинь
КЛЕН
Ветер дерево качает,
(Руки вверх.)
Влевовправо наклоняет:
Раз – наклон, и два – наклон!
Зашумел листвою клен.
(Тряхнуть кистями.)
ТУЯ
Встать, руки вытянуть
вперед и, разводясводя их
по вертикали, приговариваем:
Как закладочку в книжку
Кладу я вечнозеленую
Веточку туи!
ДУБ
Пила пилила дуб, дуб!
(Двое берутся за руки, встав
лицом друг к другу и
изображают двуручную пилу,
двигая
руками поочередно.)
Поломала зуб, зуб!
Не пили, пила, дуба на дрова!
СЧИТАЛКИ
Ежик, ежик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок,
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
Месяц спрятался за гору,
Ветер – в лес, а мыши – в нору.
Кто остался на виду,
Убегай! Искать иду!
ПОСЛОВИЦЫ
Велик верблюд, да воду возят, мал соболь, да на голове носят.
В лесу дуб – рубль, а в столице – рубль спица.
Волков бояться – в лес не ходить.Всякая лиса свой хвост бережет.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Лес по дереву не плачет.
И по малому следу до медведя дойдешь
Не разгрызешь ореха – ядрышка не съешь.
У бояринабобра
Нету денег, нет добра.
Два бобренка у бобра
Лучше всякого добра.
СКОРОГОВОРКИ
1. Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела, –
Белой даже не была.
2. Бобр добр до бобрят.
3. Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом,
4. Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб!
5. В живом уголке и ежи, и ужи.
6. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
7. Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться!
8. Уж ужицу съест на ужин!
9. Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Кукушонок в нем смешон.
10. Под кроной дуба баба Люба.
11. Осыпается сосна,
Просыпается весна.
12. Веет ветер, хвою вертит:
Верьте, верьте, верьте, верьте!
13. Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла,
А на пристани сошла!
ВИКТОРИНА
1. Грызун, запасающий ветки. (Бобр.)
2. Зверек, запасающий сено. (Пищуха.)
3. Чьи запасы разоряет медведь? (Бурундук.)
4. Беличий враг. (Куница.)
5. Самые ценные пушные звери. (Соболь, куница, горностай, хорь, лиса.)
6. Мелкие лесные хищники. (Соболь, куница, горностай, хорь.)
7. Олень с клыками. (Кабарга.)
8. Виды оленей.
(Благородный, пятнистый, марал, изюбр, кабарга,
косуля.)
9. Кто такой вепрь? (Дикий кабан.)10. Самые крупные копытные. (Лось и зубр, олени.)
11. Местный олень. (Косуля.)
12. Лесные первоцветы. (Хохлатка, пролеска, матьимачеха, ландыш,
купена, прострел, галантус, белоцветник.)
13. Лесные деревья. (Осина, береза, дуб, рябина, хвойники.)
14. Лесные ягоды. (Ежевика, земляника, малина, брусника, клюква.)
15. Лесные лианы. (Хмель, ежевика.)
16. Лесные хвойники. (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.)
17. Виды лесов. (Роща, бор, осинник, дубрава, колки, байрачный.)
18. Лесная собака. (Енотовидная собака.)
19. Дикая кошка. (Дикий лесной кот.)
20. Самые крупные лесные кошки. (Тигр, леопард и рысь.)
21. Образ жизни барсука. (Ночной. Зимняя спячка.)
22. Образ жизни росомахи. (Постоянный обход участка весь год.)
23. Чей мех идет на кисти? (Белка и колонок.)
24. Лесные строители. (Бобры и муравьи.)
25. Колониальный грызун. (Бобр.)
26. Колониальные насекомые. (Муравьи.)
27. Лесные певчие птицы. (Соловей, иволга, малиновка, овсянкаремез и
др.)
28. Крупные лесные птицы. (Филин, тетерев, глухарь.)
29. Ночные птицы. (Филин, сова, козодой.)
30. Любители шишек. (Белка, бурундук, полевка, пищуха, клест.)
31. Любители желудей. (Белка, бурундук, полевка, пищуха, клест, кабан.)
32. Кто такой шатун? (Разбуженный и очень голодный медведь.)
ЗАГАДКИ О ДЕРЕВЬЯХ
Из Африки гостья
Высока, стройна,
Душистыми гроздьями
Крона полна. (Акация.)
У красавицыдевицы,
Длиннокосой, белолицей,
Осенью сыплются с ветки
Сплошь золотые монетки. (Береза.)
Напоит весной нас соком
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а все дрожит? (Осина.)
Круглый вкусный и полезный,
Из плодов он крепче всех!
Называется … (орех).
Как зовут ее, кто знает? –
Ветра нет, а вся дрожит,
Нечисть, скверну отгоняет,
Если кол ее забить! (Осина.)Это деревце высокое. (Береза.)
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
Нет еще листочков,
Но набухли почки,
В белых шубках меховых –
Издалека увидишь их. (Верба.)
Он высок, красив, могуч,
Достигает кроной туч,
И растет он много лет, –
Древний старец, крепкий дед. (Дуб.)
Зеленая крона
Взметнулась высоко,
Растет черный тополь,
Зовется – … (осокорь).Он не покрыт листвой
Даже позднею весной!
Усеял свои ветки
Зелеными монетками. (Вяз.)
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет?
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой. (Дерево.)
Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и – вырос! (Дуб.)
Деткиголыши в беретках
Повисли парами на ветках. (Желуди.)
Все лето гуляет
В наряде веселом,
А зиму встречает и босым,
И голым. (Дерево, кустарник.)
Стройная и тонкая,
Под горой стоит,
Ее не пугают,\
А она дрожит! (Осина.)
С шипами и серебристыми листьями
На опушке растет деревцо неказистое.
(Лох серебристый.)
Кудри в речку опустила
И о чемто загрустила,
А о чем она грустит –
Никому не говорит. (Ива.)
Ежики колючие
Растут на дереве могучем,
Как осень настанет –
Голенькими станут. (Каштан.)
Ножки в речке купаются,
Ручки в речке плескаются,
Хоть он совсем не хрупок,
А спрятался в скорлупку, –
Заглянешь в серединку, –
Увидишь сердцевинку! (Орех.)
Росла и расцветала
Высокой, стройной стала.
Весною зеленела, а летом загорала,
И осенью надела красные кораллы.
(Рябина.)
В небо устремился
Он свечой высокой,
Как же он зовется?
Он зовется … (тополь).
Выше ее дерево
Ты найдешь едва ли,
Капельки ее смолы
Янтарем назвали. (Сосна.)
Весною кудри завила
Нежные, пушистые,
И стоит, белымбела,
Как сирень душистая! (Черемуха.)
Шелком блестящим
Платье струится –
Его подарила краса... (шелковица).
Стоит в лесу красавица,
Стройна и зелена,
И ветки, как мизинчики,
Отставила она! (Ель.)
Живет по триста лет и больше,
Светолюбивая она,
Совсем неприхотлива к почве,
Качает иглами … (сосна).
Я спросил у Васи:
– Чем ты губы красил?
У тебя – лиловый рот,
И усы – лиловые,
И лиловый сок течет
На рубашку новую! (Шелковица.)Косы с плеч опускаются,
Сережки висят и качаются. (Ивы.)
Ветер дерево качает,
Влево вправо наклоняет,
Раз – наклон! И два – наклон!
Зашумел листвою... (клен).
Скажи, с какого дерева
Зеленый еж упал,
В сторонку откатился,
Но в лес не побежал? (Каштан.)
Я – дерево с цветком душистым,
Даю я прохладную тень,
Под кроной моей отдохнешь ты
В безветренный жаркий день. (Липа.)
Он попался на зубок –
Расколоться все не мог.
А попал под молоток –
Хрустнул раз – и треснул бок! (Орех.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все обижают –
Кору нежную сдирают. (Липа.)
Колючая дикая слива
Поздней осенью зреет дождливой. (Терн.)
Тихо в сумрачном лесу.
Осенний день
Прозрачен, ясен,
Крылатки вниз роняет... (ясень).
Красная девица
На ветру стоит:
Платье потерялось,
А бусинки остались! (Рябина.)
На новогодний праздник
Приехала она,
В игрушках и фонариках,
Нарядная ... (сосна).
Огромная сосна
Высока и стройна,
Орешками прославилась
Таежная красавица. (Кедр.)
В тихом домике на ветке
От дождя укрылись детки,
В тесных горенках сидят,
Изпод ставенек глядят! (Шишка.)
Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры
Знают птицы, знают мышки,
Что искать их надо в ... (шишках).
Вроде сосен, вроде елок,
Но зимою – без иголок.
(Лиственница.)
В маленькой избушке
За каждой дверцей – деревце!
(Шишка.)
ЗАГАДКИ О КУСТАРНИКАХ
У куста колючего
Ягодкиконфетки!
Ягодкиконфетки
На колючих ветках! (Барбарис.)
В цветах он не весной, а летом!
Очень похож кустарник этот
На изящную барышню.
Ее вкусное варенье
Применяют для леченья:
Если кашель и бронхит,
Если горлышко болит! (Малина.)
Она бывает разной –
Черной, белой, красной,
А из ягод для ребятЗовут его… (боярышник).
Этот длинный куст хорош,
Но колюч он, словно еж!
За ноги цепляется,
Как ежик называется. (Ежевика.)
Этот куст в лесу найдешь:
Он колючий, словно еж!
Ягоды – синие на цвет,
Только сладости в них нет! (Ежевика.)
Бантикицветочки прячутся в листочках
Этого простого зеленого кусточка.
(Жимолость.)
Из него варенье –
Словно изумруд,
Виноградом северным
Колючий куст зовут. (Крыжовник.)
Видно этот кустик далеко окрест,
Он теплом последним согревает лес.
(Калина.)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Облачками весной зацветает,
А по осени словно огнем запылает.
(Скумпия.)
Низок и колюч,
Кислый, но пахуч!
А ягодку сорвешь –
Всю руку обдерешь! (Крыжовник.)
Этот куст зеленый колкий,
Вместо листиков – иголки!
И зимой, и жарким летом
Он одним окрашен цветом.
(Можжевельник.)
Крупный, словно виноград,
Только кислый, как гранат.
Посадил для нас садовник
Варенье варят, мармелад.
(Смородина.)
За красоту за строгую
Тебя очень люблю я –
Вечнозеленая стройная ... (туя).
Вместо листьев – кружево
У этого куста,
И в названьи звонком
Слышна красота! (Тамариск.)
Ягодами ветки
Она сплошь облепила!
Она нас лечит, детки,
И придает нам силы! (Облепиха.)
Ягоды терпкие синие
В гроздья собрались красивые.
У этого куста есть старшая сестра.
(Рябина.)
На кусте милашки
В красненьких рубашках,
У них брюшки сыты,
Зернами набиты. (Шиповник.)
Стоит куст колючий,
Он – красавец злючий,
Кто не подойдет –
Всякого кольнет! (Шиповник.)
Как закладочку в книжку кладу я
Вечнозеленую веточку … (туи).
Цветы у этого куста –
Душистые гроздья махровые.
Чудесна у них красота –
У голубых и лиловых! (Сирень.)
Не боится он мороза,
Он совсем неприхотливый,
А цветы на нем как розы –
Ароматны и красивы. (Шиповник.)
Осенью горька,
А в мороз – сладка!Куст колючий. Он – … (крыжовник).
Что за ягодка? ... (Калина).ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
На зайца похожий, но мелкий зверек
Не белка, не соболь, не мышь, не хорек.
На зиму траву себе впрок запасает:
Для этого сушит, в стога ее ставит. (Пищуха.)Чтобы сосны, липы, ели не болели,
Зеленели, чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг… (лесничий).
Этот маленький зверек
Красивее, чем хорек,
В белой шубке меховой,
С черным хвостиком трубой.
(Горностай.)
Мелкий хищник он таежный,
Очень скрытный, осторожный,
Этот зверь дороже всех
За красивый прочный мех. (Соболь.)
Рыжий маленький бельчонок
Шустрым был еще с пеленок –
От врага сбежал! Пусть злится,
Молча, старая… (куница).
Этот толстый зверь лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь, барсук.)
Лесной он хищник мелкий,
Коварный злой зверек,
Он ростом почти с белку.
Зовут его… (хорек).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит грозно и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
Он охотник ловкий, быстрый,
В шубке теплой и пятнистой.
Глубоко в тайге он бродит
И добычу там находит. (Лесной кот.)
Самые лучшие норы в лесу
Роет зверек с полосой на носу. (Барсук.)
Не стрекоза, не птица,
По вечерам летает,
На мошек нападает. (Вечерница.)
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь:
– Нука, брысь!
Потому, что это – … (рысь).
Не смотри, что неуклюжа –
У нее есть все, что нужно:
Когти, зубы, грозный нрав!
Ходит быстро, нос задрав.
(Росомаха.)
Эти речные жители –
Отличные строители!
У них работа спорится –
В реке плотина строится! (Бобры.)
Белочек лесных гроза –
Яркорыжая … (харза).
Ушки на макушке:
Где шуршат тут мышки?
Замер в стойке, как пенек
Юркий крошка … (колонок).
Эта странная собака
Никогда не лезет в драку –
Только хвост свой подожмет
И тихонько отойдет!
(Енотовидная собака.)
Что это за мордочка
Плавает, как лодочка?
Кто там вертит головой
В темной шубке меховой? (Выдра.)
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро, кто же я?
(Олень, лось.)
Эта змея – неядовитая,
Но очень редкая –
Пойди, найдика! (Полоз.)
Рыжей огневки родная сестра
В тайге обитает другая лиса.
(Чернобурка.)Что ни шажок – сразу прыжок!
Длинные ушки всегда на макушке.
Серого зверя узнал ты, дружок? (Заяц.)
Меньше мышки эта крошка,
Зубки острые, как ножик. (Землеройка.)
ЗАГАДКИ О НАСЕКОМЫХ
В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи.)
Возле носа вьется,
В руки не дается. (Комар.)
Они в дождик не летают,
Они в дождик отдыхают,
Не боятся они скуки,
Берегут здоровье… (мухи).
Быстрая разбойница
За добычей гонится:
Поскорее, мошки,
Муравьев тепло встречая
Под высоким сосняком,
Мы всегда их угощаем
Очень сладким молочком. (Тли.)
Неприметный в чаще леса,
Я – малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в сто, в двести раз!
(Муравей.)
И варенье, и повидло
Есть у нас, – а им обидно!
Над столом они жужжат,Уносите ножки! (Стрекоза.)
Укусить меня хотят! (Осы.)
В тайге не моторы, но громко гудят,
Они не пилоты, а дружно летят,
Свирепо кусают и звонко пищат.
(Комар.)
На травинке возле ног
Заметался огонек
Но недолго он горел,
Ветер дунул – улетел. (Бабочка.)
Может он в орех залезть
И все вкусное в нем съесть! (Червяк.)
Вот они под старой елью
Всем семейством строят дом.
Ни одной сухой хвоинки
Не осталось на тропинке! (Муравьи.)
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не строгали топором,
А под елью вырос дом! (Муравьи.)
В цветок она забралась
И долго там копалась.
Что ты, маленькая крошка,
Унесла с собой на ножках? (Пчела.)
Разрешенья не спросил,
Подлетел и укусил! (Комар.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
Не троллейбус, а с усами,
И не лифт, а вверх ползет.
Он летит под небесами
И гудит, как самолет. (Жук.)
Чтоб росли быстрей травинки,
Он в земле торит тропинки.
Если роет глубоко,
Лугу дышится легко.
(Дождевой червяк.)
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Этот яркий огонек
Чуть опушку не поджёг!
Он – краса лесных полян,
Родич курицы… (фазан).
Я пациента простучу
И от недуга излечу!
Мои обычные больные –
Дубы и липы вековые. (Дятел.)
Днем сидит он, как слепой,
А как вечер – за разбой:
Грызунов ловить, лягушек,
Мелких птичек и зверюшек. (Филин.)
Что за птица голосиста? –
Ранним летом на опушке
Раздается крик… (кукушки).
Ее изысканная трель
Напоминает нам свирель,
А крик его подружки –
Как вопли нашей кошки! (Иволга.)
Маленькая птичка,
Птичканевеличка:
Серенькое перышко,
Золотое горлышко. (Соловей.)
НЕОБХОДИМЫЙ РЕКВИЗИТ
1. Хронометрированный планконспект сценария.2. Карточки с заданиями, скороговорками.
3. Карточка судьи (3–4 экземпляра) и карандаши.
4. Плакаты, таблицы, глобус.
5. Листки бумаги и карандаши для ответов.
6. Домашние задания (рефераты, плакаты).
7. Поощрительные и утешительные призы всем участникам.