Лабораторная и экспериментальная деятельность
обучающихся на уроках ботаники
Учитель биологии и географии
филиала МБОУ СОШ с. Пашино ООШ д. Ромаши
и МБОУ ООШ д. Московская
Меркучева Нелли Егоровна.
Практическая направленность уроков биологии - одно из главных требований к современному уроку биологии.
В настоящее время система образования ориентирована не на передачу знаний, а на получение навыков практической деятельности, чтобы в дальнейшем быть успешными в какой-либо профессиональной деятельности.
В основе этого лежит практико-ориентированное обучение.
Для реализации принципа практической направленности на уроке необходимо:
- показывать связь биологии с жизнью - это знания важнейших биологических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе;
- использовать новые средства обучения, в том числе - ИКТ посредством которых раскрываются современные достижения биологии, их значение для здоровья человека.
Поэтому в этих условиях одной из целей учителя становится такая организация урока, чтобы изучаемый материал был близок к практической жизни для приобретения опыта практической деятельности учеником, способным эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности при решении различных задач.
Основа практико-ориентированного обучения – деятельностный подход.
Практико-ориентированное обучение при использовании заданий, связанных с сельскохозяйственными профессиями, способствует профориентационной работе.
Сегодня много методической литературы, освещающей проблемы практико-ориентированного обучения, но недостаточно практического опыта по проведению практико - ориентированных занятий по сельскохозяйственным профессиям, так как количество уроков по ботанике сильно оптимизировано.
Мы живем в сельской местности, у большинства есть земельный участок, используемый для ведения личного подсобного хозяйства. Этим и объясняется выбор мной темы выступления – «лабораторная и экспериментальная деятельность обучающихся на уроках ботаники и кружковой деятельности».
Важно понимать, что практико-ориентированное обучение – это не только лабораторные работы, это большая копилка методических идей, приемов, которые реализуются всеми нами.
В наших сельских школах, конечно, актуально использовать ресурсы учебно-опытного участка, учебного кабинета, позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в целях подготовки к сельскохозяйственным профессиям в процессе выполнения обучающимися реальных задач по заданию учителя или руководства школы, родителей.
Уверена, что невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках тех практических и лабораторных работ, которые есть в программе по биологии 6 класса.
Думаю, что вы согласитесь со мной, что бесполезно начинать этап усвоения новых знаний, если обучающиеся не мотивированы: не проявляют ни внешней, ни внутренней мотивации. Но на уроках, где есть лабораторная работа, уже само оборудование, инструментарий являются средством развития и повышения мотивации к изучаемому объекту, теме урока: лупа, микроскоп, препаровальные иголки, предметные стекла, готовые микропрепараты, влажные препараты, чучела или живые организмы, семена, плоды, фрукты, овощи или заочная экскурсия в лес.
Всегда, искренний интерес ребенка возникает тогда, когда он экспериментирует сам и понимает, что он исследователь, открывает для себя сам новое знание! Заметьте, если ребенок на уроке занимался с учебником и даже получил новое знание, то наверняка ли он поделится об этом с родителями. Если же он экспериментировал, наблюдал, поставил опыт, а может быть – просто вычислил свои энергозатраты за время урока и сам сделал для себя умозаключение, вот это важнее всего и скорее всего, он расскажет об этом родителям или друзьям.
Убеждена, что особенно в условиях пандемии, пока мы находимся на очном обучении, роль практических занятий еще важнее, особенно тех, которые либо не определены школьной программой, либо вынесены как необязательные.
Давайте рассмотрим опыт проведения некоторых практических и лабораторных работ, экскурсий.
Данные опыты проводились не только на уроках, но и во внеурочное время в 5 - 6 классах. Некоторые опыты незаслуженно забыты, поэтому кому-то это будет просто напоминание. Рассмотрим примеры.
1. На уроке в 6 классе «Минеральное питание растений и значение воды» - демонстрация опыта «Всасывание воды корнями» с помощью прибора, представленного на слайде. Для демонстрации опыта нужно иметь растение с неповрежденной корневой системой. Для этого за 3-4 недели до урока, на занятии кружка были высеяны семена подсолнечника, гречихи, фасоли, гороха. Выращивали их с помощью прибора для демонстрации развития корневой системы. Для опыта выбрали только одно растение. Самая трудоемкая часть этого опыта – это обеспечение герметичности прибора (я этого добилась с помощью расплавленного парафина), чтобы в широкой части у-образной трубки не было воздуха. Обучающихся удивляет тот факт, что в тонкой трубке уровень воды начинает падать даже тогда, когда отрезаем стебель. Подумайте, какой интересный вывод могли бы сделать ваши ученики? (о важности своевременного полива растений, а это очень важно для получения урожая на грядках или для правильного ухода, нормального роста комнатных растений).
Слайд 14
2. Тема урока «Корень, его строение и значение» - демонстрация развития корневой системы с помощью прибора, показанного на слайде. При проведении данного опыта ученики 5 класса во время кружка проводили эксперименты с главным и боковыми корнями, добились образования придаточных корней, измеряли ежедневно, считали количество образовавшихся боковых корней, вели дневник наблюдений, сумели совместно с 6 классом (уроки проходят вместе) даже сделать выводы о важности пикировки, окучивания растений, сравнили, корни каких растений развиваются быстрее. Познакомились с некоторыми агротехническими приемами, применяемыми в сельском хозяйстве, их биологическим обоснованием. Важность этого опыта заключалась еще и в развитии ключевых компетентностей обучающихся, особенно коммуникативной, социальной, технологической.
3. Лабораторная работа «Строение корня проростка». Использовали корни проростков, описанные во втором опыте. Даже невооруженным глазом девочки и мальчики увидели корневые волоски, а вооружившись лупами и микроскопом внимательно их рассмотрели, увидели в микроскоп кончик корня. И снова вам вопрос: какой важный личностный вывод могли сделать ученики после этой лабораторной работы? Вопрос оставляю открытым.
4. Тема «Вегетативное размножение растений и его использование человеком». На уроке проводится лабораторная работа «Черенкование комнатных растений». На этом занятии учу учеников делать прививку на герани (пеларгонии). Дети понимают сразу, что такое прививка, следят как идет процесс прирастания (вживления тканей). Данная работа проводится уже много лет, получалось, что на одном растении пеларгонии – соцветия разных окрасов: белые и розовые, белые и красные. В этом году планируем получить 3-х цветную пеларгонию. Думаю, что данный опыт очень важен не только для будущего садовода - любителя.
5. Тема «Побег, его строение и развитие». Провожу демонстрацию луковичных растений. Планируем социальный проект «Подарок маме на 8 Марта» - 2017 г., «Весна на подоконнике» - 2018, 2019 год, «Выращивание лука на перо с помощью гидропоники». В 6 классе дети не просто высаживают луковицы на выгонку, а исследуют условия, при которых луковицы быстро прорастают и образуют только листья, или только стебли с цветоносами, что важно при выгонке декоративных культур или лука на перо (о яровизации, действии низких и высоких температур). Опять: какой полезный социальный и практический опыт получают дети?!
6. Летние, осенние, зимние, весенние экскурсии в 5-6 классах (ежегодно) с целью обнаружения редких видов растений, следов жизнедеятельности животных и интересных явлений в природе в разные сезоны года.
Таким образом, любопытство и удовольствие, которые девочки и мальчики получают на практических занятиях, стимулирует их учебную деятельность, дети получают ценный практический опыт, а значит, смогут новые знания применить в нужной практике.
При отработке на уроках навыков, имеющих практическую направленность, важно вовлекать в работу всех обучающихся класса, на всех этапах урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.