_Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения.docx

Раздел долгосрочного плана:Раздел 9.3С – Колебания

Школа:

Дата:

Ф.И.О учителя:

Класс: 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Математический и пружинный маятники.Лабораторная работа №10 «Определение ускорения свободного падения при помощи математического маятника».

Цели обучения, которые достигаются на данном  уроке (ссылка на учебную программу)

9.2.5.8 - находить ускорение свободного падения из формулы периода математического маятника;

9.2.5.9 - строить и анализировать графики зависимости квадрата периода от длины маятника;

9.1.3.1 - объяснять полученные результаты и делать выводы

Цели урока

Учащиеся должны:

·         Учащиеся должны уметь объяснить, что такое колебание, положение равновесия, гармоническое колебание;

·         объяснять с помощью экспериментов происходящее явление;

·         различать математический маятник от пружинного;

·         уметь вычислять период математического и пружинного маятников.

Критерии оценивания

Учащийся достиг цели обучения, если…

·          учащийсясформировал знания о  механическом  гармо­ническом колебании, о его частоте, амплитуде, периоде,

·         Учащийся умеет на графике указать  время совершения одного цикла- период, максимальное смещение – амплитуда.

  • Учащиеся должны применять полученные знания при решении задач.

 

Языковые цели

 

Предметная лексика и терминология

Учащиеся могут проводить в классе дискуссии по теме закон сохранения импульса тела, используя физические термины..

Предметная лексика и терминология

Колебательное движение, гармоническое колебание, период, частота, амплитуда.

Колебательное движение

Тербелісқозғалысы

Oscillatorymotion

Гармонические колебания

Гармоникалықауытқуы

harmonicmotion

Период

Кезең

Period

Амплитуда

Амплитудасы

Amplitude

Частота

Жиілігі

Frequency

Привитие ценностей

Способность анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения; развитие навыков и исполнение различных ролей при работе в команде

Межпредметные связи

Доска - моделирование, видеоклип Детали по эксперименту могут быть адаптированы из:

http://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/investigation-simple-pendulum

 

Навыки использования ИКТ

Доска - моделирование, презентация

Калькуляторы - для сбора, обработки и презентации данных

 

Предварительные знания

 

Механические колебания

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

 

 

 

 

 

 

Середина урока

Организационный момент

Организовать внимание учащихся, приветствие учащихся, пожелание совместной плодотворной работы.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Кто отсутствует в классе?
Психолого-эмоциональный настрой.

Каждый из вас имеет увлечение: поднимите правую руку те, кто увлечён загадками природы или истории. Поднимите левую руку те, кто увлекается музыкой и танцами. А теперь поднимите обе руки те, кто увлечён компьютером. Захлопайте в ладоши те, кто увлекается спортом. Вот и хорошо! Сегодня я буду работать с интересными учениками, которые занимают активную жизненную позицию. 

Часто ли вам приходится самостоятельно находить ответ на вопрос, разрешать проблемную ситуацию, наблюдать и анализировать?

Сегодня на уроке нам предстоит проводить опыты – это будет тренировать вашу наблюдательность и аналитические умения.

Целью нашего урока является познакомиться с математическим и пружинным маятником и научиться определять ускорения свободного падения при помощи математического маятника.

Учащиеся должны знать омеханических  колебаниях и основные величины, которые его характеризуют.

Повторение.

Фронтальный опрос

1.      Что называют периодом колебания?

2.      Что такое амплитуда колебания?

3.      Что такое колебательное движение?

4.      Характеристики колебательного движения?

5.      Примеры колебательного движения?

 

 

Выполнение лабораторной работы

Цель работы:измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

Оборудование: Штатив, шарик на длинной нити, часы с секундной стрелкой, сантиметровая лента.

Правила техники безопасности:

1.       Отклонять маятник от положения равновесия нужно на угол не больше, чем 10-15 градусов так как при больших углах законы, описывающие математический маятник не выполняются.

2.       При работе будьте внимательны, не задевайте маятники соседей, не путайте нити маятников.

3.      Приступайте к работе только с разрешения преподавателя..

4.       По окончании работы приведите рабочее место в порядок..

 

Порядок выполнения работы:

1.      Установите на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепите при помощи муфты кольцо и подвесьте к нему шарик на нити

2.      Отклоните маятник от положения равновесия на 5-8 см и отпустите его

3.      Измерьте длину подвеса  мерной лентой ( l )

4.      Измерьте  ∆t 40 полных колебаний( N )

5.      Повторите измерения ∆t  три раза и найдите среднее значение ∆tcp

6.      Вычислите среднее значение периода колебаний Tcpпо среднему значению ∆t cp

7.      Вычислите значение gcр  по формуле :gср=2/T2*l

8.      Полученные результаты занесите в таблицу

№опыта

l, м

N

t, c

tcp, c

Tcp=∆tcp/N

gcp, м/с2

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

9.      Сделайте вывод

Закрепление

1.Что такое маятник?

2. Виды маятников.

3. Зависимость периода колебания математического маятника от его характеристик.

4. Зависимость периода колебания пружинного маятника от его характеристик

5. Значение колебаний в жизни человека

Решение задач.

1.      Найти массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с.

2.      Во сколько раз изменится период колебаний груза, подвешенного на резиновом жгуте, если отрезать ¾ длины жгута и подвесить на оставшуюся часть тот же груз?

3.      Во сколько раз изменится частота колебаний математического маятника при увеличении длины нити в 3 раза?

4.      Как относятся длины математических маятников, если за одно и то же время один совершает 10, а второй 30 колебаний?

5.      Мальчик качается на качелях. Как изменится период их колебаний, если вместе с ним на качели сядет его сестра?

Моделирование лабораторный маятник’:

http://phet.colorado.edu/sims/pendulum-lab/pendulum-lab_en.html

Детали эксперимента, использующего регистратор данных:

http://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/investigating-mass-spring-oscillator

или использующего потенциометр:

http://www.picotech.com/experiments/pendulum/pendulum.html

Видео сенсора движения:

http://www.youtube.com/watch?v=KudB9EGRrek&safe=active

Моделирование ‘массы и пружины’:

http://phet.colorado.edu/sims/mass-spring-lab/mass-spring-lab_en.html

Простое гармоническое движение, в качестве проекции вращательного движения:

http://www.nuffieldfoundation.org/practical-physics/shm-and-circular-motion

Конец урока

 

5.Подведение итогов работы на уроке. Поблагодарить учеников за хорошую работу

 Рефлексия.

Закрепление.

Домашнее задание:с. 115 упр 22. §27

1.       Рефлексия:

img1.jpg

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Более способные учащиеся могут выполнять роли «экспертов» и оказывать помощь и в группе

Комментарии записываются в виде «Две звезды, одно пожелание». Учащиеся выявляют плюсы, а также дают свои пожелания на следующий раз

Активити «Круг пожеланий» - способность анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

Проверил учитель физики                                                                                                                 Бойко Н.В.


 

Скачано с www.znanio.ru