Лабораторная
работа № 1
Определение качества бензина
1.1. Цель работы
1. Закрепление знаний по качеству бензинов.
2. Знакомство с нормативно-технической документацией по качеству бензинов (ГОСТами на показатели качества и методы их определения).
3. Знакомство с методами проведения контрольного анализа бензинов.
4. Приобретение навыков по контролю и оценке качество бензинов.
Время на проведение работы — 4 часа.
1.2. Задание
1. Оценить испытуемый образец по внешним признакам.
2. Провести анализ на содержание водорастворимых кислот и щелочей.
3. Измерить плотность бензина.
4. Определить фракционный состав бензина разгонкой.
5. Составить отчет о работе.
6. Ответить на контрольные вопросы.
1.4.1. Определение наличия механических примесей и воды (качественно)
Оборудование:
— стеклянный цилиндр диаметром 40—55 мм;
— образец испытуемого бензина.
Порядок выполнения работы
1. Анализируемый бензин налить в стеклянный цилиндр.
2. Определить визуальным осмотром наличие или отсутствие взвешенных или осевших на дно твердых частиц
3.
Определить наличие или отсутствие водного слоя
на дне
цилиндра и характерной мути.
4. Результаты оценки записать в отчет.
1.4.2. Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей
Оборудование:
—воронка делительная;
—пробирки;
—штатив;
—цилиндр мерный на 10 мл;
—дистиллированная вода;
—стакан
химический;
—фенолфталеин (1%-ный спиртовой раствор);
—метиловый оранжевый (0,02%-ный водный раствор);
—образец топлива.
Порядок
выполнения работы
1. Пробу топлива, подготовленную для испытания, хорошо перемешать трехминутным встряхиванием в склянке.
2. Из перемешанной пробы отмерить мерным цилиндром 10 мл топлива и слить в делительную воронку.
3.
Отмерить
10 мл дистиллированной воды и также слить в воронку.
4. Воронку делительную закрыть пробкой, снять со штатива и содержимое перемешать взбалтыванием (но не слишком энергично ) в течение 30—40 с.
5. После взбалтывания воронку опять укрепить на штативе.
6. После отстаивания водную вытяжку слить в стакан.
7.
Водную
вытяжку из стакана налить в две пробирки.
8.
В одну из пробирок с водной вытяжкой испытуемого
топлива прибавить две капли раствора метилоранжа, а в другую — три капли спиртового раствора фенолфталеина и содержимое
в обеих пробирках хорошо взболтать. Сопоставляя
получившиеся
цвета индикаторов с данными табл. 1.1,
сделать заключение о наличии или отсутствии в испытуемом образце
водорастворимых кислот или щелочей.
Таблица 1.1. Окраска индикаторов в различных средах
Среда |
Метилоранж |
Фенолфталеин |
Щелочная |
Желтая |
Малиновая |
Нейтральная |
Оранжевая |
Бесцветная |
Кислая |
Красная |
|
9. Топливо считается выдержавшим испытание, если водная выдержка остается нейтральной. В противном случае опыт повторить, предварительно тщательно вымыть посуду и ополоснуть ее дистиллированной водой. Если в результате второго испытания водная вытяжка получается кислой или щелочной, то топливо бракуют.
10. Результат испытания записать в отчет.
1.4.3. Измерение плотности бензина
Оборудование:
—стеклянные мерные цилиндры на 250 мл;
—набор ареометров (нефтеденситометров);
—термометр ртутный стеклянный (в том случае, если ареометр без термометра) до +50 °С с ценой деления в 1 °С.
Порядок выполнения работы
1. Установить цилиндр на ровном месте и осторожно налить в него испытуемый нефтепродукт до уровня, отстоящего от верхнего обреза цилиндра на 5—6 см.
2. Выдержать нефтепродукт 2—3 минуты для того, чтобы он принял окружающую температуру.
3. Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно опустить в цилиндр с нефтепродуктом, держа его за верхний конец.
4. После того как ареометр установится и прекратятся его колебания, произвести отсчет по верхнему краю мениска с точностью до третьего знака. При этом глаз должен находиться на уровне, отмеченном на рис. 1.2 линией 3. Спустя не менее 1 мин после погружения ареометра записать температуру топлива, отсчитывая ее с точностью до градуса по термометру. На этой операции испытание заканчивается.
5. Ареометр вынуть из цилиндра, протереть, вложить в футляр, а нефтепродукт вылить в ту же склянку, из которой наполнялся цилиндр.
6. В стандартах и других документах плотность нефтепродукта указывается при температуре 20 °С (р20)- В связи с этим данные измерений при иной температуре (р) необходимо привести к температуре 20 °С по формуле
р20 = р + у(t-20), (1.1)
где у — зависящая от величины плотности температурная поправка, которая берется из табл. 1.2;
t— температура нефтепродукта при отсчете плотности, °С.
Приведенную плотность следует округлить до третьего знака после запятой.
1.4.4. Определение фракционного состава бензина разгонкой
Оборудование:
—колба на 100 мл;
—холодильник;
—- мерный цилиндр на 100 мл;
—мерный цилиндр на 10 мл воронка;
—штатив;
—колбонагреватель;
—термометр;
—образец топлива.
Порядок выполнения работы
1. Чистым сухим цилиндром отметить 100 мл испытуемого топлива и залить его в колбу.
2. Установить в колбу термометр. (Термометр устанавливается при помощи пробки так, чтобы верхний край шарика термометра был на уровне нижнего края отводной трубки.)
3. Установить колбу в колбонагреватель и соединить с холодильником.
4. Установить мерный цилиндр под нижний конец трубки
холодильника. Цилиндр устанавливается так,
чтобы трубка холодильника входила в него не менее чем на 25
мм, но не ниже отметки 100 мл и не касалась его стенок. Цилиндр на время перегонки закрыть ватой для уменьшения потерь на испарение.
При перегонке бензина цилиндр поставить в стеклянный сосуд с водой,
температуру которой поддерживают в пределах 20±3 °С.
5.
Включить колбонагреватель. Нагрев вести так,
чтобы пер
вая капля топлива упала с конца трубки
холодильника не ранее
5 и не позже 10 минут от начало нагрева. В противном случае вести регулирование высоты пламени горелки.
6. Отметить температуру, при которой упадает первая капля топлива, как температуру начала перегонки.
7. После падения первой капли топлива перегонку вести с равномерной скоростью 4—5 мл в минуту, что соответствует 20—25 каплям за 10 с.
8. Отметить температуру после отгона каждых 10 мл топлива. Для облегчения замеров необходимо, чтобы перегоняемое топливо с нижнего конца трубки холодильника стекало по стенке приемного цилиндра. Для этого после падения первой капли мерный цилиндр сдвинуть так, чтобы конец трубки холодильника коснулся внутренней стенки цилиндра. Для проверки скорости перегонки по отсчету капель цилиндр на короткое время отставляют от конца трубки холодильника с тем, чтобы капли топлива падали по центру цилиндра. По мере повышения температуры усиливать подогрев колбы, чтобы скорость перегонки была постоянной.
9. После отгона 90 мл топлива нагрев колбы усилить до появления синих язычков пламени из окошек нижней части кожуха так, чтобы до конца перегонки прошло от 3 до 5 минут.
10. Не уменьшая размера пламени, следить за термометром и при снижении температуры на 5—10 °С от максимального значения горелку погасить и дать стечь конденсату в течение 5 мин.
11. Максимальную температуру, достигнутую при разгонке, отметить как температуру конца разгонки.
12. После прекращения разгонки верхнюю часть кожухаснять и охладить прибор в течение 5 мин.
13.
Горячий остаток из колбы слить в мерный
цилиндр емкостью 10 мл, охладить его до комнатной
температуры и определить оставшееся количество. Затем вычислить
потери, которые составляют разность между 100 % бензина, залитого в колбу, и
суммой процентов собранного конденсата и
остатка.
14. Результаты разгонки занести в отчет.
Построить график фракционного состава топлива. Для этого по горизонтальной оси откладывают значения температур перегонки, а по вертикальной — соответствующие им значения объемов испарившегося топлива. На пересечении перпендикуляров, восстановленных из отложенных на осях значений, получатся точки кривой графика разгонки бензина или графика его фракционного состава.
1.4.5. Составление отчета
1. По результатам анализов заполнить таблицу по форме: Отчет о лабораторной работе по оценке качества
(указать наименование и марку
продукта)
2.
Построить график разгонки бензина согласно
пункту 15
порядка выполнения работы.
3. С помощью номограммы (рис. 1.3) сделать эксплуатационную оценку по фракционному составу бензина.
На горизонтальной оси номограммы отложены температуры характерных точек разгонки бензина, а на вертикальной — температура наружного воздуха.
Для оценки пусковых свойств найти два значения температуры наружного воздуха, являющиеся нижними границами легкого и затрудненного пуска двигателя, для чего на горизонтальной оси отметить точку, соответствующую (ш. Из нее восстановить перпендикуляр до пересечения с наклонными сплошными линиями. Из точек пересечения провести горизонтальные линии на вертикальную ось номограммы, где прочитать ответ.
Подобным образом оценить бензин по остальным показателям и сделать заключение по форме.
Контрольные вопросы
1. Что такое плотность вещества, как ее определяют?
2. Как зависит плотность от температуры?
3. В каких пределах находится плотность бензинов?
4. Каким показателем оценивается наличие органических кислот в топливе?
5. Что такое фракционный состав топлива и как он определяется?
6. Какое свойство топлива характеризует фракционный состав?
7. Какие свойства топлив характеризует температура 10%, 50% и 90% отгона?
8.Каковы технические требования ГОСТа к фракционному составу бензина?
9.Перечислите марки бензинов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.