Лабораторная работа по информатике и ИКТ

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лабораторная работа №4.docx

Лабораторная работа №4

Тема. Программирование линейных и разветвляющихся алгоритмов

Цель. Закрепление навыков решения задач, используя операторы ввода, вывода, условного перехода.

Теоретические основы:

1.      Оператор ввода с клавиатуры имеет общий вид:

INPUT ["текст";] X1, [X2, X3... XN]

[ ] - обозначают, что параметры, стоящие в них не обязательны;

X1, X2, ... XN - имена переменных или идентификаторы.

В результате выполнения этого оператора на экране появится текст, а переменным X1, X2, ... XN  будут заданы значения с клавиатуры.

2.      Операторы блока данных имеют общий вид:

READ X1,X2,X3, ... XN, где X1,X2,..XN - это имена переменных

DATA C1, C2, C3, ... CN, где C1, C2, ... CN - это значения

В результате выполнения этих операторов переменная X1 получит значение C1,  X2 примет значение C2...

Замечание! Оператор DATA может стоять в любом месте программы. Считывать данные из хранилища DATA можно с помощью нескольких операторов READ.

Оператор RESTORE возвращает считывание данных на начало.

3.      Оператор вывода на экран

PRINT S1[ ;S2; S3 ...]

где  S1, S2 ... SN - списки

Списки это:

1) имя переменной, значение которой необходимо вывести на печать;

2) арифметическое выражение, значение которого необходимо вывести на печать;

3) текст, заключенный в кавычки.

Разделителем между списками может быть:

1) , - списки отделяются друг от друга шагом табуляции, равным 8 пробелам;

2) ; - списки печатаются вплотную друг к другу.

Для управления выводом используют специальный оператор:

LOCATE X,Y

где  X  - номер строки экрана 1<=X<= 24 , Y - номер столбца экрана 1<=Y<= 80.

Этот оператор указывает место для печати.

4.      Операторы условного перехода реализуют на языке программирования алгоритмическую конструкцию ветвления.

Ветвление - это такая форма организации действий, при которой выполнение того или иного действия зависит от выполнения или невыполнение некоторого условия.

Существуют два вида операторов: полной и неполной альтернативы.

a)      Полная альтернатива (предусмотрены команды в ветви "ДА" и в ветви "НЕТ"). Линейная форма записи (оператор записывается в одной строке).

IF  условие THEN блок операторов 1 ELSE блок операторов 2.

Работа оператора: в зависимости от того выполняется или не выполняется условие (условие - логическое выражение, которое может содержать знаки сравнения и логические операции). Если  условие истинно, то выполняется блок операторов 1, если условие ложно, то выполняется блок операторов.

b)      Условный оператор неполной альтернативы. Блочная форма записи.

IF условие THEN блок операторов.

Оборудование, материалы:

Для выполнения лабораторной работы необходимы:

  1. Инструкция по выполнению лабораторной работы.
  2. Программа QBasic.

Порядок выполнения  лабораторной работы:

  1. Выполните задание № 1.  Написать блок-схему и программу в папку для выполнения лабораторных  работ.
  2. Выполните задание № 2. Написать блок-схему и программу в папку для выполнения лабораторных работ.
  3. Выполните задание № 3. Написать блок-схему и программу в папку для выполнения лабораторных  работ.
  4. Выполните задание № 4. Написать блок-схему и программу в папку для выполнения лабораторных работ.
  5. Выполните задание № 5. Написать блок-схему и программу в папку для выполнения лабораторных работ.

 

Задание 1. Написать блок-схему и программу вычисления значения выражения

.

Задание 2. Написать блок-схему и программу вычисления площади треугольника, зная все его стороны.

Задание 3. Написать блок-схему и программу вычисления  площади прямоугольного треугольника, зная гипотенузу и катет.

Задание 4. Написать блок-схему и программу вычисления значения выражения  y

, если x1.

 

Задание 5. Написать блок-схему и программу вычисления значения выражения  z

Дополнительные задания

a)      Написать блок-схему и программу вычисления значения выражения  c:

b)      написать блок-схему и программу вычисления, значения а. Ввести два числа. Заменить первое число нулем, если оно меньше или равно второму числу, в противном случае, увеличить в два раза;

c)      написать блок-схему и программу вычисления  значений f и m. Введите оценки за контрольные работы: f-оценка по физике, m- оценка по математике. Выведите  сообщение на экран «Молодец», если f+m9 и «подтянись» в противном случае;

d)      написать блок-схему и программу нахождения наибольшего из трех чисел.

Оформление результатов работы:

  1. Напишите отчет в папке для выполнения лабораторных работ, в котором укажите номер, название и цель работы, порядок работы.
  2. Ответьте на предложенные вопросы по данной теме  в конце лабораторной работы.
  3. Напишите вывод.

Вопросы к защите лабораторной работы:

1.      Какие алгоритмы называются линейными?

2.      Какие команды используются для ввода и вывода данных? Объясните их формат данных и действия ЭВМ, выполняемые по этим командам.

3.      Какова роль строки с записью REM «комментарий»?

4.      Какие алгоритмы называются разветвляющимися?

5.      Как записывается команда ветвления в полной форме на языке QBasic?

6.      Как записывается команда ветвления в сокращенной  форме на языке QBasic?