ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 РАБОТА С ПАКЕТОМ MICROSOFT EXCEL. ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Привить у студентов навыки ввода и редактирования ячеек Microsoft Excel. Привить у студентов навыки ввода формул и функций, а так же форматирования данных в листах Microsoft Excel.
![]() |
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Для вставки нового листа необходимо выделить лист, перед которым
надо вставить новый лист и Выбрать Вставка + Лист.
Для удаления листа необходимо его выделить и выбрать Правка + Удалить либо щелкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке листа и выбрать команду «Удалить».
Маркер заполнения – это небольшой черный квадрат в углу выделенного диапазона. Попав на маркер заполнения, указатель мыши принимает вид черного креста.
Автозаполнение – это функция, которая помогает быстрее вводить данные. При перетаскивании маркера заполнения ячейки может происходить не только копирование одних и тех же значений. Например, введите в какую-либо ячейку число 1, а в соседнюю справа от нее – число 2. Затем отметьте обе ячейки и протяните маркер заполнения вдоль строки. Появится ряд значений: 1,2,3,4…
Диапазонам и ячейкам можно присваивать имена. Необходимо выделить какой-либо диапазон или ячейку, а затем выбрать Вставка, Имя, Присвоить и в появившемся диалоговом окне ввести имя. После этого можно выделять необходимый диапазон по его имени и использовать это имя в ссылках и формулах.
Чтобы выделить диапазон по его имени, надо щелкнуть стрелку вниз в поле «Имя» в строке формул и выбрать имя диапазона из списка.
Обратите внимание, что в диалоговом окне «Имя» адреса ячеек или диапазонов появляются со знаком $. Это так называемые абсолютные ссылки, которые не изменяются в процессе различных операций Excel.
Вставка строк и столбцов выбрать Вставка + Строки или Вставка + Столбцы.
Вставленные строки или столбцы будут иметь то же форматирование, что и выделенные до этого ячейки.
Так как одной из наиболее часто употребляющихся функций является СУММ, в Excel предусмотрен быстрый способ ее ввода:
1. Выделить ту ячейку, в которую необходимо вставить сумму. Лучше, если она расположена в конце строки или столбца данных - это поможет Excel «догадаться», какие ячейки необходимо просуммировать.
2. Щелкнуть кнопку «Автосумма» на стандартной панели инструментов. В выделенную ячейку будет введена функция СУММ и адрес диапазона левее или выше ячейки.
3. Если выбранный Excel диапазон будет неверным, то необходимо исправить формулу «вручную» в строке формул, либо перетащить курсор мыши через необходимый диапазон.
4. Нажать клавишу Enter либо щелкнуть кнопку Enter в строке формул. Можно просто дважды щелкнуть кнопку «Автосумма» и функция
СУММ будет сразу вставлена в выделенную ячейку.
Формуле или константе можно присвоить имя, если выбрать Вставка, Имя, Присвоить. Величины и функции, имеющие, удобно использовать в разных местах книги. Кроме этого, ввод сложных функций значительно сокращается, если их части имеют краткие имена.
Присваивание имени диапазону ячеек.
1. Указать ячейку, либо выделить диапазон, либо выделить область несмежных ячеек.
2. Установить указатель на поле имен в левой части строки формул и нажать кнопку мыши.
3. Ввести имя.
Создание имен из заголовков строк и столбцов.
1. Выделить область, в которой следует присвоить имена строкам или столбцам. Выделенная область должна содержать строку или столбец заголовков.
2. Выбрать Вставка, Имя, Создать.
3. В появившемся окне в группе флажков «По тексту» указать расположение заголовков, из которых следует создать имена.
Чтобы вставить имя в формулу, его предварительно следует присвоить.
Если имя присвоено, то при вводе или исправлении формулы нужно выбрать Вставка, Имя, Вставить, а затем выбрать необходимое имя из списка.
Правка имен ячеек, диапазонов, формул и ссылок.
1. Необходимо выбрать Вставка + Имя + Присвоить
2. Выбрать необходимый элемент из списка
3. Для правки ссылки исправить ее в поле «Формула»
Для правки имени надо ввести новое имя и нажать кнопку «Добавить».
После этого старое имя можно удалить.
При удалении имен следует иметь в виду, что листах книги могут появиться ошибки, если в ячейках используются удаленные имена.
Существует возможность создания собственных форматов чисел. Пользовательский числовой формат создается путем описания шаблона отображаемых данных, который включает 4 секции для описания форматов чисел, даты, времени и текста. Секции отделяются друг от друга при помощи символа - разделителя списка Windows. (Для русского языка это обычно точка с запятой. Проверить или изменить этот символ можно в панели управления - «Язык и стандарты»).
Для установки в ячейках необходимого обрамления (границ ячеек) и заливки цветом (затенения) можно использовать кнопки «Внешние границы»
и «Выделение цветом» на панели форматирования (При этом необходимо предварительно выделить ячейки).
Для установки любых параметров границ ячеек и необходимо выбрать Формат, Ячейки и щелкнуть вкладку «Граница». Затем с помощью соответствующих кнопок установить необходимые параметры границ, в том числе тип линии, цвет и с каких сторон ячеек будут установлены границы. При этом в средней части окна можно увидеть, как будут выглядеть ячейки после изменения их границ.
Для установки любых параметров заливки надо выделить необходимые ячейки, а затем выбрать Формат, Ячейки и щелкнуть вкладку «Вид». На этой вкладке можно установить цвет фона и узор для выделенных ячеек. При этом в поле «Образец» можно увидеть, каким будет фон после изменения параметров.
Автоформат предоставляет 16 форматов таблиц, которые можно применить к диапазону ячеек. Для применения автоформата необходимо:
1. Выделить диапазон ячеек.
2. Выбрать Формат, Автоформат. На экране появится окно «Автоформат», в левой части которого расположен список форматов, а в поле «Образец» виден внешний вид будущего формата.
3. Необходимо отметить нужный формат в списке.
4. Чтобы исключить из выбранного формата некоторые элементы, можно щелкнуть кнопку «Параметры».
5. Нажать Ok.
Для копирования форматов можно, вначале выделив необходимые
ячейки, скопировать их в буфер обмена, а затем использовать команду Правка, Специальная вставка и в появившемся окне отметить флажок «Форматы».
Очень удобно для копирования форматов использовать кнопку «Формат по образцу» (в виде «кисточки») на панели стандартной инструментов:
1. Выделить ячейку (или ячейки) с форматом, который необходимо скопировать и вставить на новом месте.
2. Щелкнуть кнопку «Формат по образцу». Указатель мыши примет вид «кисточки» с расположенным рядом с ней знаком плюс.
3. Перетащить курсор мыши через ячейки, к которым необходимо применить скопированный формат.
Можно копировать формат одновременно в несколько мест. Для этого надо щелкнуть кнопку «Формат по образцу» дважды. После этого курсор мыши будет иметь вид кисточки до тех пор, пока не будет нажата клавиша ESC.
Если необходимо выделить на рабочем листе какие-либо данные, имеющие определенные значения, то можно использовать условное форматирование:
1. Выделить ячейки, которые необходимо отформатировать.
2. Выбрать Формат, Условное форматирование.
3. В появившемся окне необходимо сформировать условие, согласно которому будут отбираться ячейки для применения условного формата и, нажав кнопку «Формат», установить сам формат, которым будут отмечены ячейки, удовлетворяющие условию.
4. Нажимая кнопку «А также», можно установить до 3-х условий и соответствующих им форматов. В условиях кроме значений, можно указывать формулы, возвращающие значение ИСТИНА либо ЛОЖЬ (см. лекцию 4). Для удаления условий следует использовать кнопку «Удалить».
5. После сформирования всех необходимых условий и форматов к ним следует нажать кнопку Ok.
Условные форматы можно копировать при помощи кнопки «Формат по образцу».
Если из нескольких указанных условий более одного принимают истинное значение, то применяется только тот формат, который соответствует первому истинному условию.
Если ни одно из заданных условий не принимает истинного значения, то формат ячеек остается прежним.
Изменять ширину столбцов и высоту строк проще всего при помощи мыши, перетащив границу заголовка (прямоугольника, в котором находится номер строки или названия столбца) при помощи мыши. Для автоматической подгонки высоты строки или ширины столбца необходимо передвинуть курсор мыши на правую границу заголовка столбца или нижнюю границу заголовка строки и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши. Можно также выделить сразу несколько строк или столбцов и установить высоту одной из выделенных строк либо ширину одного из выделенных столбцов – тогда автоматически установится высота всех выделенных строк либо ширина выделенных столбцов.
Для точной установки высоты строк следует выбрать Формат, Строка, Высота. При этом следует иметь в виду, что высота строки измеряется в пунктах (1/72 дюйма) в диапазоне от 0 до 409. (Если установить высоту строки равной 0, то она будет скрыта.)
Для точной установки ширины столбцов следует выбрать Формат, Столбец, Ширина и в появившемся окне ввести число в диапазоне от 0 до 255 (Это число приблизительно равно количеству символов стандартного шрифта, которое поместиться в ячейке указанной ширины). Если ввести ширину столбца раной 0, то столбец будет скрыт.
Чтобы ввести формулу с клавиатуры, надо выполнить следующие действия:
1. Щелкнуть ячейку, в которую необходимо ввести формулу
2. Набрать знак равенства (=)
3. Набрать формулу. Она появится в строке формул.
4. Нажать Enter или щелкнуть «галочку» в строке формул. Excel вычислит результат.
![]() |
ЗАДАНИЕ
Задача 1. Вычислить указанные величины, зависящие от условий, с помощью логических функций.
Вариант |
|
Формулы для вычисления у |
|
||||||||||||||||||||
1. |
|
|
|
|
0, если ≤ −4 или ≥ 4 |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
= |
−√4 − ( + 2)2 |
, если − 4 < < 0 |
|
|||||||||||||||||||
|
{ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
√4 − ( − 2)2, |
если 0 ≤ < 4 |
|
|||||||||||||||||||
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, если < 0 |
|
||||||||||
|
|
= {1, если 0 ≤ ≤ 2 |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4⁄ 2 , если > 2 |
|
|||||||||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1⁄ , если < −1 |
|
|||||||||||||
|
|
= { |
|
1, если | | ≤ 1 |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
−1, если > 1 |
|
|||||||||||||
4. |
|
1⁄ |
|
|
|
2 , если < 0 или ≥ 4 |
|
||||||||||||||||
|
|
( − 2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
= |
2 + 4 − 7, если 0 < < 2 |
|
||||||||||||||||||||
|
|
{ 1⁄( 2 + 4 − 7) , если 2 ≤ < 4 |
|
||||||||||||||||||||
5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= { |
|
⁄ 2 , если < −1 |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
2, если | | ≤ 1 |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
−1, если > 1 |
|
|||||||||||||
6. |
|
|
|
|
3⁄ |
|
|
|
|
|
|
2 , если < 0 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( − 3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
= { − 1, если 0 ≤ ≤ 2 |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
log2 , если > 2 |
|
|||||||||||||
7. |
|
= { |
2⁄ , если < −1 |
|
|||||||||||||||||||
|
|
2 |
+ 3 , если | | ≤ 1 |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
( − 3)2, если > 1 |
|
|||||||||||||||
8. |
|
|
|
|
|
|
|
2 ∙ −1, если ≤ 1 |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
− 4 |
, если 1 < < 3 |
|
|||||||||||||||
|
= |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
2 |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
, если ≥ 3 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
{( − 1)( − 2) |
|
||||||||||||||||||||
9. |
|
|
|
|
|
|
2 + 1 |
|
, если < −1 |
|
|||||||||||||
|
|
= { |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
2 , если − 1 ≤ ≤ 2 |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
−1, если > 2 |
|
||||||||||||
0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
, если < −1 |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| |
≤ 1 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
= { 2 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
+ 1 , если |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
log2 , если > 1 |
|
|||||||||||||
Задача 2. Определить принадлежность точек M1, M2, M3, M4, M5 заданной |
|
||||||||||||||||||||||
области D. Область задана системами |
или совокупностями неравенств. |
|
Координаты точек на плоскости задать самостоятельно.
Вариант |
Система неравенств, определяющих область D |
|
|
1. |
<4− 2 |
|
|
|
{ |
> 0 |
|
|
|
< 0 |
|
2. |
2+ 2<4 |
|
|
|
{+>0 |
|
|
|
|
< 1 |
|
3. |
{ |
< + 3 |
|
|
> 0 |
|
|
|
|
> −3 |
|
4. |
{ |
+ < 6 |
|
|
> 0 |
|
|
|
−3< <3 |
|
|
5. |
2+ 2<4 |
|
|
|
{ |
> 0 |
|
|
−1< <1 |
|
|
6. |
2+ 2<9 |
|
|
|
{ |
> 0 |
|
|
0< <2 |
|
|
7. |
2+ 2≤4 |
|
|
|
{ |
≤ 0 |
|
|
−1≤ ≤1 |
|
|
8. |
|
+ < 4 |
|
|
{ |
> 0 |
|
|
|
< + 4 |
|
9. |
|
+ < 4 |
|
|
{ |
> 0 |
|
|
|
2 < 3 |
|
0. |
|
+ < 4 |
|
|
{ |
> 1 |
|
|
|
| |<3 |
|
Задача 3. Вычислить таблицу значений функции для аргумента, изменяющегося с данным шагом в заданном интервале, и построить ее график
|
|
|
|
|
|
Интервал |
Шаг изменения |
|
Вариант |
Функция |
изменения |
|
|||||
аргумента |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
аргумента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
[0,10] |
0.5 |
|
|
1. |
= + |
|
|
|
|
|||
+ 0,5 |
|
|||||||
2. |
= 3 ∙ ( − sin 2 ) |
[−1,4] |
0.25 |
|
||||
3. |
= ( + 2) ∙ sin 3 |
[−2,2] |
0.2 |
|
||||
4. |
= |
− sin 2 |
[−4,4] |
0.5 |
|
|||
|
|
|
||||||
| |+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интервал |
Шаг изменения |
|
Вариант |
|
|
Функция |
изменения |
|
||||||
|
|
аргумента |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
аргумента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
= ( + 0,5) sin 2 |
[−2,2] |
0.2 |
|
|||||||
6. |
=( −1)∙ −1 |
[0,5] |
0.25 |
|
|||||||
7. |
= √ |
|
∙ − |
[0,4] |
0.2 |
|
|||||
|
|
||||||||||
8. |
=( 2− )∙ |
[−4,2] |
0.25 |
|
|||||||
9. |
|
|
|
1 − ln |
[1,10] |
0.5 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
= 1 + ln |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
0. |
= |
|
0,5∙ 2− +2 |
[−10,10] |
1 |
|
|||||
|
|
2 + 1 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Задача 4. Во всех вариантах требуется создать содержательную таблицу, которая должна состоять из 10 строк. По каждой строке таблицы создать документ Word. Информационное наполнение таблицы определяется условием задания.
Вариант №1
Составить таблицу, которая позволяет автоматизировано начислять стипендию студентам своей подгруппы. Считать, что начисление стипендии происходит в зависимости от оценок, полученных на 4 экзаменах зимней сессии следующим образом. Оценки на экзамене - 5, 4, 3, 2. Базовая величина стипендии — 10 у.е. Базовую стипендию получают все сдавшие сессию - (нет "двоек"). Сдавшие без “троек” получают 1,5 базовых стипендии. Сдавшие все экзамены на “пятерку” получают 2 базовые стипендии. Не сдавшие (получившие хотя бы одну “двойку”) стипендии не получают. Курс у.е. равен 30 руб. и может меняться. Все расчеты вести в рублях.
Требования к решению:
· изменение курса у.е. и величины базовой стипендии автоматически ведет к изменению величины стипендии.
· изменение оценки за экзамен автоматически изменяет размер стипендии.
Обеспечить подведение итогов сессии:
· стипендиальный фонд группы;
· отдельно суммы для всех трех "категорий" студентов, получающих стипендию (отличников, хорошистов, сдавших).
· Построить диаграмму для иллюстрации доли стипендий различных "категорий".
Рекомендации:
· хранить величину базовой стипендии в отдельной ячейке;
· каждому студенту присвоить "категорию";
· "категория" вычисляется как минимальная оценка среди им полученных за сессию, для чего воспользоваться встроенной функцией МИН().
· для начисления стипендии завести справочник, в котором вход - “категория”, а выход - величина коэффициента для начисления стипендии (0; 1; 1,5 и 2).
Категория |
Комментарии |
Коэффициент |
2 |
есть «двойка» |
0 |
3 |
сдал, есть «тройка» |
1 |
4 |
сдал без «троек» |
1,5 |
5 |
все «пятерки» |
2 |
Вариант №2
Составить таблицу, которая позволяет составить ведомость на приобретение персональных компьютеров (ПК) для некоторого холдинга. Холдинг − объединение нескольких фирм (12-14). Будем полагать, что он может включать фирмы двух видов: российские и совместные. Считать, что вычисление стоимости ПК происходит следующим образом. Базовая стоимость компьютера —1000 USD и может меняться. Курс USD 30 руб. и может меняться. Все расчеты вести в рублях. Российские предприятия платят базовую стоимость плюс налог на добавленную стоимость (НДС) 20%. Совместные предприятия НДС не платят. Каждая фирма покупает несколько компьютеров (от 1 до 100 шт.). Каждая фирма имеет право на скидку в зависимости от итоговой суммы. При покупке:
· до 10 компьютеров - нет скидки;
· от 10 до 25 - скидка 5%;
· от 25 до 75 - скидка 10%;
· свыше 75 - скидка 15%. Требования к решению:
· Каждая строка обязательно содержит следующую информацию:
ü название фирмы;
ü вид фирмы;
ü количество приобретенных компьютеров;
ü стоимость компьютеров без скидки и при необходимости с НДС;
ü стоимость со скидкой (к оплате).
· Изменение Базовой стоимости и курса USD автоматически ведет к изменению стоимости.
· Вычислить:
ü общая стоимость (к оплате) по холдингу;
ü отдельно суммы (к оплате) для двух категорий фирм в зависимости от вида фирмы.
· Построить круговую диаграмму для иллюстрации доли суммарной стоимости (к оплате) компьютеров для каждого вида фирм. Рекомендации:
· Хранить Базовую стоимость и курс USD в отдельных ячейках;
· Для начисления скидок завести справочник, в котором вход - “количество компьютеров”, а выход - величина коэффициента для начисления скидки (0; 5; 10 и 15%).
Вариант №3
Составить таблицу, которая позволяет автоматизировано составить
ведомость на получение денежного довольствия пенсионерам из 2-го дома Старсобеса. Считать, что начисление денежного довольствия происходит в следующем порядке. Каждый пенсионер имеет базовую пенсию от 100 до 200 у.е. и в зависимости от стажа получает надбавку:
· при стаже до 20 лет нет надбавки;
· от 20 до 30 лет - 25%;
· от 30 до 40 лет - 50%;
· свыше 40 - 75%.
Каждый пенсионер платит взнос в страховой фонд. Величина взноса
зависит от МРОТ1 (10 у.е.) и возраста. При возрасте до 65 лет взнос равен двум МРОТ, 65 лет и более - трем МРОТ. На руки пенсионер получает базовую пенсию плюс надбавку минус взнос в страховой фонд.
Требования к решению:
· Каждая строка обязательно содержит следующую информацию:
ü ФИО;
ü возраст;
ü стаж;
ü надбавку;
ü взнос в страховой фонд;
ü сумму на руки.
· Изменение базовой пенсии и МРОТ и коэффициентов для взносов автоматически ведет к изменению всех величин.
Вычислить:
· общую сумму и сумму на руки по собесу;
· отдельно сумму и сумму на руки для лиц в возрасте до 65 лет и свыше;
· отдельно по группам по величине стажа.
Построить круговую диаграмму для иллюстрации доли сумма на руки
по группам по величине стажа.
Рекомендации:
· хранить МРОТ и ставки (коэффициенты до 65 лет и свыше) в отдельных ячейках;
· для начисления надбавок завести справочник, в котором вход - “стаж”, а выход - величина коэффициента для начисления надбавки (0; 25; 50 и
75%%).
Вариант №4
Составить таблицу, которая позволяет автоматизировано составить ведомость на выплату премиальных спортсменам олимпийцам ЦОП “ Железный кулак”. В Центре олимпийской подготовки (ЦОП) готовят спортсменов по трем видам: штанга, бокс и дзюдо. Требуется составить таблицу для расчета денежного вознаграждения по итогам соревнований. Начисление премиальных происходит следующим образом:
· каждый спортсмен участвует в одном виде соревнований;
· премиальные выплачиваются спортсмену как за каждую завоеванную медаль (первые три места), так и за принесенные очки в общекомандный зачет (за места с 1 по 4);
· за последующие места очков не начисляют;
· за первое место (золотую медаль) начисляют 1000 USD и 8 очков в общий зачет;
· за второе место (серебряную медаль) - 700 USD и 5 очков,
· за третье место (бронзовую медаль) - 500 USD и 3 очка;
· за четвертое место - 1 очко. Требования к решению:
· Каждая строка обязательно содержит следующую информацию:
ü фамилию спортсмена;
ü специализация;
ü завоеванное место;
ü количество завоеванных очков;
ü заработанные спортсменом суммы;
ü возможно какую-либо другую информацию.
· Изменение стоимости медали в очках и условных единицах, а также курса USD автоматически ведет к изменению суммы вознаграждения.
· Курс USD 30руб. и может меняться.
· Окончательный результат расчетов — в рублях.
Вычислить:
· общую сумму очков и денежного вознаграждения по Центру;
· отдельно суммы очков и вознаграждения для каждого из видов. Построить круговую диаграмму для иллюстрации доли суммы
вознаграждения для каждой специализации.
Рекомендации:
· хранить курс USD в отдельных ячейках;
· для начисления вознаграждения завести справочник, в котором вход - занятые места и два выхода (результата) - денежное вознаграждение и цена места в очках.
Вариант №5
Составить таблицу, которая позволяет автоматизировано составить ведомость на начисление премии рабочим. Две бригады рабочих изготовляет детали трех видов (А, В, С). Стоимость одной детали вида А - 10 USD, вида В - 20 USD, вида С - 15 USD. Каждый рабочий производит детали одного вида. Общее количество работников 12-14 чел. Считать, что начисление премии происходит по следующему принципу: премия начисляется, если изготовлено деталей на сумму больше 2000 USD в размере 10% от этой суммы для рабочих первой бригады и 12% для рабочих второй бригады.
Требования к решению:
· Каждая строка таблицы обязательно содержит следующую информацию:
ü ФИО;
ü название (номер) бригады;
ü вид детали;
ü количество деталей, изготовленных рабочим;
ü стоимость деталей;
ü размер премии.
· Размер премии должен быть выражен в рублях.
· Изменение стоимости каждой детали, изменение курса доллара, и перевод работника в другую бригаду автоматически ведет к изменению всех расчетов.
· Обеспечить подведение итогов: подсчитать общую сумму премий и сумму премий по каждой бригаде.
· Построить круговую диаграмму для иллюстрации доли премий для первой и второй бригады.
Рекомендации:
· хранить курс доллара в отдельной ячейке;
· в отдельных ячейках хранить размер премиальных для каждой бригады;
· для вычисления стоимости изготовленных деталей завести справочник, в котором вход - вид детали, выход - ее стоимость.
Вариант №6
Составить таблицу, которая позволяет вычислить стоимость закупленного оборудования трех видов для различных фирм. Несколько фирм (12-14), входящих в объединение, закупают оборудование трех видов. Фирмы могут быть двух типов - совместные и российские. Каждая фирма закупает оборудование одного вида. При закупке оборудования на определенную сумму фирма получает скидку. Стоимость единицы закупленного оборудования 1-го типа - 1000 USD, 2-го − 500 USD, 3-го − 250 USD. При покупке оборудования на сумму свыше 10000 USD для российских фирм действует скидка в размере 10% от общей стоимости, а для совместных −5%.
Требования к решению:
· Каждая строка таблицы содержит следующую информацию:
ü название фирмы;
ü тип фирмы;
ü вид закупленного оборудования;
ü количество единиц оборудования;
ü стоимость;
ü скидка;
ü стоимость с учетом скидки.
· Подсчеты вести в рублях.
· Изменение стоимости единицы оборудования, курса доллара и типа фирмы автоматически влечет за собой изменение всех вычисляемых величин.
· Обеспечить подсчет суммарной стоимости закупленного оборудования
с учетом скидки для всех фирм и отдельно для совместных и российских фирм.
· Построить круговую диаграмму, отражающую долю от общей стоимости совместных и российских фирм.
Рекомендации:
· хранить курс доллара в отдельной ячейке;
· в отдельных ячейках хранить размер скидки для каждого типа фирмы;
· для расчета стоимости закупленного оборудования завести справочник, в котором вход - вид оборудования, выход - стоимость за единицу.
Вариант №7
Составить таблицу, позволяющую рассчитать заработок агентов для
двух страховых компаний. В двух страховых компаниях "Русский мир" и "Росно" работает 10 агентов, которые заключают договора трех типов (А, В, С): на 5 000 USD, на 1 000 USD и на 500 USD. Каждый агент заключает договора одного типа. Если агент работает в первой компании, то его заработок составляет 10% от общей суммы заключенных договоров, а если во второй компании - 12% . При заключении договоров на сумму свыше 10 000 USD дополнительно начисляется премия в размере 5% от общей суммы.
Требования к решению:
· Каждая строка содержит следующую информацию:
ü фамилия агента;
ü название компании;
ü вид, заключаемого договора;
ü количество заключенных договоров;
ü общая сумма;
ü премия;
ü заработок агента.
· Подсчеты вести в рублях.
· Изменение стоимости договоров, курса доллара, ставки премии и изменение страховой компании агентом автоматически влечет за собой изменение всех вычисляемых величин.
· Обеспечить подсчет суммарного заработка с учетом премии для всех агентов и отдельно для агентов первой и второй компаний.
· Построить круговую диаграмму, отражающую долю от общего заработка агентов 1-ой и 2-ой компаний.
Рекомендации:
· хранить курс доллара в отдельной ячейке;
· в отдельных ячейках хранить размер ставки премии для каждой фирмы;
· для расчета общей суммы заключенных договоров использовать справочник, вход в который - тип договора, выход - его стоимость.
Вариант №8
Составить таблицу, которая позволяет профсоюзной организации автоматизировано оформлять заказ на путевки в туристической фирме. Профсоюзная организация предприятия заключает договора на приобретение путевок для своих сотрудников. Количество дней пребывания
в пансионатах и домах отдыха определяется сотрудником самостоятельно. Стоимость путевки определяется как произведение базовой стоимости 1 дня на длительность заезда с учетом категории и скидки. Базовая стоимость путевки - 10 у.е./день. Сотрудникам предлагаются путевки трех категорий:
· для взрослых - 100% базовой стоимости;
· для детей - 60% базовой стоимости;
· семейная (2 чел) - 175% базовой стоимости.
Величина скидки на путевку зависит от длительности заезда:
· менее 6 дней - скидки нет,
· от 6 до 10 дней - скидка 5%,
· от 11 до 15 дней - скидка - 10%,
· свыше 15 дней - скидка 20%. Требования к решению:
· Все промежуточные расчеты вести в у.е., итоговые - в рублях.
· Изменение базовой стоимости путевки, курса у.е., и величины скидок автоматически ведет к изменению стоимости заказа.
· Отобразить в таблице сведения:
ü ФИО сотрудника;
ü категория путевки (взрослая, детская, семейная);
ü длительность заезда;
ü скидка;
ü стоимость путевки со скидкой.
Вычислить:
· стоимость заказа для профсоюзной организации с учетом скидки;
· стоимость заказа по категориям.
Построить круговую диаграмму для иллюстрации суммы заказов по
различным категориям путевок.
Рекомендации:
· хранить величину базовой стоимости путевки и курс у.е. в отдельной ячейке;
· для определения скидки завести справочник, где вход - количество дней заезда, выход - величина скидки.
Вариант №9
Составить таблицу, позволяющую автоматизировано рассчитывать квартплату квартиросъемщиков. Расчет квартплаты P осуществляется по формуле: P = k B S, где S – жилая или общая площадь, B – базовая стоимость одного квадратного метра, k – повышающий коэффициент за качество жилья. Квартплата начисляется за каждый квадратный метр общей площади, если квартира отдельная, и за каждый квадратный метр (1м2) жилой площади, если квартира коммунальная. Повышающий коэффициент – k равен:
· 5 – для домов дореволюционной постройки после капитального ремонта,
· 3,5 – для домов “сталинской” постройки,
· 2,8 – для кирпичных домов современной постройки,
· 2 – для домов дореволюционной постройки, не ремонтировавшихся,
· 1 – для современных блочных домов.
Базовая стоимость одного квадратного метра B общей площади в
отдельной квартире равна 240 р., а жилой площади в коммунальной квартире - 320 р. Базовая стоимость 1м2 и коэффициенты могут меняться.
Требования к решению:
· Каждая строка должна содержать следующую информацию:
ü ФИО жильца;
ü адрес;
ü категорию дома (которая определяет величину повышающего коэффициента k);
ü тип квартиры (коммунальная или отдельная);
ü начисленную квартплату;
ü возможно какую-либо дополнительную информацию.
· Для расчетов в таблице данные задать самостоятельно.
· Предусмотреть в списке данных все категории домов и типы квартир. Вычислить:
· общую сумму квартплаты в данном списке;
· сумму квартплаты по категориям домов;
· общую сумму квартплаты в данном списке.
Построить круговую диаграмму, показывающую распределение
квартплаты по категориям.
Рекомендации:
· базовые стоимости 1м2 B хранить в отдельных ячейках;
· величину повышающего коэффициента k для домов разных категорий задать в таблице- справочнике.
Вариант № 0
Составить таблицу, которая позволяет автоматизировано рассчитывать оценку тестирования студентов. Считать, что результатом тестирования является количество неправильных ответов КОЛ_НЕПР из общего количества вопросов КОЛ_ВОПР. Определение оценки производится следующим образом: Таблица оценок тестирования содержит следующие столбцы:
· фамилия;
· общее количество вопросов (КОЛ_ВОПР);
· количество неправильных ответов (КОЛ_НЕПР);
· процент правильных ответов;
· оценка (определяется по справочной таблице).
Справочная таблица содержит два столбца – "Процент правильных
ответов" и "Оценка". Процент правильных ответов для каждого студента рассчитывается по формуле: 100*(КОЛ_ВОПР-КОЛ_НЕПР)/КОЛ_ВОПР.
Процент правильных ответов |
Оценка |
менее 50 |
2 |
от 50 до 75 |
3 |
от 76 до 95 |
4 |
96 и выше |
5 |
Вычислить:
· средний балл по всему списку (целесообразно использовать функцию СРЗНАЧ);
· количество студентов, получивших оценки 2, 3, 4 и 5 (целесообразно использовать функцию СЧЁТЕСЛИ).
Построить круговую диаграмму для иллюстрации количества студентов, получивших разные оценки.
Требования к решению:
· Изменение справочной таблицы, количества вопросов или количества неправильных ответов для каждого студента автоматически ведет к изменению оценок и итогов.
![]() |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие существуют способы заполнения и редактирования ячеек?
2. Как выделить смежные и несмежные диапазоны?
3. Как создать и импортировать списки?
4. Как производится автосуммирование строк и столбцов?
5. Как перейти между листами в одной рабочей книге?
6. Какие существуют способы ввода формул в ячейку?
7. Как в ячейку ввести функцию?
8. Как задать автоформат выделенному диапазону ячеек?
9. Какие существуют способы форматирования ячеек?
10. Как наложить пользовательский формат на ячейку?
11. Как задать условное форматирование для выделенного диапазона ячеек?
12. Как в формуле сделать ссылку на другой лист?
13. Как в формулах обозначаются абсолютные и относительные ссылки?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.