Лабораторная работа по информатике и ИКТ

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лабораторная работа Создание многостраничного документа.docx

Лабораторная работа  Создание многостраничного документа.

Работа в текстовом редакторе

Выберите программу, с помощью которой будете выполнять лабораторную работу: 

  • Microsoft Office Word  
  • OpenOffice.org Writer

В соответствии с этим, выбрать то описание лабораторной работы, которое соответствует выбранному  программному обеспечению. 

  • Сначала находится описание лабораторной работы для программы Microsoft Office Word. 
  • Примерно в середине страницы находится описание лабораторной работы для программы OpenOffice.org Writer

Обратите внимание, что в лабораторной работе нужно выполнить 10 заданий.

Требования к оформлению отчета

1. Все задания выполнить в одном документе (кроме дополнения к п. 12, в котором Вам потребуется создать второй связанный документ) с титульным листом, который оформляется согласно требованиям вуза. Обратите внимание, что документ должен быть выполнен в формате брошюры (см. п. 1 описания работы).

2. Все страницы должны иметь колонтитулы, в области которых указываете: авторство, номер раздела и номер страницы.

3. Все заголовки одного уровня должны быть оформлены единообразно. Стиль оформления выбираете самостоятельно.

4. Все рисунки должны быть подписаны и  пронумерованы. Тип нумерации можете выбрать или сквозной или в пределах одного раздела.

5. Все таблицы должны быть пронумерованы: сначала идет заголовок таблицы, затем, с выравниваем вправо номер таблицы (например, "Таблица 1")

6. Все заимствованные тексты должны иметь сноски с указанием источника (книга, интернет-ресурс, авторский текст и т.д.)

7. В конце документа должно быть вставлено автоматическое оглавление.

8. Готовый документ должен быть размещен двумя способами: в документах Google и в облачном хранилище.

Не забудьте добавить логотип на страницы документа. Варианты добавления:

  • Подложка. Для Word 2007: главное меню Разметка страницы - Подложка - Настраиваемая подложка; в диалоговом окне выбрать параметр Рисунок; кнопка Выбрать. Для OpenOffice.org Writer: главное меню Формат Страница; в диалоговом окне выбрать вкладку Фон; затем Тип Графический объект; кнопка Обзор.
  • Рисунок на странице.  Для Word 2007: главное меню Вставка Рисунок. Для OpenOffice.org Writer: главное меню Вставка Изображение Из файла.
  • В верхний или нижний колонтитул. Принцип работы описан в задании № 13 данной лабораторной работы.

 

Microsoft Office Word

I. Форматирование текста

 Задание 1

1. Документ оформлять как брошюру (Файл - Параметры страницы; вкладка Поля; для команды Страницы - Несколько страниц - выбрать Брошюра). В этом же диалоговом окне Параметры страницы на вкладке Поля установить все поля в пределах от 1,5 до 2,0 см.

2. Выполнить нумерацию страниц (Вставка - Номера страниц -…). Вид и характеристики нумерации выберите на свое усмотрение. 

3. Основной текст: Размер шрифта (кегль)  выбрать 10, междустрочный интервал - одинарный, выравнивание - по ширине, красная строка – 1 см.  Установите автоматическую расстановку переносов (Сервис – Язык - Расстановка переносов).

4. Заголовок: 11, жирный, курсив, Times New Roman, с тенью (Формат -Шрифт – Видоизменение -с тенью) выравнивание по центру, без красной строки (или выберите оформление заголовка по своему желанию).

Набрать текст 1 (см рисунок 1) и выполнить его форматирование по заданным установкам.


https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318573942524/home/labrab/lr6/1.PNG

Рисунок 1

 

5. Выполнить нумерованный список (Формат – Список - Нумерованныйс выравниванием, как на образце. Оформление нумерации выбрать на свое усмотрение.

6. Ключевые слова списка (креационизм и др.) выделить курсивом.

7. Последний абзац сделать как сноску к пункту третьему нумерованного списка (Выделить п.3, Вставка-Ссылка-Сноска).

8. Скопировать нумерованный список или через буфер обмена или путем выделения с клавишей CTRL. Вставить в конце текста и оформить как маркированный список (Формат – Список - Маркированный). Вид маркера выбрать на свой вкус.

9. Выполнить проверку орфографии (Сервис-Правописание или  с панели инструментов).

 

Задание 2

1. Набрать небольшой произвольного содержания текст объемом, в среднем, 600 символов (см рисунок 2).

2. Текст оформить с разбивкой на  две колонки (Формат - Колонки или с панели инструментов). Ширину и промежуток установить по желанию.

4. Заключить колонки в рамки, изменить цвет текста (Формат - Границы и заливка). Поработать с разными вариантами оформления.

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318574067835/home/labrab/lr6/2.PNG

Рисунок 2

 

 Задание 3 

Проанализируйте такие понятия как "Поле", "Рецензирование", "Рассылки". Для этого самостоятельно найдите ответы на представленные ниже вопросы. Письменно ответьте на данные вопросы:

  1. Что такое Поле? Как и зачем можно использовать вставку Полей в текстовых документах?
  2. Для чего применяется Рецензирование?
  3. Как использовать возможности Рассылки?

 

II. Работа с графикой

 Цель работы: закрепить навыки работы с графическими объектами в текстовом редакторе MS Word

Рисование выполняется

  • через Вставка – Фигуры (см рисунок "4-а" (MS Word, версия 2007); 
  • при помощи панели инструментов Рисование (Вид - Панели инструментов - Рисование) (см рисунок "4-б" и "4-в" (MS Word, версия 2003)). 

Затем надо выбрать нужную фигуру и нарисовать ее. 

Далее следует использовать меню Формат, выбрав предварительно нужный объект.

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318574304311/home/labrab/lr6/4.PNG

  

Рисунок 4-а. Выпадающее окно рисования в MS Office Word 2007

 

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1333388069209/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%201.jpg

 

Рисунок 4-б. Панель инструментов Рисование 

в MS Office Word 2003

 

 

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1333388098921/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%202.jpg

 

Рисунок 4-в. Инструмент Фигуры на панели инструментов Рисование 

в MS Office Word 2003

 

 

Задание 4

При помощи панели Рисование выполнить геометрические построения, аналогичные приведенным на рисунке 5. Это может быть произвольная объемная геометрическая фигура с наклонным сечением: например, усеченная пирамида, конус и др. Не забудьте обозначить необходимые геометрические точки и характеристики: вершины, радиусы и пр. Выбирайте правильный тип линий (видимый или невидимый; сплошная линия или пунктир).

При построении рекомендуется использовать инструменты

Линия, Цвет линии, Тип штриха, Надпись. 

Формат - Надпись.

Действия - Порядок.

После того, как вся фигура построена и вершины (радиусы) подписаны: нужно сгруппировать объекты. Инструмент:

Действия - Группировка.

 

Примерный ход работы:

1. Нарисовать линии. Задать цвет и тип линий. Задать порядок линий относительно друг друга.

2. При помощи инструмента Надпись подписать вершины. Для всех надписей задать в Формате надписи... : 

  • Заливка - нет цвета (нет заливки). Обратите внимание, что "белый цвет" и "нет цвета" - это разные характеристики.
  • Линии - нет цвета (нет линий). Обратите внимание, что "белый цвет" и "нет цвета" - это разные характеристики.

3. Разместить надписи рядом с соответствующими элементами геометрического тела.

4. Выделить ВСЕ объекты и сгруппировать их.

5. Подписать рисунок.

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318574424973/home/labrab/lr6/5.PNG

Рисунок 5. Геометрические построения

 

 

III. Работа с таблицами

Задание 5

 Составить объявление произвольного содержания, оформляя его в таблице (образец – табл. 1.2, представленная на рисунке 9).  Наш пример содержания не повторять! В табличку вставьте изображение своего логотипа, вместо, например, картинки Эйфелевой башни.

Используйте возможности построения таблиц:

·         Таблица - Вставить, Разбить ячейки, Объединить ячейки, Границы;

·         Вставка – Рисунок - Картинки (или из файла);

·         Добавить объект WordArt

·         Шрифт

·         Формат-Направление текста

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318575034171/home/labrab/lr6/9.PNG

Рисунок 7

 

Задание 6

Создайте таблицу по образцу (табл. 1.3, представленная на рисунке 10). 

Наименование товаров и числа выберите произвольныеНаши значения не повторять!  Подсчитайте стоимость каждого товара по формуле. Подсчитайте общее количество  и общую стоимость. Нумерацию столбцов (ABCDE) не пишите. Данные обозначения введены нами для указания точной адресации ячеек. Все расчеты выполняйте только в текстовом редактореНЕ ПЕРЕХОДЯ в MS Excel.

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318575217369/home/labrab/lr6/10.PNG

Рисунок 10

 

Примерный ход работы:

1. Создать таблицу из 5 столбцов и 8 строк. Заполнить ее данными.

2. Ввести формулу для подсчета общей стоимости часов «Заря»:

    • Установить курсор в ячейку E2 - в столбце Стоимость, напротив часов "Заря";
    • Выполнить команду Таблица - Формула
    • В открывшемся диалоговом окне ввести формулу =C2*D2 обязательно латинскими буквами.
    • В этом же диалоговом окне выбрать Формат числа – денежный ###0,00р.
    • Нажать ОК.
    • В ячейке появится результат вычисления.

3. Аналогично рассчитать стоимости всех видов часов.

4. В строке ИТОГО найти сумму всех цен, найти  общее количество всех товаров, найти  итоговую стоимость всех товаров.

    • Сумма всех цен. Установить курсор в ячейку C6. Выполнить команду Таблица - Формула: =SUM(ABOVE), OK.
    • Общее количество всех товаров.  Установить курсор в ячейку D6. Выполнить команду Таблица - Формула: =SUM(ABOVE), OK.
    • Итоговая стоимость всех товаров  Установить курсор в ячейку E6.  Выполнить команду Таблица - Формула: =SUM(ABOVE), OK.

5. В ячейке С7 определить максимальную цену.

    • Установить курсор в ячейку  C7. Выполнить команду Таблица – Формула - Вставить функцию - MAX().
    • В скобках указать диапазон ячеек (C2:C5). Будет выбрана максимальная цена товара.
    • Нажать ОК.

6. Аналогично найти в таблице минимальную стоимость.

 

Задание 7

1. Создать таблицу произвольного содержания  на четыре  различных параметра (например, частично табл. 1.3 из задания 9, см рисунок 11). Отформатировать ее.

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1392203922982/home/labrab/lr6/99.PNG?height=166&width=320
Рисунок 11

 

2. Для создания диаграммы выделить таблицу (все, кроме номеров, то есть кроме первого столбика). 

3. Выполнить команду Вставка – Объект - Диаграмма Microsoft Graph.

4. При необходимости отредактировать данные в открывшемся диалоговом окне Таблица данных

    • Для этого можно скопировать таблицу с Вашими данными в буфер обмена. А затем вставить ее в ячейки (в диалоговом окне Таблица данных). 
    • При этом важно, чтобы не осталось "лишних" столбцов. В этом случае надо удалить весь столбец.
    • Примечание: если диалоговое окно Таблица данных закрылось (или изначально не открылось), то его можно открыть, выполнив двойной щелчок на диаграмме.

5. Щелкая мышью на диаграмме, выделить каждый элемент (стены, ряды, оси значений и т.д.). Настроить каждый из них отдельно, управляя правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню.

6. Подписать диаграмму, оси координат, легенду, задайте единицы измерения и т.д.

    • В том числе использовать команду Параметры диаграммы.
    • ВАЖНО: Ваша диаграмма должна быть хорошо читаемой, то есть на ней должны быть сделаны все необходимые надписи

7. Выполнить нумерацию полученного рисунка.

 

IV. Редактор формул

В помощь студенту по выполнению задания 11 - внизу страницы прикреплен файлПросмотрите его внимательно!

Задание 8

В MS Office 2007 (2010) панели шаблонов формул выбираются по следующему пути: Вставка – Формула – Новая формула

Затем следует использовать меню Конструктор (см рисунок 12).

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319705890378/home/labrab/lr6/1.png

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319705964747/home/labrab/lr6/2.png

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319706015419/home/labrab/lr6/3.png

Рисунок 12. Панели меню вставки формул в MS Office 2007 (2010)

 

В MS Office 2003 панели шаблонов формул выбираются по следующему пути: Вставка Объект.... Далее в открывшемся диалоговом окне выбрать Microsoft Equation 3.0. Затем использовать Конструктор (см рисунок 13).

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1333400950707/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%204.jpg

Рисунок 13

 

 

ЗаданиеНабрать формулы, представленные на рисунке 14

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1384234327441/home/labrab/lr6/lr6-formula.png

 

Рисунок 14

 

 

V. Автоматизация поиска информации

 Для того, чтобы в одном документе быстро перейти в нужный пункт, используется система гиперссылок и закладок.

Задание 9

1. Набрать произвольного содержания текст, небольшого объема (пример см рисунок 15). Если текст заимствованный, укажите источник в поле сноски. В этом же поле укажите объем текста (количество символов). Наш текст не повторять!

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319706767049/home/labrab/lr6/33.png
Рисунок 15

 

 

2. Создание Закладки и Гиперссылки на нее.

Выполнить переход от одного слова вашего текста к другому, используя Закладку (именованный якорь). Для перехода от слова "Гравитация (1)" к слову "Гравитация(2)"  в тексте примера надо выполнить следующие действия:   

  • Выделить слово«Гравитация (2)» мышью;
  • Выполнить команду Вставка-Закладка
  • В поле Имя закладки ввести на латинице свою фамилию, например, Bogdanov.
  • Выбрать характеристику: Порядок – Имя. 
  • Нажать на кнопку Добавить.
  • Выделить слово «Гравитация (1)». 
  • Далее выполнить команду Вставка - Гиперссылка.
  • В диалоговом окне слева выбрать: Связать с местом в документе (см рисунок 16). Затем в центральной части окна выбрать нужную закладку: при помощи кнопки со знаком "+" (плюс) открыть Закладки и выбрать закладку Bogdanov. Нажать на кнопку OK.

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319706873433/home/labrab/lr6/34.pnghttps://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1392204060555/home/labrab/lr6/100.PNG

Рисунок 16

3. Создание гиперссылки на новый документ.

  • Выделить часть текста и скопировать в отдельный новый документ.  Сделать Добавление гиперссылки, связывая с новым документом.  
  • Проанализировать и объяснить: назначение и  разницу между закладкой и гиперссылкой.

4. Добавление примечаний.

  • Сделать вставку примечаний: Вставка – Примечание. Набрать текст произвольного содержания. 
  • Примечание оставляете в тексте Вашего документа по желанию (его можно удалить при помощи контекстного меню).
  • Проанализировать и объяснить письменно, с какой целью могут применяться примечания в электронных документах. 

Задание 10

1. Сделать вставку колонтитулов: Вид – Колонтитулы (MS Office Word, версия 2003) или Вставка – Колонтитул (MS Office Word, версия 2007, см рисунок 17 ).

Колонтитул – это надпись в верхней и (или) нижней части страницы, одинаковая по всему документу или одному разделу, например «Глава 1». Может включать в себя текст, рисунки. Обычно содержит номера страниц, названия глав, даты и имена авторов. Чтобы вставить другой колонтитул в одном документе, например, «Глава 2», проделайте следующие действия:

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319706947363/home/labrab/lr6/35.png

Рисунок 17 MS Office Word, версия 2007 

 

2. На странице с разделом 3 (Работа с таблицами) сделать разрыв колонтитулов, указав новым разделом "Часть II".

Ход работы: 

  • Курсор поставить перед началом нового раздела (нового заголовка, нового параграфа). 
  • Выполнить команду Вставка – Разрыв
  • В группе Новый раздел выбрать параметр, указывающий, откуда следует начать новый раздел.
  • Щелкнуть раздел, для которого создаем новый колонтитул. Вид - Колонтитул. Написать в тексте колонтитула название текущего раздела (например, название главы, название параграфа)
  • Чтобы разорвать связь между колонтитулами текущего и предыдущего разделов на панели инструментов Колонтитул нажать Как в предыдущем (изначально эта кнопка нажата, команда выделена). Изменить существующий колонтитул на новый текст (в данном случае можно написать название второго раздела, второго параграфа).

 

3. По всему документу сделать автоматическое оглавление.

Ход работы: 

  • Для каждого заголовка (параграфа, названия главы) задать Стиль Заголовок 1.
  • Установить курсор в самое начало документа (или в самый конец документа). Набрать слово "Оглавление" ("Содержание"). Добавить несколько пустых строк. Установить курсор в одну из пустых строк. 
  • Выполнить команду Вставка – Ссылка  –  Оглавление и указатели
  • Для версии 2003: перейти на вкладку Оглавление.
  • Отредактировать до заголовков первого уровня. Примечание: Если в тексте были другие стили, кроме Стиля 1, то редактируем до нужного уровня. 
  • Выбрать характеристики: показ номеров страниц, номера страниц по правому краю, заполнитель в виде точек, гиперссылки вместо номеров страниц. Данные характеристики помогут при работе с электронным документом. Также не нужно будет вручную ставить номер страницы напротив каждого пункта оглавления; и выравнивать номера.

 

4. Для готового документа выбрать меню Формат - Границы и заливка - Страница. Подобрать оформление страницы на свое усмотрение (Рамка - Рисунок).

5. Выбрать фоновый рисунок для печати документа (Формат – Фон - Способы заливки; Формат – Фон – Подложка - Рисунок).

6. Оформить титульный лист (согласно требованиям факультета к курсовой работе).

 

OpenOfficce.org Writer

I. Форматирование текста

 Задание 1

Набрать текст 1 (см рисунок 1) и выполнить его форматирование по заданным установкам.

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318573942524/home/labrab/lr6/1.PNG

Рисунок 1

1. Для документа установить поля в пределах от 1,5 до 2,0 см. Для этого выполнить команду Формат - Страница.... Затем на вкладке Страница задать нужные значения полей.

2. Выполнить нумерацию страниц (Вставка – Поля - Номер страницы-…). Нумерация должна быть расположена в верхнем или нижнем колонтитуле (Вставка - Верхний колонтитул (Нижний колонтитул) - Обычный).

3. Основной текст: Размер шрифта  выбрать не меньше 12, междустрочный интервал - одинарный, выравнивание - по ширине, красная строка – 1 см. Установите расстановку переносов (Сервис – Язык - Расстановка переносов).

4. Заголовок: 14, жирный, курсив, Times New Roman, с тенью (Формат -Символы - Эффекты шрифта), выравнивание по центру, без красной строки (Формат - Абзац - Отступ - первая строка - 0 см (ноль)).

5. Выполнить нумерованный список (Формат – Маркеры и нумерацияс выравниванием, как на образце. Оформление нумерации выбрать на свое усмотрение.

6. Ключевые слова списка (креационизм и др.) выделить курсивом.

7. Последний абзац сделать как сноску к пункту третьему нумерованного списка (Выделить п.3, Вставка-Сноска).

8. Скопировать нумерованный список или через буфер обмена или путем выделения с клавишей CTRL. Вставить в конце текста и оформить как маркированный список (Формат – Маркеры и нумерация). Вид маркера выбрать на свой вкус.

9. Выполнить проверку орфографии (Сервис-Правописание или  с панели инструментов).

 

Задание 2

 

1. Набрать небольшой текст произвольного содержания, размером примерно 600 символов (см рисунок 2) с прежними установками по пунктам 1-4 (из задания 1) или на свое усмотрение.

2. Текст оформить с разбивкой на две колонки (Формат - Колонки или с панели инструментов). Ширину и Интервал установить по желанию (предварительно сняв галочку напротив слова "Автоподбор").

3. Заключить колонки в рамки, изменить цвет текста (Формат - Абзац... - вкладка Обрамление). Поработать с разными вариантами оформления.

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318574067835/home/labrab/lr6/2.PNG

Рисунок 2

 

 Задание 3

Проанализируйте такие понятия как "Поле", "Рецензирование", "Рассылки". Для этого самостоятельно найдите ответы на представленные ниже вопросы. Письменно ответьте на данные вопросы:

  1. Что такое Поле? Как и зачем можно использовать вставку Полей в текстовых документах?
  2. Для чего применяется Рецензирование?
  3. Как использовать возможности Рассылки?

 

II. Работа с графикой

 

Цель работы: закрепить навыки работы с графическими объектами в текстовом редакторе. 

Рисование выполняется при помощи панели инструментов Рисование (Вид Панели инструментов - Рисование) (см рисунок 4).

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1333612038458/home/labrab/lr6/%D0%98%D0%A2%20-%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%8B%20-%201.jpg

Рисунок 4

 

Затем надо выбрать нужную фигуру и нарисовать ее. 

Далее следует использовать меню Линия...Область...Текст... и так далее, выбрав предварительно нужный объект. 

Также после выделения объекта сверху открывается панель инструментов Свойства рисунка. На этой панели инструментов можно изменить цвет линии, стиль линии, толщину линии, цвет  и стиль заливки и так далее.

 

Задание 4

При помощи панели Рисование выполнить геометрические построения, аналогичные приведенным на рисунке 5. Это должна быть произвольная объемная геометрическая фигура с наклонным сечением: например, усеченная пирамида, конус и др. Не забудьте обозначить необходимые геометрические точки и характеристики: вершины, радиусы и пр. Выбирайте правильный тип линий (видимый или невидимый; сплошная линия или пунктир). 

При построении нужно использовать инструменты

- На панели инструментов РисованиеЛиния, Цвет линии, Стиль линии, Текст (Текстовые) и другие

- В контекстном меню: Линия..., Область..., Текст....

- На панели инструментов Свойства рисунка: порядок расположения объектов относительно друг друга На передний планНа задний план.

После того, как вся фигура построена и вершины (радиусы) подписаны: нужно сгруппировать объекты. Сначала все объекты выделить (например, с использованием клавиши Shift). Инструмент Сгруппировать расположен на панели инструментов Свойства рисунка.

 

Примерный ход работы:

1. Нарисовать линии.Задать цвет и тип линий. Задать порядок линий относительно друг друга.

2. При помощи инструмента Текст (Текстовые) подписать вершины. Для всех надписей задать цвет линий и цвет заливки: 

  • Заливка. Для этого в контекстном меню выбрать команду Область.... Затем на вкладке Область выбрать характеристику Заливка - "нет". Обратите внимание, что "белый цвет" и "нет цвета" - это разные характеристики.
  • Линии.  Для этого в контекстном меню выбрать команду Линия.... Затем на вкладке Линия выбрать характеристику Свойства линий - Стиль - "невидимая".  Обратите внимание, что "белый цвет" и "нет цвета" - это разные характеристики.

3. Разместить надписи рядом с соответствующими элементами геометрического тела.

4. Выделить ВСЕ объекты и сгруппировать их.

5. Подписать рисунок.

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318574424973/home/labrab/lr6/5.PNG

Рисунок 5. Геометрические построения

 

III. Работа с таблицами

 Для работы с таблицами используется меню «Таблица»

1. Таблица – Вставить таблицу (или строку (столбец) в уже имеющиеся таблицы).

2. Чтобы разбить таблицу произвольного вида, следует сначала создать заготовку таблицы, например, из пяти столбцов и пяти строк. Затем, объединяя несколько ячеек выбирать опции Таблица – Объединить ячейки. Если из одной ячейки необходимо выполнить несколько, тогда выбирается опция Таблица – Разбить ячейки. В открывшемся диалоговом окне устанавливаются необходимые параметры по количеству новых строчек и столбцов.

3. Для выравнивания столбцов (или строк) по содержимому предназначена опция Таблица – Автоподбор.

4. При помощи меню Таблица – Автоформат можно выбрать один из готовых шаблонов оформления таблицы.

5. Если необходимо табличную форму преобразовать в простой текст, выберите меню Таблица – Преобразовать – Таблицу в текст.

6. Сортировка элементов таблицы по алфавиту или по возрастанию номеров выполняется при помощи меню Таблица – Сортировка. Сортируемые объекты предварительно следует выделить мышью.

7. При помощи меню Таблица – Свойства таблицы можно настроить оформление таблицы, например, стиль линий обрамления, заливку ячеек и т.д.

8. В табличных формах можно выполнять автоматизированные вычисления, как в электронных таблицах. Для этого применяется меню Таблица – Формула (или нажатие клавиши F2). В появившейся строке меню формулы необходимо выполнить следующие действия:

- ввести знак «=»;

- ввести адреса ячеек, в которых находятся необходимые числа, и знаки математических операций между этими числами (адресами ячеек). Примечание: адреса ячеек вводятся в угловых скобках, можно по нужные ячейки выбирать левой кнопкой мыши. Например, <F1> или <C7>

- закончить ввод формулы нажатием на клавишу «Enter».

  Задание 5

 Составить объявление произвольного содержания, оформляя его в таблице (образец – табл. 1.2, представленная на рисунке 9). 

Приведенный образец не повторять! 

В любую ячейку таблицы вставьте изображение своего логотипа вместо, например, картинки Эйфелевой башни.

Используйте возможности построения таблиц:

· Таблица - Вставить - Таблица.

 · Таблица - Разбить ячейки. Таблица - Объединить ячейки.

· Таблица - Свойства таблицы - вкладка Обрамление.

· Вставка – Изображения - Из файла;

· Галерея текстовых эффектов (в том числе можно открыть панель инструментов "Текстовые эффекты" (Вид - Панели инструментов - Текстовые эффекты)).

· Шрифт

· Чтобы изменить направление написания текста, можно вызвать меню Формат-Символы. Затем на вкладке Положение установить необходимый угол поворота текста: Вращение/Масштабирование - 90 градусов. (см рисунок 10)

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318575034171/home/labrab/lr6/9.PNG

Рисунок 9

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319711434308/home/labrab/lr6/36.png

Рис. 10. Окно настроек «Символы»


Задание 6

Создайте таблицу по образцу (табл. 1.3, представленная на рисунке 11). 

Наименование товаров и числа выберите произвольные Данные из образца не повторять! Подсчитайте стоимость каждого товара по формуле. Подсчитайте общее количество  и общую стоимость. Нумерацию столбцов (ABCDE) не пишите. Все расчеты выполняйте только в текстовом редактореНЕ ПЕРЕХОДЯ в OpenOffice.org Calk (MS Excel).

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1318575217369/home/labrab/lr6/10.PNG

Рисунок 11

 

Примерный ход работы:

1. Создать таблицу из 5 столбцов и 8 строк. Заполнить ее данными.

2. Ввести формулу для подсчета общей стоимости часов «Заря»:

  • Установить курсор в ячейку E2 - в столбце Стоимость, напротив часов "Заря";
  • Выполнить команду Таблица - Формула
  • В открывшемся диалоговом окне ввести формулу =<C2>*<D2> обязательно латинскими буквами. Можно не набирать адреса ячеек, а выполнять на них двойной щелчок левой кнопкой мыши.
  • Нажать Enter.
  • В ячейке появится результат вычисления.

3. Аналогично рассчитать стоимости всех видов часов.

4. В строке ИТОГО найти сумму всех цен, найти  общее количество всех товаров, найти  итоговую стоимость всех товаров.

  • Сумма всех цен. Установить курсор в ячейку C6. Выполнить команду Таблица - Формула. Затем  слева нажать на кнопку Формула (см рисунок 12). Выбрать в списке функцию сумма. Выделить с зажатой левой кнопкой мыши диапазон суммируемых ячеек (или вручную набрать латинскими буквами: <C2:C5>). Нажать Enter.
  • Общее количество всех товаров.  Установить курсор в ячейку D6. Выполнить команду Таблица - Формула. И так далее.
  • Итоговая стоимость всех товаров  Установить курсор в ячейку E6.  Выполнить команду Таблица - Формула . И так далее.

5. В ячейке С7 определить максимальную цену.

  • Установить курсор в ячейку  C7. Выполнить команду Таблица – Формула. Затем  слева нажать на кнопку Формула (см рисунок 12). Выбрать в списке Статистические функции - Максимальное значение.
  • При помощи клавиатуры или мыши определить диапазон ячеек, в котором надо искать максимальное значение. В данном случае нужно указать диапазон ячеек <C2:C5>. Будет выбрана максимальная цена товара.
  • Нажать  Enter .

6. Аналогично найти в таблице минимальную стоимость.

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319711540967/home/labrab/lr6/37.png


Рис. 12. Выбор функций

 

Задание 7

1. Создать таблицу произвольного содержания  на четыре  различных параметра (например, частично табл. 1.3 из задания 9, см рисунок 13). Отформатировать ее.

Рисунок 13

 

2. Для создания диаграммы выделить таблицу (все, кроме номеров, то есть кроме первого столбика). 

3. Выполнить команду Вставка – Объект - Диаграмма... (см рисунок 14).

4. При необходимости отредактировать данные в открывшемся диалоговом окне Мастер диаграмм

  • Шаг 1. Тип диаграммы. Выбрать тип диаграммы, определить ее вид. 
  • Шаг 2. Диапазон данных. Определить данные, на основе которых строится диаграмма. В том числе расположение рядов данных в строках или в столбцах. А также характеристику первой строки и/или первого столбца.
  • Шаг 3. Ряд данных. Задать порядок данных.
  • Шаг 4. Элементы диаграммы. Задать заголовок диаграммы, подзаголовок, названия осей, наличие и размещение легенды, наличие осей.
  • Примечание: Нужно задать характеристики диаграммы на свое усмотрение.

5. Щелкая мышью на диаграмме, выделить каждый элемент (стены, ряды, оси значений и т.д.). Настроить каждый из них отдельно, управляя правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню.

6. Подписать диаграмму, оси координат, легенду, задайте единицы измерения и т.д.

  • ВАЖНО: Ваша диаграмма должна быть хорошо читаемой, то есть на ней должны быть сделаны все необходимые надписи

7. Выполнить нумерацию полученного рисунка.

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319711683421/home/labrab/lr6/38.png?height=130&width=200

Рис. 14. Выпадающее окно Объект-диаграмма

 

   

IV. Редактор формул

В помощь студенту по выполнению задания 11 - внизу страницы прикреплен файлПросмотрите его внимательно!

 

Задание 8

 

Используя шаблоны математических формул, выполнить набор математических формул.

 Рекомендации:

Вставка математических формул осуществляется при помощи программы OpenOffice.org Math. Она вызывается через меню Вставка – Объект – Формула

Будет открыто диалоговое окно Выбор (см рисунок 15).

Написание формулы следует начинать с Выбора  вида действия или формы записи соответствующих операторов. Например, чтобы написать обыкновенную дробь:

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319711832195/home/labrab/lr6/39.png

Рисунок 15

 

 1. Выбираем шаблон такой дроби.

2. В появившемся окне в нижней части рабочего стола видим операторы   <?> over <?>. Слева и справа от оператора over записываются числитель и знаменатель дроби. Если написать круглые скобки, то они будут отображаться при выводе выражения на экран формулы в конечном виде. Фигурные скобки позволяют написать выражение  без отображающихся в формуле скобок. Посмотрите некоторые примеры в таблице, приведенной ниже на рисунке 16. Жирным шрифтом выделены некоторые операторы математических формул.

        

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319712046831/home/labrab/lr6/40.png

Рисунок 16. Примеры математических выражений

Проанализируйте, сравните саму формулу и ее представление в строке формулы.


Задание
Набрать формулы, представленные на рисунке 17

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1384234327441/home/labrab/lr6/lr6-formula.png

 

Рисунок 17

 

 

V. Автоматизация поиска информации

 Для того, чтобы в одном документе быстро перейти в нужный пункт, используется система гиперссылок и закладок.

Задание 9

1. В новом документе набрать произвольный текст небольшого объема (пример текст 3, см. рисунок 18). Если текст заимствованный, укажите источник в поле сноски. В этом же поле укажите объем текста (количество символов). Приведенный образец не повторять!

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1319706767049/home/labrab/lr6/33.png
Рисунок 18

 

 

2. Создание Закладки и Гиперссылки на нее.

Выполнить переход от одного слова вашего текста к другому, используя Закладку (именованный якорь). Для перехода от слова "Гравитация (1)" к слову "Гравитация(2)"  надо выполнить следующие действия:   

·  Выделить слово«Гравитация (2)» мышью;

·  Выполнить команду Вставка-Закладка

·  В открывшемся диалоговом окне Вставка закладки (см рисунок 19) в поле ввода ввести свою фамилию латинскими буквами, например, Bogdanov.

·  Нажать на кнопку ОК.

·  Выделить слово «Гравитация (1)». 

·  Далее выполнить команду Вставка - Гиперссылка.

·  В диалоговом окне слева выбрать: Документ (см рисунок 20, указатель 1). 

·  Затем в центральной части окна выбрать команду Ссылка на элемент в документе (см рисунок 20, указатель 2). Откроется диалоговое окно, представленное на рисунке 21. 

·  В открывшемся диалоговом окне  Ссылка на элемент в документе: при помощи кнопки со знаком "+" (плюс) открыть Закладки (см рисунок 21, указатель 3). Выбрать закладку Bogdanov. Нажать на кнопку Применить

·  В диалоговом окне Гиперссылка нажать на кнопку Применить.

·  Нажать на кнопки Закрыть в открытых диалоговых окнах.

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334004833156/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%205.jpg

Рисунок 19

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334006276048/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%206.jpg

 

Рисунок 20

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334006446095/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%207.jpg

Рисунок 21

 

 

3. Создание гиперссылки на новый документ.

  • Выделить часть текста и скопировать в отдельный новый документ.  Сделать Добавление гиперссылки, связывая с новым документом.  
  • Проанализировать и объяснить: назначение и  разницу между закладкой и гиперссылкой.

4. Добавление примечаний.

  • Сделать вставку примечаний: Вставка – Примечание. В области примечания набрать текст произвольного содержания. 
  • Примечание оставляете в тексте Вашего документа по желанию (его можно удалить при помощи контекстного меню).
  • Проанализировать и объяснить, с какой целью могут применяться примечания в электронных документах. 

Задание 10

1. Сделать вставку колонтитулов: Вставка – Верхний колонтитул и Вставка – Нижний колонтитул (см рисунок 22 ).

Колонтитул – это надпись в верхней и (или) нижней части страницы, одинаковая по всему документу или одному разделу, например «Глава 1». Может включать в себя текст, рисунки. Обычно содержит номера страниц, названия глав, даты и имена авторов. Чтобы вставить другой колонтитул в одном документе, например, «Глава 2», проделайте следующие действия:

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334007202644/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%208.jpg

 

Рисунок 22 

 

Ход работы: 

  • Курсор поставить перед началом нового раздела (нового заголовка, нового параграфа), например, перед "Раздел III. Работа с таблицами"
  • Выполнить команду Вставка – Разрыв
  • В группе Тип выбрать параметр, указывающий на Разрыв страницы.
  • Щелкнуть раздел, для которого создаем новый колонтитул.  Вставка – Верхний колонтитул  –  Обычный. Написать в тексте колонтитула свои фамилию, имя и отчество.
  • В нижнем колонтитуле ( Вставка – Нижний колонтитул   –  Обычный ) добавить нумерацию страниц. Для этого установить курсор в нижний колонтитул. Затем выполнить команду Вставка - Поля - Номер страницыПримечание: если вместо номера страницы отображается словосочетание "Номера страниц" на сером фоне, то необходимо выполнить команду Вид - Поля (то есть снять галочку, расположенную напротив этой команды). 

 

3. По всему документу сделать автоматическое оглавление

Ход работы: 

  • Для каждого заголовка (параграфа, названия главы) задать Стиль Заголовок 1. Для этого сначала выделить заголовок. Затем нажать на кнопку Стиль на панели инструментов Форматирование  (см рисунок 23). После этого в списке выбрать Заголовок 1.
  • Установить курсор в самое начало документа (или в самый конец документа). Добавить несколько пустых строк. Установить курсор в одну из пустых строк. 
  • Выполнить команду Вставка – Оглавление и указатели  –  Оглавление и указатели... . Откроется диалоговое окно (см рисунок 24)
  • В поле ввода Заголовок набрать слово "Оглавление" ("Содержание"). 
  • Отредактировать до заголовков первого уровня. Примечание: Если в тексте были другие стили, кроме Стиля 1, то редактируем до нужного уровня. 
  • При необходимости изменить характеристики оглавления.

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334008594518/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%2010.jpg

 

Рисунок 23

 

 

https://www.sites.google.com/site/inftech11/_/rsrc/1334008984391/home/labrab/lr6/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D1%81%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D0%98%D0%A2%20-%2011.jpg

 

Рисунок 24

 

4. Для готового документа выбрать меню Формат - Страница... . Подобрать оформление страницы на свое усмотрение (Фон, Обрамление).

5. Оформить титульный лист (согласно требованиям факультета к курсовой работе)

 


 

Скачано с www.znanio.ru