Тема 1. «Происхождение государства и права»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Алгоритм работы с дополнительными источниками информации
ВАРИАНТ № 1
(отрывок) Сущность государства ( Право:
учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.
Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеева и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова
– М.: Просвещение, 2007., С. 24)
Государство - это орудие классового господства или средство достижения политического согласия в обществе? В чем тайна государственного властвования? Необходимо ли современному обществу государство?
Государство часто рассматривали то как публично-правовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы характеризуют природу и сущность государства с разных сторон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную организацию, — публичную (политическую) власть и право. Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.
Государство — организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства — вести «общие дела» общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах.
Государство как публичная (политическая) власть
Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности, относятся:
— публичная (политическая) власть;
— территориальная организация населения;
— государственный суверенитет;
— взимание налогов и др.
Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Но эта механистическая формула (государство = население + территория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отношении была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.
Суть этой трактовки в том, что государство находит свое оправдание в договорном праве, т. е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь, со своей стороны, материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств, либо заменить ее, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени (XVII—XVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современный конституционализм.
Достаточно указать на четко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу, который является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должностные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие поенную и полицейскую службу, — все они лишь представители народа, ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой и 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов кого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять. И, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О.А. Жидкова. — М., 1993. — С. 51).
Алгоритм работы с цитатой
Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права — значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счете высший судья над правом и вершитель его судеб.
Вопросы к источнику
1. Какими признаками характеризуется любое государство?
2. Что такое публичная власть? Как она проявляется?
3. В чем сущность государства? Каково его главное назначение?
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
Алгоритм работы с дополнительными источниками информации
ВАРИАНТ № 2
![]()
Т. Гоббс «Левиафан»1
(Отрывок)
О причинах, возникновении и определении государства
Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) или наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов...
В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность...
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение носителю общего лица. Это больше, чем согласие или
единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — см!а5. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делают этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.
1 Антология мировой философии: В 2 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2.
Прочитайте внимательно отрывок из книги Т. Гоббса «Левиафан» и ответьте на вопросы:
а) какими причинами объясняет автор возникновение государства?
б) какое определение государства дает автор7
в) какие задачи должно выполнять государство сточки зрения автора?
г) согласны ли вы с суждениями Т. Гоббса
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.