Лабораторная работа по прау 9-11 классы "Происхождение государства и права"

  • doc
  • 17.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 1. «Происхождение государства и права».doc

Тема 1. «Происхождение государства и права»

                                                                    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

                                                                    Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

 

 

ВАРИАНТ № 1

(отрывок) Сущность государства ( Право: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, Е. А. Лукашева, А. И. Матвеева и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2007., С. 24)

Государство -  это орудие классового господства или    средство достижения политического согласия в общест­ве? В чем тайна государственного властвования? Необходимо ли современному обществу государство?

Государство часто рассматривали то как публично-пра­вовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы харак­теризуют природу и сущность государства с разных сто­рон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную орга­низацию, — публичную (политическую) власть и право. Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государ­ства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.

Государство — организация политической власти, осу­ществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должност­ными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства — вести «общие дела» общества, представлять и организовы­вать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенци­ала централизованного управления и общественного само­управления на местах.

Государство как публичная (политическая) власть

Каждое государство обладает совокупностью призна­ков. К ним, в частности, относятся:

  публичная (политическая) власть;

  территориальная организация населения;

  государственный суверенитет;

  взимание налогов и др.

Было время, когда на государство смотрели как на ор­ганизацию населения, занимающего определенную терри­торию и подчиняющегося одной и той же власти. Но эта механистическая формула (государство = население + тер­ритория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отноше­нии была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.

Суть этой трактовки в том, что государство находит свое оправдание в договорном праве, т. е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступа­ясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь, со своей стороны, материально содержать госу­дарство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не ис­полняет своих обязательств, либо заменить ее, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижени­ем того времени (XVIIXVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не до­жили до нашего времени, но они оставили богатое насле­дие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современ­ный конституционализм.

Достаточно указать на четко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу, ко­торый является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должно­стные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие поенную и полицейскую службу, — все они лишь пред­ставители народа, ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой и 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Прави­тельственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов кого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять.  И, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О.А. Жидкова. — М., 1993. — С. 51).

 

                                            Алгоритм работы с цитатой

 

Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права — значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счете высший судья над правом и вершитель его судеб.

 

Вопросы к источнику

1.     Какими признаками характеризуется любое государство?

2.     Что такое публичная власть? Как она проявляется?

3.     В чем сущность государства?  Каково его главное назначение?

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах

 

Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

ВАРИАНТ № 2

Т. Гоббс «Левиафан»1

(Отрывок)

О причинах, возникновении и определении государства

Конечной причиной, целью или намерением людей (ко­торые от природы любят свободу и господство над другими) или наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы ви­дим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководствуются стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося... необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выпол­нению соглашений и соблюдению естественных законов...

В самом деле, естественные законы (как справедли­вость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в об­щем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к при­страстию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку без­опасность...

Такая общая власть, которая была бы способна защи­щать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливос­тей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, мо­жет быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назна­чили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохра­нения общего мира и безопасности, и признал себя ответст­венным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и сужде­ние носителю общего лица. Это больше, чем согласие или

единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым чело­веком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого че­ловека или это собрание лиц и передаю ему мое право уп­равлять собой при том условии, что ты таким же образом пе­редашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни — см!а5. Таково рождение того великого Леви­афана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмерт­ного бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо бла­годаря полномочиям, данным им каждым отдельным челове­ком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуются такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делают этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следую­щем определении: государство есть единое лицо, ответст­венным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется су­вереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

1 Антология мировой философии: В 2 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2.

 

Прочитайте внимательно отрывок из книги Т. Гоббса «Левиафан» и ответьте на вопросы:

а) какими причинами объясняет автор возникновение государства?

б) какое определение государства дает автор7

в) какие задачи должно выполнять государство сточки зрения автора?

г) согласны ли вы с суждениями Т. Гоббса

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах