Лабораторная работа по праву 9-11 классы "Становление права Нового времени"

  • doc
  • 17.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 4. «Становление права нового времени».doc

Тема 4. «Становление права нового времени»

                                                             ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

                                               Алгоритм работы с дополнительными источниками информации

 

 

ВАРИАНТ №1                            АНГЛИЯ

 

Петиция о праве, или Билль о правах 1628 г.

АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

 

Билль о правах  13 февраля 1689 г.

 

Вопросы к источникам:

1. На основе анализа законодательных актов и петиций определите, в чем заключались источники политического влияния и могущества английского парламента.

2. Какие положения английских законодательных документов отражают теории Гоббса и Локка.

3. Можно ли считать, что законодательство Англии в период Гражданской войны закладывало фундамент правового государства и гражданского общества? Подтвердите свою точку зрения данными из источников.

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах

 

 

ВАРИАНТ № 2                              США

 

Декларация независимости .1776 г.

 

Статьи конфедерации. 1777 г.

 

Вопросы к источникам:

Вопросы и задания для первой группы

1.    Используя приведенные ни­же документы и другие источники, выскажите вашу точку зрения на экономическую политику, проводимую английской короной в отношении британских колоний в Северной Америке. Дайте оценку этой политике с позиции деятелей английского и фран­цузского Просвещения.

2.   Изучив представленные ниже источники, можно ли считать, что запретительная экономическая политика английского парламента являлась основной причиной будущей Войны за независи­мость. Свою позицию аргументируйте ссылками на текст источ­ников.

3.   Представьте себе, что английский парламент отказался бы от за­претительной экономической политики в Новой Англии. Поду­майте, означало ли бы это отказ колонистов от борьбы за неза­висимость.

Вопросы и задания для второй группы

1.      Проанализируйте источники и покажите отличия американского общества XVIII в. от общества европейского, объясните причины возникновения этих отличий.

2.    Какие причины заставили жителей колоний отказаться от лояль­ного отношения к английской короне и встать на путь сопротив­ления власти английского короля?

3.    Какая аргументация в пользу республиканского государственно­го устройства была популярна среди жителей колоний? Считаете ли вы эту аргументацию убедительной?

Вопросы и задания для третьей группы

1.      Прочитайте и проанализируйте Декларацию независимости США (1776); выделите в тексте причины, приведшие к созданию этого документа, и укажите его главную идею.

2.    Выделите составные части Декларации независимости США и кратко изложите их содержание.

3.    Найдите в тексте первой части документа то философски-право­вое обоснование, которое использовали колонисты для доказа­тельства своего права на самостоятельное существование.

4.    Проанализируйте вторую часть документа и выделите факты из практической жизни колонистов, которые были использованы для аргументации их права на выбор формы правления, наибо­лее полно обеспечивающей их право на безопасность и счастье.

5.    Подумайте, почему, будучи приверженцем учения Локка о есте­ственных, прирожденных правах человека, Т. Джефферсон изме­нил его формулировку и право человека на собственность заме­нил правом на счастье.

Вопросы и задания для четвертой группы

1.      Прочитайте и проанализируйте Статьи конфедерации и вечного союза (1781) и укажите цель, с которой была создана конфеде­рация. Подумайте, почему принятые 15 ноября 1777 г. Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г.

2.   Сгруппируйте все те положения документа, которые вы считаете проявлением демократических принципов, заложенных в государственном устройстве США. Сгруппируйте положения доку­мента, которые, на ваш взгляд, являются нарушением демокра­тических принципов.

1.   Согласны ли вы с тем, что создание конфедерации явилось про­грессивным событием в истории США? Если согласны, то под­твердите свою точку зрения текстом документа.

2.   Найдите в тексте Статей о конфедерации те положения, которые в дальнейшем приведут к отказу от конфедеративного устройст­ва и замене его устройством федеративным.

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах

 

 

Конституция Соединенных Штатов Америки. 1787 г.

 

Вопросы к источникам:

Вопросы и задания для первой группы

Проанализируйте статью I Консти­туции США.

1.    Укажите причины, по которым народ США принял решение со­здать федеральную конституцию.

2.    Вчитайтесь внимательно в текст документа: как вы думаете, почему в тексте в одних случаях употребляется термин «народ», а в других случаях — «население»?

3.    Как была организована законодательная власть? Почему Конг­ресс США имел двухпалатную структуру? Укажите, какими функ­циями обладала каждая палата.

4.    Найдите в тексте статьи I Конституции разделы, подтверждаю­щие действие принципа «сдержек и противовесов».

5.    Сравните организацию и функции законодательной власти в стране по федеральной Конституции с тем, как это было зафик­сировано в Статьях конфедерации.

Вопросы и задания для второй группы

Проанализируйте статьи II и III Конституции США.

1.    Кому предоставляется исполнительная власть в стране?

2.    Каков порядок избрания главы исполнительной власти? Можно ли говорить о различиях в организации выборов при формирова­нии первой и второй ветвей власти в США? Если да, то покажите эти различия.

3.    Какие задачи ставили перед собой авторы Конституции США при создании системы законодательной власти?

4.    Назовите компетенции, предоставляемые Конституцией США пре­зиденту.

5.    Расскажите, как организована судебная власть в США. Какими средствами авторы Конституции стремились добиться создания независимой и справедливой судебной системы?

6.    Найдите в тексте статей II и III Конституции разделы, подтверж­дающие действие принципа «сдержек и противовесов».

 

Вопросы и задания для третьей группы

Проанализируйте статьи IV, V, VI и VII Конституции США.

1.    Проследите по тексту документа, как регулируются отношения между судебными системами отдельных штатов.

2.    Найдите в документе статьи законов, обеспечивающие права личности в условиях федеративной республики.

3.    Как вы думаете, зачем составители Конституции предусмотрели процедуру принятия поправок к ней? Каким образом предусмат­ривается проведение этой процедуры?

4.    Охарактеризуйте степень свободы личности в вопросах вероис­поведания, предоставляемую Конституцией США (статья VI), и сравните с положением в этом вопросе в Великобритании в XVIII в. (см. Акт об устроении от 12 июня 1701 г.).

5.    Найдите в тексте статей IV, V и VI Конституции разделы, под­тверждающие действие принципа «сдержек и противовесов».

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах

 

 

 

ВАРИАНТ № 3             ФРАНЦИЯ

Декларация прав человека и гражданина

 

 

Вопросы к источнику:

Задания для работы в группах

1.    Мирабо назвал Декларацию прав человека и гражданина «"Поли­тическим евангелием" нового порядка». Прокомментируйте эту характеристику, используя текст документа.

2.    Как вы думаете, почему Декларацию высоко оценили не только французы, но и передовые умы во всех странах?

3.    Назовите имена мыслителей XVII—-XVIII вв., чьи идеи получили свое отражение в Декларации прав человека и гражданина; рас­кройте эти идеи, используя текст документа.

4.    Вспомните, в каких исторических документах Англии и США про­возглашались права гражданина и естественные прирожденные свободы личности. Назовите эти документы и коротко изложите провозглашенные в них права и свободы.

5.    Авторы Декларации разделили права и свободы на естествен­ные права человека и права гражданина. Подумайте, почему ав­торы документа сочли нужным сделать такое разделение. Про­анализируйте текст документа и объясните, какие положения Декларации провозглашают права человека, какие — права гражданина. При ответе ссылайтесь на статьи документа.

6.    Подумайте, в чем видят авторы документа цель любого полити­ческого сообщества. Согласны ли вы с их точкой зрения? Свою позицию аргументируйте.

7.    Как вы понимаете выражение «злоупотребление свободой»? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.

8.    Что вы знаете о принципе презумпции невиновности? В чем за­ключаются преимущества применения этого принципа в судеб­ном процессе? Что вы знаете о применении данного принципа в современном обществе?

9.    Статьи 12, 13, 14, 15 и 16-ю Декларации французский юрист Ж. Ведель назвал «малым кодексом политического бытия». Про­комментируйте эти статьи и объясните высказывание Ж. Венделя.

10.Сравните Декларацию прав человека и  гражданина с уже извест­ной вам Декларацией независимости США и сделайте сравни­тельный анализ этих документов.

11.Обсудите с одноклассниками, можно ли было реализовать прин­ципы Декларации прав человека и гражданина во Франции в кон­це XVIII в.?

12.Прокомментируйте оценку, которую дал Декларации депутат Дюпор: «Задачи Декларации заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов».

13.А как лично вы воспринимаете и оцениваете текст Декларации? Может ли вам в жизни пригодиться знание этого документа?

14. Заполните таблицу.

Принципы Декларации человека и гражданина

 

Принципы Декларации

Статьи, соответствующие указанному принципу

 

 

 

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах

 

 

 

Французский гражданский кодекс

 

Вопросы к источнику:

Задания для самостоятельной работы и работы в группах

1.    Обрисуйте в общих чертах структуру Французского гражданско­го кодекса. Подумайте, какие связи существуют между его час­тями. Чем, по-вашему, вызвана именно такая последователь­ность его частей?

2.    Прочитайте приведенные ниже статьи Кодекса Наполеона из книги первой «О лицах». Подумайте, какие документы эпохи Французской революции нашли в них свое отражение. Какой по­рядок закрепляли они во Франции?

3.    О каких тенденциях в развитии государства свидетельствует ст. 63 Кодекса?

4.    Как вы думаете, с какой целью разработчики Кодекса внесли в него законы о месте жительства личности?

5.    Дайте вашу оценку законодательству о браке. Можно ли утверж­дать, что оно обеспечивает всем членам семьи равные личные и имущественные права? Свое суждение подтвердите текстом ис­точника.

6.    Сравните положение женщин и детей, закрепленное в Кодексе Наполеона, с их правовым положением, которое существовало до Французской революции. Дайте вашу оценку произошедшим изменениям.

7.    Объясните, что побудило составителей Кодекса уделить боль­шое внимание разработке законов о разводе (тем более что На­полеон Бонапарт являлся сторонником прочной семьи).

8.    Как вы думаете, почему Наполеон Бонапарт, который не был сто­ронником женской независимости, законодательно закрепил право женщин заниматься предпринимательской деятельно­стью?

9.    Объясните, почему в Кодексе большое внимание уделено зако­нодательству о договорных обязательствах.

10.Проанализируйте законодательство об имущественных отноше­ниях в семье. Дайте ему свою оценку с позиций общества XIX в.

11.Какое значение оказал Французский гражданский кодекс на раз­витие Франции в XIX в.?

Алгоритм доказательства

Алгоритм оформления содержания выводов различного характера

Алгоритм работы учащихся в малых группах