Тема 4. «Становление права нового времени»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Алгоритм работы с дополнительными источниками информации
ВАРИАНТ №1 АНГЛИЯ
Петиция о праве, или Билль о правах 1628 г.
АНГЛИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Билль о правах 13 февраля 1689 г.
Вопросы к источникам:
1. На основе анализа законодательных актов и петиций определите, в чем заключались источники политического влияния и могущества английского парламента.
2. Какие положения английских законодательных документов отражают теории Гоббса и Локка.
3. Можно ли считать, что законодательство Англии в период Гражданской войны закладывало фундамент правового государства и гражданского общества? Подтвердите свою точку зрения данными из источников.
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
ВАРИАНТ № 2 США
Декларация независимости .1776 г.
Статьи конфедерации. 1777 г.
Вопросы к источникам:
Вопросы и задания для первой группы
1. Используя приведенные ниже документы и другие источники, выскажите вашу точку зрения на экономическую политику, проводимую английской короной в отношении британских колоний в Северной Америке. Дайте оценку этой политике с позиции деятелей английского и французского Просвещения.
2. Изучив представленные ниже источники, можно ли считать, что запретительная экономическая политика английского парламента являлась основной причиной будущей Войны за независимость. Свою позицию аргументируйте ссылками на текст источников.
3. Представьте себе, что английский парламент отказался бы от запретительной экономической политики в Новой Англии. Подумайте, означало ли бы это отказ колонистов от борьбы за независимость.
Вопросы и задания для второй группы
1. Проанализируйте источники и покажите отличия американского общества XVIII в. от общества европейского, объясните причины возникновения этих отличий.
2. Какие причины заставили жителей колоний отказаться от лояльного отношения к английской короне и встать на путь сопротивления власти английского короля?
3. Какая аргументация в пользу республиканского государственного устройства была популярна среди жителей колоний? Считаете ли вы эту аргументацию убедительной?
Вопросы и задания для третьей группы
1. Прочитайте и проанализируйте Декларацию независимости США (1776); выделите в тексте причины, приведшие к созданию этого документа, и укажите его главную идею.
2. Выделите составные части Декларации независимости США и кратко изложите их содержание.
3. Найдите в тексте первой части документа то философски-правовое обоснование, которое использовали колонисты для доказательства своего права на самостоятельное существование.
4. Проанализируйте вторую часть документа и выделите факты из практической жизни колонистов, которые были использованы для аргументации их права на выбор формы правления, наиболее полно обеспечивающей их право на безопасность и счастье.
5. Подумайте, почему, будучи приверженцем учения Локка о естественных, прирожденных правах человека, Т. Джефферсон изменил его формулировку и право человека на собственность заменил правом на счастье.
Вопросы и задания для четвертой группы
1. Прочитайте и проанализируйте Статьи конфедерации и вечного союза (1781) и укажите цель, с которой была создана конфедерация. Подумайте, почему принятые 15 ноября 1777 г. Статьи конфедерации вступили в силу только 1 марта 1781 г.
2.
Сгруппируйте все те положения документа, которые вы
считаете проявлением демократических принципов, заложенных в госу![]()
дарственном устройстве США. Сгруппируйте положения документа, которые, на ваш взгляд, являются нарушением демократических
принципов.
1. Согласны ли вы с тем, что создание конфедерации явилось прогрессивным событием в истории США? Если согласны, то подтвердите свою точку зрения текстом документа.
2. Найдите в тексте Статей о конфедерации те положения, которые в дальнейшем приведут к отказу от конфедеративного устройства и замене его устройством федеративным.
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
Конституция Соединенных Штатов Америки. 1787 г.
Вопросы к источникам:
Вопросы и задания для первой группы
Проанализируйте статью I Конституции США.
1. Укажите причины, по которым народ США принял решение создать федеральную конституцию.
2. Вчитайтесь внимательно в текст документа: как вы думаете, почему в тексте в одних случаях употребляется термин «народ», а в других случаях — «население»?
3. Как была организована законодательная власть? Почему Конгресс США имел двухпалатную структуру? Укажите, какими функциями обладала каждая палата.
4. Найдите в тексте статьи I Конституции разделы, подтверждающие действие принципа «сдержек и противовесов».
5. Сравните организацию и функции законодательной власти в стране по федеральной Конституции с тем, как это было зафиксировано в Статьях конфедерации.
Вопросы и задания для второй группы
Проанализируйте статьи II и III Конституции США.
1. Кому предоставляется исполнительная власть в стране?
2. Каков порядок избрания главы исполнительной власти? Можно ли говорить о различиях в организации выборов при формировании первой и второй ветвей власти в США? Если да, то покажите эти различия.
3. Какие задачи ставили перед собой авторы Конституции США при создании системы законодательной власти?
4. Назовите компетенции, предоставляемые Конституцией США президенту.
5. Расскажите, как организована судебная власть в США. Какими средствами авторы Конституции стремились добиться создания независимой и справедливой судебной системы?
6. Найдите в тексте статей II и III Конституции разделы, подтверждающие действие принципа «сдержек и противовесов».
Вопросы и задания для третьей группы
Проанализируйте статьи IV, V, VI и VII Конституции США.
1. Проследите по тексту документа, как регулируются отношения между судебными системами отдельных штатов.
2. Найдите в документе статьи законов, обеспечивающие права личности в условиях федеративной республики.
3. Как вы думаете, зачем составители Конституции предусмотрели процедуру принятия поправок к ней? Каким образом предусматривается проведение этой процедуры?
4. Охарактеризуйте степень свободы личности в вопросах вероисповедания, предоставляемую Конституцией США (статья VI), и сравните с положением в этом вопросе в Великобритании в XVIII в. (см. Акт об устроении от 12 июня 1701 г.).
5. Найдите в тексте статей IV, V и VI Конституции разделы, подтверждающие действие принципа «сдержек и противовесов».
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
ВАРИАНТ № 3 ФРАНЦИЯ
Декларация прав человека и гражданина
Вопросы к источнику:
Задания для работы в группах
1. Мирабо назвал Декларацию прав человека и гражданина «"Политическим евангелием" нового порядка». Прокомментируйте эту характеристику, используя текст документа.
2. Как вы думаете, почему Декларацию высоко оценили не только французы, но и передовые умы во всех странах?
3. Назовите имена мыслителей XVII—-XVIII вв., чьи идеи получили свое отражение в Декларации прав человека и гражданина; раскройте эти идеи, используя текст документа.
4. Вспомните, в каких исторических документах Англии и США провозглашались права гражданина и естественные прирожденные свободы личности. Назовите эти документы и коротко изложите провозглашенные в них права и свободы.
5. Авторы Декларации разделили права и свободы на естественные права человека и права гражданина. Подумайте, почему авторы документа сочли нужным сделать такое разделение. Проанализируйте текст документа и объясните, какие положения Декларации провозглашают права человека, какие — права гражданина. При ответе ссылайтесь на статьи документа.
6. Подумайте, в чем видят авторы документа цель любого политического сообщества. Согласны ли вы с их точкой зрения? Свою позицию аргументируйте.
7. Как вы понимаете выражение «злоупотребление свободой»? Приведите примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
8. Что вы знаете о принципе презумпции невиновности? В чем заключаются преимущества применения этого принципа в судебном процессе? Что вы знаете о применении данного принципа в современном обществе?
9. Статьи 12, 13, 14, 15 и 16-ю Декларации французский юрист Ж. Ведель назвал «малым кодексом политического бытия». Прокомментируйте эти статьи и объясните высказывание Ж. Венделя.
10.Сравните Декларацию прав человека и гражданина с уже известной вам Декларацией независимости США и сделайте сравнительный анализ этих документов.
11.Обсудите с одноклассниками, можно ли было реализовать принципы Декларации прав человека и гражданина во Франции в конце XVIII в.?
12.Прокомментируйте оценку, которую дал Декларации депутат Дюпор: «Задачи Декларации заключаются в том, чтобы выразить истины для всех времен и народов».
13.А как лично вы воспринимаете и оцениваете текст Декларации? Может ли вам в жизни пригодиться знание этого документа?
14. Заполните таблицу.
Принципы Декларации человека и гражданина
|
Принципы Декларации |
Статьи, соответствующие указанному принципу |
|
|
|
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
Французский гражданский кодекс
Вопросы к источнику:
Задания для самостоятельной работы и работы в группах
1. Обрисуйте в общих чертах структуру Французского гражданского кодекса. Подумайте, какие связи существуют между его частями. Чем, по-вашему, вызвана именно такая последовательность его частей?
2. Прочитайте приведенные ниже статьи Кодекса Наполеона из книги первой «О лицах». Подумайте, какие документы эпохи Французской революции нашли в них свое отражение. Какой порядок закрепляли они во Франции?
3. О каких тенденциях в развитии государства свидетельствует ст. 63 Кодекса?
4. Как вы думаете, с какой целью разработчики Кодекса внесли в него законы о месте жительства личности?
5. Дайте вашу оценку законодательству о браке. Можно ли утверждать, что оно обеспечивает всем членам семьи равные личные и имущественные права? Свое суждение подтвердите текстом источника.
6. Сравните положение женщин и детей, закрепленное в Кодексе Наполеона, с их правовым положением, которое существовало до Французской революции. Дайте вашу оценку произошедшим изменениям.
7. Объясните, что побудило составителей Кодекса уделить большое внимание разработке законов о разводе (тем более что Наполеон Бонапарт являлся сторонником прочной семьи).
8. Как вы думаете, почему Наполеон Бонапарт, который не был сторонником женской независимости, законодательно закрепил право женщин заниматься предпринимательской деятельностью?
9. Объясните, почему в Кодексе большое внимание уделено законодательству о договорных обязательствах.
10.Проанализируйте законодательство об имущественных отношениях в семье. Дайте ему свою оценку с позиций общества XIX в.
11.Какое значение оказал Французский гражданский кодекс на развитие Франции в XIX в.?
Алгоритм доказательства
Алгоритм оформления содержания выводов различного характера
Алгоритм работы учащихся в малых группах
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.