Задание для выполнения данной лабораторной работы по предмету информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности подходит для использования при изучении данных курсов на 1 и 2 курсе колледжа. Представленную лабораторную работу можно использовать для закрепления изученного теоретического материала и повторения.
Лабораторная работа № 5. Основы работы с ИПС.
Цели:
1. Закрепление теоретических знаний по теме.
2. Формирование практических навыков: работа в качестве пользователя
информационноправовых систем для самостоятельного поиска правовои
информации в целях принятия решения и подготовки юридических
документов.
3. Формирование общей (профессиональной) компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и
социальной защиты:
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий,
пособий и других социальных выплат.
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты
населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий,
компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном
состоянии.
Материальное обеспечение:
мультимедийный проектор, справочная литература
компьютер с доступом в Internet,
Задание:
1. Работа заключается в сравнительном изучении заданных глобальных ИПС сети
Интернет вербального типа.
Примечание. Набор систем и их количество может меняться по усмотрению
Сравнение ИПС
преподавателя.
2. Перейти на сайт соответствующей поисковой системы (здесь и далее — доменноеимя системы: www.название_системы.com). Найти в каждой системе ссылки на ее
описание в целом, на описание языка запросов, интерфейсов, режимов работы и других
особенностей системы. Описание каждой ИПС кратко законспектировать в тетради.
3. Проанализировать и сравнить возможности систем в режиме расширенного поиска.
Страницы интерфейса расширенного поиска сохранить в своей папке.
4. Результаты анализа в сжатом виде представить в форме сводной таблицы (с. 38) в
файле отчета Report4 (ориентация таблицы — альбомная). Размеры таблицы можно
увеличить. Если чтото не помещается в таблице, в ячейке делать сноску на текст под
таблицей (таблица не столько форма представления результатов, сколько схема анализа).
5. Предъявить работу преподавателю.
Результаты сравнительного изучения глобальных вербальных ИПС
Goo
gle
Wis
e
nut
Allt
he
We
b
Teo
ma
Параметры
№
п/
п
1 Логические операторы
(какие и как задаются)
2 Синтагматические
операторы
(какие и как задаются)
3 Поиск по полям (составить
список полей, отмечать их
наличие / отсутствие в
конкретных системах)
поле 1
поле 2
………
поле k
4 Выбор поисковой базы
данных
(в каких ресурсах можно
искать)
ресурс 1
ресурс 2
………
ресурс k
5 Формат выдачи содержит
следующие элементы (под
таблицей привести пример
из каждой системы)
элемент 1
элемент 2
………
элемент k
6 Специальные
возможности или
характерные особенности(описать для каждой
системы)
Поиск в ИПС
1. Провести поиск по теме «Компьютерная лингвистика» в заданных
глобальных ИПС (набор систем и их количество может меняться по
усмотрению преподавателя). Поисковое предписание логически должно
выглядеть следующим образом: (computational V computing V computer) &
linguistics. Запрос задать поанглийски дважды, как конъюнкцию и как устойчивое
словосочетание (фраза), используя характерные для каждой системы способы
выражения операторов (для незнакомых систем найти соответствующую
справочную информацию). Первую вебстраницу с результатами каждого поиска
сохранить в своей папке в виде «только html». Количественные результаты отразить
в таблице:
Найдено
документов/сайтов
Запрос
как
конъюнкц
ия
Запрос как
устойчивое
словосочет
ание
Комментар
ий
(если
требуется)
№
п/п
Название
ИПС
1 AlltheWeb
(Fast)
2 AltaVista
3 Google
4 MSN
Search
Teoma
5
6 WiseNut
7 Yahoo
2. Проанализировать и попытаться объяснить полученные объемы выдачи в
каждой системе.
Поисковое предписание,
3. В трех системах (Яндекс, Рамблер, Google) провести поиск по теме
«Компьютерная лингвистика».
соответствующее
логической формуле «(компьютерная V вычислительная) & лингвистика»
(дизъюнкция устойчивых словосочетаний «компьютерная лингвистика» и
«вычислительная лингвистика»), задать порусски, используя характерные для
каждой системы способы выражения операторов. Обратить внимание на различия в
морфологической нормализации в разных системах. Первую вебстраницу с
результатами каждого поиска сохранить в своей папке в виде «только html».
Количественные результаты отразить в файле отчета в виде таблицы.
4. Провести поиск по той же теме, сузив область поиска заданием
дополнительных терминов, позволяющих отобрать документы, где наиболее
вероятны определения данного термина (учебник, курс лекций, определение,
называется и т.п.). Количество найденных документов указать в файле отчета. Туда
же через буфер обмена скопировать поисковые предписания по каждой системе.
5. Просмотреть в каждой системе найденные документы, найти в них по одному
определению термина «компьютерная лингвистика» и записать их в файл отчета с
указанием адреса (URL) соответствующего документа.Предъявить работу преподавателю.