В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и рисунке. Лабораторную работу лучше проводить отдельным уроком после изучения строения клетки, в данном случае учащиеся легко находят органоиды клетки. К конспекту прилагается рабочая карта урока.
Рабочая карта урока.
Учени___ 5 класса __________________________________________________
Тема урока:________________________________________________________
I
Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»
Вставь в тексте пропущенные слова.
«Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое бесцветное
полужидкое вещество ___________, в котором находиться округлое тельце __________ .
В цитоплазме расположены полости __________, заполненные ______________ _______ и
многочисленные мелкие тельца ____________, из них зеленые носят название
_______________»
II
Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы
чешуи лука под микроскопом» (стр. 36)
Цель:________________________________________________________________________.
1 Опишите последовательность приготовления микропрепарата.
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
2. Подготовить микроскоп к работе.
3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части
клетки вы видите.________________________________________
__________________________________________________________________
4 Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие
изменения произошли?___________________________________
_____________________________________________________________
5 Зарисуйте 23 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро,
вакуоль с клеточным соком.
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
III
Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить
микропрепарат.
Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.
С лука сняли кожицу
Тонкую, _____________,
Положили кожицу
На стекло_____________
Микроскоп поставили,Препарат на___________,
Объектив направили,
Глядь, а лук из долек!
Дольки – это_____________
С ядрами внутри.
________________ крупные
В клетках рассмотрели.
Снаружи _______________,
Под нею ________________
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.
Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при
приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность
действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
1 2 3 4
Правильный ответ:____________________________________________________________
Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
А) содержит клеточный сок
Б) небольшое плотное тельце
В) прозрачная и полупроницаемая
Г) придают окраску осенним листьям
Д) вязкое вещество
а
б
в
г
д
ЧАСТИ КЛЕТКИ
1) ядро
2) цитоплазма
3) оболочка
4) вакуоль
5) пигменты
Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?
Выпишите номера только правильных утверждений.
1.Все растения состоят из клеток.
2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки
3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза
4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки
5. Оболочка клетки не проницаемаПодведем итоги:
1
2
3
4
Мне было интересно ….
Мне было трудно ….
Сегодня я узнал ….
Я научился ….
Урок биологии в 5 классе. «____»_______________ 20 ___ г.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Цель. В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить
микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и
рисунке.
Задачи:
дать элементарные представления о строении растительной клетки
образовательные:
воспитательные: закрепить навык исследовательской работы; развивать чувство
взаимопомощи, умение слушать друг друга;
развивающие: продолжить развитие умений работать с увеличительными приборами,
готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки; формирование
умений узнавать изученные объекты на таблицах; конкретизировать основные понятия
темы.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Учащиеся должны знать: элементарное строение клетки; значение частей клетки, их
названия; название и назначение лабораторного оборудования.
Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «
ядро»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под
микроскопом; находить на микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать
рассматриваемые объекты.
Метапредметные:
Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути
решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении
проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое умение организовывать
выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с
одноклассниками.
Личностные:
Проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы;
владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы)
Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один на пару), репчатый лук,
порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные
(для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод;
Компьютер, проектор, интерактивная доска. Рабочая карта урока.Ход урока.
1 Орг. момент.
2 Актуализация новых знаний и проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. Для этого послушайте
стихотворение.
Препарат растения
В микроскоп рассмотрим,
Объектив опять направим,
Ахнем или охнем!
Клетки у растения –
Типичного строения.
В клетках есть ядро,
С ядрышком внутри оно.
Оболочка, цитоплазма,
Из пластид там лейкопласты, хлоропласты, хромопласты!
Какое строение имеет клетка?
Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки»
Вставь в тексте пропущенные слова.
«Клетка снаружи имеет плотную_____________ . Под ней расположено живое
бесцветное полужидкое вещество ___________, в котором находиться округлое
тельце __________ . В цитоплазме расположены полости __________,
заполненные ______________ _______ и многочисленные мелкие тельца
____________, из них зеленые носят название _______________»
3 Изучение нового материала.
Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи
лука под микроскопом» (стр. 36)
Цель: изучить строение растительной клетки на примере кожицы лука
Ход работы.
Опишите последовательность приготовления микропрепарата.
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
2. Подготовить микроскоп к работе.
3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие
части клетки вы видите.________________________________________
__________________________________________________________________
Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие
изменения произошли?___________________________________
_____________________________________________________________
Зарисуйте 23 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро,
вакуоль с клеточным соком.
Беседа по результатам лабораторной работы.
1 Как вы приготовили препарат кожицы лука?
2 Зачем окрашивали кожицу лука йодом?
3 Какие части клетки увидели под микроскопом?
4 Какое строение имеет растительная клетка?5 Что отсутствует в клетке кожицы лука?
Подведем итог:
растения состоят из клеток;
разные клетки имеют схожее строение.
клетка – целостная биологическая система.
клетка является основной структурной единицей живого организма.
4 Закрепление.
Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат.
Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении.
С лука сняли кожицу
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук из долек!
Дольки – это клетки
С ядрами внутри.
Вакуоли крупные
В клетках рассмотрели.
Снаружи оболочка,
Под нею цитоплазма
Зеленые пластиды
Искать будешь напрасно.
Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при
приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность
действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
2143
Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
ПРИЗНАКИ
А) содержит клеточный сок
Б) небольшое плотное тельце
В) прозрачная и полупроницаемая
Г) придают окраску осенним листьям
Д) вязкое вещество
ЧАСТИ КЛЕТКИ
1) ядро
2) цитоплазма
3) оболочка
4) вакуоль
5) пигментыа
4
б
1
в
3
г
5
д
2
Задание №4. Правильны ли следующие утверждения?
1.Все растения состоят из клеток.
2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки
3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза
4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки
5. Оболочка клетки не проницаема
5 Домашнее задание.
Стр. 3437, написать хвалебную оду для клетки
6 Рефлексия.
1 Мне было интересно ….
2 Мне было трудно ….
3 Сегодня я узнал ….
4 Я научился ….