Лабораторная работа "Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом"

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 08.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и рисунке. Лабораторную работу лучше проводить отдельным уроком после изучения строения клетки, в данном случае учащиеся легко находят органоиды клетки. К конспекту прилагается рабочая карта урока.
Иконка файла материала лаб работа клетка 5 кл.docx
Рабочая карта урока. Учени___ 5 класса __________________________________________________ Тема урока:________________________________________________________ I Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки» Вставь в тексте пропущенные слова. «Клетка снаружи имеет плотную_____________ .  Под ней расположено живое бесцветное  полужидкое вещество ­ ___________, в котором находиться округлое тельце ­__________ .  В цитоплазме расположены полости ­ __________, заполненные ______________  _______ и многочисленные мелкие тельца ­ ____________, из них зеленые носят название  _______________» II Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы  чешуи  лука под микроскопом» (стр. 36) Цель:________________________________________________________________________. 1 Опишите последовательность приготовления микропрепарата. 1)________________________________________________________ 2)________________________________________________________ 3)________________________________________________________ 4)________________________________________________________       2.  Подготовить микроскоп к работе.       3.  Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие части  клетки вы видите.________________________________________ __________________________________________________________________ 4 Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие  изменения произошли?___________________________________ _____________________________________________________________ 5 Зарисуйте 2­3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро,  вакуоль с клеточным соком. Вывод: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ III Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить  микропрепарат. Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении. С лука сняли кожицу Тонкую, _____________, Положили кожицу На стекло_____________ Микроскоп поставили,Препарат ­  на___________, Объектив направили, Глядь, а лук из долек! Дольки – это_____________ С ядрами внутри. ________________ крупные В клетках рассмотрели. Снаружи  ­ _______________, Под нею ­ ________________ Зеленые пластиды Искать будешь напрасно. Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при  приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность  действий и опишите ход приготовления микропрепарата.             1                            2                        3                        4 Правильный ответ:____________________________________________________________ Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.    ПРИЗНАКИ А) содержит клеточный сок Б) небольшое плотное тельце В) прозрачная и полупроницаемая Г) придают окраску осенним листьям Д) вязкое вещество а б в г д ЧАСТИ КЛЕТКИ 1) ядро 2) цитоплазма 3) оболочка 4) вакуоль 5) пигменты Задание №4. Правильны ли следующие утверждения? Выпишите номера только правильных утверждений. 1.Все растения состоят из клеток. 2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки 3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза 4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки 5. Оболочка клетки не проницаемаПодведем итоги: 1 2 3 4 Мне было интересно …. Мне было трудно …. Сегодня я узнал …. Я научился …. Урок биологии в 5 классе.                     «____»_______________ 20 ___ г. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Цель. В процессе учебной работы над заданиями ученик должен научиться готовить  микропрепарат кожицы лука и находить основные части клетки на микропрепарате и  рисунке. Задачи:   дать элементарные представления о строении растительной клетки образовательные:   воспитательные: закрепить ­ навык исследовательской работы; развивать чувство  взаимопомощи, умение слушать друг друга; развивающие: продолжить ­ развитие умений работать с увеличительными приборами,  готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки; формирование  умений узнавать изученные объекты на таблицах; конкретизировать основные понятия  темы.  Планируемые результаты обучения. Предметные: Учащиеся должны знать: элементарное строение клетки; значение частей клетки, их  названия; название и назначение лабораторного оборудования. Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «  ядро»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; находить на микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать  рассматриваемые объекты.  Метапредметные: Познавательные: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.  Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные:  самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути  решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении  проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое умение организовывать  выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с  одноклассниками. Личностные: Проявляют познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение живой природы;  владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать,  сравнивать, делать выводы) Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один  на пару), репчатый лук,  порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные  (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод;  Компьютер, проектор, интерактивная доска. Рабочая карта урока.Ход урока. 1 Орг. момент. 2 Актуализация новых знаний и проверка домашнего задания. Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошлом уроке. Для этого послушайте стихотворение. Препарат растения В микроскоп рассмотрим, Объектив опять направим,  Ахнем или охнем! Клетки у растения – Типичного  строения. В клетках есть ядро, С ядрышком внутри оно. Оболочка, цитоплазма,  Из пластид там­ лейкопласты, хлоропласты, хромопласты! Какое строение имеет клетка? Проверь себя, как ты выучил материал по теме «Строение клетки» Вставь в тексте пропущенные слова. «Клетка снаружи имеет плотную_____________ .  Под ней расположено живое  бесцветное полужидкое вещество ­ ___________, в котором находиться округлое  тельце ­__________ . В цитоплазме расположены полости ­ __________,  заполненные ______________  _______ и многочисленные мелкие тельца ­  ____________, из них зеленые носят название _______________» 3 Изучение нового материала. Лабораторная работа « Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи   лука под микроскопом» (стр. 36) Цель: изучить строение растительной  клетки на примере кожицы лука  Ход  работы. Опишите последовательность приготовления микропрепарата. 1)________________________________________________________ 2)________________________________________________________ 3)________________________________________________________ 4)________________________________________________________       2.  Подготовить микроскоп к работе.       3.  Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Отметьте, какие  части клетки вы видите.________________________________________ __________________________________________________________________ Окрасьте препарат раствором йода. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие  изменения произошли?___________________________________ _____________________________________________________________ Зарисуйте 2­3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро,  вакуоль с клеточным соком. Беседа по результатам лабораторной работы. 1 Как вы приготовили препарат кожицы лука? 2 Зачем окрашивали кожицу лука йодом? 3 Какие части клетки увидели под микроскопом?  4 Какое строение имеет растительная клетка?5 Что отсутствует в клетке кожицы лука?       Подведем итог:   ­ растения состоят из клеток; ­ разные клетки имеют схожее строение. ­ клетка – целостная биологическая система.   ­ клетка является основной структурной единицей живого организма. 4 Закрепление. Определи, знаешь ли ты строение клетки и научился ли ты готовить микропрепарат. Задание №1. Вставьте пропущенные слова в стихотворении. С лука сняли кожицу Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат ­  на столик, Объектив направили, Глядь, а лук из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри. Вакуоли крупные В клетках рассмотрели. Снаружи  ­ оболочка, Под нею ­ цитоплазма Зеленые пластиды Искать будешь напрасно. Задание №2. На рисунке художник перепутал последовательность действий при  приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность  действий и опишите ход приготовления микропрепарата. 2143 Задание №3.Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.    ПРИЗНАКИ А) содержит клеточный сок Б) небольшое плотное тельце В) прозрачная и полупроницаемая Г) придают окраску осенним листьям Д) вязкое вещество ЧАСТИ КЛЕТКИ 1) ядро 2) цитоплазма 3) оболочка 4) вакуоль 5) пигментыа 4 б 1 в 3 г 5 д 2 Задание №4. Правильны ли следующие утверждения? 1.Все растения состоят из клеток. 2. Микропрепарат – это внутреннее строение клетки 3.В состав оболочек растительных клеток входит целлюлоза 4.Цитоплазма – внутренняя среда клетки 5. Оболочка клетки не проницаема 5 Домашнее задание. Стр. 34­37, написать хвалебную оду для клетки 6 Рефлексия. 1 Мне было интересно …. 2 Мне было трудно …. 3 Сегодня я узнал …. 4 Я научился ….