Лабораторные работы по курсу физика для 8 класса
(Базовый уровень)
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной
температуры.» ...................................................................................................................................................... 2
Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» ................................. 3
Лабораторная работа №3 « Измерение влажности воздуха» ...................................................................... 4
Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках» ............................................................................................................................................................... 5
Лабораторная работа №5 «Сборка электрической цепи и измерение напряжения в ее различных
участках» ............................................................................................................................................................... 6
Лабораторная работа №6-7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и
вольтметра» .......................................................................................................................................................... 7
Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы электрического тока в лампе» ................ 8
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы. Определение главного
фокусного расстояния и оптической силы линзы» ...................................................................................... 9
Определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат.
Оборудование: Калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан. Теория
Q = С m ∆t = С m (𝑡2 − 𝑡1) , где С – удельная теплоемкость
Дж
[C] =
кг ℃
СВ = 4200 Дж кг ℃
Ход работы 1. Налейте в калориметр горячую воду массой 100 г., а в стакан столько же холодной воды. Измерьте температуры холодной и горячей воды. mх= 100 г =…кг mг= 100 г =…кг tх= …oC tг= …oC 2. Осторожно влейте холодную воду из стакана в калориметр с горячей водой. Помешайте термометром полученную смесь и измерьте ее температуру tсм= …oC 3. Рассчитайте количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до температуры смеси и количество теплоты, полученное холодной водой при ее нагревании до той же температуры.
4. Результаты вычислений занесите в таблицу:
Масса горячей воды mг , кг |
Начальная температура горячей воды tг ,oC |
Температура смеси tсм , oC
|
Количество теплоты, отданное горячей водой Qотд , Дж |
Масса холодной воды mх , кг |
Начальная температура холодной воды tх ,oC |
Количество теплоты, отданное горячей водой Qполуч , Дж |
|
|
|
|
|
|
|
5. Расчеты:
𝑄отд = С m ∆t = С m (𝑡г − 𝑡см)
𝑄получ = С m ∆t = С m (𝑡см − 𝑡х) Сравнить 𝑄отд и 𝑄получ
Вывод: …
Цель: Определить удельную теплоемкость металлического цилиндра
Оборудование: Стакан с водой, калориметр, весы с разновесами, металлический цилиндр на нити, термометр, сосуд с горячей водой.
Q = С m ∆t = С m (𝑡2 − 𝑡1) , где С – удельная теплоемкость
Дж
[C] = кг ℃
Дж
СВ = 4200 кг ℃
1. Налейте в калориметр воду массой 100-150 г. комнатной температуры.
Измерьте температуру воды термометром. m1= … кг
t1= …oC 2. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте ее температуру (эта температура и будет начальной температурой металлического цилиндра)
t2= …oC
3. Опустите нагретый цилиндр в калориметр. Измерьте температуру воды в калориметре после опускания цилиндра
tобщ= …oC
4. С помощью весов определить массу металлического цилиндра, предварительно вытерев с него воду.
m2=… г = … кг
5. Все данные измерений записать в таблицу:
Масса воды в калориметре m1 , кг |
Начальная температура воды t1, oC |
Масса цилиндра m2 , кг
|
Начальная температура цилиндра t2, oC |
Общая температура воды и цилиндра tобщ , oC |
|
|
|
|
|
6. Расчеты
𝑄получ = св m1 ∆t = св m1 (𝑡общ − 𝑡1)
𝑄отд = с цm2 ∆t = сц m2 (𝑡2 − 𝑡общ)
𝑄отд = 𝑄получ => св m1 (𝑡общ − 𝑡1) = сц m2 (𝑡2 − 𝑡общ) => сц = свmm21 ( 𝑡(2𝑡общ−𝑡общ−𝑡1))
7. Вычислить удельную теплоемкость вещества, из которого изготовлен цилиндр и сравнить с табличными данными
Вывод:
« Измерение влажности воздуха» Измерить влажность воздуха.
Оборудование: Стакан с водой, термометр, кусочки ткани.
Психрометр основан на взаимодействии между собой «сухого» и «влажного» термометров. В приборе установлены два градусника с подкрашенными жидкостями (красного и синего цветов). Одна из этих трубок обмотана хлопчатобумажной тканью, конец которой погружен в резервуар с раствором. Ткань намокает, а затем влага начинает испаряться, тем самым охлаждая «влажный» термометр. Чем ниже влажность воздуха в помещении, тем ниже будут показания термометра.
Чтобы высчитать процент влажности воздуха на психрометре, следует в таблице на приборе найти значение температуры воздуха согласно показаниям градусника и найти разницу значений на пересечении показателей.
1. С помощью лабораторного термометра определить температуру воздуха в классе.
tсух = … oC
2. Обмотайте резервуар этого же термометра кусочком ткани, конец которой опустить в стакан с водой комнатной температуры.
3. По окончании понижения температуры записать показания термометра
tвл = … oC
4. Найти разность показаний влажного и сухого термометров. ∆𝑡 = 𝑡сух − 𝑡вл = ⋯ ℃ 5. По полученным значениям по психрометрической таблице (задачник Лукашик В.И., Иванова Е.В. стр. 209) определить относительную влажность воздуха.
𝜑 = ⋯ %
6. Записать показания в таблицу
tсух , oC |
tвл , oC |
∆𝑡 , oC |
𝜑 , % |
|
|
|
|
Дополнительное задание:
При наличии психрометра, определить относительную влажность с помощью прибора. Сравнить
результаты измерений в ходе лабораторной работы и показания прибора.
Цель: Убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова.
Оборудование: Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, амперметр, соединительные провода.
Техника безопасности ВНИМАНИЕ! При выполнении работы следите:
1. За исправностью электрических приборов.
2. За исправностью изоляции соединительных проводов.
3. Источник питания подключать в последнюю очередь, после сборки всей цепи. Убедиться при этом, что ключ разомкнут.
4. При обнаружении неисправности немедленно отключить источник питания.
5. По окончании работы отключите сначала источник питания и лишь потом разобрать остальную цепь.
Теория Сила тока это...
СИ [ I ] =…
1. Начертите схему и соберите цепь по рисунку «а»
I1= … (А)
2. Начертите схему и соберите цепь по рисунку «б»
I2= … (А)
3. Начертите схему и соберите цепь по рисунку «в»
I3= … (А)
4. Сравнить I на различных участках цепи. I1 … I2 … I3
Вывод: С помощью амперметра я измерял силу тока на различных участках цепи и получил …
Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из 2х последовательно соединенных резисторов, и сравнить его с напряжением на концах каждого резистора по отдельности.
Оборудование: Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, соединительные провода, резисторы (2 шт.)
Техника безопасности ВНИМАНИЕ! При выполнении работы следите:
1. За исправностью электрических приборов.
2. За исправностью изоляции соединительных проводов.
3. Источник питания подключать в последнюю очередь, после сборки всей цепи. Убедиться при этом, что ключ разомкнут.
4. При обнаружении неисправности немедленно отключить источник питания.
5. По окончании работы отключите сначала источник питания и лишь потом разобрать остальную цепь.
Теория Напряжение это...
СИ [ U ] =…
1. Соберите цепь из источника питания, резисторов, лампы, ключа, соединив все приборы последовательно согласно схеме, соблюдая полярность.
2. Измерьте напряжение U1 на концах резистора R1.
Нарисуйте схему подключения вольтметра.
U1= … (В)
Измерьте напряжение U2 на концах резистора R2. Нарисуйте схему подключения вольтметра.
U2= … (В)
3. Измерьте напряжение U на участке цепи состоящей из 2х резисторов. Нарисуйте схему подключения вольтметра. U = … (В)
4. Вычислите сумму напряжений U1 и U2 на обоих резисторах U1+ U2=… (В)
5. Сравните полученную сумму с напряжением U и сделайте вывод.
Дополнительное задание: Переключите лампу согласно схеме. Измерьте напряжения на полюсах источника питания (использовать вольтметр с пределом измерений 5В и выше) и на зажимах лампы. Отобразите подключение вольтметра на схеме. Сравните эти напряжения.
Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.
Оборудование: Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, реостат, исследуемый проводник.
Техника безопасности ВНИМАНИЕ! При выполнении работы следите:
1. За исправностью электрических приборов.
2. За исправностью изоляции соединительных проводов.
3. Источник питания подключать в последнюю очередь, после сборки всей цепи. Убедиться при этом, что ключ разомкнут.
4. При обнаружении неисправности немедленно отключить источник питания.
5. По окончании работы отключите сначала источник питания и лишь потом разобрать остальную цепь.
Закон Ома – …
U U
I = => R = [R] =…
R I
1. Соберите цепь по схеме.
2. Измерим силу тока и напряжение при различных положениях реостата.
I1 = … (А) U1 = … (В)
I2 = … (А) U2 = … (В)
I3 = … (А) U3 = … (В)
3. Вычислим сопротивление проводника используя закон Ома для участка цепи и
U1 U2 U3
R1 = R1 = ⋯ (Ом) R2 = R2 = ⋯ (Ом) R3 = R3 = ⋯ (Ом)
I1 I2 I3
4. Занесем результаты в таблицу
№ п\п |
Сила тока I , А |
Напряжение U , В |
Сопротивление R , Ом |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
Вывод: …
Научиться определять мощность и работу тока в лампе при помощи амперметра, вольтметра и часы.
Оборудование: Источник питания (4,5 В), лампа, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода, часы с секундной стрелкой.
Техника безопасности ВНИМАНИЕ! При выполнении работы следите:
1. За исправностью электрических приборов.
2. За исправностью изоляции соединительных проводов.
3. Источник питания подключать в последнюю очередь, после сборки всей цепи. Убедиться при этом, что ключ разомкнут.
4. При обнаружении неисправности немедленно отключить источник питания.
5. По окончании работы отключите сначала источник питания и лишь потом разобрать остальную цепь.
Работа электрического тока: A = I U t [A]=Дж Мощность электрического тока: P = U I [P]=Вт
1. Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив приборы последовательно по схеме.
2. Начертите в тетради схему собранной цепи.
3. Измерьте силу тока и напряжение на лампе. Замерьте время работы лампы.
I = … (А)
U = … (В) t = … (с)
4. Запишите получение показания в таблицу:
Сила тока I , А |
Напряжение U , В |
Время горения лампы t , с |
Мощность P , Вт |
Работа А , Дж |
|
|
|
|
|
Вычисления:
P = U I P=… (Вт)
A = I U t А=… (Дж)
5. Сравните полученное значение мощности с мощностью, обозначенную на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.
Вывод: …
Цель: Научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы и рассчитывать ее оптическую силу.
Оборудование: Источник питания (4,5 В), лампа на подставке, ключ, соединительные провода, собирающая линза, линейка, экран.
Формула тонкой линзы 1 = 1 + 1 где 𝐹 𝑑 𝑓
d – Расстояние от предмета до линзы f – Расстояние от линзы до изображения
1
𝐷 = D – Оптическая сила линзы
𝐹
1. Установите экран, линзу и лампу. Получить четкое уменьшенное перевернутое изображение лампы на экране
2. Измерить расстояние от предмета до линзы d и расстояние от линзы до изображения f
d = …. (м) f = …. (м) 3. Рассчитать главное фокусное расстояние линзы по формуле тонкой линзы 1 1 1 𝐹 𝑑 𝑓
4. Рассчитать оптическую силу линзы по формуле 𝐷 = 1.
𝐹
5. Записать результаты в таблицу:
|
Расстояние от лампы до линзы d , м. |
Расстояние от линзы до экрана f , м. |
Фокусное расстояние F , м. |
Оптическая сила линзы D , Дптр. |
Характеристика изображения |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
Расчеты: |
|
|
|
|||||
1 1 1 = + . 𝐹 𝑑 𝑓 |
=> |
F =… (м) |
|
|||||
1 𝐷 = 𝐹 Вывод:
|
=> |
D =… (м) |
|
|||||
Дополнительное задание:
При помощи линзы получить изображение окна на экране. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет приблизительно фокусное расстояние линзы F. Оно будет тем точнее, чем дальше окно от линзы. Сравните результат измерений с результатом расчетов в ходе лабораторной работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.