Лабораторный практикум
Лабораторная работа № 1 « Знакомство с оборудованием для научных исследований»
Цель: познакомиться с основным оборудованием для научных исследований, его назначением и приемам обращения с ними.
Оборудование: набор оборудования, посуды, для научных исследований.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите предложенные вам объекты, выясните их значение и правила пользования.
2. Результаты своих наблюдений занесите в таблицу:
Название оборудования для научных исследований |
Рисунок |
Как применяется и для чего. |
|
|
|
|
|
|
Лабораторная работа № 2
«Проведение наблюдений , опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»
Цель: познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.
Оборудование: измерительная лента, спиртовой термометр, лупы, микроскопы, весы, колбы, мерный цилиндр, речной песок, сахарный песок, микропрепараты простейших, магнит, пипетка, раствор йода, клубень картофеля, химические стаканы, железный гвоздь, пробка, поваренная соль.
Инструктивная карточка
Задание 1-й группе.
Проведите наблюдения за дождевым червем. Расскажите о своих наблюдениях.
Проведите опыт с магнитом. Определите, какие тела он притягивает, а какие нет. Расскажите о результатах своей работы.
Проведите измерение объема воды, используя мерный цилиндр.
Задание 2-й группе.
С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат чешуи кожицы лука. Расскажите о своих наблюдениях.
Растворите сахарный песок в воде. Растворите речной песок в воде. Расскажите о результатах своего эксперимента.
Проведите измерения высоты стола с помощью измерительной ленты.
Задание 3-й группе.
С помощью лупы изучите внешнее строение насекомых. Расскажите о своих наблюдениях.
Погрузите в один стакан с водой железный гвоздь, в другой - кусочек пробки. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Проведите измерение температуры воды с помощью спиртового термометра.
Задание 4-й группе.
С помощью микроскопа рассмотрите внешнее строение инфузории туфельки. Расскажите о своих наблюдениях.
На срез клубня картофеля с помощью пипетки капните раствор йода. Что наблюдаете? Расскажите о результатах своего эксперимента.
Проведите измерения массы поваренной соли с помощью весов.
Лабораторная работа № 4.
Определение состава семян пшеницы
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
Капните
1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в
стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую
массу – клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
№ |
Что брали |
Что делали |
Что получили |
1 |
Пшеница в пробирке |
|
|
2 |
Тесто в марле |
|
|
3 |
Стакан с мутной водой |
|
|
4 |
Семянка подсолнечника |
|
|
5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
– какие
три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?
Проверочные задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим:
а) клейковину; б) капли воды; в) белок.
2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного:
а) золы; б) масла; в) клейковины.
3. Зола – это:
а) органические вещества; б) минеральные вещества.
4. Клейковина представляет собой:
а) растительный белок; б) жир; в) углеводы.
5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор:
а) становится красным; б) не меняет окраску; в) синеет.
6. К масличным культурам относят:
а) картофель; б) пшеницу; в) подсолнечник.
7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты:
а) жиром; б) белком; в) минеральными веществами.
3адание 3. Восстановите логическую цепь:
Лабораторная работа № 4. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов
Цель: познакомиться с физическими свойствами белков на примере яичного белка, жиров – на примере подсолнечного, сливочного масла и сала и углеводов – на примере сахара и крахмала.
Оборудование: яичный белок, растительное и сливочное масло, сало, сахар, крахмал, 9 стаканов с водой.
Класс делится на 3 группы (по желанию). Первая группа работает с яичным белком, подсолнечным маслом и сахаром, вторая – с яичным белком, сливочным маслом и крахмалом, третья – с яичным белком, салом и сахаром.
Инструктивная карточка
1. Обратите внимание, в каком агрегатном состоянии находится вещество, с которым вы работаете. Данные занесите в таблицу.
2. Проверьте органические вещества на растворимость в воде. Внесите вещество в стакан с водой, тщательно размешайте и обратите внимание, растворилось ли оно в воде. Данные занесите в таблицу.
Таблица. Определение физических свойств белков, жиров и углеводов
Свойства вещества |
Белок |
Жир |
Углевод |
Агрегатное состояние |
|
|
|
3. Охарактеризуйте цвет вещества, данные занесите в таблицу.
4. Проверьте вещества на наличие запаха. Для этого поднесите емкость с веществом к лицу и движением ладони направьте воздух к носу. Данные занесите в таблицу.
5. Сделайте вывод о физических свойствах белков, жиров и углеводов.
После выполнения лабораторной работы выполните одно из проверочных заданий.
Проверочные задания
Задание 1.
Ответьте на вопросы № 5 и 6, приведенные на с. 15 учебника. Ответ запишите в тетрадь.
Задание 2. Верно ли утверждение?
1. Все органические вещества хорошо растворяются в воде.
2. Белки – основные вещества клетки.
3. Жиры являются источником энергии и воды.
4. Белки являются хорошим теплоизолятором.
5. Углеводы переносят кислород и придают крови красный цвет.
6. Углеводы – источник энергии.
7. Растения запасают углеводы в виде крахмала.
8. Нуклеиновые кислоты отвечают за хранение и передачу наследственной информации.
При выполнении задания используйте материал учебника (с. 10–15).
Задание 3. Определите вещество.
1. Перед вами на столе следующие вещества: яичный белок, подсолнечное масло, сливочное масло, сало, сахар и крахмал. Предположите, какое из этих веществ хорошо растворяется в воде, и проверьте ваше предположение опытным путем.
2. На поверхности воды в пробирке пленка желтого цвета. Какое вещество образует эту пленку?
Задание 4. Вставьте пропущенные слова.
1. Маслянистая жидкость желтого цвета, не растворимая в воде – это … .
2. … – твердое кристаллическое вещество белого цвета, хорошо растворимое в воде.
3. … – прозрачное тягучее вещество желтоватого цвета, растворимое в воде.
4. Порошкообразное вещество белого цвета, не растворимое в воде – … .
Задание 5. Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Органическими веществами клетки не являются:
а) белки;
б) жиры;
в) вода;
г) углеводы.
2. Основным источником энергии в организме являются:
а) углеводы;
б) жиры;
в) белки;
г) нуклеиновые кислоты.
3. Растительные организмы запасают углеводы в виде:
а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.
4. Животные организмы запасают углеводы в виде:
а) гликогена;
б) крахмала;
в) клетчатки;
г) хитина.
5. У ряда животных функцию теплоизолятора выполняют:
а) белки;
б) углеводы;
в) вода;
г) жиры.
6. Хранение и передачу наследственных признаков от родителей к потомству выполняют:
а) белки,
б) жиры,
в) углеводы,
г) нуклеиновые кислоты.
7. Переносят кислород, участвуют в защите от инфекций и в свертывании крови:
а) белки;
б) жиры;
в) углеводы;
г) нуклеиновые кислот
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.