Игры различного назначения, соревнования, эстафеты широко применяются на любых ступенях обучения и имеют педагогическую целесообразность, так как развивают у детей многие черты эмоциональной сферы, физические показатели, воспитывают у участников коммуникативные навыки, содействуют укреплению межличностных отношений среди участников коллектива. Данное мероприятие может быть использовано как во внеурочной деятельности в школе, так и в работе лагерных смен.
ИГРОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Строительные танцы»
Всем известен матросский танец «Яблочко». В этом танце движения
танцующих – это подражание морякам, взбирающимся по реям, вытягивающим
якорь, озирающим в бинокль водную даль. «Яблочко» – это единственный танец,
отражающий жизнь людей одной профессии – моряков. Но справедливо ли это?
Почему своего профессионального танца нет у лётчиков и артиллеристов,
трактористов и комбайнеров? Попробуйте исправить несправедливость и
придумайте танцы для людей, занятых в строительстве домов. Пусть мелодией
для танца остается «Яблочко», а вот движения в новом строительном танце
пусть отражают особенности труда…
каменщиков;
маляров;
плотников;
электриков;
водопроводчиков.
«Урок строевой подготовки»
Нет таких солдат, которые не умели бы маршировать. Солдат специально
учат этому мастерству на занятиях по строевой подготовке. Правда, в каждой
стране солдаты маршируют посвоему. Попробуйте представить, как проходил
бы урок строевой подготовки в сказочной армии. А принадлежит эта армия…
морскому царю Водокруту XIV;
лесному царю Землемоху XIII;
болотному царю Квакеру XII;
степному царю Ветровею XI;
пещерному царю Сталактиту X.
«Народная этимология»
Этимология – эта наука о происхождении слов. Если открыть
этимологический словарь, можно узнать о том, как в нашем языке появилось то
или иное слово. Например, как возникло слово «медведь»? Оказывается, это
слово появилось путем слияния двух других слов: «мед» и «есть», то есть
«принимать пищу». Первоначально «медведь» произносилось как «медоед» и
обозначило «животное, которое любит лакомиться медом». Но можно объяснять
происхождение слов и не прибегая к словарю. Когда люди объясняют значение,происхождение слов, не опираясь на научный анализ, это называется «народная
этимология». Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова,
объяснить, как возникли слова:
«выдра»;
«смородина»;
«стрекоза»;
«ромашка»;
«тюлень».
«Картина из клякс»
Когда чернила или тушь капают на чистый лист бумаги, получается клякса.
Обычно клякса считается помаркой, а лист, на котором она стоит, –
испорченным. Но это совсем не так. С помощью клякс можно не только портить,
но и создавать картины. Попробуйте так накапать цветные чернила (или тушь) на
бумагу, чтобы получилась картина, которая называется:
«Озоновая дыра»;
«Падение метеорита»;
«Северное сияние»;
«Шаровая молния»;
«Солнечное затмение».
«Сказка в разных эпохах»
Меняются времена – меняются сказки. Например, если бы Золушка жила в
наши дни, она, скорее всего, пошла бы не на бал, а на дискотеку и потеряла не
хрустальную туфельку, а модную кроссовку. А если бы действие этой сказки
происходило в первобытные времена? Что тогда нашел бы на ступенях пещеры
сын вождя племени? Попробуйте ещё раз рассказать старую, всем известную
сказку, например «Репка». Но расскажите ее так, словно действие происходит…
в первобытном африканском племени;
Мексике до открытия её европейцами;
средневековом Китае;
Америке в период освоения Дикого Запада;
Японии в начале XXI века.
«Памятник пословице»
Памятники воздвигают в честь великих людей и знаменательных событий. В
памятниках отражено прошлое каждой страны. Но история страны – это нетолько люди и события, это еще и язык. А «золотой фонд» каждого языка – это
пословицы. Поэтому было бы вполне справедливо, если бы воздвигали
памятники пословицам. Попробуйте представить такой памятник, а представив,
создайте его. То есть замрите в виде памятника, который называется так же, как
и пословица:
В споре рождается истина;
Любви все возрасты покорны;
Сытый голодному не товарищ;
Глаза боятся – руки делают;
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
«Маски»
Сегодня в цивилизованных странах маски носят только на праздничных
карнавалах. А когдато маски служили не для развлечения. Первобытные люди
надевали маски своих богов для исполнения религиозных обрядов. Как правило,
маски языческих богов отличались ужасной свирепостью, и люди не ждали от
них ничего хорошего. Попробуйте представить себя первобытными людьми,
страдающими от всех природных стихий, и изготовьте из листа картона маску
бога, насылающего на племя разные напасти. А жестокого бога зовут…
бог молний Кхх;
бог засухи Мцц;
бог ночи Тфф;
бог наводнения Джж;
бог ветра Пшш.