«Ландшафтно-адаптивное земледелие»
Оценка 5

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

Оценка 5
Работа в классе
doc
биология
9 кл
16.02.2018
«Ландшафтно-адаптивное земледелие»
Программа дополнительного образования «Ландшафтно-адаптивное земледелие» предназначена для учащихся 9-11-х классов, продолжительность курса 111 ч, 3 ч в неделю. Сроки реализации программы - 1 год. Целью данного курса является формирование у учащихся целостных агрономических и экологических знаний и навыков на основе углубления и расширения сведений посредством интеграции учебных дисциплин химии, биологии, экологии.программа дополнительного курса по предмету
Адаптивное земледелие.doc
Пояснительная записка Программа   дополнительного   образования   «Ландшафтно­адаптивное земледелие»  предназначена  для  учащихся 9­11­х классов, продолжительность курса 111 ч, 3 ч в неделю. Сроки реализации программы ­ 1 год. Целью  данного курса является формирование у учащихся целостных агрономических   и   экологических   знаний   и  навыков   на  основе   углубления   и расширения   сведений   посредством   интеграции   учебных   дисциплин   химии, биологии, экологии. Задачи курса: 1. 2. 3. 4. 5. 6.   ученику   возможность     реализовать Дать   ученику   возможность   познакомиться   с   основами адаптивно­ландшафтной системы земледелия (АЛСЗ); Помочь ученику в выборе будущего профиля обучения; Развить   интерес   или   положительную   мотивацию   изучения химии, биологии, экологии; свои Дать интеллектуальные   и   творческие   способности,   имеющиеся знания и умения в других областях деятельности  (работа с компьютером, художественные способности, навыки фото­ и видеосъемки и т. д.) при выполнении проектной работы; Дать   ученику   возможность   оценить   свои   склонности   и интересы к данной области знания; Продолжать   формировать   общеучебные   умения   и   навыки учащихся:  планировать  работу  и  поэтапно   осуществлять   ее, работать с дополнительной литературой (искать необходимый материал   с   помощью   каталогов,   реферировать),   искать материал   в   Интернете;   навыки   публичного   выступления, умение   вести   дискуссию,   проводить   презентацию   своего проекта. Содержание  курса   предполагает   проведение   практических   работ   и решение   задач   прикладного   характера.   Носит   межпредметный   характер,  так как знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза   знаний   по   предметам:   химия,   биология,   география,   экология. Взаимосвязь   химии   и   биологии   во   все   времена   была   и   остается   наиболее продуктивной в сфере научных открытий и в познавательной сфере обучения. Теоретические и практические знания, полученные в ходе реализации данного курса,   являются   хорошей   мотивационной   основой   для   обучения   предметам естественного цикла, а также профессиональной ориентации школьников. Курс нацелен на расширение кругозора по предметам, формированию умений   безопасного   и   экологически   грамотного   обращения   с   химическими веществами, пропаганду идей и приемов рационального природопользования. При разработке программы учитывались принципы преемственности со школьным   курсом   химии,   биологии,   экологии,   возможность   достижения реальных успешных результатов для каждого воспитанника.   Общими  принципами   отбора   содержания   материала   программы являются: системность; целостность; объективность; научность; доступность для учащихся основной школы; реалистичность; практическая направленность. Отличительные особенности программы: ­ степень новизны для воспитанников (содержание включает материал, не предусмотренный в базовых программах школьных предметов); ­ мотивирующий потенциал программы (программа содержит материал, вызывающий познавательный интерес воспитанников); ­   развивающий   потенциал   программы   (содержание   программы способствует   интеллектуальному,   творческому,   эмоциональному   развитию воспитанников); ­   полнота   содержания   (программа   содержит   всё   необходимое   для достижения запланированных в ней учебных целей); ­   связанность   и   систематичность   изложенного   материала   (изучение курса   обеспечивается   предыдущими   знаниями   базовых   курсов;   между частными и общими знаниями прослеживаются связи); ­   программа   основывается   преимущественно   на   активных   методах обучения; ­   степень   контролируемости   (конкретно   определены   ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости); ­   ресурсная   реалистичность   (программа   курса   реальна   в   плане использования учебно­методических и материально­технических средств).   Новизна   программы:  логическая   последовательность   формирования экологических   знаний   через   содержание   школьного   курса   химии,   биологии, экологии;     изучение   и   применение   учащимися   методов   химического исследования объектов окружающей среды. Планируется   использовать   следующие  формы   работы   с   учащимися: лекционно­семинарские занятия, групповая работа с литературой с дальнейшей презентацией   результатов,   групповые   практические   работы,     подготовка учащимися   сообщений   с   использованием   новейших   сведений   (из   Интернета, научной   и   научно­популярной   периодической   литературы),   выполение учащимися проектов. Практические   работы,   предусматривают   поисковый   или   творческий уровень   деятельности   школьников,   что   позволяет   создавать   проблемные ситуации  и  мотивацию воспитанников  к  самостоятельной  исследовательской деятельности.   Выполнение   практических   работ   предусматривает   действие   в одних   случаях   по   инструкции,   в   других   ­   проведение   самостоятельного ученического   исследования.   Преобладающей   формой   проведения   занятий являются   практические   работы   с   информационно­инструктивным выступлением учителя, в котором он дает необходимые сведения об изучаемом процессе,   вместе   с   воспитанниками   формулирует   задачу,   предлагает информационные ссылки, которые могут понадобиться им в процессе работы. Формой   итогового   контроля  может   стать   выполнение   творческих заданий: доклады, рефераты, проекты и их презентация, буклеты, тематический подбор практических задач и их решение. Структура курса: I. Теоретический блок (лекции, семинары) – 52ч . II.Экспериментальный блок (лабораторный практикум) – 36 ч. III.Блок решения задач с экологическим и практическим содержанием – 23ч. Учебно­тематический план № Темы Всего часов Теоретический блок (52 ч). 1 Наука   земледелие   и   история   её 5 развития. 2  Стили ландшафтного дизайна. 3 Факторы   жизни   растений   и   законы земледелия. 4 Севообороты. 4 10 7 5 2 10 6 Из них Теор. Практ Решение задач  . 2 1 5 Приемы и методы обработки почвы. 6 Декоративное растениеводство. 7 Методы мониторинга состояния  окружающей среды. Методы  мониторинга воздушной среды. 8 Работа над творческими заданиями. 9 Семинар  8 4 9 4 1 8 4 9 2 1 2 II.Экспериментальный блок (лабораторный практикум)  (36 ч). 4 Определение кислотности снега. 5 Выявление химических загрязнителей в снегу. 6 Определение величины рН почвы. 7 Определение водных свойств почвы. 8 Определение   нитратов   и   нитритов   в растениях. 9 Качественное   определение   ионов тяжелых металлов в снеге и почве. 10 Определение   тяжелых   металлов   в   методом почве   снеге   хроматографии. и 2 3 2 4 2 4 3 11 Качественное определение анионов в 3 почве. 12 Влияние   ионов   тяжелых   металлов   и 3 анионов кислот на растения. 2 3 2 4 2 4 3 3 3 13 Работа над творческими заданиями. 14 Семинар. I. Блок решения задач с экологическим и практическим содержанием  (23 ч). 8 2 4 2 4 Война в огороде. 1 2 Сам себе агроном. 3 4 Семинар.  Работа над творческими заданиями. Итого:  7 7 6 3 111 7 7 14 2 3 58 4 39 Содержание программы Тема 1. Наука земледелие и история её развития. Лекция. Наука   земледелие,   история   её   возникновения   и   развития.   Понятие агроландшафтное   земледелие.   Причины   возникновения   агроландшафтного земледелия.   Роль агроландшафтного земледелия в развитии экономики России.    Содержание   предмета   и   задачи   его   изучения. Тема 2. Стили ландшафтного дизайна. Лекция. Цель   ландшафтного   проектирования.   Характеристика   основных   стилей ландшафтного   дизайна:   смешанный,   мавританский,   японский,   китайский, природный, тематический, сельский или кантри, пейзажный или ландшафтный, регулярный. Тема 3. Факторы жизни растений и законы земледелия. Лекция. Основные экологические факторы в жизни растений – свет, вода, тепло, почва и элементы   питания.   Солеустойчивость   и   солонцеустойчивость   растений. Отношение растений к сорнякам, вредителям и болезням, проблема создания устойчивых   сортов.   Экологические   шкалы   растений   по   отношению   к   этим факторам.    Загрязнение окружающей среды и реакция сельскохозяйственных культур на загрязнение   тяжелыми   металлами,   радиоактивное   загрязнение   и   пр.   Реакция растений на загрязнение воздуха. Растения индикаторы состояния окружающей среды. Проблемы ведения земледелия на загрязненных почвах.    Основные   законы   земледелия   и   значение   их   соблюдения   для   устойчивого развития   и   функционирования   ландшафтов   и   биосферы.   Возможности адаптации   сельскохозяйственных   растений   к   неблагоприятному   влиянию факторов   окружающей   среды   и   способы   повышения   эффективности сельскохозяйственного   производства.   Отношение   сельскохозяйственных культур к повторным и бессменным посевам. Тема 4. Севообороты. Лекция. Понятие   севооборота.   Схема   и   ротация   севооборота.   Научные   основы чередования   культур   в   севообороте.   Причины   физического,   химического, биологического и экономического порядка. Система севооборотов в хозяйстве. Типы   севооборотов:   полевые,   кормовые,   специальные.   Почвозащитные севообороты. Оценка севооборотов. Тема 5. Приемы и методы обработки почвы. Лекция. Значение   обработки   почвы.   Системы   обработки   почвы.   Учет   физико­ механических   свойств   почвы.   Физическая   и   биологическая   спелость   почвы. Технологические   процессы   при   обработке   почвы:   рыхление,   оборачивание, перемешивание,   уплотнение,   выравнивание,   подрезание   сорняков,   создание микрорельефа, сохранение стерни. Разноглубинная обработка почвы. Приемы и способы мелкой и поверхностной обработки   почвы.   окучивание, шлейфование,   прикатывание,   малование.   Минимальная   и   нулевая   обработка почвы. Понятие о ресурсосберегающих технологиях. Агротехническая оценка качества обработки почвы.   боронование,   Лущение,   культивация, Тема 6. Декоративное растениеводство. Лекция. Декоративные растения защищённого грунта (срезочные культуры, выгоночные культуры,   луковичные   растения,   корневищные   растения).   Растения   для внутреннего озеленения.  Цветочные растения открытого грунта (однолетники, двулетники,   многолетники).   Ковровые   растения.   Почвопокровные   культуры. Декоративно­лиственные   растения.   Вьющиеся     декоративные   растения. Сухоцветы. Тема 7. Методы мониторинга состояния окружающей среды. Лекция. Методы мониторинга воздушной среды. а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны. б) определение чистоты воздуха по лишайникам. в) Снег – индикатор чистоты воздуха. г) определение запыленности воздуха. д)   оценка   чистоты   атмосферного   воздуха   по   величине   автотранспортной нагрузки. Методы мониторинга почв: а) растения – индикаторы плодородия почв; б) растения – индикаторы водного режима почв; в) растения – индикаторы кислотности почв. г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения  почвы. д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу; е) определение физических свойств почвы, глины; ж) кислотность почвы и методы ее определения; з) качественное определение химических элементов в почве и глине; и) количественное определение химических элементов в почве и глине; Методы мониторинга водных объектов: а)Отбор и обработка проб для анализа; б) Органолептические показатели воды; в) химические показатели воды; г) жесткость воды; д)  качественное обнаружение ионов металлов в воде; е) качественное  обнаружение органических веществ в воде. ж) исследование водопроводной воды. Темы практических работ: 1 Определение кислотности снега. 2. Выявление химических загрязнителей в снегу. 3. Определение величины рН почвы. 4. Определение водных свойств почвы. 5. Определение нитратов и нитритов в растениях. 6.  Качественное определение ионов тяжелых металлов в снеге и почве. 7. Определение тяжелых металлов в снеге и почве методом хроматографии. 8. Качественное определение анионов в почве. 9. Влияние ионов тяжелых металлов и анионов кислот на растения. Механизм отслеживания получаемых результатов. 1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (семинар, реферат, презентации); 2) на развитие памяти (проверочные работы, кроссворд, тест); 3) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус); 4) на развитие речи учащихся (семинар); 5)   на   проверку   знаний   фактического   материала   (зачет,   тест,   проверочные работы); 6) на проверку умений оперировать фактическим материалом (тест, кроссворд, реферат). Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры в лекцию, а для закрепления подойдут тест,   ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся ­ разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся. Все   задания   пробуждают   интерес   к   учебному   труду   и   развивают   интеллект учащихся. Планируемыми педагогическими результатами является овладение:  основами комплекса агрономических знаний по агроландшафтному земледелию (обработка почвы, системы земледелия и севообороты и т.п.);  начальными   представлениями о современных ресурсосберегающих технологиях,   зональных   и   адаптивно­ландшафтных   системах земледелия, минимальной обработке почвы на фоне биологизации и оптимальной химизации земледелия;  умениями анализировать и оценивать процесс изменений в состоянии окружающей среды;  умениями добывать знания из различных источников;  умениями применять знания при решении практических задач.   Условия реализации программы Материально­техническое обеспечение.  Занятия   проводятся   в   кабинете   химии   площадью   48   м2,   в   котором имеются: Наименование Количество Информационно­коммуникативные  средства  Мультимедийные программы  (обучающие, тренинговые,  контролирующие) по всем разделам  курса химии  Электронные библиотеки по курсу  химии  Электронные базы данных по всем  разделам курса химии Технические средства обучения  Компьютер мультимедийный (с  пакетом прикладных программ  (текстовых таблиц, графических и  презентационных); с возможностью  подключения к Интернет; аудио и  видео выходы, приводами для чтения  и записи компакт­дисков. Оснащен  акустической колонкой, и  наушниками)  Экран проекционный Учебно­практическое и учебно­ лабораторное оборудование  Приборы, наборы посуды и  лабораторных принадлежностей для  химического эксперимента общего  назначения № I.   II. III.  Демонстрационные набор посуды и  принадлежностей для  демонстрационных опытов по химии  Комплекты для лабораторных опытов  и практических занятий по химии  Набор посуды и принадлежностей для  ученического эксперимента  Справочно­информационный стенд  «Периодическая система химических  элементов Д.И. Менделеева». IV. Реактивы Набор № 1, №2 ОС «Кислоты» Набор № 3 ОС «Гидроксиды» Набор № 4 ОС «Оксиды металлов» Набор № 5 ОС «Металлы» Набор № 6 ОС «Щелочные и  щелочноземельные металлы» 1 1 1 1 1 10 4 6 6 1 1 1 1 1 1 Формы аттестации: доклады, рефераты, проекты и их презентация, буклеты,  тематический подбор практических задач и их решение. Оценочные материалы: самостоятельные, практические и контрольные  работы в рабочей тетради (Приложение 1) Методические инструкции к проведению практикума 1. Практическая работа исследовательского характера  Определение кислотности снега Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу оксиды азота и серы; соединяясь с водой, они образуют кислоты. Кислотные осадки губительно действуют на живые организмы, строения, памятники. Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробе рН меньше 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе в течение зимы. Цель   работы:  оценить   кислотность   снеговых   выпадений;  сравнить показатели кислотности на разных участках микрорайона. Оборудование: пробоотборники (пластмассовые   бутылки   с  отрезанным дном ­ диаметр ­ 10­15 см, высота ­ 60­80 см) или школьный снегомер, ёмкости для   снега   (полиэтиленовые  пакеты),   лопатки,   трёхлитровые   банки,   воронки, фильтры, весы, мерный цилиндр, блокнот, карандаш, индикаторная бумага Ход работы   1 . Отлейте 10 мл снегового фильтрата в стакан. 2 .   Опустите   в   стакан   индикаторную   бумагу   и  определите кислотность фильтрата, результат запишите. Отчетное задание  1. Заполнить таблицу. Участок 1 рН 2. Определить участок с наименьшим показателем рН. 3. Сделать   вывод   о   причинах   кислотных  осадков и последствиях этого явления на данном участке. 4. Как можно обезопасить здоровье от влияния кислотных выпадений? 2. Практическая работа исследовательского характера Выявление химических загрязнителей в снегу Промышленные   предприятия,   транспорт  выбрасывают   в   атмосферу разные   химические   соединения.   Используя   специальные   методики,   можно выявить в снеговой пробе конкретные химические вещества, которые попадают в снег из атмосферы. Цель   работы:  определить   наличие   в   снегу   химических  соединений загрязняющего характера; найти взаимосвязь между продуктивностью растений и загрязнением среды; научиться проводить качественные реакции. Оборудование:  химическая   посуда,   спиртовка,   карандаш   по  стеклу, стальная   булавка,   реактивы   (хлорид   бария,   ацетат   свинца,   марганцовокислый калий,  нитрат серебра, щелочь, карбонат аммония,  концентрированная кислота, сульфидная соль (Nа2S или К2S, красная кровяная соль).  Ход работы   1 . Взять пять проб снегового фильтрата по  100 мл, отметить номер участка на каждой емкости. 2 . Провести качественные реакции на выявление загрязнителя. Отчетное задание   1. 2. Заполнить таблицу. Определить   участок   с   наибольшим   загрязнением, выявить причины. 3. факторов?   Как   обезопасить   здоровье   человека   от  действия загрязняющих 1 Исследуемые участки 2 3 4 5 Химические  соединения № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2­ SO4 2­ SO3 S2­ Cl­ + NH4 Na+ Fe2+ Ca2+ Cu2+ Фенол 3. Практическая работа исследовательского характера Определение величины рН почвы Ход работы. Определение величины рН раствора производят в таком порядке: 1. Наливают 2­3 см3 исследуемого раствора в фарфоровую палетку  и добавляют 2­3 капли универсального индикатора. Перемешав смесь  стеклянной палочкой, сравнивают полученную окраску жидкости с окраской  бумажной цветной шкалы, величина рН раствора равна значению рН против  соответствующей бумажной цветной шкалы. С помощью универсального  индикатора можно определить концентрацию водородных ионов рН от3  до 8 (с точностью до 0,5) 4. Практическая работа исследовательского характера Определение водных свойств почвы Для   проведения   опыта   необходимо   иметь   разную   по механическому составу   бесструктурную   и с хорошей   структурой   почву.   Почва   должна   быть воздушно­сухая и приготовленная из заранее взятых образцов. Определение водопроницаемости почвы Берётся   цилиндр   и закрывается   в части   вкладышем   с сетчатым   дном. В цилиндр насыпают слоем в 100 мм воздушно­сухую почву, просеянную через сито   с отверстиями   в 1 мм.   Постукивая   о стенки   трубки,   уплотняют   почву. Цилиндр с почвой укрепляется в лапках штатива над воронкой, под которую ставится   мерный   стакан.   На поверхность   почвы   тонкой   струей   из пробирки с делениями наливается вода так, чтобы её уровень был на 1 см выше уровня почвы,   который   поддерживается   в   течение   всего   опыта.   Затем   замеряется, сколько времени потребовалось для того, чтобы из воронки просочилась первая капля воды, прошедшая через слой почвы в 10 см. Затем определяется, какая на впитывание   и какая   на фильтрацию   в разных   типах   почв.   Завершается демонстрационный   опыт   определением   количества   воды,   прошедшей   через почву   в единицу   времени.   Водопроницаемость ­   способность   почвы воспринимать и пропускать воду из верхних горизонтов в нижние. В процессе водопроницаемость   различают   впитывание   и   её   фильтрацию   (просачивание). Впитывание ­   это   поступление   воды   в почву,   ненасыщенную   влагой: фильтрация же начинается с момента, когда большая часть пор почвы данного слоя заполнена водой. Водопроницаемость   измеряется   количеством   влаги,   поступившей в почву с её поверхности. В первый период она обычно очень велика, а затем постепенно   уменьшается   и к моменту   полного   насыщения,   то есть   к концу фильтрации, становится почти постоянной. Оценка водопроницаемости почвы приводится в таблице. Таблица Шкала водопроницаемости почвы при напоре воды (5 см и температуре 100 (по Н. А. Качинскому) Оценка  Количество воды в мм, поступившей в почву  водопроницаемости за первый час наблюдений Излишне высокая Наилучшая Хорошая Удовлетворительн Неудовлетворител ая ьная 1000­500   500­100 100­70 70­30 меньше 30 Свойство   водопроницаемости   может   играть   как   положительную,   так и отрицательную роль. Водопроницаемость   зависит   от механического   состава,   наличия перегнойных веществ и структурности почвы. Наилучшее просачивание воды у песчаных почв, худшее ­ у глинистых. Водопроницаемость почв структурных выше,   чем   бесструктурных.   Поэтому   тяжелые,   бесструктурные   почвы в несколько   раз   улучшают   фильтрационную   способность   после оструктуривания. Запись результатов измерения водопроницаемости почвы ведут  по следующей форме: Название  почвы За интервалы времени (в часах и минутах) прошло воды через  различные поры 9 часов 10 часов Песок Глина Черноз И друг ем ие Определение скорости и       высоты поднятия капиллярной воды Одной из форм передвижения капиллярной воды является поднятие её нижних слоев почвы в верхние. Высота и скорость поднятия капиллярной воды зависит от механического состава почвы и её структуры. Для   наблюдения   водоподъемности   ­   высота   и скорость   поднятия капиллярной   воды ­   берут   стеклянную   трубку,   нижний   конец   которой обвязывают   марлей.   К трубке   прикрепляют   резиновыми   кольцами   полоску миллиметровой   бумаги.   Во время   наполнения   трубки   почвой   необходимо её слегка постукивая о стол для более равномерного распределения почвенных комков.   Затем   трубку   с почвой   ставят   в ванну   для   насыщения   капиллярной водой. Вода   через   марлю   будет   подходить   к нижнему   концу   трубки и по капиллярным порам почвы подниматься вверх, увлажняя почву. Уровень поднятия воды легко заметить по изменению цвета почвы. Через   определенные   промежутки   времени   уровень   отмечают   и записывают.   Наблюдения   продолжают   до   тех   пор,   пока   поднятие   воды   не прекратится.   Наивысший   уровень   подъема   воды   характеризует водопроницаемость почвы, которая зависит от размеров капиллярных пор. Чтобы   узнать   скорость   поднятия   воды   (V)   за тот   или   иной   период времени, надо высоту поднятия (h) разделить на время (t). V = h / t Определение полной капиллярной влагоёмкости почвы Количество воды, которое удерживает почва при подпоре воды снизу, называется полной капиллярной влагоёмкостью. Величина её зависит от общего объема   почвенных   капилляров,   а последний   определяется   механическим составом и строением почвы. Для   определения   влагоёмкости   насыпанной   воздушно­сухой   почвы пользуются   также   стеклянной  трубкой, обвязанной  с нижнего  конца  марлей. Для   этого   берут   разные   фракции   структурных   агрегатов   посеянной   почвы и заполняют попеременно трубку. Наполненную   почвой   трубку   взвешивают   и ставят   в широкую   банку, на дно   которой   наливают   небольшое   количество   воды.   По мере   поглощения воды   почвой   воду   подливают   в балку.   По разнице   в весе   трубки   с почвой до и после   насыщения   узнают   количество   капиллярной   воды   и влагоемкости почвы в процентах. g = g1 — g2 g — количество капиллярной воды; g1 — вес трубки с почвой после насыщения; g2 — вес трубки с почвой до насыщения влагой 5. Практическое занятие исследовательского характера Определение нитратов и нитритов в растениях Цель: познакомить воспитанников с проблемой нитратов и нитритов в сельскохозяйственных продуктах питания, определить содержание нитратов и нитритов   в   овощах   купленных   в   магазине   и   выращенной   на   собственном огородном участке. Оборудование:   лезвие,   пипетка,   предметное   стекло,   дифениламин кристаллический и 1% раствор, серная кислота (конц.), раствор стрептоцида (0,5г   в   50мл   аптечной   соляной   кислоты),  раствор   пирамидона   (0,5г   в   50мл аптечной соляной кислоты). Ход работы. 1.   Проблема   нитратов   и   нитритов.   Качество   овощей   и   условия   их выращивания. (Вступительное слово педагога) 2. Определение нитратов в растениях: ­ сделайте срез зелёной части растения; ­ положите несколько срезов на предметное стекло; ­   на   каждый   срез   нанесите   по   одной   капле   1%­ного   раствора дифениламина; ­ наблюдате за появлением синей окраски; ­ интенсивность окраски сравните с таблицей Таблица  Содержание нитратов в растениях. ­ сделайте вывод на основе своих наблюдений. 3. Определение нитритов в растениях: ­ приготовьте срезы овощей и фруктов, приобретенных в магазине и выращенных на своем участке; ­   нанесите   на   поверхность   среза   несколько   кристалликов дифениламина; ­ смочите их каплей концентрированной серной кислоты; ­ наблюдайте изменение цвета, интенсивное синее окрашивание среза указывает   на   большое   содержание   нитритов,   розовое   ­   на   небольшое   их присутствие,   отсутствие   окрашивание   ­   на   отсутствие   нитритов   или   их незначительное содержание; ­   на   основе   наблюдений   сделайте   вывод   о   содержании   нитритов   в овощах и фруктах. 4.   Рекомендации   по   снижению   содержания   нитратов   и   нитритов   в сельскохозяйственной продукции (доклад по выбору воспитанников). 6. Практическая работа исследовательского характера   Качественное определение ионов тяжелых металлов в снеге и почве. Цель: Провести качественные реакции на   ионы:  Pb2+,  Fe3+,Cr  +6,  Cu2+, Mn2+.            Тяжелые металлы поступают в почву преимущественно из атмосферы с выбросами   промышленных   предприятий,   а   свинец   ­   выхлопными   газами автомобилей. Наиболее типичные тяжелые металлы ­ свинец, кадмий, ртуть, цинк, молибден, никель, кобальт, олово, титан, медь, ванадий. Из атмосферы в почву   тяжелые   металлы   «опадают»     чаще   всего   в   форме   оксидов,  где постепенно   растворяются,   переходя   в   гидроксиды,   карбонаты   или   в  форму обменных катионов. О степени экологической опасности химические вещества, попадающие в почву различными путями, делят на 3 класса:  1­ кадмий, ртуть, свинец, цинк, фтор, мышьяк, селен;  2­ кобальт, молибден, бор, медь, никель, сурьма; 3 ­ вольфрам, марганец, ванадий, стронций. Определение   химического   состава   почвы   чаще   всего   начинают   с анализа  водной   почвенной   вытяжки,   так   как   хорошо   растворимые соединения  почвы       в       первую       очередь       поглощаются       растениями. Избыточные количества растворимых солей (более 0,2 % от массы сухой почвы)  создают повышенную концентрацию ионов в почвенном растворе, а это снижает плодородие почвы и ее экологическое состояние.  Этапы работы: 1 ­ подготовка почвы к анализу; 2 ­ подготовка водной вытяжки; 3 качественное определение химических элементов в почве, в воде. Подготовка почвы к анализу состоит в измельчении материала, удалении посторонних   примесей,   просеивании   через   сито   с   диаметром   отверстий   1 мм   м   сокращении   до   небольшой   массы.   Для   сокращения   пробы   пользуются разными   методами.     Один   из   них   ­   метод   квартования.     Измельченный материал   тщательно   перемешивала,   рассыпала   ровным   тонким   слоем   в виде   квадрата   или   круга,   делила   на   четыре   сектора.   Содержимое   двух противоположных   секторов   отбрасывала,   а   двух   остальных   соединяла вместе. Водную   почвенную   вытяжку   используют   чаще   всего   для   определения водорастворимых   соединений,   а   также   для   определения   актуальной кислотности   почвы.    Для     её     приготовления      20      г     воздушно – сухой  просеянной её экологическое состояние, почвы помещала в колбу на 100 мл, добавила 50 мл дистиллированной   воды,   взбалтывала   в   течение   5   ­   10   мин   и   фильтровала. Результаты работы показали, что в водной вытяжке почвы содержатся катионы тяжелых металлов.  Обнаружение ионов свинца  Качественное определение с родизонатом натрия. На   лист   фильтровальной   бумаги   нанести   несколько   капель исследуемого  раствора     и     добавить     1     каплю     свежеприготовленного 0,2%     раствора  родизоната натрия. В присутствии ионов свинца образуется синее пятно или  кольцо.   При     добавлении 1 капли     буферного     раствора синий   цвет превращается в красный. Реакция очень чувствительна: обнаруживаемый минимум 0,1 мкг Количественное определение с дихроматом калия.       Дихромат и хромат­ионы образуют с ионами свинца малорастворимый хромат свинца желтого цвета. 0,5­1 л анализируемой воды упарить до объема 10 мл.   К   полученной   пробе   прилить   5   мл   раствора   азотной   кислоты   (1:2). Нагреть на водяной бане в течение 15 мин., отфильтровать и в фарфоровой чашке выпарить. К сухому остатку прилить 2 мл 0,5% раствора ацетата натрия и 8 мл дистиллированной воды. Раствор перемешать и отфильтровать в пробирку. Подготовить стандартную шкалу.   Обнаружение  ионов железа.       Предельно допустимая концентрация общего железа в воде водоемов и питьевой     воде     0,3     мг/л,     лимитирующий     показатель     вредности органолептический. Общее железо.             В   пробирку   помещают     10   мл   исследуемой   воды,   прибавляют     1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком ­ красное.  Железо (II).              Гексацианоферрат (III) калия   образует с катионом Fe~   осадок турнбулевой сини темно­синего цвета: ,  в кислой среде  (рН  ~  3) K   Fe (CN ) 6 3 2    2   К 1 мл исследуемой воды добавить 2­3  в слабокислой среде с катионом  3    6 3 6 2 ) ) Fe Fe Fe Fe ( CN ( CN 3 капли раствора серной кислоты и 2­3 капли раствора реактива.  Железо (III).  1. Гексацианоферрат (II) калия  Fe   образует темно­синий осадок берлинской лазури: 4 ( CN (CN Fe Fe K )     3 6 4 Fe ( CN   3 К 1 мл исследуемой воды прибавить 1­2 капли раствора соляной кислоты Fe Fe   ) ) .    3 6 4 6 SCN и 2 капли раствора реактива.   2.  Роданид аммония     или калия  KSCN  образуют в кислой среде с NH 4 роданиды железа, окрашенные в кроваво­красный цвет. В зависимости от 2Fe концентрации   роданид­иона   могут   образовываться   комплексы   различного состава:  Fe3++SCM   Fe Fe3+ +SCM   Fe  Fe Fe К 1 мл исследуемой воды прибавить 2­3 капли раствора соляной кислоты и 2­3 капли раствора реактива.   (SCN ) (SCN 2) ) (SCN SCN       3 3 2 Обнаружение  ионов марганца ПДК марганца в воде водоемов 0,1 мг/л, лимитирующий показатель вредности органолептический. Качественное обнаружение.           В колбу помещают 25 мл исследуемой воды, подкисляют несколькими каплями 25%­ной азотной кислоты, прибавляют по  каплям  2%­ный раствор нитрата   серебра   до   тех   пор,   пока   продолжается  помутнение.          Затем вводят     0,5     г     персульфата     аммония     или несколько кристалликов диоксида   свинца,   нагревают   до   кипения.   В   присутствии   марганца   при концентрации 0,1 мг/л и выше появляется бледно­розовая окраска: 2 Mn2++5 РЬО2+4Н   МпО4+5 РЬ2++2Н2О  Обнаружение ионов меди ПДК       меди      в      воде      0,1      мг/л,      лимитирующий       показатель вредности органолептический.  Качественное обнаружение Первый способ.   В фарфоровую чашку поместить 3­5 мл исследуемой воды, осторожно выпарить   досуха   и   на   периферийную   часть   пятна   нанести   каплю концентрированного   раствора   аммиака.   Появление   интенсивно   синей   или фиолетовой окраски свидетельствуете присутствии Cu+:  2  4 Cu NH Второй способ. OH 4   Cu ( NH ) 43 2    4 . OH 2 5­10   мл   исследуемой   воды   встряхнуть   в   цилиндре   с   небольшим количеством (10­20  мг) адсорбента ­ фторида кальция или талька. Ионы меди (11),  находящиеся в воде, адсорбируются на его поверхности. Осадок отделить,  осторожно   слив   воду,   поместить   на   часовое   стекло   или   в углубление на  фарфоровой         пластинке.         Рядом         для         сравнения нанести     каплю дистиллированной воды («холостой опыт»). К испытуемому осадку и воде одновременно прибавить по капле раствора  хлорида железа (III)   и   по   капле  0,2   М   раствора   тиосульфата   натрия,   перемешать стеклянной палочкой и сравнить скорость обесцвечивания обеих проб.  В «холостом опыте» наблюдается медленное обесцвечивание интенсивно окрашенного   в   фиолетовый   цвет   комплексного   аниона     в присутствии же ионов меди, играющих роль катализатора, фиолетовый раствор обесцвечивается   моментально.           Результаты работы показали, что водной вытяжке почвы содержатся ионы металлов. ( OSFe ) 23   2 7. Практическая работа исследовательского характера Определение тяжелых металлов в снеге и почве методом хроматографии. Цель: Подтвердить содержание тяжелых металлов методом хроматографии. Данные   исследования   проводила   методом   тонкослойной хроматографии.  В       январе       проводила     качественный   анализ   снежного покрова,   состав  которого   по   содержанию   ионов   тяжелых   металлов, соответствует водной вытяжке почвы.   Потому что снеговой покров накапливает в своем составе  практически все   вещества,   поступающие   в   атмосферу.   В   связи   с   этим   снег  можно рассматривать как своеобразный индикатор чистоты воздуха.  Снег ­ один из наиболее   информативных   и   удобных   индикаторов   загрязнения  воздушной среды.   На   его   запыленность   оказывают   влияние   природные  факторы   и особенный ветровой режим. Снег нужно брать по всей глубине его отложения в стеклянные банки  (удобнее трехлитровые) Сразу после таяния пробы, когда температура талой воды сравняется с комнатной, проводят ее анализ. Методика эксперимента                    Пробы снега для исследования отбираем со всей глубины снежного покрова. Снег растапливаем, подкисляем азотной кислотой и упариваем с 1 л до 5 мл.  Пробы почвы отбираем на глубину до 10 см, так как именно в верхнем  горизонте   почвы   накапливаются   тяжелые   металлы.   Сухую измельченную   почву   массой   10   г   заливаем   50   мл   1   М   раствора   азотной кислоты   и   оставляем   на   сутки,   затем   смесь   фильтруем   и   упариваем фильтрат   до  3  мл.  Суть   метода   ТСХ   заключается   в  разделении   сложных смесей   веществ   на   индивидуальные   соединения   за   счет   различий   в сорбируемости в тонком слое сорбента. Для этого используем силуфоловые пластинки,   представляющие   собой   закрепленный   слой   силикагеля   с крахмалом, нанесенный на алюминиевую фольгу. На вырезанной пластинке размером   3   х   7   см   отмечаем   линию   старта,   на   которую   с   помощью капилляров   наносим   анализируемую   смесь   и   свидетель   (водный   раствор соли соответствующего металла). Затем эту пластинку помещаем в стакан с растворителем (н­бутанол, дистиллированная вода с добавлением уксусной кислоты до установления в системе  pH). Под действием капиллярных сил растворитель   поднимается   в   слое   сорбента,   увлекая   за   собой анализируемые   вещества,   при   этом   они   перемещаются   с   различными скоростями и в слое сорбента происходит их разделение. Через 15 – 20 мин, когда растворитель достигнет линии финиша, вынимаем хроматограмму. Для   обнаружения   ионов   металлов   опрыскиваем   хроматограмму   из пульверизатора   растворами   реагентов,   дающих   цветные   реакции,   для обнаружения ионов  2Pb  проводим реакцию с раствором йодистого калия; ионов     ­ раствором  1,5­ дифенилкарбазида. При этом появляются  окрашенные пятна (желтое,   берлинской   лазури,   розовое,   соответственно).   По   высоте   пятна   на хроматограмме   проводим   количественное   сравнение   анализиркемых   ионов тяжелых металлов. 3Fe ­   раствором   гексацианоферрата   (II)   калия;   ионов   2 2OCr 7 8. Практическая работа исследовательского характера Качественное определение анионов в почве Цель:  провести   качественные   реакции   на   наличие   содержания   карбонат­, сульфат­, хлорид­, нитрат­ионов в почве 1. Приготовление водной вытяжки.          Пробу почвы тщательно разотрите в фарфоровой ступке. Возьмите 25 г почвы,   поместите   её   в   колбу   ёмкостью   200   мл   и   прилейте   50   мл дистиллированной   воды.   Содержимое   колбы   тщательно   взболтайте   и   дайте отстояться в течение 5­10 мин., а затем отфильтруйте в колбу ёмкостью 100 мл. 2. Приготовление солянокислой вытяжки.          Почву, оставшуюся после фильтрования водной вытяжки, перенесите в колбу, где находиться исходная масса, налейте в колбу 50 мг 10% раствора соляной кислоты и взбалтывайте содержимое в течение 30 мин, а затем дайте отстояться в течение 5 мин. 3. Качественное определение содержания карбонат­ионов в почвенном образце.          Небольшое количество сухой почвы поместите в фарфоровую чашку и прилейте   пипеткой   несколько   капель   10%   раствора   соляной   кислоты.   Если почва   соли   угольной   кислоты,   то   наблюдается   характерное   «шипение»   ­ выделение при реакции оксида углерода (4). По интенсивности выделения газа судят о более или менее значительном содержании карбонатов в почве.  4.Качественное определение содержания хлорид –ионов.            В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки и добавьте в неё несколько капель 10% раствора азотной кислоты и с помощью пипетки 1­2 капли 0,1 н раствора нитрата серебра. При наличии хлорид­ионов в почвенной вытяжке  в количестве   десятых долей процента и более происходит образование белого хлопьевидного  осадка. При содержании хлорид­ионов  в  количестве  сотых и тысячных долей процента осадка не выпадает, но раствор мутнеет. 5. Качественное определение содержания сульфат­ионов.        В пробирку прилейте 5 мл водной вытяжки, добавьте в неё несколько капель концентрированной соляной кислоты и с помощью пипетки прилейте 3­3 мл 20%   раствора   хлорида   бария.   При   наличии   сульфатов   в   водной   вытяжке   в количестве нескольких десятых процента и более происходит выпадение белого мелкокристаллического осадка. Сотые и тысячные доли процента сульфатов в растворе определяются помутнением раствора. 6.Качественное определение нитрат – ионов.         В пробирку налейте 5 мл фильтрата водной вытяжки почвы и по каплям прибавьте   раствор   дифениламина   в   серной   кислоте.   При   наличии   нитратов раствор окрашивается в синий цвет. Fe3+ 2­ CO3 Cl­ SO4 2­ ­ NO3 Спортплощадка У автодороги Участок          2. Качественный  состав вод. Для определения путей проникновения в почву обнаруженных катионов   и   анионов   была   предпринята   попытка   осуществить   качественный анализ талых снеговых вод на содержание тех же ионов.  Для   определения   качественного   состава   водных   образцов   были использованы те же методики, что и для определения содержания ионов в почве Наличие   ионов   в   талых   водах   можно   свести   в   таблицу,   которая   отражает наличие тех или иных катионов и анионов в исследуемых образцах. Наличие ионов хлорид­ионы сульфат­ионы ионы железа (2,3) № пробы 1 спортплощадка 2 у автодороги 3 участок   9. Практическая работа исследовательского характера Влияние ионов тяжелых металлов и анионов кислот на растения. Цель: Выяснить влияние ионов тяжелых металлов на рост и развитие растений. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА 1. Подготовка материала для исследования. Проращивают зерна злакового растения до ювенильного состояния в полной питательной смеси Прянишникова. 2. Приготовление растворов. В 5 литровых банок помещают по 243 мг NH4NO3, 23 MgMgSO4 •7Н2О, 160 мг КС1,   25   мгFеС136Н20,   172   мг   СаНРО4  и   344   мг  CaSO4•2H2O  (полная питательная   смесь   Прянишникова   —   ППСП).   Затем   во   2­ю   и   4­ю   банки добавляют по 10 мг сульфата меди (II), а в 3­ю и 5­ю — по 8 мг ацетата свинца (П).   В   банки   наливают   воду   (водопроводную,   в   которой   содержатся микроэлементы), доведя объемы растворов до 1 л. Растворы, находящиеся в 4­й и 5­й банках, подкисляют. 3.  Проведение эксперимента. 13.10.04 ­ замочили пшеницу и фасоль; 14.10.04 ­ пшеница набухла; 15.10.04 ­ поместили пшеницу в пробирки; набухла фасоль; 18.10.04 ­ поместили фасоль в пробирки. Пшеницу и фасоль проращивали до ювенильного состояния. Ювенильные растения поместили в пробирки с приготовленными растворами:   1 — ППСП   (контроль); 2 ­— ППСП + избыток ионов меди; 3 — ППСП + избыток ионов свинца; 4 — подкисленная ППСП + избыток ионов меди; 5 — подкисленная ППСП + избыток ионов свинца. Литература АСЕЕВА Л. Химия плюс экология: [Метод. материалы к уроку химии] // АШМХИМИНА   Т.Я.  Школьный   экологический   мониторинг:   Учеб.­ 1. АНГАНОВА Э.Ш., МОЛОНОВ Г.Ц. Роль экологического воспитания в нравственном становлении человека: [Пробл. шк. педагогики] // Экологическое образование   и   воспитание.   Пути   решения   проблемы в   Байкальском   регионе. Улан­Удэ, 1993. С. 85­89. В огл. 1­й авт.: Анзапова Э.П.   2. Нар. образование. 1991. № 5. С. 57­58. 3. методич. пособие /  Под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.:Агар, 2000. АУТЛЕВА А.Н.. К вопросу об ориентации учащихся в экологическом 4. образовании   // Совершенствование   содержания   и   методов   обучения   химии   в средней школе: Построение курсов химии и процессов ее изучения на основе современных идей преобразования средней школы. СПб., 1992. С. 107­114. 5. БАРДИНА Т.В. Экологическое исследование городских и лесных почв: [Практич. работа по теме „Почва и ее охрана“ в VI кл.] // Шк. и пр­во. 1995. № 6. С. 71. 6. шк. 1994. № 1. С. 48­49. 7. [школьном] курсе органической химии // Химия в шк. 1992. № 5/6. С. 47­49.  8. ЗЛОТНИКОВ   Э.Г.,   ЭСТРИН   Э.Р.   Химико­экологический   анализ различных   природных   сред:   Эксперим.   материал   для   факультатив.   и кружковых занятий в сред. шк. Киров: ВГПУ, 1996. 112 с.: ил. Библиогр.: 41 назв ЕРЫГИН Д.П., ФОМИНЫХ Н.А. Задачи с экологическим содержанием в ВОРОБЬЕВ А.Н. Обучение старшеклассников агроэкологии // Биология в 9. ПОЛИЩУК   В.А.,   ЦАРЕВА   Н.В.,   СТОЛЯР   О.Б.   Интеграция естественных   дисциплин   как   средство решения   задач   экологического образования   учащихся   //   15­й   Менделеевский   съезд   по   общей   и прикладной химии. Минск, 1993. Т. 3. С. 68­69. 10. 11. САЖНЕВА Т.В.  Экологическая оценка окружающей среды. Практикум. РО ИПK и ПРО, 1997; Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Химия в школе, 2001, № 7; РЫЖОВ И. Н. Изучение почв // Биология в школе. – 1996 г. ­ № 1. Календарно­тематическое планирование  ( всего 111 ч, 3 ч в неделю; продолжительность одного занятия 1,5 ч) № п/п Месяц Числ о  Время  проведения занятия Форма  занятия Кол­ во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Теоретический блок (34 з) Тема 1. Наука земледелие и история ее  развития (3 з). 1 2 3 4 5­6 7 1350­1500 1350­1500 1350­1500 Лекция  Лекция Лекция   1,5 1,5 1,5  Введение. История возникновения земледелия. Современные системы земледелия. Охрана окружающей среды. Ландшафтно­адаптивное земледелие. 1,5 Тема 2. Стили ландшафтного дизайна (3 з) 1350­1500 Лекция 1350­1500 Практи кум 3 Ландшафтный дизайн и его стили. Практическая работа: «План ­ разработка и  оформление  пришкольного участка» Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Пров.раб. Пров.раб. Пров.раб. Каб.хим. Пров.раб. п/р Тема 3. Факторы жизни растений и законы  7земледелия (7 з). 1350­1500 Лекция 1,5 Свет в жизни растений. Тепло в жизни растений Каб.хим. 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1350­1500 1350­1500 1350­1500 Лекция Лекция Лекция 1350­1500 Лекция 1350­1500 Лекция 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1350­1500 Лекция 1,5 Вода в жизни растений. Элементы питания. Законы земледелия. Загрязнение окружающей среды. Влияние   загрязнения   на   урожайность сельскохозяйственных   культур   и   качество продукции.  Растения   индикаторы   состояния   окружающей среды. Меры борьбы с вредителями, болезнями  растений, сорными растениями. Тема 4. Севооборот (4 з). Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. к/р 1350­1500 Лекция 1,5 1350­1500 Лекция 3  Севооборот или чередование овощных культур. Севооборот, культурооборот и рамооборот. Севооборот летников, двулетников,  многолетников. Оценка севооборотов. Каб.хим. Каб.хим. Пров.раб. 1350­1500 Практи кум 1,5 Практическая севооборотов»   работа   «Составление Каб.хим. п/р Тема 5. Почва и методы ее обработки (6 з). 1350­1500 Лекция 1350­1500 Лекция 1,5 1,5 Физико­химические свойства почв. Органические удобрения Задачи обработки почвы. Приемы и способы основной обработки почвы. 1350­1500 Лекция 1,5 Приемы поверхностной обработки почвы. 1350­1500 Лекция 1,5 Физическая и биологическая спелость почвы. Современные энергосберегающие технологии  Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Пров.раб. Пров.раб. Каб.хим. Пров.раб. 22 23 24 25 26 27­ 28 29­ 30 31­ 32 33 34 35­ 36 37 обработки почвы. 1350­1500 Лекция 1,5 Современные энергосберегающие технологии  Каб.хим. обработки почвы. 1350­1500 Лекция 1,5 Агротехническая оценка качества обработки     Каб.хим. почвы. Тема 6. Декоративное растениеводство(3 ч) 1350­1500 1350­1500 1350­1500 Лекция Лекция Лекция 1,5 Декоративные растения защищенного грунта. 1,5 Растения для внутреннего озеленения. 1,5 Цветочные растения открытого грунта. Тема 7. Методы мониторинга состояния  окружающей среды (8 з). 1350­1500 1350­1500 Лекция Лекция 3 Методы мониторинга воздушной среды. 3 Методы мониторинга водных объектов 1350­1500 Лекция 3 Методы мониторинга почв. 1,5 Работа над творческими заданиями. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Пров.раб. Пров.раб. 1350­1500 1350­1500 Работа в группах Семинар 1350­1500 1350­1500 Практи кум Практи 1,5 Семинар Каб.хим. Проекты  Экспериментальный блок (25 з). Каб.хим. 3 Определение кислотности снега 1,5 Выявление химических загрязнителей в снегу Каб.хим. 38­ 39 40­ 41 42­ 43 44­ 46 47­ 48 49­ 50 51­ 52 53­ 58 59 60 61 62 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Работа в группах 3 3 3 Определение величины рН почвы. Определение водных свойств почвы. Каб.хим. Каб.хим. Определение нитратов и нитритов  в растениях. Каб.хим. 4,5 Качественное определение ионов тяжелых  металлов в снеге и почве. Определение тяжелых металлов в снеге и почве  методом хроматографии. Качественное определение анионов в почве. Влияние ионов тяжелых металлов и анионов  кислот на растения. Работа над творческими заданиями. 3 3 3 9 Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Пров.раб. 1350­1500 Семинар 1,5 Семинар. Блок решения задач с экологическим и  практическим содержанием (15 з). 1,5 1,5 1,5 Решение задач. Решение задач. Решение задач. 1350­1500 1350­1500 1350­1500 Практи кум Практи кум Практи кум Каб.хим. Каб.хим. Проекты   Каб.хим. Каб.хим. 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 1350­1500 Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Практи кум Работа в группах Работа в группа Семинар 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Решение задач. Работа над творческими заданиями. Работа над творческими заданиями. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим.   Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим.   Каб.хим. Каб.хим. Каб.хим. 1,5 Семинар. Каб.хим. Проекты ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ландшафтно­адаптивное земледелие РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для лабораторно­практических занятий  с заданиями для контрольных и самостоятельных работ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  9­11 КЛАССОВ МИЧУРИНСК 2017 Введение Основной   задачей   экологизации   земледелия   является   формирование адаптивно­ландшафтных систем земледелия. земли   определенной   Адаптивно­ландшафтная   система   земледелия  –   это   система использования   группы, ориентированная   на   производство   продукции   экономически   и   экологически обусловленного   количества   и   качества   в   соответствии   с   общественными (рыночными)   потребностями,   природными   и   производственными   ресурсами, обеспечивающая  устойчивость агроландшафта и воспроизводство почвенного плодородия. агроэкологической   Механизм формирования адаптивно­ландшафтной системы земледелия Агроэкологическая оценка сельскохозяйственных культур,  пользующихся спросом на рынке Агроэкологическая оценка земель (ЭАА)  в соответствии с требованиями культур Формирование агроэкологических типов земель путем объединения ЭАА,  с.­х. культур при определенных условиях интенсификации производства близких по условия возделывания  Разработка вариантов севооборотов, систем обработки почвы, удобрений. Защиты растений применительно к типам земель Размещение угодий, противоэрозионная и мелиоративная организация территории, формирование структуры пашни и систем севооборотов применительно к агроэкологической группе земель в структурно­ функциональной иерархии ландшафтов Элементарный ареал агроландшафта (ЭАА) это участок на элементе   ограниченный   элементарным   почвенным   ареалом   или мезорельефа, элементарной   почвенной   структурой   при   одинаковых   геологических, литологических и микроклиматических условиях. Агрофитоценоз  –   совокупность   культурных   и   сорных   растений   в пределах   экологически   однородного   участка   по   условиям   возделывания культуры или группы культур с близкими агроэкологическими требованиями. Тема 1. Наука земледелие и история её развития. Задание 1. Дайте определения понятиям: Современное земледелие —  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Адаптивно­ландшафтная система земледелия ­  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Зернопаровая почвозащитная система земледелия ­  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Зернопаропропашная почвозащитная система земледелия ­ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Зернотравяная, или улучшенная зерновая почвозащитная система земледелия  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Плодосменная система земледелия ­  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Травопольная система земледелия ­  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Пропашная (промышленно­заводская) система земледелия ­  _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ________________________________________________________ Задание 2. Заполните схему  Группы факторов, определяющие АЛЗС Тема 2 Стили ландшафтного дизайна Задание 1. Заполните таблицу   Стиль ландшафтного дизайна Характеристика Смешанный стиль Мавританский стиль Японский стиль Фен­шуй или китайский стиль Тематический стиль Природный или лесной стиль Сельский или кантри стиль Пейзажный или ландшафтный  стиль Регулярный или формальный  стиль «План ­ разработка и  оформление пришкольного участка» Практическая работа: Цель:   создать   гармоничное   сочетание,   с   использованием   различных   видов цветочного  оформления (клумбы,  рабатки,  бордюры, партеры,  миксбордеры, рокарии,   розарии),   на     пришкольной   территории,     при   этом     учитывая гармонизацию с окружающими элементами ландшафта – яблоневым садом и рябиновой аллеей Ход работы: 1   шаг.  Чертеж   плана­схемы   территории   СП   МБОУ   СОШ   №   19, включающая здание школы и прилегающий пришкольный участок. Определение с помощью компаса ориентацию по сторонам света. 2шаг.    Зонирование   участка.   Проектирование   сопутствующего цветочного   оформления.   Видовой   подбор   растений   с   учетом   колор­ сочетаемости, габитуса (формы, объёма, изменения внешнего вида в течение сезона).   Тема 3. ФАКТОРЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ И ЗАКОНЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Контрольная работа Вариант 1 1. Какое влияние оказывает свет на рост и развитие растений? 2. Что такое фотопериодизм растений? 3. Какие приемы позволяют улучшить освещенность растений? 4. Закон возврата питательных веществ Вариант 2 1. Какое влияние оказывает тепло на рост и развитие растений? 2. На какие группы по отношению к теплу подразделяют растения? 3.   какие   мероприятия   способствуют   регулированию   теплового режима почвы и температуры приземного слоя атмосферы? 4. Закон плодосмена Вариант 3 1. Что такое макроэлементы? 2. Что такое микроэлементы? 3.   какое   значение   в   жизни   растений   имеют   элементы   питания? Приведите примеры.             4. закон незаменимости и равнозначности всех факторов жизни  растений. Тема 4. Севооборот. Таблица 1. Предшественники овощных культур. Предшественники Выращиваемая культура Капуста средних и  поздних сортов хорошие допустимые плохие Горох, бобы,  фасоль, ранний  картофель,  огурец, морковь Капуста, столовая свекла Капуста ранняя и  цветная Сидераты, горох, бобы, лук,  фасоль, огурец  ранний Томаты на  хорошо  заправленной  почве, морковь Капуста,  корнеплоды Столовая свекла Сидераты,  огурец, ранний  картофель,  зеленные Ранняя, цветная  капуста, лук,  морковь,  помидор Капуста, столовая свекла Огурец, кабачок,  тыква, патиссоны и  др. Помидор Лук, чеснок Бобовые;  ранняя, средняя, цветная капуста; лук, чеснок Сидераты,  огурец, репа,  цветная капуста, зеленные Огурец,  сидераты,  ранний  картофель;  ранняя, цветная  капуста;  бобовые Ранний  картофель,  огурец, столовая  свекла, зеленные Капуста средних  и поздних  сортов, травы,  столовая свекла,  лук Капуста поздних  сортов, столовая  свекла, помидор, лук Капуста поздних  сортов, морковь,  томаты Картофель,  помидор Морковь,  зеленные Ранний картофель Бобовые (фасоль,  Сидераты,  огурец; ранняя,  цветная капуста; бобовые Все виды  Столовая свекла, морковь,  капуста,  зеленные Столовые  Бобовые,  многолетние  травы (клевер) Бобовые, капусты, ранний  картофель,  огурец, лук Сидераты,  бобовые, лук;  ранняя, цветная  капуста; огурец корнеплоды,  помидор,  зеленные,  сидераты Ранний  картофель,  помидор,  зеленные,  столовая свекла многолетние  травы (клевер) Морковь, поздняя  капуста овощной горох,  бобы) Зеленные и  пряноароматические (салат, шпинат,  укроп, редис, лук на перо, сельдерей,  пастернак, базилик,  кориандр, мята и  др.) Практическая работа «Составление севооборотов» Цель: научиться составлять последовательность выращивания культур на участке с целью сохранения природного плодородия почвы Севооборот №1 Год 1 год Томаты 2 год 3 год 4 год 5 год Севооборот №1 Год 1 год Лук  2 год 3 год 4 год 5 год Культуры Культуры Задание. Закончите определения: Севооборот –  ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Культурооборот –  ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Рамооборот –  ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Тема 5. Почва и методы ее обработки. Физико­химические свойства почв ­ совокупность свойств, определяющих  способность почвы поддерживать физико­химическое равновесие между  фазами почв, составом почвенных растворов и поглощенных оснований в  почвенном поглощающем комплексе, кислотно­щелочной и окислительно­ восстановительный потенциал, состав и количество доступных растению  питательных веществ. Задание 1. Заполните схему Поглотительная способность почв Задание 2. Задачи обработки почвы: _1._________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4.__________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5.__________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 6.__________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 7.__________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Задание 3. Закончите определения Физическая спелость почвы  ­___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Биологическая спелость почвы  ­___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________ Тема 5. Декоративное растениеводство. Задание 1. Заполните таблицу Таблица 2. Декоративные растения защищённого грунта Группа растений Примеры Срезочные культуры Выгоночные культуры Луковичные растения Корневищные растения Задание 2. Заполните таблицу Таблица 3. Цветочные растения открытого грунта Группа растений Примеры Однолетники Двулетники Многолетники Тема 6. Методы мониторинга почв. Рис.1 Взятие почвенных образцов методом конверта. Сущность   метода   состоит   в   том,   что   с   обследуемого   элементарного участка берут 5 образцов почвы. Причем точки отбора обозначены на рисунке 1 , длина стороны квадрата составляет 2­3 метра. Масса каждого образца должна составлять примерно 200­300 г. Смешанные образцы упаковывают, помещая в полиэтиленовые или полотняные мешочки, и снабжают этикетками с указанием места и даты взятия образца и его номера. Задание1. Заполните таблицу Таблица 4. Растения­индикаторы плодородия почв № п/п Группы растений по отношению к плодородию Группы растений­индикаторов Характеристика плодородия почв 1 2 3 почвы Эвтрофы высокое Мезотрофы умеренное(среднее) Олиготрофы   низкое Задание 2.Опишите способы определения химических  элементов в почве. Качественное определение химических элементов в почве. Карбонат­ионы.   ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Сульфат­ионы.  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Нитрат­ионы.  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Железо (II и III).  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Алюминий.  ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»

«Ландшафтно-адаптивное земледелие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018