Лапти
Оценка 4.6

Лапти

Оценка 4.6
docx
31.05.2021
Лапти
Бунин лапти.docx

Урок литературы в 7 классе

Тема: Урок внеклассного чтения. И.А.Бунин «Лапти»

Цели урока:- познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»;

-развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский «замысел»;

 -воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать другому человеку.

Тип урока: урок - размышление.

Используемые технологии: критического мышления, стратегии чтения (прогнозирование)

 

Ход урока

I   Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас

сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы

I       Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века на уроке внеклассного чтения.

Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении  своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось  дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина,  посвящены  чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин  встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны  и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции.   Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине и за границей,  встречаются самые разнообразные русские  характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Тема нашего урока: «Смерть ради жизни»

III.Мотивация.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-   Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?

-А можно ли погибнуть в мирное время?

Посмотрите на название рассказа, который мы сегодня будем изучать.

-   Как вы думаете, как будет связана тема урока с названием рассказа?

-Предлагаю начать читать рассказ, но не весь сразу, а поэтапно останавливаться и обсуждать прочитанное.

IV.Осмысление содержания.

Чтение учителем (можно подготовленным учащимся) до слов(…ужас дойти!)

1-я остановка.

 

ЛАПТИ

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит...

Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— Как добывать?

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек...

Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье...

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

22 июня 1924

 

 

-С какими героями вы познакомились?

-   Вам встретилось слово «фуксин»

-Кто может сказать, что оно обозначает? (Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

-В какое время года происходит действие рассказа?

-   Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.

-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?

-    Что просит больной ребёнок?

-   Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?

Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

-   Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?

 Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)

-   Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?

-   Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

-       Об этом узнаем из следующего отрывка (читаем до слов ... степном море)

2   остановка.

-   Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?

-    Что взял с собой Нефёд? Для чего?

-   Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?

-     Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?

-   Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

-      Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем до слов...стук в окно

-   Переживали  ли домашние о Нефёде?

-Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.

-   Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?

-     Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

3- я остановка

-   Почему автор назвал этот стук зловещим?

-   Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?

-   Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?

-    Ребята, на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

-   Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? Ради чего?

-   Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?

V.Физкультминутка.

А сейчас представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы.  Протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

VI Обобщение и систематизация. Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия сострадания, человеколюбия.

Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда?

– Типичен ли данный характер для русских людей?

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

VI.Рефлексия.

      Итог урока.

-   Что понравилось сегодня на уроке?

 

VII.Домашнее задание( по выбору): прочитать «Детство» М.Горького.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 7 классе Тема:

Урок литературы в 7 классе Тема:

Предлагаю начать читать рассказ, но не весь сразу, а поэтапно останавливаться и обсуждать прочитанное

Предлагаю начать читать рассказ, но не весь сразу, а поэтапно останавливаться и обсуждать прочитанное

Кто может сказать, что оно обозначает? (Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи

Кто может сказать, что оно обозначает? (Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021