Лечебные свойства музыки

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 20.08.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, люди знали испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.word
Иконка файла материала Музыкальная азбука.doc
Лечебные свойсва музыки. О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, люди знали  испокон веков. Особое значение им придавали в Индии и Китае, где с их  помощью лечили самые различные заболевания. Чудодейственной силе звука  отдавали должное и на Руси, ему даже отводилась некая мистическая роль.  Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых  звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые,  кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности  на Востоке. К примеру:  – звук "И" – прочищает нос, лечит глаза;  – звук "У" – укрепляет горло и голосовые связки;  – звуки "В", "Н", "М", "Э" – улучшают работу головного мозга;  – звуки "Ц", "К", "Щ", "И" – лечат уши;  – звуки "У", "Ы", "X", "Ч" – улучшают дыхание;  – звуки "О", "А", "С", "М", "И" – лечат заболевания сердца.  Не менее целебными свойствами обладают различные звукосочетания, так  называемые "мантры". В частности, созвучие:  – "ОМ" – снижает кровяное давление;  – "АЙ", "ПА" – снимают боли в сердце;  – "АП", "АМ", "АТ", "ИТ", "УТ" – исправляют речь.  Таких сочетаний очень много и перечислять просто не имеет смысла. Все они  основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний,  возникающих при их произношении.  Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения  своего физического и нервно­психического состояния. Освоить ее несложно.  Для этого нужно петь гласные и протягивать согласные звуки до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Человек должен сам почувствовать  по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что произносимые им звуки вошли в резонанс с частотой  этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать инужную высоту и силу звука. Понятно, что целительное воздействие  оказывает только живой голос, а не записанный на магнитофон и не  мысленное пропевание звуков.  Пропевая звуки, можно положить руку на область, где расположен орган,  которому вы стремитесь помочь, и представить этот орган здоровым, активно  работающим.  Первый этап звуковой настройки направлен на улучшение деятельности  мочеполовой системы, которая древними врачевателями рассматривалась как  средоточие жизненной силы человека. Почки, мочевой пузырь, предстательная железа у мужчин и матка с яичниками у женщин гармонизируются  пропеванием длинного звука у­у­у.  После ­у­ пропеваем звук о­о­о – он оживляет деятельность поджелудочной  железы, вырабатывающей инсулин и гормоны наружной секреции.  Далее обращаемся к желчному пузырю, "хранителю" важного секрета – желчи, участвующей в переваривании пищи. Выделение желчи часто нарушается из­за спазмов мускулатуры желчевыводящих путей. А все спазмы хорошо снимает  пропевание звука а­а­а.  Заканчиваем первый этап настройки внутренних органов возвращением к  почкам и пропеванием звука у­у­у, как бы замыкая пройденный круг.  Повторим еще раз все звуки – у, о, а, но с добавлением звука х: ух, ох, ах.  Произнесение этого звука на выдохе стимулирует выброс негативной энергии  и отработанных организмом веществ.  Второй этап начинается стимуляцией работы левой стороны толстого  кишечника. Улучшению его кровоснабжения, а значит, и всех функций:  всасывания, переработки, выделения – способствует протягивание звука с­с­ с.  Затем поднимаемся выше – к селезенке. Ей "нравится" массаж диафрагмой.  Благодаря такому массажу улучшаются функции селезенки как органа  кроветворения и поддержания иммунитета. Активнее выбрасываются в кровь  отмершие эритроциты. Чтобы провести такой массаж, положите руку на  левое подреберье, где располагается селезенка, и несколько раз произнесите  на выдохе: гху, гху, гху. Такие звуки на резком выдохе можно произносить  всякий раз, когда в брюшной полости ощущается неясная боль или "колет" в  боку. Это снимет спазм, и неприятные ощущения пройдут.  Далее переходим к звуковой настройке печени. Положив руку на ее левуюдолю, начинаем произносить звук ш­ш­ш, одновременно передвигая руку  вправо, чтобы последовательно охватить весь орган.  После этого повторяется пропевание с­с­с для замыкания круга по правой  стороне толстого кишечника. Далее, положив руку на верхнюю часть живота,  начинаем массировать тонкий кишечник по часовой стрелке, пропевая звук и­ и­и.  Звук и­и­и используется и для стимулирования деятельности сердца.  Согласно древневосточной медицине, сердце и тонкий кишечник являются  энергетически взаимосвязанными органами, так же как толстый кишечник и  легкие. Поэтому легкие настраиваются с помощью того же звука, что и  толстый кишечник – с­с­с.  Теперь переходим к голове. Все органы, расположенные в этой области: глаза, уши, нос, горло, – рассматриваются как единое целое. Все они  гармонизируются протяжным звуком м­м­м. Положив руки на височные  кости, можно почувствовать, как они вибрируют при пропевании этого звука.  Голова и позвоночник также рассматриваются как одна система. Поэтому  позвоночник можно гармонизировать пропеванием звука м­м­м.  Благоприятное воздействие на голову и позвоночник оказывает и длинное н­н­ н.  Нас окружает, подчиняется особым законам природной гармонии. И мы  должны стремиться поддерживать ее и вокруг, и внутри себя.  Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами  была известна еще в древности, и широко применялась в лечебной практике на Востоке. Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и  интенсивность произношения звуков. В частности, низкой или средней она  должна быть при лечении заболеваний сердца или легких, более высокой – при терапии внутренних органов.  Гармоничная музыка ­ лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под  нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает  напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное  сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее  запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.  Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумывали своипроизведения во время прослушивания музыки или после. Так действует  музыка композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния,  нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру... Речь идет о Бетховене  (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием).  Музыка полезна и в конфликтных ситуациях. Психологи любят приводить  такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем­то  спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это  был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись от гипноза, молчали несколько  минут... и помирились...  Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное  равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью,  облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те  высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только  поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое  влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность  Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.  В средние века во время эпидемии чумы в городах не переставая звонили  колокола: считалось, что колокольный звон помогает справиться с этой  страшной болезнью. Тот же эффект производило и хоровое пение во время  непрестанных молебнов. Неизвестно, откуда об этом знало средневековое  духовенство, но уже в наше время опытным путем было доказано, что  активность микробов, наслушавшихся колокольного звона и церковных  песнопений, падает на 40 процентов. И значит, святая вода становится  таковой не столько благодаря ионам серебра, насыщающим ее при  погружении креста, сколько слаженному и многоголосому пению во время  молебна. О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, но только теперь ученые поняли, что это происходит  благодаря излучаемому инструментом ультразвуку. Облучение малыми  дозами ультразвука сейчас используется в пищевой промышленности, для  стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты и  т.д. Ультразвуковой спектр (более 25 кГц) ускоряет лечение инфекционных  болезней и повышает иммунитет человека. В будущих исследованиях  необходимо иметь в виду, что, если звук отдельного колокола уникален, то  голос звонницы из нескольких колоколов представляется целой атмосферой  звуков, часто трудно предсказуемой в силу сложного взаимодействия  отдельных спектров. Колокольная звонница ­ это миниоркестр, который по  православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые(зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в  композиции звона преимущественно колокола той или другой группы можно  создавать соответствующие эмоциональные настроения, что отчасти и делают  церковные звонари в зависимости от характера праздника и Богослужения.  Но музыка может также и разрушать. Музыка, которую можно назвать  вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы,  нерегулярностью ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его  состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим  влиянием. Например, рок­музыка воздействует ультра­ и инфразвуками,  которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может  действовать разрушающе на мозг по принципу “25­го кадра”.  Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там­тама”  превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. В Японии провели  эксперимент: 120 кормящих матерей разделили на две группы. Одни мамы  слушали классику, другие поп­музыку. В первой группе количество молока  увеличилось на 20%, а у поклонниц “попсы” уменьшилось наполовину.  Некоторые музыковеды считают, что и классическая музыка может вредно  воздействовать на здоровье слушателей. Таких произведений хоть отбавляй. К ним относят “Венисбергскую сцену” Вагнера и некоторые произведения  Рихарда Штрауса. О музыке Штрауса президент Королевского музыкального  общества говорил: “Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая  зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является  музыка Штрауса, начиная с “Танца шести покрывал” и до конца: эта музыка  ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную  красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на  навозной куче”. Есть музыка, “заражающая” апатичностью, слабостью,  страданием. Она может иметь очень большую художественную ценность, но  приносит облегчение лишь самому композитору, являясь средством  духовного очищения. А на слушателя действует, как психический яд. К этой  категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его  ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и  ностальгии.  Итог воздействия музыки на человека подбивает Дон Кэмпбэлл в книге  “Эффект Моцарта”:  ­ музыка влияет на дыхание  ­ музыка влияет на сердечный ритм, пульс и кровяное давление  ­ музыка может замедлить и уравновесить волны мозга  ­ музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и  координацию тела­ музыка влияет на температуру тела  ­ музыка может повысить уровень эндорфина  ­ музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс  ­ музыка и звуки могут активизировать иммунную функцию  ­ музыка изменяет наше восприятие пространства  ­ музыка изменяет наше восприятие времени  ­ музыка может улучшить память и обучаемость  ­ музыка повышает производительность труда  ­ музыка способствует повышению романтизма и сексуальности  ­ музыка стимулирует пищеварение  ­ музыка повышает упорство  ­ музыка улучшает подсознательное восприятие символики  ­ музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.