«Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала данко.романтич.герой 7кл.docx

21.02.20г     Литература      7кл.               

 

Тема: «Легенда о Данко». Романтический характер легенды.

Цели:  показать особенности раннего творчества М.Горького на примере легенды о Данко, познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста; развивать устную речь учащихся; через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

УУД:

Познавательные: Воспринимают материал, узнают новое, расширяют словарный запас.

Коммуникативные: Слушают учителя, задают вопросы, если что-то непонятно или интересно.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют цель, планируют свою деятельность

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.                                                

Ход урока:

I. Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний

- Опрос учащихся

 (Максим Горький- псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова, повесть, автобиография, автобиографическая повесть «Детство»)

Легенда – это произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое)

III. Изучение новой темы

1) Слово учителя

- В 1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом окутано всё произведение.

- А что такое романтизм?  Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

2) Работа по теме урока

 - Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?(вопрос открывается на доске)

- Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.

- Попробуйте определить тему произведения (тема подвига, поступка, трусости, предательства)

Подвиг - героический самоотверженный поступок. Героический - свойственный герою

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

3) Беседа по вопросам

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала? (1 предл.)

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать автор? (противоречат, противопоставлены) (люди оказались в плену обстоятельств)

- Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (готовность к рабской жизни)

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не делающего, назвать счастливой? Как об этом говорит М. Горький в тексте? («Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

- А какая пословица существует в русском фольклоре? (Под лежачий камень вода не течёт)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)

- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

- За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)

- Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска? (безверие убивает человека)

- Для чего Данко вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- Как люди отнеслись к смерти Данко?- Напрасна ли смерть Данко?

- Можно ли назвать Данко героем?  Какова идея легенды? 

IV. Закрепление изученного материала 

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Почему подвиг и трусость стоят рядом?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Составление синквейнов

- Составьте синквейн по теме «Данко».

Данко

Красивый, смелый

Любит, спасает, погибает

Жертвует собой ради других.

Герой)

V. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Сегодня мы говорили о главном герое легенды.

Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

На уроке мы …

Мне было интересно …

VI. Домашнее задание: прочитать, анализировать