«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» - БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

  • Документация
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации. Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».
Иконка файла материала конспект.docx
«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» ­   БИБЛИОТЕРАПИЯ  В ШКОЛЬНОЙ  БИБЛИОТЕКЕ  .г.  «ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»  ­  БИБЛИОТЕРАПИЯ  В ШКОЛЬНОЙ  БИБЛИОТЕКЕ  Актуальность  Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и  информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.   Отечественные   психологи   (С.Л.  Колосова,   И.А.  Фурманов,   А.А.   Аладьин   и   др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными  нарушениями   поведения.  Данная   проблема   особенно  актуальна   среди детей с нарушением интеллекта.  . Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний,  стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой  функции ­ библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить  каждому читателю «лекарство для души».Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир  человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые  различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим  человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно  определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.  Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion- книга и theraрeia- лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей  крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения,  практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов  воображения. Реабилитационный эффект  библиотерапии ­ развитие воображения, памяти, худо­ жественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение  информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с  единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным  образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре  страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у  людей с проблемами речи), формирование логического мышления при пересказе. Анализ научных исследований показал, что чтение  с элементами  библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной  реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения  библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у  детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать  психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности,  создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных  привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое  поведении, воспитывать  навыки  борьбы со стрессами, депрессиями,  научить  терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести  оптимистический взгляд на жизнь.  В психологии одно из самых молодых направлений­сказкотерапия, в основе  которого  положен один из самых древних способов поддерживать человека с  помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп,  Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли  Д.Соколов, Т. Зинкевич­Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной  работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина   и др.  2Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение  художественной литературы.  Задачи и пути  их  решения: Социальная адаптация.  Эмоциональные связи с окружающими. Воспитание трудолюбия. Умение ладить со сверстниками. Интеграция в общество. Как показывает  опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный  жанр. Это  мы видим в графике  по результатам анкетирования «Что я люблю  читать»  во 2­4 и  5­9 классах ­ предпочтение дети отдают сказкам и приключениям.  Поэтому, одним из ведущих направлений   библиотерапии особенно с учащимися  младших классов  стала  программа по «Сказкотерапии». Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем: Сказка – любимый детьми жанр. Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен. Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном,  прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и  взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы. Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять  его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во  взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы  собственного роста. Проведение  библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно  разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и  последующим занятиями. Требования к библиотечному занятию: ­ непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом  читающего и жизнью окружающего мира; ­ эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги; ­ осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной  речи; ­ словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра. Например, занятия на основе сказки «Царевна­лягушка» посвящены  коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень,  нетерпение. В этой сказке говорится  о том, как добиваются герои победы добра  и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они  сами становятся достойными счастья, добро торжествует. 3После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки,  просмотр мультфильмов, сочинение своих  сказок, рассказов, оформление книжек­ малышек. Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий  писатель­сказочник   Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую  угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность  человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого,  переживать чужую судьбу, как свою». Важную роль в процессе библиотерапии ­  реабилитации играет семья, т.к. это  наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель,   может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг.  Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с  помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений.  Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри  себя.    Дети  большую часть времени находятся в школе­интернате,  школа­ их дом, на время обучения  семью им заменяют  педагоги школы. Для  домашнего и  внеклассного  чтения  составлены  списки художественной литературы: «Ребенок в  семье», «Ребенок в школе» «Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой» В библиотеке выделены тематические полки книг:   «Приключения и фантастика» постоянно   оформляются     книжные   выставки,   выставки   –   развалы:   «Что?   Где? Когда?», «Книги­юбиляры», «День рожденье книжки»,  тематические  подборки по юбилейным   датам   писателей   и   поэтов,   «Выставка   одной   книги»   «Права литературных героев», «Литература для души».  В соответствии с планом   работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении  классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные   конкурсы,   литературные   игры,   обзоры,   викторины,   презентации,   в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно  в школе проходит Неделя детской книги, включающая     художественное творчество детей (рисунки, поделки),   и   презентации,       инсценирование     сказок,     и,   самое   главное, 4непосредственно   чтение   художественной   литературы.   Ежегодно   проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года  вручаются дипломы:   «Самый   читающий   класс»,   «Самый   активный   читатель».   Старшие школьники   для   малышей   готовят     электронные   книжки   –   малышки,   чем   так   же привлекают детей к чтению.   Эта форма работы   дает возможность высказать свое мнение.   В   процессе   чтения   с   остановками   видна   реакция   ребенка   на   книгу,   что нравится, что не нравится.  Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная   театральная   викторина     «В   гостях   у   сказок»,     игра   –   путешествие «Путешествуем   с   лягушкой   путешественницей»,     видео   –   викторина   «Конек   – Горбунок»,  Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»­ конкурс пословиц и поговорок о  грамоте Юные мастера» ­ конкурс поделок из   бросового   материала   по   произведениям   П.П.   Бажова   Театральная   викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп»   (по   книгам   ­   юбилярам   Литературная   игра   «Золотая   полка   книг» Литературная   игра   «По   сказкам   Г.Х.   Андерсена»«Редкие   сказки   г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным   произведениям   Литературный   ринг   «За   семью   печатями  Игра­ викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок  А.С. Пушкина  Школьники  ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако  не  отказываются и от  поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей  степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом,  позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой  любовью  пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит»  можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как 5видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей. Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания.  Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной  характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как­нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в   систему   библиотечной   работы   с   детьми   как   средство   против   уныния   и   скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет   злой,   скучный   и   неинтересный”.   Поэтому,   одно   из   направлений   массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях  говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям   предлагаются такие произведения, в которых   о   школьных   проблемах   говорилось   бы   легко   и   весело.   Акцентировать внимание   на     чувстве   юмора   у   человека,   на   том,   что   есть   люди,   поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор ­ свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В.   Ю.   Драгунского,     Э.   Н.   Успенского.   Рассказы   и   стихи   «веселых   писателей   и поэтов»,   ­   весёлые   и   смешные,   но   все   они   продолжают   главную   проблему   ­ взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные   семейные   проблемы.   Но   задача   библиотекаря   —   при   лёгком   и   весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.  В ходе  внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных  писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс­ игра  «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки»  Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация  «Проделки Старика Хоттабыча» 6Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои  Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно­логическое  мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть  коммуникативными навыками. В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения  занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление  собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации,  и конечно,  приобщение к художественной литературе. Задачи   библиотеки  Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем   не   только   формированию   и   развитию   интереса   к   чтению, самостоятельному   творчеству,   но   и     воспитанию   духовно­нравственной   личности. При   чтении,   обсуждении   книг   ребята   испытывают   творческие   переживания, обогащаются   восприятием   прекрасного,   у   них   проявляется   чувство   собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.   Разработка  программы  по чтению «Человек читающий»   Разработка рекомендательных списков литературы «Золотая полка книг или 100 лучших книг, которые должен прочитать каждый ребенок»   Создание  мультимедийных сборников для проведения мероприятий   Разработка   совместного   с   педагогом   –   психологом   и   музыкальным руководителем  проекта «Библиотерапия»   Список литературы 71. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5. 2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с. 3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л .Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с. 4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с. 5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.  6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32 7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70 8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2003.- 2008с. 10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.- с. 40-42.  11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия  //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57. 12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.  13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.­ СПб: Речь,2007.­168с. 8

Посмотрите также