Урок-повторение по теме «Лексика».
Автор: учитель русского языка и литературы
Горетова Т. В.
Кимрский район,
МОУ Титовская средняя общеобразовательная школа
5 класс
2022 г.
Задачи:1. Уметь находить в предложениях омонимы, антонимы, синонимы.2. Научиться отличать антонимы и синонимы во фразеологических оборотах. 3. Получить представление о поэтических оборотах речи (метафора, олицетворение)
Вопросы для повторения:
1. Что изучает раздел «Лексика»?
2. Какие слова называются омонимами, синонимами, антонимами?
3. С какой целью используются слова в переносном значении в художественных произведениях?
4. Чем отличаются многозначные слова от омонимов?
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем почти без всякого чуждого примеса течет.Н. М. Карамзин
Найдите омонимы в стихотворениях
Бросил палку кверху Мишка:
-Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, -
Стало шишек сразу две.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждая:
Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Сказочные перевёртыши
Кот в сапогах
Пёс босиком -
Девочка-каланча -
Мальчик–с-пальчик
Большой паж –
Маленький принц
Знайка под Землёй-
Незнайка на Луне
Песочная служанка-
Снежная королева
Укутанная королева-
Голый король
Белый петух –
Черная курица
Быль о железной курочке –
Сказка о золотом петушке
Железный замочек -
Золотой ключик
Собачья развалюха –
Кошкин дом
Падающий деревянный генерал –
Стойкий оловянный солдатик
Петушок бесцветный –
Курочка ряба
Квадрат –
Колобок
Марья – генеральская дочь –
Иван - крестьянский сын
Тётя Фёкла из Молока –
Дядя Фёдор из Простоквашина
Иван Безобразный или Василий Бестолковый-
Марья-краса или Василиса Премудрая
Нет худа без добра; ум за разум заходит; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; переливать из пустого в порожнее; вокруг да около; ни конца ни краю; и стар и млад; ни сыт ни голоден.
Укажите вначале фразеологизмы с антонимами, затем – с синонимами
Найдите лишнее слово: храбрый, бесстрашный, удалой, крикливый, смелый, лихой.
Здорово, привет, салют, браво, приветик, здравствуйте.
Отгадайте слово
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь – сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус, называется…
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую.
Обжигают с давних пор,
Называюсь я …
Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется…
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека.
Специальный…
арбуз
фарфор
крапива
каталог
Замените синонимами устаревшие слова:
очи –
чело –
ланиты –
уста -
перст –
Допишите фразеологизмы, объясните их значения:
Задирать …
Морочить…
Клевать…
Вешать…
Навострить…
глаза
лоб
щёки
губы
палец
нос
голову
носом
нос
уши
Выбери антонимы из пословиц:
Ученье свет, а не ученье – тьма. Мягко стелет да жестко спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного не разумеет. За маленьким погнался, а большое потерял. Меньше говори, да больше делай.
Прочитайте предложения и рассмотрите рисунки, сделанные мальчиком. Какие он допустил ошибки и почему?1. На морозе щеки горят.2. Петя светился от счастья.3. Мороз сковал речку.
Объяснить значение фразеологизмов.
1. В прошлом году все ребята катались на улице, а теперь их на улицу и калачем не заманиш. Все липнут к этому катку, как не знаю к чему. (Н. Носов. Наш каток.)
2. Найдешь его, держи карман шире, - сказала недоверчивая старуха. Он наврет с три короба, только записывай. (Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.)
3. У наших ушки на макушке.
Чуть утро осветило пушки
И леса синее верхушки –
Французы тут как тут.
(М. Лермонтов. Бородино)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.