Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.
Оценка 4.9

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
05.06.2018
Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.
Лексико-грамматический материал по теме решает задачи: - познакомить со способами работы с текстовым материалом: читать тексты, упражнения, предложенные на занятии, отвечать на вопросы, разбираться в логических связях текста, воспроизводить текст близко к содержанию, найти в тексте субъект и предикат, указание на время и место действия, составлять план текста; - активизировать использование лексики по изучаемой теме в устной и письменной речи; - вести диалог, используя формулы речевого этикета: познакомить с формулами приветствия, выражения одобрения, необходимости, желания; - трансформировать предложения; - повторить способы словообразования;Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений". предназначается для студентов неязыковых факультетов вузов. Развивает и совершенствует способности студентов к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития; готовность к осознанному выбору профессии; углубляет знания о русском языке как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, её функциях и нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Язык -духовное богатство народа.docx
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: Язык – духовное богатство народа ГРАММАТИКА: Простое предложение. Выражение субъектно­предикативных отношений. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ: 1.1. ЦЕЛИ: ­ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной  ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; восприятие  русского языка как профессионального языка врача, языка медицины; ­ развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков;  навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; ­ углубление знаний о русском языке как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме, её функциях и нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; ­ овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления  и факты с учётом их  различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации  общения; повторить, прочитать, написать, перевести, понять воспроизвести лексический материал в пределах изучаемой темы;  овладеть навыками устной и письменной речи во всех видах речевой деятельности, выделить главную мысль текста, составить план  или вопросы к тексту, рассказать монолог­сообщение, воспроизвести диалог, заменить согласно заданию или по своему усмотрению в  данном диалоге, но выбрать необходимые формулы этикета для ведения диалога; основ построения простого повествовательного,  вопросительного и восклицательного предложений в пределах изучаемой темы; основами морфологии русского языка на  синтаксическом уровне (повторить и зафиксировать в памяти морфологические категории рода, числа и падежа, одушевлённости­ неодушевлённости имён существительных; времени, вида глагола). ­ применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе, в профессионально ориентированной сфере  общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. 1.2. ЗАДАЧИ: ­ познакомить со способами работы с текстовым материалом: читать тексты, упражнения, предложенные на занятии, отвечать на вопросы, разбираться в логических связях текста, воспроизводить текст близко к содержанию, найти в тексте субъект и предикат,  указание на время и место действия, составлять план текста; ­ активизировать использование лексики по изучаемой теме в устной и письменной речи; ­ вести диалог, используя формулы речевого этикета: познакомить с формулами приветствия, выражения одобрения, необходимости, желания; ­  трансформировать предложения; ­  повторить способы словообразования; ­ переводить с родного языка на русский и с русского на родной с помощью словаря; 1.3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:  ­ знать структуру простого предложения; ­ знать способы выражения главных членов предложения; ­ уметь строить предложения и различать их по цели высказывания; ­ уметь определять род имен существительных; ­ уметь различать одушевленность – неодушевленность; ­ уметь образовывать существительные единственного и   множественного числа, знать существительные употребляющиеся, только  в единственном числе или во множественном числе; ­ уметь определять вид глагола и образовывать возможные формы времени; ­ уметь согласовывать сказуемое и подлежащее; ­ уметь определять основную тему текста и выделять подтемы; ­ уметь отвечать на вопросы по содержанию текста; Задание 1: Запомните данные высказывания великих людей о русском языке. Русский язык « … гибкий и мощный в своих оборотах и средствах».  А.С.Пушкин                                                                                                         Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и  свободный русский язык! Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!     И. Тургенев                                                                                                                                          Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому­то изучение и сбережение русского языка является не  праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.                                                                                         А.Куприн В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий  и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко  удается. Поэтому с новым понятием, которое один берет у другого, он берет и самое слово, выражающее это понятие. [...] неудачно  придуманное русское слово для выражения понятия не только не лучше, но решительно хуже иностранного слова.                                                В. Белинский                                                                           Язык – духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек», – говорит народная мудрость. Но богатство,  воплощённое в сокровищах языков других народов, остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал  её красоты.  В. А. Сухомлинский Задание 2: Запомните данные слова и словосочетания: язык – живой, мёртвый, государственный, официальный, мировой, точный, развитый, распространённый, национальный, образный, богатый,  близкородственный; изучать – изучить, учить – выучить, заучить, обучить, научить; обогатить – обогащать; слово – вежливое, грубое, нужное, живое, родное, каждое, иностранное; словарь, словник, злословить, словесный; значение, произношение, написание; речь, разговор, беседа, сообщение, информация, выступление; богатство – а) духовное, материальное, национальное; б) языка, народа, страны, грамматики; Задание 3: Прочитайте диалог, выделите его основную мысль. ­ Здравствуй, Шавкат! ­ Здравствуй Анвар! Откуда ты идёшь? ­ Я был в библиотеке и участвовал в диспуте на тему: «Язык и общество», где узнал очень многое. ­ Тогда скажи мне, что такое язык и какова его роль в обществе? ­ Язык – это средство общения людей, средство познания истории, культуры и быта народов всей нашей многонациональной Республики,  средство ознакомления с достижениями научно­технического прогресса. Поэтому его роль в жизни общества очень велика. ­ Какими правами обладают граждане, живущие в Республике Узбекистан? ­ Государство обеспечивает всем гражданам право пользоваться как узбекским, так и другими языками, обеспечивает уважительное  отношение ко всем употребляемым в Республике языкам и создаёт  условия для их свободного развития. ­ Скажи, помогает ли тебе знание русского языка узнать о жизни других народов? ­ Есть такое выражение: «Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя прав называться человеком». И это верно. Потому что,  благодаря языку, у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдалённых временах. Русский язык стоит учить потому, что он  проложит дорогу к другим людям. Ведь язык – это ключ к достижениям мировой культуры, науки и техники, литературы и искусства. ­ Скажи, Анвар, ты – будущий врач. Какое значение имеет русский язык в овладении вашей специальностью? ­ Спасибо за очень интересный вопрос. Русский язык в овладении моей специальностью имеет большое значение. Он используется как  средство ознакомления с обширной научно­медицинской информацией в профессиональных целях. Кроме того, русский  язык является  одним из важнейших средств общения врача с больными, а профессиональное общение на русском  языке способствует обеспечению  высококвалифицированных специалистов­медиков в соответствии с современными требованиями. ­ Да, Анвар, ты молодец! Диспут о языке и его роли в обществе, о котором мы сейчас поговорили, дал мне много новой интересной  информации. Я теперь уверен, что язык – это самое ценное для человека. До свидания! ­ До встречи! Задание 4: Прочитайте текст. Русский  язык –  это язык русской нации,  один из  наиболее  развитых языков  мира:  на  нём  написана   богатейшая литература, РУССКИЙ ЯЗЫК отражены достижения всего человечества и исторический опыт русского народа. Русский язык – это язык великого русского народа, выдвинувшего из своей среды непревзойдённых мастеров художественного слова, знаменитых  писателей с мировым именем: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и других. Совместное проживание людей, говорящих на разных языках, их совместный труд требует, чтобы они имели возможность общаться между собой, так как без общения никакая совместная трудовая деятельность невозможна. Необходимость   межнационального   общения   на   русском   языке   вызвана   развитием   экономических   связей   между   отдельными   странами, миграцией людей ­  переселением их на другие территории. Русский язык давно перешагнул свои национальные границы, русскую речь можно услышать в любом уголке земного шара. По некоторым данным на Земном шаре русским языком  ­ и как родным, и как неродным – владеют полмиллиарда человек. Нет сомнения в том,   что   русский   язык   принадлежит   к   числу   самых   распространённых   языков   мира,   является   членом   «клуба   мировых   языков».   По абсолютному числу владеющих им русский язык занимает третье (после китайского и английского) место в мире. Сегодня   русский   язык   является   средством   международного   общения.   Русский   язык   –   один   из   шести   мировых   (наряду   с английским,   французским,   испанским,   китайским   и   арабским),   принятый   в   качестве   официального   и   рабочего   языка   Организации Объединённых Наций. Роль русского языка в развитии других народов хорошо понимали передовые деятели прошлого. Учёный   и   поэт­демократ   Фуркат   был   горячим   пропагандистом   русского   языка   и   русской   культуры.   «Если   русский   народ предлагает нам изучать его язык и грамоту, то он не желает нам зла. Наоборот, он хочет, чтобы наша страна процветала, чтобы население благоденствовало»,­ писал он. Узбекистану, как многонациональному государству, обойтись без языка межнационального общения вряд ли возможно. История распорядилась так, что единственным претендентом на роль такого языка является русский. Не ущемляя национального суверенитета, русский язык в этой своей роли может называться межнациональным, официальным, вторым государственным языком. В условиях нашего суверенного государства русский язык является: ­ средством ознакомления с достижениями научно­технического прогресса; ­ средством познания истории, культуры и быта народов всего мира; ­ средством общения с людьми. Но функции и значения русского языка не ограничиваются только этим. Он, будучи мировым языком, стал применяться в разных сферах международного и межгосударственного общения. Во­первых, он является важнейшим языком науки – средством общения учёных разных  стран и  государств,  средством кодирования и  хранения общечеловеческих  знаний:  до 70%  всей  мировой научной информации публикуется   на   английском   и   русском   языках.   Во­вторых,   он   выполняет   разнообразные   общественные   функции:   является   языком дипломатии, международной торговли, туризма, транспорта. В­третьих, русский язык широко используется в мировых системах общения – это радиопередачи, авиа ­  и космические сообщения. Велика   роль   русского   языка   в   формировании   врача­профессионала   и   человека,   обладающего   высокими   нравственными   и гражданскими качествами. Эта роль определяется тем, что владение русским языком даёт возможность студентам своевременно получать информацию из телевизионных передач, радиовещания, Интернета, чтения различных газет и журналов, что значительно расширяет их кругозор, позволяет ориентироваться в современной политической и экономической ситуациях, в происходящих изменениях, противостоять чуждым духу народа явлениям. Создаются условия для свободного  чтения специальной литературы, медицинских  реферативных  материалов и статей учебников   и   учебных   пособий,   написанных   на   русском   языке,   что   углубляет   знания   студентов,   способствует   росту   их профессионального потенциала, уровня образованности. А «с образования начинается прогресс нации» (И.Каримов). Функционирование  русского  языка  в течение  длительного  времени как  обязательного  предмета для  изучения позволило  накопить позитивный опыт в формировании духовности студентов, их мировоззрения. И это опыт при реализации принципа гуманитаризации системы образования в нашей стране активно задействован в настоящее время. Будущим специалистам – медикам в перспективе необходимо будет общаться с коллегами, живущими в других странах СНГ  и дальнего зарубежья. Плодотворности такого  общения в значительной степени будет способствовать  свободное  владение русским языком, рабочим языком международных конференций и симпозиумов. И в реализации будущей профессиональной деятельности врачу придётся сталкиваться с больными, которые, проживая в нашей многонациональной стране, в силу различных причин не владеют государственным языком, а потому и в повседневном общении знание русского языка медику необходимо. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдалённых временах. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством людей.  Но   главное   –   новый   язык   стоит   учить   потому,   что   он проложит дорогу к другим людям. Каждая четвёртая книга, напечатанная в мире, выходит на русском языке. Особенно велико число книг, созданных на русском языке или переведённых на русский язык с других языков мира, в которых рассматриваются вопросы научных достижений или открытий в различных областях знаний. Чтобы владеть языком, как средством общения, нужно, прежде всего, совершенствовать свои речевые навыки. Мир велик. Увидеть и услышать самому удаётся ничтожно мало. Познать его может помочь и умная книга. Больше читайте на русском языке, это обогатит вашу жизнь, сделает её интересной и полезной. Задание 5: Работа над содержанием текста «Русский язык». 1.Объясните смысл названия данного текста. 2.Проверьте, правильно ли вы поняли текст. Заполните пропуски. При самоконтроле смотрите непосредственно в соответствующие места     текста. а) Русский язык – это язык великого русского народа, выдвинувшего из своей среды непревзойдённых мастеров художественного слова,  знаменитых писателей с мировым именем: А.С.Пушкина, … б) Русский язык давно перешагнул свои национальные границы, русскую речь можно услышать в любом уголке … . в)  Язык – это …, и, с тех пор, как стоит мир, лучшего орудия ещё никто не придумал. г) Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права … . д) Больше читайте на …, это обогатит вашу жизнь, сделает её интересной и полезной. е) Он, будучи мировым языком, стал … международного и межгосударственного общения. 3.Найдите в тексте ответы на вопросы, используя материалы самого текста. Технология «Мозговой штурм». (Смотрите: «Интерактивные  методы обучения» стр. 157). 1)  Почему русский язык – это один из наиболее развитых мировых языков? 2)   Где сегодня можно услышать русскую речь? 3) Чем вызвана необходимость межнационального общения на русском языке? 4)   Почему русский язык отнесён к мировым языкам? 5)   Каковы функции русского языка в настоящее время? 6)   Почему нет на свете лучшего средства общения, чем язык? 7)   Что говорил о русском языке учёный и поэт Фуркат? 8) Чем является русский язык в условиях нашего суверенного государства? 9)   Какова роль русского языка в формировании врача? 10) Что необходимо делать, чтобы хорошо владеть языком? 11) Почему необходимо больше читать книг на русском языке? 4.Передайте содержание текста, опираясь на следующие слова и словосочетания: Слово, речь, русский язык, функции языка, словарный состав, мастера художественного слова, средство межнационального и  международного общения, изучать, развитый, обогащать, возможность общаться, владеть языком, познать, книга, обогатит вашу жизнь. 5.Передайте новую для вас информацию из текста 2­3 предложениями. 6.Объясните друг другу, какую информацию вы нашли в данном тексте? Определите, о чём идёт речь в выделенном абзаце? 7.Выделите элементы структуры данного текста: заголовок, введение, основная часть, заключение. Все ли эти элементы структуры  представлены в данном тексте? 8.На сколько смысловых частей можно разделить текст? Озаглавьте каждую часть и запишите в виде плана. 9.Дайте толкование следующих положений: 1.Русский язык – это язык великого русского народа. 2.Русский язык давно перешагнул свои национальные границы, русскую речь можно услышать в любом уголке земного шара. 3.Язык – это орудие дружбы, и с, тех пор, как стоит мир, лучшего орудия ещё никто не придумал. 4.Язык – это смысл и чувства народа, его история и культура. 5.Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. 6.Больше читайте на русском языке, это обогатит вашу жизнь, сделает её интересной и полезной. 7.Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям. 8.Язык – то самое человечное, что есть на свете. 9.Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Задание 6: Беседа на тему: «Язык – духовное богатство народа». а) Как понимаете выражение «Язык – духовное богатство народа»? б) Почему язык считают духовным богатством народа? в) Что влияет на развитие языка? г) Официальный язык – это что? д) Что такое государственный язык? е) Что вы знаете о государственном языке Республики Узбекистан? ж) Что вам известно о русском языке? з) Что значит русский язык для будущего врача? Задание 7: Объясните, как вы понимаете следующие статьи «Закона о государственном языке»: 1.Государство обеспечивает всем гражданам право пользоваться узбекским, так и русским языком и другими языками. 2.Оно обеспечивает уважительное отношение ко всем употребляемым в Республике языкам и создаёт условия для их свободного развития. 3.Основными языками обучения в учебных заведениях в Республики являются узбекский и русский языки, а при наличии соответствующих  условий – и другие языки. Задание 8: Прочитайте пословицы и поговорки, переведите их на русский язык. Tilga e’tiborsiz – elga ixtiyorsiz. Til bilgan – el biladi Yaxshi soz jon ozigi, yomon soz – bosh qozigi. Yaxshi soz bilan ilon iniga kirgan, yomon soz bilan musulman dinidan chiqqan. Задание 9:  1.Когда вы стали изучать русский язык? 2.В каких случаях вы испытываете необходимость знания русского языка? 3.Помогает ли вам знание русского языка узнать о жизни других людей? 4.Почему сегодня русский язык остаётся языком межнационального общения? 5.Как помогла вам школа в изучении русского языка? 6.Кто ваш любимый русский поэт? 7.Кто ваш любимый русский писатель? 8.Какое произведение русской литературы вам особенно нравится? 9. Каких вы знаете русских учёных (художников, композиторов)? 10. Как вам помогает телевидение в изучении русского языка?   Задание 10:  Выучите наизусть данное стихотворение. РОДНОЙ ЯЗЫК Он с детства мне знаком. На нём впервые я сказала «мама», На нём клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нём ветра в предгорьях наших свищут, На нём впервые довелось услышать Мне лепет птиц зелёною весной … Но как родной, Люблю язык я русский, Он нужен мне как небо, Каждый миг. На нём живые трепетные чувства Открылись мне, И мир открылся в них, Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране. С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне … Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой … Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой.                                              (Т.ЗАМАКУЛОВА)                                                                                                                                                  ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПРОСТОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  ВЫРАЖЕНИЕ СУБЪЕКТНО­ПРЕДИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ           Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой.   Грамматической основой предложения являются главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Подлежащее – главный член предложения, который указывает на то, к чему относится информация, содержащаяся в сказуемом,  и отвечает на вопросы кто? или что? В роли подлежащего чаще всего выступают существительные (Студенты изучают русский язык) и местоимения (Мы любим сой язык и  свою Родину). Также подлежащим может быть любая часть речи, употреблённая в значении существительного (Сытый голодного не  разумеет), числительного (Двадцать два – чётное число) или инфинитива (Курить – здоровью вредить). Способы выражения подлежащего: Имя существительное ­ Именительный падеж единственного или множественного числа. Местоимение – Именительный падеж единственного или множественного числа. Род имён существительных. Различают имена существительные женского, мужского, среднего рода. Определить род имени существительного можно по окончанию, по  основе слова, по полу, по связи с другими словами (т.е. синтаксические). Дополнительно: суффиксы – формальные показатели рода. Рода Мужской Женской Средний Формальные показатели ­тель, ­ник, ­изм, ­щик, ­чи, ­арь, ­тор, и(й), ­ист ­ость., ­знь, ­сть, аци(я).ю –изн(а), ­от(а), ­ниц(а) ­ств(о), _ани(е), ­ени(е) Обратите внимание на существительные «общего» рода, которые используются для обозначения лиц мужского и женского пола: Число имён существительных. Большинство существительных имеют два числа: единственное и множественное. Есть группы существительных, которые употребляются  только в единственном числе или только во множественном числе. только в единственном числе 1. Существительные обозначающие название предметов, веществ,  материалов: железо, известь, медь, кровь. 2. Существительные, обозначающие названия овощей, злаков, фруктов,  ягод и др.: виноград, айва, горох, хлопок, лук. только во множественном числе 1. Существительные, обозначающие парные или составные  предметы: очки, ножницы, весы, брюки, щипцы. 2. Существительные, обозначающие промежутки времени,  события, игры: будни, сутки, каникулы, переговоры, выборы, 3. Существительные, обозначающие отвлеченные понятия: братство,  независимость, гуманизм, доброта, дружба, человечество. 4. Существительные собирательные: молодежь, студенчество,  профессура. шахматы, шашки. 3. Существительные, обозначающие вещества, предметы и др.:  духи, чернила, консервы, макароны, сливки, 4. Существительные обозначающие географические названия:  Альпы, Афины, Сочи. Дарданеллы. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает признак подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? и т.д. Сказуемое может быть выражено глаголом или именем. Сказуемое, выраженное глаголом, бывает простым или составным и  выражает действие или состояние. Простое сказуемое выражается глаголом в каком­нибудь наклонении. Составное глагольное  сказуемое  состоит из вспомогательного глагола (в изменяемой форме) и неопределённой формы. Именное составное сказуемое состоит из именной  части и связки. Именная часть может быть выражена именем существительным, прилагательным, числительным, местоимением, причастием,  наречием. Глагол­связка не имеет самостоятельного значения, а лишь указывает на наклонение, время и лицо. Тип связи между подлежащим и сказуемым – сочинение (это вид связи, который объединяет синтаксически равноправные, не зависящие друг от друга единицы языка).             Говоря о связи подлежащего и сказуемого, необходимо помнить, что: а) сказуемое – глагол настоящего и будущего времени согласуется с подлежащим в числе:      Язык развивается. Язык будет развиваться. б) сказуемое – глагол прошедшего времени согласуется с подлежащим в роде    и числе: Язык развивался. Общество развивалось           Субъект и предикат согласуется. Подлежащее: кто? что? Сказуемое: что делает?  что будет делать? что сделает? что делал (­а, ­ о, ­ и)? что сделал (­а,­о,­и)? Запись предложения: Язык позволяет передавать из поколения в поколение огромные культурные ценности. Вопросы: ­ Какое это предложение: простое или сложное?                   ­ Почему оно простое?                   ­ Какое оно по цели высказывания? Задание: Определите главные члены предложения. Скажите, чем они выражены. Дайте грамматическую характеристику. Какова связь между ними? ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ: Упражнение 1: Продолжите ряд: что? кто? – процесс, предмет         что делать?  ­ действие Образец:         общение                                      общаться Используйте слова для справок: ущемлять, распространяться, стремиться, способствовать, функционировать, развиваться. ущемление способность стремление функционирование развитие распространение Упражнение 2: Составьте словосочетания, употребляя слова, данные справа, в нужном падеже. Образец:    заниматься      чем?     изучение языков                     заниматься (чем?) изучением языков изучать                    что?       русский язык обогащать               чем?       словарный запас интересовать          кого?      зарубежная страна услышать                что?        русская речь являться                  чем?       средство общения обучать                   кого?      интересующиеся люди использовать          где?         разные сферы Упражнение 3: Прочитайте слова и словосочетания, обратите внимание на выделенные слова, разберите их по составу. Живой язык, государственный язык, близкородственный, изучать, богатство языка, иностранное слово, функционировать, международный,  распространение. Упражнение 4: Прочитайте и запишите слова и словосочетания. Объясните, как вы их понимаете. Подберите к ним синонимы и антонимы (по выбору). Исторический опыт, официальный и рабочий язык ООН, степень совершенства, сфера общения, средство общения, средство кодирования и  хранения общечеловеческих знаний, общественные функции, посредник в распространении знаний, область, специальность. Упражнение 5:  Определите род данных имен существительных, указав формальные признаки. Образуйте от данных слов форму множественного числа,  объясните, почему некоторые из них не употребляются во множественном числе. Независимость, человечество, гуманизм, богатство, достижения, совершенство, информация, общение, средство, специальность,  открытие. Упражнение 6: Составьте предложения, в которых данные слова  (упражнение 4) будут выполнять функцию подлежащего. Обратите внимание на место  подлежащего и сказуемого в предложении. Объясните, как сказуемое согласуется с подлежащим. Упражнение 7: Запишите предложения, выделите в них подлежащее и сказуемое. Речевой этикет. Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить другого. Существуют правила поведения и  общения человека. Они называются этикетом. Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них. Упражнение 8: Укажите, чем выражено подлежащее: а) существительным, б) глаголом, в) местоимением, г) числительным, д) причастием, е)  словосочетанием. 1.Любая сложная задача разрешается благодаря разуму мудрых. 2.И один в поле воин. 3.Я много раздумываю над высказыванием Абдуллы Авлони: «Воспитание  для нас – вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, счастья  или беды». 4.Мы с Аликом принялись за работу. 5.Подойти к зверю было страшно. 6.Опоздавшие не допускаются в аудиторию. 7.Молодёжь должна уметь преодолевать трудности. 8.Каждый гражданин Республики соблюдает Конституцию Узбекистана. 9.Мы трудимся для пользы Отечества. 10.В труде наша молодёжь находит смысл в жизни. Упражнение 9: Определите вид сказуемого: а) простое глагольное сказуемое, б) составное глагольное, в) составное именное. Технология «Вертушка».  Опрос по карточкам. (Смотрите: «Интерактивные методы обучения» стр. 159). № предложения простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемое составное именное сказуемое 1­ое предложение 2­ое предложение 1.Природа обладает неслыханной щедростью. (К.Паустовский). 2.Я пробовал говорить с ним на тему о нравственности людей. (М.Горький).  3.Любить – значит бороться и побеждать. (М.Горький). 4.Пора перестать ждать подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л.Толстой).  5.Была чудесная погода. (А.Чехов). 6.Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния, через  его труд и творчество. (А.Фадеев). 7.Стремление к чуду, жажда чуда проходит через всю русскую историю. (А.Куприн). 8.Музыка его книг  была такой же могучей, как гром океанских прибоев. (К.Паустовский). Упражнение 10: Определите, какие предложения являются простыми предложениями и запишите их. 1.Язык – это средство общения. 2.Совместное проживание людей, говорящих на разных языках, их совместный труд требует, чтобы они имели возможность общаться между  собой, так как без общения никакая совместная трудовая деятельность  невозможна. 3.Носителем языка является народ. 4.Каждый народ имеет свой язык и свою культуру. 5.Чтобы владеть языком, как средством общения, нужно, прежде всего, совершенствовать свои речевые навыки. 6.Русский язык функционирует как язык межнационального общения.  7.Придание узбекскому языку статуса государственного не ущемляет права народов, проживающих в Узбекистане. 8.Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет  существовать – всего, что только   может обнять и постигнуть  мысленное око человека. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Какое предложение называется простым предложением? 2.Что является грамматической основой простого предложения? 3.Что такое подлежащее и какие способы выражения подлежащего вы знаете? 4.Что такое сказуемое и какие способы выражения сказуемого вы знаете? 5.Какие формальные показатели рода вы знаете? 6.Какие существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным? 7. Какие формы числа имеют имена существительные?                                                  Увлекательный кроссворд «РУССКИЙ ЯЗЫК». Верно ответив на 11 вопросов, в выделенном вертикальном ряду вы узнаете, о чём сказал К.Паустовский: «Нам дан во владение  самый богатый, мягкий, могучий и поистине волшебный …». 1 3 6. 7. 8. 10. 2. 4. 5. 11. 9. 1.Раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования.     2.Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. 3.Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. 4.Основная значимая единица языка. 5.То, что составляет совокупность всех слов языка. 6.Раздел науки о языке, в котором изучается звуковая сторона языка. 7.Разбор слова по составу, или… 8.Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. 9.Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. 10.Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенком лексического значения и  употреблением в речи.           11.Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной   последовательности и связанных друг с другом по  смыслу и с помощью разных языковых  средств. (ОТВЕТЫ: 1­ словообразование, 2 ­ пунктуация, 3 ­ синтаксис, 4 ­ слово, 5 ­ лексика,  6 ­ фонетика, 7 ­ морфемный, 8 ­ морфология, 9 ­  фразеология, 10 ­ синонимы, 11 ­ текст). ТЕКСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РОЛЬ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ                  Новые технологии в подготовке профессионального врача  в республике Узбекистан являются достижениями независимости,             ПРАКТИКЕ ВРАЧА формированием единого экономического и информационного пространства на территории стран Содружества, расширяющимися контактами Узбекистана с зарубежными странами. Совершенно естественно поэтому, что сегодня особенно широко ставится задача профессионально­ориентированного обучения  русскому языку в медицинских вузах и на современном этапе развития нашего общества повышение уровня речевой профессиональной  культуры студентов­медиков становится одной из ключевых проблем. Великий врач древности Ибн Сина (Авиценна) считал, что три орудия  есть у врача: слово, растение и нож. Как видно, слово врача  он приравнивал к скальпелю  хирурга. Время доказало, что действительно, профессиональный успех медика невозможен без  сформированных умений корректно и выразительно общаться, без развитых риторических умений. Выделим требования к студентам­медикам: главное – это умение слушать, видеть и понимать. Подготовка речи выходит на первый план. Таким образом, профессиональная деятельность врача оказывается на стыке между медициной и риторикой как искусством  профессионального общения врача с больным. Современный врач должен уметь построить любое монологическое высказывание в устной и письменной форме в зависимости от  адресата, цели, темы и ситуации общения. В этом плане особенно велика роль информативных и убеждающих выступлений. Это оформление  истории болезни, информирование пациента о методах обследования, лечения, советы по профилактике заболеваний и т.д. Это могут быть  убеждающие высказывания по поводу корректности использования той или иной методики лечения, того или иного лекарственного  препарата, переубеждение пациента относительного его состояния и другие. Врачу необходимо уметь строить диалог. Чтобы получить вразумительный ответ от пациента, направить процесс передачи  информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу в беседе, активизировать внимание пациента, сделать общение более  эффективным, надо знать технику постановки вопросов и технику ответов на них. Путем сознательного использования различного типа  вопросов современный врач должен уметь «разговорить» молчаливого, закрытого пациента и в то же время должен уметь вовремя  остановить слишком разговорчивого больного.           Что же надо сделать, чтобы, с одной стороны, получить представление о внутренней жизни больного, а с другой – не вызвать у него  неприязни или протеста своим вроде бы неуместным любопытством? Достаточно задать всего несколько простых и внешне нейтральных  вопросов, которые больной отнюдь не посчитает лишними, не относящимися к делу, но которые в то же время не вызовут у него подозрений.  Самыми первыми вопросами могут быть такие: «Как вы спите, хорошо или плохо?», «На что вы жалуетесь?», «Как себя чувствуете?». Случается, что больной не знает, какие детали его рассказа по­настоящему важны для диагноза и лечения, а какие не имеют к  этому никакого отношения и утомляют врача излишними подробностями. В таком случае следует позволить больному в течение 2­3 минут  свободно рассказать о том, что он считает нужным. Затем, особенно если рассказ слишком беден нужной информацией, надо начать задавать  конкретные простые вопросы, например: «А какая была боль – схватками или постоянная?», «Какого цвета мокрота – желтая или серая?»,  «Что вы называете головокружением, вас пошатывало, как пьяного, или все кругом вращалось, как на карусели?». Врач должен использовать возможность найти такие вопросы, которые, с одной стороны, позволят прервать бесконечное  словоизвержение, а с другой – помогут выявить дополнительные детали, важные для дальнейшего лечения, например: «Хорошо ли вы  спите?», «Легко ли вы встаете утром?», «Когда вы чувствуете себя лучше, бодрее – утром, днем или вечером?», «Как ваше настроение?»  Вопросы, задаваемые больному, всегда должны быть ясными и простыми, иначе больной, не поняв и постеснявшись переспросить, даст  неправильный ответ и тем собьет врача  с правильного пути. Иногда задаваемый врачом вопрос похож на подсказку, т.е. имеет суггестивный характер: «А боль отдавала в левую руку?»  Вместо того чтобы спросить: «Есть ли у вас одышка при ходьбе?», лучше поинтересоваться: «Если вы опаздываете, можете ли вы добежать  до остановки или быстро перейти улицу?» Другой вопрос: «Что же мешает: вы устаете, или ноги болят, или одышка появляется, или сердце  начинает сильно биться?» В этом примере последний вопрос является альтернативным: он дает возможность выбрать ответ. Альтернативные  вопросы особенно ценны тем, что позволяют избежать неправильных ответов, вызванных суггестией или непониманием.              Внешнее спокойствие больного может быть всего лишь маской, скрывающей его испуг, отчаяние, тоску. Задавать вопрос больному  нужно деликатно. Если сразу спросить: «Как вы считаете, вы нервный человек или нет?», «Не испытываете ли вы беспричинный страх или  тревогу?», «Как ваше настроение?» и т. п., то больной может обидеться на врача и дать неправильные ответы. Лучше начать с вопросов: «Как вы спите, хорошо или плохо?», «Легко ли вы встаете утром?», «Когда вы чувствуете себя лучше,  бодрее – утром, днем или вечером?», «Часто ли болит у вас голова?». Только получив утвердительные ответы на какие­то из этих вопросов,  врач сочувственно говорит: «Вы, наверное, часто нервничаете и тревожитесь ... А  настроение­то как у вас – подавленное? Ничего не  хочется?» При такой последовательности беседы больной чувствует, что врач интересуется не только болезнью, но и его душевным миром,  его заботами; он проникается доверием и благодарностью к врачу, видя и нем человеческое участие. Врач лечит не только болезнь, но и  больного. Врач должен уметь владеть определенными формулами речи, чтобы корректно реализовать различные ситуации: приветствия,  обращения благодарности, сочувствия, просьбы, отказа, т.е. нормами речевого этикета, основу которого составляет категория вежливости. Врач должен владеть паралингвистическими средствами и приемами такими, как: сила голоса, темп, мелодика, пауза и т.п., чтобы уметь  показать свое неравнодушное отношение к больному человеку, уметь выразить своим голосом сочувствие, соболезнование, соучастие и т.п. в  процессе общения.          Сочувствие и успокоение больного словом – одно из важнейших психотерапевтических средств. Необходимо помнить, что огромное  значение при этом имеют тон речи, словесная форма и эмоциональная окраска. Каким должен быть тон врача? Общий тон беседы должен быть серьезным, но спокойным и уверенным: больной должен убедиться, что врач  все взвесил и поставил верный диагноз, что врач не отмахивается от страхов больного, а просто не разделяет их и ясно представляет, что  надо делать. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданию нормальных отношений и контакта между врачом и больным. А  административно­холодный тон врача вызывает у больного тревогу за свое состояние и желание пожаловаться. Врач должен уметь иметь понятие о невербальных средствах общения таких, как: поза, жест, взгляд, дистанция, манипуляция с предметами.  Он должен уметь интерпретировать невербальные средства общения, чтобы понять то, что пациент не хочет или не может выразить вербально.       Овладение мастерством установления контакта и общения с больным является одной из основных профессиональных проблем врача.  Ведь профессия врача – речевая, риторическая в смысле необходимости для врача владеть искусством эффективной и убедительной речи. Таким образом, можно констатировать огромную роль культуры речи в практике врача, которая способствует активизации   профессионального общения будущих врачей, побуждает чувство гордости, достоинства и любви к своей профессии и служит благородному  делу воспитания милосердия и гражданской совести, преданности врачебному делу. Задание 1: Запомните толкование следующих слов и словосочетаний: речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в  жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. культура речи – владение нормами литературного языка в устной и  письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация  языковых средств, позволяющих в определённых ситуациях при соблюдении этика общения обеспечить необходимый эффект в достижении  поставленных задач коммуникации. речевой этикет – это система правил речевого поведения, система устойчивых речевых формул общения. профессиональное общение  ­ это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе  осуществления профессиональной деятельности. диалог ­ это непосредственный обмен высказываниями между двумя или  несколькими  собеседниками. невербальные средства общения – это жесты, мимика, интонации. тембр голоса – дополнительная окраска голоса, его колорит. Задание 2: Самостоятельно прочитать текст. Технология «Инсерт».  (Смотрите: «Интерактивные методы обучения» стр.157). Задание 3: Ответить на вопросы по содержанию текста. 1.Почему повышение уровня речевой профессиональной культуры студентов ­ медиков является сегодня одной из ключевых проблем? 2.Что говорил Ибн Сина о «слове»? 3.Какие требования выдвигаются к  профессиональной речи студентов­ медиков? 4.Почему современный врач должен уметь построить любое монологическое высказывание? 5.Почему врачу необходимо уметь строить диалог? 6.Вопросы какого характера должен уметь задавать врач? 7.Почему врач должен уметь владеть нормами речевого этикета? 8.Почему врач должен владеть паралингвистическими средствами и приёмами? 9.Каким должен быть тон врача? 10.Какими невербальными средствами общения должен владеть врач? 11.Какова роль культуры речи в практике врача? Задание 4: Составить простой план к тексту. Уметь пересказывать основное содержание текста по составленному плану.  Задание 5: Соедините стрелочками слова и их определения. слово язык культура речи речевой этикет общение Профессиональн ое общение речь, диалог, разговор, беседа русский, государственный, официальный вежливое, русское, иностранное, родное - это речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами в ходе осуществления профессиональной деятельности; - это система правил речевого поведе- ния, система устойчивых речевых формул общения; - владение нормами литературного языка в устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определённых ситуациях при соблюдении этика общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации; Технология «Контрольно­обучающее тестирование».    (Смотрите: «Интерактивные методы обучения»   стр.159 ­160). ТЕСТЫ 1.В каком тексте рассказывается о русском языке? а) «Родина моя – Узбекистан». б) «Русский язык». в) «Символы свободной страны». 2.В каком тексте рассказывается об Основном законе Республики Узбекистан? а) «Ташкент – живая песня Востока». б) «Почему нам понадобилась новая Конституция?». в) «Навруз – торжество добра и справедливости». 3.Выберите точное определение: «Язык – это…»: а) средство общения людей, средство познания истории, культуры и быта народов всей нашей многонациональной республики, средство  ознакомления с достижениями научно­технического прогресса.     б) система математических знаков. в) наука, которая изучает живопись. 4.Выберите точное определение: «Государственный язык –  это …»: а) право человека на жильё. б) жалобы больного, которые помогают врачу установить диагноз. в) язык узбекской нации, государственный язык  Республики Узбекистан. 5.Пользоваться какими языками обеспечивает всем гражданам наше государство? а) государственным узбекским языком; б) узбекским языком, русским языком и  другими языками; в) только узбекским и английским языками; 6.Укажите, в какой строке даны существительные только женского рода: а) речь, письменность, грамотность; б) общение, слово, высказывание; в) язык, разговор, диалог; 7.Укажите, в какой строке даны существительные только мужского рода: а) мысль, цитата, фраза; б) язык, смысл, диалог; в) содержание, выражение, определение; 8.Укажите, в какой строке даны существительные только среднего рода: а) высказывание, словосочетание, предложение; б) книга, призвание, понятие; в) достояние, мировоззрение, качество; 9. Укажите правильный перевод существительного «языкознание»: а) tilga oid; б) tilchi; в) tilshunoslik; 10.Укажите правильный перевод слова «языкастый»: а) aytishmoq; б) majusiy; в) til mushtarak; 11.Укажите строку определений, подходящих к слову «язык»: а) русский, государственный, официальный; б) узбекский, зарубежный, способный; в) прославленный, заботливый, созидательный; 12.Укажите строку определений, подходящих к слову «слово»: а) творческое, особенное, специальное; б) вежливое, русское, авторское; в) трудовое, общественное, актуальное; 13.Укажите синоним к данному слову «язык»: а) речь; б) национальность; в) духовность; 14.Укажите синоним к данному слову «изучить»: а) овладеть; б) функционировать; в) распространять; 15.Укажите антонимичный перевод словосочетания «дать слово»: а) sozini buzmoq; б) soziga ishanmoq; в) sozini olmoq; 16.Укажите антонимичный перевод словосочетания «не находить слов»: а) xullas (soz topmadi); б) gap bolishi mumkin emas; в) til ojiz; 17.Укажите перевод словосочетания «вежливое слово»: а) shirin soz; б) har qanday soz; в) muloyim soz; 18.Укажите перевод словосочетания «грубое слово»: а) qopol soz; б) bekorchi soz; в) badiiy soz; 19.Укажите правильный перевод словосочетания «культура речи»: а) nutq; б) mehnat madaniyati; в) ishlab chiqarish; 20.Укажите правильный перевод пословицы «Быть хозяином своего слова»; а) oz soziga ega bolmoq; б) oz sozi bilan tushuntirmoq; в) sozida turmoq; 21.Укажите правильный перевод пословицы «Кто много говорит, скоро в этом раскается»: а) Kop gapirgan kam ishlaydi. б) Kop gapirsang, gapingga pushaumon bolasan. в) Kop gapirgan odam oziga dushman. 22.Укажите подходящий по смыслу перевод подчёркнутого слова в пословице «Если хочешь здоровья, не ешь много, если хочешь почёта, не  говори много»:      а) hurmat; б) obro; в) izzat; 23.В данном предложении вместо точек вставьте подходящее имя  существительное «… и словесность суть главные способы народного  просвещения; богатство языка есть богатство мыслей, он служит первым училищем для юной души, незаметно, но тем сильнее впечатлевая в  ней понятия, на коих основываются самые глубокомысленные науки» (Н.Карамзин). а) язык; б) речь; в) слово; 24.В данном предложении вместо точек вставьте подходящий глагол «Русский язык – один из величайших языков мира. Сегодня он …  важную роль не только в политической, но и культурной, научной жизни. (Джавахарлал Неру). а) определяет; б) играет; в) способствует; 25.В данном предложении вместо точек вставьте подходящее имя прилагательное «Берегите     наш язык, наш прекрасный … язык – это  клад, это достояние, переданное нам нашими предками!» (И.Тургенев). а) русский; б) немецкий; в) французский; 26.В данном предложении вместо точек вставьте подходящее имя  числительное: «Согласно  оценочным данным, русский язык по числу  владеющих им (500 млн. человек, в т.ч. более300 млн. за рубежом)     занимает в мире … место после китайского (свыше 1млрд.) и  английского  (750 млн.).      а) третье; б) двадцатое; в) сорок первое; 27.В данном предложении вместо точек вставьте подходящее местоимение     «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время  (и … не за горами), ­ русский язык начнут   изучать по всем меридианам земного шара. (А.Толстой).      а)  она; б) оно; в) он; 28.В данном предложении вместо точек вставьте подходящий предлог «Язык – это орудие для выражения мысли… Вот почему я говорю, что знание языка – это самое основное, что требуется … вашей дальнейшей работы», (М.Калинин). а) по; б) из; в) для; 29.Определите падеж выделенного слова в данном предложении «Есть язык народа, как   показатель его культуры и язык отдельного  человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение». (Д.Лихачёв). а) Именительный падеж; б) Родительный падеж; в) Творительный падеж; 30.Определите падеж выделенного слова в данном предложении « Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры …».  (А.Куприн).     а) Дательный падеж; б) Родительный падеж; в) Предложный падеж;

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.

Лексико-грамматический материал по теме: "Язык-духовное богатство народа.Простое предложение. Выражение субъектно-предикативных отношений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2018