ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»
Оценка 4.7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
22.05.2018
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»
Предлагается лексико-грамматический материал по теме для студентов медицинского вуза. Практический учебный материал содержит лексические и грамматические задания, развивающие навыки чтения, говорения и письма. Тренировочные упражнения данного материала содержат контрольно-обучающее тестирование, занимательный кроссворд "Традиция", предлагается текст "Масленица" с заданиями для самостоятельной работы.Файл содержит материал по теме «Национальные традиции и общечеловеческие ценности - база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»
Нац.традиц.и общечеловеч.ценности.docx
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения» Задание 1:  Прочитайте высказывания Ислама Каримова и выразите к   нему своё  отношение. «Духовность   –   не   дар   небес.   Чтобы   она   раскрылась   в   человеке,   он должен потрудиться сердцем и совестью, умом и руками. Это сокровище даёт устойчивость человеку в жизни, не позволяет сузить его взгляды до простой наживы, спасает в момент трагедии и укрепляет волю во дни материальных невзгод.   Память   нашего   народа   богата   славными   именами.   Беруни,   аль­ Хорезми,   Ибн   Сина,   Имам   аль­Бухори,   Ахмад   Ясови,   Улугбек,   Навои   и многие другие творцы, известные всему миру, ­ люди огромной духовности и трудной судьбы. Они отдали себя народу, которому нужны истины и который сам – истина. Великие имена гениальных предков, память народа и его судьба требуют достойного продолжения» И.Каримов   «Узбекистан:   свой   путь   обновления   и   прогресса». Задание 2: Запомните данные слова и словосочетания: традиции узбекского народа, возрождение традиций предков, узбекистанцев; узбекские, народные традиции и обычаи; обряды, обычай, происхождение обычаев;  драгоценное наследие наших предков, общечеловеческие ценности; национальные традиции, национальное согласие, национальный дух: традиционное гостеприимство; духовная жизнь и уклад жизни узбекского народа; священный, нравственный; возрождение, духовность, ценности, наследие, свобода совести, идея; Задание 3: Прочитайте диалог, выделите его основную мысль. ­ Здравствуй, Мухаббат! ­ Здравствуй,  Гульнора!  Какое  у  тебя  настроение  в  преддверии  праздника Навруз? ­ У меня очень хорошее настроение, потому что Навруз – это мой самый  любимый праздник. ­ Мухаббат! В последние годы в нашей стране восстанавливаются многие  забытые обычаи традиции узбекского народа. Ты знаешь, что обозначают  слова «традиция» и «обычай»? ­ Да, я знаю.  Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действия и так далее). Обычай – это общепринятый порядок, традиционно   установившиеся   правила   общественного   поведения,   которые воспроизводятся в определённом обществе или социальной группе, и является привычным для их членов. А что же является основой праздников? ­ Общественная жизнь включает в себя различные обычаи и традиции, которые и являются основой праздников. ­ Мухаббат! На какие группы можно разделить узбекские праздники? ­ Узбекские праздники можно разделить на следующие группы: календарные праздники, трудовые, семейные, религиозные. ­ И что, у каждого праздника  есть своё название? ­   Да,   конечно.   Вот,   например,   календарные   праздники   называются   Навруз, Мехрижон,   Праздник   красного   цветка,   Праздник   воды,   Праздник   песка, Письмо   с   первым   снегом   ;   трудовые   праздники:   Первый   посев,   Праздник урожая, Праздник винограда, Праздник дыни; семейные: Праздник рождения ребёнка,   Праздник,   посвящённый   первому   шагу   ребёнка,   свадьба,   а религиозные   праздники:   Курбан   хайит,     Праздник   достижения   возраста пророка и другие. ­ Какую же роль играют эти праздники в образе жизни и культуре узбекского народа? ­ Эти праздники играют особую роль в образе жизни и этнической культуре узбекского народа. Будучи общественными праздниками, эти дни отмечаются регулярно. Праздники, которые отмечались на протяжении 20­21 столетий, полностью сохранили все традиции. Несмотря на запреты в прежний период, многие праздники отмечались тайно в узком семейном кругу. Именно в эти времена некоторые праздники впитали в себя   новые   элементы.   Например,   праздник   достижения   возраста   пророка праздновался   как   юбилей.   Но   такие   праздники   как   Навруз,   Мехржон, Дарвешона   были   строго   настрого   запрещены.   После   провозглашения независимости Республики Узбекистан все праздники были возобновлены и в настоящее время празднуются регулярно. ­   Мухаббат!   Большое   тебе   спасибо,   ты   мне   рассказала   очень   интересную информацию. Теперь я ёщё глубже знаю историю нашего народа и ещё больше горжусь своим народом. Задание 4:  Прочитайте текст. НАВРУЗ – ТОРЖЕСТВО ДОБРА И СПРАВЕДЛИВОСТИ Оделся в праздничный наряд Наш край родной – Узбекистан. Приветствует и стар и млад Навруза светлый караван. Навруз! Он – праздник доброты, И сквозь века его маршрут, Мечты и помыслы чисты. Издревле люди, живущие в Центральной Азии, отмечали Новый год 21 марта, в день весеннего равноденствия. С древнейших времён на Востоке празднуют Навруз в каждой стране по­ своему.   В   Узбекистане   он   приобрёл   своё   особое   содержание,   связанное   с местными   обычаями   и   традициями.   Навруз   –   это   начало   года.   В   эти   дни забываются   все   обиды.   В   день   Навруза     прекращаются   ссоры,   не   звучат попрёки. Навруз – значит у всех отменное настроение. О ссорах, обидах даже не хочется вспоминать. Ренессанс   Навруза   символизирует   собой   осмысленный   путь   к возрождению   традиций   предков.   Мы   празднуем   не   только   день   весеннего равноденствия, но и практически осуществляем многие идеи, заложенные в празднике, естественно, из недр народных, появившихся на нашей земле ещё с дозоастрийских времён. И всё же, что такое Навруз? Навруз   –   драгоценное   наследие   наших   предков,   чья   жизнь   была неразрывно связана с землёй, водой, солнцем, деревьями, для которых приход весны определял начало извечного цикла пахоты, посев, выращивание и сбор урожая. Тысячелетиями   складывались   традиции   Навруза.   Абу   Райхан   Беруни писал   в   своём   произведении   «Памятники   о   древних   народах»:   «Месяц Мухаррам. Первый его день торжественно отмечается как начало Нового года … С приходом Навруза земля пробуждается от зимнего сна. Дуют весенние ветры. Берега арыков одеваются ярко­зелёной молодой травой, на деревьях распускаются почки, ветки украшают лиловые цветы, источающие мускусный аромат». Омар   Хаймя   в   книге   «Наврузнома»   сообщал   о   приметах   этого праздника: «Дома убирают, украшают зеленью и цветами, ходят в гости к родителям, близким – это вошло в обычай у простых людей». И,   конечно,   во   все   времена   это   был   самый   поэтичный   праздник, вдохновлявший   многих   и   многих.  Алишер   Навои   пожелал   однажды:   пусть каждый твой вечер, человек, будет благополучным, каждая ночь – счастливой, и каждый твой новый день будет Наврузом! Да будет свет! Свет – торжество добра и справедливости, победа тепла над   холодом,   жизнь   над   смертью   –   извечная   идея   Навруза.   Эту   идею вкладывают в него в Центральной Азии и Иране, Азербайджане и Турции и всюду,   где   празднуют   этот   весенний   праздник.   Согласно   мнению исследователей, Навруз насчитывает несколько тысяч лет. За такой огромный период   времени   какие­то   традиции   его   изменились,   что­то   осталось   в прошлом,   но   многое   (и   это   многое   оказывается   самым   целесообразным) продолжает жить. По­прежнему перед праздником принято рассчитываться со всеми старыми долгами (чтобы не потянулись в новый год), закончить дела. По­прежнему   дом   и   двор,   и   улица   перед   домом   приводятся   в   идеальный порядок, везде царит чистота. По­прежнему готовится обильный праздничный стол и делаются подарки друзьям и близким. В дни Навруза обязательным украшением достархана являются «семь шинов»:   вино,   молоко,   сладости,   сахар,   шербет,   свеча   и   гребень.   Вино символизировало возрождение, молоко – чистоту, сладости – радость жизни, сахар – довольство,  шербет – прохладу и отдых, свечу ставили в знак света, солнца и огня, гребень символизировал женскую красоту. Давняя   традиция   считала   этот   праздник   молодёжным,   вернее,   днём любовных игр, когда юноши кидали девушкам яблоки и гранаты, крашеные яйца, сладости, посылали им через детей кишмиш и халву. С   течением   времени   под   влиянием   проповедей   духовников   праздник стал связываться в народном сознании с установлением религии, с событиями в жизни пророка Мухаммада, который, спасаясь от преследований, в месяц Мухаррам покинул Мекку и отправился в Медину – в знак благодарения за это и должен торжественно отмечаться Навруз. Приготовление же ритуальной пищи в этот день соотносилось с именем Фатим­биби. Есть немало других легенд о происхождении обычаев Навруза. Одна из   них   повествует   о   том,   как   в   стародавние   времена   иноземные захватчики вторглись в чужие земли. Много дней и ночей обороняли свой город   его   жители.   Однажды   кончились   запасы   воды   и   пищи,   в   городе начался голод. Рассказывают, как одна пожилая женщина заметила на земле цепочку муравьёв, нёсших на себе зёрна пшеницы. Она собрала эти зёрна и сварила из них вкусную и целебную пищу – сумаляк. Отведавший её становился сильнее и здоровее. Сумаляк варят весной, используя проросшую пшеницу, муку и масло. В огромных  казанах  варится  сумалак  всю   ночь.  Всю  ночь  не  смолкают песни, шутки, смех. Говорят,   что   его   должны   готовить   женщины   с   умелыми   руками   и мудрым   терпением.   Тогда   он   получается   особенно   вкусным   и питательным.   Навруз   –   это   праздник   нравственного   очищения, освобождение души человека от всего наносного. Ибо характерной чертой Навруза является то, что он призывает нас не хранить в сердце обиду, боль,   случающиеся   в   нашей   повседневной   жизни,   призывает   уметь прощать, жить с надеждой на светлые дни и верой в будущее. В эти дни с особой   силой   должно   проявиться   наше   традиционное   гостеприимство, милосердие, гуманное отношение ко всем согражданам, независимо от их национальности и вероисповедания, в особенности к людям многодетным и   пожилым,   к   сиротам   и   инвалидам,   одиноким   и   нуждающемся   – подтверждая тем самым то, что каждый день нужно творить добро, каждому нужно творить добро. И не случайно, одна из великих традиций народа   Узбекистана   –   в   этот   праздник   навещать   и   оказывать   помощь тем, кто нуждается в духовной и материальной поддержке. В   Узбекистане   Навруз   отмечается   21   марта.   С   провозглашением независимости   народу   вернули   и   традиции,   отмечаемые   предками   веками. Навруз   для   нас   –   это   неповторимый,   своеобразный   мир,   который   на протяжении   столетий   оказывает   огромное   воздействие   на   сознание   и мышление,   духовную   жизнь   и   уклад   жизни   нашего   народа.   Навруз   –   это праздник   братства   и   гражданского   согласия   всех   наций   и   народностей, проживающих   в   Республике   Узбекистан.   В   этот   день   звучат   поздравления главы нашего государства своему народу. Направляются приветствия в адрес руководителей   других   стран   с   пожеланиями   мира,   благоденствия   и процветания.   Идея   Навруза   –   это   кодекс   нравственности,   духовности, возвышения человека, его единения с природой. В   эти   чудесные   мгновения   каждый   человек   вдохновляется   красотой окружающей   природы,   открывает   свою   душу   миру,   выражает   самые сокровенные чувства и желания, мечты и чаяния своего сердца, проявляет любовь к жизни, к своим родителям, друзьям и близким. Накануне   дня   весеннего   равноденствия   во   всех   городах   и   сёлах республики проходят подготовительные работы: приводятся в порядок сады и огороды, убираются улицы и площади. По всему Узбекистану общенародный праздник отмечается выступлениями эстрадных коллективов, на больших и малых  площадях  проходят  концерты  профессиональных  и  художественных ансамблей,   на   сценах   клоуны   и   аскиячи   –   мастера   шутки,   богатыри состязаются в силе, а канатоходцы – в ловкости и бесстрашии. Умелые повара прямо на улице готовят национальные блюда, здесь же можно попробовать и мучные изделия, начинки которых – первая весенняя зелень. Задание 5: Работа с тексом «Навруз – торжество добра и справедливости». 1.Объясните смысл названия данного текста. 2.Проверьте, правильно ли вы поняли текст. Заполните пропуски. При   самоконтроле смотрите непосредственно в соответствующие места текста. 1.Навруз – драгоценное наследие наших предков, чья жизнь была неразрывно связана   с   землёй,   водой,   солнцем,   деревьями,   для   которых   приход   … определяет   начало   извечного   цикла   –   пахота,   посев,   выращивание   и   сбор урожая. 2.Свет – торжество добра и справедливости, победа тепла над холодом, жизни над смертью – извечная … Навруза. 3.Характерной чертой Навруза является то, что он призывает нас не хранить в сердце   обиду,  боль,  случающиеся   в   нашей   повседневной   жизни,   призывает уметь прощать, жить с … на светлые дни и верой в будущее. 4.Навруз   –   это   праздник   братства   и   гражданского   согласия   всех   наций   и народностей, проживающих в … Узбекистане. 5.Умелые повара прямо на улице готовят национальные … , здесь же можно попробовать и мучные изделия, начинка которых – первая весенняя зелень. 6.Идея … ­ это кодекс нравственности, духовности, возвышения человека, его единения  с природой. 3.Найдите   в   тексте   ответы   на   вопросы,   используя   материалы   текста. Технология   «Мозговой   штурм».  (Смотрите:   «Интерактивные   методы обучения»   стр. 157). 1.С какого времени и когда на Востоке празднуют Навруз? 2.Что символизирует собой праздник Навруз? 3.С какого периода складывались традиции Навруза? 4.Как описывали этот праздник Омар Хайам и Алишер Навои? 5Что   является   обязательным   украшением   узбекского   дастархана   в   дни Навруза? 6.Какова легенда о происхождении обычаев и традиций Навруза? 7.Почему Навруз – это праздник братства и национального согласия? 8.Как отмечается этот праздник в наши дни по всему Узбекистану? 4.Передайте   содержание   текста,   опираясь   на   следующие   слова   и словосочетания: Навруз, традиция, обычай, наследие предков, вкладывают, призывает, духовная   поддержка,   с   приобретением   независимости,   уклад   жизни, подготовительные работы, общенародный праздник. 5.Передайте новую для вас информацию из текста 2­3 предложениями. 6.Объясните   друг   другу,   какую   информацию   вы   нашли   в   данном   тексте? Определите, о чём идёт речь в выделенном абзаце? 7.Выделите   элементы   структуры   данного   текста:   заголовок,   введение, основная часть, заключение. Все ли эти элементы структуры представлены в данном тексте? 8.На сколько смысловых частей можно разделить текст?. Озаглавьте каждую часть и запишите в виде плана. 9.Дайте толкование следующих положений: 1.Ренессанс Навруза символизирует собой осмысленный путь к возрождению традиций предков. 2.Навруз – драгоценное наследие наших предков, чья жизнь была неразрывно связана   с   землёй,   водой,   солнцем,   деревьями,   для   которых   приход   весны определял  начало нового извечного цикла  – пахота, посев, выращивание и сбор урожая. 3.Навруз   –   это   праздник   нравственного   очищения,   освобождения   души человека от всякого наносного. 4.В этот день звучат поздравления главы нашего государства своему народу. 5.В   эти   чудесные   мгновения   каждый   человек   вдохновляется   красотой окружающей   природы,   открывает   свою   душу   миру,   выражает   самые сокровенные чувства и желания, мечты и чаяния своего сердца, проявляет любовь к жизни, к свои родителям, друзьям и близким. Технология   «Аквариум». Задание 6: Беседа на тему: «Национальные обычаи и традиции узбекского и русского народов».  (Смотрите:   «Интерактивные   методы обучения» стр. 160). Задание 7: Составьте сообщение на тему: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности – база для воспитания человека – гражданина», используя данные вопросы: 1.Что такое традиции и какие национальные традиции вы знаете? 2.Что такое обычай? 3.Что вкладывается в понятие общечеловеческие ценности? 4.Какую роль они играют в жизни человека? 5.Какие   нравственные   качества   они   помогают   воспитывать   в   человеке,   в человеке­гражданине? 6.Духовность – как вы это понимаете? Почему сегодня этому уделяется такое большое внимание?    ГРАММАТИЧЕСКИЙ  МИНИМУМ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СОЧИНЕНИЕ   И   ПОДЧИНЕНИЕ   КАК   СПОСОБЫ   СВЯЗИ   СЛОВ   И ПРЕДЛОЖЕНИЙ. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.            Сложное предложение ­  это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причём простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое. По   способу   соединения   простых   предложений   сложные   предложения делятся   на   союзные   и   бессоюзные.  Союзные   предложения  делятся   на сложносочинённые  (предложения   связаны   сочинительными   союзами   и сочинительной   связью)   и  сложноподчинённые  (предложения   связаны подчинительными  союзами или относительными  словами и подчинительной связью). Связь в  бессоюзных предложениях  называется бессоюзной (она не связана ни с подчинением, ни с сочинением). Сравните: Я   стал   врачом,   работаю   в   известной   в   Республике   клинике. (Бессоюзное сложное предложение). Я   стал   врачом,   и   эта   профессия   является   смыслом   всей   моей жизни. (Сложносочинённое предложение). Я выбрал профессию врача, потому что это самая благородная и гуманная профессия. (Сложноподчинённое предложение). Основные виды сложных предложений. Сложносочинённые. Сложноподчинённые:    придаточными   определительными, обстоятельственными,   изъяснительными,   времени,   места,   образа   действия, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения. с Бессоюзные. Сложносочинённые предложения –  это сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами и сочинительной связью. Средства связи в сложносочинённых предложениях: сочинительные союзы: а) соединительные:  и, да, и­и, ни­ни; б) противительные: а, но, да (= но), однако, зато, же; в) разделительные: или, или­или, то­то, не то – не то, то ли – то ли; г) присоединительные: да и, также, тоже; Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Запятая   ставится:  между   частями   сложного   предложения, соединённых союзами:  и, да (=и), ни … ни; а, но, да (=но), однако ; или, либо, ли … ли; да, да и, тоже, также; то есть, а именно; Запятая не ставится: а)   если   части   сложного   предложения   имеют   общий   второстепенный   член. Например: Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза. б) если есть общее придаточное предложение. Например: Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Упражнение 1:  Продолжите ряд:        что? кто? – процесс, предмет     что делать?  ­ действие     Образец:           благоустройство         благоустраивать Используйте слова для справок: наследовать, самоопределяться,  восстановиться, согласиться, возродиться, веселиться;          веселье возрождение восстановление согласие наследие самоопределение Упражнение 2: Составьте словосочетания употребляя слова данные справа в нужном падеже. Образец:    связывать    с чем?   местные традиции                     связывать   с чем?   с местными традициями вдохновляется       чем?        окружающая природа вернули                  кому        народ Узбекистана вторглись               куда?       чужие земли являться                 чем?        украшение стола продолжать            что?        счастливая жизнь заложенные            в чём?    праздник Навруз Упражнение 3: Прочитайте слова и словосочетания, обратите внимание на выделенные слова, разберите их по составу.  взаимообогащение  народов, Национальные   традиции,   духовная поддержка, духовно­религиозные основы общества,  общенародный  праздник, национальное   согласие,   с   приобретением   независимости,  общечеловеческие ценности,   встречать гостеприимно. Упражнение 4: Запишите предложения, выделите в них подлежащее и сказуемое.   исторические   традиции,   наследие   предков,   Народы   Средней   Азии   дали   миру   немало   известных   врачей   –   Рази, Авиценна, Бируни.  Ибн Сина (Авиценна) оставил  нам богатое наследие. В его гениальных трудах   можно   встретить   оригинальные   мысли,   идеи   о   сохранении   и укреплении   здоровья.   Он   считал,   что   «умеренно   и   своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении».  В специальном разделе «Канона лечебной науки» Авиценны содержится немало полезных рекомендаций, как для пожилых, так и для молодых людей. Помимо   физических   упражнений,   Авиценна   уделял   большое   внимание вопросам   рационального   питания,  употреблению   молочных   и  растительных продуктов, так как, по его мнению, «лёгкая пища более сохраняет здоровье». Вот уже почти шесть веков врачи воспитываются на «Каноне врачебной науки» Авиценны. Ещё не одно поколение медиков будет изучать этот труд. «Канон» должен стать настольной книгой для студентов­медиков. Упражнение 5: Из двух простых предложений составьте одно сложное с союзами и, а, но. 1.В   Узбекистане   проживают   130   национальностей.   Они   могут   получить образование на родном языке. 2.Аль Бируни выдвинул гипотезу о вращении земли вокруг Солнца. Он внёс большой вклад в развитие физики, минерологи, истории. 3.Поэт   Алишер   Навои   известен   всему   человечеству.   Он   был   выдающимся государственным деятелем. Упражнение 6: Вставьте вместо точек один из подходящих союзов: а, но, и, или. 1.Движение народных масс в защиту мира растёт, … необходимо ещё более энергично бороться за мир. 2.Призыв к миру несётся со всех концов земли, … каждый честный человек должен поддержать его. 3.Война несовместима с прогрессом и культурой, … народы всех стран это прекрасно понимают. 4.Тысячи женщин являются новаторами производства, … узбекские женщины трудятся на всех участках народного хозяйства и культуры. Упражнение 7: Закончите   сложносочинённое   предложение,   выбрав   верный   вариант продолжения предложения. 1.Узбекистан – многонациональное государство, и … а) граждане Узбекистана независимо от происхождения равноправны. б) граждане Узбекистана изучают только узбекский язык. в) гражданином Узбекистана может быть только узбек по национальности. 2.Гражданам   свободного   Узбекистана   дороги   священные   символы независимости – герб, гимн, флаг, и … а) они принадлежат только узбекской литературе. б) они являются важнейшими символами духовности, воспитывают гордость и уважение к родному краю. в) они принадлежат нашей Республике уже более 10 веков. 3.Идеология национальной независимости основывается на традициях, языке узбекского народа, и … а) она должна воспитывать любовь к Родине. б) она станет важной задачей для решения экономических проблем. в) она интересна только для решения международных задач. 4.Священным долгом государства является забота о матери и ребёнке, и … а) мы ради этого должны развивать узбекскую литературу. б) мы ради этого должны добиваться больших успехов в освоении космоса. в) мы ради этого должны совершенствовать всю систему здравоохранения. Упражнение 8: Составьте сложносочинённые предложения, используя данные сочинительные союзы: а) соединительные: и, да, и­и, ни­ни; б) противительные: а, но, да (= но), однако, зато, же; в) разделительные: или, или­или, либо, то­то, не то – не то, то ли – то ли; г) присоединительные: да и, также, тоже Упражнение 9: Определите в данных сложносочинённых предложениях тип сочинительного союза.   Технология   «Вертушка».  (Смотрите:   «Интерактивные   методы обучения» стр. 159). Опрос по карточкам. Схема карточки: № предложения 1. предлож. 2. предлож. …. противительные союзы соединительные союзы разделительные союзы присоед. союзы 1. И далеко на юге шёл бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью. (Г.Бакланов). 2. На Пересыпи не то   что­то   горело,   не   то   восходила   луна.   (К.Паустовский).   3.   Зв1ёзды   ещё сверкали   остро   и   холодно,   но   небо   на   востоке   уже   стало   светлеть. (Б.Полевой). 4. Тонкий голос Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где­нибудь поднимался подозрительный шум или шорох. (И.Тургенев). Упражнение 10: Из данных предложений выпишите только сложносочинённые   предложения, определите, какими союзами связаны части данных предложений. 1.Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А.Чехов). 2.Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна. (Цицерон). 3.Удача – это мера счастья в ширину, а неудача есть проба на счастье в глубину. (М.Пришвин). 4.Можно ведь сто раз повторить слово «мёд», но от этого во рту не станет сладко. (В.Шукшин). 5.Есть много родов образования и развития, и каждое из них важное само по себе, но всех их важнее и выше должно стоять образование нравственное. (В.Белинский). 6.Мир освещается солнцем, а человек знанием. (Пословица).   7.От   любви   к   женщине   родилось   всё   прекрасное   на   Земле. (М.Горький). 8.Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было   прекрасно,   подобен   изваянию,   высеченному   из   камня.   (Ю.Фучик). 9.Близкого   человека   поймёшь   только   тогда,   когда   с   ним   расстанешься. (И.Тургенев). 10.Воспитание детей есть труд и долг. (Ф.Достоевский). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Какое предложение называется сложным предложение? 2.Назовите основные виды сложных предложений? 3.Какие предложения называются сложносочинёнными? 4.Какие средства связи существуют в сложносочинённых предложениях? 5.Назовите,   какие   4   типа   сочинительных   союзов   мы   выделяем   в сложносочинённых предложениях? 6.Расскажите о знаках препинания в сложносочинённых предложениях. Занимательный кроссворд «ТРАДИЦИЯ» Верно   ответив   на   вопросы,   в   горизонтальном   ряду   вы   узнаете,   как называется то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от   предшествующих   поколений   (например,   идеи,   взгляды,   вкусы,   образ действий, обычаи, обряды и так далее). 4 1. 2. 3. 5. 8. 7. 6. 1.Отличительная   черта   узбекского   народа,   которая   ярко   проявляется   при встрече родных и друзей, пришедших к нам в дом. 2.День торжеств, установленный в честь или память кого или чего­нибудь. 3.Праздник, который отмечают народы Востока 21 марта. 4.Население государства, жители страны. 5.Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. 6.Явление или предметы, имеющие важность, ценность, значимость. 7.Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. 8.Те,   кто   связан   друг   с   другом   близкими   отношениями,   основанными   на взаимном доверии, привязанности, общности интересов, то есть дружбой. (ОТВЕТЫ: 1.­ гостеприимство, 2 ­ праздник, 3 ­ Навруз, 4 ­ народ,  5 ­ мир, 6 ­ ценности, 7 ­ природа, 8 ­ друзья.) ТЕКСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ РУССКАЯ  МАСЛЕНИЦА Масленица – самый языческий из всех сохранившихся на христианской Руси   праздников,   самый,   самый   жаркий   –   какой   ещё   праздник   «прямо   со сковороды» Языческие древнеримские сатурналии прижились, остались в обычаях многих народов. Но так крепко перемешались с местными праздниками, что сегодня русская   масленица   уже   ни   на   что   иноземное   не   похожа.   Хотя   «корешки» можно   отыскать.   Например,   что   такое   блин?   Солнышко   языческое, соскочившее со сковородки прямо на тарелку. Масленица отмечается во второй половине февраля – начале марта. По сути   масленица   –   проводы   зимы,   конца   которой   все   ждут   с   нетерпением. Праздник встречают и провожают весёлыми хороводами, песнями, забавами, потехами, шумными застольями. Недаром русская поговорка гласит: «Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить». А в толковом словаре В.И.Даля со словом «масленица» сочетаются «весёлые» глаголы: праздновать, пировать, гулять,   чествовать.   Вот   почему   в   народе   называют   масленицу   весёлой, широкой, разгульной. В   переводе   с   греческого   масленица   («апокриа»)   буквально   значит «прекращённое»,   то   есть   в   это   время   прекращают   есть   скоромную   пищу, ругаться,   ссориться,   грешить.   Все   людские   пороки   высмеивались   в театрализованных масленичных представлениях. И поныне в русском языке живут пословицы и поговорки об этом празднике: Не всё коту масленица, будет и Великий пост; Не житьё, а масленица; На горах покататься, в блинах поваляться; Боится масляна горькой редьки, да пареной репы; Без блина не масленица.  Масленица празднуется целую неделю. Каждый день этой недели имеет своё название. В понедельник происходит «встреча» масленицы – дома  или с друзья­ ми.  Во вторник  начинаются масленичные игрища. Рекомендуется катание с горок на санках, строительство снежных городков и прочие зимние забавы. Среда называется «лакомкой». В этот день полагается угощать блинами друг друга. Четверг – пик разгула. Не зря он называется «разгуляй­четварток». В пятницу  зятья   навещают   тёщ,   приходя   на   «тёщин   вечерок».   В   субботу невестки приглашают к себе золовок на «золовкины посиделки». Масленицу любил и простой народ, и цари с боярами. 280 лет назад, по заключении Ништадского мира, был Петром! дан в Москве невиданный для того   времени   маскарад.   Огромный   поезд   из   «морских   судов»   и   саней, запряжённых   разными   зверями,   проехали   от   села   Всехсвятского   до Триумфальных ворот. И сидели в санях: Пётр в одежде флотского капитана, императрица   в   одеянии   крестьянки   и   придворные,   ряженые   волками, журавлями, драконами… Пили в Москве в тот год четыре дня, а облитые маслом и вином костюмы «высокие особы» успевали за день переменить по 2 ­ 3раза. Сейчас так уже не гуляют. Что ещё на масленицу на Руси вытворяли? Проще припомнить, чего не вытворяли!   На   кулачках   бились?   Бились!   Балаганы   и   игрища   устраивали? Устраивали!   С   ледяных   гор,   с   крутых   берегов   рек   на   санках   и   коньках съезжали! А в конце этой бурной недели вместо благодарности соломенное чучело «Широкой Масленицы» сжигали, чтобы, значит, и помину о ней не было! Воскресенье ­ проводы масленицы. Прощёное воскресенье. Масленицу в виде чучела сжигают при большом скоплении народа. Костёр обычно разжигают на высоком   месте   и   стараются   сделать   его  «до   небес»,  дабы   приблизиться   к Солнцу и привлечь на землю весеннее тепло. Заканчивается праздник тем, что по старому обычаю все просят друг у друга прощения за прошлые и будущие невольные обиды и прегрешения. Приготовление   блинов   на   масленицу   когда­то   было   настоящим искусством   для   хозяйки,   так   как   пекли   в   старину   по   особым   рецептам   с соблюдением   всех   ритуалов   и   обрядов,   которые   держали   в   тайне   от посторонних. Блинов обычно ели много. Недаром в народе говорится: «Блин – не клин, брюхо не расколет». Какие же блины пекли на масленицу? Разные: ржаные и пшеничные, гречневые и овсяные. Но блины – не просто кушанье. Первый   блин   отдавали   обычно   нищим   на   помин   души   или   клали   его   на слуховое окно, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок» (если к тому времени родителей уже не было в живых). Кстати, как приготовить вкусные блины? Чтобы испечь тонкие румяные и   сочные   блины,   нужно   пользоваться   сковородами   небольшого   размера   с толстым   дном.   Перед   тем   как   налить   тесто   на   сковороду,   необходимо   её хорошо нагреть и смазать маслом, чтобы блин не подгорел. «Первой блин комом»,­   говорит   старая   русская   поговорка.   Действительно,   часто   первый блин получается плохим, неудачным: бледный, толстый или слишком тонкий, подгорелый.  По   первым   блинам   хозяйка   определяла,   сколько   теста   нужно наливать на сковородку, чтобы блины получились ровными и гладкими. Пекут блины с разными приправами: мелко нарезанным зелёным луком, рубленными   яйцами,   рыбой.   К   блинам   также   можно   подавать   разогретое сливочное масло, сметану, рыбу, икру, варенье, мёд, сельдь, балык, анчоусы, лососину, семгу… Блины подают к столу горячими, прямо со сковороды, как говорят, «с пылу с жару». Масленице «повезло» в русском изобразительном искусстве ХIХ – начале ХХ века. Взятие снежной крепости – на картине В.И.Сурикова «Взятие   снежного   городка».   А   праздничные   катания   в   санях   изображены другим русским художником Б.М.Кустодиевым  на картине, которая так и называется «Масленица». Эта картина написана художником в 1916 году. Не надо искать топографического сходства с каким­нибудь из городов России. Вся   она   тут   и   показана   с   её   полями,   небесами,   заснеженными   деревьями, причудливыми   изгибами   дорог,   лепящимися   домишками,   церквами, колокольнями и праздничными толпами на улицах. Вот   размышления­воспоминания   о   масленице   известного   русского писателя   В.А.Солоухина:   «И   вот   –   масленичные   катания.   Десятка   два упряжек, саночки, повозки, сани, полные радостных ребятишек, там, в саночках   молодые   муж   и   жена,   там   –   несколько   парней.   Трусцой   ли, рысью   ли,   но   –   по   дороге.   По   накатанной   дороге.   В   сторону   ведь   не свернёшь: пышный снег  лошади  на брюхо.  Но  находится лихач  в  лёгких саночках (и рысак ему под стать), и вот он лихо сворачивает с дороги и по целику, взрыхляя снег, обгоняет едущих по дороге. Тут нужны были рывок, азарт, удаль. Себя показать, лошадь свою показать. А может, ещё и девка нравящаяся в чьих­то санях, перед ней покрасоваться…» Весёлые   проводы   масленицы   продолжаются   до   вечерней   воскресной службы   –   до   6   часов   вечера.   Но   вот   среди   всеобщего   веселья   мерно раздавался   звон   церковного   колокола:   завтра   начинается   Великий   пост.   В чистый понедельник улицы пустеют, как будто после морового поветрия, и народ, воздерживаясь от всего греховного и соблазнительного, подготавливал себя к встрече Святой Пасхи. Задание 1: Запомните толкование следующих слов и словосочетаний: сковородка – мелкая, с загнутыми краями, металлическая посуда  для жаренья; языческий – относящийся к идолопоклонству; сатурналии – в древнем Риме – народный праздник по окончании полевых работ в честь бога Сатурна, праздник длился 7 дней; скоромный   –   о   молочной   и   мясной   пище,   не   потребляемой   религиозными людьми во время поста. вытворять – делать что­нибудь странное, неподобающее; помин – (устар.) здесь: приношение умершим в знак любви, памяти; слуховое окно – окно на чердаке, в крыше; воскресная служба – у верующих: воскресное богослужение; Пасха – у христиан весенний праздник Воскресения Христа; Задание 2: Подберите к следующим словам однокоренные слова: Масленица, проводы, старина, поветрие; Задание 3: Посмотрите в словаре толкование следующих слов и словосочетаний: а) традиция, обычай, обряд, ритуал; б) термины родства: тёща, зять, золовка, невестка; в) атрибуты масленичных гуляний: сани, саночки, упряжки, повозки  пирушка, застолье, хоровод, маскарад, игрища, застолье, чучело, ряженые. Задание 4: Работа с текстом «Русская масленица»: 1.Расскажите, каково происхождение праздника «Масленица»? 2.Выпишите   из   текста   прилагательные,   которые   сочетаются   со   словом «масленица». словосочетания. 3.Вспомните, сколько дней празднуется масленица, как называется каждый день праздника и почему? 4.Как вы думаете, почему последний день праздника называют «прощёным воскресеньем»? С каким обрядом были связаны проводы масленицы? 5.Скажите,  какое   блюдо   всегда   готовят   на   масленицу?  Расскажите   рецепт приготовления такого блюда. 6.Прочитайте следующие поговорки о масленице и дайте им толкование: полученные     Объясните «Не всё коту масленица, будет и Великий пост. Не житьё, а масленица. На   горах   покататься,   в   блинах   поваляться.   Боится   масляна   горькой редьки, да пареной репы. Без блина не масленица». 7.Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить следующие поговорки: «Не всё коту масленица, будет и Великий пост. Не житьё, а масленица». 8.В каких картинах русских художников отражено празднование масленицы? 9.Расскажите вашим друзьям, есть ли в вашей стране праздник, похожий на русскую масленицу. Как он празднуется?       Задание   5:   Соедините   стрелочками   слова   и   их   определения: Навруз Масленица традиция обычай сумалак Без блина не масленица. пища приготовленная из проросшей пшеницы, муки и масла; русская пословица; это общепринятый порядок, традици- онно установившиеся правила общест- венного поведения, которые воспроиз- водятся в определённом обществе или социальной русский праздник – Проводы группе, и является при- зимы; вычным для их членов; - это то, что перешло от одного поко-ления к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напри- мер, идеи, взгляды, вкусы, об- раз действий; праздник Нового года на Востоке, который отмечается 21 марта; Технология «Контрольно­обучающее тестирование».    (Смотрите: «Интерактивные методы обучения» стр. 159 ­160). ТЕСТЫ 1.В каком тексте рассказывается о национальном празднике узбекского  народа «Навруз»? а) «Родина моя – Узбекистан». б) «Навруз – торжество доброты и справедливости» в) «Роль культуры речи в профессиональной практике врача» Никох   туй 2.В каком тексте рассказывается о государственных символах Республики  Узбекистан? а) «Символы свободной страны». б) «Ташкент – живая песня Востока». в) «Русская масленица». 3.Какие праздники относятся к календарным праздникам? а) Международный Женский день 8­ое Марта, День защитников Отечества, б) Навруз, Мехржон, Суннат туйи; в) Хашар, Фатиха туй (Помоловка), Новый год; 4.Какие праздники относятся к трудовым праздникам? а) Первый посев, Праздник урожая, Праздник дыни; б) День независимости, День Конституции, День  учителей и наставников; в)   Курбан   хайит,   Бешик   туйи   («Деревянная   колыбель»),   («Свадьба»); 5.Какие праздники относятся к семейным праздникам? а) День Конституции, Международный день 8­ое Марта, Международный день защиты детей; б) Курбан хайит, День памяти и почестей, День борьбы со СПИДом; в) Никох туй («Свадьба»), Бешик туйи («Деревянная колыбель»), Праздник, посвящённый   первому   шагу   ребёнку   («Биринчи   кадам»); 6. Какие праздники относятся к религиозным праздникам? а) Курбан хайит, Рамазан хайит, Пайгамбар ёши; б) День  учителей и наставников, Навруз, День независимости; в) День Конституции, День защитников Отечества, День памяти и почестей; 7.Укажите, в какой строке даны существительные только женского рода? а) традиция, духовность, нравственность; б) семья, обряд, символ; в) патриотизм, наследие, согласие; 8.Укажите, в какой строке даны существительные только мужского рода? а) культура, традиция, справедливость; б) праздник, ритуал, обычай; в) гражданство, обучение, воспитание; 9.Укажите, в какой строке даны существительные только среднего рода? а) честь, совесть, доброта; б) поколение, гостеприимство, возрождение; в) молодёжь, государство, Конституция; 10.Выберите точное определение: «Духовность – это …» а)   качество   человека,   обладающего   честью,   порядочностью,   добротой   и совестью,   а   также   верой   в   лучшие   качества   в   человеке; б) праздник, который отмечается в Узбекистане 21 марта; в) изготовление изделий из обожжённой глины – керамики; 11.Выберите точное определение: «Обычай – это …»: а)   общепринятый   порядок,   традиционно   установившиеся   правила общественного   поведения,   которые   воспроизводятся   в   определённом обществе или социальной группе,    и является привычным для их членов; б) исторические праздники узбекского народа; в) наука, которая изучает русский язык; 12.Выберите точное определение: «Традиция – это …»: а) борьба узбекского народа за торжество справедливости; б) молодое поколение нашей страны; в)   то,   что   перешло   от   одного   поколения   к   другому,   что   унаследовано   от предшествующих         поколений   (например,   идеи,   взгляды,   вкусы,   образ действия и так далее); 13.Укажите синоним к данному слову «праздник»: а) торжество; б) национальность; в) духовность; 14.Укажите антоним к данному слову «независимость»: а) рабство; б) справедливость; в) победа; 15.Укажите правильный перевод слова «обряд»: а) madaniy; б) udum; в) osoyish; 16.Укажите правильный перевод слова «обычай»: а) mutaxassis; б) ramziy; в) odat; 17.Укажите правильный перевод слова «традиция»: а) аn’ana; б) tayyorgarlik; в) xayrli; 18.В   данном   предложении   вместо   точек   вставьте   подходящее   имя существительное:  «Навруз  драгоценное …  наших  предков,  чья  жизнь   была неразрывно связана с землей, водой, солнцем, деревьями, для которых приход весны определял начало извечного цикла пахота, посев, выращивание и сбор урожая»: а) праздник; б) наследие; в) поколение; 19.В данном предложении вместо точек вставьте подходящий глагол: « В дни Навруза   обязательным   украшением   достархана   …   «семь   шинов»:   вино (шароб), молоко (шир), сладости (ширин), сахар (шакар), шербет (шарбат), свеча (шам) и гребень (шона). а) являются; б) находятся; в) располагаются; 20.В   данном   предложении   вместо   точек   вставьте   подходящее   имя прилагательное: «Счастье и радость всем жителям Узбекистана приносит … праздник Навруз». а) весенний; б) зимний; в) летний; 21.В   данном   предложении   вместо   точек   вставьте   подходящее   имя числительное:   «Навруз   –   праздник   торжества   добра   и   справедливости отмечается в Узбекистане … марта»: а) 14; б) 21; в) 29; 22.В данном предложении вместо точек вставьте подходящее местоимение: «Навруз   –   это   праздник   братства   и   гражданского   согласия,   …   наций   и народностей, проживающих в Республике Узбекистан». а) нас; б) всех; в) мы; 23.В   данном   предложении   вместо   точек   вставьте   подходящий   предлог: «Навруз   …   нас   –   это   неповторимый,   своеобразный   мир,   который   на протяжении   столетий   оказывает   огромное   воздействие   на   сознание   и мышление, духовную жизнь и уклад жизни нашего народа». а) по; б) для; в) из; 24.Определите   падеж   выделенного   слова   в   данном   предложении: «Общественная жизнь включает в себя различные обычаи и традиции, которые и являются основой праздников». а) Именительный падеж; б) Родительный падеж; в) Творительный падеж; 25.Определите   падеж   выделенного   слова   в   данном   предложении:   «После провозглашения независимости Республики Узбекистан все  праздники  были возобновлены и в настоящее время празднуются ежегодно». а) Дательный падеж; б) Именительный падеж; в) Предложный падеж; 26.Закончите   данное   предложение:   «Духовные   и   исторические   ценности узбекского народа, наследие великих предков становится …». а) мировым достоянием; б) пятнадцатым открытием во Вселенной; в) китайской традицией; 27.Закончите   данное   предложение   «   Годы   независимости   резко   изменили народную   психологию   в   сторону   патриотизма,   национальной   гордости, открытости …». а) для всего мира; б) для животного мира; в) для растительного мира; 28.Закончите данное предложение: «Праздник Навруз играет особую роль в образе жизни и этнической культуре …». а) узбекского народа; б) русского народа; в) немецкого народа; 29.Укажите, в какой строке пословица о «труде»: а) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. б) Знание и мудрость украшают человека. в) Доброе слово железные ворота открывает. 30.Определите, в какой строке дан правильный перевод пословицы: «Vatan borning baxti bor». а) У кого есть Родина, у того есть счастье. б) Язык острее сабли. в) Человек без книги, что птица без крыльев.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «Национальные традиции и общечеловеческие ценности база для воспитания человека – гражданина. Сложное предложение. Сочинение и  подчинение как способы связи слов и предложений. Сложносочинённые предложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2018