Глава 1. Тригонометрические функции
Урок 7. Числовая окружность
Цели урока: ввести понятие числовой окружности; сформулировать умения записывать множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке; закрепить умение находить на числовой окружности точку, соответствующую данному числу.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос по теории:
1. Какая окружность называется числовой?
2. Где на числовой окружности находятся числа
?
3. Как записать множество чисел, соответствующих на числовой окружности точке?
4. Опишите первый макет числовой окружности.
5. Опишите второй макет числовой окружности.
III. Закрепление нового материала.
Выходят к доске сразу 4 учащихся и решают №1 одновременно, а остальные учащиеся, решая в тетрадях, проверяют работу у доски. Необходимо создать атмосферу творческого поиска, если будет спор, то умело его поддерживать, и находить верное решение совместно. Затем по той же схеме решается №3.
На доске изображаются 4 числовые окружности, на которых учащиеся будут показывать точки, которые соответствуют числам из №9-16. Учитель вызывает учащихся к доске без определенного порядка.
IV. Решение заданий у доски.
Решение заданий из №20, 24, 25 проходит так: учитель решает с полным объяснением у доски в каждом номере букву (а), а остальные буквы в заданиях решают у доски учащиеся.
Подведение итогов.
Домашнее задание: №2, 4; теория в учебнике, стр. 8-18; разобрать
пример 7 из теории.
Урок 8. Числовая окружность на координатной плоскости
Цели урока: рассмотреть числовую окружность на координатной плоскости; составить таблицу значений; закрепить умение нахождение на числовой окружности точки с конкретным значением абсциссы и ординаты, а также умением определить каким числам они соответствуют.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Проверка домашнего задания.
Проверить домашнюю работу можно проверочной работой в четырех вариантах:
Вариант №1 |
||||||||
1 |
Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . |
|||||||
2 |
Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . |
|||||||
3 |
Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки |
|||||||
Вариант №2 |
||||||||
1 |
Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . |
|||||||
2 |
Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . |
|||||||
3 |
Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки |
|||||||
Вариант №3 |
||||||||
1 |
Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . |
|||||||
2 |
Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . |
|||||||
3 |
Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки |
|||||||
Вариант №4 |
||||||||
1 |
Найдите на числовой окружности точки, которые соответствуют данным числам: . |
|||||||
2 |
Постройте геометрическую модель дуги числовой окружности, все точки которой удовлетворяют неравенству . |
|||||||
3 |
Найдите множество чисел, которым соответствуют отмеченные на числовой окружности точки |
|||||||
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала (стр. 18-26):
1. Рассмотреть числовую окружность в декартовой системе координат.
2. Составить таблицу координат чисел числовой окружности для первого макета.
3. Составить таблицу координат чисел числовой окружности для второго макета.
IV. Закрепление нового материала.
На доске изображаются 4 числовые окружности на координатной плоскости, на которых выполняются задания из №29-34(а, б, в).
Подведение итогов.
Домашнее задание: №29-34 (г); теория в учебнике, стр. 18-26;
разобрать пример из теории.
Урок 9. Синус и косинус
Цели урока: ввести понятие синуса и косинуса; рассмотреть их свойства; составить таблицу их значений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Проверочная работа.
На доске изображаются первый и второй макет числовой окружности на координатной плоскости (смотри рисунок 1 и 2). Работа поводится в четырех вариантах. Все задания приведены в таблице.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
1. Определите число, соответствующее точке |
|||
M, S, L, A |
N, F, E, C |
K, Q, L, B |
P, H, T, D |
2. Найдите координаты этих точек. |
|||
3. Найдите длины дуг |
|||
MK, LQ, FS |
NM, WH, EL |
NP, QL, FT |
MK, FE, LS |
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала (стр. 26-28):
1. Ввести понятия синуса и косинуса, как координаты точки единичной окружности.
2. Вывести основное тождество тригонометрии.
IV. Закрепление нового материала.
Решение заданий из №50-54 (а, г), №55 (а, б), №60, 62. на единичной окружности.
Подведение итогов.
Домашнее задание: №57, 61; теория в учебнике, стр. 26-28;
разобрать пример из теории.
Урок 10. Синус и косинус
Цели урока: закрепить понятие синуса и косинуса; рассмотреть решение уравнений вида и ; вывести формулы и
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Математический диктант.
Вычислить и , если t может принимать значения
, , , , , , , .
III. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала (стр. 28-34):
1. Рассмотреть решение уравнения на окружности, где принимает одно из значений (примеры 2 и 6).
2. Рассмотреть решение уравнения на окружности, где принимает одно из значений (примеры 3 и7)
3. Доказать справедливость равенств и .
IV. Решение заданий у доски.
После рассмотрения примера 2 решают №63 (б, г), №64 (а), после примера 6 решают №67 (а, в), после примера 3 решают №63 (а, в), №64 (б, в, г), после примера 7 решают №67 (б, г).
Подведение итогов.
Домашнее задание: №55 (в, г), №65, 66, 68; теория в учебнике,
стр. 30-34.
Урок 11. Тангенс и котангенс
Цели урока: ввести определение тангенса и котангенса; рассмотреть их свойства; составить таблицу их значений; закрепить понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса; закрепить умение использовать свойства тригонометрических функций.
Ход урока
I . Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Работа с учебником.
Учащиеся читают теоретический материал на стр. 34-37. Учитель по мере прочтения задает вопросы учащимся:
1. Почему тангенсом считается отношение синуса к косинусу?
2. При каких условиях существует тангенс? Почему?
3. При каких условиях существует котангенс? Почему?
4. Как вычисляется тангенс числа?
5. Вычислите , , , .
6. Объясните формулы и .
7. Вычислите , , , .
Затем вызываются к доске два учащихся для обобщения прочитанного.
III. Решение заданий у доски.
Решение заданий из №94 – 96 у доски учащимися из группы А.
Решение заданий из №97, 100 у доски учащимися из группы Б.
Подведение итогов.
Домашнее задание: №98, 99; теория в учебнике, стр. 34-37.
Урок 12. Тригонометрические функции числового аргумента
Цели урока: ввести понятие тригонометрической функции числового аргумента; вывести основные формулы одного аргумента тригонометрических функций; формировать умение упрощать выражения с применением основных формул одного аргумента тригонометрических.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала (стр. 37-39):
1. Вспомните соотношения, связывающие различные тригонометрические функции одного и того же угла.
2. Решить задачу: «Найти соответствующее значение , , , если известно, что и .»
III. Закрепление нового материала.
Решение заданий из №110, 111 устно с места, уточняя какую формулу применяли.
К доске работать выходят по одному 4 учащихся, объясняя подробно, решать задания из №112 (а), №116 (а); №112 (б), №117 (а); №112 (в), №118 (а); №112 (г), №119 (а).
IV. Решение заданий у доски.
К доске выходят сразу 4 учащихся решать три задания:
1-й учащийся |
2-й учащийся |
3-й учащийся |
4-й учащийся |
№113 (а) |
№113 (б) |
№114 (а) |
№114 (б) |
№116 (б) |
№117 (б) |
№116 (в) |
№117 (в) |
№118 (б) |
№118 (в) |
№119 (б) |
№119 (в) |
V. Проверочная работа.
Остальные учащиеся решают на месте по вариантам:
Вариант №1 |
№116 (б) |
№117 (б) |
№118 (б) |
№119 (б) |
Вариант №2 |
№116 (в) |
№117 (в) |
№118 (в) |
№119 (в) |
Подведение итогов.
Домашнее задание: №115, №116-119 (г); теория в учебнике, стр. 37-39.
Урок 13. Тригонометрические функции числового аргумента
Цели урока: закреплять умение упрощать выражения с применением основных формул одного аргумента тригонометрических функций; развить навыки упрощение выражений с применением основных формул одного аргумента тригонометрических функций.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы и задач урока.
II. Проверочная работа.
Проверить знание теоретического материала можно проверочной работой в четырех вариантах:
Вариант №1 |
|
Упростить выражение
|
Известно, что , . Вычислите . |
Вариант №2 |
|
Упростить выражение
|
Известно, что , . Вычислите . |
Вариант №3 |
|
Упростить выражение
|
Известно, что , . Вычислите . |
Вариант №4 |
|
Упростить выражение
|
Известно, что , . Вычислите . |
III. Проверка домашнего задания.
Пока 4 учащихся решают у доски №115 остальные устно комментируют промежуточные действия в заданиях №116-119 (г).
IV. Самостоятельная работа.
Вариант №1 |
||||
Упростить выражения |
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
Вариант №2 |
||||
Упростить выражения |
||||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|||
Подведение итогов.
Домашнее задание: №120; теория в учебнике, стр. 40-43.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.