Лекции на повторение школьного курса математики

  • Контроль знаний
  • Лекции
  • docx
  • 14.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала lesson21-26.docx

Урок 21. Как построить график функции, если известен график функции  

Цели урока:  рассмотреть преобразование функции для различных значений коэффициента .

Ход урока 

I.  Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

                    II. Математический диктант.

Учащиеся распределяются по трем вариантам (можно работать рядами). У каждого варианта своя функция, но одинаковые параметры коэффициента. Графики основных функций нарисованы на доске.  Учащиеся каждого варианта выходят к доске и на одной и той же координатной плоскости своего варианта строят свой график.

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Постройте график функции ,

если  =

После подведения итогов математического диктанта, учитель начинает объяснение новой темы.

III.  Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала (стр. 56-58):

1. Зная графики функций и, рассмотреть построение графиков функций и. Рассмотреть все случаи для параметра : .

IV.  Закрепление нового материала.

Задание выполняется на доске с постоянным комментарием учителя и учащихся. На доске заготовлены 2 системы координат с графиками функций и.

Задание №1. Построить в одной системе координат графики следующих функций:

; ; ; .

Найдите наибольшее и наименьшее значения этих функций: на отрезке ; на интервале ; на полуинтервале .

Задание №2. Построить в одной системе координат графики следующих функций:

; ; ; .

Найдите наибольшее и наименьшее значения этих функций: на отрезке ; на открытом луче ; на луче .

V.  Решение задач по теме.

Решение заданий №235 (a, б), №236 (a, б) и описать их свойства:

1) ; 2) ; 3) участки возрастания и убывания функции;

4) наибольшее и наименьшее значение.

Подведение итогов.

Домашнее задание: №235 (в, г), №236 (в, г); теория в учебнике стр. 56-58.

Урок 22. Как построить график функции, если известен график функции  

Цели урока:  закрепить умение построения графика функции , если известен график функции .

Ход урока 

I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверка домашнего задания.

Задание: Опишите реобразования, которые пименяются для построения графика функции и проверьте принадлежит ли точка с координатами графику данной функции.

Вариант №1

1) ,       

Вариант №2

2) ,  

Вариант №3

1) ,

Вариант №4

2) ,

Собрав листочки, задания каждого варианта разобрать совместно со всеми учащимися и построить графики этих функций на двух заготовленных системах координат, где уже построены графики функций и.

III. Проверочная работа.

Учащиеся группы A решают задания:

Вариант №1

Вариант №2

1. Постройте график функции. По графику найдите: ; ;  участки возрастания и убывания функции;  наибольшее и наименьшее значение.

1)

              2)

1)

2)

2. Известно, что . Найдите .

2. Известно, что . Найдите .

3. Известно, что . Найдите .

3. Известно, что . Найдите .

Учащиеся группы Б решают задания из задачника (в №237, 238 по готовому графику надо дополнительно найти:; ;  участки возрастания и убывания функции;  наибольшее и наименьшее значение):

Вариант №1

а

№ 237, 238

а, в

№ 233, 234

Вариант №2

б

б, г

Подведение итогов.

Домашнее задание: Выбрать параметры ,  и построить по 3 графика функций вида  и , а так же описать их свойства.

Урок 23. Как построить график функции , если известен график функции .

Цели урока: рассмотреть преобразование функции для различных значений коэффициента .

Ход урока

I.  Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Математический диктант.

Учащиеся распределяются по трем вариантам (можно работать рядами). У каждого варианта своя функция, но одинаковые параметры коэффициента . Графики основных функций нарисованы на доске.  Учащиеся каждого варианта выходят к доске и на одной и той же координатной плоскости своего варианта строят свой график.

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Постройте график функции,

если  =

После подведения итогов математического диктанта, учитель начинает объяснение новой темы.

III.  Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала (стр. 58-62):

1. Зная графики функций и, рассмотреть построение графиков функций и. Рассмотреть все случаи для параметра :

IV.  Закрепление нового материала.

Задание выполняется на доске с постоянным комментарием учителя и учащихся. На доске заготовлены 2 системы координат с графиками функций и.

Задание №1. Построить в одной системе координат графики следующих функций: ; ; ; ; ; .

Найдите наибольшее и наименьшее значения этих функций: на отрезке ; на открытом луче ; на луче .

Задание №2. Построить в одной системе координат графики следующих функций: ; ; ; ; ; .

Найдите наибольшее и наименьшее значения этих функций: на отрезке ; на интервале ; на полуинтервале .

V.  Решение задач по теме.

Решение заданий №246 . Описать свойства функций по их графикам:

1) ; 2) ; 3) участки возрастания и убывания функции;

4) наибольшее и наименьшее значение.

Подведение итогов.

Домашнее задание: теория в учебнике стр. 58-62; Выбрать параметры ,  и построить по 3 графика функций вида  и , а так же описать их свойства.

Урок 24. Как построить график функции , если известен график функции .

Цели урока; закрепить умение построения графика функции , если известен график функции .

Ход урока

                          I. Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверочная работа.

Вариант №1

Вариант №2

1. Постройте график функции. По графику найдите: нули функции; значения аргумента, при которых функция принимает положительные и отрицательные значения;  наибольшее и наименьшее значение.

1) ;    2)

1);    2)

2. Решите графически уравнение

1) ;   2)

1);    2)

III.  Решение задач по теме.

Задание №1.  Построить график функции , используя последовательно преобразования функций: сжать к оси ординат с коэффициентом 3; растянуть от оси абсцисс  с коэффициентом ; сжатую и растянутую функцию сдвинуть вдоль оси абсцисс на вправо.  Проверить, принадлежит ли точка  графику и удовлетворяют ли ее координаты формуле.

 

Задание №2.  Построить график функции ,

используя последовательно преобразования функций: сжать к оси ординат с коэффициентом  ; растянуть от оси абсцисс  с коэффициентом ; сжатую и растянутую функцию сдвинуть вдоль оси абсцисс на влево.  Подобрать точку , которая принадлежала бы графику и ее координаты удовлетворяли бы формуле.

Подведение итогов.

Домашнее задание: №250, 251; теория в учебнике стр. 58-62.

Урок 25. График гармонического колебания

Цели урока: ввести понятие график гармонического колебания; рассмотреть алгоритм построения графика функции .

Ход урока: 

I.  Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. Какие последовательные преобразования были выполнены, при построении графиков функций из №250, 251?

2. Каким графикам функций принадлежат точки , , , .

(Ответ: №250 (а) – A; №250 (б) – B; №251 (а) – C; №251 (б) – D )

III. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала (стр. 62-64):

1. Ввести понятие гармонических колебаний;

2. Ввести понятие гармонической функции;

3. Сформулировать алгоритм построения гармонической функции;

4. Рассмотреть на примере построение гармонической функции, проводя алгебраическое исследование.

IV.   Закрепление нового материала.

Решение заданий из №252, 253 у доски с постоянным комментарием учителя и учащихся.

    V.  Проверочная работа.

Вариант №1

Вариант №2

1. Построить график функции.

2. Определить промежутки возрастания и убывания функции.

3. Найти основной период функции.

4. Исследуйте функцию на монотонность на отрезках

1) ,        2) 

1) ,        2) 

Подведение итогов.

Домашнее задание: Выбрать параметры , ,  и построить по 3 графика функций вида  и , а так же описать их свойства.  Найти точку, которая принадлежала бы графику, а ее  координаты удовлетворяли бы формуле, задающей этот график.

Урок 26. функции , , их свойства и графики

Цели урока:  рассмотреть графики функций и ; сформулировать их свойства

Ход урока

I.   Организационный момент.

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II.  Проверка домашнего задания.

Учащиеся обмениваются тетрадями и определяют правильно ли найдена точка.

   III. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала (стр. 64-70):

1. По готовым графикам и  опишите свойства функций

2. Найти наименьшее и наибольшее значение функции на интервале , на полуинтервале , на отрезке .

3. Найти область значений функции  на полуинтервале , на объединение интервалов .

4.  Найти наименьшее и наибольшее значение функции на интервале , на полуинтервале , на отрезке .

5. Найти область значений функции  на отрезке , на объединение интервалов .

6. Решить графически уравнения и

 IV. Закрепление нового материала.

Решение заданий №256, 259; №261-264 (а, б) у доски с постоянным комментарием учителя и учащихся.

Подведение итогов.

Домашнее задание: №261-264 (в, г); теория в учебнике стр. 64-70.