Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе
Оценка 4.8

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
математика +2
11 кл +1
05.04.2019
Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе
Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе позволит дать информацию, позволяющую правильно сориентироваться в семье и в ее функциях; а также обучить практическим навыкам (выход из семейных конфликтных ситуаций, формирование установки на взаимопонимание, создание климата психологической безопасности).
Что такое семья.doc
Тема: Что такое семья и каковы ее функции в обществе? Цели: ­ дать информацию, позволяющую правильно сориентироваться в семье и в ее функциях; ­ обучить практическим навыкам (выход из семейных конфликтных ситуаций, формирование установки на взаимопонимание, создание климата психологической безопасности). ЗАНЯТИЕ №1 Проводит психолог. Занятие   проходит   в   виде   лекции,   где   в   первой   части   дается   информация, которая строится на: ­ формировании   позитивного   настроя.   «Когда   мы   движемся   в   направлении источника   света,   ­   тень   всегда   следует   за   нами;   когда   же   мы   движемся   от источника света, ­ тень бежит впереди нас» (Бишоп Фултон Дж. Шин)  ­ формирование установки на взаимопонимание; ­ создание климата психологической безопасности. ЗАНЯТИЕ №2 Практические упражнения Цель:   Стимулировать   участников   к   размышлениям   о   различных   вариантах своего поведения в семье. Введение Прежде чем начать рассмотрение вопросов оказания психологической помощи, кратко остановимся на том, что такое семья и каковы ее функции в обществе. 1. Семья  Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем себе мужа, жену и их   детей.   Такая   форма   организации   семьи   называется   супружеской,   или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей связанных брачными отношениями. Кроме   семей   связанных   брачными   узами   распространенной   формой   семейной организации,  являются   родственные   семьи.  Родственная   семья   основывается   не только   на   супружеских   отношениях   двух   людей,   но   и   на   кровном   родстве большого   числа   членов   малой   группы.   Эта   семья   предоставляет   собой   клан родственников вместе с их супругами и детьми. Выделение   семьи   из   других   структур,   составляющих   любое   общество   не случайно.   Именно   семья   является   основным   носителем   культурных   образцов, наследуемых   из   поколения   в   поколение,   а   так   же   необходимым   условием   для становления   личности.   Именно   в   семье   человек   обучается   социальным   ролям, получает   основы   образования,   навыки   поведения.   Семья   представляет   собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отлича­ ются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Функции семьи: 1. Функция   социализации.  Несмотря   на   большое   число   институтов, участвующих   в   социализации   личности,   центральное   место   в   этом   процессе, занимает   семья.   Это   объясняется,   прежде   всего   тем,   что   именно   в   семье осуществляется   первичная   социализация   индивида,   закладываются   основы   его формирования   как   личности.   Семья   для   ребенка   является   первичной   группой, именно   с   нее   начинается   развитие   личности.   Главным   способом   семейной социализации   копирование   детьми   моделей   поведения   взрослых   членов   семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что   ребенок   видит   в   других   семьях.   При   этом   часто   возникает неудовлетворенность действиями отца или матери, и ребенок начинает искать у других  личностей  в других  первичных  группах   приемлемые  модели  поведения. (Примеры) 2.   Репродуктивная   функция.   Одна   из   основных   задач   любого общества   ­   воспроизводство   новых   поколений   его   членов.   При   этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. (Примеры). 3. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека   относятся,   в   частности,   интимное   общение.   Основной   причиной эмоциональных   и   поведенческих   трудностей   в   общении   и   даже   физических болезней   является   отсутствии   любви,   тепла   и   полноценного   общения   в   семье. Потребность   людей   в   близком   доверительном   общении,   интимности, эмоциональном   выражении   чувств   близким   людям   является   жизненно необходимым элементом существования. (Примеры). 4. Экономическая функция. Ведение членами, семьи общего хозяйства, когда они   все   работают,   как   одна   команда,   способствует   формированию   крепких экономических   связей   между   ними.   Нормы   семейной   жизни   включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические, трудности. (Примеры). 5. Функция   сексуального   регулирования.   Семья   ­   это   главный   социальный институт,   через   который   общество   упорядочивает,   направляет   и   регулирует естественные сексуальнее потребности людей. Вместе   с   тем   практически   каждое   общество   имеет   альтернативные   пути удовлетворения сексуальных потребностей. (Примеры). 6. Статусная   функция.  Каждый   человек   воспитанный   в   семье,   получает   в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде   всего   относится   к   таким   важным   для   личности   статусам,   как национальность, место в городскойи сельской культуре и др.(Примеры).  7. Защитная   функция.  Во   всех   обществах   институт   семьи   осуществляет   в разной   степени   физическую,   экономическую   и   психологическую   защиту   своих членов. (Примеры). Исходя из вышеперечисленных основных функций семьи, можно предположить, что   одной   из   основных   причин   возникновения   конфликтных   отношений   может быть недостаточная реализация одной из функций. Перейдем непосредственно к причинам возникновения семейных конфликтов. Причины возникновения семейных конфликтов.   Возникновением конфликтов в семейных отношениях могут послужить самые разнообразные причины от разногласий по поводу ведения домашнего хозяйства, дисгармонии в интимных отношениях до нарушения межличностных отношений. Исходя из этого и тактика оказания психологической помощи будет разнообразна. Весь   спектр   возникших   конфликтных   отношений   требует   глубокого   анализа точной и объективной оценки возникшей ситуации. Семейные   конфликты   одно   из   нелегких   направлений   в   практической психологии, а разрешение данных конфликтов у людей является непростой задачей и  потому,   что   немалую   роль   в   возникновении   этих   конфликтов   играет   их собственное   мнение   о   семейных   отношениях.  Сам   факт   обращения   человека   к психологу   (т.е.   постороннему   человеку,   пусть   даже   специалисту)   для   многих является   внутренней   этической   проблемой,   связанной   с   утратой   способности доверять людям. Семейные проблемы затрагивают самые разнообразные аспекты жизни человека, и боязнь быть непонятым часто является основным фактором в отказе от помощи со стороны. Все поведение человека упрощенно, можно представить, как ряд элементарных актов,   каждый   их   которых   начинается   с   нарушения   равновесия   в   связи   с появлением   потребности   и   значимой   для   индивида   цели,   а   заканчивается восстановлением   равновесия   и   достижением   цели.   Встреча   с   непреодолимым затруднением   в   удовлетворении   потребности   может   выразиться   в   возникшем чувстве напряжения, неудовольствия, переходящего в раздражение и злость. Рассмотрим   общие   причины   возникновения   конфликта.   Каждый   индивид, несмотря   на   семейные   и   родственные   отношения,   прежде   всего,   является личностью,   и   имеет   свой   приемлемый   для   него   уровень   потребностей обеспечивающий   ему   комфортное   сосуществование.   К   этим   потребностям относятся: 1. Социальные потребности (общение, взаимодействие). 2. Физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.). 3. Потребность в безопасности. 4. Потребность   в   достижении   престижа,   знаний,   уважения,   определенного уровня компетенции. 5. Высшие потребности в самовыражении, самоутверждении. Конфликт в семье на   уровне   потребностей   возникает   тогда,   когда   происходит   игнорирование потребностей одного члена (членов) семьи другим.  Рассмотрим эти аспекты возникновения конфликта подробнее. 1. Самая   распространенная   группа   причин   возникновения   семейных конфликтов   кроется   в   нарушении   социальных   потребностей.   Формирование различного уровня духовного развития, отсутствие общих интересов, непонимание и   не   восприятие   интересов   другого,   отсутствие   общих   знакомых,   попытка запрещения   общения   члену   семьи   с   "непонравившимися"   родственниками, друзьями. Все это ведет к возникновению напряженности в семейных отношениях. (Пример) 2. Возникновение   конфликтов   на   уровне   материального   благополучия является   самой   актуальной   темой   сегодня.   Сложившиеся   экономическое положение   по   стране   в   целом   накладывает   заметный   отпечаток   на   нашу материальную   сторону   жизни.   Но   только   ли   дело   в   обеспечение   денежного довольствия индивида. Недостаток материального обеспечения семьи может быть по вполне объективным и исправным причинам, к которым относятся: - злоупотребление - нерациональное использование денежных средств; - неумение распределять семейный бюджет и. т.д. Вторая сторона физических потребностей личности это сексуальные (интимные) отношения супругов. Расстройство этих отношений с одной стороны, ведет, как правило,   к   возникновению   дисгармонии   отношении,   возникновению   частых, необоснованных претензиях к друг другу, а иногда к полному разрыву в семье. Причинами   нарушения   этой   потребности   может   быть   и   элементарная безграмотность в сексуальных отношениях, и как результат истощение нервной системы,   психоэмоциональной   усталости,   и,   как   следствие,   возникновения нарушения состояния физического здоровья личности. 3.   Нарушение   потребности   безопасности   может   выразиться   в   неоправданном притязании на возможность личности распоряжаться собой по своему усмотрению. Попытка излишней опеки над ним. 4.   Последние   два   вида   потребности   и   их   нарушение   находиться   в   тесной взаимосвязи.   Невозможность,   неспособность   достичь   желаемого   как,   правило влияет на возможность самоутверждения и возникновения внутреннего конфликта, который   впоследствии   сказывается   нарушении   межличностных   отношений   с окружающими. Этапы оказания помощи. Итак, мы сделали краткую прелюдию к основной теме нашей лекции и теперь перейдем к комплексу мероприятий в помощь человеку в разрешении семейных конфликтов и их профилактике. Содержание занятий. Диагностика предполагаемого поведения в конфликтных ситуациях. Ровному   течению   семейной   жизни   мешает   множество   подводных   камней. Ревность, обидчивость, неумение вести хозяйство… И вот однажды все мелкие обиды, ссоры, недовольства вырастают как снежный ком, и становится очевидным: семья   переживает   кризис.   Данные   психологические   упражнения,   помогут   не только нормализовать отношения в семье после кризисной ситуации, но и укрепить их тем, кто еще не дошел до критической точки.  Упражнение №1 «Взгляд в прошлое» Вспомните отношения ваших родителей и опишите их коротко под следующим заголовками: Любовь и нежность.  Целовались ли они и высказывались в вашем присутствии свои чувства друг другу? Дарили ли они друг другу подарки и цветы? Проводили ли вместе отпуск? Гнев.  Ссорились ли они? Как часто? Как они это делали? Они часто болели, уходили в пьянство или в хроническое недовольство окружением? Домашние дела. Что каждый делал из них по дому? Занимались ли домашними делами вместе? Кто был лидером и брал на себя инициативу: отец или мать? Карьера. Если один или оба родители работали, как они относились к своей работе и к работе супруга? Как вы относитесь к их работе? Не мешала ли карьера родителям уделять вам должного внимание? Кризис   отношений.   Были   ли   в   их   отношениях   какие­то   особые   случаи,   как, например измена одного из родителей? Развод? Отношение   «родитель­дитя»   Как   они   относились   к   вам   и   вашим   сестрам   и братьям? Ваша мать относилась к вам иначе, чем отец? Как они показывали вам свои   чувства?   Как   они   вас   наказывали?   Как   вы   думаете,   им   нравилась   роль родителей? Они хорошо справлялись с ней? Неполная   семья.   Если   вас   воспитывал   один   родитель,   причина   этого   былав смерти   одного   из   них   ил   в  разводе?  Ваши   родители   были   женаты?  Если   ваши родители в разводе, с кем из них остались вы и почему? Поняв,   как   жили   ваши   родители,   вы   поймете,   как   и   почему   в   вашей   семье происходят   те   или   иные   ситуации.   Работа   над   данным   упражнением   поможет также   предупредить   возможность   тех   или   иных   неприятных   ситуаций   в   вашей семье. Аналитическое упражнение№2 «Любовь – это…» Поговорите вместе о любви вообще, что она означает для каждого из вас? В течение 5 мин. Пусть каждый из вас скажет, почему он любит другого. После этого, также опишите в течение 5 мин., какой вы видите счастливую семейную жизнь, и что в ней вам бы понравилось? Далее ­ течение 5 мин. Обсудите мнение каждого по этому поводу. Если вы не хотите делать это упражнение, то спросите себя, почему. Трудно ли вам говорить о столь приятных вещах? Может также тяжело говорить и о проблемах?  Упражнение№3 «Я должен…ты должна… » Возьмите каждый по большому листу бумаги и разделите лист на 4 колонки. В  каждой колонке напишите следующие фразы: «Муж должен…», «Жена должна…»,«Жена должна…», «Отец должен…». Не размышляя и не обсуждая друг с другом, закончите каждую фразу, написав, то, что придет вам в голову по выше названным вопросам. Упражнение№4 «Для меня важно…» Это задание состоит из 3 частей. В первых двух ответы расположите по степени убывания их важности. Чего я хочу от отношений 1. найти свою половину; 2. не быть одному (одной); 3. найти женщину (мужчину), чтобы иметь от нее (его) детей;  4. быть любимым (любимой); 5. быть всегда влюбленным и страстным; 6. чтобы обо мне заботились; 7. иметь хорошие сексуальные отношения; 8. построить дом (купить квартиру); 9. иметь друга на всю жизнь; 10. что­нибудь еще (укажите). Я думаю, что в жизни важно: 1. любовные отношения; 2. карьера; 3. деньги; 4. окружающая обстановка (среда); 5. образование; 6. религия; загрязнение к окружающей среде; 7. воспитание детей; 8. путешествие; 9. хобби и увлечения; 10. политика; 11. что­нибудь еще (укажите). Меня злит (выбрать 5 ответов) 1. глупость; 2. жестокость по отношению к детям (пожилым людям); 3. насилие или жестокость по отношению к женщине; 4. 5. расовые вопросы; 6. политические вопросы; 7. отсутствие денег; 8. недостаток свободы; 9. когда мне указывают что делать; 10. феминизм; 11. мужской шовинизм; 12. когда меня критикуют; 13. грубость; 14. терроризм; 15. нечестность супруга (супруги); 16. когда меня обманывают; 17. когда меня игнорируют; 18. холодное обращение ко мне; 19. злое отношение ко мне. Прочтите то, что вы выбрали, и обсудите ваш выбор. Рекомендации, предупреждающие затруднения в семейных отношениях: Нельзя думать, что конфликт, один раз разрешенный, не возникает вновь. Ведь формирование   оптимальных   отношений   связанно   с   развитием   новых   черт поведения личности. Для   каждой   супружеской   пары   оптимально   свое   соотношение   общения   и обособления,   но   оно   обязательно   должно   быть.   Оно   дает   возможность   лучше почувствовать   личное   своеобразие   и   оригинальность,   неповторимость   партнера. Постоянное  общение  изо  дня в день  уменьшает  «новизну»  отношений. Эффект монотонности проявляется не только в однообразной работе, но и в человеческих отношениях.

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе

Лекционное занятие о семье и её основных функциях в современном обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2019