ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»
Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ
ТЕМА: « Коммуникации. Средства коммуникации.»
По дисциплине: «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
Магистранта: Сербов Анны Сергеевны
Форма обучения заочная группа: ФП20ВР68ПД1
Направление подготовки: 6.44.04.01 «Педагогическое образование»
Программа магистратуры: «Педагогика дошкольного детства»
Сроки прохождения практики с 01.02.2021 по 20.03.2021г.
База практики: ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»
Приказ: № 44-ПР от 21.01.21 г.
Оценка преподавателя__________к.п.н., Музенитова Э.А.
Тирасполь 2020 г.
Профиль: Специальная дошкольная педагогика и психология , 3 курс группа ФП18ДР62СД1
Тема:«Коммуникации. Средства коммуникации.»
Цель: формирование у студентов системных знаний и представлений об общих закономерностях, различных видах, уровнях и формах коммуникации.
Задачи:
знакомство с понятиями общение, коммуникация; средствами общения, особенностями общения в современном мире;
Выработать у студентов целостное понимание теоретических положений о сущности, особенностях и формах коммуникации;
Способствовать усвоению основных положений курса и умению их применять при анализе современных процессов коммуникации;
Межпредметные связи: педагогика и психология.
Методы и приемы: словесный, проблемный
Формы организации работы: лекция-информация
Комплексно-методическое обеспечение лекции: рабочая программа
дисциплины, конспект лекции, презентация
Библиографический материал:
1.Аболина, Н. С. Практикум по развитию коммуникации: учебное пособие / Н. С. Аболина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 72 с.
2. Липатова Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход) // Вестн. РУДН. Сер.: Философия. – 2015. – № 4. – С. 115-123
3. Подставка П.А. Вербальные и невербальные средства коммуникации // Академическая публицистика. – 2018. – № 10. – С. 133-136
Задание для самостоятельной работы: выучить лекцию, подготовиться к практическому занятию по теме: «Коммуникации. Средства коммуникации.», выполнить задание:
подготовить презентации или доклады по темам:
«Вербальные и невербальные средства коммуникации»
«Общение и коммуникация»
«История возникновения дактильной речи»
«Искусство использования жестов»
«Дактильная, жестовая речь в России и зарубежом»
Время выступления 10 мин.
Тема: «Коммуникации. Средства коммуникации.»
ПЛАН:
1. Коммуникация – это не просто общение…Многообразие коммуникаций.
2. Основная модель.
3. Классификация коммуникации.
4. Функции коммуникации и коммуникативного акта.
5. Средства вербальной и невербальной коммуникации.
6. Понятие эффективной коммуникации.
1.Коммуникация – это не просто общение…Многообразие коммуникаций
Люди не могут жить как без природы, так и без общества.
Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, потом в школу, в университет, на работу и т.д. Всюду его окружают такие же люди, с которыми – хочешь ты того или нет, – он вынужден контактировать.
От качества этих контактов порой зависит очень многое, и в первую очередь – комфортность эмоционального фона.
В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне.
Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.
Так что теме коммуникаций отнюдь не напрасно отводится столь существенное место.
Ну а нам с вами – тем, кого это непосредственно касается, – будет весьма нелишним узнать, что такое коммуникация, и хоть немного разобраться в том, при каких условиях коммуникацию можно назвать эффективной и какое значение в нашей жизни имеет эта эффективность.
Коммуникация – это не просто общение…
Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».
Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.
Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).
С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.
Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.
В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:
коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.
Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.
В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.Дефиниция «коммуникация» (лат. communication — делаю общим, связываю, общаюсь) в литературе трактуется как сообщение, путь сообщения или связь одного места с другим; специфическая форма взаимодействия людей; массовая коммуникация — передача информации с помощью технических средств — телевидения, печати, радио, Интернета; акт общения, связь, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц ; сообщение, общение ; обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, информацией и др.
Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом,играющим в деловой жизни важную роль.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального
содержания.
Коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к
человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и
параметров речи.
Процесс коммуникации — обмен информацией. При рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.
Вопросы для контроля:
Процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная сменой ролей :
а) чтение
б)монолог
в)диалог +
Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс :
а)общения+
б)понимания
в)восприятия
2.Основная модель
Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:
· источник (тот, кто желает донести свою мысль до другого человека) – по сути это адресант, выступающий в роли генератора сообщения для передачи;
· проводник или преобразователь (то, что преобразует информацию в сигналы) – то есть обычный передатчик, посылающий сообщения по какому-либо каналу связи;
· непосредственно канал связи (средство, путь передачи информации);
· приемник информации (то, что адаптирует и расшифровывает сигнал источника) – то же самое, что декодировщик, переводящий сигналы в «удобоваримое» сообщение;
· получатель (тот, до кого должна была дойти информация) – конечный адресат, для которого предназначалось сообщение.
Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.
Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).
Целостный процесс коммуникации (адекватной передачи информации) имеет, как правило, многослойную структуру, состоящую из множества последовательных актов.
При этом соблюдаются и необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимумом структурных компонентов, в который непременно входят:
· участники коммуникационного акта;
· ситуация или случай, требующие обсуждения;
· содержание сообщения (текст, сигнал);
· мотивы и цели что-то донести до собеседника посредством сообщения;
материальная передача информации.
Для осуществления любой коммуникации необходимы адекватные целям знаковые системы (в каждой культуре они различные).
Чаще всего такой системой служит язык, который используется как в форме устной речи, так и в форме письменной.
3.Классификация коммуникации
Существует огромное многообразие коммуникативных процессов. Так, коммуникации осуществляются между отдельными людьми, группами, внутри групп и т.п. Они могут охватывать различные аспекты производственной, деловой, научной, учебной, культурно-духовной деятельности. Кроме этого, коммуникации осуществляются среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным этносам, между странами, континентами и т.п. Разнообразие коммуникаций требует проведения их классификации. В литературе по теории коммуникации можно увидеть различные подходы к типологии коммуникации.
· Георгий Георгевич Почепцов(украинский специалист в области коммуникативных технологий) выделяет виды коммуникации, опираясь на понятие “коммуникативное пространство”. Он выделяет такие виды коммуникации, как визуальная, вербальная, перформансная, мифологическая, художественная.
· Михаил Алексеевич Василик(советский и российский философ)рассматривает виды и уровни коммуникации, а также отдельно выделяет профессионально ориентированную коммуникацию. В рамках этих видов и уровней коммуникации этим автором рассматриваются многочисленные формы коммуникации. Так, в рамках вербальной коммуникации выделяются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор. Среди многообразия коммуникаций в организации особо отмечаются различные формы деловой коммуникации: деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание и т.п.
· По наиболее значимым основаниям коммуникации проведена классификация Феликсом Изосимовичом Шарковым (советский и российский социолог). Он выделяет следующие типы коммуникации:
Ø По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц:
а) массовая коммуникация (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп);
б) среднего уровня (между и в больших социальных группах - групповая, в социальных организациях - внутриорганизационные коммуникации);
в) локальная (внутрисемейная, в малых группах - внутригрупповая, межгрупповая).
Ø По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений – межличностные коммуникации (как правило связана с идеальной моделью коммуникации, в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой “общение с самим собой” (человек диалогизирует свой внутренний “монолог”, разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alterego).
Ø По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на а) непосредственные (прямые) и б) опосредованные (дистанционные).
Ø По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на
а) активные и б) пассивные. Если коммуникатор воздействует нареципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.
Ø По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно( обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения).
Ø В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на а) горизонтальные и б) вертикальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными). Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Горизонтальные коммуникации происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе.
Ø В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на а) вербальные и б) невербальные. Кроме вышеотмеченных видов коммуникации выделяют когнитивные, конфликтные, кризисные, межкультурные, офисные, производственные, протестные, рекреационные, уличные, художественные, экспрессивные и т.д.
Деловая коммуникация является важнейшим аспектом любой профессиональной деятельности и может быть отнесена к самостоятельному виду коммуникации.К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многие практики и теоретики управления придерживаются такой точки зрения на деловую коммуникацию - важно, чтобы коммуникатор говорил на одном языке с получателем информации, правильно оценивал форму получения информации, а также значение обратной связи.
К наиболее универсальным, применимым в различных сферах деятельности, относят такие формы коммуникации как диалог, дискуссия и беседа.
Диалог – это двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании – горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.
Дискуссия – разновидность спора как словесного состязания.
Дискутировать – публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу.
Дебатировать – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу.
Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражениями, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая собственную точку зрения.
Таким образом, если дискуссия – это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Беседа – вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. К формам коммуникации относят такие как письменная, устная, визуальная (их содержание рассмотрим чуть позже).
Различные формы и виды коммуникации объединяются функциями коммуникации. Рассмотрим их более подробно в следующем вопросе.
Приведите пример из жизни по каждому типу коммуникации.
4.Функции коммуникации и коммуникативного акта.
Зачем мы вступаем в коммуникацию? Ответ на данный вопрос характеризует функции коммуникации. Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки, крик), информировать о чем-либо (телетекст, пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план исследования), развлечь (художественный фильм, спектакль), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий хранить деньги в данном банке) и т.д. Таким образом, исходной причиной коммуникации служат потребности человека или группы людей, поэтому для анализа функций коммуникации используют схему-пирамиду человеческих потребностей, предложенную Абрахамом Маслоу. Пять уровней пирамиды Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, потребности взаимоотношений – любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей, необходимость уважения и самореализации) позволяют выделить наиболее общие функции коммуникации как выживание и сотрудничество с другими людьми. Можно также говорить о функциях коммуникации применительно к некоторым коммуникативным актам и коммуникативным событиям. Например, функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и “прикреплены” к ее участникам и элементам.
Из модели Романа Осиповича Якобсона, которая применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий, вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации. Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи:
функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим,
функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим,
функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи.
Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации. Традиционно также выделяются либо две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом.
Считается , что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.
Вторая функция – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Таким образом, приведенные классификации функций коммуникации связаны как с минимализацией (упрощением), так и с введением большого количества функций. Весьма незначительно в них исследована роль адресата (только в глазах говорящего, в его предположении о возможной реакции слушающего). Как правило рассматриваются два минимальных участника коммуникации, а групповая и массовая коммуникации требуют отдельного и дополнительного разговора.
Основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:
· информативно-коммуникативные (обмен информацией);
· интерактивные (общение);
· гносеологические (познание);
· аксиологические (обмен духовными и культурными ценностями);
· нормативные (закрепление или передача норм);
· социально-практические (передача знаний, умений, навыков).
От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.
5. Средства вербальной и невербальной коммуникации
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Вербальная коммуникация, как считают специалисты по теории коммуникации, может проходить преимущественно в форме диалога или монолога.
Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. Выделяют следующие типы диалога:
- информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуникации и имеющий своей целью получение информации;
- прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;
- обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;
- праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников.
Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Выделяют следующие типы монолога:
- информационный, означающий сообщения различного рода.
- драматический.
Стили вербальной коммуникации- совокупность устойчивых и привычных способов поведения присущих данному человеку которые используются им при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми. Выделяют следующие стили:
- Прямой стиль представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия с другими людьми.
- Непрямой- позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека.
- Искусный, вычурный- основываются на различной степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д.
- Краткий, сжатый
- Инструментальный -ориентирован на говорящего
- Аффективный-направлен на слушателя.
Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выражению, передаются средствами невербального общения.
Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные. Выделяют три типа невербальных средств:
- поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение . от волнения, дрожь от холода или страха и др.;
- ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;
- собственно коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.
Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Эта цель является общей для всех культур, но в разных культурах «слова» невербального языка имеют разное значение, им придается различный смысл. Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».
Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной коммуникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:
- кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;
-такесика — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания и другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;
-сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основывающихся на информации от органов чувств;
- проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;
- хронемика — способы использования времени в процессе коммуникации;
-окулистика-использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. Невербальные средства позволяют адекватно оценить ситуативные условия общения, личностные особенности партнера и эмоциональный и интеллектуальный подтекст высказывания.
Жест (от
лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого
тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся
знаком или символом.
Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на
что-либо или кого-либо (это один из немногих жестов, чей смысл мало различается
в разных странах), а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи,
чтобы подчеркивать некоторые слова или фразы. Многие внешне схожие жесты имеют
разный смысл в разных странах. Один и тот же жест может быть безобидным в одной
стране и вульгарным в другой стране. Кроме того, даже однотипные или
аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах. Например, когда
россиянин считает что-либо на пальцах, он, как правило, загибает пальцы внутрь
ладони, в то время как типичный американец, наоборот, при счёте разгибает
пальцы.
Жесты имеют три стадии. Центральной являются стадия реализации, именуемая пиком. Экскурсия готовит движение, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Фазы жеста соотносятся с такими кинесическими параметрами как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой или широтой движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи.
Различают произвольные и непроизвольные жесты. Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации.
Отмечаются русские жесты, которые могут употребляться самостоятельно. Это жесты прощания, приветствия, привлечения внимания, запрещающие, жесты угрозы, оскорбительные, дразнящие, утвердительные, вопросительные, благодарности, примирения, просьбы, некоторые описательно-изобразительные жесты, жесты одобрения, негативной оценки, иронии и ряд эмоциональных жестов. Практически все указанные жесты могут употребляться как автономные носители значения (кроме подчеркивающих жестов) и легко понимаются в контексте соответствующей ситуации.
Основные функции жестов в коммуникации:
А) функцию регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего (так называемые иллюстративные жесты, сопровождающие многие речевые акты: приветствие, приказы, угрозы и т. д.)
Б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Это так называемые перформативные жесты. К ним принадлежат, например, невербальные просьбы типа поманить пальцем, жесты — вопросы и т. д.
В) коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации, например, жест — приложить палец к губам. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие единицы, как отвернуться, подмигнуть, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и т. Д
Г) репрезентацию внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношение к партнеру по коммуникациям. Основой всех этих жестов является эмоция, а не его физиологическое проявление. Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу, делать большие (круглые.страшные) глаза, топнуть ногой.
Д) дейктическую функцию: пояснение величины или размера какого-то объекта, а также уточнение местоположения лица или объекта.
Е) жестовое комментирование физических действий некоторого лица (например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры поведения за столом).
Ж) риторическую функцию. К риторическим жестам принадлежат некоторые жесты, с обязательностью сопровождающие речь, т. е. иллюстраторы. Основным назначением риторических иллюстраторов, является не смысловое дополнение речевых сообщений или их фрагментов, а украшение и усиление отдельных аспектов той речи, которую они сопровождают.
Е. А. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения, на основе которой составлялись тесты задания для исследования возможностей детей:
· Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
· Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнера.
· Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.
· Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическая активность говорящего человека. Она возникает только тогда, когда человек активно разговаривает с другими людьми .
Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Различные речевые единицы внутри реплики соотносятся с различными движениями рук.
Таким образом, процесс речевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности: речевых органов и движений тела.
Особая область использования жестов – это искусство (пантомима, опера, драма). Они являются только составной частью языка в системе общения актёра с публикой. А вот жесты, применяемые на транспорте, в армии, в спорте – это самостоятельные невербальные системы общения.
Итак, в армии, в спорте, на транспорте применяются кинетические (двигательные) системы, состав которых узаконен, нормативен.
Все
жестовые системы (кинетические)различаются по структуре: по составу, принципам
устройства, уровню коммуникативной самостоятельности и функциям (сфера и
частота использования).
Формы овладения не слышащим ребенком специфическими средствами общения:
Ø Дактильная речь – движение пальцев рук обозначают не сами явления и предметы окружающего мира , как у индейских племён, в искусстве, а буквы алфавитов языков разных национальностей. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка: русского, английского, немецкого и др. Таким образом дактильная речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей и родителей) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую.
Ø Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д.
Ø Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении.
Рассматривая особенности различных жестовых систем, мы выяснили, в чем их различие, в чем сходство. Еще раз подчеркнем: главное, что объединяет эти системы, — способ передачи и восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т. д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т.
Паравербалъные средства — совокупность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определенная часть информации передается через голосовые оттенки, которым в разных языках придается определенный смысл. Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личных качеств человека, тем не менее, в процессе общения следует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенной речью (приятный тембр, интонации), приписывать им не только высокие интеллектуальные и психологические качества (обаяние, интеллигентность, доброжелательность), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, надежность, уверенность и др.).
С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжелательность, тревожность, уверенность, заинтересованность. Например, эмоция печали выражается медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глухой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п.
Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относятся:
- просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса;
-экстралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).
Отличие вербальной
и невербальной коммуникации состоит в:
а) способах кодирования информации +
б) каналах связи
в) целях передачи информации
К вербальной
коммуникации не относится:
а) письмо
б) говорение
в) слушание +
Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:
а) жестов;
б) определенного темпа речи;
в) установления определенной дистанции между общающимися;
г) устной речи;+
Невербальными средствами общения являются:
а) рукопожатие;+
б) походка;+
в) телефон;
г) взгляд;+
д) электронная почта.
Для чего используют дактильную и жестовую речь ?
Формы овладения не слышащим ребенком специфическими средствами общения:
a) дактильная речь
b) естественные жесты
c) русский жестовый язык
d) калькирующая жестовая речь
Определите, к каким видам жестов относятся: руки в карманах, поправлять галстук, трогать пуговицы.
a) Механические жесты
b) Эмоциональные жесты
c) Указательные жесты.
d) Специфические жесты.
6. Понятие эффективной коммуникации.
Так же, как и с определением общения, здесь важно усвоить один основополагающий тезис: успешная коммуникация и эффективная коммуникация – это разные вещи.
Упрощенно говоря, успешная – это состоявшаяся (независимо от того, чем закончилось общение), а эффективная – это свершившийся коммуникационный акт, когда в результате взаимодействия достигаются определенные цели.
Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения. И речь идет не только о легкости установления контакта и умении поддерживать любой разговор, в какие трущобы он ни завел, – здесь нужны специфические способности, которые обычно относят к навыкам синтонного общения.
Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.
С этой точки зрения эффективная коммуникация – высший уровень общения, в процессе которого не передаются сухие факты. Здесь главным образом задействуются чувства и эмоции человека, чтобы добиться от него ожидаемого результата. От коммуникатора же требуется не только способность понимать цели и мотивы собеседника, но и умение играть на его волнениях.
Есть еще такое понятие, как неэффективная коммуникация – это крайне неприятное общение, несущее непонимание, противостояние и разногласия, что может привести не только к обычным ссорам, но и к глубоким (непримиримым) конфликтам с некомпенсируемыми последствиями.
Как научиться эффективной коммуникации
Можем ли мы что-то сделать, чтобы стать приятным собеседником? Можем!
Научиться эффективной коммуникации не так уж сложно – достаточно придерживаться хотя бы этих нескольких правил:
Молчи и слушай. Не стоит постоянно доминировать в разговоре. Собеседник ждет от партнера не только высказываний по поводу его точек зрения «на все», но и банального понимания (то есть умения выслушать);
Эмпатия. Психологи говорят, что при разговоре нужно не просто воспринимать сухие факты, но и пытаться разобраться в чувствах и эмоциях собеседника. Отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и понимание – залог успеха;
Оптимизм. Если говорить только об отрицательных моментах и постоянно жаловаться, собеседник быстро от вас отвернется. Нужно нести позитив, зарождать надежду, морально вдохновлять и поддерживать, и тогда общения с вами будут искать даже те, кому вы раньше не были интересны;
Уважение. Во время беседы нельзя откровенно критиковать, осуждать или жестоко шутить. Проявить уважение и понимание к чувствам другого – этого требует не только вежливость, но и элементарная воспитанность;
Щепетильность. Касательно того, когда нужно уступить, у каждого есть свое мнение. Заметив какие-то несовпадения с собственной версией, не спешите сразу об этом заявлять. Шутки и насмешки в этом случае категорически не приемлемы. Даже если мнение собеседника очевидно неправильно, лучше тактично промолчать или просто уступить.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.