Лекционный материал для студентов педагогического направления Сербов Анна Сергеевна Заместитель заведующего по образовательной деятельности МОУ "Бендерский детский сад № 26"
Оценка 4.9

Лекционный материал для студентов педагогического направления Сербов Анна Сергеевна Заместитель заведующего по образовательной деятельности МОУ "Бендерский детский сад № 26"

Оценка 4.9
docx
02.02.2023
Лекционный материал для студентов педагогического направления Сербов Анна Сергеевна Заместитель заведующего по образовательной деятельности МОУ "Бендерский детский сад № 26"
лекция на 04,03,2021.docx

ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»

 

 

Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: « Коммуникации. Средства коммуникации.»

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Магистранта: Сербов Анны Сергеевны

Форма обучения заочная группа: ФП20ВР68ПД1

 

Направление подготовки: 6.44.04.01 «Педагогическое образование»

 

Программа магистратуры: «Педагогика дошкольного детства»

Сроки прохождения практики с 01.02.2021 по 20.03.2021г.

База практики: ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»

 

Приказ: № 44-ПР от 21.01.21 г.

 

 

 

 

 

Оценка преподавателя__________к.п.н., Музенитова Э.А.

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2020 г.

 

 

Профиль: Специальная дошкольная  педагогика и психология , 3 курс группа ФП18ДР62СД1

Тема:«Коммуникации. Средства коммуникации.»

Цель: формирование у студентов системных знаний и представлений об общих закономерностях, различных видах, уровнях и формах коммуникации.

Задачи:

знакомство  с понятиями общение, коммуникация; средствами общения, особенностями общения в современном мире;

 Выработать у студентов целостное понимание теоретических положений о сущности, особенностях и формах коммуникации;

Способствовать усвоению основных положений курса и умению их применять при анализе современных процессов коммуникации;

Межпредметные связи: педагогика и психология.

Методы и приемы: словесный, проблемный

Формы организации работы: лекция-информация

Комплексно-методическое обеспечение лекции:    рабочая программа

дисциплины, конспект лекции, презентация

Библиографический материал:

1.Аболина, Н. С. Практикум по развитию коммуникации: учебное пособие / Н. С. Аболина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 72 с.

2. Липатова Т.В. Вербальные и невербальные средства коммуникации и их место в системе языка (системно-типологический подход) // Вестн. РУДН. Сер.: Философия. – 2015. – № 4. – С. 115-123

3. Подставка П.А. Вербальные и невербальные средства коммуникации // Академическая публицистика. – 2018. – № 10. – С. 133-136

Задание для самостоятельной работы: выучить лекцию, подготовиться к практическому занятию по теме: «Коммуникации. Средства коммуникации.», выполнить задание:

подготовить презентации или доклады  по темам:

«Вербальные и невербальные средства коммуникации»

 «Общение и коммуникация»

«История возникновения дактильной речи»

«Искусство использования жестов»

«Дактильная, жестовая речь в России и зарубежом»

Время выступления 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Коммуникации. Средства коммуникации.»

ПЛАН:

1.     Коммуникация – это не просто общение…Многообразие коммуникаций.

2.     Основная модель.

3.     Классификация коммуникации.  

4.     Функции коммуникации и коммуникативного акта. 

5.     Средства вербальной и невербальной коммуникации.

6.     Понятие эффективной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Коммуникация – это не просто общение…Многообразие коммуникаций

 

Люди не могут жить как без природы, так и без общества.

Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, потом в школу, в университет, на работу и т.д. Всюду его окружают такие же люди, с которыми – хочешь ты того или нет, – он вынужден контактировать.

От качества этих контактов порой зависит очень многое, и в первую очередь – комфортность эмоционального фона.

В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне.

Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.

Так что теме коммуникаций отнюдь не напрасно отводится столь существенное место.

Ну а нам с вами – тем, кого это непосредственно касается, – будет весьма нелишним узнать, что такое коммуникация, и хоть немного разобраться в том, при каких условиях коммуникацию можно назвать эффективной и какое значение в нашей жизни имеет эта эффективность.

Коммуникация – это не просто общение…

Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».

Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.

Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).

С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.

Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.

В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:

коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.

Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.Дефиниция «коммуникация» (лат. communication — делаю общим, связываю, общаюсь) в литературе трактуется как сообщение, путь сообщения или связь одного места с другим; специфическая форма взаимодействия людей; массовая коммуникация — передача информации с помощью технических средств — телевидения, печати, радио, Интернета; акт общения, связь, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц ; сообщение, общение ; обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, информацией и др.

Вместе с тем, общение людей также является коммуникативным процессом,играющим в деловой жизни важную роль.

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) – специфический обмен информацией,  процесс передачи эмоционального и интеллектуального

содержания.

Коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к

человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и

параметров речи.

Процесс коммуникации — обмен информацией. При рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Поэтому не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Вопросы для контроля:

Процесс  взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная сменой ролей :

а) чтение

б)монолог

в)диалог +

Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс :

а)общения+

б)понимания

в)восприятия

2.Основная модель

Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:

·        источник (тот, кто желает донести свою мысль до другого человека) – по сути это адресант, выступающий в роли генератора сообщения для передачи;

·        проводник или преобразователь (то, что преобразует информацию в сигналы) – то есть обычный передатчик, посылающий сообщения по какому-либо каналу связи;

·        непосредственно канал связи (средство, путь передачи информации);

·        приемник информации (то, что адаптирует и расшифровывает сигнал источника) – то же самое, что декодировщик, переводящий сигналы в «удобоваримое» сообщение;

·        получатель (тот, до кого должна была дойти информация) – конечный адресат, для которого предназначалось сообщение.

Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.

Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).

Целостный процесс коммуникации (адекватной передачи информации) имеет, как правило, многослойную структуру, состоящую из множества последовательных актов.

При этом соблюдаются и необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимумом структурных компонентов, в который непременно входят:

·        участники коммуникационного акта;

·        ситуация или случай, требующие обсуждения;

·        содержание сообщения (текст, сигнал);

·        мотивы и цели что-то донести до собеседника посредством сообщения;

материальная передача информации.

Для осуществления любой коммуникации необходимы адекватные целям знаковые системы (в каждой культуре они различные).

Чаще всего такой системой служит язык, который используется как в форме устной речи, так и в форме письменной.

 

3.Классификация коммуникации

 Существует огромное многообразие коммуникативных процессов. Так, коммуникации осуществляются между отдельными людьми, группами, внутри групп и т.п. Они могут охватывать различные аспекты производственной, деловой, научной, учебной, культурно-духовной деятельности. Кроме этого, коммуникации осуществляются среди людей различного возраста, пола, принадлежащих к различным этносам, между странами, континентами и т.п. Разнообразие коммуникаций требует проведения их классификации. В литературе по теории коммуникации можно увидеть различные подходы к типологии коммуникации.

·        Георгий Георгевич Почепцов(украинский специалист в области коммуникативных технологий) выделяет виды коммуникации, опираясь на понятие “коммуникативное пространство”. Он выделяет такие виды коммуникации, как визуальная, вербальная, перформансная, мифологическая, художественная.

·        Михаил Алексеевич Василик(советский и российский философ)рассматривает виды и уровни коммуникации, а также отдельно выделяет профессионально ориентированную коммуникацию. В рамках этих видов и уровней коммуникации этим автором рассматриваются многочисленные формы коммуникации. Так, в рамках вербальной коммуникации выделяются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор. Среди многообразия коммуникаций в организации особо отмечаются различные формы  деловой коммуникации: деловой разговор, деловая беседа, деловое совещание и т.п.

·        По наиболее значимым основаниям коммуникации проведена классификация Феликсом  Изосимовичом  Шарковым (советский и российский социолог). Он выделяет следующие типы коммуникации:

Ø По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц:

 а) массовая коммуникация (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп);

 б) среднего уровня  (между и в больших социальных группах - групповая, в социальных организациях - внутриорганизационные коммуникации);

 в) локальная (внутрисемейная, в малых группах - внутригрупповая, межгрупповая).

Ø По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений – межличностные коммуникации (как правило связана с идеальной моделью коммуникации,  в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой “общение с самим собой” (человек диалогизирует свой внутренний “монолог”, разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alterego).

Ø По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на а) непосредственные (прямые) и б) опосредованные (дистанционные).

Ø По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на

а) активные и б) пассивные. Если коммуникатор воздействует нареципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

Ø По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно( обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения).

Ø В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на а) горизонтальные и б) вертикальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие.  Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными). Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах. Горизонтальные коммуникации происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе.

Ø В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на а) вербальные и б) невербальные. Кроме вышеотмеченных видов коммуникации выделяют когнитивные, конфликтные, кризисные, межкультурные, офисные, производственные, протестные, рекреационные, уличные, художественные, экспрессивные и т.д. 

Деловая коммуникация является  важнейшим аспектом любой профессиональной деятельности и может быть отнесена к самостоятельному виду коммуникации.К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многие практики и теоретики управления придерживаются такой точки зрения на деловую коммуникацию - важно, чтобы коммуникатор говорил на одном языке с получателем информации, правильно оценивал форму получения информации, а также значение обратной связи.

К наиболее универсальным, применимым в различных сферах деятельности, относят такие формы коммуникации как диалог, дискуссия и беседа.

Диалог – это двусторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании – горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.

Дискуссия – разновидность спора как словесного состязания.

 Дискутировать – публично обсуждать спорный вопрос. Диспутировать – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу.

Дебатировать – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу.

Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражениями, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая собственную точку зрения.

Таким образом,  если дискуссия – это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

 Беседа – вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. К формам коммуникации относят такие как письменная, устная, визуальная (их содержание рассмотрим чуть позже).

Различные формы и виды коммуникации объединяются функциями  коммуникации. Рассмотрим их более подробно в следующем вопросе.

Приведите пример из жизни  по каждому типу коммуникации.

4.Функции коммуникации и коммуникативного акта.

 Зачем мы вступаем в коммуникацию? Ответ на данный вопрос характеризует функции коммуникации. Вне зависимости от средств и каналов коммуникации, мы передаем сообщения для того, чтобы предупредить других людей (дорожные знаки, крик), информировать о чем-либо (телетекст, пресс-релиз), объяснить что-либо (учебник или план исследования), развлечь (художественный фильм, спектакль), описать что-либо (документальный фильм или устный рассказ), убедить кого-либо (плакат, призывающий хранить деньги в данном банке) и т.д. Таким образом, исходной причиной коммуникации служат потребности человека или группы людей, поэтому для анализа функций коммуникации используют схему-пирамиду человеческих потребностей, предложенную Абрахамом Маслоу. Пять уровней пирамиды Маслоу (физиологические потребности, потребности безопасности, потребности взаимоотношений – любовь, дружба, семья, принадлежность к группе людей,  необходимость уважения и самореализации) позволяют выделить наиболее общие функции коммуникации как выживание и сотрудничество с другими людьми. Можно также говорить о функциях коммуникации применительно к некоторым коммуникативным актам и коммуникативным событиям. Например, функции коммуникации могут быть надстроены над моделью коммуникации и “прикреплены” к ее участникам и элементам.

 Из модели Романа Осиповича Якобсона, которая применима как для анализа языка и коммуникативных систем в целом, так и для функционального исследования отдельных речевых и коммуникативных актов и коммуникативных событий, вытекают шесть функций: эмотивная, конативная, референтивная, поэтическая, фатическая, метаязыковая. Каждая из предложенных им функций связана с тем или иным участником или элементом коммуникации. Другие исследователи предпочитают минимизировать количество функций, выделяя лишь основные и считая другие разновидностью основных. Так, известный психолог и лингвист Карл Бюлер выделял три функции языка, проявляющиеся в любом акте речи:

*    функцию выражения (экспрессивную), соотносимую с говорящим,

*    функцию обращения (апеллятивную), соотносимую со слушающим,

*    функцию сообщения (репрезентативную), соотносимую с предметом речи.

Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации. Традиционно также выделяются либо две, либо три функции языка и коммуникации, которые, впрочем, пересекаются друг с другом.

Считается , что язык в первую очередь выполняет познавательную (когнитивную) или информационную функцию: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.

Вторая функция – оценочная: выражение личных оценок и отношений, третья – аффективная: передача эмоций и чувств. Таким образом, приведенные классификации функций коммуникации связаны как с минимализацией (упрощением), так и с введением большого количества функций. Весьма незначительно в них исследована роль адресата (только в глазах говорящего, в его предположении о возможной реакции слушающего). Как правило рассматриваются два минимальных участника коммуникации, а групповая и массовая коммуникации требуют отдельного и дополнительного разговора.

Основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:

·        информативно-коммуникативные (обмен информацией);

·        интерактивные (общение);

·        гносеологические (познание);

·        аксиологические (обмен духовными и культурными ценностями);

·        нормативные (закрепление или передача норм);

·        социально-практические (передача знаний, умений, навыков).

От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.

 

5. Средства вербальной и невербальной коммуникации

Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников. Вербальная коммуникация, как считают специа­листы по теории коммуникации, может проходить преимущест­венно в форме диалога или монолога.

Диалогом называется форма общения, состоящая из обмена высказываниями двух взаимодействующих сторон или партнеров. На практике диалог представляет собой взаимные реплики собеседников, которые в свою очередь являются естественным ответом на побуждения собеседника или реакцией на происходящее вокруг. Выделяют следующие типы диалога:

- информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуни­кации и имеющий своей целью получение информации;

- прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить какое-либо действие;

- обмен мнениями, представляющий собой общение дискуссионного характера между собеседниками с равной коммуникативной компетенцией;

- праздноречивый, представляющий собой эмоциональное общение собеседников.

Монолог является речевой формой общения, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие, поскольку произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. Выделяют следующие типы монолога:

- информационный, означающий сообщения различного рода.

- драматический.

Стили вербальной коммуникации- совокупность устойчивых и привычных способов поведения присущих данному человеку которые используются им при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми. Выделяют следующие стили:

- Прямой  стиль представляет собой индивидуальную стабильную форму коммуникативного поведения человека, проявляющуюся в любых условиях взаимодействия с другими людьми.

- Непрямой- позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека.

- Искусный, вычурный- основываются на различной степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания и т.д.

- Краткий, сжатый

-  Инструментальный -ориентирован на говорящего

- Аффективный-направлен на слушателя.

Различного рода чувства, переживания и настроения, не поддающиеся словесному выра­жению, передаются средствами невербального общения.

Под невербальной коммуникацией в науке понимается совокупность неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения. Невербальные способы передачи информации появились в жизни людей раньше, чем вербальные. Выделяют три типа невербальных средств:

- поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение . от волнения, дрожь от холода или страха и др.;

- ненамеренные знаки, употребление которых связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.;

- собственно коммуникативные знаки — сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.

Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Эта цель является общей для всех культур, но в разных культурах «слова» невербального языка имеют разное значение, им придается различный смысл. Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да».

Глубокое и обстоятельное рассмотрение невербальной ком­муникации достигается через раскрытие ее основных форм и способов, к которым относятся:

- кинесика — совокупность жестов, поз, телодвижений;

-такесика — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопыва­ния и другие прикосновения к телу партнера по коммуникации;

-сенсорика — совокупность чувственных восприятий, основыва­ющихся на информации от органов чувств;

- проксемика — способы использования пространства в процессе коммуникации;

- хронемика — способы использования времени в процессе ком­муникации;

-окулистика-использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. Невербальные средства позволяют адекватно оценить ситуативные условия общения, личностные особенности партнера и эмоциональный и интеллектуальный подтекст высказывания.

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Широко используемые жесты включают в себя такое действие, как указывание на что-либо или кого-либо (это один из немногих жестов, чей смысл мало различается в разных странах), а также использование рук и тела синхронно с ритмами речи, чтобы подчеркивать некоторые слова или фразы. Многие внешне схожие жесты имеют разный смысл в разных странах. Один и тот же жест может быть безобидным в одной стране и вульгарным в другой стране. Кроме того, даже однотипные или аналогичные жесты могут слегка отличаться в разных странах. Например, когда россиянин считает что-либо на пальцах, он, как правило, загибает пальцы внутрь ладони, в то время как типичный американец, наоборот, при счёте разгибает пальцы.

 

Жесты имеют три стадии. Центральной являются стадия реализации, именуемая пиком. Экскурсия готовит движение, рекурсия — это стадия, освобождающая энергию, выход из движения. Фазы жеста соотносятся с такими кинесическими параметрами как интенсивность движения, направление и траектория движения, степень мускульного напряжения. Они связаны с амплитудой или широтой движения, напоминающей длину произносимого слога, со скоростью или временной продолжительностью движения, подобными темпу речи.

 Различают произвольные и непроизвольные жесты. Поскольку все эти жесты культурно обусловлены, в разных культурах одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение, что зачастую создает много проблем в межкультурной коммуникации.

 Отмечаются русские жесты, которые могут употребляться самостоятельно. Это жесты прощания, приветствия, привлечения внимания, запрещающие, жесты угрозы, оскорбительные, дразнящие, утвердительные, вопросительные, благодарности, примирения, просьбы, некоторые описательно-изобразительные жесты, жесты одобрения, негативной оценки, иронии и ряд эмоциональных жестов. Практически все указанные жесты могут употребляться как автономные носители значения (кроме подчеркивающих жестов) и легко понимаются в контексте соответствующей ситуации.

Основные функции жестов в коммуникации:

А) функцию регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего (так называемые иллюстративные жесты, сопровождающие многие речевые акты: приветствие, приказы, угрозы и т. д.)

Б) отображение в коммуникативном акте актуальных речевых действий. Это так называемые перформативные жесты. К ним принадлежат, например, невербальные просьбы типа поманить пальцем, жесты — вопросы и т. д.

 В) коммуникативную функцию передачи адресату некоторой порции смысловой информации, например, жест — приложить палец к губам. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие единицы, как отвернуться, подмигнуть, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и т. Д

 Г) репрезентацию внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношение к партнеру по коммуникациям. Основой всех этих жестов является эмоция, а не его физиологическое проявление. Примерами русских симптоматических жестов являются: прикрыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, барабанить пальцами по столу, делать большие (круглые.страшные) глаза, топнуть ногой.

 Д) дейктическую функцию: пояснение величины или размера какого-то объекта, а также уточнение местоположения лица или объекта.

 Е) жестовое комментирование физических действий некоторого лица (например, жестовое представление чьей-либо походки или имитацию манеры поведения за столом).

 Ж) риторическую функцию. К риторическим жестам принадлежат некоторые жесты, с обязательностью сопровождающие речь, т. е. иллюстраторы. Основным назначением риторических иллюстраторов, является не смысловое дополнение речевых сообщений или их фрагментов, а украшение и усиление отдельных аспектов той речи, которую они сопровождают.

Е. А. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения, на основе которой составлялись тесты задания для исследования возможностей детей:

·        Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

·        Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнера.

·        Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

·        Жестикуляция — это сложная и интенсивная кинетическая активность говорящего человека. Она возникает только тогда, когда человек активно разговаривает с другими людьми .

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Различные речевые единицы внутри реплики соотносятся с различными движениями рук.

Таким образом, процесс речевого выражения осуществляется одновременно в двух формах активности: речевых органов и движений тела.  

 Особая область использования жестов – это искусство (пантомима, опера, драма). Они являются только составной частью языка в системе общения актёра с публикой. А вот жесты, применяемые на транспорте, в армии, в спорте – это самостоятельные невербальные системы общения.

Итак, в армии, в спорте, на транспорте применяются кинетические (двигательные) системы, состав которых узаконен, нормативен.

 Все жестовые системы (кинетические)различаются по структуре: по составу, принципам устройства, уровню коммуникативной самостоятельности и функциям (сфера и частота использования).
Формы овладения не слышащим ребенком специфическими средствами общения:

Ø Дактильная речь – движение пальцев рук обозначают не сами явления и предметы окружающего мира , как у индейских племён, в искусстве, а буквы алфавитов   языков разных национальностей. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка: русского, английского, немецкого и др. Таким образом дактильная  речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей и родителей) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи. Система жестового общения глухих имеет сложную структуру, включает две разновидности жестовой речи: русскую и калькирующую. 

Ø Русская жестовая речь (РЖР) — это общение при помощи средств русского жестового языка — самобытной лингвистической системы, обладающей своеобразной лексикой, грамматикой и т.д.

Ø Калькирующая жестовая речь (КЖР) — калькирует лингвистическую структуру словесного языка. Калькирующая жестовая речь — вторичная знаковая система, которая усваивается на базе и в процессе изучения глухим ребенком словесной речи. Жесты здесь являются эквивалентами слов, а порядок их следования такой же, как в обычном предложении. 

 Рассматривая особенности различных жестовых систем, мы выяснили, в чем их различие, в чем сходство. Еще раз подчеркнем: главное, что объединяет эти системы, — способ передачи и восприятия информации. В качестве основной смысловой единицы здесь служит жест — кинетический акт, в котором участвуют в первую очередь руки. Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определенным образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т. д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т.

Паравербалъные средства  совокуп­ность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определен­ная часть информации передается через голосовые оттенки, ко­торым в разных языках придается определенный смысл. Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личных качеств человека, тем не менее, в процессе общения следует помнить о важной особенности вос­приятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенной ре­чью (приятный тембр, интонации), приписывать им не только вы­сокие интеллектуальные и психологические качества (обаяние, интеллигентность, доброжелательность), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, на­дежность, уверенность и др.).

С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжела­тельность, тревожность, уверенность, заинтересованность. На­пример, эмоция печали выражается медленным нарастанием и спадом силы и высоты голоса, увеличенной длительностью сло­гов, падением силы и звонкости голоса. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глу­хой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощуще­ния, переживания, которые необходимы для достижения опреде­ленных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербальных средств общения, к которым относят­ся:

-  просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса;

-эк­стралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помощью голоса).


Отличие вербальной и невербальной коммуникации состоит в:
а) способах кодирования информации +
б) каналах связи
в) целях передачи информации

 К вербальной коммуникации не относится:
а) письмо
б) говорение
в) слушание +


Вербальные коммуникации осуществляются с помощью:

а) жестов;

б) определенного темпа речи;

в) установления определенной дистанции между общающимися;

г) устной речи;+

Невербальными средствами общения являются:

а) рукопожатие;+

б) походка;+

в) телефон;

г) взгляд;+

д) электронная почта.

 

Для чего используют дактильную и жестовую речь ?

 

 Формы овладения не слышащим ребенком специфическими средствами общения:

a)     дактильная речь

b)    естественные жесты

c)     русский жестовый язык

d)    калькирующая жестовая речь


Определите, к каким видам жестов относятся: руки в карманах, поправлять галстук, трогать пуговицы.

a)     Механические жесты

b)    Эмоциональные жесты

c)     Указательные жесты.

d)    Специфические жесты.

6. Понятие эффективной коммуникации.

Так же, как и с определением общения, здесь важно усвоить один основополагающий тезис: успешная коммуникация и эффективная коммуникация – это разные вещи.

Упрощенно говоря, успешная – это состоявшаяся (независимо от того, чем закончилось общение), а эффективная – это свершившийся коммуникационный акт, когда в результате взаимодействия достигаются определенные цели.

Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения. И речь идет не только о легкости установления контакта и умении поддерживать любой разговор, в какие трущобы он ни завел, – здесь нужны специфические способности, которые обычно относят к навыкам синтонного общения.

Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.

С этой точки зрения эффективная коммуникация – высший уровень общения, в процессе которого не передаются сухие факты. Здесь главным образом задействуются чувства и эмоции человека, чтобы добиться от него ожидаемого результата. От коммуникатора же требуется не только способность понимать цели и мотивы собеседника, но и умение играть на его волнениях.

Есть еще такое понятие, как неэффективная коммуникация – это крайне неприятное общение, несущее непонимание, противостояние и разногласия, что может привести не только к обычным ссорам, но и к глубоким (непримиримым) конфликтам с некомпенсируемыми последствиями.

Как научиться эффективной коммуникации

Можем ли мы что-то сделать, чтобы стать приятным собеседником? Можем!

Научиться эффективной коммуникации не так уж сложно – достаточно придерживаться хотя бы этих нескольких правил:

Молчи и слушай. Не стоит постоянно доминировать в разговоре. Собеседник ждет от партнера не только высказываний по поводу его точек зрения «на все», но и банального понимания (то есть умения выслушать);

Эмпатия. Психологи говорят, что при разговоре нужно не просто воспринимать сухие факты, но и пытаться разобраться в чувствах и эмоциях собеседника. Отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и понимание – залог успеха;

Оптимизм. Если говорить только об отрицательных моментах и постоянно жаловаться, собеседник быстро от вас отвернется. Нужно нести позитив, зарождать надежду, морально вдохновлять и поддерживать, и тогда общения с вами будут искать даже те, кому вы раньше не были интересны;

Уважение. Во время беседы нельзя откровенно критиковать, осуждать или жестоко шутить. Проявить уважение и понимание к чувствам другого – этого требует не только вежливость, но и элементарная воспитанность;

Щепетильность. Касательно того, когда нужно уступить, у каждого есть свое мнение. Заметив какие-то несовпадения с собственной версией, не спешите сразу об этом заявлять. Шутки и насмешки в этом случае категорически не приемлемы. Даже если мнение собеседника очевидно неправильно, лучше тактично промолчать или просто уступить.


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Профиль: Специальная дошкольная педагогика и психология , 3 курс группа

Профиль: Специальная дошкольная педагогика и психология , 3 курс группа

Тема: «Коммуникации. Средства коммуникации

Тема: «Коммуникации. Средства коммуникации

Коммуникация – это не просто общение…

Коммуникация – это не просто общение…

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями…

В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями…

Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи

Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи

Михаил Алексеевич Василик(советский и российский философ)рассматривает виды и уровни коммуникации, а также отдельно выделяет профессионально ориентированную коммуникацию

Михаил Алексеевич Василик(советский и российский философ)рассматривает виды и уровни коммуникации, а также отдельно выделяет профессионально ориентированную коммуникацию

По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные)

По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные)

Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражениями, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая собственную точку зрения

Полемизировать – участвовать в полемике, публично выступать с возражениями, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая собственную точку зрения

Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации

Отправитель сообщения выражает себя, апеллирует к получателю и репрезентирует предмет коммуникации

Выделяют следующие типы диалога: - информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуни­кации и имеющий своей целью получение информации; - прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить…

Выделяют следующие типы диалога: - информативный, состоящий из вопросно-ответной коммуни­кации и имеющий своей целью получение информации; - прескриптивный, содержащий просьбу, приказ, обещание или отказ выполнить…

Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да»

Так, покачивание головой из стороны в сторону для русского человека означает «нет», в то время как для болгарина это значит «да»

Основные функции жестов в коммуникации:

Основные функции жестов в коммуникации:

Итак, в армии, в спорте, на транспорте применяются кинетические (двигательные) системы, состав которых узаконен, нормативен

Итак, в армии, в спорте, на транспорте применяются кинетические (двигательные) системы, состав которых узаконен, нормативен

С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжела­тельность, тревожность, уверенность, заинтересованность

С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжела­тельность, тревожность, уверенность, заинтересованность

Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения

Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023