МОУ «Бендерский детский сад № 26»
Выступление
в рамках МО специалистов
приоритетного направления деятельности ОДО «Познавательное развитие»:
«Основы использования мнемических приемов запоминания»
Подготовил:
Сербов А.С.
Зам.зав. по ОД
Обр.вышее
Общий стаж работы 9 года
Стаж в должности: 3года
б\к
15.03.2022г.
Государственный Образовательный Стандарт введённый 16 мая 2017г., предъявляет в качестве результата освоения ООП детьми, целевые ориентиры. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и компетенции, формируемые образовательными областями.
Ребёнок должен запомнить большое количество информации. В связи с этим, одной из задач образовательной системы, является развитие памяти, начиная с дошкольного возраста. Поэтому перед педагогами стала задача – облегчить процесс запоминания для детей дошкольного возраста.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которым он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения сведений, необходимых ему для практической деятельности.
Начнем с акцента на том, что мышление человека оперирует только той информацией, которую сохранила память. Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации.
В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение.
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение при узнавании и забывание.
Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:
– двигательная (моторная) – память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д.
– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуков, цветов, форм предметов и так далее.
– словесно-логическая (или словесно-смысловая), которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли.
– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.
Существуют два вида запоминания информации: произвольное и непроизвольное.
Произвольное запоминание - это специальное. К нему можно отнести зубрёжку стихов, исторических дат, математических формул.
Непроизвольное запоминание довольно непредсказуемо. Ребёнок запоминает то, что увидел, услышал, потрогал. Какая-то информация попадает в раздел долговременной памяти, а другая уничтожается, потому что не нужна, ребёнок ей не пользуется.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтиллиона.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Мнемические приемы — основа развития памяти.
Преимуществ использования мнемотехники для детей достаточно много. Из них самые значимые следующие:
Ø Расширяет не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире.
Ø У детей появляется желание пересказывать, понимая, что это совсем не трудно.
Ø Развивается мелкая моторика рук детей.
Ø Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Ø Является одним из эффективных способов развития речи и познания окружающего мира.
Ø Улучшается память, включается ассоциативное мышление детей.
Ø Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Также при помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, развивать общительность. Включая в работу оба полушария головного мозга, мнемотехника создают хорошие предпосылки для раскрытия творческих способностей у детей.
Основная задача - сформировать у детей навыки запоминания любой информации, используя различные приемы и методы.
Для детей дошкольного возраста допустимо использование следующих приемов:
1.Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д. Поиск ассоциаций, видимо, наиболее распространенный и доступный способ запоминания, так как ассоциации -фундаментальная характеристика психической деятельности. Для использования ассоциации в целях улучшения памяти чаще всего особой работы не требуется. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить следующие вопросы.
На что похоже это изображение?
Что напоминает вам этот рисунок?
О чем вы подумали в процессе моего рассказа?
Встречали ли вы раньше нечто похожее? И т. п.
2.Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.
В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных.
3.Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией.
4.Ритмизация и рифмование
Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается.
Рифмы – если ребенок любит стихи, он может попытаться зарифмовать определенное слово; этот прием также весьма эффективный для развития речи;
Созвучия – помогает запоминать сложные и длинные слова, а также терминологию;
6.История
Цель этого метода – сочинить на основе слов, который нужно удержать в памяти, в смешную историю. Таким «творчеством» очень любят заниматься детки 5 лет. К примеру, малыш идет в магазин с папой, которому нужно купить кефир, батон, туалетную бумагу и сосиски. В таком случае можно придумать следующую историю: «Нам с папой нужно быстро позавтракать дома бутербродами из батона и сосисок, запить это кефиром, и вытереть руки туалетной бумагой».
7.Цепочка
Метод похож на предыдущий, только здесь все предметы запоминаются в определенной и закономерной последовательности. Например – сосиски прячутся в разрезанный батон, который обертывается туалетной бумагой и вымачивается в кефире.
8.Мнемоквадраты
Использование картинок с простым изображением, которое поймет ребенок. Картинка может подразумевать один предмет (понятие) или несколько. С помощью картинок можно пополнять словарный запас ребенка, обучать его каким-то простым действиям повседневной жизни.
9.Мнемодорожки
Несколько картинок, которые представляют собой правильную последовательность какого-либо действия или события. Например, смена времен года, процесс от пробуждения до выхода из дома (убирание постели, умывание, чистка зубов, завтрак, одевание) и так далее.
10.Мнемотаблицы
Представляют собой несколько собранных вместе картинок: от 4 до 9, которые шифруют стихотворения для детей, сказки, обучающие истории и другое.
И, помните, что изображения на карточках должны быть яркими, большими, простыми и понятными для ребенка. Нужно учитывать возраст, словарный запас. Если какое-то понятие на картинке ребенок не понимает, использовать его для мнемотехники не рекомендуется.
11.Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа.
Ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его комната. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска для рисования мелом, цветок. Идем мысленно к каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить).
12.Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Развитие памяти с помощью приемов мнемотехники начинается со средней группы, так как способность оперирования конкретными образами предметов возникают в 4-5 лет. Первые занятия с использованием приемов мнемотехники проходят во втором полугодии средней группы. В этом возрасте приемы предлагаются в виде игр и упражнений. В средней группе используется прием подбора слов-ассоциаций.
Чем отличается мнемотехника от других технологий:
· Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.
· Экономичностью – используется имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.
· Процессуальностью - развитие ребенка рассматриваются как процесс.
· Здоровьесбережением – реализуется исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога. Педагог выступает в роли союзника, наставника.
· Универсальностью – может использоваться любым педагогом и родителями.
Эффективность использования приемов мнемотехники дошкольниками подтверждается качественными и количественными показателями, полученными в результате проведения диагностики. Значительно увеличивается объем запоминаемых слов и картинок (в среднем с первого раза ребенок запоминает 8-10 слов или картинок из 10 предложенных).
Возрастает скорость запоминания (нет необходимости в нескольких повторах), увеличивается точность и длительность хранения информации. Таким образом, можно сделать вывод о важности обучения дошкольников приемам мнемотехники в условиях дошкольных образовательных учреждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.