ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»
Кафедра дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента
КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Мистер Этикет»
для студентов III
курса, группы ФП18ДР62CД1
направление 44.03.01 Педагогическое образование,
профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Магистранта: Сербов Анны Сергеевны
Форма обучения заочная группа: ФП20ВР68ПД1
Направление подготовки: 6.44.04.01 «Педагогическое образование»
Программа магистратуры: «Педагогика дошкольного детства»
Сроки прохождения практики с 01.02.2021 по 20.03.2021г.
База практики: ГОУ «ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. Г. ШЕВЧЕНКО»
Приказ: № 44-ПР от 21.01.21 г.
Оценка преподавателя__________к.п.н., Музенитова Э.А.
Тирасполь 2021 г.
Образовательные цели занятия.
1. Углубить знания учащихся о правильных нормах поведения.
2. Научить учащихся вежливости, правилам хорошего тона, выработать красивые, изящные манеры поведения, в основе которых «непременное соблюдение вежливости, любезности, такта и отсутствие эгоизма.
Развивающие цели занятия:
Развитие обще учебных умений и навыков, таких как память и внимание.
Воспитательная цель занятия:
Психотренинг поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Развлекательная цель занятия – создание благоприятной атмосферы на занятиях.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I Организационный момент
Преподаватель заходит в аудиторию , кидает папку на стол, не здоровается , жуёт жевательную резинку :
- Так взяли тетради, пишем!
(Студенты должны определить сами тему мероприятия)
Мы будем говорить сегодня об этикете или поведенческих правилах.
Нам всегда приятно иметь дело с воспитанными людьми, и мы испытываем определённые неудобства, общаясь с людьми невежественными. И это понятно. Человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям. Основные правила поведения в обществе людей называют этикетом.
Это слово произошло от французского названия карточек – «этикеток», которые вручались гостям на одном из пышных и изысканных приёмов у короля Франции Людовика XIV. Эти «Этикетки» содержали некоторые обязательные правила поведения на приёме. Воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе, ценились всегда. Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадёте впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не надо, достаточно понять их смысл. Сегодня мы попытаемся выяснить насколько вы, студенты тактичны, вежливы и воспитаны. Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций на знание общепринятых норм и правил поведения и обсудим их.
II. Итак, Ситуация 1.
Наверное, все мы любим обращаться с различными вопросами по телефону. Нас вечно что-то волнует. Сегодня узнать, что задали по математике на дом, завтра – во сколько начнутся занятия в университете… Но всегда ли наши усилия, увенчиваются успехом? Иногда бывает такое
- Алло!
- Алло!
- Кто это?
- А вам кто нужен?
- Куда это я попал?
- А куда вы хотели попасть?
- Вы скажете, кто вы, наконец?
(Бросает трубку)
- Да, кажется телефонный диалог не удался. Да, ситуация не из приятных! Что ж, будем учиться на чужих ошибках.
Какие ошибки были допущены при разговоре и кем? (Ответы студентов).
Сейчас мы станем свидетелем второго разговора. Может, он будет более удачливым?
- Справочная слушает!
- Алло! Справочная? Добрый вечер! Будьте любезны, если не затруднит, можно ли как-нибудь выяснить телефон моего очень хорошего друга. Видите ли, я потерял записную книжку и теперь…
- Фамилия!
- Чья?
- Вашего друга!
- Вы знаете , у него очень известная фамилия, он…
- Прошу Вас, быстрее!
- Но вы же меня все время перебиваете! Просто плохо воспитаны! Не знаете правил хорошего тона! Я не могу так разговаривать! (Бросает трубку)
Определите, какие ошибки были допущены во втором. Разговоре по телефону. (Обсуждение)
Вот некоторые основные правила телефонного разговора.
ü Если в вашей квартире раздался звонок не спрашивайте: «Кто это? Т.к. воспитанный человек, поздоровавшись, сам назовёт себя: он понимает, что заставлять человека тратить время на игру в «угадайку» не полагается.
ü Не следует выяснять, кто звонит, когда просят к телефону кого-то другого. Если человека нет на месте, - лучше спросить:»Не хотите ли что-нибудь ему передать?»
( На службе просить назвать себя вполне уместно)
ü Когда вас оторвали от дел ошибочным телефонным звонком, не стоит раздраженно кричать в трубку: «Правильно набирайте номер» - вероятно, это опять подвела автоматика.
ü А если вы ошиблись номером вы, сразу же извинитесь, а затем назовите тот номер телефона, по которому вы хотели бы дозвониться. Спрашивать: «А какой у вас номер?» не рекомендуется.
ü В начале разговора полагается спросить собеседника, удобно ли ему поговорить с вами сейчас, если нет – договоритесь о другом времени.
ü Тот, кто звонит, должен первым и закончить беседу, а если разговор прервался по техническим причинам, он же должен и перезвонить.
ü -Звонить по домашнему телефону раньше 9 часов утра и позже 10 часов вечера допустимо лишь в особо экстренных случаях.
Ситуация II
У всех нас день рождения – это любимый праздник. И, вероятно, каждый был приглашен и приглашал на него друзей. Сейчас я прочту вам сценку «Как на Танины именины». А вам, дорогие предстоит ответить на вопрос «Почему оба мальчика отказались идти на день рождения?» и рассказать нам, как бы вы пригласили своих друзей в гости на месте той девочки.
Танечка. Славик, у меня к тебе дело.
Славик. Не могла за кулисами сказать?
Танечка. Не могла там Шурик .
Славик. Ну , говори, только быстро.
Танечка. Славик, у меня в субботу день рождения. И я приглашаю..
Славик. Спасибо , придём.
Танечка. С кем?
Славик. Как с кем? С Шуриком, конечно.
Танечка. Понимаешь, Шурика я не могу пригласить: У него тройки. Потом он в музыкальной школе не учится…
Славик. Зато он ходит в спортивную школу. А тройки у всех случаются.
Танечка. И ещё..Шурик такой невыдержанный – может что-нибудь сказануть за столом, а потом красней за него. Помнишь, у Веры на дне рождения он заявил Серёже, что тот зазнайка?
Славик. А разве это неправда?
Танечка. Ну, всё равно, ты приходи один. Ладно? И Шурику– ни слова, а то он обидится.
(Шурик вбегает)
Шурик. Извините, ребята. Я там помогал скрипку настроить.
Танечка. Как же ты помогал, если ты в музыкальную школу не ходишь?
Шурик: Зачем мне это? Я у соседа – скрипача уроки беру. Для себя.
Танечка А тройки у тебя есть?
Шурик: Нет.
Танечка. Ой, как меня напугали! Я уже хотела одного Славика на день рождения пригласить! Представляешь, мне сказали, что ты троечник и вдобавок в музыкальной школе не учишься. Хорошо, что всё не так! В общем, ребята, в субботу я вас приглашаю на день рождения.
Славик. Я наверное, не смогу.
Шурик: А я, наверное, не захочу. Пригласи лучше мой дневник или футляр от скрипки.
Танечка. Слышишь, Славик? Всё-таки правду говорят, что он всякое сказануть может.
Осуждение неправильного поведения Тани .Вот основные правила приглашения в гости.
ü В гости приглашать надо всегда заранее.
ü На письменное приглашение надо обязательно давать однозначный ответ, чтобы приглашающие знали, можно ли на вас рассчитывать.
ü Если вас приглашают в гости, не спрашивайте: «А кто еще будет?». Если хозяева сочтут нужным, они сообщат вам, кто еще приглашен на вечер. Поскольку говорится о приглашениях, стоит сказать о том, можно ли приходить в гости без приглашения. Французская поговорка гласит: «Наноси визиты, не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают». На самом деле лицо человека, который открывает вам в таких случаях дверь, бывает более выразительным, чем его слова.
ü Неожиданный визит почти всегда причиняет беспокойство. Исключение может быть только среди друзей, когда допускается прийти в гости без предупреждения. Во всех остальных случаях такой визит допустим только в случае крайней необходимости.
ü Согласно правилам этикета, не позднее, чем через день после приема, надо позвонить хозяевам и выразить благодарность. Гости, приехавшие издалека, могут прислать открытку с благодарностью;
ü В обществе приняты «ответные визиты»: если вас пригласили в гости, пригласите хозяев и вы;
ü Не приглашайте в свой дом человека, который несколько раз отказался от вашего приглашения;
ü Приглашая в гости, обычно не оговаривают время окончания торжества. В кругу друзей это не имеет значения. Но вообще гости должны уходить вовремя, в зависимости от характера праздника. Если приглашают зайти вечером, уходят не позже 23—24 часов.
Ситуация III.
Ну, а теперь мы с вами пойдем в гости. Не правда ли, как здорово: чем-то нас угостят, как примут? Оказывается принимать гостей и ходить в гости не так-то просто. Например, невежливо приходить в гости с опозданием, «навеселе», неряшливо одетым. А если идёшь по какому-то поводу, да и ещё с подарком? Подарок надо уметь выбирать, учитывая очень многие обстоятельства и возраст человека и отношения с ним, и конечно же, его интересы и увлечения. Стоит изредка задумываться: а принесёт ли наш подарок радость?
Сейчас мы с вами разберём и обсудим как правильно дарить и принимать подарки.
Гость: Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну, ничего, не волнуйтесь, я ведь, кажется, вовремя. Поужинаем вместе
(Бросает пальто и шапку на стул)
Хозяйка: Я очень рада вас видеть…
Гость: (Осматривает стол) А у вас тут ничего, подходяще! Ух, ты! Это что такое? (хватает руками) Для чего? Ой, сломалась. До чего ж непрочные вещи у нас делают! Ого! А это что? Сколько стоит? Мне позарез нужно?
Хозяйка: Я вам дарю!
Гость: Серьёзно? Что, просто так? А что, беру (Прячет вещь в карман)
Хозяйка: Прошу к столу.
Гость: С удовольствием! Я вот здесь во главе стола люблю сидеть. (усаживается. Затыкает за воротник салфетку и бодро приступает к еде, нарушая одно за другим правила этикета: вилкой берёт хлеб, с возгласом «Вот это я люблю!» придвигает поближе какие-то блюда) А вот рыбу я не буду! Я её не люблю! Всё я наелся! (Со звоном переворачивает на блюдце чашку вверх дном и выходит из-за стола) Ухожу по английски, - не прощаясь.
Хозяйка (вскакивает) Подождите! Я провожу вас!
Обсуждение поведения гостя .
ü Придя в гости, не нужно стараться здороваться за руку с каждым из присутствующих. Здороваться обязательно с хозяином и хозяйкой дома, а остальным достаточно только поклониться. Не торопитесь сесть, подождите, пока вас пригласят, или когда хозяин и хозяйка сядут сами.
ü Невежливо поворачиваться спиной к собеседнику, а также к кому-либо другому, стоящему поблизости.
ü Не следует отказываться спеть, сыграть на инструменте или рассказать что-нибудь, если вас просят и если вы действительно можете это сделать. Не смотрите часто на часы, находясь в гостях. Если действительно необходимо уйти до того, как начнут расходится другие гости, это следует сделать незаметно для окружающих, предварительно извинившись перед хозяевами дома.
ü Нетактично злоупотреблять гостеприимством хозяев своим слишком долгим пребыванием.
В качестве заключения я хочу предложить вам блицконкурс для проверки ваших приобретённых знаний и навыков (За каждый правильный ответ ребята получают по конфете)
Итак, вопрос 1.
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
Ответ: кричать конечно , не стоит.
Слова заменяют жестом, поклоном.
Вопрос 2.
В школьном коридоре разговаривают преподаватели. Среди них вы увидели классного руководителя, проходя мимо, вы вежливо сказали: «Здравствуйте, Надежда Валерьевна»
Скажите, какая допущена ошибка? А может всё в порядке?
Ответ: Надо было сказать «здравствуйте», обращаясь ко всем преподавателям.
Вопрос 3.
Как используется полотняная салфетка?
(Её кладут на колени)
Вопрос 4.
Место ложки при сервировке стола?
(Слева от тарелки , выпуклой частью вниз)
Вопрос 5.
Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми? Мужчина или женщина? (оба)
Вопрос 6.
Как едят хлеб? (По мере необходимости отламывают небольшие кусочки. Нельзя откусывать от целого ломтя)
Вопрос 7.
Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это – вы или ваша спутница? (Вы)
Вопрос 8. Кто первым кладёт телефонную трубку мужчина или женщина? (женщина)
Вопрос 9.
Нужно ли распаковывать подарок в присутствии подарившего?
(Да, нужно распаковать, посмотреть, поблагодарить)
Вопрос 10. Вы кого-то печально толкнули. Как правильно сказать: « Извините», или «Извиняюсь» (Извините)
Вопрос 11.
Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой, а из ложки кладут в тарелку)
Вопрос 12.
Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить лицом или спиной к сидящим. (Лицом)
Вопрос 13.
Чем чистят мандарин? (Рукой)
Чем чистят апельсин ? (Ножом)
Вопрос 14.
Место ножа при сервировке стола?
(справа от тарелки, острием к тарелке).
Вопрос 15.
Как берут из общего блюда хлеб?
(Руками)
Вопрос 16.
Вы размешали сахар в чае (кофе), что делать с ложечкой? (ложечку кладут на блюдечко. В чашке ложку не оставляют)
Вопрос 17.
Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым? (младший)
III Заключительный этап урока.
На этом мы заканчиваем наше воспитательное мероприятие вот таким призывом: «Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, по отношению к другим людям. Воспитывать себя всегда очень непросто, но зато как это здорово: «Быть воспитанным» И тогда всем окружающим – родителям, друзьям, одногруппникам и даже незнакомым людям – будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.