Паспорт проекта
Название проекта |
Методическое сопровождение педагогов как эффективное средство реализации ГОС дошкольного образования |
Основания для разработки |
Государственные образовательные стандарты дошкольного образования |
Цель проекта |
Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности. |
Задачи проекта |
1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения. 2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ГОС дошкольного образования. 3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития; |
Структура проекта |
Содержание проблемы. · Цели и задачи проекта. · Концепция решения проблемы. · Анализ возможных рисков и способы их преодоления. · Обязанности методиста . · Внешние связи методической службы по реализации проекта. · Этапы реализации. · Ожидаемые результаты реализации проекта. · Критерии оценки результата. |
Сроки и этапы реализации |
1 этап. Организационно-подготовительный. (2018- 2019 у.г.) 2 этап. Внедренческий (май 2019 года – май 2020 года) 3 этап. Обобщающий (июнь - декабрь 2021 года) |
Назначение проекта |
Проект является целеполагающим для деятельности МОУ «Бендерский детский сад № 26» с 2019 г. До 2021 г. |
Ожидаемый конечный результат реализации проекта |
Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ГОС дошкольного образования |
Система организации контроля за исполнением проекта |
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.
|
1.Актуальность
Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.
Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять
свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.
В.Э. Пахальян.
I. Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется и в ГОС ДО.
II. Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения , которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В современных условиях противоречие между требуемым и актуальным уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации этих направлений углубляется.
III. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком .
2 .Цель и Задачи :
Разработать и апробировать модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ГОС ДО, ориентированной на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности.
1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Государственных образовательных стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.
2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих Ф
ГОС дошкольного образования.
3.Осуществлять мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;
3.Концепция решения проблемы:
Государственный образовательный стандарта дошкольного образования (основные положения);
Мотивированность самообразования педагогов;
Повышение профессиональной компетентности в условиях практико-ориентированной деятельности;
Рефлексия собственной деятельности – обязательное условие саморазвития личности.
Практические рекомендации по профессиональному развитию кадров.
Основополагающие идеи:
1. Переход на Государственный образовательный стандарт дошкольного образования потребует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической компетентности. Возникает необходимость изучения содержания ГОС ДО ,потребуются изменения в нормативной базе ДОУ
2. Управленческие принципы:
· Начиная новое дело – заботиться о том, чтобы в его основании находился прочный ценностный фундамент.
· Прежде чем приступить к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей.
3. Принципы обучения взрослых:
· обучение тому, что необходимо в практике;
· обучать через деятельность;
· для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение.
4. Использование активных форм обучения, для того, чтобы заинтересовать большинство педагогов в активном участии в методической работе.
5. Принцип сетевого взаимодействия.
Неподготовленность педагогов к переходу на ГОС вызвала необходимость разработки специальной программы – системы последовательных мер по их подготовке.
Программа разрабатывалась исходя из реального уровня подготовленности педагогов, их запросов, потребностей, местных условий развития образования. При подготовке программы были использованы теоретические и научные рекомендации, принципы и идеи, предшествующий результативный опыт практической методической работы педагогов ДОУ.
6. Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
· Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ГОС;
· Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
· Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
· Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
· Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Система методического сопровождения состоит из 3 разделов:
· Информационная поддержка педагогов ДОУ;
· Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
· Поддержка нормативного обеспечения внедрения ГОС ДО.
Содержание методической работы поможет педагогам:
· глубже переосмыслить сущность, цели и задачи дошкольного образования,
· овладеть новыми педагогическими технологиями, обеспечивающими личностно-ориентированный подход;
· проанализировать методическое обеспечение с позиций требований к реализации ГОС ДО в ДОУ;
· выбрать программы, учебно-дидактические пособия;
· расширить возможности личностного саморазвития и самореализации педагогов.
Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:
· мастер-классы;
· методические объединения;
· обучающие семинары;
· семинары-практикумы.
· тренинги
· дебаты
· деловые игры
· наставничество
Активный поиск путей решения данной проблемы в аспекте совершенствования содержания и форм повышения квалификации специалистов дошкольного профиля приводит к пониманию того, что в систему дополнительного профессионального образования могут быть «включены» дошкольные учреждения. Образовательная среда детского сада, как нельзя лучше, обеспечивает перевод полученных знаний в область практических действий, интеграцию личностного и профессионального компонента, что способствует формированию целостности профессиональной позиции как системообразующего фактора процесса повышения квалификации. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность, с точки зрения, сформированной позиции специалиста. Образовательная деятельность - процесс целесообразной, планомерной и систематической познавательной активности педагога, решающий задачи обучения, воспитания и развития личности в соответствии с современными требованиями в той или иной области.
Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОУ в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. В условиях изменения парадигмы образования основная цель методической работы – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства. Одной из важнейших задач реформирования отечественного образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Системой оценивания профессиональной компетентности в современном мире является аттестация руководящих и педагогических работников. Повышение квалификации – это процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.
4. Анализ возможных рисков и способы их преодоления:
Планируемый риск |
Возможный способ преодоления |
Сопротивление отдельных педагогов нововведениям |
Использовать возможности по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику |
Часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит; Часть не вникают в суть предстоящих изменений |
Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой. |
Отсутствуют чёткие представления о планировании в условиях реализации новых подходов к моделированию образовательного процесса.
|
Формирование проектировочных навыков у педагогов. Показать педагогам новые способы планирования с учётом содержания, организационных форм работы и различных видов детской деятельности. |
Трудности в фиксации индивидуального развития детей, которая может проводиться в рамках педагогической диагностики (или мониторинга) для решения образовательных задач. |
Создание принципиально новой системы оценки качества образования. |
Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предъявляемых образовательных услуг |
Рациональное распределение обязанностей |
5. Обязанности методиста:
1. руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
2. является основным участником реализации проекта;
3. выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
4. организует методическую работу в ДОУ: организует семинары, мастер-классы, круглые столов по повышению педагогического мастерства;
5. занимается информационным сопровождением проекта;
6. Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
(ноябрь 2018года - апрель 2019 года)
Содержание этапа:
1.1. Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к внедрению ГОСДО:
анкетирование педагогов ДОУ;
изучение опыта работы,
создание банка данных по внедрению ГОС ДО
определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2. Разработка модели методического сопровождения внедрения ГОС дошкольного образования в практику ДОУ.
2 этап. Внедренческий (май 2019года – май 2020 года)
Содержание этапа:
2.1. Реализация модели методического сопровождения педагогов ДОУ (3 основных группы воспитателей)
2.2. Промежуточные результаты реализации проекта
3 этап. Обобщающий (июнь - декабрь 2021 года)
Содержание этапа:
3.1. Оценка эффективности реализации модели методического сопровождения
3.2. Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях внедрения ГОС ДО в практику ДОУ.
3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения и реализации ГОС ДО в ДОУ.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта:
Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.
Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ГОС ДО.
Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.
Доведены стандарты к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ГОС.
Педагоги ознакомлены с технологиями разработки рабочих программ с учетом образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
Повышение качества образования.
8. Критерии оценки результата.
Критерии |
Показатели |
1. Знание программ и технологии разработки программ |
Создание педагогом рабочих программ, на основе образовательной программы;. |
2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС. |
Все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах; Составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей (целевые ориентиры), соответствующие требованиям к результатам основной образовательной программы. |
3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических пособий с учетом интересов всех субъектов образовательного процесса |
Определен список учебно-методических пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ГОС. |
4. Уровень профессиональной компетентности педагогов |
Повышение уровня сформированности мотивационно – профессиональной компетентности педагогов. |
Приложение 1
Методическое сопровождение введения и реализации ГОС ДО
в практику МОУ «Бендерский детский сад № 26»
Цель: Методическое сопровождение при переходе ДОУ на Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Задачи:
Раздел |
Содержание |
Формы |
Сроки |
Планируемый результат |
Информационная поддержка педагогов ДОУ. |
1. Организация обучения педагогов ДОУ по вопросам, связанным с введением ФГОС, повышение квалификации. 2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ГОС и реализацию воспитательно-образовательного процесса ДОУ |
|
2018-2019 у.г. |
Профессиональная готовность педагогов ДОУ к реализации ГОС ДО . На уровне ДОУ Наличие единых подходов при переходе на ГОС ДО. Повышение эффективности управления ДОУ, готовности к обновлению
На уровне педагогов Знание содержания и структуры ГОС ДО, концептуальных основ Принятие идеологии ГОС дошкольного образования; |
Поддержка формирования и развития кадрового потенциала |
1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода. 2. Совершенствование методического инструментария основной деятельности педагогов. |
Самооценка. Выявление педагогических затруднений введения ГОС ДО. Подготовка педагогов входящих в рабочую группу по организации введения ГОС. Обсуждение первых выявленных проблем и противоречий |
2019-2020 у.г. |
Способность педагогов ДОУ к мотивации на саморазвитие Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания; Повышение качества инновационных проектов и рабочих учебных программ педагогов;
|
Приложение 2
Методическое сопровождение введения и реализации ГОС ДО
в практику МОУ «Бендерский детский сад № 26»
Цель : методическую работу с педагогическим коллективом, направленную на создание условий для профессионального роста педагогов следует проводить дифференцированно по трем группам.
Задачи :
Ø работа с первой группой педагогов, обладающих высокими педагогическими способностями и являющихся проводниками новых технологий должна заключаться в формах работы, направленных на реализацию педагогами новых возможностей саморазвития, повышающих их ценность как профессионалов, как наставников в педагогической деятельности, как положительных примеров решения актуальных для педагогических работников проблем профессиональной деятельности.
1-я группа Творческая. |
Направления работы. |
Ответственный |
Педагоги, успешно реализующие свой высокий творческий потенциал, использующие инновационные технологии, владеющие рефлексивной культурой. |
Участие в рабочей группе по подготовке введения ГОС ДО. Оформление педагогами ценного педагогического опыта, подлежащего распространению. Участие педагогов в конкурсах внутри ДОУ, муниципального уровня, а также регионального и международного через образовательные сети Интернета. Проведение педагогами мастер-классов по представлению инновационных проектов педагогов на семинарах-практикумах. Показ педагогами презентаций созданных методических разработок, а также творческих отчетов о результатах работы. Участие педагогов в экспериментальной работе и проблемно-поисковых группах. Делегирование педагогам полномочий, направленных на решение коллективных задач. Наставничество педагогов 3-ей группы. |
з/з по ОД |
Ø Работа со второй группой педагогов должна быть направлена на стимулирование творческой активности.
2-я группа. Основа педколлектива |
Направления работы |
Ответственные |
Педагоги, работающие в стабильном режиме совершенствования своего педагогического мастерства. |
Организация группового консультирования по вопросам психолого-педагогического сопровождения ГОС ДО. Участие в коррекции ООП ДО в учетом ГОС ДО. Организационная помощь в обобщении педагогического опыта. Семинары по проблемам использования инновационных технологий. Помощь в подготовке мастер-классов, презентаций личных достижений. Освоение и внедрение в свою работу электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих реализацию ГОС дошкольного образования. Создание медиатеки для педагогов ДОУ с фото и видео материалами. Помощь в подготовке к аттестации на более высокую категорию. Помощь в использовании ЭОР Интернета. Привлечение педагогов к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам. Проведение психологических тренингов с целью развития рефлексивной культуры педагогов. |
з/з по ОД, педагоги творческой группы, педагог-психолог. |
Ø Для педагогов третьей группы следует выбирать формы работы, направленные на индивидуальную помощь со стороны старших коллег и наставников, использовать посещение открытых мероприятий, позволяющих на практике увидеть педагогические приемы о применение активных методов воспитания и обучения. С целью психологической поддержки, мотивации на успех, развития рефлексивной культуры проводить психологические тренинги и практические семинарские занятия.
Нуждающиеся в поддержке |
Направления работы |
Ответственные |
Педагоги, находящиеся на этапе становления, молодые специалисты |
Организация индивидуального консультирования по вопросам психолого-педагогического сопровождения ГОС ДО. Помощь в составлении индивидуальных маршрутов самообразования. Посещение мастер-классов и открытых просмотров НОД опытных педагогов. Индивидуальное консультирование. Проведение психологических тренингов с целью мотивации на успех. Помощь в использовании ЭОР Интернета. Получение помощи от педагогов творческой группы и специалистов (совместный поиск, отбор, апробация и внедрение в практику эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников) Проведение психологических тренингов с целью развития рефлексивной культуры педагогов. Проведение психологических тренингов с целью выявления причин профессиональной апатии педагога. |
з/з по ОД, педагоги-наставники, педагог-психолог, педагоги творческой группы. |
5.Результаты реализации проекта.
В результате успешной реализации проекта сложится система непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающая готовность к реализации ГОС ДО, произойдет повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ГОС ДО, уменьшатся риски формального, декларативного введения стандарта дошкольного образования в деятельность учреждения, сформируется психологическая готовность педагогов к работе в новых условиях.
Кроме того, у педагогов сложится система знаний по внедрению Стандарта в ДОУ, появится готовность к проектированию деятельности по реализации ГОС ДО.
Сформируется субъектная позиция педагогов в отношении введения ГОС ДО, основанная на педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности.
Результатом может быть становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.